Дело № 2-100/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Торопец 17 мая 2017 года
Торопецкий районный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Павловой Е.Г.,
при секретаре Колбанёвой О.В.,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика – Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торопецком районе Тверской области (межрайонное) - ФИО2, действующей на основании доверенности от 22 сентября 2016 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торопецком районе Тверской области (межрайонное) об обязании назначить страховую пенсию по старости с момента первоначального обращения и взыскании невыплаченной пенсии за период с 5 декабря 2016 года по 1 февраля 2017 года,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торопецком районе Тверской области (межрайонное) об обязании назначить страховую пенсию по старости с момента первоначального обращения в УПФР, то есть с 5 декабря 2016 года, и взыскании с ответчика невыплаченной пенсии за период с 5 декабря 2016 года по 1 февраля 2017 года в размере 25 620 рублей.
Свои требования мотивировал тем, что 5 декабря 2016 года он обратился к ответчику с заявлением о расчете и назначении ему пенсии по старости. Однако решением начальника Управления ПФР в Торопецком районе № 489070 от 9 декабря 2016 года, вынесенным на основании протокола № 178 комиссии ГУ УПФР РФ в Торопецком районе Тверской области по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 8 декабря 2016 года, в назначении пенсии ему было отказано ввиду отсутствия требуемого страхового стажа, поскольку к зачету не были приняты документы, а именно трудовая книжка, выданная ДД.ММ.ГГГГ, военный билет <данные изъяты>№, справка учета рабочего времени осужденного, в связи с тем, что фамилия и дата рождения, указанные в вышеперечисленных документах не совпадают с фамилией и датой рождения, указанных в паспорте истца. В связи с чем, истец был вынужден обратиться в суд с заявлением об установлении факта принадлежности правоустанавливающего документа. Решением Торопецкого районного суда Тверской области от 1 февраля 2017 года был установлен факт принадлежности истцу правоустанавливающих документов – трудовой книжки, выданной ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>№, справки учета рабочего времени осужденного в период отбывания им наказания в виде лишения свободы, выданной ДД.ММ.ГГГГ начальником подразделения №<адрес>. Данное решение вступило в законную силу 2 марта 2017 года. Вопрос о принадлежности военного билета <данные изъяты>№ был урегулирован истцом во внесудебном порядке.
17 марта 2017 года ответчиком истцу была назначения страховая пенсия по старости на основании ст.8 Закона № 400-ФЗ с 7 марта 2017 года бессрочно, в размере 5 722 рубля 47 копеек. С учетом доплаты, согласно Закону Тверской области № 70-30 от 28 октября 2016 года «О величине прожиточного минимума пенсионера в Тверской области на 2017 год» - 8 540 рублей.
На обращение истца к ответчику о выплате ему пенсии по старости с момента обращения о назначении пенсии, то есть с 5 декабря 2016 года, ему было отказано, со ссылкой на дату вступления решения суда в законную силу, то есть с 2 марта 2017 года.
Невыплаченная сумма пенсии за декабрь, январь и февраль, по подсчетам истца, составляет 25 620 рублей, исходя из размера ежемесячной выплаты в сумме 8 540 рублей.
В соответствии с п.1 ст.23 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», пенсия, предусмотренная настоящим Федеральным законом, независимо от её вида, назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее, чем со дня возникновения права на неё.
По мнению истца, решением ответчика о выплате истцу социальной пенсии с марта 2017 года нарушены его конституционные права на получение пенсии в полном объеме, поскольку пенсия должна выплачиваться ему с даты обращения в ГУ УПФР в Торопецком районе, то есть с 5 декабря 2016 года. В связи с чем, истец вынужден обратиться суд с иском о взыскании невыплаченной ему пенсии.
Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, уточнив, что просит суд обязать ответчика назначить ему страховую пенсию по старости с момента достижения 60-летнего возраста, то есть с 3 декабря 2016 года, и взыскать невыплаченную пенсию с декабря 2016 года по февраль 2017 года включительно в сумме 25 620 рублей, пояснив, что 2 декабря 2016 года он обратился с заявлением в пенсионный фонд о назначении ему страховой пенсии, 60 лет ему исполнилось 3 декабря 2016 года, при сдаче документов он никакие разьяснения от сотрудников пенсионного фонда не получал, после 12 декабря 2016 года он получил ответ из пенсионного фонда, что в назначении пенсии ему отказано, так как имеются неточности в записях в трудовой книжке, в справке из мест лишения свободы, он обратился в суд с заявлением об установлении факта принадлежности правоустанавливающих документов, 7 марта 2017 года решение суда, вступившее в законную силу им было представлено в пенсионный фонд, однако пенсионный фонд назначил ему пенсию с 7 марта 2017 года, т.е. с даты повторного обращения.
Представитель ответчика – Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торопецком районе Тверской области (межрайонное) – ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что 2 декабря 2016 года истец обратился в Управление ПФР с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. Решением Управления ПФР от 9 декабря 2016 года № 489070/16 на основании решения заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан истцу было отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст.35 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку на момент назначения страховой пенсии не выработан минимальный страховой стаж, установленных на 2016 год – 7 лет, поскольку представленные истцом документы для подтверждения страхового стажа – трудовая книжка, военный билет и справка учета времени работы осужденного не приняты к зачету Управлением ПФР в связи с несоответствием в них сведений, а именно фамилия и дата рождения не соответствует сведениям, содержащим в паспорте истца. Данное решение истцом в Отделении ПФР в Тверской области и (или) суде не обжаловалось. В соответствии со ст.8 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет. Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости в 2016 году составляет семь лет, в 2017 году – восемь лет.
В соответствии с п.1 ст.22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч.5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Пунктом 2 данной статьи определено, что днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч.7 ст.21 настоящего Федерального закона. Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, либо подается через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, днем обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
Согласно п.6 ст.21 Федерального закона «О страховых пенсиях» перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 года № 958н утвержден перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению. В соответствии с п.2 указанного Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии. В соответствии с п.6 Перечня для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы, подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 года № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий».
Согласно пункту 7 ст.22 Федерального закона «О страховых пенсиях» заявление о назначении страховой пенсии, заявление о переводе на страховую пенсию или заявление о переводе с одного вида страховой пенсии на другой рассматривается не позднее, чем через 10 рабочих дней со дня приема этого заявления органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч.7 ст.21 настоящего Федерального закона, которые он вправе представить по собственной инициативе с учетом положения ч.8 ст.21 настоящего Федерального закона.
07.03.2017 года истец обратился в Управление ПФР с заявлением о назначении страховой пенсии по старости и предоставил заверенную копию решения Торопецкого районного суда Тверской области от 01.02.2017 года, вступившего в законную силу 02.03.2017 года, об установлении факта принадлежности истцу трудовой книжки, заполненной ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>№, справки учета времени работы осужденного в период отбывания им наказания в виде лишения свободы, выданной начальником подразделения №<адрес>ДД.ММ.ГГГГ. Решением Управления ПФР от 16.03.2017 года № 88336/17 истцу была назначена страховая пенсия по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 07.03.2017 года в размере 5 722 рубля 47 копеек. Таким образом, считает вынесенное решение правомерным и соответствующим действующим нормам пенсионного законодательства Российской Федерации, в связи с чем, просит в иске отказать.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд считает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7, часть 3 статьи 37, часть 1 статьи 39).
Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.
Определяя в законе правовые основания назначения пенсии, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения страховой пенсии в зависимости от ряда объективных значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессий и т.д.).
Основания возникновения и порядок реализации прав граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400- ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 8, частями 1 и 2 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет. Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год.
В силу положений частей 1 и 6 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях» установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией. Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года № 958н утвержден перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению.
В соответствии с пунктом 2 указанного Перечня к заявлению гражданина, обратившегося за назначением страховой пенсии по старости, должны быть приложены документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина.
Согласно пункту 6 вышеуказанного Перечня для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий»; об индивидуальном пенсионном коэффициенте.
Исходя из положений части 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В силу частей 2 и 3 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
В случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
В судебном заседании установлено, что истец ФИО1 2 декабря 2016 года обратился в ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торопецком районе Тверской области (межрайонное) для оформления страховой пенсии по старости, предоставив необходимые документы.
На основании протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав № 178 от 8 декабря 2016 года и решения Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торопецком районе Тверской области (межрайонное) № 489070/16 от 9 декабря 2016 года ФИО1 отказано в назначении страховой пенсии по старости на основании статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку последним не выработан минимальный страховой стаж, установленный на 2016 год, - 7 лет.
Ответчиком при решении вопроса о назначении ФИО1 страховой пенсии по старости не приняты к зачету следующие документы, подтверждающие его трудовой стаж: трудовая книжка, выданная ДД.ММ.ГГГГ, военный билет <данные изъяты>№, справка учета рабочего времени осужденного, поскольку фамилия и дата рождения, указанные в вышеперечисленных документах не совпадают с фамилией и датой рождения, указанных в паспорте. В связи с чем, на момент обращения в пенсионный орган у ФИО1 отсутствовал минимальный страховой стаж в размере семи лет, что послужило основанием для отказа в назначении ему страховой пенсии по старости (л.д.75-112).
В связи с разночтениями с данными истца, указанными в его паспорте, с данными, имеющимися в трудовой книжке и справке учета рабочего времени осужденного, 11 января 2017 года ФИО1 обратился в суд с заявлением об установлении факта принадлежности правоустанавливающего документа, поскольку во внесудебном порядке урегулировать данный вопрос возможности у истца не имелось.
Решением Торопецкого районного суда Тверской области от 1 февраля 2017 года, вступившим в законную силу 2 марта 2017 года, установлен факт принадлежности истцу ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, правоустанавливающих документов – трудовой книжки на имя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, выданной ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>№, справки учета рабочего времени осужденного в период отбывания им наказания в виде лишения свободы, выданной ДД.ММ.ГГГГ начальником подразделения №<адрес>, на имя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения.
С указанным решением об установлении факта принадлежности правоустанавливающих документов 7 марта 2017 года истец вновь обратился к ответчику за назначением страховой пенсии по старости.
Решением ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торопецком районе Тверской области (межрайонное) от 16 марта 2017 года за № 88336/17 истцу ФИО1 назначена страхования пенсия по старости с 7 марта 2017 года бессрочно в размере 5 722 рубля 47 копеек. На основании решения ответчика от 4 апреля 2017 года за № 88336/17 истцу с 1 апреля 2017 года на основании ст.12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» установлена доплата к пенсии в размере 2 814 рублей 01 копейка (л.д.32-72).
Истец ФИО1 не согласен с решением ответчика о назначении ему страховой пенсии с момента предъявления решения суда об установлении факта принадлежности правоустанавливающего документа - 7 марта 2017 года, просит суд назначить ему страховую пенсию с момента первоначального обращения и возникновения права на неё – с 3 декабря 2016 года, взыскав с ответчика невыплаченную ему пенсию за период с декабря 2016 года по февраль 2017 года.
Исходя из анализа имеющихся в распоряжении суда материалов отказного пенсионного дела № и пенсионного дела № в отношении ФИО1 судом установлено, что на момент первоначального обращения истца с заявлением в пенсионный орган – 2 декабря 2016 года, ФИО1 фактически имел право на страховую пенсию по старости после достижения им 60-летнего возраста, то есть с 3 декабря 2016 года, и располагал необходимыми документами, подтверждающими право на пенсию, в том числе трудовой книжкой и справкой учета рабочего времени осужденного в период отбывания им наказания в виде лишения свободы, где были обнаружены ошибки в личных данных истца, а именно в написании фамилии и дате рождения. Однако в установленный законом срок по независящим от истца причинам он не мог устранить обнаруженные ошибки и представить уточняющие документы, поскольку только 1 февраля 2017 года в судебном порядке был установлен факт принадлежности ему указанных документов.
Учитывая положения части 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за ней, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Из исследованных в судебном заседании материалов усматривается, что по независящим от истца причинам, на дату обращения в пенсионный орган он не имел возможности представить уточняющие документы, свидетельствующие о принадлежности ему трудовой книжки и справки учета рабочего времени осужденного в период отбывания им наказания в виде лишения свободы. Вместе с тем, установив в судебном порядке факт принадлежности указанных документов, ФИО1 представил ответчику решение суда, подтверждающее принадлежность ему указанных документов, и, соответственно, его право на получение страховой пенсии по старости при наличии необходимого минимального страхового стажа и с момента достижения им 60-летнего возраста.
Вопрос реализации права истца на своевременное пенсионное обеспечение не может быть поставлен в зависимость от действий (бездействия) третьих лиц, независящих от истца, иной подход противоречил бы осуществлению прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации. Таким образом, поскольку вины истца в наличии в правоустанавливающих документах – трудовой книжке и справке учета рабочего времени осужденного ошибок в указании его фамилии и дате рождения не имеется, это не может умалять его права на получение пенсии, гарантированные государством.
Кроме того, именно орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за назначением страховой пенсии, разъяснения, какие дополнительно документы он должен представить.
Так, согласно пункту 20 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденных приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 года № 884н, при приеме заявления об установлении пенсии и документов, представленных заявителем для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность, и иным представленным документам; изготавливает копии документов, представленных заявителем для установления пенсии, и заверяет их в установленном порядке; регистрирует заявление в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и выдает уведомление о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии, в котором указывается дата приема заявления, перечень документов, представленных заявителем, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе.
Таким образом, из содержания статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях», раздела IV Правил обращения за страховой пенсией, утвержденных приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 N 884н, следует, что органы пенсионного фонда осуществляют прием граждан и консультирование по вопросам назначения пенсии, дают разъяснения о необходимости предоставления недостающих документов.
Аналогичные требования содержатся и в пункте 63 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Минтруда России от 19 января 2016 года № 14н.
Исходя из анализа указанных норм, оказание консультационных услуг, в том числе по вопросу наступления права на получение пенсии застрахованным гражданам, вменено в обязанности органов Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе и определение списка недостающих для назначения пенсии документов, которые указываются в уведомлении, выдаваемом заявителю, вместе с определением срока, до которого недостающие документы должны быть представлены.
Однако ни материалы гражданского дела, ни материалы отказного дела в отношении ФИО1, не содержат каких-либо доказательств о разъяснении ответчиком истцу, при обращении последнего 2 декабря 2016 года с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, необходимости предоставления каких-либо дополнительных документов.
Напротив, не разъяснив истцу необходимость предоставить недостающие документы и не установив срок для предоставления данных документов, ответчик своим решением от 9 декабря 2016 года отказал истцу в назначении страховой пенсии по старости.
Доводы представителя ответчика о том, что решение ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торопецком районе Тверской области (межрайонное) от 9 декабря 2016 года об отказе в назначении страховой пенсии по старости истцом ни в Отделении ПФР в Тверской области, ни в суде не обжаловалось, суд не может принять во внимание, поскольку нормами закона не предусмотрено, что защита пенсионных прав невозможна без оспаривания решения пенсионного органа. Отсутствие прямо сформулированного требования заинтересованного лица признать незаконным конкретное решение пенсионного органа, не влияет на возможность рассмотрения иных требований связанных с оценкой законности такого решения.
На основании изложенного, суд считает необходимым исковые требования ФИО1 удовлетворить, обязав ответчика назначить ему страховую пенсию по старости с момента первоначального обращения, но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию, т.е. с момента достижения истцом 60-летнего возраста – 3 декабря 2016 года.
Поскольку за период с декабря 2016 года по февраль 2017 года включительно пенсия истцу не выплачивалась, суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца сумму невыплаченной ему пенсии за указанный период времени. Истцом заявлена к взысканию сумма в размере 25 620 рублей, расчет суммы задолженности проверен судом и является арифметически правильным.
Так, решением ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торопецком районе Тверской области (межрайонное) от 16 марта 2017 года ФИО1 определен размер страховой пенсии по старости - 5 722 рубля 47 копеек. На основании решения ответчика от 4 апреля 2017 года за № 88336/17 истцу с 1 апреля 2017 года на основании ст.12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» установлена доплата к пенсии в размере 2 814 рублей 01 копейка, т.е. размер выплачиваемой истцу страховой пенсии увеличен до размера прожиточного минимума пенсионера, установленного в Тверской области – 8 540 рублей.
Согласно частей 1 и 4 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации.
Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2,3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.
Величина прожиточного минимума пенсионера в Тверской области на 2017 год установлена Законом Тверской области от 28 октября 2016 года № 70-ЗО и составляет 8 540 рублей. Величина прожиточного минимума пенсионера в Тверской области на 2016 год также составляла указанный размер – 8 540 рублей (Закон Тверской области от 29 октября 2015 года № 90-ЗО).
Таким образом, размер невыплаченной истцу пенсии за 3 месяца – с декабря 2016 года по февраль 2017 года составит 25 620 рублей, которую истец и заявил к взысканию с ответчика, последним данный размер невыплаченной суммы не оспорен, расчет задолженности в ином размере также не представлен. В связи с чем, суд полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца невыплаченную пенсию в размере 25 620 рублей.
В силу подпункта 5 пункта 2 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождаются истцы - пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, - по искам имущественного характера к Пенсионному фонду Российской Федерации.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в соответствующий бюджет, согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, в связи с чем, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 968 рублей 60 копеек.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торопецком районе Тверской области (межрайонное) назначить ФИО1 страховую пенсию по старости с 3 декабря 2016 года.
Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торопецком районе Тверской области (межрайонное) в пользу ФИО1 невыплаченную пенсию за декабрь 2016 года – февраль 2017 года в сумме 25 620 (двадцать пять тысяч шестьсот двадцать) рублей.
Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торопецком районе Тверской области (межрайонное) государственную пошлину в размере 968 (девятьсот шестьдесят восемь) рублей 60 копеек в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Торопецкий районный суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Председательствующий Е.Г. Павлова