ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-100/2021 от 01.03.2021 Избербашского городского суда (Республика Дагестан)

Гражданское дело

УИД:05RS0-20

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Избербаш 01 марта 2021 г.

Избербашский городской суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего – судьи Ахмедханова М.М.,

при секретаре судебного заседания Сулайбановой З.М.,

с участием представителей истца - Алиевой К.А. и Гаджиева М.Ш.,

представителя ответчика – Курбанова Ш.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора), поданное представителем по доверенности Алиевой К.А., к Администрации городского округа «Город Избербаш» Республики Дагестан (далее - Администрация ГО «г. Избербаш») о возмещении вреда, причиненного водному объекту - Каспийскому морю, в результате сброса неочищенных сточных вод Администрацией ГО «г. Избербаш» в размере 4 718 711 рублей,

установил:

Северо-Кавказское межрегиональное управление Росприроднадзора обратилось в суд с иском к Администрации городского округа «Город Избербаш» Республики Дагестан (далее - Администрация ГО «г.Избербаш» РД) о возмещении вреда, причиненного водному объекту - Каспийскому морю, в результате сброса неочищенных сточных вод, указывая следующее.

ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения рейдового осмотра, обследования водоохраной зоны Каспийского моря на административной территории г. Избербаш в районе пос. Рыбный, рядом с очистными сооружениями, координаты (42.525235, 47.909831), выявлен сброс сточных вод в Каспийское море. Сброс сточных вод осуществляется через сточную канаву в водный объект - Каспийское море, с территории пос. Рыбный. Сброс имеет специфический запах и мутный цвет. По результатам рейдового осмотра, обследования канавы, по колее которой течет сброс, было установлено, что русло канавы образуется в результате сброса сточных вод с прилегающей жилой зоны на административной территории г. Избербаш из-за необеспеченности данной жилой зоны централизованными системами водоотведения. В конечном итоге, канава впадает в Каспийское море, в результате чего происходит загрязнение водного объекта неочищенными сточными водами.

Администрацией городского округа "город Избербаш" Республики Дагестан" в п. Рыбный не подведены канализационные сети и ливневые системы водоотведения, после чего канализационные стоки жителей п. Рыбный стекают в Каспийское море без очистки.

13.02.2019 возбуждено дело административном правонарушении и проведении административного расследования № 19-0003/2-Ар по признакам правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8. 13 КоАП РФ.

В ходе рейдовых мероприятий 13.02.2019 проводился отбор проб сточной воды Отбор проб осуществлялся специалистом отдела химико-аналитического контроля «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по РД.

Согласно заключению филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по РД от 19.02.2019 № 13 по результатам количественного химического анализа в пробах сточных вод, сбрасываемых в Каспийское море, выявлено превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ для морских водоемов: Фосфат-ион - в 4,9 раза, АПАВ - в 1,3 раза, БПК5 - в 4,5 раза.

В рамках Административного дела № 19-0003/2-Ар Администрация ГО «город Избербаш» привлечена к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ.

Департаментом Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее по тексту Департамент) рассмотрено обращение, поступившее на имя Президента Российской Федерации о несанкционированном сбросе неочищенных сточных вод в Каспийское море в границах города Избербаш и отсутствии рабочих очистных сооружений в городе Избербаш. В рамках рассмотрения обращения осуществлен выезд на место.

В ходе осмотра 15.05.2019 выявлен факт сброса сточных вод в Каспийское море в границах города Избербаш по координатам (42.525235, 47.909831) в районе поселка Рыбный, рядом с очистными сооружениями. 15.05.2019 осуществлен отбор проб сточной воды, отбор проб осуществлялся специалистом отдела химико-аналитического контроля «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по РД. Согласно экспертному заключению филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по РД от 20.05.2019 № 37 по результатам количественного химического анализа в пробах сточных вод, сбрасываемых в Каспийское море, выявлено превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ для морских водоемов: Фосфат-ион - в 1,2 раза, АПАВ - в 9,3 раза. Сброс сточных вод осуществляется через сточную канаву в водный объект - Каспийское море, с территории пос. Рыбный. Сброс имеет специфический запах и мутный цвет. По результатам осмотра, обследования канавы, по колее которой течет сброс, было установлено, что русло канавы образуется в результате сброса сточных вод с прилегающей жилой зоны на административной территории г. Избербаш из-за необеспеченности данной жилой зоны централизованными системами водоотведения. В конечном итоге канава впадает в Каспийское море, в результате чего происходит загрязнение водного объекта неочищенными сточными водами.

Администрацией городского округа "город Избербаш" Республики Дагестан" в п. Рыбный не подведены канализационные сети и ливневые системы водоотведения, после чего канализационные стоки жителей п. Рыбный стекают в Каспийское море без очистки.

В связи с изложенным, Северо-Кавказское межрегиональное управление Росприроднадзора просит взыскать с Администрации ГО «г. Избербаш» вред, причиненный водному объекту - Каспийское море.

В судебном заседании представители истца Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора- Алиева К.А. и Гаджиев М.Ш., действующие на основании доверенностей, исковое требование поддержали, просили его удовлетворить по основаниям, указанным в исковом заявлении, просили взыскать с Администрации ГО «г. Избербаш» в доход государства в лице Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора сумму вреда, причиненного водному объекту - Каспийскому морю.

Представитель ответчика Администрации ГО «г.Избербаш» - Курбанов Ш.Т. исковые требования не признал, просил суд отказать в удовлетворении исковых требований.

Выслушав объяснения сторон, огласив и исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства и материалы дела, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

На основании п. 1 Положения «О Федеральной службе по надзору в сфере природопользования», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 400 - Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы.

В соответствии с п. 4 Положения «О Федеральной службе по надзору в сфере природопользования» - Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Согласно п. 1 Положения «О Северо-Кавказском межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования», утвержденному Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 27.08.2019 № 479 - Северо-Кавказское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования межрегионального уровня, осуществляющим отдельные функции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на территории Ставропольского края, Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево - Черкесской Республики, Республики Северная Осетия - Алания, Чеченской Республики, а также в Каспийском море.

На основании п. 4.65 Положения «О Северо-Кавказском межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования» - к полномочиям Управления относится предъявление в установленном законодательством Российской Федерации порядке исков, в том числе о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

Таким образом, Северо-Кавказское межрегиональное управление Росприроднадзора наделено правом обращения в суд о возмещении, причиненного вреда при осуществлении природопользования, в том числе, вреда причиненного водному объекту.

Проверка по соблюдению законодательства в области охраны природных ресурсов, в том числе, водного объекта - Каспийского моря, проводилась уполномоченным лицом (приказ № 63 от 05.02.2019 Департамента Росприроднадзора по СКФО).

Согласно заключению филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по РД от 22.05.2019 г. № 38 по результатам количественного химического анализа в пробах сточных вод, сбрасываемых в Каспийское море, выявлено превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ для морских водоемов: Фосфат-ион - в 2,0 раза, АПАВ - в 7,3 раза, БПК5 - в 2,0 раза.

В соответствии с п. 1 ст. 44 Водного Кодекса РФ, использование водных объектов для целей сброса сточных и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

Согласно ч. 1 п. 6 ст. 60 Водного Кодекса РФ, при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обеззараживанию.

Согласно п. 7 ч. 15 ст. 65 Водного Кодекса РФ в границах водоохранных зон запрещаются сброс сточных, в том числе дренажных, вод.

В соответствии со ст. 39 ФЗ "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Пунктами 4, 11, 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, утверждение правил благоустройства территории городского округа.

В соответствии с пунктом 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".

Согласно ст. 6 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" № 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся:

1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;

2) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации;

3) согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации;

4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов;

Администрация городского округа "город Избербаш" Республики Дагестан" как орган местного самоуправления, в полномочия которого входят организация в границах городского округа водоотведения, мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, утверждение правил благоустройства территории городского округа и т.д. нарушила требования природоохранного законодательства РФ, т.е. допустила ухудшение экологической ситуации, не обеспечила системами водоотведения жилую зону пос. Рыбный города Избербаш (где осуществляется сброс сточных вод на рельеф местности), в результате чего канава, по которой течет данный сброс, превратилась в приемник канализационных, сточных вод, которые в дальнейшем поступают в Каспийское море в районе пос. Рыбный рядом с очистными сооружениями, чем загрязняют и водный объект Каспийское море.

Таким образом, иск предъявлен к Администрации ГО «г. Избербаш» обоснованно, так как именно она обязана решать вопросы водоотведения, в том числе, и в пос. Рыбный, входящий в городской округ «г.Избербаш».

Администрация ГО «г. Избербаш», как орган местного самоуправления, в полномочия которого входит организация в границах городского округа водоотведения, мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, утверждение Правил благоустройства территории городского округа и т.д., нарушила требования природоохранного законодательства РФ, т.е. допустила ухудшение экологической ситуации, не обеспечила системами водоотведения жилую зону пос. Рыбный г. Избербаш, где осуществляется сброс сточных вод на рельеф местности, в результате чего канава, по которой течет данный сброс, превратилась в приемник канализационных, сточных вод, которые в дальнейшем поступают в Каспийское море в районе пос. Рыбный, чем загрязняют водный объект- Каспийское море.

Тем самым, Администрация ГО «г. Избербаш» не выполняет возложенные на неё указанные обязанности по водоотведению в пос. Рыбный, в результате чего, все неочищенные сточные воды от жилых кварталов стекаются в море.

Таким образом, бездействие Администрации, выразившееся в отсутствии с её стороны организации в границах городского округа г. Избербаш, а именно в пос. Рыбный, водоотведения, повлекло за собой негативное воздействие на водный объект, которое привело к загрязнению Каспийского моря.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что в ходе рейдовых мероприятий проводимых специалистами Департамента Росприроднадзора по СКФО, в частности, обследования водоохраной зоны Каспийского моря с целью проверки соблюдения законодательства РФ в области охраны окружающей среды 13.02.2019, 15.05.2019 и 17.05.2019 выявлен сброс сточных вод в Каспийское море на административной территории г. Избербаш в районе пос. Рыбный, рядом с очистными сооружениями, координаты (42.525235, 47.909831). Сброс сточных вод осуществляется через сточную канаву в водный объект «Каспийское море», с территории пос. Рыбный. Сброс имеет специфический запах и мутный цвет. По результатам рейдового осмотра, обследования канавы, по колее которой течет сброс, было установлено, что русло канавы образуется в результате сброса сточных вод с прилегающей жилой зоны на административной территории г. Избербаш из-за необеспеченности данной жилой зоны централизованными системами водоотведения. В конечном итоге, канава впадает в Каспийское море, в результате чего происходит загрязнение водного объекта неочищенными сточными водами.

После проведенного отбора проб сточной воды 13.02.2019, 15.05.2019 и 17.05.2019 специалистом отдела химико-аналитического контроля «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по РД по результатам количественного химического анализа в пробах сточных вод, сбрасываемых в Каспийское море, выявлено превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ для морских водоемов: Фосфат-ион - в 4,9 раза, АПАВ - в 1,3 раза, БПК5 - в 4,5 раза.

В результате сброса неочищенных сточных вод водному объекту - Каспийскому морю причинен вред в виде нарушения качественного состояния и изменение экологического баланса вод моря.

Сброс сточных вод в Каспийское море по указанному месту на территории г. Избербаш осуществляется без разрешения и установления предельно допустимых нормативов.

Таким образом, сброс сточных вод в Каспийское море по указанному месту на территории г. Избербаш осуществляется в нарушении требований п. 6 ст. 56 Водного Кодекса РФ, согласно которому сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

Расчет исчисления в стоимостной форме размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, рассчитывался на основании «Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства», утверждённой приказом Минприроды России от 13 апреля 2009 г. N 87 (зарегистрировано в Минюсте РФ 25 мая 2009 г. N 13989).

Судом проверялись, приведенные истцом, расчеты, они не противоречат Методике исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства. Расход сброса сточных вод составил = 409,159 м3/час:

Для определения скорости течения и расхода сточных вод были проведены следующие мероприятия:

13.02.2019 года на выбранном отрезке сточной колеи в 5 метров, произведен замер глубины, которая составила 0,203 м. На указанном отрезке произведен замер ширины, которая составила 3 м. Произведен замер скорости. Для определения скорости течения в канаву брошен листок бумаги, который за 8,56 сек. прошел расстояние 5 метров.

15.05.2019 года на выбранном отрезке сточной колеи в 5 метров, произведен замер глубины, которая составила 0,178 м. На указанном отрезке произведен замер ширины, которая составила 2,383 м. Произведен замер скорости. Для определения скорости течения в канаву брошен листок бумаги, который за 19,966 секунд прошел расстояние 5 метров.

17.05.2019 года на выбранном отрезке сточной колеи в 5 метров, произведен замер глубины, которая составила 0,128 м. На указанном отрезке произведен замер ширины, которая составила 2,1 м. Произведен замер скорости. Для определения скорости течения в канаву брошен листок бумаги, который за 27,43 секунд прошел расстояние 5 метров. Для замеров использовалась измерительная рулетка Энкор 50 метровая, № б/н, свидетельство о поверке № 081084, поверка с 19.02.2019 по 19.02.2020 года. Определена среднеарифметическая глубина сбросной колеи, которая составила 0,17 м. Определена среднеарифметическая ширина сбросной колеи, которая составила 2,494 м. Определено среднеарифметическое время, за которое листок бумаги прошел 5 метров. Это время составило 18,652 секунды, тем самым определена скорость течения, которая составила 0,268 м/с. (5/18,652). Расход сточных вод составил 409,159 м3/час (0,17*2,494*5/18,652*60сек*60минут).

Продолжительность сброса - 2256 часов.

Продолжительность сброса рассчитана с момента первого взятия проб 13.02.2019 года и до дня последнего отбора проб(третьего) 17.05.2019г. Продолжительность сброса составила 94 дня (2256 часов).

Размер вреда определялся по формуле N 1 настоящей Методики:

У - размер вреда, тыс. руб.;

Квг - коэффициент, учитывающий природно-климатические условия в зависимости от времени года, определяется в соответствии с таблицей 1 приложения 1 к настоящей Методике;

Коэффициент, учитывающий природно-климатические условия в зависимости от времени года (Квг)=1,2

N п/п

Месяцы

Коэффициент,*К_вг

Декабрь, январь, февраль

Март, апрель, май

Июнь, июль, август

Сентябрь, октябрь, ноябрь

Кв - коэффициент, учитывающий экологические факторы (состояние водных объектов), определяется в соответствии с таблицей 2 приложения 1 к настоящей Методике;

Коэффициент, учитывающий экологические факторы (Кв)

(состояние водных объектов)

31. Азовское, Каспийское моря до 10 км (от береговой линии) - 1,25.

Кин - коэффициент индексации, учитывающий инфляционную составляющую экономического развития, определяется в соответствии с п. 11.1 настоящей Методики;

Коэффициент индексации Кин, учитывающий инфляционную составляющую экономического развития, принимается на уровне накопленного к периоду исчисления размера вреда индекса-дефлятора по отношению к 2007 году, который определяется как произведение соответствующих индексов-дефляторов по годам по строке "инвестиций (капитальных вложений) за счет всех источников финансирования".

Кин – 2,476.

Нi - таксы для исчисления размера вреда от сброса i-го вредного (загрязняющего) вещества в водные объекты определяются в соответствии с таблицей 3 приложения 1 к настоящей Методике, тыс. руб./т;

Таксы для исчисления размера вреда от сброса органических и неорганических вредных (загрязняющих) веществ в водные объекты ()

N п/п

Вещества с ПДК в интервале

H_i, тыс. руб./т

Более 40 мг/дм3

Менее 0,001-0,0007 мг/дм3

От 0,00008 мг/дм3 и менее

Взвешенные вещества

М? - масса сброшенного i-го вредного (загрязняющего) вещества определяется по каждому загрязняющему веществу в соответствии с главой IV настоящей Методики, т;

Киз - коэффициент, учитывающий интенсивность негативного воздействия вредных (загрязняющих) веществ на водный объект, определяется в соответствии с пунктом 11.2. настоящей Методики.

Коэффициент Киз, учитывающий интенсивность негативного воздействия вредных (загрязняющих) веществ на водный объект, устанавливается в зависимости от кратности превышения фактической концентрации вредного (загрязняющего) вещества при сбросе на выпуске сточных, дренажных (в том числе шахтных, рудничных) вод над его фоновой концентрацией в воде водного объекта. Указанный коэффициент принимается в размере:

рассчитанной кратности превышения для вредных (загрязняющих) веществ I-II классов опасности;

для вредных (загрязняющих) веществ III-IV классов опасности:

равном 1 при превышениях до 10 раз;

равном 2 при превышениях более 10 и до 50 раз;

равном 5 при превышениях более 50 раз.

где: Н i - такса для исчисления размера вреда от загрязнения водных объектов вредными (загрязняющими) веществами принимается в соответствии с таблицей методики, равна:

Нi

Фосфат-ион

АПАВ

БПК5

К вг - в соответствии с таблицей 1 Методики равен 1,2;

К в - в соответствии с таблицей 3 Методики для Каспийского моря равен 1,25;

К ин - в соответствии с пунктом 11.1 Методики вычислялся на основании сведений размещенных на официальном сайте Министерство экономического развития РФ (приложение: Прогноз индексов дефляторов).

К ин = 2,476;

К из- в соответствии с пунктом 11.2 Методики равен: для всех веществ в расчете равен 1.

Отсюда, размер вреда по сброшенным вредным (загрязняющим) веществам составляет:

сброшено, тонн (Мi)

Квг

Кв

Кин

Нi

Киз

размер вреда, тыс. руб.

Фосфат-ион

АПАВ

БПКполн

Общий размер вреда, нанесенный водному объекту, составляет:

У= 4 718,711 тыс. руб.

Таким образом, размер вреда, причинённый водным объектам, вследствие сброса сточных вод в водный объект (Каспийское море) без очистки на административной территории города Избербаш по координатам (42.525235, 47.909831) в районе п. Рыбный, рядом с очистными сооружениями, согласно прилагаемым расчётам, составил 4 718 711 рублей (четыре миллиона семьсот восемнадцать тысяч семьсот одиннадцать рублей).

Истцом была предъявлена претензия на указанную сумму Администрации ГО «г.Избербаш», которая получена 23.10.2020.

Вина ответчика также подтверждается делом об административном правонарушении, возбужденным в отношении Администрации ГО «г.Избербаш». Так, постановлением от 17.06.2019 г., вынесенным старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по СКФО, Администрация ГО «г. Избербаш признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута наказанию в виде штрафа в размере 200 000 рублей.

Из постановления усматривается, что Администрация ГО «г. Избербаш» была привлечена к административной ответственности именно за нарушения, указанные в исковом заявлении.

Согласно статье 75 Закона об охране окружающей среды за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.

Непривлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не исключает возможности возложения на него обязанности по возмещению вреда, причиненного окружающей среде. Равным образом привлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не является основанием для освобождения лица от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный им вред.

Таким образом, руководствуясь ст. 1064 ГК РФ об общих основаниях взыскания ущерба, статьями 3 и 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьями 60, 69 Водного кодекса Российской Федерации, Методикой исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.04.2009 № 87, п. п. 4, 11, 25 ч. 1 ст. 16, п. 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», установив совокупность имеющихся в деле доказательств, подтверждающих причинение ответчиком вреда водному объекту, его вину в причинении вреда, а также причинно-следственную связь между противоправным поведением причинителя вреда и наступившим вредом, признав правомерным расчет, представленный истцом, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 5, 11, 35, 36, 44, 56, 60, 65 Водного кодекса РФ, ст. ст. 3, 7 и 75 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-03, ст. 6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» № 416-ФЗ, п. п. 4, 11, 25 ч. 1 ст. 16, п. 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 8 Федерального закона № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 29.03.1999, ст. ст. 194-199, 233 ГПК РФ, суд

решил:

исковое заявление Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора к Администрация ГО «г. Избербаш о возмещении вреда, причиненному водному объекту - Каспийскому морю, в результате сброса неочищенных сточных вод Администрацией ГО «г. Избербаш» в размере 4 718 711 рублей - удовлетворить в полном объеме.

Взыскать с Администрации ГО «г. Избербаш» в доход государства в лице Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора сумму вреда, причиненного водному объекту в размере 4 718 711 (четыре миллиона семьсот восемнадцать тысяч семьсот одиннадцать) рублей с зачислением на реквизиты: взыскатель - Северо-Кавказское межрегиональное управление Росприроднадзора ИНН 2626042723, КПП 262601001, ОГРН 1102650002212, БИК 040702001, л/с 04211А56520 УФК по Ставропольскому краю (Северо-Кавказское межрегиональное управление Росприроднадзора); счет 40101810300000010005 в Отделении по Ставропольскому краю Южного главного управления центрального банка Российской Федерации (сокращённое наименование - Отделение Ставрополь), ОКТМО 82701000; КБК - 048 116 110400 10000 140 - Денежные взыскания (штрафы) и иные суммы в возмещение ущерба (суммы, перечисляемые вследствие добровольного удовлетворения требований о возмещении вреда), зачисляемые в федеральный бюджет.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения, путем подачи жалобы в Избербашский городской суд.

Судья М.М. Ахмедханов

Мотивированное решение

составлено 05.03.2021