Дело № 2-100/2021
25RS0036-01-2021-000191-80
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
3 декабря 2021 года с. Яковлевка
Яковлевский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Акимчук В.А.,
при секретаре судебного заседания ФИО6,
с участием старшего помощника прокурора Яковлевского района ФИО7,
представителя ответчика – администрации Новосысоевского сельского поселения Яковлевского муниципального района Приморского края ФИО8,
представителя ответчика – администрации Яковлевского муниципального района Приморского края ФИО9,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Яковлевского района Приморского края в защиту интересов ФИО1 и ее несовершеннолетнего сына ФИО2 к администрации Новосысоевского сельского поселения, администрация Яковлевского муниципального района о возложении обязанности принять и оформить в установленном законом порядке в муниципальную собственность объект недвижимого имущества,
установил:
Прокурор Яковлевского района обратился в суд с названным иском, указав в обоснование требований, что прокуратурой Яковлевского района в связи с поступившим обращением ФИО1 проведена проверка о ненадлежащей реализации администрацией Новосысоевского сельского поселения полномочий собственника муниципального имущества, нарушении жилищных прав заявителя. В ходе проверки установлено, что в соответствии с Законом Приморского края от 6 декабря 2007 года № 168-КЗ «О разграничении имущества, находящееся в муниципальной собственности, между Яковлевским муниципальным районом и поселениями, образованными в границах Яковлевского муниципального района», на основании распоряжения администрации Яковлевского муниципального района от 20 февраля 2013 года № 92, жилой дом № 36 по улице Вокзальная ж/д станции Сысоевка из муниципальной собственности Яковлевского муниципального района передан в муниципальную собственность Новосысоевского сельского поселения. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1064 «О всероссийской переписи населения», постановлением Губернатора Приморского края от 14 февраля 2000 года «О проведении всероссийской переписи населения в 2002 году», письмом администрации Яковлевского района от 27 марта 2001 года № 384, постановлением Новосысоевского сельсовета от 2 сентября 1998 года № 31-А «О проведении проверки адресного хозяйства по упорядочению названий улиц, нумерации домов, организаций и учреждений» адрес дома № 36 по улице Вокзальная ж/д станция Сысоевка изменен на ж/д станция Сысоевка, улица Вокзальная, 11 «б». Между тем, жилой дом № 11 «б» по улице Вокзальная, ж/д станция Сысоевка администрацией Новосысоевского сельского поселения на баланс муниципального имущества не принят, в реестре муниципальной собственности не учтен. Кроме того, администрацией Новосысоевского сельского поселения во исполнение положений Закона Приморского края от 5 мая 2015 года № 619-КЗ «О разграничении объектов муниципальной собственности между сельскими поселениями Яковлевского муниципального района и Яковлевским муниципальным районом» жилой дом № 11 «б» (ранее – жилой дом № 36) по улице Вокзальная, ж/д станция Сысоевка из муниципальной собственности Новосысоевского сельского поселения не передан в муниципальную собственность Яковлевского муниципального района. Таким образом, в настоящее время жилой дом № 11 «б» по улице Вокзальная, ж/д станции Сысоевка в реестре муниципального имущества администрации Яковлевского муниципального района и администрации Новосысоевского сельского поселения не значится. Согласно поквартирной карточке, представленной администрацией Новосысоевского сельского поселения, в настоящее время в квартире 1 дома № 11 «б» по улице Вокзальная, ж/д станция Сысоевка зарегистрированы 4 человека: ФИО1 с 29 августа 1989 года, ФИО3 с 26 сентября 1997 года, ФИО4 с 15 июня 1999 года, ФИО2 с 21 октября 2005 года. В ходе выездной проверки установлено, что дом № 11 «б» по улице Вокзальная, ж/д станции Сысоевка находится в разрушенном состоянии, непригоден для проживания, фактически зарегистрированные в данном объекте граждане не проживают. 10 марта 2021 года по факту выявленных нарушений прокуратурой района в адрес главы администрации Новосысоевского сельского поселения внесено представление об устранении нарушений. Вместе с тем, до настоящего времени указанные нарушения не устранены. При указанных обстоятельствах, администрацией Новосысоевского сельского поселения не соблюдены требования действующего законодательства в указанной сфере, что повлекло несвоевременное признание указанного многоквартирного дома непригодным для проживания и, как следствие, нарушение прав и законных интересов ФИО1 и ее несовершеннолетнего ребенка ФИО2 на своевременное обеспечение жилым помещением, отвечающим установленным законом требованиям. С учетом изложенного, прокурор Яковлевского района просил суд возложить обязанность на администрацию Новосысоевского сельского поселения в срок не позднее 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу принять и оформить в установленном законом порядке в муниципальную собственность объект недвижимого имущества, а именно жилой дом № 11 «б» (ранее – жилой дом № 36) по улице Вокзальная, ж/д станции Сысоевка Яковлевский муниципальный район Приморский край.
Определением Яковлевского районного суда Приморского края от 15 июня 2021 года к участию в деле в качестве соответчика была привлечена администрация Яковлевского муниципального района Приморского края.
В судебном заседании старший помощник прокурора Яковлевского района ФИО7 исковые требования поддержала в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить.
Лицо, в чьих интересах подано исковое заявление, ФИО1, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ребенка ФИО2, в судебное заседание не явилась, о дате и времени слушания была уведомлена надлежащим образом, причина неявки суду не известна, ходатайств об отложении слушания дела от нее не поступало, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие в соответствии со статьей 167 ГПК РФ.
Представитель ответчика – глава администрации Новосысоевского сельского поселения Яковлевского муниципального района Приморского края ФИО8 с исковыми требованиями не согласился, поддержал ранее данные им пояснения, из содержания которых следует, что администрация Новосысоевского сельского поселения спорный жилой дом на баланс не принимала, он сделал соответствующую запись об этом в Передаточном акте. Полагает, что в данном случае была нарушена процедура передачи муниципального имущества. В соответствии с утвержденным порядком ими были подготовлены Перечни передаваемого имущества – согласованного и несогласованного, почему спорный дом был включен в перечень передаваемого имущества ему не известно. Относительно письма от 15 ноября 2007 года пояснил, что он как глава администрации Новосысоевского сельского поселения был согласен с самим законом, но не с перечнем передаваемого имущества. Закон о разграничении муниципального имущества ими не оспаривался. Полагает, что у администрации Новосысоевского сельского поселения отсутствует обязанность принять на баланс спорное имущество. Кроме того указал, что в настоящее время полномочия по распоряжению жилищным фондом отнесены к ведению администрации муниципального района. При этом, месячный срок, который просит установить прокуратура, является недостаточным для исполнения такого рода требований. Просил в иске отказать.
Представитель ответчика – администрации Яковлевского муниципального района Приморского края ФИО9 с исковыми требованиями прокуратуры согласился, указав, что спорное имущество на балансе администрации муниципального района не значится, администрацией Новосысоевского сельского поселения в 2015 года администрации Яковлевского муниципального района не передавалось. Также указал, что срок в один месяц является недостаточным для исполнения решения суда, в случае удовлетворения исковых требований просил пересмотреть срок принятия на баланс муниципального имущества.
Суд, выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 3 части 1, части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения сельского поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Положениями статьи 209 ГК РФ установлено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
При этом, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статье 215 ГК РФ, имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
В силу части 5 статьи 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «об общих принципах организации местного самоуправления» органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минэкономразвития России от 30 августа 2011 года № 424 утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, который устанавливает правила ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, в том числе, правила внесения сведений об имуществе в реестры, общие требования к порядку предоставления информации из реестров, состав информации о муниципальном имуществе, принадлежащем на вещном праве или в силу закона органам местного самоуправления, муниципальным учреждениям, муниципальным унитарным предприятиям, иным лицам и подлежащим учету в реестрах.
Кроме того, в силу положений статьи 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, осуществление муниципального жилищного контроля.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Яковлевского района Приморского края в связи с поступившим обращением ФИО5 о ненадлежащей реализации администрацией Новосысоевского сельского поселения полномочий собственника муниципального имущества, нарушении жилищных прав заявителя, была проведена проверка.
В результате проверки было установлено, что в соответствии с Законом Приморского края от 6 декабря 2007 года № 168-КЗ «О разграничении имущества, находящееся в муниципальной собственности, между Яковлевским муниципальным районом и поселениями, образованными в границах Яковлевского муниципального района», на основании распоряжения администрации Яковлевского муниципального района от 20 февраля 2013 года № 92, жилой дом № 36 по улице Вокзальная ж/д станции Сысоевка из муниципальной собственности Яковлевского муниципального района передан в муниципальную собственность Новосысоевского сельского поселения.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1064 «О всероссийской переписи населения», постановления Губернатора Приморского края от 14 февраля 2000 года «О проведении всероссийской переписи населения в 2002 году», письмом администрации Яковлевского района от 27 марта 2001 года № 384, постановлением Новосысоевского сельсовета от 2 сентября 1998 года № 31-А «О проведении проверки адресного хозяйства по упорядочению названий улиц, нумерации домов, организаций и учреждений» адрес дома № 36 по улице Вокзальная ж/д станция Сысоевка изменен на ж/д станция Сысоевка, улица Вокзальная, 11 «б».
Между тем, в ходе проверки установлено, что жилой дом № 11 «б» по улице Вокзальная, ж/д станция Сысоевка администрацией Новосысоевского сельского поселения на баланс муниципального имущества не принят, в реестре муниципальной собственности сельского поселения не учтен.
Кроме того, в последствии, во исполнение положений Закона Приморского края от 5 мая 2015 года № 619-КЗ «О разграничении объектов муниципальной собственности между сельскими поселениями Яковлевского муниципального района и Яковлевским муниципальным районом» администрацией Новосысоевского сельского поселения жилой дом № 11 «б» (ранее – жилой дом № 36) по улице Вокзальная, ж/д станция Сысоевка из муниципальной собственности Новосысоевского сельского поселения в муниципальную собственность Яковлевского муниципального района передан не был.
Таким образом, в настоящее время жилой дом № 11 «б» по улице Вокзальная, ж/д станции Сысоевка в реестре муниципального имущества как администрации Яковлевского муниципального района, так и администрации Новосысоевского сельского поселения не значится.
В тоже время, согласно поквартирной карточке, представленной администрацией Новосысоевского сельского поселения, в настоящее время в квартире 1 дома № 11 «б» по улице Вокзальная, ж/д станция Сысоевка зарегистрированы 4 человека: ФИО1 с 29 августа 1989 года, ФИО3 с 26 сентября 1997 года, ФИО4 с 15 июня 1999 года, ФИО2 с 21 октября 2005года.
В ходе выездной проверки, проведенной прокуратурой Яковлевского района, установлено, что дом № 11 «б» по улице Вокзальная, ж/д станции Сысоевка находится в разрушенном состоянии, непригоден для проживания, при этом, фактически зарегистрированные в данном объекте граждане не проживают.
По результатам проверки 10 марта 2021 года прокуратурой Яковлевского района в адрес главы администрации Новосысоевского сельского поселения было внесено представление об устранении нарушений законодательства о муниципальной собственности, жилищного законодательства.
Из ответа администрации Носовысовеского сельского поселения от 23 марта 2021 года № 95 следует, что администрация с указанным представлением не согласна, поскольку двухквартирный дом № 11 «б» (квартиры 1, 2), расположенный по улице Вокзальная, ж/д станция Сысоевкане не является бесхозяйным и при этом не значится в реестре муниципальной собственности Новосысоевского сельского поселения. Указанный дом принадлежал Уссурийскому отделению ДВЖД, в 1996 году дом был передан по договору в собственность граждан, которые являлись сотрудниками ДВЖД и проживали в доме. Кроме того, администрация обратилась к кадастровому инженеру по вопросу возможности принять дом на учет как бесхозяйное имущество, на что был получен ответ, что технический план возможно оформить не на все строение, а на оставшуюся часть и признать ее как индивидуальное жилое помещение, а не многоквартирный дом.
Из приложенного к указанному ответу Передаточного акта от 26 января 2008 года следует, что в соответствии с Законом Приморского края от 6 декабря 2007 года № 168-КЗ «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между Яковлевским муниципальным районом и поселениями, образованными в границах Яковлевского муниципального района» Яковлевский муниципальный район передал, а Новосысоевское сельское поселение принимает следующее имущество, в том числе, под № 4 – жилой дом по адресу: ж/д станция Сысоевка улица Вокзальная, 36, площадью 186,3 кв м, 1940 года постройки. В графе «Принял» Передаточного акта главой администрации Носовысоевского сельского поселения ФИО8 сделана запись: «За исключением объектов жилищного фонда, указанных в п. 4, п. 5, п. 10, п. 11, п. 12 настоящего акта».
При этом, согласно ответу главы администрации Яковлевского муниципального района № 4434 от 16 июня 2021 года, в документах архивного фонда и в администрации Яковлевского района отсутствуют сведения о передаче с баланса Уссурийского отдела ДВЖД на баланс администрации Яковлевского муниципального района спорного жилого дома, расположенного по адресу: Приморский край Яковлевский район ж/д станция Сысоевка улица Вокзальная, 11 «б» (ранее № 36).
Из ответа начальника Уссурийской дистанции гражданских сооружений ОАО «РЖД» № 1555/ДВНГИ-5 от 10 июня 2021 года и приложенного к нему Акта приема-передачи жилых домов и объектов коммунального назначения с баланса дистанции гражданских сооружений ст. Уссурийск – структурной единицы Владивостокского отделения железной дороги – филиала ФГУП ДВЖД МПС РФ в муниципальную собственность Яковлевского района, следует, что 12 августа 2002 года жилой дом № 36 по улице Вокзальная, ж/д станция Сысоевка, 1940 года постройки, был передан в муниципальную собственность Яковлевского муниципального района.
Распоряжением администрации Яковлевского муниципального района Приморского края от 20 февраля 2013 года № 92 (с приложением акта) утвержден акт по исключению муниципального имущества из казны Яковлевского муниципального района в связи с передачей сельским поселениям, в соответствии с которым из казны муниципального имущества Яковлевского муниципального района исключено следующее имущество, переданное сельским поселения, в том числе, под № 17 – жилой дом по адресу: ж/д станция Сысоевка улица Вокзальная, 36 – передан Новосысоевскому сельскому поселению.
Учитывая установленные обстоятельства, суд полагает возможным согласится с доводами прокуратуры Яковлевского района Приморского края о том, что именно администрацией Новосысоевского сельского поселения не были соблюдены требования действующего законодательства в сфере жилищных правоотношений, что повлекло несвоевременное признание указанного многоквартирного дома непригодным для проживания и, как следствие, нарушение прав и законных интересов ФИО1 и ее несовершеннолетнего ребенка ФИО2 на своевременное обеспечение жилым помещением, отвечающим установленным законом требования.
При этом, доводы главы администрации Новосысоевского сельского поселения о том, что данный жилой дом он на баланс муниципального имущества сельского поселения не принимал, в передаточном акте сделал соответствующую запись, что данный дом принятию им не подлежит, в связи с чем у него отсутствовала обязанность внести указанный дом в реестр муниципального имущества сельского поселения, суд во внимание не принимает, поскольку они противоречат установленным в ходе судебного разбирательства обстоятельствам.
Так, Постановлением Законодательного собрания Приморского края от 5 июня 2006 года № 1801 был утвержден Порядок разработки и принятия законов Приморского края о разграничении объектов муниципальной собственности между муниципальными районами и входящими в их состав городскими и сельскими поселениями.
В соответствии с указанным Порядком, перечни муниципального имущества формируются отдельно по каждому поселению (пункт 1.2), перечни направляются в органы местного самоуправления муниципального района и поселений для согласования (пункт 2.1). Органы местного самоуправления поселений и муниципального района: соглашаются с представленными перечнями и принимают соответствующие решения; не соглашаются с представленными перечнями, мотивируя свое несогласие, и формируют перечень согласованного имущества и перечень несогласованного имущества (пункт 2.2).
Разногласия между органами местного самоуправления регулируются путем переговоров (пункт 3).
В случае, если разногласия между сторонами урегулировать путем переговоров не представляется возможным, материал с обоснованием разногласий направляют в согласительную комиссию по разграничению муниципального имущества, создаваемую Губернатором Приморского края из представителей органов государственной власти Приморского края (пункт 3.2).
Перечни согласованного и несогласованного имущества представляются для утверждения в Законодательное Собрание Приморского края одновременно по всем поселениям, входящим в состав соответствующего муниципального района (пункт 4).
Не разрешенные в процессе согласования разногласия регулируются законом Приморского края о разграничении указанного имущества с учетом решения согласительной комиссии и обоснований разногласий органов местного самоуправления (пункт 4.3).
Закон Приморского края, утверждающий перечни, устанавливает момент возникновения права собственности на имущество, переданное в порядке разграничений между муниципальным районом и поселениями (пункт 4.4).
В рамках установленного Порядка, администрацией Яковлевского муниципального района был подготовлен Перечень предприятий, учреждений, иного имущества, передаваемых из муниципальной собственности Яковлевского муниципального района в муниципальную собственность Новосысоевского сельского поселения, содержащий, в том числе, объект жилищного фонда социального использования (№ 4) – жилой дом № 36 по улице Вокзальная ж/д станции Сысоевка, площадью 186,3 кв м, 1940 года постройки.
Между тем, указанный Перечень не был согласован администрацией Новосысоевского сельского поселения, в связи с чем, в соответствии с установленным порядком было подготовлено 2 Перечня имущества – согласованный органами местного самоуправления Новосысоевского сельского поселения, и несогласованный органами местного самоуправления Новосысоевского сельского поселения.
Решением Думы Яковлевского муниципального района от 12 сентября 2006 года № 187 были согласованы Перечни имущества, передаваемого в собственность сельских поселений, в том числе: Перечень имущества, передаваемого Новосысоевскому сельскому поселению, согласованный органами местного самоуправления Новосысоевского сельского поселения, и Перечень имущества, передаваемого Новосысоевскому сельскому поселению, несогласованный органами местного самоуправления Новосысоевского сельского поселения.
Пунктом 2.1 указанного решения также установлено, что в срок до 15 сентября 2006 года все Перечни согласованного и несогласованного имущества представляются в Законодательное Собрание Приморского края.
15 ноября 2007 года письмом за исх. № 522 глава администрации Новосысоевского сельского поселения ФИО8 направил в Законодательное собрание Приморского края в Комитет по экономической политики и собственности сообщение, что администрация ознакомлена с проектом закона Приморского края «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между Яковлевским муниципальным районом и поселениями, образованными в границах Яковлевского муниципального района» (второе, третье чтение), замечании по содержанию перечней имущества и проекту закона не имеет.
21 ноября 2007 года Законодательным Собранием Приморского края принят Закон Приморского края «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между Яковлевским муниципальным районом и поселениями, образованными в границах Яковлевского муниципального района» (подписан 6 декабря 2007 года, № 168-КЗ), из содержания которого следует, что движимое и недвижимое имущество, находящееся в собственности Яковлевского муниципального района, подлежит передаче в собственность Носовысоевского сельского поселения согласно приложению 2 (статья 2).
Право собственности на движимое и недвижимое имущество, передаваемое в соответствии с настоящим Законом, возникает со дня вступления в силу настоящего Закона (статья 7).
Согласно Приложению № 2 к указанному закону, в Перечень жилищного фонда социального использования, а также имущества, необходимого для содержания муниципального жилищного фонда, передаваемого из муниципальной собственности Яковлевского муниципального района в муниципальную собственность Новосысоевского сельского поселения, под № 6 включен жилой дом, расположенный по адресу: ж/д станция Сысоевка улица Вокзальная, 36, площадью 186,3 кв м, 1940 года постройки.
Таким образом, суд исходит из того, что, несмотря на наличие Перечней как согласованного, так и не согласованного имущества органами местного самоуправления Новосысоевского сельского поселения, которые в установленном на тот период времени законом порядке были направлены в согласительную комиссию по разграничению муниципального имущества, спорный жилой дом № 11 «б» (ранее № 36) по улице Вокзальная ж/д станции Сысоевка, тем не менее, был включен Законом Приморского края от 6 декабря 2007 года № 168-КЗ «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между Яковлевским муниципальным районом и поселениями, образованными в границах Яковлевского муниципального района» в перечень имущества, подлежащего передаче Новосысоевскому сельскому поселению, в связи с чем по вступлении указанного закона в силу, именно у Новосысоевского сельского поселения в силу статьи 7 закона возникло право собственности на спорный жилой дом, которое подлежало оформлению в установленном порядке и включению в реестр муниципального имущества.
Указанная информация подтверждена и сведениями, предоставленными Комитетом по экономической политике и собственности Законодательного Собрания Приморского края в письме от 29 июля 2021 года № 11-11/73, из содержания которых, в том числе, следует, что в случае, если разногласия между сторонами путем переговоров не могли быть урегулированы, материалы с обоснованием разногласий направлялись в согласительную комиссию по разграничению муниципального имущества, создаваемую Губернатором Приморского края. Рассмотрев несогласованный список имущества, комиссия принимала решение об отнесении объекта к одному из муниципальных образований. В Приложения к законопроекту вносились изменения при прохождении законопроекта процедуры второго чтения.
Из представленных по запросу суда из ГКУ «Государственный архив Приморского края» документов следует, что закон Приморского края «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между Яковлевским муниципальным районом и поселениями, образованными в границах Яковлевского муниципального района» разрабатывался и принимался в течение продолжительного времени (более года), в законопроект вносились изменения в части включения имущества в перечни муниципального имущества, подлежащего передаче.
Действительно, в законопроекте от 25 декабря 2006 года в перечне имущества, подлежащего передаче Новосысоевскому сельскому поселению, спорный жилой дом по адресу: ж/д станция Сысоевка улица Вокзальная, 36, площадью 186,3 кв м, 1940 года постройки, отсутствует. Данный закон в установленном порядке принят и подписан не был.
При этом, в окончательной редакции от 21 ноября 2007 года указанный закон, подписанный и принятый 6 декабря 2007 года за № 168-КЗ, содержал в перечне муниципального имущества, находящегося в собственности Яковлевского муниципального района, и подлежащего передаче Новосысоевскому сельскому поселению, в части жилищного фонда социального назначения за № 6 – жилой дом по адресу: ж/д станция Сысоевка улица Вокзальная, 36, площадью 186,3 кв м, 1940 года постройки.
Заслуживающим внимания в рассматриваемом случае признается и тот факт, что после подготовки перечней согласованного, и несогласованного имущества и направления их в согласительную комиссию по разграничению муниципального имущества, перед непосредственным принятием Законодательным Собранием Приморского края 21 ноября 2007 года, администрация Новосысоевского сельского поселения 15 ноября 2007 года направила в Комитет по экономической политике и собственности ЗС ПК письмо об отсутствии возражений по проекту закона (второе, третье чтение), отсутствии замечаний по содержанию перечней имущества.
Кроме того, необоснованными признаются и доводы администрации Новосысоевского сельского поселения о том, что в настоящее время полномочия по распоряжению объектами жилищного фонда отнесены к ведению администрации Яковлевского муниципального района Приморского края, в связи с чем у администрации Новосысоевского сельского поселения отсутствует обязанность принять спорный жилой дом в собственность.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Положениями части 3 указанной статьи также установлено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи.
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (часть 4 статьи 14 закона).
В тоже время, необходимо учитывать, что Законом Приморского края от 15 февраля 2008 года № 194-КЗ «О порядке разграничения объектов муниципальной собственности между муниципальными районами и входящими в их состав городскими и сельскими поселениями» было установлено, что перечни муниципального имущества, передаваемого в порядке разграничения между муниципальными районами и входящими в их состав городскими и сельскими поселениями, формируются главой муниципального района отдельно по каждому поселению и оформляются согласно приложению к настоящему Закону (статья 2). Сформированные перечни направляются главой муниципального района в представительный орган муниципального района и органы местного самоуправления поселений, расположенных на его территории для согласования. Согласование перечней оформляется соответствующими решениями органов местного самоуправления (статья 3). Если по представленному на согласование перечню у органов местного самоуправления имеются возражения или замечания, спорные объекты исключаются из перечня и согласовываются только те объекты, по которым ни у одной из сторон нет замечаний (статья 4).
Решением муниципального комитета Новосысоевского сельского поселения № 220-НПА от 3 декабря 2014 года был согласован Перечень предприятий, учреждений, иного имущества, передаваемый из муниципальной собственности Новосысоевского сельского поселения в муниципальную собственность Яковлевского муниципального района (приложение).
В указанный Перечень спорный объект муниципального имущества – жилой дом по адресу: ж/д станция Сысоевка улица Вокзальная, 36, площадью 186,3 кв м, 1940 года постройки – включен не был.
22 апреля 2015 года Законодательным Собранием Приморского края был принят Закон Приморского края «О разграничении объектов муниципальной собственности между сельскими поселениями Яковлевского муниципального района и Яковлевским муниципальным районом» (подписан 5 мая 2015 года за № 619-КЗ), в соответствии с которым движимое и недвижимое имущество, находящееся в собственности Носовысоевского сельского поселения подлежит передаче в собственность Яковлевского муниципального района согласно приложению 2 (статья 2).
Согласно Приложению № 2 к указанному закону в Перечень предприятий, учреждений, иного имущества, передаваемых из муниципальной собственности Новосысоевского сельского поселения в муниципальную собственность Яковлевского муниципального района, спорный жилой дом, расположенный по адресу: ж/д станция Сысоевка улица Вокзальная, 36, площадью 186,3 кв м, 1940 года постройки, включен не был.
Учитывая изложенное, поскольку спорный жилой дом в установленном законом порядке, будучи собственностью Новосысоевского сельского поселения, в реестр муниципального имущества сельского поселения включен не был, соответственно, в последующем, в процессе передачи муниципального имущества из сельского поселения в муниципальный район, в соответствующий перечень передаваемого имущества включен также не был, администрации Яковлевского муниципального района фактически не передавался и в реестр муниципального имущества муниципального района не вошел, оснований для возложения обязанности принять и оформить объект недвижимого имущества на администрацию Яковлевского муниципального района не имеется.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд исходит из доказанности права собственности администрации Новосысоевского сельского поселения на спорный объект недвижимости – жилой дом, расположенный по адресу: ж/д станция Сысоевка ул. Вокзальная, 11 «б» (ранее № 36), в связи с чем именно на администрации Новосысоевского сельского поселения лежит обязанность принять и оформить в установленном законом порядке в муниципальную собственность указанный объект недвижимого имущества.
В тоже время, оценивая требования прокуратуры Яковлевского района в части установления срока, в течение которого ответчик обязан принять и оформить в установленном законом порядке в муниципальную собственность объект недвижимого имущества, исходя из характера возложенной на ответчика обязанности и комплекса мероприятий, которые необходимо провести для ее исполнения, включающего в себя подготовку технической документации, обращение в регистрирующий орган, принимая во внимание окончание финансового года, суд считает возможным установить срок исполнения решения суда в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Яковлевского района Приморского края в защиту интересов ФИО1 и ее несовершеннолетнего сына ФИО2 к администрации Новосысоевского сельского поселения, администрация Яковлевского муниципального района о возложении обязанности принять и оформить в установленном законом порядке в муниципальную собственность объект недвижимого имущества – удовлетворить частично.
Обязать администрацию Новосысоевского сельского поселения Яковлевского муниципального района Приморского края в срок не позднее 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять и оформить в установленном законом порядке в муниципальную собственность объект недвижимого имущества, а именно жилой дом № 11 «б» (ранее – жилой дом № 36) по улице Вокзальная, ж/д станции Сысоевка Яковлевский муниципальный район Приморский край.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Яковлевский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме 7 декабря 2021 года.
Председательствующий В.А. Акимчук