ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-100/2021 от 21.04.2021 Хомутовского районного суда (Курская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«21» апреля 2021 года п. Хомутовка Курская область

Хомутовский районный суд Курской области в составе председательствующего судьи Чевычеловой Т.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Козеевой Е.С.,

с участием помощника прокурора Хомутовского района Курской области Чигаревой Е.А., представителя ответчика Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Ольховская средняя общеобразовательная школа» Хомутовского района Курской области по доверенности ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-100/2021 по иску прокурора Хомутовского района Курской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Ольховская средняя общеобразовательная школа» Хомутовского района Курской области об обязании обеспечить соблюдение требований к уровню образования контрактного управляющего,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Хомутовского района Курской области обратился в Хомутовский районный суд Курской области с иском в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Ольховская средняя общеобразовательная школа» Хомутовского района Курской области об обязании обеспечить соблюдение требований к уровню образования контрактного управляющего, мотивируя свои требования тем, что в ходе проверки исполнения законодательства в сфере осуществления закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, проведенной прокуратурой Хомутовского района Курской области, установлено, что в нарушение действующего законодательства контрактный управляющий МКОУ «Ольховская средняя общеобразовательная школа» Хомутовского района Курской области ФИО1 не соответствует занимаемой должности по уровню образования, поскольку не имеет ни высшего образования в сфере закупок, ни дополнительного образования в сфере закупок со сроком освоения программ профессиональной переподготовки не менее 250 часов. Полагает, что отсутствие необходимого образования не позволяет контрактному управляющему МКОУ «Ольховская средняя общеобразовательная школа» Хомутовского района Курской области ФИО1 на основе принципа профессионализма выполнять возложенные на него функции и полномочия в сфере закупок, что может привести к нарушению действующего законодательства о контрактной системе, неэффективному расходованию бюджетных средств. Просит обязать МКОУ «Ольховская средняя общеобразовательная школа» Хомутовского района Курской области в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить соблюдение требований к уровню образования контрактного управляющего МКОУ «Ольховская средняя общеобразовательная школа» Хомутовского района Курской области в соответствии с ч. 6 ст. 38 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части наличия у контрактного управляющего дополнительного профессионального образования в сфере закупок со сроком освоения программ не менее 250 часов.

В судебном заседании помощник прокурора Хомутовского района Курской области Чигарева Е.А. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика МКОУ «Ольховская средняя общеобразовательная школа» Хомутовского района Курской области по доверенности ФИО1 в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать по основаниям, изложенным в возражениях относительно заявленных исковых требований. Указала, что она исполняет обязанности контрактного управляющего, имеет высшее образование, кроме того, прошла повышение квалификации в сфере закупок в объеме 120 часов. Учитывая объем закупок в МКОУ «Ольховская средняя общеобразовательная школа» Хомутовского района Курской области, полагает, что уровень ее образования достаточен для исполнения обязанностей контрактного управляющего и профессиональная переподготовка не требуется.

Выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Из ст. 70 БК РФ следует, что обеспечение выполнения функций казенных учреждений включает, в том числе, закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.

Согласно ч. 1 ст. 72 БК РФ, закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 2 ст. 72 БК РФ, государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.

Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности) (ст. 34 БК РФ).

Федеральный закон от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части, касающейся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Как следует из п. 6 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44- «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», муниципальный заказчик - муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.

Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

В силу ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.

Согласно ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», заказчики, специализированные организации принимают меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 38 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее - контрактный управляющий).

Из ч. 6 ст. 38 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» следует, что работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

В силу ч. 5 ст. 39 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», заказчик включает в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.

В соответствии со ст. 195.1 ТК РФ, квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

Согласно ч. 4 ст. 196 ТК РФ, в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Как следует из ч. 2 ст. 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

Содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование (ч. 6 ст. 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Требования к образованию и обучению работников контрактной службы, контрактного управляющего определены профессиональными стандартами «Специалист в сфере закупок», «Эксперт в сфере закупок», утвержденными приказами Минтруда России от 10.09.2015 N 625н, N 626н.

Стандарты разработаны во исполнение ст. 195.1 ТК РФ и призваны, в том числе, обеспечить принцип профессионализма заказчика, предусмотренный положениями ст. 9 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с частью первой настоящей статьи, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда (ст. 195.3 ТК РФ).

Из п. 12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного
Приказом Минобрнауки России от 01 июля 2013 года N 499, следует, что формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании. Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе. При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки - менее 250 часов.

Таким образом, действующее законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок предусматривает обязательное требование к уровню профессионализма заказчиков. При этом вопрос обучения и повышения квалификации сотрудников решается заказчиком самостоятельно.

В соответствии с п. 2.8 Методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в сфере закупок (письмо от 12 марта 2015 года Минэкономразвития России N 5593-ЕЕ/Д28и и Минобрнауки России N АК-552/06), обучение в сфере закупок рекомендуется проводить по мере необходимости, но не реже чем каждые три года для всех категорий обучающихся.

Указанная периодичность прохождения обучения в сфере закупок рекомендована для поддержания квалификации и профессионального образования соответствующих специалистов в сфере закупок на высоком уровне, в том числе, в целях предотвращения возможного нарушения норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе из-за низкой квалификации работников контрактной службы, контрактных управляющих в процессе осуществления профессиональной деятельности.

Согласно сведениям, содержащимся на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (доменное имя www.zakupki.gov.ru), МКОУ «Ольховская средняя общеобразовательная школа» Хомутовского района Курской области внесено в реестр организаций, осуществляющих закупки в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что на основании приказа директора МКОУ «Ольховская средняя общеобразовательная школа» Хомутовского района Курской области от 28 февраля 2017 года, контрактным управляющим МКОУ «Ольховская средняя общеобразовательная школа» Хомутовского района Курской области назначена ФИО1

В ходе проверки соблюдения требований законодательства в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, проведенной прокуратурой Хомутовского района Курской области, установлено, что контрактный управляющий МКОУ «Ольховская средняя общеобразовательная школа» Хомутовского района Курской области ФИО1 не имеет ни высшего образования в сфере закупок, ни дополнительного профессионального образования в сфере закупок, доказательств обратного ответчиком не представлено.

Судом установлено, что ФИО1 имеет высшее образование по специальности «Бухгалтерский учет», прошла повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Контрактная система в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд» в объеме 120 часов, о чем АНОПО «Курский современный открытый Колледж-лицей» ей выдано удостоверение о повышении квалификации.

Таким образом, контрактный управляющий МКОУ «Ольховская средняя общеобразовательная школа» Хомутовского района Курской области ФИО1 не соответствует занимаемой должности по уровню образования, поскольку не имеет ни высшего образования в сфере закупок, ни дополнительного образования в сфере закупок со сроком освоения программ профессиональной переподготовки не менее 250 часов, отсутствие которого, по мнению суда, не позволяет на основе принципа профессионализма выполнять возложенные на нее функции и полномочия в сфере закупок, что может привести к неэффективному расходованию бюджетных средств.

К доводам ответчика о том, что заказчик с учетом объема и сложности выполняемых функций контрактного управляющего самостоятельно выбирает уровень образования в сфере закупок, в том числе, программы повышения квалификации, отклоняются судом, поскольку основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства.

Повышение квалификации направлено на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации, тогда как программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

Поскольку контрактный управляющий МКОУ «Ольховская средняя общеобразовательная школа» Хомутовского района Курской области ФИО1, как указывалось ранее, не имеет ни высшего образования, ни дополнительного профессионального образования в сфере закупок, в рассматриваемом случае необходимо получение дополнительного профессионального образования в сфере закупок со сроком освоения программ не менее 250 часов.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что неисполнение ответчиком своих обязанностей по соблюдению требований федерального законодательства в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд к уровню образования контрактного управляющего не отвечает принципу профессионализма заказчика, закрепленного в ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», создает угрозу возможного нарушения норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе из-за низкой квалификации контрактного управляющего в процессе осуществления профессиональной деятельности, ведет также к нарушению интересов муниципального образования «Хомутовский район» Курской области, который в соответствии с п. 1.5 Устава МКОУ «Ольховская средняя общеобразовательная школа» Хомутовского района Курской области является учредителем образовательного учреждения, поэтому считает заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Определяя срок исполнения указанной обязанности, суд учитывает степень затруднительности исполнения судебного акта, исполнение которого не требует значительных временных и финансовых затрат, в связи с чем, соглашается с приемлемостью срока для решения вопроса, связанного с обеспечением соблюдения требований к уровню образования контрактного управляющего, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, считая данное требование разумным и достаточным для исполнения решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Хомутовского района Курской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Ольховская средняя общеобразовательная школа» Хомутовского района Курской области об обязании обеспечить соблюдение требований к уровню образования контрактного управляющего – удовлетворить.

Обязать Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Ольховская средняя общеобразовательная школа» Хомутовского района Курской области в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить соблюдение требований к уровню образования контрактного управляющего Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Ольховская средняя общеобразовательная школа» Хомутовского района Курской области в соответствии с ч. 6 ст. 38 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части наличия у контрактного управляющего дополнительного профессионального образования в сфере закупок со сроком освоения программ не менее 250 часов.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Хомутовский районный суд Курской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья Т.А. Чевычелова

Решение суда в окончательной форме изготовлено «26» апреля 2021 года.

Председательствующий судья Т.А. Чевычелова