Дело № 2-100/2021
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
29.04.2021 Северский городской суд Томской области в составе:
председательствующего Бершанской М.В.
при секретаре Сниткиной И.В.
помощник судьи Мельничук А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г. Северск гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «ЖЭУ-4» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности составить акт, предоставить информацию, произвести перерасчет, взыскании компенсации морального вреда, судебной неустойки,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «ЖЭУ-4» (далее ООО «ЖЭУ-4»), в котором с учетом увеличения исковых требований просит признать незаконным бездействие ООО «ЖЭУ-4», выразившееся в ненадлежащем выполнении в период с 01.12.2019 по 31.12.2019 обязанности по постоянному контролю параметров давления теплоносителя во внутридомовой системе отопления многоквартирного дома, расположенного по [адрес] и при обнаружении отклонений параметров давления теплоносителя во внутридомовой системе не принявшего незамедлительные меры к восстановлению требуемых параметров давления теплоносителя во внутридомовой системе отопления многоквартирного дома, расположенного по [адрес]; обязать ООО «ЖЭУ-4» составить акт о ненадлежащем оказании коммунальной услуги по отоплению внутридомовой системы отопления многоквартирного дома, расположенного по [адрес] за период 01.12.2019 по 31.12.2019; предоставить информацию о давлении (Р), температуре, объеме теплоносителя во внутридомовой системе отопления многоквартирного дома, расположенного по [адрес] за период с 01.12.2019 по 31.12.2019, в распечатке указать данные за каждый час и за 24 часа следующую информацию: дата/время/час; предоставить сертификаты на материалы и оборудование; расчетные (проектные) показатели (параметры) системы теплоснабжения; паспорт ИТП и режимная карта работы ИТП; паспорта и сертификаты на оборудование, устройства и материалы, применяемые в системе теплоснабжения; документы, подтверждающие управление и содержание системой теплоснабжения: дежурный журнал; журнал учета осмотров; оперативный журнал; журнал поверок и ремонта приборов учета и автоматики; журнал распоряжений; журнал ремонта и учета дефектов; техническую документацию: схему системы отопления (с указанием диаметров, длины трубопроводов, запорной и регулирующей арматуры и автоматики, приборов учета, расчетного давления по каждому расчетному участку и др.); схему индивидуального теплового пункта (ИТП); схему электропитания оборудования относящегося к системе теплоснабжения и освещения помещений; схему границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности; графики ремонтов, обслуживания, осмотров и др.; графики испытаний, промывки; акты испытаний, промывки; акты готовности системы теплоснабжения к отопительному сезону (акт опресовки); акты готовности многоквартирного дома к зиме; акты ввода и вывода из эксплуатации приборов учета; акты на выполнение, в том числе на скрытые работы и др.; Правила и порядок эксплуатации (использования) системы отопления многоквартирного дома, расположенного по [адрес], действовавшие (использовавшиеся) в отопительном периоде 2018-2020 года; предоставить паспорт Расходомера электромагнитного «Питерфлоу РС» заводской номер ** с отметкой о прохождении поверки не позднее 19 мая 2018 года: паспорт Расходомера электромагнитного «Питерфлоу РС» заводской номер ** с отметкой о прохождении поверки не позднее 19 мая 2018 года; паспорт Преобразователя давления измерительного «Коммунален» Карат СДВ-И-2,5-1,6-1.0-М-4-20 мА-DA422-0605-3 заводской номер ** с отметкой о прохождении поверки не позднее 20 февраля 2019 года, паспорт Преобразователя давления измерительного «Коммуналец» Карат СДВ-И-2.5-1.6-1.0-М-4-20 мА-DA422-0605-3 заводской номер ** с отметкой о прохождении поверки не позднее 20 февраля 2019 года; паспорт Вычислителя количества теплоты ВКТ-7 заводской номер ** с отметкой о прохождении поверки не позднее 31 марта 2018 года; паспорт Комплекта термопреобразователей сопротивления КТСП-Н 3.1.02.02.4.3.3 заводской номер ** с отметкой о прохождении поверки не позднее 24 февраля 2018 года; произвести в течение пяти рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда перерасчет за период с 01.12.2019 по 31.12.2019 платы (уменьшить вплоть до полного освобождения от оплаты) коммунальной услуги по отоплению квартиры, расположенной по [адрес]; произвести в течение пяти рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда перерасчет (уменьшить) за период с 01.12.2019 по 31.12.2019 пени за несвоевременную оплату коммунальной услуги по отоплению квартиры, расположенной по [адрес]; взыскать с ООО «ЖЭУ-4» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 15000 рублей, расходы по оплате почтовых услуг в размере 210,71 руб., судебную неустойку в размере 100 рублей за каждый день неисполнения решения суда.
В обоснование исковых требований указано, что ФИО1 является собственником квартиры, расположенной по [адрес]. Многоквартирный дом, расположенный по [адрес], оснащен общедомовым прибором учета тепловой энергии. Управление домом, расположенным по [адрес] осуществляет ООО «ЖЭУ-4». 01.03.2013 общее собрание собственников дома, расположенного по [адрес], заключило договор управления многоквартирным домом с управляющей компанией ООО «ЖЭУ-4», в соответствии с которым управляющая компания обязалась содержать общее имущество дома и предоставлять собственникам и нанимателям коммунальные услуги надлежащего качества. В период с 01.12.2019 по 31.12.2019 года ООО «ЖЭУ-4» поставляло ненадлежащие коммунальные услуги, а именно давление во внутридомовой системе отопления в многоквартирном доме, расположенном по [адрес], отклонялось от установленных значений. 26.10.2020 представитель ФИО1 ФИО2 обратился в ООО «ЖЭУ-4» с просьбой составить акт о ненадлежащим оказании услуг по оказанию коммунальной услуги по поставке теплоносителя во внутридомовую систему отопления многоквартирного дома, расположенного по [адрес] за период с 01.12.2019 по 31.12.2019, в распечатке указать данные за каждый час и за 24 часа следующую информацию: дата/время/час. Произвести перерасчет за период с 01.12.2019 по 31.12.2019 платы (уменьшить вплоть до полного освобождения от оплаты) коммунальной услуги по отоплению квартиры, расположенной по [адрес]; произвести перерасчет (уменьшить) за период с 01.12.2019 по 31.12.2019 пени за несвоевременную оплату коммунальной услуги по отоплению квартиры, расположенной по [адрес]. ООО «ЖЭУ-4» предоставило ответ, которым отказало ФИО1 в удовлетворении требований потребителя. Как следует из Ведомости учета тепловой энергии часовые за период с 01.12.2019 по 31.12.2019, ФИО1 в указанный период получала коммунальные услуги по отоплению ненадлежащего качества, выразившегося в отклонении давления во внутридомовой системе отопления от установленных значений. В указанной связи полагает, что ООО «ЖЭУ-4» обязано произвести перерасчет платы за спорный период. Действиями, выразившимися в ненадлежащей поставке теплоносителя (горячей воды) в спорный период для отопления в указанный жилой дом надлежащего качества и отказе произвести перерасчет стоимости платы за отопление квартиры в спорный период, ООО «ЖЭУ-4» нарушило права и законные интересы ФИО1, причинило нравственные страдания.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, о причинах неявки суд не уведомила.
Представитель истца ФИО2, действующий на основании доверенности ** от 13.11.2019, сроком на пять лет без права передоверия, в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении и письменных объяснениях.
Представитель ответчика ФИО3, действующая на основании доверенности от 11.01.2021, в судебном заседании заявленные требования не признала, по основаниям, изложенным в возражениях и пояснениях по делу, в которых указала, что в индивидуальном тепловом пункте, размещенном в МКД истца, установлен общедомовой (коллективный) прибор учета тепловой энергии. В отопительном сезоне 2019 - 2020 года вышеуказанный ОДПУ ТЭ был введен в коммерческую эксплуатацию. В состав ОДПУ ТЭ входят электронные приборы учета параметров тепловой энергии (теплоносителя) - расходомеры, измерители температуры и давления. Все автоматические измерения, в т.ч. параметров давления теплоносителя, поступающего для системы отопления МКД, осуществляются в пределах ИТП, до узла смешения теплоносителя непосредственно подающегося в систему отопления МКД, на подающем и обратном трубопроводе. Для установления параметров давления во внутридомовой системе отопления в МКД истца 11.02.2021 ответчиком направлен запрос на выполнение расчета пьезометрического графика падения давления в специализированную организацию, имеющую право выполнять подготовку проектной документации и инженерные изыскания. На основании полученных данных ООО «ЖЭУ-4» выполнен расчет параметров давления коммунального ресурса - теплоносителя, непосредственно поступающего после прохождения ИТП во внутридомовую систему отопления МКД истца. Согласно данному расчету за период времени с 01.12.2019 по 31.12.2019 значения параметров давления (в МПа) не превышает установленные нормативные значения в 0,6 МПа, следовательно, коммунальная услуга по отоплению в вышеуказанный период ООО «ЖЭУ-4» была оказана с соблюдением ее надлежащего качества. Кроме того полагала, что поскольку давление за каждый час, отраженное в Ведомости учета, не превышало установленный норматив на 25%, оснований для удовлетворения иска нет.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области ФИО4 в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, дополнительно представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что исковые требования истца, изложенные в п. 3,4 искового заявления подлежат удовлетворению, в случае подтверждения доводов о том, что ему не были оказаны коммунальные услуги надлежащего качества.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, ООО «ТМК Сервис» ФИО5 считал требования необоснованными. Поддержал отзыв на иск, в котором указал, что сервисное обслуживание узла учета тепловой энергии и узла регулирования тепловой энергии в многоквартирном доме по [адрес] осуществляет ООО «ТМК Сервис». МКД по [адрес] оборудован общедомовым (коллективным) ОДПУ ТЭ, введенным в коммерческую эксплуатацию, в состав которого входят электронные приборы учета параметров тепловой энергии (теплоносителя) - расходомеры, измерители температуры и давления. Таким образом, автоматическое измерение давление теплоносителя, поступающего для системы отопления МКД, осуществляется в пределах теплового узла, до узла смешения теплоносителя, непосредственно подающегося в систему отопления МКД, на подающем и обратном трубопроводе. Тепловой пункт в МКД истца оборудован и эксплуатируется в полном соответствии с Правилами № 115, в нем установлено все необходимое оборудование, обеспечивающее требуемые параметры теплоносителя (расход, давление, температуру), их контроль и регулирование для присоединенной к нему системы теплопотребления. Присоединение системы потребления теплоты выполнено с учетом гидравлического режима работы тепловых сетей и графика изменения температуры теплоносителя в зависимости от изменения температуры наружного воздуха. Показания установленных измерительных приборов автоматически фиксируются и отображаются в ведомости, значения давления из которой истец неверно трактует, как «отклонение давления во внутридомовой системе отопления от установленных значений». При этом истцом не берется в расчет тот факт, что положение п. 16, о том, что давление должно составлять не более 0,6 МПа (6 кгс/кв. см) указано применительно ко внутридомовой системе отопления с чугунными радиаторами. Вне пределов теплового пункта в МКД истца на системе отопления имеется еще ряд механизмов и измерительных приборов: регулировочные клапаны, датчики объема, температуры и давления теплоносителя. Они необходимы для контроля параметров поступающего в подающий трубопровод теплоносителя и выполнения подмеса (перемешивания) поступающего теплоносителя с теплоносителем из обратного трубопровода для достижения нормативных значений. После прохождения запорной арматуры (задвижки) непосредственно перед поступлением теплоносителя в отопительные приборы (радиаторы) в жилых помещениях МКД установлен контрольный манометр для контроля давления теплоносителя. «Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя» диктуют обязательность размещения точек измерения регистрируемых параметров (в т.ч. давления) теплоносителя в открытых системах теплопотребления только в пределах теплового пункта, что и выполнено в МКД истца. Установленные вне пределов теплового пункта приборы измерения давления (манометры) теплоносителя не электронные, а аналоговые, их показания не фиксируются в автоматическом режиме в ведомостях, а позволяют узнавать их значения лишь визуально. Таким образом, утверждение истца о поступлении во внутридомовую систему отопления его МКД теплоносителя с превышающими нормативное значение параметрами давления не может подтверждаться ведомостью потребления тепловой энергии, представленной с исковым заявлением.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, АО «РИР» ФИО6, действующая на основании доверенности № ** от 23.06.2020 в судебное заседание не явилась, представила отзыв на исковое заявление, в котором указала, что ресурсоснабжающая организация, которая в соответствии с договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не осуществляет обслуживание внутридомовых инженерных систем, несет ответственность за качество предоставленной коммунальной услуги в том случае, если нарушение качества коммунальной услуги возникли до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. Если нарушения качества коммунальной услуги возникли во внутридомовых инженерных системах, то ответственность за качество коммунальных услуг возлагается на лиц, привлеченных собственниками помещений в многоквартирном доме для обслуживания внутридомовых инженерных систем. Многоквартирный дом, расположенный по [адрес], оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии. Нормативный документ, определяющий температурный режим теплоснабжения в г. Северск - температурный график сетевой воды БУ-1 ТЭЦ, приведенный в Приложении 4.1 утвержденной схемы теплоснабжения ЗАТО Северск до 2035 г., размещён на сайте Администрации ЗАТО Северск. Указанным документом определяются значения параметров теплоносителя, в зависимости от температуры наружного воздуха, на коллекторах ТЭЦ г. Северска. Нормативные значения температуры внутри жилых помещений отопительный период, определяются требованиями Правил № 354 и составляют 20°С (для угловых квартир 22°С). Согласно пункту 16 Приложения № 1 Правил № 354 перерасчет стоимости коммунальной услуги по отоплению за отклонения от установленного давления во внутридомовой системе отопления производится при давлении, отличающемся от установленного более чем на 25 процентов. Датчики давления в составе прибора учета тепловой энергии многоквартирного дома, фиксируют параметры теплоносителя на тепловом вводе в дом. Фактическое давление в системе отопления всегда отличается от давления на тепловом вводе в многоквартирный дом. Указанные нарушения в период с 01 декабря по 31 декабря 2019 года по данному многоквартирному дому не зафиксированы. Обращений ООО «ЖЭУ- 4» о нарушении параметров теплоносителя в точке поставки - узел ввода многоквартирного дома, расположенного по [адрес], в адрес АО «РИР» не поступало. Отзыв на исковое заявление содержит просьбу о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица
Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
Заслушав представителя истца ФИО2, представителя ответчика ООО «ЖЭУ-4» ФИО3, представителя третьего лица ООО «ТМК Севрис» исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения.
Пункт 1 статьи 543 Гражданского кодекса Российской Федерации предписывает абоненту немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправности приборов учета и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.
Данные правила в силу положений статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации применяются и к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть тепловой энергией, газом, водой, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» регулируются отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливаются права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, определяется механизм реализации этих прав.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года №354 закреплено, что исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг; вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие нарушения качества предоставления коммунальных услуг, вследствие непредоставления потребителю полной и достоверной информации о предоставляемых коммунальных услугах; убытки, причиненные потребителю в результате нарушения исполнителем прав потребителей, в том числе, в результате договора, содержащего условия, ущемляющие права потребителя по сравнению с настоящими Правилами; моральный вред (физические или нравственные страдания), причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителей, предусмотренных жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами.
Исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие нарушения качества предоставления коммунальных услуг или вследствие непредоставления потребителю полной и достоверной информации о предоставляемых коммунальных услугах, подлежит возмещению исполнителем в полном объеме независимо от вины исполнителя.
В силу пункта 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Приложением № 1 к Правилам «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее Правилам №354), определены требования к качеству коммунальной услуги по теплоснабжению: бесперебойное круглосуточное отопление в течение отопительного периода; обеспечение нормативной температуры воздуха; давление во внутридомовой системе отопления.
Согласно приложению № 1 к Правилам №354 «Требования к качеству коммунальных услуг» (п. 16) давление во внутридомовой системе отопления с чугунными радиаторами должно быть не более 0,6 МПа (6 кгс/кв. см).
Из содержания вышеуказанных норм материального права следует, что истец в рамках законодательства о защите прав потребителя может требовать защиты своих прав лишь при поставке ему услуг ненадлежащего качества.
Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по [адрес], выбран способ управления МКД - управление управляющей организацией. 01.03.2013 собственники помещений в МКД заключили с ООО «ЖЭУ-4» договор управления № **, действующий в настоящее время.
В силу п.2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, ООО «ЖЭУ-4» является юридическим лицом, предоставляющим потребителям МКД, расположенного по [адрес], коммунальные услуги (в том числе и отопление).
Во исполнение своих обязательств ООО «ЖЭУ-4» и АО «Объединенная теплоэнергитическая компания» заключен договор № ** ресурсоснабжения в целях содержания общего имущества многоквартирных домов от 06.06.2018, на основании которого ответчик осуществляет поставку коммунального ресурса: горячей воды и теплоносителя в горячей воде (для открытых систем теплоснабжения) в целях содержания общего имущества многоквартирных домов, в список которых входит и МКД, расположенный по [адрес].
ФИО1 является собственником квартиры, расположенной по [адрес], что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права ** от 22.08.2014
Обращаясь в суд с иском о защите прав потребителей, истец указала, что с 01.12.2019 по 31.12.2019 ей была предоставлена услуга по отоплению ненадлежащего качества.
Граждане, являющиеся нанимателями квартир в многоквартирном доме, относятся к потребителям услуг, оказываемых управляющей организацией (исполнителем) по возмездному договору управления многоквартирным домом, в связи с чем на данные правоотношения распространяются положения Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон о защите прав потребителей).
Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон о защите прав потребителей) регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получении информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах) просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Как указал Верховный Суд Российской Федерации в пункте 28 постановления Пленума от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере) (пункт 4 статьи 13, пункт 5 статьи 14, пункт 5 статьи 23.1, пункт 6 статьи 28 Закона о защите прав потребителей, статья 1098 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, по искам о защите прав потребителей на потребителя возлагается бремя доказывания факта нарушения его прав действиями ответчика, в то время как на ответчика возложено бремя опровержения презумпции своей вины.
В подтверждение своих доводов о ненадлежащем исполнении ответчиком обязательств по предоставлению коммунального ресурса – поставке отопления ненадлежащего качества, выразившегося в отклонении от установленных значений показателей давления во внутридомовой системе отопления, истец ссылается на ведомость учета тепловой энергии часовые за период с 01.12.2019 по 31.12.2019.
Многоквартирный дом, расположенный по [адрес], оборудован общедомовым (коллективным) прибором учета тепловой энергии (далее - ОДПУ ТЭ), введенным в коммерческую эксплуатацию в соответствии с Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034 (далее - Правила коммерческого учета).
Данные правила определяют требования к организации учета отпуска и потребления тепловой энергии и теплоносителей, контроля их параметров: массы (объема), температуры и давления, а также технические требования к узлам учета тепловой энергии и теплоносителя. Кроме того, в соответствии с данными правилами расчеты за полученное потребителями тепло с энергоснабжающими организациями осуществляются на основании показаний приборов учета и контроля параметров теплоносителя, установленных у потребителя.
Как следует из материалов дела, общедомовой прибор учета тепловой энергии в МКД по [адрес], размещен в тепловом узле в соответствии с требованиями п.9.1.1. Правил технической эксплуатации тепловых установок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115.
Пункт 9.1.1. Правил технической эксплуатации тепловых установок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115, предусматривает размещение в тепловых пунктах оборудования, арматуры, приборов контроля, управления и автоматизации, посредством которых осуществляется: преобразование вида теплоносителя или его параметров; контроль параметров теплоносителя; регулирование расхода теплоносителя и распределение его по системам потребления теплоты; отключение систем потребления теплоты; защита местных систем от аварийного повышения параметров теплоносителя; заполнение и подпитка систем потребления теплоты.
В соответствии с п. 94, 95, 101 Правил коммерческого учета тепловой энергии коммерческому учету тепловой энергии, теплоносителя подлежат: количество тепловой энергии, используемой, в том числе в целях горячего водоснабжения, масса (объем) теплоносителя, а также значения показателей качества тепловой энергии при ее отпуске, передаче и потреблении. В целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя и контроля качества теплоснабжения осуществляется измерение, в том числе давления в подающем и обратном трубопроводах; температуры теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах (температура обратной воды в соответствии с температурным графиком). Среднечасовые и среднесуточные значения параметров теплоносителя определяются на основании показаний приборов, регистрирующих параметры теплоносителя.
ООО «ТМК сервис», с целью поддержания работоспособности оборудования узла регулирования тепловой энергии и узла учета тепловой энергии по поручению ООО «ЖЭУ-4» осуществляет их сервисное обслуживание, что подтверждается договором № ** от 01.10.2016.
Согласно Рабочему проекту узла коммерческого учета тепловой энергии РП 13.241.01 узлы учета тепловой энергии и теплоносителя, где и производилась почасовая фиксация параметров давления, в последующем представленная истцу в виде ведомости, предназначены для осуществления расчетов между энергосберегающими организациями потребителями тепловой энергии на основании показаний приборов, установленных у потребителя и допущенных в эксплуатацию в качестве коммерческих в соответствии с требованиями «Правил учета тепловой энергии и теплоносителя». Учет тепловой энергии реализован путем установки теплосчетчика, считывание данных теплосчетчика осуществляется посредством подключения компьютера к тепловычислителю, теплосчетчик осуществляет измерение давления теплоносителя в подающем и обратном трубопроводе.
Из содержания подпункта 3 пункта 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункта «д» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 (далее - Правила), следует, что механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры), является общим имуществом многоквартирного дома.
Пунктом 6 Правил установлено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Как следует из пункта 8 названных Правил, внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, с учетом приведенных норм материального права, суд приходит к выводу, что общедомовые приборы учета, установленные в индивидуальном тепловом пункте, расположенном в многоквартирном жилом доме относятся к внутридомовой системе отопления.
Из представленных в материалы дела ведомостей учета параметров теплоносителя почасовых следует, что в спорный период давление во внутридомовой системе отопления незначительно превышало установленные параметры, а именно -0,6 МПа.
Возражая против удовлетворения иска, ответчик указал, что на внутридомовой системе отопления в его МКД, вне пределов теплового пункта, установлен еще ряд измерительных приборов, в том числе манометры, показывающие значение давления теплоносителя уже после выполнения подмеса, после прохождения запорной арматуры, непосредственно перед поступлением теплоносителя в отопительные приборы в жилых помещениях. Установленные вне пределов теплового пункта датчики и измерители давления теплоносителя являются аналоговыми, показания давления во внутридомовой системе отопления не фиксируются в автоматическом режиме, поскольку такой обязанности на них не возложено. Теплоноситель во внутридомовую систему поступает с давлением в пределах установленных значений. В обоснование доводов представителем ответчика представлен расчет пьезометрического графика падения давления, за период времени с 01.12.2019 по 31.12.2019, согласно которому значения параметров давления (в МПа) не превышает установленные нормативные значения в 0,6 МПа. В последующем представителем ответчика также представлен расчет параметров давления теплоносителя во внутридомовой системе МКД ООО «ЖЭУ-4» из которого следует, что отклонение от нормативного значения 0,6 МПа составляет около 1 %.
При таких обстоятельствах, учитывая позицию представителя ответчика в судебном заседании об отсутствии превышения показателей давления во внутридомовой системе отопления со ссылкой на подготовленный ею расчет отклонения от нормативного значения параметров давления теплоносителя во внутридомовой системе отопления МКД, суд приходит к выводу о том, что ведомости, представленные истцом, свидетельствуют об уровне давления во внутридомовой системе отопления.
Между тем, при разрешении требований суд исходит из следующего.
В пункте 16 приложения № 1 к Правилам № 354 предусмотрено, за каждый час отклонения от установленного давления во внутридомовой системе отопления суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, при давлении, отличающемся от установленного более чем на 25 процентов, размер платы за коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением № 2 к Правилам № 354, снижается на размер платы, исчисленный суммарно за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета) в соответствии с пунктом 101 Правил № 354.
Таким образом, Правительство Российской Федерации, определив основания для перерасчета, тем самым определила критерии отнесения услуги по теплоснабжению к услуги, оказанной с ненадлежащим качеством.
Оценив приведенные положения норм материального права в совокупности с представленными в материалы дела доказательствами, в том числе параметрами давления во внутридомовой системе отопления, отраженными в ведомостях, из которых следует, что отклонение давления от установленного (для систем отопления с чугунными отопительными приборами - 0,6 МПа (6 кгс/см2)), во внутридомовой системе отопления за спорный период, не превышало допустимых 25 процентов в час, с учетом положений пункта 16 приложения № 1 к Правилам № 354, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности в течение семи календарных дней с момента вступления в законную силу решения суда по перерасчету за период с 1 сентября 2019 года по 30 ноября 2019 года стоимости (уменьшить вплоть до полного освобождения от оплаты) коммунальной услуги по отоплению квартиры, расположенной по [адрес], пеней за несвоевременную оплату коммунальной услуги по отоплению квартиры, расположенной по [адрес].
Согласно положениям статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обращаясь в суд, истец должен доказать, что его права или законные интересы были нарушены. Судебной защите подлежит только нарушенное право.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положением пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательств возникновения у истца каких-либо негативных последствий, возникших в результате достижения давления во внутридомовой системе, значений, отраженных в представленных истцом ведомостях, не представлено.
В спорный период истец в порядке, предусмотренном указанными Правилами, с требованиями к ответчику о нарушении его прав, как потребителя, оказанием услуги по отоплению ненадлежащего качества, не обращался. С требованием о проведении перерасчета представитель истца обратился к ответчику 26.10.2020, о возникновении у него каких-либо негативных последствий, вызванных оказанием ему услуги по отоплению, не указывал.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, оснований для установления факта нарушения прав истца оказанием ей услуги по отоплению ненадлежащего качества у суда не имеется.
Согласно пункту 18 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года № 290, к общим работам, выполняемым для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах относится, в числе прочего, постоянный контроль параметров теплоносителя и воды (давления, температуры, расхода) и незамедлительное принятие мер к восстановлению требуемых параметров отопления и водоснабжения и герметичности систем.
Разрешая требование о признании незаконными бездействия ответчика, выразившиеся в ненадлежащем выполнении в период с 01.12.2019 по 31.12.2019 обязанности по постоянному контролю параметров давления теплоносителя во внутридомовой системе отопления многоквартирного дома, расположенного по [адрес] и при обнаружении отклонений параметров давления теплоносителя во внутридомовой системе не принявшего незамедлительные меры к восстановлению требуемых параметров давления теплоносителя во внутридомовой системе отопления многоквартирного дома, расположенного по [адрес] суд приходит к выводу об отказе в их удовлетворении, поскольку предоставление коммунальной услуги по поставке теплоносителя во внутридомовую систему отопления многоквартирного дома, расположенного по [адрес], являлось надлежащего качества в соответствии с требованиями пункта 16 раздела IV Приложения № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» и пункта 5.2.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года №170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда».
В указанной связи требование о возложении на ООО «ЖЭУ-4» обязанности составить акт о ненадлежащем оказании коммунальной услуги по отоплению внутридомовой системы отопления многоквартирного дома, расположенного по [адрес] за период 01.12.2019 по 31.12.2019, также не могут быть удовлетворены.
В соответствии со ст. 15 Закона о защите прав потребителей моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
В силу п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
С учетом того, что судом не установлено нарушение ответчиком прав потребителя оказанием услуги по отоплению ненадлежащего качества, судебная коллегия не находит оснований для взыскания с ответчика компенсации морального вреда и штрафа.
При таких данных, принимая во внимание, что в удовлетворении требования о возложении на ответчика обязанности по исполнению обязательства в натуре оставлены без удовлетворения, суд не усматривает оснований для удовлетворения требования о взыскании с ответчика судебной неустойки.
Заявляя требование о предоставлении информации о давлении (Р), температуре, объеме теплоносителя во внутридомовой системе отопления многоквартирного дома, расположенного по [адрес] за период с 01.12.2019 по 31.12.2019, в распечатке указать данные за каждый час и за 24 часа следующую информацию: дата/время/час; предоставлении сертификатов на материалы и оборудование; расчетных (проектных) показателей (параметров) системы теплоснабжения; паспорта ИТП и режимной карты работы ИТП; паспортов и сертификатов на оборудование, устройства и материалы, применяемые в системе теплоснабжения; документов, подтверждающих управление и содержание системой теплоснабжения: дежурного журнала; журнала учета осмотров; оперативного журнала; журнала поверок и ремонта приборов учета и автоматики; журнала распоряжений; журнала ремонта и учета дефектов; технической документации: схемы системы отопления (с указанием диаметров, длины трубопроводов, запорной и регулирующей арматуры и автоматики, приборов учета, расчетного давления по каждому расчетному участку и др.); схемы индивидуального теплового пункта (ИТП); схемы электропитания оборудования относящегося к системе теплоснабжения и освещения помещений; схемы границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности; графиков ремонтов, обслуживания, осмотров и др.; графиков испытаний, промывки; актов испытаний, промывки; актов готовности системы теплоснабжения к отопительному сезону (акт опресовки); актов готовности многоквартирного дома к зиме; акты ввода и вывода из эксплуатации приборов учета; актов на выполнение, в том числе на скрытые работы и др.; правил и порядка эксплуатации (использования) системы отопления многоквартирного дома, расположенного по [адрес], действовавшие (использовавшиеся) отопительного периода 2018-2020 года; предоставлении паспорта Расходомера электромагнитного «Питерфлоу РС» заводской номер ** с отметкой о прохождении поверки не позднее 19 мая 2018 года; паспорта Расходомера электромагнитного «Питерфлоу РС» заводской номер ** с отметкой о прохождении поверки не позднее 19 мая 2018 года; паспорта Преобразователя давления измерительного «Коммунален» Карат СДВ-И-2,5-1,6-1.0-М-4-20 мА-DA422-0605-3 заводской номер ** с отметкой о прохождении поверки не позднее 20 февраля 2019 года; паспорта Преобразователя давления измерительного «Коммуналец» Карат СДВ-И-2.5-1.6-1.0-М-4-20 мА-DA422-0605-3 заводской номер ** с отметкой о прохождении поверки не позднее 20 февраля 2019 года; паспорта Вычислителя количества теплоты ВКТ-7 заводской номер ** с отметкой о прохождении поверки не позднее 31 марта 2018 года; паспорта Комплекта термопреобразователей сопротивления КТСП-Н 3.1.02.02.4.3.3 заводской номер ** с отметкой о прохождении поверки не позднее 24 февраля 2018 года, истец в исковом заявлении указывает, что аналогичное заявление представителем истца ФИО2 было направлено в ООО «ЖЭУ-4» 19.02.2021 при помощи Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, однако ООО «ЖЭУ-4» не представлено ответа на данное заявление.
Вместе с тем, как следует из объяснений представителя ООО «ЖЭУ-4» ФИО3, такое заявление в адрес ответчика не поступало, кроме того стороной истца не представлено доказательств направления такого заявления в адрес ответчика.
В указанной связи, суд приходит к выводу, что исковые требования о предоставлении информации о давлении (Р), температуре, объеме теплоносителя во внутридомовой системе отопления многоквартирного дома, расположенного по [адрес] за период с 01.12.2019 по 31.12.2019, в распечатке указать данные за каждый час и за 24 часа следующую информацию: дата/время/час; предоставлении сертификатов на материалы и оборудование; расчетных (проектных) показателей (параметров) системы теплоснабжения; паспорта ИТП и режимной карты работы ИТП; паспортов и сертификатов на оборудование, устройства и материалы, применяемые в системе теплоснабжения; документов, подтверждающих управление и содержание системой теплоснабжения: дежурного журнала; журнала учета осмотров; оперативного журнала; журнала поверок и ремонта приборов учета и автоматики; журнала распоряжений; журнала ремонта и учета дефектов; технической документации: схемы системы отопления (с указанием диаметров, длины трубопроводов, запорной и регулирующей арматуры и автоматики, приборов учета, расчетного давления по каждому расчетному участку и др.); схемы индивидуального теплового пункта (ИТП); схемы электропитания оборудования относящегося к системе теплоснабжения и освещения помещений; схемы границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности; графиков ремонтов, обслуживания, осмотров и др.; графиков испытаний, промывки; актов испытаний, промывки; актов готовности системы теплоснабжения к отопительному сезону (акт опресовки); актов готовности многоквартирного дома к зиме; акты ввода и вывода из эксплуатации приборов учета; актов на выполнение, в том числе на скрытые работы и др.; правил и порядка эксплуатации (использования) системы отопления многоквартирного дома, расположенного по [адрес], действовавшие (использовавшиеся) отопительного периода 2018-2020 года; предоставлении паспорта Расходомера электромагнитного «Питерфлоу РС» заводской номер ** с отметкой о прохождении поверки не позднее 19 мая 2018 года; паспорта Расходомера электромагнитного «Питерфлоу РС» заводской номер ** с отметкой о прохождении поверки не позднее 19 мая 2018 года; паспорта Преобразователя давления измерительного «Коммунален» Карат СДВ-И-2,5-1,6-1.0-М-4-20 мА-DA422-0605-3 заводской номер ** с отметкой о прохождении поверки не позднее 20 февраля 2019 года; паспорта Преобразователя давления измерительного «Коммуналец» Карат СДВ-И-2.5-1.6-1.0-М-4-20 мА-DA422-0605-3 заводской номер ** с отметкой о прохождении поверки не позднее 20 февраля 2019 года; паспорта Вычислителя количества теплоты ВКТ-7 заводской номер ** с отметкой о прохождении поверки не позднее 31 марта 2018 года; паспорта Комплекта термопреобразователей сопротивления КТСП-Н 3.1.02.02.4.3.3 заводской номер ** с отметкой о прохождении поверки не позднее 24 февраля 2018 года не подлежат удовлетворению, однако истец не лишен возможности обратиться к ответчику с просьбой о предоставлении такой информации и в случае оставления без удовлетворения такого заявления, обратится в суд за защитой своего нарушенного права.
Поскольку в удовлетворении исковых требований отказано, оснований для взыскания с ответчика расходов, связанных с подачей иска, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «ЖЭУ-4» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности составить акт, предоставить информацию, произвести перерасчет, взыскании компенсации морального вреда, судебной неустойки оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Северский городской суд Томской области.
Председательствующий М.В. Бершанская
УИД 70RS0009-01-2020-005298-84