Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Катайский районный суд Курганской области в составе:
председательствующего судьи Бутаковой О. А.
при секретаре Таланкиной А. С.
с участием старшего помощника прокурора Катайского района Захарова Н. А.,
истца ФИО4,
представителя истца ФИО5,
представителя ответчика Катайского городской Думы ФИО6,
ответчика и. о. главы города Катайска ФИО7,
представителя ответчика администрации города Катайска ФИО9 Н.
рассмотрел открытом судебном заседании 8 апреля 2022 года в г. Катайске Курганской области гражданское дело № 2-100/2022 по иску ФИО4 к Катайской городской Думе, и. о. Главы города Катайска ФИО7, администрации города Катайска о признании незаконным пункта 2 решения от 17.02.2022 № 110, признании незаконными и подлежащими отмене постановление от 18.02.2022 № 31, распоряжение о прекращении (расторжении) трудового договора от 22.02.2022, восстановлении в прежней должности и оплате вынужденного прогула,
установил:
ФИО4 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Катайской городской Думе, и. о. Главы города Катайска ФИО7, в котором просила признать незаконным и подлежащим отмене решение Катайской городской Думы от 17.02.2022 № 110 – в части возложения временного исполнения обязанностей на заместителя главы города Катайска по жилищно-коммунальному хозяйству ФИО7; признать незаконным и подлежащим отмене постановление администрации города Катайска от 18.02.2022 № 31 «О временном исполнении полномочий Главы города Катайска»; восстановить её в прежней должности заместителя Главы города Катайска по экономике и финансам с 23 февраля 2022 года.
Исковые требования мотивированы тем, что с 02.09.2019 она занимала должность заместителя Главы города Катайска, 17.02.2022 на внеочередном заседании Катайской городской Думы принято решение № 110, которым досрочно прекращены полномочия Главы города Катайска ФИО1., вторым пунктом которого исполнение обязанностей Главы города Катайска возложено на его заместителя ФИО7 Она считает пункт 2 вышеуказанного решения незаконным, поскольку Уставом города Катайска и Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации», со ссылкой на которые принято оспариваемое решение, не предусмотрено право городской Думы назначать исполняющего обязанности Главы города. 18.02.2022 ФИО7 вручил ей уведомление о расторжении срочного трудового договора, этим же числом издано постановление администрации города Катайска № 31 о временном исполнении ФИО7 полномочий Главы города Катайска. 21.02.2022 она вручила ФИО7 заявление, в котором изложила свое мнение о незаконности возложения на него временного исполнения обязанностей Главы города, но он оставил данное заявление без ответа, а 22.02.2022 вручил ей распоряжение о прекращении (расторжении) трудового договора. Истец считает, что ФИО7 не является полномочным лицом, поскольку его назначение Катайской городской Думой противоречит Уставу города Катайска, которым Думе не предоставлены полномочия по возложению временного исполнения обязанностей Главы города на кого бы то ни было. Истец как и ФИО7 является заместителем Главы города Катайска, и Устав не дает кому-либо из них преимущество по исполнению полномочий Главы (л. д. 6).
Определением суда от 25.02.2022 определено, что заявленные требования ФИО4 с учетом положений части 1 статьи 16.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежат рассмотрению в порядке гражданского производства, в связи с чем возбуждено гражданское дело (л. д. 1-3).
02.03.2022 от ФИО4 поступило уточненное исковое заявление, согласно которому она просит в отношении Катайской городской Думы признать незаконным и подлежащим отмене решение Катайской городской Думы от 17.02.2022 № 110 в части возложения временного исполнения обязанностей на заместителя главы города Катайска по жилищно-коммунальному хозяйству ФИО7; в отношении и. о. Главы города Катайска ФИО7 признать незаконными и подлежащими отмене постановление администрации города Катайска от 18.02.2022 № 31 «О временном исполнении полномочий Главы города Катайска» и распоряжение о прекращении (расторжении) трудового договора от 22.02.2022; также просит восстановить её в прежней должности заместителя Главы города Катайска по экономике и финансам с 23 февраля 2022 года (л. д. 18-19).
21.03.2022 судом принято к производству уточненное исковое заявление ФИО4 и к участию в деле в качестве ответчика привлечена администрация города Катайска (л. д. 137-138).
Согласно уточненному исковому заявлению истец ФИО4 к Катайской городской Думе предъявила требования о признании незаконным и подлежащим отмене решение Катайской городской Думы от 17.02.2022 № 110 в части возложения временного исполнения обязанностей на заместителя главы города Катайска по жилищно-коммунальному хозяйству ФИО7; к и. о. Главы города Катайска ФИО7 предъявила требования о признании незаконными и подлежащими отмене, как изданные неполномочным должностным лицом: постановление администрации города Катайска от 18.02.2022 № 31 «О временном исполнении полномочий Главы города Катайска» и распоряжение о прекращении (расторжении) трудового договора от 22.02.2022; к администрации города Катайска предъявила требования о восстановлении её в прежней должности заместителя Главы города Катайска по экономике и финансам с 23 февраля 2022 года и оплате вынужденного прогула с 23 февраля 2022 года по день восстановления в должности.
Дополнительно мотивировала требования тем, что ФИО8 указывает на тот факт, что его должностные полномочия по должности заместителя соответствуют должностным полномочиям по должности первого заместителя. Однако, он умолчал о том обстоятельстве, что его трудовой стаж не соответствует квалификационным требованиям не только к должности первого заместителя Главы города Катайска, но даже и к должности заместителя Главы города по жилищно-коммунальному хозяйству, что в свое время послужило основанием исключения из реестра муниципальных должностей должность первого заместителя Главы города Катайска. С увольнением по п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ она не согласна, поскольку срочный трудовой договор заключен на период полномочий Главы города Катайска и действует до вступления в должность вновь избранного Главы города Катайска. В соответствии с ч. 7 ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в случае досрочного прекращении полномочий главы муниципального образования или временного отстранения от должности, его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления или депутат представительного органа муниципального образования, определяемые в соответствии с уставом муниципального образования. Буквальное толкование данной нормы означает, что полномочия главы, досрочно прекратившего исполнение своих полномочий, продолжают исполняться полномочным лицом. Таким образом, срок трудового договора истца истечет в дату вступления в должность вновь избранного главы города Катайска (л. д. 128-129).
В судебном заседании истец ФИО4 и её представитель ФИО5, действующая на основании письменного заявления от 09.03.2022 (л. д. 25), настаивали на удовлетворении заявленных исковых требованиях, просили их удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом и уточненных исковых заявлениях.
Дополнительно истец ФИО4 суду пояснила, что вместе с ФИО7 они могли договориться о том, кто будет исполнять обязанности главы города Катайска, поскольку в Уставе не указано, кто принимает решение о возложении обязанности в случае досрочного прекращения полномочий Главы города Катайска, и продолжали бы работать в том же режиме, как и раньше, на должность исполняющего обязанности Главы города Катайска она не претендует и никогда не претендовала.
Представитель ответчика Катайской городской Думы ФИО6, действующий на основании решения от 17.09.2019 № 1 (л. д. 101), в судебном заседании предъявленные исковые требования не признал по доводам, изложенным в отзыве, согласно которому решение № 110 от 17.02.2022, принятое на внеочередном заседании Думы, законно и обоснованно в соответствии со ст. 30 Устава города Катайска, в которой определено, что полномочия главы города прекращаются досрочно в случае отставки по собственному желанию. В случае досрочного прекращения полномочий главы города его полномочия временно исполняет первый заместитель главы города (л. д. 24).
Ответчик и. о. главы города Катайска ФИО7 в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме, просил в их удовлетворении отказать по доводам, указанным в отзыве, согласно которому с заявленными требованиями не согласен. 17.02.2022 в 10:00 состоялось внеочередное заседание Катайской городской Думы, повесткой дня был предложен проект решения о досрочном прекращении полномочий Главы города Катайска ФИО1 в связи с отставкой по собственному желанию, данный проект был зачитан в слух и принят большинством голосов. В соответствии с данным решением он приступил к временному исполнению обязанностей Главы города Катайска. Он является муниципальным служащим, замещающим должность заместителя Главы города Катайска по жилищно-коммунальному хозяйству. За все время работы в этой должности он неоднократно исполнял обязанности главы города на время его отсутствия. На него возложено право первой подписи, как лица, имеющего право подписи распоряжений о совершении казначейских платежей и иных документов при совершении операций по лицевому счету на время исполнения обязанностей главы города Катайска. Исходя из практики делового оборота администрации города Катайска, данные обязанности всегда исполнял заместитель главы, который курирует вопросы местного значения, согласно его (ФИО7) должностной инструкции. 18.02.2022 заместителю Главы города Катайска по экономике и финансам ФИО4 он вручил уведомление о прекращении срочного трудового договора и 22.02.2022 распоряжение о прекращении (расторжении) трудового договора. Исходя из смысла ст. 59 Трудового кодекса РФ, досрочное прекращение полномочий органов или должностных лиц должно влечь за собой и прекращение трудовых договоров с лицами, принятыми на работу для обеспечения указанной деятельности. Согласно п. 2 трудового договора ФИО4 принята на должность заместителя Главы города по экономике и финансам, образованную в целях обеспечения полномочий Главы города Катайска ФИО1 В связи с досрочным сложением Главы города Катайска ФИО1 своих полномочий (отставкой по собственному желанию), трудовой договор с ФИО4 прекратил свое действие, что является основным значением для рассмотрения дела. Согласно ч. 2 ст. 30 Устава города Катайска в случае досрочного прекращения полномочий главы города его полномочия исполняет Первый заместитель главы. На момент принятия оспариваемого решения Устав города не был приведен в соответствие с решением Катайской городской Думы от 29.08.2019 № 277 «О структуре Администрации города Катайска». Согласно указанному решению № 277 от 29.08.2019 предусмотрено две должности заместителей главы города – это заместитель по ЖКХ и заместитель по экономике и финансам. В связи с этим в проекте оспариваемого истцом решения был предусмотрен п. 2, так как это было вызвано необходимостью и не имеет основного значения для рассмотрения данного дела. Поэтому он просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме (л. д. 26-27).
Представитель администрации города Катайска ФИО9, действующая на основании доверенности от 18.02.2022 (л. д. 145), исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в отзыве, согласно которому администрация города Катайска не согласна с заявленными в исковом заявлении требованиями. Исходя из смысла ст. 59 Трудового кодекса РФ, досрочное прекращение полномочий органов или должностных лиц должно влечь за собой и прекращение трудовых договоров с лицами, принятыми на работу для обеспечения указанной деятельности. Согласно п. 2 трудового договора ФИО4 принята на должность заместителя Главы города по экономике и финансам, образованную в целях обеспечения полномочий Главы города Катайска ФИО1 В связи с тем, что Глава города Катайска ФИО1 досрочно сложил свои полномочия в связи с отставкой по собственному желанию, трудовой договор, заключенный с ФИО4, прекратил свое действие. Согласно ч. 2 ст. 30 Устава города Катайска в случае досрочного прекращения полномочий главы города его полномочия исполняет Первый заместитель главы. На момент принятия оспариваемого решения Устав города не был приведен в соответствие с решением Катайской городской Думы от 29.08.2019 № 277 «О структуре Администрации города Катайска». Согласно указанному решению № 277 от 29.08.2019 предусмотрено две должности заместителей главы города – это заместитель по ЖКХ и заместитель по экономике и финансам. Согласно ч. 3 ст. 43 Федерального закона именно орган муниципального образования уполномочен принимать решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования (общеобязательные правила). Исходя из статуса и места представительного органа в системе органов местного самоуправления в случае отсутствия таких положений непосредственно в уставе муниципального образования до внесения изменений в него данный вопрос должен регламентироваться решениями указанного органа (разъяснения комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления по вопросу о порядке применения части 7 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления»). Администрация города Катайска считает, что п. 2 решения Катайской городской Думы от 17.02.2022 № 110 принят в пределах полномочий Катайской городской Думы, не противоречит федеральному закону и не нарушает прав и законных интересов истца (л. д. 146-147).
Прокурор Захаров Н. А. в судебном заседании считает, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы гражданского дела, заслушав заключение прокурора, суд приходит к выводу о том, что исковые требования ФИО4 к Катайской городской Думе, и. о. Главы города Катайска ФИО7, администрации города Катайска необоснованны и подлежат отказу в удовлетворении в полном объеме.
В соответствии с пунктом 2 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации одним из оснований прекращения трудового договора является истечение срока трудового договора (статья 79 настоящего Кодекса), за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения.
При этом, в соответствии со статьей 79 Трудового кодекса Российской Федерации о прекращении трудового договора в связи с истечением срока его действия работник должен быть предупрежден в письменной форме не менее чем за три календарных дня до увольнения, за исключением случаев, когда истекает срок действия срочного трудового договора, заключенного на время исполнения обязанностей отсутствующего работника.
Абзац десятый части первой статьи 59 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает общее правило о заключении срочного трудового договора с лицами, поступающими на работу, связанную с непосредственным обеспечением деятельности членов избираемых органов или должностных лиц в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в политических партиях и других общественных объединениях.
Специфика прохождения муниципальной службы на условиях срочного трудового договора закреплена в законодательстве о муниципальной службе как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации.
Так, часть 2 статьи 7 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предоставляет субъектам Российской Федерации право предусмотреть в реестре должностей муниципальной службы должности, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность, и замещаемые на условиях срочного трудового договора.
Статья 2 Закона Курганской области от 30.05.2007 № 251 «О регулировании отдельных положений муниципальной службы в Курганской области» во взаимосвязи с частью 2 приложения 1 к названному Закону (Реестр должностей муниципальной службы) предусматривает наличие в Реестре должностей муниципальной службы в местных администрациях (исполнительно-распорядительных органах муниципальных образований) высшие должности муниципальной службы, в том числе: глава (руководитель) местной администрации (назначаемый на должность по контракту); заместитель главы муниципального образования (должности муниципальной службы, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность, и замещаемые муниципальными служащими путем заключения трудового договора на срок полномочий указанного лица).
В соответствии со статьей 2, частью 2 статьи 3 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых, путем заключения трудового договора (контракта).
Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель).
Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).
На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
Согласно статьи 6 указанного Закона должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.
Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.
При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации.
Частью 2 статьи 7 этого же Закона установлено, что в реестре должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации могут быть предусмотрены должности муниципальной службы, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность. Такие должности муниципальной службы замещаются муниципальными служащими путем заключения трудового договора на срок полномочий указанного лица.
В соответствии со статьей 9 указанного Закона для замещения должности муниципальной службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя (работодателя) - к специальности, направлению подготовки.
Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, необходимым для замещения должностей муниципальной службы, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы. Квалификационные требования к знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности муниципального служащего его должностной инструкцией. Должностной инструкцией муниципального служащего могут также предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки.
В случае, если лицо назначается на должность главы местной администрации по контракту, уставом поселения, внутригородского района, а в отношении должности главы местной администрации муниципального района (муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением), внутригородского муниципального образования города федерального значения - уставом муниципального района (муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением), внутригородского муниципального образования города федерального значения и законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что ФИО4 02.09.2019 на основании трудового договора № 79 о прохождении муниципальной службы в администрации города Катайска и замещении должности муниципальной службы в администрации города Катайска, заключенному с представителем нанимателя (работодателя) – Главой города Катайска ФИО1, была принята на муниципальную службу по должности «заместитель Главы города Катайска по экономике и финансам» на срок полномочий Главы города Катайска. Она обязалась исполнять должностные обязанности по указанной должности, образованной в целях обеспечения полномочий Главы города Катайска ФИО1 в соответствии с должностной инструкцией и установленными в администрации города Катайска правилами внутреннего трудового распорядка (л. д. 86-88).
11.02.2022 Глава города Катайска ФИО1 обратился в Катайскую городскую Думу с заявлением о досрочном прекращении своих полномочий в связи с отставкой по собственному желанию (л. д. 51).
В связи с этим 17.02.2022 состоялось внеочередное заседание Катайской городской Думы, на котором было принято решение № 110 о досрочном прекращении полномочий Главы города Катайска ФИО1 17.02.2022 в связи с отставкой на основании заявления об увольнении по собственному желанию (пункт 1) и о возложении с 18.02.2022 временное исполнение обязанностей Главы города Катайска на заместителя Главы города Катайска по жилищно-коммунальному хозяйству ФИО7 до момента вступления в должность вновь избранного Главы города Катайска, в соответствии с действующим законодательством (пункт 2). Указанное решение подписано Главой города Катайска ФИО1 и председателем Катайской городской Думы ФИО6 (л. <...>).
18.02.2022 исполняющим обязанности Главы города Катайска ФИО7 подписано постановление администрации города Катайска № 31 от 18.02.2022 «О временном исполнении полномочий Главы города Катайска», в котором указано, что ФИО7 с 18.02.2022 приступает к временному исполнению полномочий Главы города Катайска на срок до избрания Главы города Катайска по итогам конкурса по отбору кандидатов на указанную должность (л. д. 56).
В этот же день исполняющий обязанности Главы города Катайска ФИО7 вручил ФИО4 уведомление о расторжении с 22.02.2022 срочного трудового договора в связи с прекращением полномочий Главы города Катайска ФИО1 (л. д. 89).
Согласно акту от 18.02.2022 ФИО4 отказалась расписаться в уведомлении в подтверждение его вручения ей (л. д. 90), однако из текста искового заявления следует, что указанное уведомление ей действительно было вручено 18.02.2022.
По истечении трех календарных дней, то есть 22.02.2022, распоряжением № 18-р/л «О прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении)», подписанного исполняющим обязанности Главы города Катайска ФИО7, истец была уволена по основанию, предусмотренному пунктом 2 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации, то есть в связи с истечением срока трудового договора (л. д. 91). С указанным распоряжением ФИО4 была ознакомлена в тот же день.
Доводы истца о незаконности актов, а именно: пункта 2 решения Катайской городской Думы от 17.02.2022 № 110, постановления администрации города Катайска от 18.02.2022 № 31 «О временном исполнении полномочий Главы города Катайска», распоряжения от 22.02.2022 о прекращении (расторжении) трудового договора) суд признает необоснованными по следующим основаниям.
Истец полагает, что Катайская городская Дума не уполномочена назначать временно исполняющего обязанности Главы города Катайска, поэтому назначенный ею ФИО7 не обладает законными полномочиями временно исполняющего обязанности Главы города Катайска и, соответственно, подписанные им постановление администрации города Катайска от 18.02.2022 № 31 о временном исполнении им полномочий Главы города Катайска и распоряжение от 22.02.2022 о прекращении (расторжении) трудового договора не являются законными.
В силу со статьи 20 Устава города Катайска Катайского района Курганской области (в ред. от 28.02.2019) (л. д. 29-50) структуру органов местного самоуправления города Катайска образуют: 1) Катайская городская Дума, 2) Глава <...>) Администрация <...>) Контрольно-счетный орган.
В соответствии со статьями 21, 22 Устава Катайская городская Дума является представительно-распорядительным органом местного самоуправления города Катайска, подконтрольна и подотчетна населению города Катайска.
В исключительной компетенции Катайской городской Думы находятся, в том числе, принятие Устава, внесение в него изменений и (или) дополнений; избирание Главы города Катайска из числа кандидатов, предоставленных конкурсной комиссией по результатам конкурса; принятие решения об удалении Главы города Катайска в отставку; иные полномочия Катайской городской Думы определяются федеральными законами, Уставом Курганской области, законами Курганской области и Уставом.
Согласно статье 28 Устава Глава города Катайска является высшим должностным лицом города Катайска и наделяется Уставом в соответствии с федеральным законодательством собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, избирается городской Думой и в своей деятельности подконтролен и подотчетен населению и Катайской городской Думе.
В полномочия Главы города Катайска в соответствии со статьей 29 Устава входит подписание и обнародование в порядке, установленном Уставом, решений Катайской городской Думы; издание в пределах своих полномочий постановлений и распоряжений; обеспечение осуществления органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Курганской области; формирование Администрации города Катайска и руководство ее деятельностью в соответствии с Уставом и Положением об Администрации города Катайска; назначение и освобождение от должности заместителя Главы города Катайска.
Согласно статье 30 Устава полномочия Главы города Катайска прекращаются досрочно в случае отставки по собственному желанию. В случае досрочного прекращения полномочий Главы города Катайска его полномочия временно исполняет Первый заместитель Главы, а городская Дума в течение 30 дней со дня прекращения полномочий Главы принимает решение об объявлении конкурса по отбору кандидатов на должность Главы города.
В соответствии со статьей 34 Устава порядок прекращения полномочий Главы города Катайска определяется решением Катайской городской Думы.
Согласно положениям Регламента Катайской городской Думы, утвержденного решением Катайской городской Думы от 29.12.2016 № 150 (л. д. 169-184), городская Дума является представительным органом города Катайска, в пределах своей компетенции Дума обладает правом представлять интересы населения города Катайска, принимать от его имени решения, действующие на территории города Катайска; Дума состоит из 15-ти депутатов, избираемых сроком на 5 лет на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании; Дума может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее 2/3 депутатов; депутат пользуется правом голоса по всем вопросам, рассматриваемым Думой, комиссией Думы, членом которой он является; председатель городской Думы в отношения с органами местного самоуправления, органами государственной власти, гражданами и организациями действует без доверенности от имени Катайской городской Думы; председатель Думы избирается на заседании Думы из числа депутатов на срок полномочий Думы данного созыва; основной формой деятельности городской Думы являются заседания; заседание городской Думы правомочно, если в нём присутствует не менее 50 % депутатов от числа избранных; очередные заседания городской Думы созываются председателем Думы, в его отсутствие заместителем председателя Думы; документы и проекты решений к предстоящему заседанию представляются депутатами не позднее, чем за 3 дня до их рассмотрения на заседании городской Думы; внеочередное заседание городской Думы созывается по письменному обращению Главы города, группы в количестве не менее 7 депутатов, на внеочередное заседание городская Дума может быть созвана также по инициативе председателя Думы; внеочередное заседание городской Думы проводится исключительно по вопросам, явившимся основанием для созыва заседания городской Думы; принятые решения городской Думы в течение 10-ти дней со дня окончания заседания Думы направляются Главе города для подписания и опубликования (обнародования); решения городской Думы принимаются на заседания открытым или тайным голосованием.
Из протокола заседания Катайской городской Думы от 17.02.2022 № 34, оспариваемого истцом пункта 2 решения Катайской городской Думы № 110 от 17.02.2022 и пояснений в судебном заседании лиц, участвующих в деле, и свидетеля ФИО2 следует, что при разрешении вопроса об отставке по собственному желания Главы города Катайска ФИО1 именно он как Глава города Катайска предложил назначить временно исполняющим обязанности Главы города Катайска заместителя Главы ФИО7, и указанное решение было поддержано депутатами городской Думы, в связи с чем указанное назначение было отражено в решении Катайской городской Думы № 110 от 17.02.2022, которое подписано Главой города Катайска ФИО1 и председателем Катайской городской Думы ФИО6 (л. <...>, 103-104).
На заседание Катайской городской Думы 17.02.2022 присутствовало 7 депутатов и председатель Катайской городской Думы, то есть более 50 % от числа избранных депутатов, в том числе заместитель Главы по экономике и финансам ФИО4, помощник прокурора Захаров Н. А., депутатам был зачитан проект решения, который заранее направлялся депутатам, и большинством голосов депутатов при открытом голосовании принято указанное решение.
Также все решения Катайской городской Думы о структуре Администрации города Катайска (от 02.02.2015 № 34, от 25.04.2019 № 264, от 29.08.2019 № 277) подписаны Главой города Катайска и председателем городской Думы (л. <...>, 78-79). При этом в соответствии с действующим решением Катайской городской Думы «О структуре Администрации города Катайска» от 29.08.2019 № 277 и штатным расписанием Администрации города Катайска сектор «управление» состоит из Главы города и двух его заместителей, должность первого заместителя Главы города – не предусмотрена (л. <...>).
В связи с отсутствием в структуре управления должности «первого заместителя главы города Катайска» назначение исполняющим обязанности главы города в соответствии со статьей 30 Устава города Катайска в случае досрочного прекращения полномочий главы его заместителя, как следующего после Главы с реестром высших должностей муниципальной службы, логично и соответствует закону.
Доводы истца о том, что у Катайской городской Думы отсутствовали полномочия по назначению временно исполняющего обязанности Главы города Катайска, судом признаются не состоятельными по следующим основаниям.
Как указано выше в соответствии со штатным расписанием должность Первого заместителя Главы города Катайска не предусмотрена, в статье 30 Устава не предусмотрен порядок назначения временно исполняющего обязанности Главы города Катайска в случае досрочного прекращения полномочий Главой города Катайска, поэтому Катайская городская Дума, как представительный орган, имеющий право принимать Устав, вносить в него изменения и (или) дополнения, избирать Главу города Катайска, вправе и принять решение о назначении временно исполняющего обязанности Главы города Катайска.
Доводы представителя истца о том, что заместитель Главы города Катайска по жилищно-коммунальному хозяйству ФИО7 мог сам себя назначить на должность временно исполняющего обязанности Главы города Катайска, как и доводы истца о том, что заместители Главы города Катайска могли между собой договориться, кто из них будет временно исполнять обязанности Главы города Катайска, судом признаются необоснованными и противоречащими положениям Устава города Катайска.
Судом установлено, что ФИО7 занимает должность заместителя Главы города Катайска по жилищно-коммунальному хозяйству с 14.05.2021, принят на работу с установлением испытательного срока 3 месяца, то есть до 14.08.2021 (л. д. 112-114).
Из представленных суду копий распоряжений администрации города Катайска за период 2019-2022 гг. о возложении обязанностей Главы города Катайска на муниципальных служащих в связи с временным отсутствием Главы города Катайска следует, что чаще всего (и всегда в случае длительных периодов отсутствия Главы) возложение его обязанностей осуществлялось ФИО1 на его заместителя по жилищно-коммунальному хозяйству (далее – ЖКХ) (л. <...>).
Согласно карточке образцов подписей к лицевым счетам администрации города Катайска правом первой подписи наделены Глава города ФИО1 и заместитель главы города по ЖКХ ФИО7, правом второй подписи – главный бухгалтер ФИО3 и заместитель Главы города по экономике и финансам ФИО4 (л. д. 72).
Доводы истца о несоответствии ФИО7 квалификационным требованиям, предъявляемым к должности заместителя главы города или первого заместителя главы города в части стажа муниципальной службы, необоснованны и не подтверждены доказательствами. В соответствии с должностной инструкцией заместителя главы города Катайска по ЖКХ (л. д. 57-66) в указанной должности предъявляются требования по стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки в размере не менее 2 лет. Доказательств отсутствия у ФИО7 2 лет стажа работы по специальности или стажа муниципальной службы суду не представлено.
Таким образом, оспариваемые истцом решение Катайской городской Думы в части назначения исполняющего обязанности Главы города Катайска, постановление исполняющего обязанности Главы города ФИО7 о назначении последнего на указанную должность законны и не подлежат отмене.
Оснований для отмены распоряжения исполняющего обязанности Главы города ФИО7 о прекращении (расторжении) трудового договора с истцом также не имеется.
Указанное распоряжение вынесено правомочным лицом и в соответствии и с законом, нарушений порядка прекращения (расторжения) договора не допущено.
Срок трудового договора истца ограничен сроком полномочий Главы города Катайска ФИО1, в связи с чем трудовой договор подлежит прекращению (расторжению) по основанию, предусмотренному пунктом 2 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации, то есть в связи с истечением срока договора.
Доводы истца о том, что срок её трудового договора должен оканчиваться с даты вступления в должность нового Главы города Катайска, основан на неправильном толковании закона. Продолжение истцом трудовой деятельности после досрочного прекращения срока полномочий главы города Катайская ФИО1 привело бы к изменению условий её трудового договора, который принял бы характер бессрочного в соответствии с частью 4 статьи 58 Трудового кодекса Российской Федерации, которым предусмотрено, что в случае, когда ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного трудового договора в связи с истечением срока его действия и работник продолжает работу после истечения срока действия трудового договора, условие о срочном характере трудового договора утрачивает силу и трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок.
Поскольку суд пришел к выводу об отсутствии основании для признания распоряжения о прекращении (расторжении) трудового договора незаконным и его отмене, поэтому производные требования о восстановлении в прежней должности и оплате за дни вынужденного прогула не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований ФИО4 к Катайской городской Думе, и. о. Главы города Катайска ФИО7, администрации города Катайска о признании незаконным пункта 2 решения от 17.02.2022 № 110, признании незаконными и подлежащими отмене постановление от 18.02.2022 № 31, распоряжение о прекращении (расторжении) трудового договора от 22.02.2022, восстановлении в прежней должности и оплате вынужденного прогула отказать.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Катайский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий судья: О. А. Бутакова
Мотивированное решение изготовлено 12 апреля 2022 года.