ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-100/2022 от 14.03.2022 Гусиноозерского городского суда (Республика Бурятия)

Дело № 2-100/2022

УИД: 04MS0029-01-2021-009402-92

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 марта 2022 г. г. Гусиноозерск

Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Ринчино Е.Н.,

при помощнике судьи Бизьяевой Б.Ц.,

при секретаре Ганеевой Е.В.,

с участием представителя истца по доверенности Ивановой О.А., представителя ответчика по доверенности Христиева А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску АО «ИНТЕР РАО – Электрогенерация» в лице филиала «Гусиноозерская ГРЭС» к Христиеву А.М. о взыскании задолженности по оплате за потребленную тепловую энергию, пеней, судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

АО «ИНТЕР-РАО Электрогенерация» в лице филиала «Гусиноозерская ГРЭС» обратилось в суд с иском к Христиеву А.М. о взыскании задолженности по оплате за тепловую энергию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 46589,54 рублей, пеней 10466,65 рублей, судебных расходов 1911,69 рублей, мотивируя ненадлежащим исполнением ответчиков обязанностей по оплате коммунальных услуг.

В судебном заседании представитель истца Иванова О.А. требования поддержала, просила удовлетворить, суду пояснила, что доводы стороны ответчика о производстве переустройства не освобождают ответчика от обязанности по оплате тепловой энергии, поскольку Федеральный закон №190-ФЗ от 27.07.2010 «О теплоснабжении» запрещает переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии. Согласно Письмам Минстроя России от 07.09.2016 N 29077-АТ/04, от 15.10.2014 N 22588-ОД/04 запрещается переход на индивидуальное отопление жилых помещений в многоквартирных домах. Переход на индивидуальное отопление жилых помещений в многоквартирном доме возможен только для многоквартирного дома в целом и с согласия всех собственников помещений, при этом должен быть разработан проект реконструкции инженерных систем. Полагает, что ответчик должен платить в общем порядке.

Представитель ответчика Христиева А.М. по доверенности Христиев А.А. исковые требования не признал, суду пояснил, что в 2007 г. было произведено переустройство и перепланировка жилых помещений в нежилое. Все работы были выполнены в соответствии с рабочим проектом и приняты приемочной комиссией, согласованы с Администрацией МО «Город Гусиноозерск». При переустройстве демонтированы отопительные приборы, нежилое помещение оснащено электрическими панелями, стояки заменены на полипропиленовые и заизолированы. Учитывая, что многоквартирный дом не оснащен отопительными приборами, ответчик не должен нести обязанности и по оплате тепловой энергии на общедомовые нужды. Также просил учесть, что истцом пропущен срок исковой давности. В случае удовлетворения требований, просил снизить размер пени, учитывая, что ответчик является пенсионером.

Ответчик Христиев А.М. в судебном заседании отсутствовал, будучи надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения дела. Суд полагал возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

В силу статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.

В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно статье 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносятся ежемесячно до 10 числа каждого месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

В силу пункта 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.

Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, в редакции, действующей до 23.02.2019 г. было предусмотрено, что потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно этому же пункту в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.2019 г. № 184, потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с пунктами 42(1), 42(2), 43 и 54 настоящих Правил.

Согласно пункту 42 (1) оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из 2 способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.

В многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.

В многоквартирном доме, в котором все помещения общего пользования не оснащены отопительными приборами или иными теплопотребляющими элементами внутридомовой инженерной системы отопления, что подтверждено технической документацией на многоквартирный дом, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2(3-1), 2(4-1), 3(1-1), 3(2-1) приложения N 2 к настоящим Правилам.

Как установлено судом и следует из материалов дела, нежилое помещение по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Христиеву А.М., право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ

Истцом предъявлены требования о взыскании платы за потребленную тепловую энергию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 46589,54 рублей, а также пеней в размере 10466,65 рублей.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что в соответствии с рабочим проектом «Перепланировка и переустройство двух жилых квартир под офис-магазин», разработанным МУП «Проектное Производственное бюро», произведено переустройство помещений ответчика, в том числе выполнено автономное отопление, в качестве нагревательных приборов установлены электрические панели.

Из пояснений представителя ответчика следует, что переустройство жилых помещений в нежилое произведено в 2007 г.

Таким образом, на момент производства переустройства действовали следующие правила.

Согласно статье 25 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Статья 26 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет перечень документов, предоставляемых для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, а также устанавливает, что орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются Правительством Российской Федерации. Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.

Завершение переустройства жилого помещения должно подтверждаться актом приемочной комиссии (статья 28 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела следует, что постановлением Администрации МО «Город Гусиноозерск» от ДД.ММ.ГГГГ Христиеву А.А. (до ДД.ММ.ГГГГ-собственнику помещения) разрешено выполнить работы по переустройству и перепланировке помещений жилых квартир по адресу: <адрес> в соответствии с предоставленным проектом.

Согласно уведомления от ДД.ММ.ГГГГ о переводе жилого помещения в нежилое, разрешен перевод жилого помещения в нежилое помещение при условии проведения в установленном порядке работ в соответствии с рабочим проектом.

Согласно заключению от ДД.ММ.ГГГГ по проекту перепланировки и переустройства квартир под офис-магазин согласован перевод двух жилых квартир в нежилое, а также проект выполнен согласно утвержденных проектных норм и правил.

Актом от ДД.ММ.ГГГГ приемочной комиссии по приемке работ по переустройству и перепланировке переводимых помещений установлено, что работы выполнены и приняты согласно рабочего проекта.

Впоследствии нежилому помещению присвоен почтовый адрес: <адрес> внесены изменения в технический паспорт.

Тем самым представленные документы подтверждают, что в установленном законом порядке в нежилом помещении, принадлежащем ответчику, произведено переустройство, в результате которого осуществлен переход на автономное отопление.

В свою очередь, истцом АО «ИНТЕР РАО-Электрогенерация» не представлено доказательств того, что в принадлежащем ответчику помещении в юридически значимый период имелась система отопления, потреблялась тепловая энергия, как и доказательств незаконного демонтажа ответчиком Христиевым А.М. приборов отопления.

Ссылка представителя истца на установленный частью 15 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, письма Минстроя России, не свидетельствует о незаконности произведенного в помещении, принадлежащем ответчику, переустройства. Учитывая, что данный закон принят после произведенного переустройства, а стороной истца не доказано, что установленные в нежилом помещении ответчика электрические панели включены в перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения, данные доводы истца не могут служить основанием для возложения на ответчика обязанности по оплате тепловой энергии в отсутствие отопительных приборов.

В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 20.12.2018 N 46-П "По делу о проверке конституционности абзаца 2 пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобами граждан Л. и Т." указанный пункт признан не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение, не допуская возможность раздельного внесения потребителем коммунальной услуги по отоплению платы за потребление этой услуги в жилом или нежилом помещении и платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обязывает тех собственников и пользователей жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, которые, соблюдая установленный порядок переустройства системы внутриквартирного отопления, действующий на момент проведения такого рода работ, перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии и при этом обеспечивают в данном помещении отвечающий нормативным требованиям температурный режим, вносить плату за фактически не используемую ими для обогрева данного помещения тепловую энергию, поступающую в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения.

Правительству Российской Федерации предписано незамедлительно внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование, в т.ч. предусмотреть порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, отдельные жилые помещения в которых переведены на индивидуальные источники тепловой энергии, имея в виду обоснованность возложения на собственников и пользователей таких помещений-при условии, что нормативные требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующие на момент его проведения, были соблюдены, - лишь расходов, связанных с потреблением тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

До внесения в правовое регулирование надлежащих изменений - в целях обеспечения теплоснабжения, соответствующего требованиям технических регламентов, достижения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, а также баланса прав и законных интересов всех собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме - собственники и пользователи жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, которые перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, не освобождаются от обязанности вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии на общедомовые нужды.

Исчисление подлежащей внесению такими лицами платы за коммунальную услугу по отоплению должно производиться на основе методических рекомендаций по определению объема потребляемой на общедомовые нужды тепловой энергии, которые должны быть утверждены в кратчайшие сроки Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации как федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищной политики, жилищно-коммунального хозяйства и теплоснабжения

Аналогичные разъяснения об обязанности собственников помещений, вне зависимости от того, отапливаются их помещения в централизованном порядке либо автономно, до изменения правового регулирования, участвовать в расходах на общедомовые нужды (отопление) содержатся в постановлении Конституционного Суда РФ от 27 апреля 2021 года N 16-П, проверившим соответствие абзаца третьего пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов во взаимосвязи с формулой 3 приложения N 2 к данным Правилам Конституции Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 28.12.2018 N 1708, вступившим в силу с 01 января 2019 года, в Правила были внесены изменения. Они не упразднили закрепленный в абз. 2 п. 40 Правил принцип одновременного взимания платы за общедомовое и индивидуальное потребление тепловой энергии собственниками (пользователями) помещений в многоквартирном доме, но скорректировали варианты расчета платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах. А с 02.07.2021 г. вступили в силу изменения, внесенные постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 1018, которые дополнили Правила формулой расчета, приведенной в пункте 2(3-1) (Приложение №2).

Согласно пункту 2(3-1) размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все помещения общего пользования не оснащены отопительными приборами или иными теплопотребляющими элементами внутридомовой системы отопления, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода определяется по формуле 2(3-1): Pi = Si x NT x ТТ, где: Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме; NT - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению. При этом NT принимается равным нулю в случае, если технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие в i-м жилом или нежилом помещении приборов отопления, или в случае, если переустройство i-го жилого или нежилого помещения, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации; ТТ - тариф (цена) на тепловую энергию, установленный (определенная) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В тексте Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2018 года N 46-П прямо указано, что судебные решения, вынесенные в отношении заявителей по настоящему делу и основанные на положении абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в той мере, в какой это положение признано настоящим Постановлением не соответствующим Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленном порядке. Что же касается основанных на указанном нормативном положении судебных решений, вынесенных в отношении лиц, не являвшихся участниками конституционного судопроизводства по настоящему делу, то данные решения - как не исполненные, так и исполненные частично - также не подлежат дальнейшему исполнению и должны быть пересмотрены с использованием закрепленных законодательством материально-правовых оснований и процессуальных институтов. При этом такой пересмотр не может производиться без надлежащего волеизъявления заинтересованных субъектов и учета требований отраслевого законодательства, а наличие материальных и процессуальных предпосылок, равно как и возможных препятствий для пересмотра судебных решений, подлежит установлению по заявлению гражданина тем судом, к компетенции которого отнесен такой пересмотр, при соблюдении общих правил судопроизводства (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 1999 года N 4-О, от 05 февраля 2004 года N 78-О и др.).

При пересмотре судебных решений, основанных на положении абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, если такой пересмотр осуществляется до внесения в действующее правовое регулирование необходимых изменений, вытекающих из настоящего Постановления, судам надлежит руководствоваться утвержденными Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации методическими рекомендациями по определению объема потребляемой на общедомовые нужды тепловой энергии.

Таким образом, Постановление Конституционного Суда РФ N 46-П от 20 декабря 2018 года распространяется на правоотношения по начислению истцу платы за отопление за прошлое время. Само же по себе то, что вышеназванные разъяснения приведены применительно к состоявшимся судебным постановлениям о взыскании задолженности по оплате услуг отопления, данное обстоятельство не опровергает.

Учитывая позицию Конституционного Суда РФ, изложенную выше, отсутствие утвержденных Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации методических рекомендаций по определению объема потребляемой на общедомовые нужды тепловой энергии, отсутствие коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, отсутствие в помещениях общего пользования многоквартирного дома по адресу: <адрес> отопительных приборов или иных теплопотребляющих элементов внутридомовой системы отопления (что подтверждается техническим паспортом жилого дома, справкой ООО «Гусиноозерская управляющая жилищная компания» от 14.03.2022 г.), суд полагает возможным применить к правоотношениям сторон для расчета потребленной ответчиком тепловой энергии формулу 2 (3-1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Поскольку в нежилом помещении, принадлежащем ответчику, произведено переустройство, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, данное переустройство осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации, то величина NT - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению принимается равным нулю.

При таких обстоятельствах и размер платы за коммунальную услугу по отоплению в нежилом помещении, определяемый как произведение общей площади нежилого помещения, норматива потребления и тарифа на тепловую энергию, также равен нулю.

В связи с чем исковые требования о взыскании задолженности за тепловую энергию удовлетворению не подлежат, а, следовательно, не подлежат удовлетворению и требования о взыскании пеней.

В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют основания для удовлетворения требований о взыскании государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований АО «ИНТЕР РАО-Электрогенерация» в лице филиала «Гусиноозерская ГРЭС» к Христиеву А.М. о взыскании задолженности по оплате за потребленную тепловую энергию, пеней, судебных расходов отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Ринчино Е.Н.

Решение в окончательной форме принято 21 марта 2022 г.