Дело № 2-100/2022
УИД: 61RS0013-01-2021-004403-82
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 января 2022 года г. Гуково
Гуковский городской суд Ростовской области в составе
председательствующего судьи Авдиенко А.Н.,
при секретаре Мыськовой С.Н.,
с участием помощника прокурора г.Гуково Карпенко Р.А.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Гуково, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МБУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» г.Гуково об обязании устранить нарушения законодательства о защите прав инвалидов,
У С Т А Н О В И Л:
прокурор г.Гуково обратился с исковыми требованиями об обязании устранить нарушения законодательства о защите прав инвалидов к МБУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возрастаи инвалидов» г.Гуково, указывая на то, что прокуратурой города во исполнение приказа Генпрокуратуры России от 23.01.2018 № 24 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства о социальной защите и социальном обслуживании инвалидов» проведена проверка исполнения МБУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого" возраста и инвалидов» г. Гуково норм и требований законодательства в сфере социальной защиты инвалидов, посредством создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.
В силу части 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации, каждый, кто находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и проживания.
В соответствии с п. 3 ст. 2 ГрК РФ обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения является одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно п. 7 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» доступность зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения передвижения должны обеспечивать:
1) досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; 2) безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
На основании части 1 ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» к объектам социальной инфраструктуры относятся жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные и другие учреждения.
Таким образом, МБУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» г, Гуково относится к объектам социальной инфраструктуры.
Соответствующие требования, предъявляемые к оборудованию зданий и помещений, закреплены в «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержден приказом Минстроя России от 14.11.2016 № 798/пр далее - СП 59.13330.2016). Свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, вступившей в силу в Российской Федерации 25 октября 2012. Среди этих принципов: полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность.
Так, проведенной проверкой в сентябре 2020 года установлено следующее.
Социально - реабилитационное отделение № 1.
В нарушение п. 5.1.16. СП 59. 13330.2016 поверхность пандуса неконтрастна относительно прилегающей поверхности.
В нарушение п. 6.2.8 СП 59.13330.2016 ступени лестницы имеют разные геометрические размеры, контрастная маркировка выполняется на краевых ступенях.
В нарушение п. п. 5.1.12. СП 59.13330.2016 предупреждающая тактильно-контрастная плитка расположена вплотную к ступеням.
В нарушение п. 6.2.11. СП 59.13330.2016 отсутствуют завершающие горизонтальные части поручня.
В нарушение п. 6.1.5 СП 59.13330.2016 отсутствует смотровое полотно во входной двери, ненормативные размеры двери и порога.
В нарушение п. 6.4.1 СП 59.13330.2016 дверная ручка неконтрастна по отношению к дверному полотну. В нарушение п. 6.2.7 СП 59.13330.2016 не закреплено ковровое покрытие.
В нарушение п. 5.1.12 СП 59.13330.2016 отсутствует предупреждающая тактильно-контрастная плитка.
В нарушение п. 6.1.2 СП 59.13330.2016 отсутствуют поручни лестницы.
В нарушение п. п. 6.3.1-6.3.3 СП 59.13330.2016 санузел не адаптирован.
Вопреки требованиям п. 6.2.4 СП 59.13330.2016 ненормативная ширина дверного проема в санузел, ненормативная высота порога двери в санузел.
Социально - реабилитационное отделение № 2
В нарушение п.5.1.12. СП 59.13330.2016 не нормативная ширина лестничного марша - 0.87м., разная высота ступеней (1-0,10; 2-0,12; 3-0,14; 4-0,14м.)., отсутствует контрастная полоса краевых ступеней лестничного марша, предупреждающая тактильно-контрастная плитка расположена вплотную к ступеням.
В нарушение п. 6.2.11 СП 59. 13330 2016 ненормативные завершающие горизонтальные части поручня.
В нарушение п. 5.1.16 СП 59. 13330.2016 поверхность пандуса неконтрастна относительно прилегающей поверхности.
В нарушение п. 6.1.5. СП 59. 13330. 2016 отсутствует смотровое полотно во входной двери, ненормативная высота порога.
В нарушение п. 6.4.1 СП 59. 13330. 2016 дверная ручка неконтрастна по отношению к дверному полотну.
В нарушение п. 6.1.8. СП 59. 13330. 2016 тамбур не соответствует нормативным требованиям.
В нарушение п.6.2.7. СП 59.13330.2016 не закреплен резиновый коврик после тамбура.
В нарушение п. 6.1.5. СП 59. 13330. 2016 ненормативная высота порога двери мед. кабинета - 7см.
В нарушение п. 6.5.9 СП 59.13330.2016 отсутствует информирующая тактильная табличка.
По данным основаниям, прокуратурой города руководителю учреждения 14.09.2020 внесено представление, которое рассмотрено, удовлетворено, приняты меры к устранению нарушений.
В рамках контроля устранения раннее выявленных нарушений, прокуратурой города 30.11.2021 проведена проверка.
Установлено, что не все нарушения устранены.
Так, СП 59.13330.2016 с 01.09.2021 утратил свою силу в связи изданием Приказа Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр, утвердившего новый Свод правил СП 59.13330.2020, содержащий аналогичные требования (далее - СП 59.13330.2020).
Проведенной проверкой, установлено, что в социально -реабилитационное отделение № 1 отсутствуют поручни лестницы.
Согласно п. 6.1.2 СП 59.13330.2020 параметры наружной лестницы следует принимать по 5.1.12, 5.1.13 СП 59.13330.2020.
Согласно п. 5.1.13 СП 59.13330.2020 с двух сторон одно - и многомаршевых внешних лестниц следует предусматривать непрерывные по всей их длине ограждения и поручни в соответствии с ГОСТ Р 51261.
Высоту поручня определяют от его верхней части до поверхности проступи ступеней и принимают 0,9 м. Края поручней со стороны пешеходных путей должны быть расположены в одной вертикальной плоскости с границами прохожей части внешней лестницы.
Форма завершающих частей поручней должна быть травмобезопасной: с плавным завершением вниз, в сторону ограждения или стены и т.п.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании изложенного просит суд обязать МБУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» г. Гуково устранить нарушения законодательства о защите прав инвалидов, а именно в течение 3 месяцев с момента вступления в законную силу решения по настоящему исковому заявлению, оборудовать социально - реабилитационное отделение № 1 поручнями лестницы в соответствии с п. 5.1.12, 5.1.13, 6.1.2, СП 59.13330.2020.
Помощник прокурора г. Гуково в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика МБУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» г.Гуково ФИО1 в судебном заседании исковые требования признала.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Прокуратурой города во исполнение приказа Генпрокуратуры России от 23.01.2018 № 24 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства о социальной защите и социальном обслуживании инвалидов» проведена проверка исполнения МБУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого" возраста и инвалидов» г. Гуково норм и требований законодательства в сфере социальной защиты инвалидов, посредством создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.
В силу части 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации, каждый, кто находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и проживания.
В соответствии с п. 3 ст. 2 ГрК РФ обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения является одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно п. 7 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» доступность зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения передвижения должны обеспечивать:
1) досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; 2) безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
На основании части 1 ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» к объектам социальной инфраструктуры относятся жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные и другие учреждения.
Таким образом, МБУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» г, Гуково относится к объектам социальной инфраструктуры.
Соответствующие требования, предъявляемые к оборудованию зданий и помещений, закреплены в «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержден приказом Минстроя России от 14.11.2016 № 798/пр далее - СП 59.13330.2016). Свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, вступившей в силу в Российской Федерации 25 октября 2012. Среди этих принципов: полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность.
Так, проведенной проверкой в сентябре 2020 года установлено следующее.
Социально - реабилитационное отделение № 1.
В нарушение п. 5.1.16. СП 59. 13330.2016 поверхность пандуса неконтрастна относительно прилегающей поверхности.
В нарушение п. 6.2.8 СП 59.13330.2016 ступени лестницы имеют разные геометрические размеры, контрастная маркировка выполняется на краевых ступенях.
В нарушение п. п. 5.1.12. СП 59.13330.2016 предупреждающая тактильно-контрастная плитка расположена вплотную к ступеням.
В нарушение п. 6.2.11. СП 59.13330.2016 отсутствуют завершающие горизонтальные части поручня.
В нарушение п. 6.1.5 СП 59.13330.2016 отсутствует смотровое полотно во входной двери, ненормативные размеры двери и порога.
В нарушение п. 6.4.1 СП 59.13330.2016 дверная ручка неконтрастна по отношению к дверному полотну. В нарушение п. 6.2.7 СП 59.13330.2016 не закреплено ковровое покрытие.
В нарушение п. 5.1.12 СП 59.13330.2016 отсутствует предупреждающая тактильно-контрастная плитка.
В нарушение п. 6.1.2 СП 59.13330.2016 отсутствуют поручни лестницы.
В нарушение п. п. 6.3.1-6.3.3 СП 59.13330.2016 санузел не адаптирован.
Вопреки требованиям п. 6.2.4 СП 59.13330.2016 ненормативная ширина дверного проема в санузел, ненормативная высота порога двери в санузел.
Социально - реабилитационное отделение № 2
В нарушение п.5.1.12. СП 59.13330.2016 не нормативная ширина лестничного марша - 0.87м., разная высота ступеней (1-0,10; 2-0,12; 3-0,14; 4-0,14м.)., отсутствует контрастная полоса краевых ступеней лестничного марша, предупреждающая тактильно-контрастная плитка расположена вплотную к ступеням.
В нарушение п. 6.2.11 СП 59. 13330 2016 ненормативные завершающие горизонтальные части поручня.
В нарушение п. 5.1.16 СП 59. 13330.2016 поверхность пандуса неконтрастна относительно прилегающей поверхности.
В нарушение п. 6.1.5. СП 59. 13330. 2016 отсутствует смотровое полотно во входной двери, ненормативная высота порога.
В нарушение п. 6.4.1 СП 59. 13330. 2016 дверная ручка неконтрастна по отношению к дверному полотну.
В нарушение п. 6.1.8. СП 59. 13330. 2016 тамбур не соответствует нормативным требованиям.
В нарушение п.6.2.7. СП 59.13330.2016 не закреплен резиновый коврик после тамбура.
В нарушение п. 6.1.5. СП 59. 13330. 2016 ненормативная высота порога двери мед. кабинета - 7см.
В нарушение п. 6.5.9 СП 59.13330.2016 отсутствует информирующая тактильная табличка.
По данным основаниям, прокуратурой города руководителю учреждения 14.09.2020 внесено представление, которое рассмотрено, удовлетворено, приняты меры к устранению нарушений.
В рамках контроля устранения раннее выявленных нарушений, прокуратурой города 30.11.2021 проведена проверка.
Установлено, что не все нарушения устранены.
Так, СП 59.13330.2016 с 01.09.2021 утратил свою силу в связи изданием Приказа Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр, утвердившего новый Свод правил СП 59.13330.2020, содержащий аналогичные требования (далее - СП 59.13330.2020).
Проведенной проверкой, установлено, что в социально -реабилитационное отделение № 1 отсутствуют поручни лестницы.
Согласно п. 6.1.2 СП 59.13330.2020 параметры наружной лестницы следует принимать по 5.1.12, 5.1.13 СП 59.13330.2020.
Согласно п. 5.1.13 СП 59.13330.2020 с двух сторон одно - и многомаршевых внешних лестниц следует предусматривать непрерывные по всей их длине ограждения и поручни в соответствии с ГОСТ Р 51261.
Высоту поручня определяют от его верхней части до поверхности проступи ступеней и принимают 0,9 м. Края поручней со стороны пешеходных путей должны быть расположены в одной вертикальной плоскости с границами прохожей части внешней лестницы.
Форма завершающих частей поручней должна быть травмобезопасной: с плавным завершением вниз, в сторону ограждения или стены и т.п.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
иск прокурора г. Гуково, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
обязать МБУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» г. Гуково устранить нарушения законодательства о защите прав инвалидов, а именно в течение 3 месяцев с момента вступления в законную силу решения оборудовать социально - реабилитационное отделение № 1 поручнями лестницы в соответствии с п. 5.1.12, 5.1.13, 6.1.2, СП 59.13330.2020.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Гуковский городской суд в месячный срок со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья А.Н. Авдиенко
Решение в окончательной форме изготовлено 27 января 2022 г.