ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-100/2022 от 24.01.2022 Усть-илимского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 января 2022 года г. Усть-Илимск

Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Шейко Т.М.,

при помощнике судьи Шефер М.М.,

в присутствии истца

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-100/2022 по иску Абатуровой Лидии Петровны к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области о признании незаконным в части решения об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, признании незаконным решения, взыскании компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование исковых требований Абатурова Л.П. указала, что является неработающим пенсионером по старости. С 27.11.2020 по 11.07.2021 ездила на отдых в г.Москву. По приезду обратилась в ПФ РФ, с заявлением о компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, на сумму 37689,20 рублей. Выплачена компенсация на сумму 15829,20 рублей. В остальной части отказано, в виду отсутствия в билетах некоторых реквизитов. С учетом уточнений от 24.01.2022 просит суд признать решение от 29.07.2021 №048-21-001-4154-9699 незаконным в части и решение от 10.11.2021 незаконным; взыскать с Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда РФ по Иркутской области компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере 21860 рублей по маршруту - Братск-Москва, Братск-Усть-Илимск.

В судебном заседании истец поддержала заявленные требования в полном объеме по доводам иска.

Представитель ответчика Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области в судебное заседание не явилась. Представитель ответчика Макарова Ю.А. в судебное заседание не явилась, представила письменные возражения, согласно которым по требованиям возражала, указала, что в выплате компенсации отказано решением от 29.07.2021, поскольку по маршруту Братск-Москва отсутствуют обязательные реквизиты-форма оплаты, наименования и (или) код класса бронирования, по маршруту Братск-Усть-Илимск не представлен автобусный билет. Решением от 10.11.2021 отказано поскольку по маршруту Братск-Москва отсутствуют обязательные реквизиты, по маршруту Братск –Усть-Илимск отсутствует реквизит -серия билета. Фактически понесенные расходы не подтверждены. Просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Исследовав и оценив представленные суду доказательства с учетом положений статей 67, 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 1 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» в случаях, предусмотренных настоящим Законом, государственные гарантии и компенсации предоставляются неработающим пенсионерам.

В силу статьи 34 указанного Закона, компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсии по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховой пенсии по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определенных Правительством Российской Федерации.

В развитие указанной нормы 01.04.2005 года Правительством РФ принято Постановление за № 176 «Об утверждении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно» (далее - Правила).

Согласно пункту 2 Постановления финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией утвержденных им Правил, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предоставляемых Министерством финансов Российской Федерации в порядке межбюджетных отношений бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации.

Правила определяют порядок, размер и условия компенсации расходов на оплату стоимости проезда неработающим пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховых пенсий по инвалидности, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (далее - пенсионеры), к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно (далее - компенсация) (пункт 1).

Компенсация может производиться в виде возмещения фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в пределах, установленных пунктом 10 Правил (подпункт б пункт 3).

Компенсация производится 1 раз в 2 года (пункт 6).

Заявление о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно пенсионер или его представитель подает по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, с указанием места отдыха и предъявлением проездных документов, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортными организациями независимо от их организационно-правовой формы (пункт 9).

В соответствии с пунктом 10 Правил, компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем стоимость проезда: а) железнодорожным транспортом - в плацкартном вагоне пассажирского поезда; б) внутренним водным транспортом - в каюте III категории речного судна всех линий сообщений; в) морским транспортом - в каюте IV - V групп морского судна регулярных транспортных линий; г) воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса. При использовании воздушного транспорта для проезда пенсионера к месту отдыха на территории Российской Федерации и (или) обратно проездные документы оформляются (приобретаются) только на рейсы российских авиакомпаний или авиакомпаний других государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением случаев, если указанные авиакомпании не осуществляют пассажирские перевозки к месту отдыха либо если оформление (приобретение) проездных документов на рейсы этих авиакомпаний невозможно ввиду их отсутствия на дату вылета к месту отдыха и (или) обратно; д) автомобильным транспортом - в автобусе по маршрутам регулярных перевозок в междугородном сообщении.

Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967 «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» в редакции Постановления Совета Министров СССР № 12 от 03.01.1983, г. Усть-Илимск и Усть-Илимский район отнесены к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.

Судом установлено, что истец является неработающим пенсионером - получателем трудовой пенсии по старости, проживает в г. Усть-Илимске Иркутской области и имеет право на компенсацию расходов на проезд к месту проведения отдыха и обратно один раз в два года.

Указанные обстоятельства подтверждаются пенсионным удостоверением, трудовой книжкой, паспортом на имя истца.

Истец находился на отдыхе в г.Москва, к месту проведения которого следовал по маршруту « Усть-Илимск –Братск (автобус), Братск-Москва(авиа), Москва-Красноярск (авиа), Красноярск-Падунские Пороги (ж/д), Братск-Усть-Илимск (автобус)».

Как следует из заявления от 16.07.2021, истец обратилась в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации с заявлением о компенсации фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере 37836,20 рублей, в котором просила компенсировать ей расходы на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно. К заявлению были приложены проездные документы по спорному маршруту.

Решением Управления установления социальных выплат Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации Иркутской области от 29.07.2021 №048-21-001-4154-9699, истцу отказано в компенсации проезда к месту отдыха и обратно в части, по причине: по маршруту Братск-Москва отсутствуют обязательные реквизиты, по маршруту Братск-Усть-Илимск не представлен автобусный билет, подлежащий оплате. Предоставлена компенсация в размере 15829,20 рублей.

Как следует из заявления от 27.10.2021, истец обратилась в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации с заявлением о компенсации фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере 21737 рублей, в котором просила компенсировать ей расходы на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно. К заявлению были приложены проездные документы по спорному маршруту.

Решением Управления установления социальных выплат Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации Иркутской области от 10.11.2021 №048-21-002-2224-6786, истцу отказано в компенсации проезда к месту отдыха и обратно по причине: по маршруту Братск-Москва -отсутствует обязательный реквизит, по маршруту Братск-Усть-Илимск -отсутствует серия билета.

Однако суд не может согласиться с доводами ответчика об отказе в компенсации, по указанным выше основаниям, исходя из следующего.

Факт пребывания истца в месте отдыха в г. Москва подтвержден проездными документами по спорному маршруту и стороной ответчика не оспаривается, произведена частичная выплата компенсации проезда к месту отдыха и обратно.

Истцом в материалы дела представлена маршрутная квитанция по маршруту Братск-Москва (л.д. 9), а также посадочный талон, билет на автобус № 00000567666015 по маршруту Братск-Усть-Илимск (л.д.10).

Как следует из письменных возражений ответчика, решением от 29.07.2021 в выплате компенсации отказано, поскольку по маршруту Братск-Москва отсутствуют обязательные реквизиты-форма оплаты, наименования и (или) код класса бронирования, по маршруту Братск-Усть-Илимск не представлен автобусный билет. Решением от 10.11.2021 отказано поскольку по маршруту Братск-Москва отсутствуют обязательные реквизиты, по маршруту Братск–Усть-Илимск, отсутствует реквизит серия билета. Фактически понесенные расходы не подтверждены.

Суд не может согласиться с доводами ответчика, поскольку в маршрутной квитанции по маршруту Братск-Москва указано как на форму оплаты, так и на код бронирования (л.д.9). представлена квитанция об оплате на сумму 21917 рублей. В подтверждение проезда автобусом по маршруту Братск-Усть-Илимск представлен электронный билет, содержащий в себе все реквизиты и данные, позволяющие суду определить, что он приобретен именно истцом в подтверждение проезда по спорному маршруту (л.д.10).

Тот факт, что в проездном документе по маршруту Братск-Усть-Илимск отсутствует серия билета, в маршрутной квитанции по маршруту Братск-Москва отсутствуют обязательные реквизиты, не является обстоятельством, препятствующим выплате компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно, поскольку законодательство, регулирующее вопросы компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам к месту отдыха и обратно на территории РФ, не устанавливает императивного требования об оплате проездных билетов с перевозчиком только путем наличия всех реквизитов в билете. Риск ответственности за отсутствие тех или иных реквизитов в билете лежит на перевозчике, согласно ст. 14.5 КоАП РФ, и не может препятствовать реализации истцом конституционного права на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно.

Довод ответчика об отсутствии подлинного проездного документа по маршруту Братск-Усть-Илимск также судом отклоняется, поскольку билет был оформлен в электронном виде, указаны личные данные истца, сведения об оплате, маршрут движения, а также представлена выписка со счета истца подтверждающая приобретение билета, в связи с чем, у суда нет оснований сомневаться в данном доказательстве.

Доказательств обратного ответчиком не представлено.

Помимо этого, судом учитывается следующее.

В соответствии со статьей 105 Воздушного кодекса Российской Федерации и Приказа Минтранса России от 08.11.2006 года № 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации» (в ред. Приказа Минтранса РФ от 18.05.2010 года № 117) электронный пассажирский билет должен включать в себя следующие обязательные реквизиты: сведения о пассажире (для внутренних перевозок – фамилия, имя, отчество, наименование, серия и номер документа, удостоверяющего личность; для международных перевозок – фамилия, другие сведения в соответствии с международными нормами); наименование и (или) код перевозчика; номер рейса; время отправления рейса; наименование и (или) коды аэропортов/пунктов отправления и назначения для каждого рейса; тариф; эквивалент тарифа (если применяется); итоговую стоимость перевозки; форму оплаты; сборы (если применяются) наименование и (или) код класса бронирования; код статуса бронирования, дату оформления; наименование агентства/перевозчика, оформившего билет; норму бесплатного провоза багажа (по усмотрению); уникальный номер электронного билета. Оформление маршрут/квитанции электронного пассажирского билета на внутренние воздушные перевозки должно осуществляться на русском языке, на международные воздушные перевозки – на русском и английских языках.

Кроме того, согласно пункту 2 Приказа Минтранса России от 08.11.2006 год № 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации» маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

Из Информационного сообщения УФНС РФ по Иркутской области от 17.05.2010 года «Об отсутствии необходимости подстрочного перевода электронного авиабилета» следует, что форма электронного пассажирского билета и багажной квитанции утверждены Приказом Минтранса России от 08.11.2006 года № 134. При этом фамилия, имя пассажира записываются в билет так, как это предусмотрено Приказом МВД РФ от 26.05.1997 года № 310 «Об утверждении Инструкции о порядке оформления и выдачи паспортов гражданам РФ и выезда из РФ и въезда в РФ», а именно, набором букв с использованием латиницы способом транслитерации букв кириллицы на соответствующие буквы или сочетания букв латиницы. Месяц даты отправления рейса, наименование и (или) коды аэропортов/пунктов отправления и назначения, код валюты и форма оплаты представлены в билете кодом на латинице из соответствующего Единого международного кодификатора.

Таким образом, если авиабилет приобретен в бездокументарной форме (электронный билет), то оправдательными документами, подтверждающими расходы на приобретение авиабилета для целей налогообложения, являются сформированная автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок маршрут/квитанция электронного документа (авиабилета) на бумажном носителе, в которой указана стоимость перелета, посадочный талон, подтверждающий перелет подотчетного лица по указанному в электронном авиабилете маршруту (Письмо Минфина России от 13.01.2012 года № 03-03-06/1/11).

Определяя размер компенсации понесенных истцом расходов, суд исходит из следующего.

В подтверждение несения расходов на оплату проезда по маршруту Братск-Москва, истцом представлена маршрутная квитанция с указанием стоимости приобретенного билета 20917 рублей, квитанция об оплате в размере 21917 рублей, по маршруту Братск-Усть-Илимск представлен электронный билет с указанием стоимости 943 рубля (включая стоимость билета 820 рублей и сервисный сбор 123 рубля), также истцом представлена справка перевозчика, согласно которой стоимость перевозки по вышеуказанному маршруту на дату следования истца составляет 840 рублей, история операция по дебетовой карте истца, подтверждающая списания средств за приобретение электронного билета в размере 943 рубля.

Суд полагает, что расходы по маршруту Братск-Усть-Илимск должны быть компенсированы в размере 820 рублей, поскольку именно данная сумма указана в проездном документе и оплачена истцом.

Сервисный сбор, в размере 123 рубля, взысканию не подлежит, поскольку согласно Приказу Министерства труда и социальной защиты РФ N 118н от 18.03.2016 "Об утверждении разъяснения о применении правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсии по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.04.2005 N 176" в стоимость проезда, подлежащую возмещению, не включаются расходы на оплату установленных на транспорте сборов за услуги, оказываемые населению при оформлении, переоформлении и возврате проездных документов (за исключением страхового сбора на обязательное личное страхование пассажиров), сборов и платежей за другие дополнительные услуги, в том числе направленные на повышение комфортности проезда (предоставление постельных принадлежностей, дополнительного питания и др.), а также расходы, связанные с получением пенсионером в транспортной организации документов о стоимости проезда, в пределах, установленных в пункте 10 Правил, в случаях приобретения проездных документов на проезд транспортными средствами более высокой категории стоимости.

Таким образом, суд приходит к выводу, что к возмещению подлежат расходы на оплату проезда к месту отдыха и обратно по пути следования Братск-Москва, Братск-Усть-Илимск в размере 21737 (820+20917)рублей, что не превышает фактически произведенных истцом расходов на оплату стоимости проезда, следовательно, подлежат взысканию в пользу истца в указанном размере.

Истец просит взыскать компенсацию в размере 21860 рублей, однако доказательств несения расходов на приобретение билетов в большем размере, чем установлено судом, истцом не представлено, в связи с чем, в удовлетворении требований в большем размере истцу надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Абатуровой Лидии Петровны удовлетворить частично.

Признать решение Управления установления социальных выплат Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации Иркутской области от 29.07.2021 №048-21-001-4154-9699, незаконным, в части отказа в компенсации расходов на оплату стоимости проезда по маршруту «Братск-Усть-Илимск, Братск-Москва».

Признать решение Управления установления социальных выплат Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации Иркутской области от 10.11.2021 №048-21-002-2224-6786, незаконным.

Взыскать с Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации Иркутской области в пользу Абатуровой Лидии Петровны компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере 21737 рублей.

В удовлетворении требований в большем размере истцу отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Усть-Илимский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья Т.М. Шейко

Мотивированное решение составлено 4 февраля 2022 г.