Октябрьский районный суд г.Орска Оренбургской области Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Октябрьский районный суд г.Орска Оренбургской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-101/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 января 2012 года г. Орск
Октябрьский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе
председательствующего судьи Фирсовой Н.В.,
при секретаре Саакяне Г.А.,
с участием представителя истца - помощника прокурора Октябрьского района г. Орска Алексеева А.В.,
истца Свердловой Г.М.,
представителя ответчика администрации г. Орска Трухановой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Орска, действующего в интересах Свердловой Г.М. , к администрации г. Орска о признании участка теплотрассы бесхозяйным и обязании принять меры по постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Октябрьского района г. Орска, действующий в интересах Свердловой Г.М., обратился в суд с иском к администрации г. Орска о признании участка теплотрассы бесхозяйным и обязании принять меры по постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи, указывая, что прокуратурой Октябрьского района г. Орска проведена проверка по обращению Свердловой Г.М. на действия МУП «».
В ходе проведенной проверки установлено, что решением Исполкома Орского городского Совета депутатов трудящихся от 26.05.1960 года жилой дом подключен к теплотрассе . Согласно данному решению подключение дома к теплотрассе осуществлялось за счет средств ФИО8
Распоряжением помощника обязано принять на обслуживание и ремонт подводку к дому
Согласно письму от 10.05.1960 года, адресованному на основании решения Исполкома Горсовета гарантирует обслуживание отопления в в .
В настоящее время собственником в является истец Свердлова Г.М.
Каких-либо документов, подтверждающих право собственности Свердловой Г.М. на теплотрассу от дома № до в , в ходе проведенной прокурором проверки не получено.
Таким образом, по мнению прокурора, в силу ст.ст. 131, 219 ГК РФ принадлежность указанной теплотрассы не определена.
Согласно ответу администрации г. Орска № от 18.11.2011 года, участок спорной теплотрассы в реестре муниципальной собственности не числится, на баланс и техническое обслуживание МУП «» не передавался.
В связи с указанными обстоятельствами, прокурор Октябрьского района г.Орска, действуя в интересах Свердловой Г.М., просит суд признать участок теплотрассы, протяженностью м, , диаметром , от места врезки дома № до места врезки теплотрассы к дому бесхозяйным, обязать администрацию г. Орска принять меры по постановке на учет в Орском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области бесхозяйной недвижимой вещи - участка теплотрассы от дома № до
Представитель истца - помощник прокурора Октябрьского района г. Орска Алексеев А.В., истец Свердлова Г. М. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, дав пояснения, аналогичные доводам иска, дополнив, что Свердлова Г.М. не является собственником спорного участка теплотрассы. За счет денежных средств её - ФИО9 было произведено лишь подключение дома к теплотрассе . В настоящее время она - Свердлова Г.М. является только пользователем спорного объекта, но не собственником.
Представитель ответчика администрации г. Орска ФИО5, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения иска, указывая, что признание недвижимого имущества бесхозяйным осуществляется уполномоченным органом, производящим государственную регистрацию прав. Администрация г. Орска как орган местного самоуправления с заявлением о постановке спорного участка теплотрассы в соответствующий регистрирующий орган не обращалась, описание объекта недвижимости не осуществляла, доказательств того, что объект не имеет собственника, не представляла.
Представители третьих лиц - МУП «», Орского отдела Управления Федеральной службы регистрации и картографии по Оренбургской области в судебное заседание не явились, о дне и времени слушания дела извещены надлежащим образом, от последнего имеется заявление с просьбой рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам.
Предъявляя указанные требования в порядке искового производства, прокурор указывает на то, что спорный участок теплотрассы является недвижимым имуществом, так как отвечает признакам недвижимого имущества, указанным в ч. 1 ст. 130 ГК РФ, поскольку находится в земле, все коммуникации врыты в неё, соответственно перемещение участка теплотрассы без несоразмерного ущерба его назначению невозможно.
Согласно ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим её собственником, либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
В силу ч.2 ст. 290 ГПК РФ, заявление о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом или имуществом, находящимся в собственности города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга.
В случае, если орган, уполномоченный управлять соответствующим имуществом, обращается в суд с заявлением до истечения года со дня принятия недвижимой вещи на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, судья отказывает в принятии заявления и суд прекращает производство по делу.
Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 года № 580 (с учетом изменений от 12.11.2004 года № 627) утверждено Положение о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, которое предусматривает, что принятие на учет и снятие с учета объектов недвижимого имущества осуществляют: Федеральная регистрационная служба (далее именуемая - Служба, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав) - в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории более одного регистрационного округа. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества. Документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник не известен, в том числе являются выданные органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества; выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществляющими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы.
Доказательств тому, что спорный участок теплотрассы в установленном законом порядке как объект недвижимости поставлен на учет бесхозяйного имущества в соответствующем регистрирующем органе, истцом, представителем истца, суду не представлено. Представителем истца в судебном заседании указано, что для признания недвижимой вещи бесхозяйной достаточно обращения в суд.
Как указал представитель ответчика, орган местного самоуправления с заявлением о постановке спорного участка теплотрассы в Федеральной регистрационной службе не обращался, описание объекта недвижимости не готовил, доказательств, что объект не имеет собственника, не представлял. Указанные документы, четко определенные в Положении о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, также не представлены суду истцами, что лишает суд возможности установить, является ли вещь бесхозяйной и является ли объект недвижимым имуществом.
Анализ приведенных выше законодательных актов позволяет суду прийти к выводу, что признание недвижимого имущества бесхозяйным осуществляется уполномоченным органом, производящим государственную регистрацию прав. Действующее законодательство не содержит нормы, в соответствии с которой недвижимое имущество признается бесхозяйным решением суда. Такое имущество является бесхозяйным с момента постановки его на учет в качестве такового и решение суда не требуется.
Указанный вывод суда подтверждается положениями статьи 290 ГК РФ, которая предусматривает возможность подачи в порядке особого производства заявления о признании бесхозяйной только движимой вещи.
Кроме того, требования истцов об обязании администрации г. Орска принять меры по постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи также являются необоснованными, поскольку, в силу диспозитивного характера норм ст. 225 ГК РФ, органы местного самоуправления вправе, но не обязаны обращаться в регистрирующий орган с заявлением о постановке бесхозяйной недвижимой вещи на учет в соответствующий регистрирующий орган, а следовательно и обращаться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь. В данном случае, как указано выше, постановлением Правительства РФ от 12.11.2004 года № 627 предусмотрен иной несудебный порядок постановки на учет бесхозяйных недвижимых вещей.
Кроме того, судом установлено, что спорный участок теплотрассы предназначен для обслуживания дома, принадлежащего истцу и с момента установки (с 1960 года) использовался Свердовой Г.М. - ФИО3, а впоследствии Свердловой Г.М.
В судебном заседании истец Свердлова Г.М. пояснила, что не желает оплачивать расходы по содержанию данного участка теплотрассы, в связи с чем, обратилась в суд за защитой нарушенных прав.
Именно желание сложить бремя содержания спорного имущества, исключить свои расходы на ремонт теплотрассы, по сути, и является цель., которую намерен достичь истец предъявлением данного иска.
Учитывая установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что законные основания для удовлетворения исковых требований у суда отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований прокурора Октябрьского района г. Орска, действующего в интересах Свердловой Г.М. , к администрации г. Орска о признании участка теплотрассы бесхозяйным и обязании принять меры по постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи - отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Октябрьский районный суд г. Орска в течение 30 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий:
Решение в окончательной форме изготовлено 06.02.2012 года.