ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1010/14 от 14.10.2014 Нижегородского гарнизонного военного суда (Нижегородская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской ФедерацииДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Нижегородский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего судьи Оганесяна А.Л.,

при секретаре судебного заседания ФИО1

с участием ФИО4, представителя командира войсковой части ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части старшего прапорщика ФИО4 об оспаривании действий командира войсковой части , связанных с отказом возвратить заявителю денежные средства,

УСТАНОВИЛ:

ФИО4 обратился в Нижегородский гарнизонный военный суд с заявлением в котором указал, что в период прохождения военной службы в войсковой части ему на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ за N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в период с 5 по ДД.ММ.ГГГГ был предоставлен дополнительный отпуск продолжительностью 14 суток.

В апреле 2014 года в акте проверки отдельных вопросов финансово - хозяйственной деятельности войсковой части старшим ревизором контрольно - ревизионного управления МВД России подполковником внутренней службы ФИО3 было указано о незаконности предоставления заявителю названного дополнительного отпуска, что по мнению ревизора повлекло причинение ущерба государству в сумме <данные изъяты> 67 коп.

В связи с указанными обстоятельствами заявителем ДД.ММ.ГГГГ в кассу части были внесены денежные средства в сумме <данные изъяты> 67 коп.

Действия командира войсковой части , реализовавшего предложение в акте ревизии и в последующем отказавшегося возвратить ему денежные средства, заявитель посчитал незаконными и нарушающими его права, в связи с чем просил суд признать их незаконными, а на командира части возложить обязанность возвратить ему денежные средства.

В судебном заседании заявитель, настаивая на требованиях изложенных в заявлении, просил их удовлетворить.

В обоснование заявленных требований ФИО4 пояснил, что после проведения ревизии его ознакомили с актом ревизии, затем он был вызван в финансовую службу части, где ему было предложено внести в кассу части <данные изъяты> 67 коп., т.к. дополнительный отпуск в ноябре 2013 года был ему предоставлен незаконно.

ФИО4 не соглашаясь с этим, утверждал, что на основании ст.17 Федерального закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" он, как добровольно выехавший из зоны отселения, (а не из зоны с правом на отселение, как ошибочно посчитал ревизор) имеет право на дополнительный оплачиваемый отпуск сроком на 14 суток.

Представитель командира войсковой части ФИО2 в судебном заседании требования заявителя посчитал не подлежащими удовлетворению и пояснил, что акт ревизии для ознакомления был представлен командиру части подполковником внутренней службы ФИО3, проводившим проверку финансово - хозяйственной деятельности части.

Поскольку для командира части предложения, содержащиеся в акте обязательны для исполнения, ФИО4 было предложено внести деньги в кассу части, что и было им сделано.

Таким образом, как полагал ФИО2, командир части каких - либо прав заявителя не нарушил.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, военный суд заявление ФИО4 считает необходимым удовлетворить на основании следующего.

Удостоверением № 099841, выданным заявителю ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что он в 2006 году добровольно выехал из зоны отселения <адрес>, т.е. территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Как видно из выписки из приказа командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГзаявителю в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с 05 ноября по ДД.ММ.ГГГГ был предоставлен дополнительный отпуск продолжительностью 14 суток.

Из акта проверки отдельных вопросов финансово - хозяйственной деятельности войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что проводивший проверку старший ревизор контрольно - ревизионного управления МВД России подполковник внутренней службы ФИО3, посчитал, что указанный отпуск был предоставлен заявителю в нарушение норм Федерального закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", что по его мнению, повлекло излишнюю выплату заявителю денежного довольствия за период с 05 ноября по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> 67 коп.

Квитанцией войсковой части к приходному кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что от ФИО4 в счет переплаты по акту ревизии принято <данные изъяты> 67 коп.

ФИО4 в судебном заседании подтвердил, что именно эту сумму он и внес в кассу части в июне 2014 года.

Принимая решение по требованиям заявителя,военный суд руководствуется следующими правовыми нормами.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ за N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам Российской Федерации гарантируются установленные указанным Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.
Указанным Федеральным законом, а именно, пунктом 5 статьи 14 во взаимосвязи со статьей 17 названного Федерального закона гражданам, переселенным из зоны отселения предоставлена мера социальной поддержки в виде дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней.

Ст.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ"О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", установлено, что предусмотренные данным Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Согласно пункту 15 ст.31 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ №1237(далее - Положение) отпуска, установленные для военнослужащих Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" являются дополнительными и в счет основного отпуска не засчитываются.

Основываясь на вышеприведенных нормативных правовых актах, суд приходит к выводу о том, что граждане, выехавшие из зоны отселения (в том числе и военнослужащие) имеют гарантированное действующим законодательством Российской Федерации право на предоставление им ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней.

По настоящему делу установлено, что ФИО4 в 2006 году добровольно выехал из <адрес>, отнесенного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №1582, (утвердившего Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС) к зоне отселения.

При таких обстоятельствах и в силу пункта 15 ст.31 Положения заявитель в период прохождения военной службы имеет право на предоставление ему ежегодного дополнительного отпуска продолжительностью 14 суток.

В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от ДД.ММ.ГГГГ №76-ФЗ право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы.

Статьей 12 названного Федерального закона также установлено, что военнослужащие обеспечиваются денежным довольствием в порядке и в размерах, которые установлены Федеральным законом "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", иными федеральными законами, а также другими нормативными правовыми актами.

В соответствии со частями 2 и 21 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту является основным средством их материального обеспечения и стимулирования исполнения обязанностей военной службы и состоит из месячного оклада денежного содержания, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Порядок обеспечения военнослужащих денежным довольствием определяется федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (часть 32 статьи 2 указанного закона).

Приказом МВД Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГутвержден Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих внутренних войск МВД России (далее - Порядок).

Указанный Порядок вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ года.

В соответствии с пунктами 5,55 названного Порядка денежное довольствие военнослужащим выплачивается один раз в месяц в срок, установленный приказом командира (начальника) воинской части, при этом за период нахождения в установленных отпусках выплата денежного довольствия производится в полном размере, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 56 и 61 настоящего Порядка.

Доводы представителя командира войсковой части о том, что командир войсковой части , прав заявителя не нарушал, военный суд находит несостоятельными, ввиду следующего.
В силу п. 4 Порядка обязанность по организации обеспечения подчиненных военнослужащих денежным довольствием возложена на командиров воинских частей по месту прохождения военнослужащими военной службы.

Кроме того, в силу ст.82 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1495 на командира воинской части возложена обязанность по доведению до личного состава положенных видов довольствия, в том числе, и денежного.

Вместе с тем, командиром войсковой части указанная обязанность в отношении подчиненного ему ФИО4, выполнена не была, поскольку заявитель установленным денежным довольствием за период с 5 по ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени не обеспечен.

На основании изложенного, военный суд заявление ФИО4 считает обоснованным, а действия командира войсковой части , выразившиеся в невыплате заявителю причитающегося ему денежного довольствия в полном объеме признаёт незаконными.

Поскольку право заявителя на получение денежного довольствия в полном объеме было не реализовано командиром войсковой части в целях восстановления нарушенных прав заявителя военный суд приходит к убеждению о необходимости возложения на указанное должностное лицо обязанности по обеспечению заявителя невыплаченным денежным довольствием в размере <данные изъяты> 67 коп.

Руководствуясь ст. ст. 194-198,199 и 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, военный суд

Р Е Ш И Л:

Заявление ФИО4 удовлетворить.

Действия командира войсковой части , связанные с неполным обеспечением заявителя денежным довольствием за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ признать незаконными.

Обязать командира войсковой части обеспечить старшего прапорщика ФИО4 денежным довольствием за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>67 коп.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский окружной военный суд через Нижегородский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья А.Л. Оганесян