ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1010/19 от 09.10.2019 Кольского районного суда (Мурманская область)

*** Дело № 2-1010/2019

***

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 октября 2019 года город Кола

Кольский районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Корепиной О.С.,

при секретаре Чистобаевой В.С.,

с участием истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в Кольском районе Мурманской области (межрайонное) о признании решения об отказе в зачете периодов работы в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости, в назначении досрочной пенсии по старости, о зачете периодов трудовой деятельности в специальный стаж, дающий право для назначения досрочной пенсии по старости, назначении досрочной пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

истец обратился в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в Кольском районе Мурманской области (межрайонное) (далее ГУ УПФ в Кольском районе) о признании решения об отказе в зачете периодов работы в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости, в назначении досрочной пенсии по старости, о зачете периодов трудовой деятельности в специальный стаж, дающий право для назначения досрочной пенсии по старости, назначении досрочной пенсии по старости, в обоснование заявленных требований указав, что *** обратился в пенсионный фонд с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением ответчика от *** ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по причине отсутствия требуемого специального стажа по п. 2, 9 ч.1 ст. 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», так как стаж работы истца, учтенный по ***, составил: страховой стаж - *** (в льготном исчислении - ***), при требуемом не менее 25 лет; стаж работы в районах Крайнего Севера - ***, при требуемом не менее 15 лет; специальный стаж по Списку - *** (в льготном исчислении - ***; специальный стаж работы в плавсоставе - *** (в льготном исчислении ***); с учетом суммарного исчисления специального стажа по Списку и специального стажа в плавсоставе - *** (в льготном исчислении – ***).Ответчиком не был включен в специальный стаж работ с тяжелыми условиями труда (по Списку ) период работы истца с *** по ***, при этом ответчиком данный период засчитан в специальный стаж работы в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности, без указания оснований. С данным решением истец не согласен, поскольку осуществлял свою деятельность в *** в период с *** по *** в должности ***, с *** по *** в должности ***, при этом в периоды с *** по *** он находился в рейсе. Суда, на которых он работал, не относятся к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения. Портом приписки судов являлся город Мурманск. Данные периоды указаны работодателем, как периоды, дающие право на назначение досрочной страховой пенсии на льготных условиях в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Поскольку работа в указанных должностях предусмотрена «Списком Производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», утвержденным Постановлением Совмина СССР от 22.08.1956 № 1173, согласно которому право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного возраста в соответствии с разделом XXIV «Пищевая промышленность», подразделом 17 «Добыча и обработка рыбы», позицией «Плавсостав», имеют матросы, непосредственно занятые ловом и обработкой рыбы, а также мастера по добыче и обработке рыбы, ссылаясь на положения ст. 8, п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в российской Федерации», а также достижение им на *** возраста 51 год, просит суд признать незаконным решение ответчика от *** об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости и обязать ответчика включить период работы в *** с *** по *** в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в РФ», назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с *** (с момента обращения в УПФР в Кольском районе Мурманской области).

В дальнейшем истец неоднократно дополнял и уточнял исковые требования, окончательно просил суд признать незаконным решение ответчика от *** об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости и обязать ответчика включить периоды работы в *** с *** по ***, в том числе предоставленные в данные периоды очередные отпуска, дни в счет отпуска и отгул дорожных дней, а также нахождение на больничном листе; период работы в *** с *** по *** в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в РФ». В обоснование дополнительно указал, что Списки производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение создавались согласно «Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» (далее ЕДКС), в котором даны характеристики обобщенных трудовых функций, в том числе рыбака прибрежного лова, 4-го разряда. Поскольку в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих выпуск должность *** отсутствует, однако по показателям ЕДКС данная профессия в дополнительных характеристиках имеет показатель рыбак прибрежного лова, имеются основания для отнесения судом по показателям ЕКСД к списку должности *** к рыбакам прибрежного лова. Также, ссылаясь на п.5 разъяснения Министерства труда Российской Федерации № 5 от 22.05.1996 о порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст. 12,78 и 78-1 закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», полагал, что в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда по Списку засчитываются периоды временной нетрудоспособности и ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

Протокольным определением суда от *** к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Публичное акционерное общество «Мурманский траловый флот» (далее ПАО «МТФ»).

Истец в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования с учетом уточнений от *** и *** по доводам, изложенным в иске и дополнении к нему.

Представитель ответчика в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена судом надлежащим образом, представила возражения на иск и уточнения к нему, согласно которых указала, что Список производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 117, предусматривающий подразделом 17 «Добыча и обработка рыбы.Плавсостав» должность «мастера по добыче рыбы плавсостава рыболовных судов, плавающих в океанах и морях», применялся только к периодам работы до ***. Разделом XXII «Пищевая промышленность» Списка , утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, подразделом 17 «Добыча и обработка рыбы» должность *** не предусмотрена. Оспариваемый период работы в должности *** с *** по *** имел место после ***, в связи с чем Список от *** применению не подлежит. Кроме того, работодатель не подтвердил, что оспариваемый период работы подлежит включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по п. 2 ч.1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». В связи с чем данный период подлежит учету в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по п. 9. 1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ от 28.12.2013. Так же полагала, что не имеется оснований для назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости с ***, поскольку отсутствует требуемый специальный стаж по п.2, п. 9 ч.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013, так как на эту дату истцу исполнился 51 год, в то время как при наличии специального стажа работ с тяжелых условиями труда ***, истец вправе был обратиться за назначением пенсии лишь при достижении возраста 53 года. Кроме того, указала, что истцом не представлены каких-либо доказательств, опровергающих предоставленные работодателем сведения как в пенсионный орган, так и в суд. В частности *** представлена справка от ***, в которой работодателем указаны конкретные периоды льготной работы, данная справка никем не оспорен, не признана недействительной, следовательно содержит достоверные сведения. В письме от *** работодатель указал, на каких видах работ был занят истец в оспариваемые периоды. Кроме того, обратила внимание суда на то, что заявленный истцом период с *** по *** является отгулом дорожных дней, соответственно, поскольку данный период предоставляется для проезда к месту отдыха и обратно без сохранения заработной платы, он не может быть включен в специальный страховой стаж. Просила в удовлетворении иска отказать, рассмотреть дело в отсутствие представителя пенсионного органа.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ПАО «Мурманский траловый флот» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом, ранее представил мнение на иск, согласно которого указал, что истец работал в плавающем составе членом экипажа на судах морского флота рыбной промышленности занятых добычей и обработкой рыбы, морепродуктов и приемом готовой продукции на промысле, при этом в справки, уточняющие стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии, были включены периоды работы предшествующие направлению экипажа судна для выполнения рейсового задания (резерв с оплатой, стоянки в порту под погрузочно-разгрузочными операциями в период рейса, периоды нахождения членов экипажа по окончании рейса в основных и дополнительных отпусках, периоды временной нетрудоспособности, а также суммированные дни отдыха, неиспользованные в море). Не были включены в льготный стаж периоды резервов, ремонтных работ после которых члены экипажей не зачисляются в экипаж судна для выполнения рейсового планового задания. На береговых работах матрос, мастер по добыче рыбы не занят ловом и обработкой рыбы, значит меняется характер и условия труда, в связи с чем эти периоды, а также отвлечения от основной деятельности (резервы без оплаты) также были исключены из справки.

Суд, выслушав истца, исследовав материалы гражданского дела, а также материалы пенсионного (отказного) дела истца, приходит к следующему.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ФИО1, *** года рождения, обратился в ГУ УПФ в Кольском районе Мурманской области *** с заявлением о назначении досрочное страховой пенсии по старости.

Решением ответчика от *** в досрочном назначении страховой пенсии по старости с *** истцу было отказано в связи с отсутствием требуемых специального стажа по п.2, п. 9 ч.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» (плавсостав, работа с тяжелыми условиями труда). Документально подтвержденный стаж составил: страховой стаж - *** (в льготном исчислении - ***); стаж работы в районах Крайнего Севера - ***; специальный стаж по Списку - *** (в льготном исчислении - ***); специальный стаж работы в плавсоставе – *** (в льготном исчислении -***); с учетом стажа в плавсоставе суммарно - *** (в льготном исчислении – ***). Данным решением не приняты к учету в специальный стаж, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы в ******-***, с *** по ***, поскольку согласно справке работодателя периоды на работах с тяжелыми условиями труда отсутствуют; в страховой стаж, в специальный страховой стаж работы в районах Крайнего Севера и специальный стаж в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды с *** по *** –резервы без оплаты; в соответствии с п. 9 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы в *** с *** по *** –согласно справке работодателя периоды работы в плавсоставе отсутствуют; в страховой стаж, в специальный страховой стаж работы в районах Крайнего Севера и специальный стаж в соответствии с п. 9 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период с *** по *** резервы без оплаты в ***. Кроме того, не приняты к учету в страховой стаж, в специальный страховой стаж работы в районах Крайнего Севера и специальный стаж в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды: *** дней в *** году отпуск без сохранения заработной платы; в специальный страховой стаж работы в районах Крайнего Севера периоды *** – индивидуальные сведения представлены работодателем ООО «СПК» без кода территориальных условий РКС.

Разрешая требования истца об учете в специальный страховой стаж в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периодов работы в Мурманском траловом флоте, и назначении досрочной страховой пенсии по старости с *** суд исходит из следующего.

Статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ (здесь и далее в ред. от 27.12.2018) "О страховых пенсиях", действовавшего на день обращения ФИО1 с заявлением о назначении пенсии, предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Согласно приложения № 6 к данному Федеральному закону лицам, достигшим в 2019 году возраста, по достижении которого возникало бы право на страховую пенсию в соответствии с частью 1 статьи 8 (мужчины -60 лет), пунктами 3 и 4 части 2 статьи 10, пунктом 21 части 1 статьи 30 и пунктом 6 части 1 статьи 32 (мужчины -55 лет) данного Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, право на назначение страховой пенсии возникает по истечении 12 месяцев с момента наступления соответствующего возраста.

Кроме того, лицам, которым в период с 01.01.2019 по 31.12.2020 исполнится 60 (мужчинам) и 55 (женщинам) лет, пенсия может быть назначена на 6 месяцев ранее достижения возраста, установленного приложением 6.

В силу подпункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам.

Аналогичные положения к специальному и страховому стажу для указанных лиц содержались в подпункте 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до 01 января 2015 года.

Частями 2,3,4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Согласно ч.1, 2 ст. 33 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Аналогичные положения содержало и ранее действовавшее пенсионное законодательство, что прямо вытекает из смысла подпункта «б» пункта 1 статьи 12 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1990.

Таким образом, при имеющемся стаже 25 лет и стаже работы в РКС 15 лет, право на досрочное назначение пенсии у мужчин возникает по достижении возраста (на 31.12.2018) в зависимости от стажа на соответствующих видах работ не ранее чем в 53 года при стаже не менее 6 лет 3 месяцев, в 52 года при стаже не менее 7 лет 6 месяцев, в 51 год при стаже не менее 10 лет, в 50 лет –не менее 12 лет 6 месяцев.

Как установлено судом и подтверждается выпиской и лицевого счета ФИО1 в системе государственного пенсионного страхования зарегистрирован ***.

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч.4 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, пунктом 5 которых определено, что периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании свидетельских показаний. Характер работы свидетельскими показаниями не подтверждается.

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными).

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяется: Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение"; Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до ***.

В разделе XXIV,подраздел 17 " Добыча и обработка рыбы" Списка N 2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, должность « мастер по добычи рыбы» отсутствует.

В тоже время, разделом 17 «Добыча и обработка рыбы» Списка N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173, в подразделе «плавсостав» предусматривалась в плавсоставе рыболовных, краболовных, китобойных, зверобойных, поисковых судов и флотилий, рефрижераторов - производственных, плавающих в океанах и морях должность «мастер по добыче и обработке рыбы».

Как следует из трудовой книжки ФИО1, содержащей, в том числе спорные периоды работы, *** истец был принят на работу в *** на период практики, уволен *** из флота по окончании производственной практики; *** принят *** в ***, уволен по собственному желанию *** на основании ст. 31 КЗоТ РФ.

*** с *** преобразован в ***, с *** преобразован в ***, с *** переименован в ***, является действующим юридическим лицом.

Как следует из справки *** ФИО1 работал во флоте постоянно полный рабочий день в должности ***, при этом периоды работы в плавсоставе на судах морского рыболовного флота, дающие право на льготную пенсию по п. 9 ч.1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» составили: с *** по *** (л.д. 14).

Согласно справки от ******, ФИО1 работал во флоте полный рабочий день в должности *** на рыболовных судах, плавающих в океанах и морях, ***, при этом периоды работы в плавсоставе на судах морского рыболовного флота, дающие право на льготную пенсию по п. 2 ч.1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» составили: с *** по *** по ***. Работа в указанных должностях дает право на страховую пенсию на льготных условиях, предусмотренных Списком 2 раздел XXIV,подраздел 17, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173 (л.д. 18).

Таким образом, поскольку с *** специальность *** не поименована в действующем Списке , работодателем период работы истца в должности ***, имевший место с *** по *** не подтвержден в качестве льготного периода по данному основанию, ответчик правомерно не принял к учету данный период в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по п. 2 ч.1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

Довод истца о том, что данный период его работы в должности «мастер по добыче рыбы» должен быть учтен в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по п. 2 ч.1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ, поскольку, несмотря на отсутствие в Списке от *** данной должности, характер его работы не изменился, показатель данной профессии соответствует показателю профессии «рыбак прибрежного лова», которая поименована в Списке как дающая право на назначение досрочной страховой пенсии по п. 2 ч.1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ, судом отклоняется по следующим основаниям.

Так, согласно разъяснениям, изложенным в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.

Таким образом, суд, являясь правоприменительным органом, в силу приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации не уполномочен устанавливать тождественность (идентичность) различных наименований работ, профессий и должностей. Вопрос же о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть решен судом только в случае неправильного наименования работодателем должности истца, что в данном случае не установлено.

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее Правила № 516 от 11.07.2002).

В соответствии с пунктами 4 и 5 Правил № 516 от 11.07.2002 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно разъяснениям Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденным постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных списками, в течение полного рабочего дня.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени. В специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, засчитываются периоды временной нетрудоспособности и ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные (пункт 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 N 29).

При этом, согласно п. 9 Указания № 1-28-У от 20.04.1992 Министерства социальной защиты населения РСФСР «О порядке применения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» (действовало до 10.05.2017), в стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда (плавсостав) (пункт "и" статьи 12 Закона от 27.11.91) и за выслугу лет (статья 78.1 Закона от 06.02.92) засчитывается время работы в составе членов экипажей судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности, занятых на перевозках грузов, пассажиров, добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приеме готовой продукции на промысле и других работах.

Кроме того, в этот стаж засчитываются отдельные периоды, непосредственно предшествовавшие или следовавшие за этими работами.

К периодам работы, следующим за окончанием рейса, относятся: стоянки в порту под погрузочно-разгрузочными операциями, межрейсовое техническое обслуживание или ремонт, а также периоды нахождения членов экипажей по окончании рейса в основных и дополнительных отпусках, оплачиваемых резерве и отгулах, отпуске по беременности и родам, оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им установленного законодательством возраста, периоды временной нетрудоспособности, командировки и другие случаи, когда не требуется приказа о переводе на другую работу (т.е. не изменяющие характера и условий труда).

К периодам, предшествующим направлению экипажа судна для выполнения рейсового задания, относятся: оплачиваемый резерв, ремонт и т.п. периоды, когда член экипажа судна используется по своей специальности и по завершении работ направляется в составе экипажа судна для выполнения рейсового задания.

В стаж не включаются периоды работы в составе ремонтных, подменных экипажей (команд), основной задачей которых является только выполнение ремонтных работ (т.е. члены экипажей, команд по завершении ремонтных работ не зачисляются в экипаж судна для выполнения планового задания, а направляются на другие ремонтируемые суда).

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Между тем, истцом не было предоставлено суду каких-либо доказательств в подтверждение тому, что в спорные периоды с *** по *** истец был занят на работах с тяжелыми условиями труда, предусмотренными Списком .

***, являющегося работодателем истца в спорные периоды, не подтверждено, что данные периоды могут быть отнесены к работам с тяжелыми условиями труда, предусмотренными Списком , поскольку на береговых работах *** не занят ловом и обработкой рыбы, в связи с чем меняется характер и условия труда.

Так, согласно справке ПАО *** от ***, в период с *** по *** истец находился в оплачиваемом резерве без выхода в рейс, с *** по *** – в счет отпуска с оплатой, с *** по *** в подменном экипаже в ремонте, с *** по *** в очередном отпуске, с *** по *** в оплачиваемом резерве без выхода в рейс, с *** по *** на больничном листе, с *** по *** в оплачиваемом резерве без выхода в рейс, с *** по *** в очередном отпуске, с *** по *** –в оплачиваемом резерве без выхода в рейс, с *** по *** на курсах ***, с *** по *** в оплачиваемом резерве без выхода в рейс, с *** по ******, с *** по *** –на больничном листе, с *** по *** в оплачиваемом резерве без выхода в рейс, с *** по *** оплачиваемом резерве без выхода в рейс, с *** по *** дни в счет отпуска, с *** по *** –справка донора, с *** по *** резервы с оплатой без выхода в рейс, ремонты: *** после завершения ремонтных работ на этих судах истец в рейс не выходил; с *** по *** –оплачиваемый резерв без выхода в рейс, с *** по *** –дни в счет отпуска, *** 1 день резерва с оплатой, с *** по *** в счет отпуска, с *** по *** отгул дорожных дней (л.д. 102).

Каких-либо доказательств, опровергающих предоставленные *** сведения истцом в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения требований истца о включении в специальный стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда по Списку , периодов временной нетрудоспособности и ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные, не имеется.

Требования истца о включении в специальный стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда по Списку , периода с *** по ***- отгул дорожных дней, также удовлетворению не подлежат, поскольку согласно действующему на данный период трудовому законодательству, время, необходимое для проезда к месту использования отпуска и обратно не засчитывается в срок отпуска, оплате подлежит только стоимость проезда.

При таких обстоятельствах, требования истца о признании решения ГУ УПФ в Кольском районе от *** незаконным, и возложении на ответчика обязанности включить в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п.2 ч.1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периодов работы в *** в должности *** с *** по ***, не подлежат удовлетворению.

В силу ч.3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.

В данном случае истцом иных требований суду заявлено не было, оснований для выхода за пределы заявленных требований не имеется.

Поскольку имеющегося суммарного специального стажа работы ФИО1 с учетом достигнутого им на *** возраста 51 год, недостаточно для досрочного назначения пенсии, оснований для удовлетворения иска в части возложения на ответчика обязанности досрочно назначить пенсию по старости не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в Кольском районе Мурманской области (межрайонное) о признании решения об отказе в зачете периодов работы в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости, в назначении досрочной пенсии по старости, о зачете периодов трудовой деятельности в специальный стаж, дающий право для назначения досрочной пенсии по старости, назначении досрочной пенсии по старости отказать.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Кольский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий –