Дело № 2-1010/2020
35RS0010-01-2019-016183-51
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Вологда |
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Улитиной О.А.,
при секретаре Дойниковой К.Д,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к Администрации г.Вологды о признании права собственности
установил:
ФИО3 на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами № площадью 829 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, и с кадастровым номером № площадью 762 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>. Участки являются смежными с разрешенным использованием для эксплуатации и обслуживания жилого дома. На земельном участке с кадастровым номером № расположен жилой дом площадью 244,2 кв.м, с условным номером №. На земельном участке с кадастровым номером № ранее располагался жилой дом с кадастровым номером № площадью 136,8 кв.м. Согласно акта обследования кадастрового инженера ФИО1 от 15.02.2018 жилой дом с кадастровым номером № прекратил свое существование(разрушен по решению собственника). Вместо разрушенного дома в 2017г.(согласно тех.плана) построен новый 2-х этажный дом площадью 544,8 кв.м, который расположен на обоих земельных участках. Два дома соединены между собой. Разрешения на строительство дома вместо разрушенного истец не получал. 14.11.2019 истец обратился в Администрацию г.Вологды за получением разрешения на ввод в эксплуатацию, но получил отказ.
На основании вышесказанного истец обратился с иском в суд, в котором просил признать право собственности на жилой дом площадью 544,8 кв.м, расположенный по ул.Энгельса г.Вологды на земельных участках с кадастровыми номерами № и № согласно характерных точек контура здания, указанных техническом плане кадастрового инженера ФИО1 от 20.11.2018.
В судебном заседании представитель истца ФИО4 исковые требования поддержал в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО5 исковые требования не признала так как построенный дом не соответствует допустимым строительным параметрам.
В судебном заседании представитель третьего лица без самостоятельных требований Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области ФИО6 исковые требования не признал. Пояснил, что размеры построенного дома не соответствуют требованиям Постановления Правительства Вологодской области № 2087 от 28.12.2009. Кроме того два дома по сути соединены в один и представляют собой блокированную застройку, строительство которой запрещено в зоне Р-3 «Зона традиционной преимущественно деревянной двухэтажной застройки».
Суд, заслушав стороны, эксперта ФИО2, проводившего судебную экспертизу, приходит к нижеследующему.
В силу ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260). Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке. Последствия самовольной постройки, возведенной или созданной на земельном участке его собственником или другими лицами, определяются статьей 222 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Частью 19 статьи 51 Градостроительного кодекса предусмотрено, что разрешение на индивидуальное жилищное строительство выдается на десять лет.
Вместе с тем, с 4 августа 2018 г. в связи с вступлением в силу Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" утратили силу части 9 - 9.2 статьи 51 Градостроительного кодекса, предусматривающие обязанность по получению разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства.
В силу пункта 1.1 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса (в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ) не требуется выдача разрешения на строительство в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства.
Частью 15 статьи 55 указанного кодекса предусмотрено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется в случае, если в соответствии с частью 17 статьи 51 данного кодекса для строительства или реконструкции объекта не требуется выдача разрешения на строительство.
Правообладатель земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства в границах населенного пункта, на которых до дня вступления в силу указанного выше федерального закона (4 августа 2018 г.) начаты строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства, вправе до 1 марта 2021 г. направить в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления предусмотренное частью 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса уведомление о планируемых строительстве или реконструкции на соответствующем земельном участке объекта индивидуального жилищного строительства. В данном случае получение разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется (часть 5 статьи 16 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ).
Из содержания названных норм следует, что с 4 августа 2018 г. строительство или реконструкция объектов индивидуального жилищного строительства не требуют получения разрешения на строительство. Для осуществления строительства (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства необходимо направить в уполномоченный орган уведомление о планируемом строительстве или реконструкции (пункт 1.1 части 17 статьи 51, статья 51.1 Градостроительного кодекса; статья 17 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ).
Указанное правило касается жилых домов, строительство которых не завершено, а также завершенных строительством.
Такое уведомление было направлено ответчику 14.11.2019 т.е. с соблюдением установленного срока.
В пункте 26 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что при рассмотрении исков о признании права собственности на самовольную постройку судам следует устанавливать, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. При этом необходимо учитывать, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Таким образом, в предмет доказывания по настоящему спору входит, в том числе, выяснение вопроса о соблюдении истцом градостроительных, строительных норм и правил, о соответствии постройки требованиям законодательства, и отсутствии при ее эксплуатации угрозы имуществу, жизни и здоровью граждан. При этом лицо, осуществившее самовольную постройку, обязано представить суду доказательства, подтверждающие соответствие ее требованиям безопасности, в позволяющие сохранить эту постройку.
По делу была проведена судебная строительно-техническая экспертиза. Согласно экспертного заключения ООО «Гортехинвентаризация» № от 31.07.2020 построенный дом находится в границах зоны И-2 «Зона регулирования застройки 1-А категории», параметры которой установлены в постановлении Правительства Вологодской области «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории г.Вологды, градостроительных регламентов и режимов использования земель в пределах указанных границ» от 28.12.2009 № 2087. Размеры в плане и высота дома до карниза не соответствуют указанному Постановлению. Кроме того, объект находится в границах территории исторического поселения, в зоне Р-3 «Зона традиционной преимущественно деревянной двухэтажной застройки», установленной постановлением Правительства Вологодской области № 1200 от 24.12.2018 "Об утверждении предмета охраны, границы территории и требований к градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения регионального значения город Вологда". Внешний вид фасада отличается от типовых схем фасадов, указанных в приложении № 1 к постановлению № 1200. Ширина объекта по главному фасаду -15,6 м, длина по боковому фасаду -22,6 м, высота здания до конька-10,1м, высота здания до карниза-9 м, угол наклона кровли-22 градуса. Установлено несоответствие объекта параметрам, определенным в постановлении № 1200 в части предельной максимальной высоты от существующего уровня земли до карниза здания. Между двумя поперечными стенами соседних домов № и № выполнена двухэтажная кирпичная вставка, расположенная в пределах зданий по всей высоте и ширине зданий и выделенная капитальными стенами соседних домов, выполняющая роль противопожарных преград.
Не доверять указанному заключению у суда нет оснований. Оно проведено с обследованием постройки, с участием сторон, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, указанные выводы эксперта не вызывают у суда сомнений. В связи с чем при вынесении решения суд берет указанное заключение за основу.
Спорная постройка находится в соответствии с Постановлением Правительства Вологодской области от 28.12.2009 N 2087 "Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории г. Вологды, градостроительных регламентов и режимов использования земель в пределах указанных границ" в границах зоны И-2 «Зона регулирования застройки А-1» и в соответствии с Постановлением Правительства Вологодской области от 24.12.2018 N 1200 "Об утверждении предмета охраны, границы территории и требований к градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения регионального значения город Вологда" в границах территории исторического поселения, в зоне Р-3 «Зона традиционной преимущественно деревянной двухэтажной застройки».
В соответствии с Приложением № 3 к постановлению № 1200 в зоне Р-3 при максимальной площади застройки 396 кв.м. допускаются максимальные наружные габариты сложной конфигурации в плане здания: 18 x 24 метра. Согласно таблицы 1.2 постановления № 2087 в зоне регулирования застройки 1-А категории - И-2 строительство зданий на основе историко-архивных материалов и аналогов исторической застройки в деревянном либо кирпичном (с обшивкой деревом, в отдельных случаях - без обшивки) исполнении в один этаж с вальмовой кровлей (до 8.0 м до конька кровли и до 4.7 м до карниза от существующего уровня поверхности земли) на основании заключения, выданного органом охраны объектов культурного наследия Вологодской области. Параметры зданий в плане от 10 x 14 м до 15 x 22 м, короткий фасад расположен вдоль улицы. Угол уклона скатов кровли до 30°.
Фактические размеры постройки составляют 15,6(главный фасад)х22,6м (боковой фасад). Данные размеры не соответствуют Постановлению № 2087, но соответствуют Постановлению № 1200. Кроме того оба указанных постановления предусматривают высоту здания до карниза 8м, а фактически она составляет 9м.
На указанную постройку распространяют действие как Постановление Правительства Вологодской области от 28.12.2009 N 2087 так и Постановлением Правительства Вологодской области от 24.12.2018 N 1200.
В соответствии с п.24 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.09.2015 N 972, в случае распространения на одну и ту же территорию в границах зон охраны объекта культурного наследия разных режимов использования земель и градостроительных регламентов на указанной территории действуют более строгие режимы использования земель и градостроительные регламенты вне зависимости от уровня и даты принятия акта органа государственной власти, утвердившего указанные режимы использования земель, требования к градостроительным регламентам и категории историко-культурного значения объекта культурного наследия.
На основании вышесказанного следует, что так как Постановлением Правительства Вологодской области от 28.12.2009 N 2087 установлены более строгие требования к параметрам здания, оно и должно применяться в данном случае.
Кроме того, оба дома имеют вид сплошной фасадной застройки, понятие которой раскрыто в п.3 Приложения 1 Постановлении Правительства Вологодской области от 24.12.2018 N 1200, а именно единый фасад по линии застройки улицы. Указанным постановлением не предусмотрено строительство сплошной фасадной застройки по ул.Энгельса.
На основании вышесказанного суд приходит к выводу, что построенное здание не соответствует указанным градостроительным требованиям. В связи с чем исковые требования не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО3 к Администрации г.Вологды о признании права собственности отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд, через Вологодский городской суд Вологодской области, в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья | О.А. Улитина |
Мотивированное решение изготовлено 25.09.2020