ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1010/2013 от 01.07.2013 Кулебакского городского суда (Нижегородская область)

ГРАЖДАНСКОЕ Д. <№*****>

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ Р. Ф.

<адрес> <ДД.ММ.ГГГГ>

Кулебакский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Марцева А.А., с участием представителей заявителя А.ва А.В. по доверенности ФИО1 и ордеру адвоката Шарыгиной С.И., представителей А. К. <адрес> по доверенностям ФИО2 и ФИО3, при секретаре Винокуровой О.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление А.ва А. В. о признании решения от <ДД.ММ.ГГГГ> Межведомственной комиссии <№*****> при А. К. <адрес> незаконным, принятии решения о разрешении перепланировки и переводе жилого помещения в нежилое помещение,

У С Т А Н О В И Л:

А.в А. В. обратился в суд с заявлением о признании решения межведомственной комиссии по переводу жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые, по согласованию переустройства и перепланировки жилых помещений и нежилых помещений в многоквартирных жилых домах на территории <адрес> (далее – Межведомственной комиссии) А. К. <адрес> от <ДД.ММ.ГГГГ> об отказе в удовлетворении его заявления о разрешении перепланировки и перевода помещения <адрес> жилом <адрес> в нежилое помещение под аптеку готовых лекарственных форм незаконным. Просит также обязать орган местного самоуправления принять решение о разрешении перепланировки и перевода помещения данной квартиры в нежилое помещение.

В обоснование заявленных требований указывается, что А.в А.В. - собственник <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <ДД.ММ.ГГГГ>. Он обратился в органы местного самоуправления с заявлением о разрешении перепланировки и переводе жилого помещения из жилого в нежилое. Решением Межведомственной комиссии <№*****> от <ДД.ММ.ГГГГ> ему было отказано в переводе указанного помещения из жилого в нежилое по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 4 части 1 ст.24 Жилищного кодекса РФ. Считает данное решение незаконным и подлежащим отмене, т.к. в соответствии со ст.ст. 14 и 23 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления. Он обращался с заявлением в надлежащий орган - А. К. <адрес>. В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Статьей 36 ЖК РФ указано, что принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности в данном доме. В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса РФ под реконструкцией понимается изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения. Реконструкцию жилого помещения следует отличать от переустройства и перепланировки, определяемых ст. 25 ЖК РФ. Более подробно данное понятие раскрывается в Постановлении Госстроя РФ от <ДД.ММ.ГГГГ> <№*****> «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (п. 1.7.1.), в соответствии с которым переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке. Переоборудование жилых помещений может включать в себя: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, «джакузи», стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения. Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборка перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров. Статьями 26, 27 ЖК РФ определены основания проведения переустройства и перепланировки жилого помещения, которые проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. Таким образом, в рассматриваемом случае имеет место перепланировка жилого помещения. Орган, осуществляющий согласование перепланировки и переустройства помещений, не вправе требовать представления других документов, кроме документов, установленных ч. 2 ст. 26 ЖК РФ. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 24 ЖК РФ, отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение допускается, в частности, в случае несоблюдения предусмотренных ст. 22 ЖК РФ условий перевода помещения. На основании ст. 22 ЖК РФ, перевод жилого помещения в нежилое помещение допускается с учетом соблюдения требований Жилищного кодекса и законодательства о градостроительной деятельности. Перевод квартиры в многоквартирном доме в нежилое помещение допускается только в случаях, если такая квартира расположена на первом этаже указанного дома или выше первого этажа, но помещения, расположенные непосредственно под квартирой, переводимой в нежилое помещение, не являются жилыми. Статья 23 ЖК РФ устанавливает перечень документов, необходимых при переводе жилого помещения в нежилое помещение, которые собственник помещения должен представить в орган, осуществляющий такой перевод. Указанный перечень является исчерпывающим, орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать представления других документов, кроме документов, установленных ч. 2 ст. 23 ЖК РФ. В соответствии со ст.254 ГПК РФ граждане вправе оспорить в суде решение, действие органа местного самоуправления. Таким образом, представленный проект соответствует требованиям законодательства, а требование о согласии собственников помещений многоквартирного дома на использование общего имущества является излишним, поскольку, в данном случае, имеет место перепланировка, общее имущество собственников не затрагивается и не уменьшается. При таких обстоятельствах суд должен признать решение Межведомственной комиссии от <ДД.ММ.ГГГГ> незаконным и обязать орган местного самоуправления в течение 10 дней после вступления решения в законную силу принять решение о разрешении перепланировки и перевода помещения вышеназванной квартиры в нежилое помещение.

Заявитель А.в А.В. в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещенный о рассмотрении Д., оснований для отложения рассмотрения Д. по причине неявки заявителя в соответствии со ст. 257 ч. 2 ГПК РФ не имеется.

Интересы А.ва А.В. в суде представляют представители по доверенности и ордеру соответственно ФИО1 и адвокат Шарыгина С.И., которые в судебном заседании заявленные требования поддерживают по вышеизложенным основаниям, ими также не оспаривается, что на заседание Межведомственной комиссии был представлен проект реконструкции жилого помещения под аптеку готовых лекарственных форм, однако после заседания комиссии данная описка проектной организацией была устранена и в настоящее время имеется проект переустройства и перепланировки данного помещения, что также является основанием для удовлетворения заявленных требований.

Представители А. К. <адрес> по доверенностям - ФИО2 и ФИО3 считают заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

1. Заявление ФИО4 в А. К. <адрес> было подано по установленной действующим законодательством форме, в тексте которого содержалось «...прошу разрешить перепланировку и перевод помещения из жилого в нежилое...». Однако в качестве основного документа на Комиссию была представлена проектная документация на реконструкцию жилого помещения под аптеку готовых лекарственных форм. В соответствии с п.5 ч.2 ст.23 ЖК РФ обязательным требованием для заявителя при подаче подобного рода заявлений является предоставление проекта переустройства и перепланировки на данное жилое помещение. Кроме того, действующим жилищным законодательством не предусмотрено понятия «реконструкция жилого помещения», в Градостроительном кодексе РФ существует понятие «реконструкция здания, многоквартирного жилого дома и пр.». Статей 24 ЖК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований отказа в переводе жилого помещения в нежилое. В качестве одного из основания для такого отказа указано: не предоставления определённых частью 2 статьи 23 ЖК РФ документов, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя. Поскольку заявителем не был предоставлен проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения, Межведомственная комиссия правомерно в качестве одного из оснований отказа указала п.1.ч.1.ст.24 ЖК РФ (не представление определённых частью 2 статьи 23 ЖК РФ документов).

2. Поскольку А.вым А.В. в Межведомственную комиссию была представлена проектная документация реконструкции жилого помещения (а не переустройства и (или) перепланировки), комиссия также рассмотрела этот документ на соответствие нормам действующего законодательства. На основании Постановления Госстроя <№*****> от <ДД.ММ.ГГГГ> «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», а именно пункта 4.2.4.9. - «Не допускается - в стенах крупнопанельных и крупноблочных зданий расширять и пробивать проёмы; - самовольная установка козырьков, эркеров, балконов, лоджий и застройка межбалконного пространства». Многоквартирный жилой <адрес> в <адрес> является панельным домом, поэтому Межведомственная комиссия правомерно указала в качестве другого основания отказа пункт 4 ч.1 ст.24 ЖК РФ - несоответствие представленной проектной документации требованиям законодательства, а именно Постановлению Госстроя <№*****> от <ДД.ММ.ГГГГ>

3. Что касается не представления заявителем согласия всех собственников жилого дома на использование общего имущества, Комиссией обсуждался вопрос, какой статус имеет установка дополнительного проёма в несущей стене многоквартирного дома: является ли это перепланировкой жилого помещения, или реконструкцией всего многоквартирного жилого дома с затрагиванием соответственно общего имущества многоквартирного дома. Вопрос этот важный, поскольку требования, установленные действующим законодательством, для проведения перепланировки жилого помещения и реконструкции жилого дома различны.

Члены комиссии пришли к выводу, учитывая формулировку термина «перепланировка жилого помещения», предусмотренного п. 2 ст. 25 ЖК РФ, и, в том числе, судебную практику по данному вопросу, что установка дополнительного проёма в стене многоквартирного дома перепланировкой не является. При устройстве дополнительного дверного проёма затрагивается общая (несущая) стена многоквартирного дома, т.е. общее имущество всех собственников дома. Право для органа местного самоуправления требования согласия всех собственников определено в Постановлении Президиума Верховного Суда РФ от <ДД.ММ.ГГГГ> На основании вышеизложенного, считают заявленные требования необоснованными и просят в их удовлетворении отказать в полном объёме.

Рассмотрев материалы дела, заслушав участников судебного разбирательства, суд считает заявленные А.вым А.В. требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В силу ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Гражданское дело в порядке, предусмотренном Главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), возбуждено судом в соответствии с требованиями данной главы ГПК РФ, а также в соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <ДД.ММ.ГГГГ> <№*****> «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих».

    На основании ст.ст. 254, 255, 256 ГПК РФ гражданин, организация вправе в течение трех месяцев со дня, когда стало известно о нарушении их прав и свобод, оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Согласно п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <ДД.ММ.ГГГГ> <№*****> «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

имеет ли орган местного самоуправления (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которого оспаривается, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;

соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием для удовлетворения заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

При рассмотрении дела по заявлению А.ва А.В. в суде установлено:

<ДД.ММ.ГГГГ> А.в А.В. обратился в А. К. <адрес> с заявлением установленной формы (регистрационный <№*****>) о перепланировки и переводе помещения <адрес>, собственником которой он является, из жилого помещения в нежилое помещение.

<ДД.ММ.ГГГГ> данное заявление было рассмотрено. В связи с тем, что была допущена техническая ошибка при первоначальном рассмотрении заявления А.ва А.В., а также в связи с тем, что по результатам рассмотрения указанного заявления не было уведомление в надлежащей форме, п. <№*****> Протокола от <ДД.ММ.ГГГГ> <№*****> заседания Межведомственной комиссии был отменен (п. 3 Протокола <№*****> и решения Межведомственной комиссии от <ДД.ММ.ГГГГ>). Заявление А.ва А.В. вновь было рассмотрено Межведомственной комиссии при А. К. <адрес> по существу заявленных требований.

Данные обстоятельства участниками судебного разбирательства не оспариваются и установлены фактическими обстоятельствами дела.

Рассмотрение заявления А.ва А.В. назначалось на <ДД.ММ.ГГГГ>, но заседание Межведомственной комиссии не состоялось, о чем заявитель был уведомлен. Указанное заявление А.ва А.В. было рассмотрено на заседании Межведомственной комиссии <ДД.ММ.ГГГГ>. Копия решения получена в установленные сроки.

Представитель А.ва А.В. по доверенности ФИО1 участвовала в рассмотрении заявления А.ва А.В., представляла его интересы, излагала позицию относительно заявленных требований. В качестве основного документа на заседание Межведомственной комиссии была представлена проектная документация на реконструкцию жилого помещения под аптеку готовых лекарственных форм.

Решением Межведомственной комиссии <№*****> от <ДД.ММ.ГГГГ>, как следует из представленного Протокола заседания комиссии, А.ву А.В. отказано в переводе жилого помещения в нежилое помещение по следующим основаниям:

1. п.4 ч. 1 ст.24 Жилищного кодекса РФ (несоответствие проекта переустройства и) или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства, а именно Постановлению Госстроя <№*****> от <ДД.ММ.ГГГГ> «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (п.4.2.4.9);

2. п.1 ч.1 ст.24 Жилищного кодекса РФ (непредставление определенных ч. 2 статьи 23 ЖК РФ документов - не представлен проект перепланировки и согласие собственников на использование общего имущества).

В установленный ст. 256 ГПК РФ трехмесячный срок А.в А.В. обратился в Кулебакский городской суд с исковым заявлением, принятым судом к рассмотрению в порядке Главы 25 ГПК РФ, в котором просит признать решение Межведомственной комиссии от <ДД.ММ.ГГГГ> об отказе в удовлетворении его заявления незаконным и обязать орган местного самоуправления в течение 10 дней после вступления решения в законную силу принять решение об удовлетворении его требований.

При рассмотрении дела установлено, что условия перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение, виды переустройства и перепланировки жилого помещения регламентируются Главами 3, 4 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 22 Жилищного кодекса РФ (Глава 3 Жилищного кодекса РФ) перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.

Как следует из частей 2-4 ст. 22 Жилищного кодекса РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение не допускается, если доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению, если переводимое помещение является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания, а также если право собственности на переводимое помещение обременено правами каких-либо лиц. Перевод квартиры в многоквартирном доме в нежилое помещение допускается только в случаях, если такая квартира расположена на первом этаже указанного дома или выше первого этажа, но помещения, расположенные непосредственно под квартирой, переводимой в нежилое помещение, не являются жилыми. Перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.

Статьей 23 частью 1 Жилищного кодекса РФ определено, что перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (органом, осуществляющим перевод помещений).

В соответствии со ст. 23 частью 2 Жилищного кодекса РФ для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения представляет:

1) заявление о переводе помещения;

2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);

4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;

5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).

Как следует из ст. 23 части 2.1 Жилищного кодекса РФ заявитель вправе не представлять документы, предусмотренные пунктами 3 и 4 части 2 настоящей статьи, а также в случае, если право на переводимое помещение зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи. Для рассмотрения заявления о переводе помещения орган, осуществляющий перевод помещений, запрашивает документы, если они не были представлены заявителем по собственной инициативе (правоустанавливающие документы на переводимое помещение, если право на него зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение.

На основании ст. 23 частей 3-5 Жилищного кодекса РФ орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с частью 2 настоящей статьи. Решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя. Орган, осуществляющий перевод помещений, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, документ, подтверждающий принятие одного из указанных решений.

В соответствии со ст. 24 частью 1 Жилищного кодекса РФ отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае:

1) непредставления определенных частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;

1.1) поступления в орган, осуществляющий перевод помещений, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в переводе помещения по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий перевод помещений, после получения указанного ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления;

2) представления документов в ненадлежащий орган;

3) несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения;

4) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

В силу ст. 24 частей 2 и 3 Жилищного кодекса РФ решение об отказе в переводе помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Оно выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.

Как следует из ст. 25 Жилищного кодекса РФ (Глава 4 Жилищного кодекса РФ) - переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

    Статьями 26-29 Жилищного кодекса РФ устанавливаются основания проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, основания отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, каким образом завершается переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, последствия самовольного переустройства и (или) самовольной перепланировки жилого помещения.

Основаниями отказа в удовлетворении требований А.ву А.В., как следует из Решением Межведомственной комиссии <№*****> от <ДД.ММ.ГГГГ> (Протокола заседания Межведомственной комиссии <№*****> от <ДД.ММ.ГГГГ>), являлись несоблюдения требований статьи 24 ч. 1 п. 4 Жилищного кодекса РФ, а также несоблюдение требований статьи 23 ч. 2 п. 5 и статьи 24 ч. 1 п. 1 Жилищного кодекса РФ.

Данные обстоятельства нашли подтверждения в судебном заседании.

Так, заявитель ФИО4 обратился в А. К. <адрес> с заявлением о разрешении на перепланировку и перевод помещения из жилого помещения в нежилое помещение. Однако в качестве основного документа ФИО4 и его представителями была представлена проектная документация на реконструкцию жилого помещения под аптеку готовых лекарственных форм. В соответствии с п.5 ч.2 ст.23 Жилищного кодекса РФ обязательным требованием для заявителя при подаче подобного рода заявлений является предоставление проекта переустройства и перепланировки на данное жилое помещение. Действующим жилищным законодательством не предусмотрено понятия «реконструкция жилого помещения», в Градостроительном кодексе РФ существует понятие «реконструкция здания, многоквартирного жилого дома и пр.». Статей 24 Жилищного кодекса РФ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований отказа в переводе жилого помещения в нежилое. В качестве одного из основания для такого отказа являются: непредставления определенных частью 2 статьи 23 Жилищного кодекса РФ документов, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя (часть 4 ст. 23 Жилищного кодекса РФ).

Поскольку заявителем не был предоставлен проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения, Межведомственная комиссия правомерно в качестве оснований отказа указала п.1 ч.1 ст.24 Жилищного кодекса РФ.

Доводы стороны заявителя о том, что представленный на заседание Межведомственной комиссии проект реконструкции жилого помещения под аптеку готовых лекарственных форм содержит техническую ошибку (описку) в наименовании указанного проекта, который является проектом переустройства и перепланировки жилого помещения под аптеку готовых лекарственных форм, данная ошибка возникла по вине проектной организации и была устранена после заседания Межведомственной комиссии, в силу чего данное основание отказа является незаконным, - не могут свидетельствовать о незаконности принятого решения в данной части и о нарушении прав заявителя, в обязанности которого входит предоставление установленных ст. 23 Жилищного кодекса РФ документов, специально оговоренных данной нормой. В соответствии с действующими жилищным и градостроительным законодательствами обоснованы доводы стороны ответчика по заявлению относительно неоднозначности понятий реконструкции и перепланировки, переустройства жилых помещений.

Поскольку А.вым А.В. в Межведомственную комиссию была представлена проектная документация реконструкции жилого помещения, а не переустройства и (или) перепланировки, Межведомственная комиссия также рассмотрела этот документ на соответствие нормам действующего законодательства.

На основании Постановления Госстроя <№*****> от <ДД.ММ.ГГГГ> «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (пункт 4.2.4.9.) не допускается - в стенах крупнопанельных и крупноблочных зданий расширять и пробивать проёмы; - самовольная установка козырьков, эркеров, балконов, лоджий и застройка межбалконного пространства.

Как указано в решении Межведомственной комиссии от <ДД.ММ.ГГГГ>, многоквартирный жилой <адрес> в <адрес> является панельным домом, поэтому Межведомственной комиссией указано в качестве другого основания отказа - пункт 4 ч.1 ст.24 Жилищного кодекса РФ - несоответствие представленной проектной документации требованиям законодательства, а именно Постановлению Госстроя <№*****> от <ДД.ММ.ГГГГ>

Данное основание для отказа в удовлетворении заявленных требований также нельзя считать незаконным или необоснованным.

Как следует из протокола заседания Межведомственной комиссии, члены комиссии пришли к выводу о необходимости представления заявителем согласия всех собственников жилого дома на использование общего имущества. Комиссией обсуждался вопрос, какой статус имеет установка дополнительного проёма в несущей стене многоквартирного дома: является ли это перепланировкой жилого помещения, или реконструкцией всего многоквартирного жилого дома с затрагиванием общего имущества многоквартирного дома. Требования, установленные действующим законодательством, для проведения перепланировки жилого помещения и реконструкции жилого дома различны. Члены комиссии пришли к выводу, учитывая формулировку термина «перепланировка жилого помещения», предусмотренного ст. 25 Жилищного кодекса РФ, что установка дополнительного проёма в стене многоквартирного дома перепланировкой не является, т.к. при устройстве дополнительного дверного проёма затрагивается общая (несущая) стена многоквартирного дома, т.е. общее имущество всех собственников дома.

    В силу недостаточной определенности понятий реконструкция и переустройства, перепланировка жилых помещений, данный вывод Межведомственной комиссии, по мнению суда, следует отнести к усмотрению органа, принимающего решение, осуществляющего перевод помещений, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения органа местного самоуправления в рамках рассмотрения дела, вытекающего из публичных правоотношений, что соответствует требованиям статьи 8 Европейской хартии местного самоуправления, не нарушает права и свободы ФИО4, не создает препятствия к осуществлению его прав, нельзя также считать, что на ФИО4 незаконно возложена какая-либо не предусмотренная законом обязанность.

Решение Межведомственной комиссии от <ДД.ММ.ГГГГ> соответствует требованиям ч. 2 ст. 24 Жилищного кодекса РФ, т.к. надлежащим образом мотивировано, содержит ссылки на конкретные пункты ч.1 ст. 24 Жилищного кодекса РФ. Порядок принятия решения соблюден, первоначальное решение по заявлению А.ва А.В. принято, что не свидетельствует о незаконности принятого решения по этим основаниям, что также не может быть признано существенным несоблюдением установленного порядка.

Как следует из Главы 4 Жилищного кодекса РФ, заявитель не лишен права на обращение в суд в порядке искового производства.

Таким образом, оснований для признание решения Межведомственной комиссии незаконным, оснований для удовлетворения заявления А.ва А.В. в соответствии с требованиями ст.ст. 254-258 ГПК РФ, не имеются.

Руководствуясь статьями 194-199, 254-258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

отказать в удовлетворении требований А.ву А. В. о признании решения Межведомственной комиссии А. К. <адрес> от <ДД.ММ.ГГГГ> незаконным и обязании органа местного самоуправления принять решение о разрешении перепланировки и перевода жилого помещения в нежилое помещение.

Копию решения направить участникам судебного разбирательства, не присутствовавшим в судебном заседании.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Нижегородский областной суд через Кулебакский городской суд <адрес>.

Судья:                             А.А. Марцев