Дело №2-1010/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«20» марта 2014 года г.Барнаул
Октябрьский районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Соболевой С.Л.,
при секретаре Коровацкой М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Главному управлению Министерства внутренних дел России по Алтайскому краю о возложении обязанности исключить сведения о привлечении к уголовной ответственности из информационной базы,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Главному управлению Министерства внутренних дел России по Алтайскому краю (далее по тексту – ГУ МВД России по АК) об исключении информации о привлечении ФИО1 к уголовной ответственности по ч.1 ст.130 Уголовного кодекса Российской Федерации в 2000 году, прекращении уголовного дела по п.8 Постановления Государственной думы Российской Федерации от 26.05.2000 года об амнистии из автоматизированный системы ИЦ ГУ МВД России по АК.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что согласно данным ИЦ ГУ МВД России по АК истец привлекался к уголовной ответственности по ч.1 ст.130 Уголовного кодекса Российской Федерации, уголовное дело было прекращено на 30 мая 2000 года на основании п.8 Постановления Государственной думы Российской Федерации от 26.05.2000 года об амнистии. На основании ч.4 ст.6 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» обладатель информации при осуществлении своих прав обязан соблюдать права и законные интересы иных лиц, принимать меры по защите информации, а также ограничивать доступ информации, если такая обязанность установлена федеральными законами. В соответствии со ст.17 Федерального закона «О персональных данных» в случае, если субъект персональных данных считает, что оператор осуществляет обработку его персональных данных с нарушением требований Федерального закона или иным образом нарушает его права и свободы, то он вправе обжаловать действия или бездействие оператора в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных или в судебном порядке. Согласно Типовому положению «Об информационном центре ГУ МВД, ГУВД, УВД субъекта РФ, УВДТ, ГУВДРО СОБ МВД России», утвержденному Приказом МВД РФ от 28.03.2002 года №288, информационный центр УВД субъекта РФ является подразделением, непосредственно УВД, и является головной организацией в области обеспечения статистической, оперативно-справочной, розыскной, криминалистической, архивной информации, создания, развития и организации эксплуатации на базе информационного центра автоматизированных информационных систем и интегрированных банков данных. К числу основных функций ИЦ относится формирование и ведение централизованных банков данных криминалистической информации, а также выдача в установленном порядке правоохранительным органам запрашиваемой информации. Централизованные учеты предназначены, среди прочего, для информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел РФ и других федеральных органов государственной власти по выявлению, предупреждению, раскрытию и расследованию преступления, а также для подтверждения наличия (отсутствия) сведений о привлечении лица к уголовной ответственности, судимости, реабилитации, времени и месте отбывания наказания. В силу с.65 Трудового кодекса Российской Федерации при заключении трудового договора при поступлении на работу, связанную с деятельность, к осуществлению которой не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию, лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям. В соответствии с Административным регламентом МВД РФ по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости сведения о привлечении к уголовной ответственности, судимости предоставляются самому гражданину, а также государственным или муниципальным органам. По мнению истца, из указанных положений следует, что сведения о привлечении к уголовной ответственности могут быть получены третьими лицами, а также препятствовать допуску к занятию определенными видами деятельности. В соответствии с Федеральным законом от 17.12.2011 года №420-ФЗ ст.130 Уголовного кодекса Российской Федерации, по признакам которой истец ФИО1 привлекался к уголовной ответственности, декриминализирована, в связи с чем указанная информация утратила юридическое значение и ценность для правоохранительных органов, но при этом ее наличие в ИЦ нарушает принадлежащие истцу права, в том числе право на доброе имя, поскольку, будучи доведенными до сведения работодателя или иных лиц, информируют о совершении ФИО1 уголовно наказуемого деяния, в то время как его действия таковыми не являются.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, уведомлен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в материалах дела имеется его ходатайство с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель истца ФИО1 – ФИО2 в судебном заседании поддержал заявление по изложенным в нем основаниям, просил суд его удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ МВД России по АК – ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, пояснила, что данные, содержащиеся в ИЦ ГУ МВД России по АК, не являются общедоступными, а, кроме того, являются достоверными, в связи с чем не могут нарушать его права.
На основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие истца, уведомленного о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом и просившего о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и не оспаривалось участниками процесса, ФИО1 привлекался Заринским ГОВД по уголовному делу №№, возбужденному 23 марта 200 года по ч.1 ст.130 Уголовного кодекса Российской Федерации.
На основании постановления Заринского городского суда от 30 мая 2000 года уголовное преследование было прекращено на основании п.8 постановления Государственной Думы «Об амнистии» от 26 мая 2000 года.
Поводом для обращения в суд с настоящим иском послужило незаконное, по мнению истца, сохранение информации о привлечении его к уголовной ответственности после прекращения уголовного преследования.
В силу ч.1 и п.4 ч.3 ст.17 Федерального закона от 07.02.2011 года №3-ФЗ «О полиции» полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах, в том числе о лицах, в отношении которых вынесено постановление о прекращении уголовного преследования вследствие акта об амнистии.
В соответствии с п.33 ч.1 ст.13 Закона полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется в числе прочего право использовать в деятельности информационные системы, видео- и аудиотехнику, кино- и фотоаппаратуру, а также другие технические и специальные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан, а также окружающей среде; вести видеобанки и видеотеки лиц, проходивших (проходящих) по делам и материалам проверок полиции; формировать, вести и использовать банки данных оперативно-справочной, криминалистической, экспертно-криминалистической, розыскной и иной информации о лицах, предметах и фактах; использовать банки данных других государственных органов и организаций, в том числе персональные данные граждан, если федеральным законом не установлено иное.
Кроме того, согласно ст. 10 Федерального закона от 12.08.1995 года №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, для решения задач, возложенных на них настоящим Федеральным законом, могут создавать и использовать информационные системы.
Учет преступлений и лиц, их совершивших, на момент прекращения уголовного преследования в отношении истца ФИО1 осуществлялся на основании «Инструкции о едином учете преступлений», утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации №20-1-85/94 от 14 декабря 1994 года, согласованной с министром внутренних дел Российской Федерации 13.12.1994 года и введенной в действие Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МВД России №66/418 от 14.12.1994 года «О введении в действие Инструкции о едином учете преступлений».
Пунктом 4 приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков от 29.12.2005 года №39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений» приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МВД России №66/418 от 14.12.1994 года признан утратившим силу.
Этим же нормативным документом введено в действие Положение о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений (приложение №2), которое, как указано в п.1, определяет единый для всех органов, осуществляющих дознание, предварительное следствие и судебное производство по уголовным делам, порядок учета преступлений и иных объектов учета.
Согласно п. 2.2 Положения учет – это фиксирование в учетных документах органом дознания, дознавателем, следователем, прокурором, судьей сведений об объектах учета с последующим включением информационным центром МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, ДРО МВД России, Главной военной прокуратуры в статистическую отчетность сведений об объектах, отраженных в учетных документах.
В силу п. 2.4 и п. 4.2 Положения объектами учета могут являться лица, совершившие преступления, а субъектом учета преступлений является в числе прочих Информационные центры, указанные в п.2 Положения, на которые возложена обязанность включения в статистическую отчетность сведений об объектах, отраженных в учетных документах.
В силу п.п.27, 28 настоящего Положения учету подлежит каждое преступление, по факту совершения которого, независимо от времени его совершения: возбуждено уголовное дело; вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям и основаниями учета преступлений являются: постановление о возбуждении уголовного дела, в том числе и постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в отношении подозреваемого, обвиняемого по нереабилитирующим основаниям по ранее не учтенному преступлению.
Согласно п.п.40, 41 Положения учету подлежат все лица, в отношении которых вынесено постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям и основания учета лица, совершившего преступление является: обвинительное заключение, обвинительный приговор, в том числе и постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования (по нереабилитирующим основаниям);
Согласно Типовому положению об информационном центре МВД России, утвержденному Приказом МВД РФ от 28 марта 2002 года №288, ИЦ в системе органов внутренних дел субъекта Российской Федерации является головной организацией в областях: обеспечения статистической, оперативно-справочной, архивной информацией.
К числу основных функций ИЦ относится формирование и ведение централизованных оперативно-справочных, розыскных и оперативных учетов, выдача в установленном порядке правоохранительным органам РФ запрашиваемой информации.
Централизованные учеты предназначены для информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и других федеральных органов государственной власти по выявлению, предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений, в том числе и для подтверждения наличия (отсутствия) сведений о привлечении лица к уголовной ответственности, судимости, реабилитации, времени и месте отбывания наказания.
В соответствии с п.15.1 в учетах ИЦ учетные документы хранятся независимо от снятия и погашения судимости.
Порядок учета указанной информации осуществляется в соответствии с «Наставлением по формированию и ведению централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов органов внутренних дел Российской Федерации», утвержденного Приказом МВД России от 09.07.2007 года.
На основании п.2.1.1.3 Наставления на учет берутся все осужденные, арестованные и привлеченные в качестве обвиняемых на территории республики, края, области независимо от состава преступления, срока и вида наказания, избранной меры пресечения (в том числе лица, уголовные дела, в отношении которых прекращены по нереабилитирующим основаниям).
Согласно пункта 15.1 вышеназванного Наставления в оперативно-справочных учетах ГИАЦ и ИЦ учетные документы хранятся независимо от снятия и погашения судимости.
При этом в соответствии с п.15.2 Наставления информация на лиц, в отношении которых дела прекращены по нереабилитирующим основаниям, подлежит хранению в течение 25 лет с момента прекращения дела.
В соответствии с Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утвержденного приказом МВД России от 07.11.2011 года №1121, правом на получение сведений о наличии (отсутствии) судимости, содержащейся в ИЦ обладают сами граждане, в отношении которых запрашивается соответствующая информации, а также государственные или муниципальные органы, имеющие право на обработку персональных данных о судимости в пределах полномочий, предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо в силу наделения их заявителями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, такими полномочиями выступать от их имени при взаимодействии с другими органами исполнительной власти при предоставлении государственных услуг.
Пунктом 2.3 Регламента оговорено, что предоставление персональных данных, связанных с наличием (отсутствием) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.
При таких обстоятельствах суд соглашается с доводами ответчика о том, что информация, содержащаяся в ИЦ ГУ МВД России по Алтайскому краю, не является общедоступной, а круг лиц, имеющий доступ к указанным сведениям является ограниченным.
При этом сведения, которые просит исключить истец, являются достоверными, определенным образом характеризуют его личность и, следовательно, не могут нарушать его права. Указанная информация подлежит длительному хранению, порядок исключения такой информации из информационной базы не предусмотрен.
Таким образом, суд приходит к выводу, что факт нарушения конституционных прав истца не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, в связи с чем правовые основания для удовлетворения заявленных исковых требований отсутствуют.
На основании вышеизложенного, на основании ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Главному управлению Министерства внутренних дел России по Алтайскому краю о возложении обязанности исключить сведения о привлечении к уголовной ответственности из информационной базы оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Октябрьский районный суд г.Барнаула в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий С.Л. Соболева