Дело № 2-14-1010-1
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Ковров 25 февраля 2014 года
Ковровский городской суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Шелутинской Л.В., при секретаре Бахиревой С.В., с участием заявителя ФИО1, представителя заявителя ФИО2, допущенной к участию в процессе по устному ходатайству, представителя заинтересованного лица ФИО3, представившей доверенность от 27.12.2013 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Коврове дело по заявлению ФИО1 о признание незаконным постановления администрации г. Коврова от 18.12.2013 года № 3015, обязании администрации согласовать переустройство и (или) перепланировку жилого помещения
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с заявлением о признании незаконным постановления администрации г. Коврова от 18.12.2013 года № 3015 об отказе в переустройстве жилого помещения (установка индивидуального газового оборудования) <№> в <адрес>, обязании администрации согласовать переустройство и (или) перепланировку указанного жилого помещения, обосновав следующим.
ФИО1 является собственником <адрес>. 26.11.2013 года обратилась с заявлением о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения. Не согласна с отказом администрации, поскольку обжалуемое постановление не содержит основания отказа с обязательной ссылкой нарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 26 ЖК РФ. Установка индивидуального отопительного прибора согласована с большинством собственников жилых помещений дома. Заявителем получены технические условия на установку котла, изготовлен проект, технические характеристики теплогенератора соответствуют требованиям законодательства, дымоходы и вентиляционные каналы могут быть использованы для работы котла, что подтверждается актом № 2022 от 29.01.2014 года. Действующий закон «О теплоснабжении» не запрещает переход на отопление жилых помещений с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии.
В судебном заседании заявитель ФИО1, представитель заявителя ФИО2 поддержали заявление по указанным выше основаниям.
Представитель заинтересованного лица ФИО3 возражает относительно доводов, изложенных в заявлении ФИО1 о признании постановления администрации города Коврова Владимирской области от 18.12.2013 года № 3014 «Об отказе в переустройстве жилого помещения» считает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 15 статьи 14 Федерального закона «О теплоснабжении» запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Статьей 6 того же Федерального закона предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек.
Постановлением администрации города Коврова Владимирской области от 17.10.2011 года № 2249 утверждена схема теплоснабжения города Коврова. Требования к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 года № 154.
Многоквартирный жилой <адрес> в <адрес> подключен к системам теплоснабжения города в соответствии со схемой теплоснабжения города.
Данное обстоятельство также подтверждается техническим описанием квартиры в техническом паспорте жилого помещения, имеющегося в материалах дела, в котором указано наличие централизованного горячего водоснабжения.
В силу приведенных норм права перевод квартир на индивидуальное отопление в многоквартирном жилом доме возможен только в случаях, определенных схемой теплоснабжения.
Таким образом, основания отказа в выдаче разрешения на переустройство квартиры основаны на законе и действующих нормативных правовых актах - Федеральном законе от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», постановлении Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 года № 154, постановлении администрации города Коврова от 17.10.2011 года № 2249.
В оспариваемом постановлении администрации города Коврова вышеназванные основания отказа в переустройстве жилого помещения указаны.
Кроме того, 100 процентное согласие собственников на реконструкцию дома получено не было.
Отказаться от услуги отопления от присоединенной сети, утвержденной схемой теплоснабжения от 17.10.2011 года № 2249, может быть реализовано путем реконструкции многоквартирного дома как общее намерение собственников помещений в многоквартирном доме. Решение об отключении от системы централизованного теплоснабжения, а, следовательно, об изменении уровня и степени благоустройства многоквартирного жилого дома, об изменении в качестве инженерно- технического обеспечения дома должно приниматься общим собранием собственников помещений в этом доме. Реализация принятого собственниками решения допускается в строгом соответствии с проектным решением.
Представитель заинтересованного лица ОАО «Газпром газораспределение Владимир» ФИО4 в судебное заседание не явилась, ходатайствуя о рассмотрении дела без своего участия, вопрос о разрешение заявленных требований оставила на усмотрение суда.
Разрешая вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствии не явившего представителя заинтересованного лица ОАО «Газпром газораспределение Владимир», суд принимает во внимание его извещение о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, полагает извещение своевременным и достаточным для подготовки к делу и явки в суд.
Суд учитывает ходатайства представителя заинтересованного лица ОАО «Газпром газораспределение Владимир» о рассмотрении дела без своего участия, полагает возможным рассмотреть заявление в отсутствие не явившегося лица.
Изучив документы, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии с разъяснениями Верховного суда РФ, данными в п. 12 постановления Пленума от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» заявителем по данной категории дел могут выступать граждане и должностные лица, в качестве заявителей – организаций могут выступать не только коммерческие и некоммерческие организации, но и органы государственной власти, органы местного самоуправления, оспаривающие обязательные для исполнения ими решения, действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, не связанных с осуществлением заявителями властных полномочий.
Таким образом, заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего подлежит удовлетворению лишь в том случае, если судом будет установлено одновременно как несоответствии закону или иному правовому акту, так и нарушение ими гражданских прав и законных интересов заявителя.
По делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие), что не освобождает заявителя от обязанности доказывания нарушения его прав и законных интересов обжалуемым решением.
Заявитель полагает, что оспариваемым постановлением нарушены его права и законные интересы по распоряжению принадлежащего ей помещения. 26.11.2013 года обратилась с заявлением о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения. Постановлением администрации г. Коврова от 18.12.2013 года № 3015 ФИО1 отказано в переустройстве жилого помещения (установке индивидуального газового оборудования) <№> в <адрес>.
Между тем, доказательствами по делу факт несоответствия закону и нарушения прав заявителя оспариваемым решением органа местного самоуправления не подтвержден.
Установлено, что многоквартирный жилой <адрес>, в котором расположена принадлежащая заявителю на праве собственности квартира, подключен к городской системе централизованного отопления, что подтверждается постановлением администрации города Коврова Владимирской области от 17.10.2011 года № 2249 об утверждении схемы теплоснабжения города Коврова и техническим описанием квартиры в техническом паспорте жилого помещения, имеющегося в материалах дела, в котором указано наличие централизованного горячего водоснабжения.
Согласно п. 15 ст. 14 ФЗ от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
В соответствии со ст.ст. 25, 26 ЖК РФ, установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения относятся к переустройству жилого помещения, которое должно проводиться с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Для проведения переустройства жилого помещения собственник данного помещения обязан представить в орган, осуществляющий согласование:
1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
Требования ФИО1 основаны в том числе на том, что ей были представлены все необходимые документы, предусмотренные ст. 26 ЖК РФ для проведения переоборудования, а технические условия на газоснабжение, а также проект позволяют сделать вывод о том, что имеются все проектные решения установки газового теплогенератора.
Однако, данный довод не учитывает положений закона об общей собственности жильцов многоквартирного дома и требований, содержащихся в подзаконных актах, которые должны быть соблюдены при проведении переустройства жилого помещения.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госкомитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. N 170, устанавливают, что переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушение прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускается (п. 1.7.2).
В соответствии с п. 7.1 СП 62.13330.2011. Свод правил. Газораспределительные системы. Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002", утвержденного Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 г. N 780, возможность размещения газоиспользующего оборудования в помещениях зданий различного назначения и требования к этим помещениям устанавливаются соответствующими строительными нормами и правилами по проектированию и строительству зданий с учетом требований стандартов и других документов на поставку указанного выше оборудования, а также заводских паспортов и инструкций, определяющих область и условия его применения.
Отключение квартиры в многоквартирном доме от центральной системы отопления с установкой газового теплогенератора предусматривает изменение общедомовой инженерной системы отопления.
Федеральный закон от 30.12.2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусматривает, что система инженерно-технического обеспечения - одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности (подп. 21 п. 2 ст. 2); параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации.
При переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения, и, как следствие, тепловой баланс всего жилого здания. Однако материалами дела не подтверждается, что в результате данного переоборудования не нарушаются права третьих лиц - жильцов многоквартирного дома.
Согласно п. 1 ст. 290 ГК РФ, собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Аналогичные положения содержатся и в п. 1 ст. 36 ЖК РФ.
При этом право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в доме в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество.
Согласно п.п. 5, 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях; внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Пунктом 1 ст. 247 ГК РФ, пунктом 2 ст. 36 ЖК РФ установлено, что владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
Согласно п. 3 ст. 36 ЖК РФ, уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
Поскольку система центрального отопления дома, исходя из вышеуказанных норм закона и подзаконных актов, относится к общему имуществу, то согласно п. 3 ст. 36, п. 2 ст. 40, ст. 44 ЖК РФ, реконструкция этого имущества путем его уменьшения, изменения назначения или присоединение к имуществу одного из собственников возможны только с согласия собственников помещений в многоквартирном доме.
Собственники многоквартирного жилого <адрес> не принимали решения о реконструкции дома путем переустройства жилых помещений с установкой индивидуальных квартирных источников тепловой энергии во всем доме и изменением в связи с этим утвержденной схемы теплоснабжения.
На основании исследованных доказательств, руководствуясь ст.ст. 194-199, 256 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования ФИО1 о признание незаконным постановления администрации г. Коврова от 18.12.2013 года № 3015, обязании администрации согласовать переустройство и (или) перепланировку жилого помещения оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба во Владимирский областной суд через Ковровский городской суд в течение месяца.
Председательствующий: (подпись) Л.В.Шелутинская
ВЕРНО.
Судья Л.В.Шелутинская
Секретарь А.В.Кириллова
Справка: согласно апелляционному определению от 15 мая 2014 года судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда определила решение Ковровского городского суда Владимирской области от 25 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Решение суда вступило в законную силу 15 мая 2014 года.
Подлинник решения суда подшит в гражданском деле № 2-14-1010-1, находящемся в производстве Ковровского городского суда.
Судья Л.В.Шелутинская
Секретарь А.В.Кириллова