ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-10116/2021 от 20.01.2022 Благовещенского городского суда (Амурская область)

Производство № 2-1156/2022 (2-10116/2021;)

УИД 28RS0004-01-2021-014361-28

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 января 2022 года г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области, в составе:

Председательствующего судьи Матюхановой Н.Н.,

При секретаре Свиргун Л.А.,

С участием истца АВ, представителя истца АА, представителя УМВД России по Амурской области ГГ, представителя МО МВД России «Благовещенский» ЕС

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску АВ к УМВД России по Амурской области, МО МВД России «Благовещенский» об оспаривании решения жилищно-бытовой комиссии об исключении из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий и обеспечения жилой площадью, восстановлении в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий и обеспечения жилой площадью, об оспаривании решения о снятии с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, восстановлении на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,

установил:

АВ обратился в суд с иском к МО МВД России «Благовещенский», УМВД России по Амурской области, в котором просит признать незаконным и отменить решение жилищно-бытовой комиссии МО МВД России «Благовещенский» от 6 сентября 2021 года об исключении из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий и обеспечения жилой площадью МО МВД России «Благовещенский» АВ с составом семьи 3 человека (АВ, супруга НВ, дочь АА); возложить на МО МВД России «Благовещенский» обязанность восстановить с составом семьи 3 человека в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий и обеспечения жилой площадью МО МВД России «Благовещенский» со дня подачи рапорта 4 июня 1999 года; признать незаконным и отменить решение комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения УМВД России по Амурской области от 16 сентября 2021 года о снятии с учета УМВД России по Амурской области по предоставлению единовременной социальной выплаты; возложить на УМВД России по Амурской области обязанность восстановить на учете по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения со дня принятия на учет 5 октября 2012 года.

В обоснование иска истцом указано, что в период с 4 октября 1997 года по 18 ноября 2011 года проходил службу в ГУ МО МВД России «Благовещенский», в настоящее время является пенсионером МВД. С 4 июня 1999 года состоял на учете для улучшения жилищных условий с составом семьи 3 человека. При этом в учетном деле отсутствуют документы, подтверждающие факт постановки на учет, и иные документы с 1999 по 2016 гг. Решением комиссии УМВД России по Амурской области по учету сотрудников на получение единовременной социальной выплаты от 5 октября 2012 года, утвержденным распоряжением УМВД России по Амурской области от 12 декабря 2012 года № 475 принят на учет по предоставлению единовременной социальной выплаты с семьей в составе 3 человека. 21 декабря 2020 года начальником МО МВД России «Благовещенский» утверждено принятое 26 октября 2020 года жилищно-бытовой комиссии МО МВД России «Благовещенский» решение об исключении его из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи 3 человека. Основанием послужило отсутствие в учетном деле документов, подтверждающих принятие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий: рапорта сотрудника о принятии на учет, книги учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, датированной не позднее даты принятия на учет сотрудника, протокола заседания жилищно-бытовой комиссии территориального органа исполнительной власти по месту прохождения службы. Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 18 мая 2021 года по его иску к МО МВД России «Благовещенский», признано незаконным и подлежащим отмене утвержденное начальником МО МВД России «Благовещенский» 21 декабря 2020 года решение жилищно-бытовой комиссии МО МВД России «Благовещенский» от 26 октября 2020 года об исключении из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий и обеспечения жилой площадью, возложена обязанность восстановить его с составом семьи 3 человека в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий и обеспечения жилой площадью МО МВД России «Благовещенский» со дня подачи рапорта 4 июня 1999 года. Указанным решением установлен факт постановки его на учет по месту службы. Во исполнение решения суда, решением жилищно-бытовой комиссии МО МВД России «Благовещенский» от 13 июля 2021 года он восстановлен на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 4 июня 1999 года. 12 августа 2021 года комиссией УМВД России по Амурской области принято решение о возвращении учетного дела в МО МВД России «Благовещенский» для рассмотрения вопроса о правомерности его принятия на учет. Решением жилищно-бытовой комиссии МО МВД России «Благовещенский» от 6 сентября 2021 года он с составом семьи 3 человека снят с учета граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. На основании данного решения 16 сентября 2021 года в ходе заседания комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения УМВД России по Амурской области было принято решение о снятии его с составом семьи 3 человека с учета УМВД России по Амурской области по предоставлению единовременной социальной выплаты, в связи с утратой оснований для получения единовременной социальной выплаты. Считает данные решения незаконными. Основанием для снятия с учета явилось то обстоятельство, что на 4 июня 1999 года он был обеспечен жилой площадью 13 кв.м., при учетной норме 9 кв.м., следовательно, он не являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий. Как было отражено в решении Благовещенского городского суда Амурской области от 18 мая 2021 года, факт наличия нарушений был установлен МО МВД России «Благовещенский» еще 28 июля 2020 года на основании заключения служебной проверки. В ходе рассмотрения дела ответчик МО МВД России «Благовещенский» заявлял, что АВ и члены его семьи были обеспечены жилой площадью сверх учетной нормы 9 кв.м. на одного члена семьи. Таким образом, о наличии указанных обстоятельств, стало известно еще до вынесения решения суда 18 мая 2021 года. Однако решение МО МВД России «Благовещенский» было принято 6 сентября 2021 года, то есть за пределами установленного ч. 2 ст. 56 ЖК РФ тридцатидневного срока. Материалы учетного дела содержат в себе информацию об уровне обеспеченности его жилой площадью. Соответственно на момент постановки на учет в 1999 году было достоверно известно об обеспеченности жилой площадью выше учетной нормы, однако какие-либо действия для снятия его с учета до 2020 года на протяжении более 20 лет, не предпринимались. Таким образом, ответчиком нарушена процедура принятия оспариваемого решения. На сегодняшний день он и члены его семьи являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в связи с тем, что обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи составляет 9,5 кв.м. (квартира ***, площадью 47,9 кв.м., проживает 5 человек: он, его супруга, дочь, родители супруги).

В судебном заседании истец и его представитель на требованиях настаивали, пояснили об обстоятельствах, изложенных в иске.

Представитель ответчика МО МВД России «Благовещенский» в судебном заседании не согласившись с иском, с учетом письменного отзыва в материалах дела, указала, что АВ на основании рапорта от 4 июня 1999 года был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий МО МВД России «Благовещенский». В последующем в связи с изменением состава семьи был включен в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи 3 человека. В учетном деле истца отсутствуют рапорт о принятии на учет нуждающихся от 4 июня 1999 года, протокол ЖБК МО МВД России «Благовещенский», на основании которого истец был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на соответствующую очередь, протокол, на основании которого АВ был включен в очередь нуждающихся с составом семьи 3 человека, иные документы, подтверждающие факт нуждаемости АВ и факт его законного нахождения в очереди. В связи с отсутствием вышеуказанных документов истец был снят жилищно-бытовой комиссией МО МВД России «Благовещенский» с очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, что отражено в протоколе № 10 от 26 октября 2020 года. Данный протокол был оспорен истцом в судебном порядке. В целях исполнения решения Благовещенского городского суда Амурской области от 18 мая 2021 года, 13 июля 2021 года жилищно-бытовая комиссия МО МВД России «Благовещенский» восстановила АВ с составом семьи 3 человека в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий МО МВД России «Благовещенский» со дня подачи рапорта, с 4 июня 1999 года. Указанное решение отражено в соответствующем протоколе № 3 от 13 июля 2021 года, при этом при исполнении решения суда и восстановлении АВ в соответствующей очереди вопрос о его нуждаемости, правомерности нахождения в очереди не рассматривался. 8 августа 2021 года жилищно-бытовой комиссией МО МВД России «Благовещенский» принято решение о передаче учетного дела АВ в УМВД России по Амурской области. 26 августа 2021 года из УМВД России по Амурской области в МО МВД России «Благовещенский» возвращено учетное дело с выпиской из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии УМВД от 12 августа 2021 года № 126. Жилищно-бытовой комиссии МО МВД России «Благовещенский» указано на необходимость рассмотрения вопроса о правомерности принятия на учет АВ 9 сентября 2021 года жилищно-бытовой комиссией МО МВД России «Благовещенский на заседании были изучены поступившие документы. Из указанных документов, ранее не содержавшихся в учетном деле АВ, установлено, что на момент подачи рапорта на 4 июня 1999 года он был обеспечен жилой площадью в размере 13 кв.м.: 39 кв.м. жилой площади (***) / 3 человек (отец, мать, АВ) = 13 кв.м., что превышало установленную норму 9 кв.м. Таким образом, АВ на 4 июня 1999 года не являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий, был незаконно принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в последующем незаконно состоял в указанной очереди. Выявленный факт свидетельствует о неправомерности решения жилищно-бытовой комиссии МО МВД России «Благовещенский» о принятии истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. В связи с выявленными обстоятельствами, 9 сентября 2021 года жилищно-бытовая комиссия МО МВД России «Благовещенский» рассмотрела вопрос об исключении из очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий АВ с составом семьи 3 человека. Приятое решение оформлено протоколом заседания комиссии № 9 от 6 сентября 2021 года, при изготовлении протокола в дате проведения заседания допущена техническая ошибка в дате проведения заседания комиссии, указано «6 сентября» вместо верного «9 сентября». Срок, указанный в ч. 2 ст. 56 ЖК РФ не является пресекательным, ЖК РФ не содержит запрета на принятие решения о снятии гражданина с жилищного учета и по истечении данного срока. Кроме того, до 6 сентября 2021 года в учетном деле АВ не содержалось сведений о том, что на дату принятия его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, он был обеспечен жилой площадью. Процедура принятия решения о снятии истца с соответствующего учета не нарушена. В период с 1999 по 2021 гг. проводилась перерегистрация учетного дела. Протоколы о перерегистрации не сохранились. В настоящее время истец является нуждающимся в улучшении жилищных условий, учитывая жилую площадь, которой обеспечен истец. В 2020 году проводилась служебная проверка, по результатам которой было установлено, что часть материалов учетного дела истца утрачена, однако какая именно часть документов утрачена, установить невозможно. Действия и решения жилищно-бытовой комиссии МО МВД России «Благовещенский», комиссии УМВД России по Амурской области по предоставлению единой социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения считают законными и обоснованными.

В судебном заседании представитель ответчика УМВД России по Амурской области не согласившись с иском, указала, что АВ проходил службу в органах внутренних дел Амурской области с 4 октября 1997 года по 26 декабря 2011 года. 29 июня 2012 года истец подал в УМВД России по Амурской области заявление о постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты с составом семьи 3 человека (он, супруга, дочь). К заявлению приложены документы, в том числе, справка МО МВД России «Благовещенский» от 27 июня 2012 года № 34/6-12508 о том, что он состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий МО МВД России «Благовещенский» (номер очереди 41). На основании заявления АВ и представленных им документов, решением Комиссии УМВД по учету сотрудников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 5 октября 2012 года № 6, утвержденным распоряжением УМВД от 12 декабря 2012 года № 5, АВ принят на учет на получение единовременной социальной выплаты с семьей в составе 3 человека (он, супруга, дочь). В сентябре 2021 года в УМВД России по Амурской области поступила выписка протокола заседания жилищно-бытовой комиссии МО МВД России Благовещенский» № 9 от 9 сентября 2021 года, согласно которой АВ на основании п. 6 ч. 1 и ч 2 ст. 56 Жилищного кодекса РФ в связи с выявлением 6 сентября 2021 года обстоятельств, свидетельствующих о неправомерных действиях должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии 4 июня 1999 года АВ на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, снят с учета граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий МО МВД России «Благовещенский». Решением комиссии УМВД от 16 сентября 2021 года № 142, АВ с семьей в составе 3 человека (он, супруга, дочь), снят с указанного учета в связи с утратой оснований для получения единовременной социальной выплаты. Решение комиссии УМВД от 16 сентября 2021 года № 142 в части снятия АВ с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи 3 человека является законным. Кроме того, УМВД России по Амурской области не согласно с требованием АВ о восстановлении на учете УМВД на получение единовременной социальной выплаты с 5 октября 2012 года и считает данное требование необоснованным. Очередность предоставления единовременной социальной выплаты определяется датой принятия на учет, в то время как дата принятия на учет определяется датой принятия правового акта, утвердившего решение о принятии на соответствующий учет. Решением Комиссии УМВД по учету сотрудников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 5 октября 2012 года № 6, утвержденным распоряжением УМВД от 12 декабря 2012 года № 475, АВ принят на указанный учет и ему присвоен уникальный номер 4-28-109-121212-000068. Из этого номера следует, что датой принятия истца на учет является 12 декабря 2012 года, а истец просит восстановить его на учете с 5 октября 2012 года, то есть с даты принятия решения, а не с даты утверждения решения соответствующим приказом. УМВД полагает также необоснованными требования истца о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии МО МВД России Благовещенский» от 6 сентября 2021 года (протокол № 9) о снятии его с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии с решением Амурского областного Совета народных депутатов от 9 апреля 1990 года № 102 «О размере жилой площади при постановке на учет» с 1 мая 1990 года размер жилой площади для постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, составлял 9 кв.м. на одного члена семьи. Поскольку в сентябре 2021 года МО МВД России «Благовещенский» было установлено, что на момент подачи АВ заявления на постановку на учет нуждающегося в улучшении жилищных условий он был зарегистрирован в жилом помещении по ул. ***, которая по ордеру была предоставлена его родителям, и он был вписан в этот ордер, то есть имел право на данное жилое помещение. Общая жилая площадь данной квартиры составляла 39 кв. м., исходя из установленной в тот период учетной нормы в размере 9 кв.м., на каждого члена семьи приходилось 13 кв.м., что превышало установленную учетную норму. Должностные лица жилищно-бытовой комиссии, которые принимали решение о постановке на учет истца в качестве нуждающегося в улучшении жилищно-бытовых условий, приняли незаконное решение. С учетом выявленных обстоятельств, истец подлежал снятию с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в соответствии с ч. 2 ст. 56 Жилищного кодекса РФ в связи с выявлением неправомерных действий должностных лиц при принятии истца на учет. Основанием для принятия решения жилищно-бытовой комиссии МО МВД России «Благовещенский» явились документы, которые поступили в адрес данного органа. Данные обстоятельства были выявлены в сентябре 2021 года, решение было принято 9 сентября 2021 года, то есть в установленный срок. Кроме того, установленный ч. 2 ст. 56 Жилищного кодекса РФ срок не является пресекательным.

Изучив материалы настоящего гражданского дела, выслушав доводы сторон, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено и следует из материалов дела, что АВ проходил службу в органах внутренних дел с 4 октября 1997 года по 26 декабря 2011 года. На основании рапорта от 4 июня 1999 года был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий МО МВД России «Благовещенский» с составом семьи 1 человек. В связи с изменением состава семьи, вступлением в брак (*** год), рождением ребенка (*** год), в последующем АВ включен в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи 3 человека (он, супруга НВ, дочь АА). Указанные обстоятельства лицами, участвующими в деле не оспаривались.

29 июня 2012 года истец подал в УМВД России по Амурской области заявление о постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты с составом семьи 3 человека (он, супруга, дочь). К заявлению приложены документы, в том числе, справка МО МВД России «Благовещенский» от 27 июня 2012 года № 34/6-12508 о том, что он состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий МО МВД России «Благовещенский» (номер очереди 41).

На основании заявления АВ и представленных им документов, решением комиссии УМВД России по Амурской области по учету сотрудников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (протокол № 6 от 5 октября 2012 года), АВ принят на учет на получение единовременной социальной выплаты с семьей в составе 3 человека (он, супруга, дочь).

В связи с отсутствием в материалах учетного дела документов, подтверждающих постановку на учет, а именно: рапорта сотрудника о принятии на учет, книги учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, датированной не позднее даты принятия на учет сотрудника, протокола заседания жилищно-бытовой комиссии территориального органа исполнительной власти по месту прохождения службы, жилищно-бытовой комиссией МО МВД России «Благовещенский» истец с составом семьи 3 человека был исключен из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий, что нашло свое отражение в протоколе № 10 заседания жилищно-бытовой комиссии МО МВД России «Благовещенский» от 26 октября 2020 года, утвержденном начальником МО МВД России «Благовещенский» 21 декабря 2020 года.

Не согласившись с принятым решением об исключении из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий, АВ оспорил решение жилищно-бытовой комиссии МО МВД России «Благовещенский» в судебном порядке.

Вступившим в законную силу решением Благовещенского городского суда Амурской области от 18 мая 2021 года по административному делу производство № 2а-2666/2021 по административному иску АВ к МО МВД России «Благовещенский», признано незаконным и отменено утвержденное начальником МО МВД «Благовещенский» 21 декабря 2020 года решение жилищно-бытовой комиссии МО МВД России «Благовещенский» от 26 октября 2020 года об исключении из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий и обеспечения жилой площадью МО МВД России «Благовещенский» АВ с составом семьи 3 человека (АВ, супруга НВ, дочь АА).; на МО МВД России «Благовещенский» возложена обязанность восстановить АВ с составом семьи 3 человека (АВ, НВ., АА) в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий и обеспечения жилой площадью МО МВД России «Благовещенский» со дня подачи АВ рапорта 4 июня 1999 года.

13 июля 2021 года решением жилищно-бытовой комиссии МО МВД России «Благовещенский» (выписка из протокола № 3 от 13 июля 2021 года) во исполнение решения суда от 18 мая 2021 года, АВ с составом семьи 3 человека (АВ, НВ., АА) восстановлен в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий и обеспечения жилой площадью МО МВД России «Благовещенский» со дня подачи АВ рапорта 4 июня 1999 года.

В соответствии с указанием УМВД России по Амурской области от 27 мая 2020 года должностными лицами МО МВД России «Благовещенский» для дальнейшего учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий передано учетное дело пенсионера МВД России АВ

Согласно выписке из протокола № 126 заседания жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Амурской области от 12 августа 2021 года, по результату рассмотрения вопроса о принятии на учет в улучшении жилищных условий УМВД России по Амурской области АВ, принятого на соответствующий учет в МО МВД России «Благовещенский», принято решение о возвращении учетного дела АВ в МО МВД России «Благовещенский» для рассмотрения вопроса о правомерности его принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Из протокола заседания комиссии следует, что решение о возврате учетного дела принято на основании установления факта того, что обеспеченность АВ на дату подачи рапорта о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на 4 июня 1999 года составляла 39/3=13 кв.м., что выше установленной нормы (9 кв.м.).

Решением жилищно-бытовой комиссии МО МВД России «Благовещенский», выраженном в протоколе заседания комиссии № 9 от 6 сентября 2021 года, на основании п. 6 ч. 1 и ч. 2 ст. 56 Жилищного кодекса РФ в связи с выявлением 6 сентября 2021 года жилищно-бытовой комиссией МО МВД России «Благовещенский» обстоятельств, свидетельствующих о неправомерных действиях должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет (жилищно-бытовая комиссия МО МВД России «Благовещенский»), при решении вопроса о принятии 4 июня 1999 года АВ на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, АВ с составом семьи 3 человека снят с учета граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий МО МВД России «Благовещенский». Из указанного решения следует, что комиссия пришла к выводу, что на момент подачи АВ рапорта от 4 июня 1999 года, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже 9 кв.м. (ниже уровня, установленного решением Амурского областного Совета народных депутатов от 9 апреля 1990 года № 102 «О размере жилой площади при постановке на учет»). Следовательно, на момент подачи рапорта на 4 июня 1999 года, АВ был обеспечен жилой площадью в размере 13 кв.м.: 39 кв.м. жилой площади (***) / 3 человек (отец, мать, АВ) = 13 кв.м., что превышает установленную учетную норму (9 кв.м.). Таким образом, на момент принятия АВ на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, то есть на 4 июня 1999 года, но был обеспечен жилой площадью в 13 кв.м., при учетной норме 9 кв.м., следовательно, он не являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий, в последующем незаконно состоял в указанной очереди. Выявленный факт свидетельствует о неправомерности решения жилищно-бытовой комиссии МО МВД России «Благовещенский» о принятии АВ на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Решением жилищно-бытовой комиссии МО МВД России «Благовещенский» (протокол № 19 от 19 января 2022 года) постановлено внести изменения в протокол заседания жилищно-бытовой комиссии МО МВД России «Благовещенский» от 6 сентября 2021 года № 9, изложив дату проведения заседания как «9 сентября 2021 года».

16 сентября 2021 года комиссией по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения УМВД России по Амурской области (выписка из протокола заседания комиссии от 16 сентября 2021 года) принято решение о снятии АВ с семьей в составе 3 человека с учета УМВД России по Амурской области по предоставлению единовременной социальной выплаты в связи с утратой оснований для получения единовременной социальной выплаты на основании пп. «б» п. 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 года № 1223.

Не согласившись с решениями жилищно-бытовой комиссии МО МВД России «Благовещенский» от 6 сентября 2021 года об исключении из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий, комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения УМВД России по Амурской области от 16 сентября 2021 года о снятии с учета по предоставлению единовременной социальной выплаты, истцом инициирован настоящий иск в суд, в котором просит признать вышеуказанные решения незаконными, обязать ответчиков восстановить его на соответствующем учете МО МВД России «Благовещенский» со дня подачи рапорта 4 июня 1999 года, в УМВД России по Амурской области со дня принятия на учет 5 октября 2012 года.

Проверяя обоснованность заявленных истцом требований, суд пришел к следующим выводам.

Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, а также граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей регулируются Федеральным законом от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.

Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ. Так, в частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (подпункт 1 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв.м. (подпункт 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ).

Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 4 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ).

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 5 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты (далее - Правила).

В соответствии с частями 1, 2 ст. 6 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до 1 марта 2005 года, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника, гражданина Российской Федерации, указанных в настоящей части, определяется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации. Порядок предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники. Сотрудникам, гражданам Российской Федерации, указанным в части 1 настоящей статьи, по их желанию может быть предоставлена единовременная социальная выплата в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона с одновременным снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 19 Правил сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае утраты оснований для получения единовременной выплаты.

Как установлено судом, истец был снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий МО МВД России «Благовещенский» на основании пункта 6 части 1 и части 2 статьи 56 Жилищного кодекса РФ в связи с выявлением обстоятельств, свидетельствующих о неправомерных действиях должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет (жилищно-бытовая комиссия МО МВД России «Благовещенский»), при решении вопроса о принятии его на учет 4 июня 1999 года.

В соответствии с частью 2 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливаемые Кодексом жилищные правоотношения распространяются на всех граждан Российской Федерации и изъятий не содержат.

Соответственно, при реализации жилищных прав сотрудников органов внутренних дел подлежат учету и общие нормы законодательства Российской Федерации о предоставлении государством жилых помещений гражданам. Такие нормы содержатся в Жилищном кодексе Российской Федерации,

Согласно статье 55 Жилищного кодекса Российской Федерации право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации. Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Перечень оснований для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, является исчерпывающим.

Как следует из оспариваемого истцом решения жилищно-бытовой комиссии МО МВД России «Благовещенский» истец был снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с выявлением неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. Приходя к выводу об обеспеченности истца на момент постановки на такой учет на 4 июня 1999 года жилой площадью на одного члена семьи выше установленной учетной нормы, а именно 13 кв.м. (при учетной норме 9 кв.м.), ответчик в протоколе заседания комиссии ссылался на полученные в сентябре 2021 года документы (ответы Комитета по управлению имуществом муниципального образования г. Благовещенска, МКУ «БГАЖЦ», управляющей компании ООО «АВК-2»), на основании которых пришел к выводу, что на основании ордера от 2 декабря 1986 года ВГ с составом семьи 3 человека (он, супруга ЛП, сын АВ) предоставлена в пользование квартира по адресу: ***, жилой площадью 39 кв.м. В указанной квартире ВГ, ЛП, АВ зарегистрированы по месту жительства с 5 декабря 1986 года. Снятие НВ с регистрационного учета по месту жительства по указанному адресу имело место 24 июля 2012 года.

Таким образом, обстоятельством имеющим значение для дела является выявление факта неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Вместе с тем, материалы дела не содержат доказательств того, что при постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях истец представил документы, содержащие не соответствующие действительности сведения, либо должностные лица при решении вопроса о принятии его на учет в составе семьи из трех человек совершили неправомерные действия.

В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доказательств неправомерности действий жилищно-бытовой комиссии МО МВД России «Благовещенский» по ведению жилищного учета при принятии решения о постановке истца на такой учет, стороной ответчика в суд не представлено.

Исходя из отсутствия в деле достаточных и бесспорных доказательств выявления неправомерных действий должностного лица органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет, оснований для снятия истца с составом семьи 3 человека с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не имелось.

На момент постановки истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилищно-бытовая комиссия, в силу возложенных на нее обязательств, должна была проверить наличие оснований для постановки истца на такой учет. Вместе с тем, при получении рапорта АВ о постановке на учет, жилищно-бытовая комиссия МО МВД России «Благовещенский» по ведению жилищного учета приняла решение о наличии оснований для постановки истца на учет.

При этом, учитывая, что материалы учетного дела истца не содержат документов, подтверждающих факт постановки истца на учет, и иные документы в период с 1999 года по 2016 год, установить факт того, что при постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилищно-бытовой комиссией не исследовался факт обеспеченности истца жилой площадью, установить невозможно.

Судом также учитывается, что вступившим в законную силу решением Благовещенского городского суда Амурской области от 18 мая 2021 года по административному делу производство № 2а-2666/2021 решение жилищно-бытовой комиссии МО МВД России «Благовещенский» от 26 октября 2020 года об исключении из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий и обеспечения жилой площадью МО МВД России «Благовещенский» АВ с составом семьи 3 человека, принятое по основаниям отсутствия в учетном деле АВ документов, подтверждающих принятие сотрудника на учет (рапорта сотрудника о принятии на учет, книги учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, датированной не позднее даты принятия на учет сотрудника, протокола заседания жилищно-бытовой комиссии территориального органа исполнительной власти по месту прохождения службы), признано незаконным и отменено.

Указанным решением суда установлено, что жилищно-бытовая комиссия МО МВД России «Благовещенский» при принятии оспариваемого решения не установила на основании допустимых документов, что при принятии АВ на учет им были представлены документы и сведения относительно своих жилищных условий, не соответствующие действительности, а также не были установлены неправомерные действия должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет административного истца. Суд также пришел к выводу, что доказательств того, что рапорт АВ о принятии на его учет, книга учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, датированная не позднее даты принятия на учет сотрудника, протокол заседания жилищно-бытовой комиссии территориального органа исполнительной власти по месту прохождения службы АВ с решением о принятии его на учет, были утрачены в результате действий и по вине административного истца.

В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Таким образом, решение Благовещенского городского суда Амурской области от 18 мая 2021 года по административному делу производство № 2а-2666/2021 имеет преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела в части установления факта постановки истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии п. 15 Приказа МВД России от 18 марта 2003 года № 169 «Об утверждении инструкции о порядке учета нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников подразделений Центрального аппарата и подразделений, непосредственно подчиненных МВД РФ, и предоставления им жилых помещений», также инструкции приложенной к данному приказу «Об утверждении инструкции о порядке учета нуждающихся в улучшения жилищных условий сотрудников подразделений Центрального аппарата и подразделений, непосредственно подчиненных МВД РФ, и предоставления им жилых помещений», ежегодно в сроки, устанавливаемые Центральной комиссией хозяйственное управление совместно с ЖБК подразделений проводит перерегистрацию сотрудников (работников), состоящих на учете, в ходе которой, при необходимости, дополнительно проверяются жилищные условия очередников. Все изменения, выявленные в ходе перерегистрации, вносятся в учетные дела сотрудников (работников).

В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что истец, состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 1999 года, ежегодно проходил перерегистрацию в очереди лиц, состоящих на учете и нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставляя необходимые для перерегистрации документы. При прохождении перерегистрации каких-либо нарушений, оснований, подтверждающих отсутствие у истца права состоять на таком учете, выявлено не было.

При этом суд полагает необходимым отметить, что нуждаемость истца в жилом помещении в настоящее время сторонами не оспаривается, единственным основанием для снятия с учета комиссия указала на неправомерные действия должностных лиц жилищно-бытовой комиссии МО МВД России «Благовещенский» при решении вопроса о принятии 4 июня 1999 года АВ на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В силу ч. 2 ст. 56 Жилищного кодекса РФ решения о снятии с учета граждан должны быть приняты не позднее чем в течение 30 рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные ч. 1 ст. 56 ЖК РФ.

Судом установлено, что при рассмотрении Благовещенским городским судом Амурской области административного дела производство № 2а-2666/2021 по административному иску АВ к МО МВД России «Благовещенский» о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии МО МВД России «Благовещенский», возложении обязанности восстановить на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, представитель ответчика МО МВД России «Благовещенский» в обоснование возражений относительно заявленных требований уже приводил доводы о том, что истец с составом семьи 3 человека утратил основания, дающие право на получение жилого помещения по договору социального найма, и что имелись основания для снятия истца с учета в соответствии с ч. 1 ст. 56 ЖК РФ поскольку при постановке на учет истец был обеспечен жилой площадью сверх учетной нормы 9 кв.м. на одного члена семьи. Тем самым ответчику МО МВД России «Благовещенский» уже по состоянию на май 2021 года было известно о наличии таких обстоятельств, вместе с тем, решение о снятии истца учета нуждающихся в улучшении жилищных условий принято 9 сентября 2021 года, за пределами установленного ч. 2 ст. 56 ЖК РФ срока.

Между тем согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, неоднократно подтвержденной в ряде принятых судебных постановлениях, соблюдение принципа поддержания доверия граждан к действиям государства предполагает правовую определенность, предсказуемость политики в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основании действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года № 8-П, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2006 года № 89-О).

Учитывая, что решение о снятии истца с составом семьи 3 человека с учета граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий МО МВД России «Благовещенский» принято в отсутствие законных оснований, а также с нарушением установленного ч. 2 ст. 56 ЖК РФ срока, суд приходит к выводу, что решение жилищно-бытовой комиссии МО МВД России «Благовещенский» от 9 сентября 2021 года об исключении из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий и обеспечения жилой площадью МО МВД России «Благовещенский» АВ с составом семьи 3 человека является незаконным и подлежит отмене. На МО МВД России «Благовещенский» в целях восстановления прав истца подлежит возложению обязанность восстановить АВ с составом семьи 3 человека в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий и обеспечения жилой площадью МО МВД России «Благовещенский» со дня подачи рапорта 4 июня 1999 года.

В соответствии с пп. «б» п. 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 года № 1223, сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае утраты оснований для получения единовременной выплаты.

Учитывая, что право гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, на единовременную социальную выплату обусловлено нахождением его на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, тогда как истец подлежит восстановлению в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий и обеспечения жилой площадью, требования истца о признании незаконным и подлежащим отмене решения комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения УМВД России по Амурской области от 16 сентября 2021 года о снятии АВ с составом семьи 3 человека с учета по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Учитывая, что истец состоял на учете УМВД России по Амурской области на получение единовременной социальной выплаты с 12 декабря 2012 года, что подтвердил представитель ответчика УМВД России по Амурской области в ходе рассмотрения настоящего дела, на указанного ответчика подлежит возложению обязанность восстановить АВ с составом семьи 3 человека на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения со дня принятия на учет, с 12 декабря 2012 года.

Заявленный иск обоснован и подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194, 199 ГПК РФ, суд,

решил:

Признать незаконным и отменить решение жилищно-бытовой комиссии МО МВД России «Благовещенский» от 9 сентября 2021 года об исключении из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий и обеспечения жилой площадью МО МВД России «Благовещенский» АВ с составом семьи 3 человека.

Обязать МО МВД России «Благовещенский» восстановить АВ с составом семьи 3 человека в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий и обеспечения жилой площадью МО МВД России «Благовещенский» со дня подачи рапорта 4 июня 1999 года.

Признать незаконным и отменить решение Комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения УМВД России по Амурской области от 16 сентября 2021 года о снятии АВ с составом семьи 3 человека с учета по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Обязать УМВД России по Амурской области восстановить АВ с составом семьи 3 человека на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения со дня принятия на учет 12 декабря 2012 года.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в апелляционном порядке в течение 1 месяца со дня изготовления решения суда, начиная с 27 января 2022 года.

Судья Н. Н. Матюханова