ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1011/18 от 30.11.2018 Лабинского районного суда (Краснодарский край)

№ 2-1011/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30.11.2018года г. Лабинск

Лабинский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Горюшиной Л.А.,

с участием представителя истца – старшего помощника Лабинского межрайонного прокурора Шуваева С.В.,

представителя ответчика – администрации Сладковского сельского поселения Лабинского районам Клыгина П.Л., по доверенности,

представителей третьих лиц - АО «Газпром газораспределение Краснодар» Тарасенко В.Ю., по доверенности, <данные изъяты> ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» Бескаравайной Н.А., по довернности, <данные изъяты> ООО «Газпром Межрегионгаз Краснодар» Деккерт И.В., по доверенности, <данные изъяты> администрации МО Лабинский район Рыбникова А.Н., по доверенности, <данные изъяты> отдела по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администрации МО Лабинский район Пастушковой И.В., по доверенности,

при секретаре Юшиной С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лабинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Сладковского сельского поселения Лабинского района о возложении обязанности обеспечить соответствие проектной, исполнительной документации и фактически построенным объектам — Газопроводу,

УСТАНОВИЛ:

Лабинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к администрации Сладковского сельского поселения Лабинского района, АО «Газпром газораспределение Краснодар», ООО «Газпром Межрегионгаз Краснодар» о возложении обязанности обеспечить соответствие проектной, исполнительной документации и фактически построенным объектам — Газопроводу низкого давления потребительского общества «Факел» х. Сладкий Лабинского района по ул. Шоссейной, ул. Ленина, ул. Северной, ул. Лермонтова, ул. Чамлыкской, ул. Садовой и ее согласованию с органом Ростехнадзора.

В обоснование заявленных требований Лабинский межрайонный прокурор ссылается на то, что согласно муниципальному контракту <Номер> от 17.07.2017 года, заключенному администрацией Сладковского сельского поселения с <данные изъяты> в х. Сладком выполнялись работы по строительству газопровода низкого давления. По условиям контракта срок его исполнения установлен по 15.11.2017 года. Согласно п. 1.1 Контракта Подрядчик обязуется в установленный срок выполнить работу по строительству объекта «Газопровод низкого давления потребительского общества «Факел» в х. Сладкий Лабинского района по ул. Шоссейной, ул. Ленина, ул. Северной, ул. Лермонтова, ул. Чамлыкской, ул. Садовой» в соответствии с проектно-сметной документацией. Акты выполненных работ формы КС-2 и КС-3 подписаны администрацией Сладковского сельского поселения и <данные изъяты> в ноябре 2017 года. Однако до настоящего времени указанный газопровод не введен в эксплуатацию. В целях обеспечения поставки природного газа жителям Сладковского сельского поселения, выполнен монтаж указанного газопровода в х. Сладком Лабинского района. 06.08.2018 года Департаментом по надзору в строительной сфере Краснодарского края выдан акт проверки органом государственного надзора <Номер> о соответствии объекта «Газопровод низкого давления потребительского общества «Факел» в х. Сладкий Лабинского района по ул. Шоссейной, ул. Ленина, ул. Северной, ул. Лермонтова, ул. Чамлыкской, ул. Садовой» требованиям технических регламентов и проектной документации, несмотря на это, до настоящего времени указанный газопровод не сдан в эксплуатацию. В ходе проверки получен перечень социально значимых объектов, расположенных в населенных пунктах Сладковского сельского поселения, газификация которых возможна от газораспределительных сетей, построенных по целевой программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» по развитию социальной и инженерной инфраструктуры, а именно: жилые дома, объекты торговли, аптека, фельдшерско-акушерский пункт. Кроме того, при вводе в эксплуатацию данного газопровода возможен перевод муниципальных помещений со сжиженного на природное газоснабжение. Вместе с тем, то обстоятельство, что подача природного газа не осуществлена по газопроводу, построенному в рамках целевой программы «Развитие сельского хозяйства и урегулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» по развитию социальной и инженерной инфраструктуры, препятствует заключению договоров потребления газа между организацией — поставщиком газа ООО «Газпром Межрегионгаз Краснодар» и конечными потребителями, чем нарушаются их права. Кроме того, проведенной Лабинской межрайонной прокуратурой проверкой установлена иная причина необеспечения поставки газа по газопроводу, помимо названных выше. Так, изучением документации по данному газопроводу установлено следующее. Комиссия по приемке объекта (акт приемки завершенного строительством объекта) в составе представителей заказчика и подрядчика не созывалась, акт приемки сетей газораспределения и газоснабжения не составлялся, данный акт является основанием для пуска газа. Заказчиком строительства указанного газопровода низкого давления является администрация Сладковского сельского поселения Лабинского района, которая не выполняет предусмотренную законом обязанность в решении вопроса о сдаче построенного газопровода в эксплуатацию. Изложенные обстоятельства так же являются препятствием для обеспечения поставки газа по газопроводам, соответствие которых требованиям проектной документации в части эксплуатационных характеристик, а именно рабочего давления и герметичности подтверждены вышеназванными актами испытаний газопровода. Таким образом, непринятие мер по обеспечению подачи газа по построенному газопроводу нарушает права значительного круга лиц — потенциальных потребителей природного газа, на обеспечение коммунальными услугами надлежащего качества и количества, а так же права неопределенного круга лиц на получение соответствующих нормам и правилам услуг муниципальных учреждений и организаций образования, здравоохранения, культуры и т. д., качество предоставления которых зависит от подачи газа и возможности присоединения к газопроводу. Кроме того, учитывая длительный срок (свыше 6 месяцев), в течении которого указанный газопровод не эксплуатировался, необходимо выполнение работ по их опрессовке и повторному испытанию на герметичность за счет средств заказчика.

В судебном заседании старший помощник Лабинского межрайонного прокурора Шуваев С.В. предоставил заявление об уточнении исковых требований, в котором от требований о возложении обязанности на АО «Газпром газораспределение Краснодар» и ООО «Газпром Межрегионгаз» устранить допущенные нарушения по оформлению необходимых документов и пуску газа в Газопровод низкого давления потребительского общества «Факел» х. Сладкий Лабинского района по ул. Шоссейной, ул. Ленина, ул. Северной, ул. Лермонтова, ул. Чамлыкской, ул. Садовой отказался, в связи с тем, что ими добровольно исполнены заявленные требования прокурора, а именно выполнены работы по опрессовке и произведена проверка под давлением на предмет соответствия требованиям проектной документации в соответствии с действующими техническими нормами и регламентами указанного газопровода; обеспечена поставка газа по соответствующим требованиям, установленным пунктами 15-17 раздела Ш и раздела V Регламента, а так же требованиям, установленным иными техническими регламентами по газопроводу; в соответствии с требованиями раздела VI Регламента, а так же требованиям, установленным иными техническими регламентами обеспечена техническая эксплуатация газопровода; исполнены пункты 88-99 Регламента в отношении указанного газопровода. Просил суд исключить АО «Газпром газораспределение Краснодар» и ООО «Газпром Межрегионгаз» из числа ответчиков и привлечь к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований. Просил суд возложить обязанность на администрацию Сладковского сельского поселения Лабинского района, как заказчика проектирования и строительства Газопроводов и собственника, согласно требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации, Регламента, а так же требованиям иных технических регламентов обеспечить соответствие проектной, исполнительной документации и фактически построенным объектам — Газопроводу низкого давления потребительского общества «Факел» х. Сладкий Лабинского района по ул. Шоссейной, ул. Ленина, ул. Северной, ул. Лермонтова, ул. Чамлыкской, ул. Садовой и ее согласование в установленном порядке с органом Ростехнадзора.

Представитель ответчика – администрации Сладковского сельского поселения Лабинского района Клыгин П.Л. в судебном заседании уточненные исковые требования признал, не возражал против их удовлетворения.

Представители третьих лиц - АО «Газпром газораспределение Краснодар» Тарасенко В.Ю., ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» Бескаравайная Н.А., Деккерт И.В., администрации МО Лабинский район Рыбников А.Н., Пастушкова И.В. в судебном заседании не возражали против удовлетворения уточненных исковых требований.Представитель третьего лица Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзору) в лице Северо-Кавказского управления в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом, что подтверждается материалами дела.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд находит уточненные исковые требования Лабинского межрайонного прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» газификация - деятельность по реализации научно-технических и проектных решений, осуществлению строительно-монтажных работ и организационных мер, направленных на перевод объектов жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных объектов на использование газа в качестве топливного и энергетического ресурса.

Согласно муниципальному контракту <Номер> от 17.07.2017 года, заключенному администрацией Сладковского сельского поселения с <данные изъяты> в х. Сладком выполнялись работы по строительству газопровода низкого давления.

По условиям контракта срок его исполнения установлен по 15.11.2017 года.

Согласно п. 1.1 Контракта Подрядчик обязуется в установленный срок выполнить работу по строительству объекта «Газопровод низкого давления потребительского общества «Факел» в х. Сладкий Лабинского района по ул. Шоссейной, ул. Ленина, ул. Северной, ул. Лермонтова, ул. Чамлыкской, ул. Садовой» в соответствии с проектно-сметной документацией.

Акты выполненных работ формы КС-2 и КС-3 подписаны администрацией Сладковского сельского поселения и <данные изъяты> в ноябре 2017 года. Однако до настоящего времени указанный газопровод не введен в эксплуатацию.

В целях обеспечения поставки природного газа жителям Сладковского сельского поселения, во исполнение пункта 106 Целевой программы «Развитие сельского хозяйства и урегулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» по развитию социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности, на условиях софинансирования, выполнен монтаж указанного газопровода в х. Сладком Лабинского района.

06.08.2018 года Департаментом по надзору в строительной сфере Краснодарского края выдан акт проверки органом государтвенного надзора <данные изъяты> о соответствии объекта «Газопровод низкого давления потребительского общества «Факел» в х. Сладкий Лабинского района по ул. Шоссейной, ул. Ленина, ул. Северной, ул. Лермонтова, ул. Чамлыкской, ул. Садовой» требованиям технических регламентов и проектной документации, несмотря на это, до настоящего времени указанный газопровод не сдан в эксплуатацию.

Согласно п. 14 технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 N 870, сети газораспределения и газопотребления должны обеспечивать безопасность и энергетическую эффективность транспортирования природного газа с параметрами по давлению и расходу, определенными проектной документацией и условиями эксплуатации.

В силу ст. 2 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» газоснабжение - одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа; поставщик (газоснабжающая организация) - собственник газа или уполномоченное им лицо, осуществляющие поставки газа потребителям по договорам; потребитель газа - лицо, приобретающее газ для собственных бытовых нужд, а также собственных производственных или иных хозяйственных нужд.

Согласно ст. 18 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение настоящего Федерального закона.

В силу п. 6, п. 9, п. 11 «Правил поставки газа в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 года № 162, преимущественное право на заключение договоров поставки газа имеют его покупатели для государственных или муниципальных нужд, коммунально-бытовых и социальных нужд граждан, а так же его покупатели, в отношении которых продлеваются действующие договоры поставки газа.

В соответствии с п. 5 «Правил поставки газа в РФ», поставка газа производится на основании на основании договора между поставщиком и покупателем, заключаемого в соответствии с требованиями ГК РФ, федеральных законов, настоящих Правил и иных нормативных правовых актов.

Предложение о заключении договора поставки газа направляется, как правило, поставщиком покупателю, предварительно представившему заявку на приобретение газа. Договор поставки газа является публичным и должен соответствовать требованиям и заключается в порядке, установленном ГК РФ.

В силу п. 1, п. 3 ст. 426 ГК РФ, публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.

В ходе проверки получен перечень социально значимых объектов, расположенных в населенных пунктах Сладковского сельского поселения, газификация которых возможна от газораспределительных сетей, построенных по целевой программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» по развитию социальной и инженерной инфраструктуры, а именно: жилые дома, объекты торговли, аптека, фельдшерско-акушерский пункт.

Кроме того, при вводе в эксплуатацию данного газопровода возможен перевод муниципальных помещений со сжиженного на природное газоснабжение.

Вместе с тем, то обстоятельство, что подача природного газа не осуществлена по газопроводу, построенному в рамках целевой программы «Развитие сельского хозяйства и урегулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» по развитию социальной и инженерной инфраструктуры, препятствует заключению договоров потребления газа между организацией — поставщиком газа ООО «Газпром Межрегионгаз Краснодар» и конечными потребителями, чем нарушаются их права.

Заказчиком строительства указанного газопровода низкого давления является администрация Сладковского сельского поселения Лабинского района, которая не выполняет предусмотренную законом обязанность в решении вопроса о сдаче построенного газопровода в эксплуатацию.

Таким образом, непринятие мер по обеспечению подачи газа по построенному газопроводу нарушает права значительного круга лиц — потенциальных потребителей природного газа, на обеспечение коммунальными услугами надлежащего качества и количества, а так же права неопределенного круга лиц на получение соответствующих нормам и правилам услуг муниципальных учреждений и организаций образования, здравоохранения, культуры и т. д., качество предоставления которых зависит от подачи газа и возможности присоединения к газопроводу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Лабинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Сладковского сельского поселения Лабинского района о возложении обязанности обеспечить соответствие проектной, исполнительной документации и фактически построенным объектам - Газопроводу удовлетворить.

Возложить на администрацию Сладковского сельского поселения Лабинского района обязанность, как заказчика проектирования и строительства Газопроводов и собственника, согласно требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации, Регламента, а так же требованиям иных технических регламентов обеспечить соответствие проектной, исполнительной документации и фактически построенным объектам — Газопроводу низкого давления потребительского общества «Факел» х. Сладкий Лабинского района по ул. Шоссейной, ул. Ленина, ул. Северной, ул. Лермонтова, ул. Чамлыкской, ул. Садовой и ее согласование в установленном порядке с органом Ростехнадзора.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда через Лабинский районный суд в течение одного месяца.

Судья: