ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1011/19 от 25.11.2019 Дзержинского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Решение принято в окончательной форме 25 ноября 2019 г.

Дело № 2-1011/2019

УИД: 76RS0016-01-2019-000371-69

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 ноября 2019 г. г. Ярославль

Дзержинский районный суд г. Ярославля в составе председательствующего судьи Фоминой Т.Ю., при помощнике ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО2 к ФИО3, ФИО4, Департаменту государственного жилищного надзора Ярославской области, Акционерному обществу «Почта России» о незаконном распространении персональных данных, взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратилась в суд с иском к ФИО3, а в дальнейшем к ФИО4, Департаменту государственного жилищного надзора Ярославской области о незаконном распространении персональных данных, с учетом последующего дополнения требований просила обязать ответчиков удалить документы, размещенные в сети «Интернет» и содержащие персональные данные истца, взыскать с ответчиков в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб., в возмещение судебных расходов – 300 руб.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено АО «Почта России» (ранее – ФГУП «Почта России»). Определение занесено в протокол судебного заседания от 23 июля 2019 г.

Определением Дзержинского районного суда г. Ярославля от 18 ноября 2019 г. производство по делу прекращено в части требований ФИО2 о возложении на ответчиков обязанности удалить из открытого доступа в сети «Интернет» документы, содержащие персональные данные истца.

В судебном заседании представитель ФИО2 по доверенности ФИО5 исковые требования о взыскании компенсации морального вреда поддержала, просила взыскать компенсацию морального вреда с надлежащего ответчика.

Представитель АО «Почта России» по доверенности ФИО6 исковые требования не признала, ссылаясь на то, что АО «Почта России» не является надлежащим ответчиком по заявленным истцом требованиям, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на иск.

Другие участвующие в деле лица в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено судом в их отсутствие.

Заслушав объяснения представителя ФИО2 по доверенности ФИО5, представителя АО «Почта России» по доверенности ФИО6, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Согласно п. 1 ст. 8 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» каждый человек имеет право на уважение его личной и семейной жизни, неприкосновенности его жилища и тайны корреспонденции.

В соответствии с п. 1 ст. 23 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни.

На основании п. 1 ст. 24 Конституции Российской Федерации сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

В соответствии с ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» персональные данные – любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных); оператор – государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными; обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных; автоматизированная обработка персональных данных - обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники; распространение персональных данных – действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц.

Пунктом 1 части 1 статьи 6 указанного Федерального закона предусмотрено, что обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Обработка персональных данных допускается в предусмотренных Федеральным законом случаях, в том числе обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ операторы, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных.

Обрабатываемые персональные данные подлежат уничтожению либо обезличиванию по достижении целей обработки (ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ).

Обезличивание персональных данных – действия, в результате которых становится невозможным без использования дополнительной информации определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных (ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом. В случае получения согласия на обработку персональных данных от представителя субъекта персональных данных полномочия данного представителя на дачу согласия от имени субъекта персональных данных проверяются оператором.

Частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ предусмотрено, что оператор обязан принимать меры, необходимые и достаточные для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами. Оператор самостоятельно определяет состав и перечень мер, необходимых и достаточных для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами.

В соответствии с ст. 2 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ)», субъектами ГИС ЖКХ являются:

субъекты, размещающие информацию в системе (далее - поставщики информации), - органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели, иные лица, которые обязаны в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации размещать информацию в системе;

пользователи информации - органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица, советы многоквартирных домов, использующие информацию, размещенную в системе;

оператор системы – юридическое лицо, выполняющее работы по созданию, эксплуатации и модернизации системы.

На основании распоряжения Правительства РФ от 28 февраля 2018 г. № 329-р АО «Почта России» является оператором государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ).

В силу п. 4 ст. 7 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 209-ФЗ в обязанность оператора информационной системы входит обеспечение бесперебойного функционирования системы. Возможность интеграции и взаимодействия с иными информационными системами.

В соответствии с п. 6 Требований. Утвержденных Приказом Минкомсвязи России № 87, Минстроя России № 202/пр от 23 марта 2015 г., оператор ГИС ЖКХ должен обеспечить бесперебойную круглосуточную работу системы, а также целостность, устойчивость функционирования и безопасность системы в соответствии с требованиями, установленными законодательством РФ к информационным системам общего пользования.

Состав, сроки и периодичность размещения информации в ГИС ЖКХ определены в совместном Приказе Минкомсвязи России, Минстроя России № 74/114/пр от 29 февраля 2016 г. «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».

Состав информации, подлежащей размещению в ГИС ЖКХ органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление государственного жилищного надзора, в том числе ДГЖН Ярославской области, определен в размере 4 Приказа: это информация о мероприятиях, связанных с осуществлением государственного жилищного надзора и лицензионного контроля, с размещением актов, содержащих результаты осуществления таких мероприятий (пункт 1 раздела 4).

Пунктом 12 Приказа № 74/114/пр определено, что персональные данные, предусмотренные Составом информации, подлежат размещению в закрытой части ГИС ЖКХ, доступ к которой пользователей осуществляется после прохождения ими процедуры регистрации.

На основании п. 5 Порядка, утвержденного Приказом Минкомсвязи России № 86, Минстроя России № 201/пр от 23 марта 2015 г., предоставление информации, содержащейся в системе, осуществляется в автоматическом/автоматизированном режиме в соответствии с правами доступа к системе.

Пользователи информации, поставщики информации, в том числе операторы информационной системы, имеют доступ к открытой части системы и к информации, размещенной в ней, без прохождения процедур регистрации, идентификации и аутентификации (п. 2 Порядка). Доступ к закрытой части ГИС ЖКХ и к информации, размещенной в ней, предоставляется после прохождения процедуры идентификации и аутентификации, доступ предоставляется при наличии подтвержденной учетной записи пользователей ГИС ЖКХ и ЕСИА. Доступ к закрытой части ГИС ЖКХ и к информации, размещенной в ней, обеспечивается путем предоставления функциональных возможностей в личных кабинетах, предназначенных для работы в ГИС ЖКХ.

Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2012 г. № 211 утвержден перечень мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ, операторами, являющимися государственными или муниципальными органами.

В соответствии с пп. «з» п. 1 указанного перечня одной из мер, направленных на минимизацию рисков причинения вреда конкретным гражданам в случае утечки их персональных данных, является обезличивание персональных данных согласно требованиям и методам, установленным уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных.

С целью оказания помощи операторам, осуществляющим обработку персональных данных, и являющимся государственными или муниципальными органами, Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций подготовлены Методические рекомендации.

Разделом 3 Методических рекомендаций предусмотрено, что обезличивание персональных данных субъектов должно производиться государственным органом перед внесением их в информационную систему.

В соответствии с п. 7.2.5 Руководства пользователя для органов государственного жилищного надзора, информация о проверках размещается в открытой части системы.

По смыслу перечисленных норм, учитывая, что информация о результатах проверки размещается в открытой части системы и становится после размещения общедоступной, а персональные данные подлежат размещению только в закрытой части системы, орган государственного жилищного надзора обязан перед размещением документа в информационной системе ГИС ЖКХ обезличить содержащиеся в нем персональные данные.

Судом установлено, что ФИО2 как должностное лицо, руководитель Товарищества собственников жилья «Пашуково», была привлечена к административной ответственности, государственным жилищным инспектором Ярославской области в отношении нее составлен протокол об административном правонарушении от 15 марта 2018 г. № 422-07-5/18-Д/2. Указанный протокол содержал персональные данные истца, включая серию и номер паспорта, наименование органа, выдавшего паспорт, дату выдачи паспорта, дату и место рождения истца, адрес ее места жительства и место работы.

В нарушение требований перечисленных выше норм данный протокол об административном правонарушении, содержавший персональные данные истца, не был обезличен сотрудником ДГЖН ЯО перед размещением в сети «Интернет» в открытой части ГИС ЖКХ в разделе «Реестр проверок» (https://dom.gosuslugi.ru), что повлекло раскрытие персональных данных истца неопределенному кругу лиц.

В дальнейшем указанный протокол был скопирован в сети «Интернет» пользователем с логином <данные изъяты> с использованием сервиса «ЯндексДиск». На Ярославском интернет-форуме «Yarportal.Ru» пользователем <данные изъяты> была создана тема <данные изъяты>, содержавшая ссылку на указанный документ, размещенный на сервисе «Яндекс Диск». Указанные действия пользователя с логином <данные изъяты> также повлекли распространение персональных данных истца, содержащихся в протоколе об административном правонарушении, неопределенному кругу лиц. «ЯндексДиск» - сервис, принадлежащий ООО «Яндекс», позволяющий пользователям хранить свои данные на серверах в сети «Интернет» и передавать их другим пользователям.

Оценив в совокупности представленные по делу доказательства, в том числе письменные объяснения ответчиков ФИО3, ФИО4, суд пришел к выводу о том, что указанные действия были совершены ответчиком ФИО4 в том числе ответчиком создана папка <данные изъяты> с использованием сервиса «ЯндексДиск», в которую был скопирован указанный протокол об административном правонарушении, а также создана тема <данные изъяты>, содержавшая ссылку на указанный документ, размещенный на сервисе «Яндекс Диск».

Указанные обстоятельства подтверждены сведениями, предоставленными по запросу суда владельцем домена «Ярпортал» (https://yarportal.ru) <данные изъяты> ООО «Яндекс», ПАО «Ростелеком», а также представленными истцом скриншотами страниц с сайта https://yarportal.ru, yadi.sk.

Согласно информации, предоставленной владельцем домена «Ярпортал» (https://yarportal.ru) ФИО14 интернет-провайдером пользователя <данные изъяты> ПАО «Ростелеком». Регистрационные данные пользователя <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>, абонентом по которому является ФИО7, проживающий по адресу: <адрес>.

В судебном заседании 12 марта 2019 г. ответчик ФИО4 указала данный адрес для направления ей почтовой корреспонденции, а также номер телефона <данные изъяты>, соответствующий номеру телефона пользователя с логином <данные изъяты> использовавшего сервис «ЯндексДиск» с целью копирования и хранения протокола об административном правонарушении, содержащего персональные данные истца.

Суд учитывает также то обстоятельство, что абонент ПАО «Ростелеком» по договору л/с <данные изъяты> ФИО7 является супругом ФИО4, что подтверждается представленной ответчиком в материалы дела выпиской из домовой книги (т. 1 л.д. 207).

По материалам дела у суда нет оснований полагать, что ответчики ФИО3, АО «Почта России» совершили какие-либо действия, направленные на распространение персональных данных истца. Соответствующих доказательств суду не представлено и по материалам дела суд не усматривает.

В связи с изложенным, надлежащими ответчиками по заявленным истцом требованиям являются Департамент государственного жилищного надзора Ярославской области и ФИО4, действия которых повлекли распространение персональных данных ФИО2 неопределенному кругу лиц.

Доказательств того, что персональные данные истца были распространены с согласия истца, со стороны ответчиков суду не представлено. Представитель истца в судебном заседании настаивала на том, что персональные данные истца были распространены без ее согласия.

В соответствии с ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных» моральный вред, причиненный субъекту персональных данных вследствие нарушения его прав, нарушения правил обработки персональных данных, установленных настоящим Федеральным законом, а также требований к защите персональных данных, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом, подлежит возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации. Возмещение морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных субъектом персональных данных убытков.

Согласно ст. 150 ГК РФ, жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.

В случаях, если того требуют интересы гражданина, принадлежащие ему нематериальные блага могут быть защищены, в частности, путем признания судом факта нарушения его личного неимущественного права, опубликования решения суда о допущенном нарушении, а также путем пресечения или запрещения действий, нарушающих или создающих угрозу нарушения личного неимущественного права либо посягающих или создающих угрозу посягательства на нематериальное благо.

В силу ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Согласно ст. 152.2 ГК РФ, если иное прямо не предусмотрено законом, не допускаются без согласия гражданина сбор, хранение, распространение и использование любой информации о его частной жизни, в частности сведений о его происхождении, о месте его пребывания или жительства, о личной и семейной жизни. В случаях, когда информация о частной жизни гражданина, полученная с нарушением закона, содержится в документах, видеозаписях или на иных материальных носителях, гражданин вправе обратиться в суд с требованием об удалении соответствующей информации, а также о пресечении или запрещении дальнейшего ее распространения путем изъятия и уничтожения без какой бы то ни было компенсации изготовленных в целях введения в гражданский оборот экземпляров материальных носителей, содержащих соответствующую информацию, если без уничтожения таких экземпляров материальных носителей удаление соответствующей информации невозможно.

В данном случае распространение ответчиками персональных данных ФИО2 повлекло нарушение ее личного неимущественного права на неприкосновенность частной жизни, в связи с чем с Департамента государственного жилищного надзора Ярославской области, ФИО4 в пользу истца следует взыскать компенсацию морального вреда.

Принимая во внимание степень вины ответчиков, характер причиненных истцу нравственных страданий в связи с распространением персональных данных, суд полагает необходимым взыскать с каждого ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб.

В остальной части суд оставляет исковые требования без удовлетворения.

При подаче иска ФИО2 уплачена государственная пошлина в размере 300 руб., что подтверждено чеком. На основании ч. 1 ст. 98 ГПК РФ данные расходы подлежат возмещению ответчиками в равных долях.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с ФИО4, Департамента государственного жилищного надзора Ярославской области, с каждого, в пользу ФИО2 компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб.. в возмещение судебных расходов – 150 руб.

В остальной части исковые требования ФИО2 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной с подачей жалобы через Дзержинский районный суд г. Ярославля в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Т.Ю. Фомина