ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-10124/18 от 12.11.2018 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 2-10124/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Якутск 12 ноября 2018 года

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Смирниковой В.Г., при секретаре Ивановой У.Р.,

с участием представителя истца ФИО1

представителя ответчика ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Якутского транспортного прокурора к открытому акционерному обществу «Ленское объединенное речное пароходство» о возложении обязанности привести сайт в соответствии с требованиями законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель Якутского транспортного прокурора в интересах прав свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к открытому акционерному обществу «Ленское объединенное речное пароходство» о возложении обязанности привести сайт в соответствии с требованиями законодательства.

В обоснование иска указано, что у ОАО «ЛОРП» имеется официальный сайт ___ При проверке установлено, что ответчиком не обеспечен беспрепятственный доступ инвалидов по зрению к информации, размещенной на сайте ОАО «ЛОРП», а именно не предоставлена возможность масштабирования (увеличения и уменьшения) шрифта и элементов интерфейса данного сайта, отсутствует гиперссылка для перехода на версию для слабовидящих. На основании Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» просит обязать ОАО «Ленское объединенное речное пароходство» привести сайт ___. в соответствии с требованиями, установленными ГОСТ Р 52872-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению" путем размещения на главной странице веб-сайта текстовой гиперссылки для перехода на версию сайта ОАО «Ленское объединенное речное пароходство» для слабовидящих.

В суде представитель истца иск поддержала, просила удовлетворить.

Представитель ответчика с иском не согласился по доводам, изложенным в отзыве на иск, и в дополнении к нему.

Заслушав объяснения лиц, явившихся на судебное заседание, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.

Якутской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о защите прав инвалидов при пользовании услугами воздушного и водного транспорта.

Как видно из материалов дела, ОАО «ЛОРП» имеет официальный сайт ___

В ходе проверки Якутской транспортной прокуратурой установлено, что ОАО «ЛОРП» не обеспечен беспрепятственный доступ инвалидов по зрению к информации, размещенной на сайте ОАО «ЛОРП», а именно не предоставлена возможность масштабирования (увеличения и уменьшения) шрифта и элементов интерфейса данного сайта, отсутствует гиперссылка для перехода на версию для слабовидящих.

Данное обстоятельство представителем ответчика не оспаривается.

В соответствии с Конституцией РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):

1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;

2) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации);

3) возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;

4) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;

5) надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;

6) дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;

7) допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения;

8) оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.

Из буквального толкования указанных норм следует, что все организации независимо от их организационно-правовой форм ( в том числе акционерные общества) обязаны обеспечить условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации); надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности.

На сайте ОАО «ЛОРП» размещена информация об услугах (контейнерные перевозки, перевозка сухих грузов, география перевозок, правила перевозок), тарифе и т.д.

При таких обстоятельствах, не предоставление ответчиком, (одним из ведущих транспортно-производственных предприятий Северо-Востока России, обеспечивающим доставку грузов в самые труднодоступные уголки страны, оказывающим услуги по перевозке грузов физическим лицам, в том числе инвалидам по зрению) возможности масштабирования (увеличения и уменьшения) шрифта и элементов интерфейса данного сайта, отсутствие на сайте гиперссылки для перехода на версию для слабовидящих, нарушает право инвалидов по зрению на получение информации, размещенной на сайте ОАО «ЛОРП» (правила перевозки, тарифы и т.д.), ограничивает право на получение информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа к объектам транспортной инфраструктуры и к услугам.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. N 1789-ст утвержден ГОСТ Р 52872-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению", которым установлены общие требования доступности инвалидов по зрению, использующих компьютер, к Интернет-ресурсам.

Доводы представителя ответчика о том, что указанный ГОСТ носит рекомендательный характер, не могут быть приняты во внимание.

Действительно, в соответствии с приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. N 1789-ст указанный ГОСТ Р носит рекомендательный характер. Вместе с тем, требования доступности инвалидов по зрению к Интернет-ресурсам предусмотрены только указанным ГОСТ Р. Доказательства, свидетельствующие о наличии иной возможности, которая обеспечит инвалидов по зрению к информации, размещенной на сайте ответчика, суду не представлены.

Доводы представителя ответчика о том, что дело подлежит рассмотрению Арбитражным судом РС (Я), несостоятельны. Статья 27 АПК РФ (части 1 - 2) предусматривает, что арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ст. 28 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства, возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами.

Исходя из положений приведенных правовых норм, основополагающими критериями отнесения гражданских дел к подведомственности арбитражных судов являются характер спорных правоотношений и субъектный состав спора.

Таким образом, для отнесения гражданского дела к подведомственности арбитражного суда возникший спор должен носить экономический характер, то есть спорное материальное правоотношение должно возникнуть в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В данном случае, предмет спора не носит экономический характер.

Доводы представителя ответчика о том, что ОАО «ЛОРП» не было уведомлено о проведении проверки, необоснованны. Якутской транспортной прокуратурой проверка в отношении ОАО «ЛОРП» не проводилась. Помощником прокурора составлен акт о том, что при просмотре сайта установлено, что ОАО «ЛОРП» не обеспечило беспрепятственный доступ инвалидов по зрению к информации Общества. Доказательства, свидетельствующие об обратном, ответчиком не предоставлены.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать открытое акционерное общество «Ленское объединенное речное пароходство» привести сайт ___ в соответствии с требованиями, установленными ГОСТ Р 52872-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению", путем размещения на главной странице веб-сайта текстовой гиперссылки для перехода на версию сайта ОАО «Ленское объединенное речное пароходство» для слабовидящих в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья В.Г. Смирникова