ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1012/19 от 03.07.2019 Кстовского городского суда (Нижегородская область)

Дело (номер обезличен)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 июля 2019 года (адрес обезличен)

Кстовский городской суд (адрес обезличен) в составе:

председательствующего судьи – Кондратьева И.Ю.,

с участием истца ФИО2, представителя ответчика ГУ УПФ Р по (адрес обезличен)ФИО4, при секретаре судебного заседания ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ГУ УПФ Р по (адрес обезличен) о признании незаконными действий и обязании включить период в специальный стаж,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в Кстовский городской суд с иском к ГУ УПФ Р по (адрес обезличен) о признании незаконными действий и обязании включить период в специальный стаж.

В обоснование заявленных требований истец указал, что (дата обезличена) ему была назначена страховая пенсия по старости в соответствии с п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона "О страховых пенсиях" №400-ФЗ от (дата обезличена). При оценке пенсионных прав продолжительность его страхового стажа определена в 25 лет 11 месяцев 10 дней. Период прохождения ФИО2 срочной военной службы в рядах Советской армии с (дата обезличена) по (дата обезличена) засчитан в страховой стаж в календарном порядке. Указанное решение ГУ УПФ по (адрес обезличен) истец считает незаконным, необоснованным и существенно нарушающим его права в силу следующего:

В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 25.03.1968 № 181 «О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях» солдатам, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 предусматривался зачет одного года работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, за один год и шесть месяцев работы при исчислении стажа, дающего право на получение пенсии по старости и по инвалидности.

Из совокупного анализа данных норм права следует, что лицам, поименованным в постановлении ФИО1 от (дата обезличена)(номер обезличен), период их действительной военной службы засчитывался в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

Как следует из военного билета, (дата обезличена) он был призван на действительную военную службу, а (дата обезличена) - демобилизован.

Согласно архивной справки ФГКУ "Центральный пограничный архив ФСБ РФ" от (дата обезличена)(номер обезличен) он проходил военную службу в войсковой части 2255 пгт.Южно-(адрес обезличен).

(адрес обезличен)ов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденному постановлением

ФИО1 от (дата обезличена)(номер обезличен), (адрес обезличен) отнесен к районам Крайнего Севера.

Как следует из трудовой книжки истца, после окончания службы в армии ((дата обезличена)), (дата обезличена) он принят на работу в СУ-6 треста "Ленгазспецстрой" (запись (номер обезличен)).

Таким образом, предусмотренные законодательством условия для включения в спецстаж в связи с работой в районах Крайнего Севера периода срочной военной службы ФИО2 соблюдены. Следовательно, спорный период подлежит включению в период его работы на Крайнем Севере, а размер пенсии истца подлежит перерасчету с учетом включения в специальный стаж (Крайний Север) вышеуказанного периода.

В своем иске истец просит признать незаконным действия комиссии ГУ УПФ по (адрес обезличен) в части признания не подлежащим включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода прохождения срочной военной службы с (дата обезличена) по (дата обезличена) и обязать ГУ УПФ по (адрес обезличен) включить с (дата обезличена) в стаж работы в соответствии с п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона «О страховых пенсиях» период срочной военной службы ФИО2 с (дата обезличена) по (дата обезличена).

В судебном заседании истец ФИО2 исковые требования поддержал в полном объеме и пояснил, что в соответствии с п.30 Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденной приказом Министерства труда РСФСР (номер обезличен) от (дата обезличена), в непрерывный стаж работы засчитывается непрерывная служба в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях офицеров, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы, военных строителей, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, при условии поступления на работу не позднее шести месяцев, а военнослужащих срочной службы не позднее трех месяцев после увольнения в запас или отставку в указанных районах и местностях. Таким образом, из анализа приведенных норм можно сделать вывод о том, что законодатель последовательно предусмотрел порядок и условия включения периода военной службы в спецстаж в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных местностях. Поскольку указанные условия им соблюдены, оснований для исключения указанного периода из спецстажа не имеется.

Представитель ответчика – ГУ УПФ по (адрес обезличен)ФИО4 исковые требования не признала, пояснив, что с (дата обезличена) порядок реализации прав граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируется Федеральным законом от (дата обезличена) № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Согласно документам пенсионного дела истца, поступившего из (адрес обезличен), период службы в рядах Советской Армии с (дата обезличена) по (дата обезличена) засчитан в страховой стаж в календарном порядке в соответствии с главой 3 Закона (номер обезличен).

Постановление ФИО1 от (дата обезличена)(номер обезличен) распространяется на получателей пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от (дата обезличена)(номер обезличен) и не может применяться при подсчете как общего трудового, так и страхового стажа.

Вместе с тем, в соответствии с постановлением ФИО1 от (дата обезличена)(номер обезличен) «О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных в районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях» военная служба по призыву может быть засчитана в «северный» стаж (15 календарных лет в районах Крайнего Севера и 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера), если не позднее трех месяцев после увольнения с указанной службы имело место поступление на работу в РКС или МСК. Однако данный факт на размере страховой пенсии не истца отразится. Для применения повышенного отношения заработков требуется наличие не менее 20 календарных лет работы в МСК по состоянию на (дата обезличена). Для установления повышения фиксированной выплаты требуется наличие не менее 20 лет работы в местностях приравненных к районам Крайнего Севера. В случае истца данное условие не соблюдается. Кроме того, представитель ответчика также представила отзыв на исковое заявления, согласно которого также пояснила, что с (дата обезличена) в связи с вступлением в силу Федерального закона от (дата обезличена) № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон (номер обезличен)) территориальные органы обязаны осуществлять выбор наиболее выгодного для гражданина варианта определения размера его пенсии (пункт 48 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от (дата обезличена)(номер обезличен)).

С даты назначения и по настоящее время при расчете пенсии ФИО2, как наиболее выгодная, применяется формула, предусмотренная пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от (дата обезличена) № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон (номер обезличен)). Законодателем в абзаце 26 данного пункта указан календарный порядок учета в общий трудовой стаж периодов как работы, так и службы в армии. Руководствуясь указанными нормами Управление включило период службы в армии ФИО2 в календарном порядке. Согласно копии справки от (дата обезличена)(номер обезличен)/Я -4589, представленной ФИО2, указано, что он зачислен в списки личного состава воинской части 2255, пгт. Южно-Курильск, а где именно проходила сама служба не указано, поэтому невозможно определить, относится ли этот период к местности, приравненной к районам Крайнего Севера (МКС) или к районам Крайнего Севера (РКС). Вместе с тем, в каком бы порядке ни была учтена служба в армии (в календарном, в МКС или в РКС) на размер пенсии ФИО2 данный факт не отразится, т.к. пунктом 3 статьи 30 Закона (номер обезличен) предусмотрен календарный порядок, а полуторный учет, предусмотренный абзацем 32 пункта 4 статьи 30 Закона (номер обезличен) (как для МКС, так и для РКС) не целесообразен, т.к. приводит к более низкому размеру расчетной пенсии. При этом при применении пункта 4 статьи 30 Закона (номер обезличен) предпочтительнее учет службы армии в двойном размере. Льготного порядка исчисления общего трудового стажа пункт 3 статьи 30 Закона (номер обезличен) не предусматривает, также как и пункт 4 этой статьи не предусматривает одновременного применения двух льгот (в двойном размере армию по призыву и в полуторном МКС/РКС). Что касается территориальных условий, в которых проходила служба в армии, то, по мнению представителя ответчика, их должно подтвердить соответствующее ведомство, в частности, ФГКУ «Центральный пограничный архив Федеральной службы безопасности РФ».

Так, при поступлении справки о прохождении ФИО2 военной службы по призыву в МКС (РКС) ими в добровольном порядке в базу данных будет внесен соответствующий признак, при этом размер пенсии ФИО2 не изменится.

Представители третьих лиц АО Ленгазспецстрой и Военный комиссариат по (адрес обезличен) в судебное заседание не явились. О времени и месте судебного заседания извещались своевременно, надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили.

Суд считает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся представителей третьих лиц.

Выслушав истца, представителя ответчика, изучив материалы дела и оценив собранные доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

При назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 настоящей статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на (дата обезличена).

Указанные положения действовали и в прежнем N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления их размеров, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Федеральный законодатель, предоставляя гражданам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, право на досрочное назначение пенсии по старости, обусловливает возможность его реализации помимо других условий наличием определенной продолжительности стажа работы в таких районах и местностях.

Исходя из необходимости обеспечения сохранения и реализации пенсионных прав, приобретенных до вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (т.е. до (дата обезличена)), законодатель в пункте 2 статьи 28 названного Федерального закона предусмотрел применение при решении вопроса о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях перечня таких районов и местностей, действовавшего по состоянию на (дата обезличена). Аналогичная норма воспроизведена в пункте 2 статьи 32 Федерального закона от (дата обезличена)N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", действующего с (дата обезличена).

Судом установлено, что истец с (дата обезличена) является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч.1 ст. 32 ФЗ -400, т.е является получателем «Северной пенсии». Как следует из пенсионного дела истца, а также согласно пояснениям представителя ответчика размер установленной истцу пенсии составлял 2550,69 рублей исходя из наличия 35,719 индивидуальных пенсионных коэффициентов и стоимости одного пенсионного коэффициента 71,41 руб. (35,719 х 71,41 руб.). К страховой пенсии по старости в соответствии с частями 1 и 6 статьи 16 указанного закона установлена фиксированная выплата в размере 4383,59 руб. Общая сумма к выплате 6934,28 руб.

Согласно расчету ГУ УПФ Р по (адрес обезличен), проверенному судом, индивидуальный пенсионный коэффициент складывается из суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов (ИПК), отраженных в выписке из индивидуального лицевого счета, за период с 01.01.2015г. и за период до 01.01.2015г. Величина ИПК с (дата обезличена) на день назначения пенсии истцу составила 0,000.

Для определения размера индивидуального пенсионного коэффициента за период до 01.01.2015г. учитываются страховые взносы, уплаченные в Пенсионный фонд РФ с (дата обезличена) по 31.12.2014г. (94067,69 руб.), и пенсионные права в денежном выражении за периоды до 01.01.2002г.

Стаж за периоды после 01.01.2002г. фактического влияния на размер пенсии не оказывает, поскольку в расчет принимаются только страховые взносы, перечисленные в ПФР.

Для определения пенсионных прав, сформированных до 01.01.2002г., учитывается трудовой стаж и среднемесячный заработок по состоянию на эту же дату.

Общий трудовой стаж на указанную дату составляет 19 лет 09 месяцев 13 дней (с 25.11.1974г. по 21.08.2001г.), из них 10 лет 1 месяц 11 дней работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Среднемесячный заработок определен за 1984-1987гг. по архивным справкам от 23.10.2012г. № С-846, от 15.11.2012г. № С-919/2, где отношение размера заработной платы к среднемесячной заработной плате по стране за тот же период составляет 0,865.

По совокупности норм статей 30, 30.1, 30.2, 32 Федерального закона № 173-ФЗ пенсионный капитал на (дата обезличена) составил 68804,19 руб., а с учетом индексации - 386322,91 руб.

Расчет пенсионного капитала: Страховая часть пенсии на 31.12.2014г.: (794,98 руб. - 450 руб.) х 252 месяца х 0,79144444 х 5,61481656031 = 386322,91 руб. + -386322,91 руб. х 25% + 94067,69 руб. = 576971,33 руб. / 252 месяцев = 2289,57 руб., где

794,98 руб. - расчетный размер трудовой пенсии: 0,55 (стажевый коэффициент при полном трудовом стаже для мужчин 25 лет) х 0,865 (отношение заработков) х 1671 руб. (среднемесячная заработная плата в РФ за период с 1 июля по (дата обезличена) для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством РФ) = 794,98 руб., 450 руб. -размер базовой части на 01.01.2002г., 252 месяца - ожидаемый период выплаты пенсий, 0,79144444 - коэффициент отношения неполного стажа истца (19 лет 09 месяцев 13 дней) к требуемому полному (25 лет), 5,61481656031 - суммарный коэффициент индексации расчетного пенсионного капитала с 01.01.2002г. до дня назначения пенсии истца,

25 % - 10% - величина валоризации (повышения) расчетного пенсионного капитала, - 15% - за наличие полных 15 лет трудового стажа до 01.01.1991г.

576971,33 руб. - сумма расчетного пенсионного капитала на (дата обезличена) с учетом его валоризации и страховых взносов.

Руководствуясь частью 10 статьи 15 Федерального закона № 400-ФЗ, определяется величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 01.01.2015г.:

2289,57 руб. / 64,10 руб. (стоимость одного пенсионного коэффициента на 01.01.2015г.) = 35,719. К этому значению прибавляется размер ИПК истца с (дата обезличена), равный 0,000 получаем ИПК истца равный 35,719.

35,719 х 71,41 руб. (стоимость одного пенсионного коэффициента, установленная Федеральным законом от 29.12.2015г. № 385-ФЗ) = 2550,69 руб. -размер страховой пенсии при ее назначении.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от (дата обезличена)N 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» с 01.02.2016г. стоимость одного пенсионного коэффициента составила 74,27 руб., а фиксированная выплата увеличена в 1,04 раза. В этой связи страховая пенсия составила 2652,85 руб., фиксированная выплата - 4558,93 руб., общая сумма -7211,78 руб.

С 01.02.2017г. в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 19.01.2017г. (номер обезличен) и 36 стоимость одного пенсионного коэффициента составила 78,28 руб., а фиксированная выплата увеличена в 1,054 раза. В этой связи страховая пенсия составила 2796,08 руб., фиксированная выплата - 4805,11 руб., общая сумма7601,19 руб.

С 01.04.2017г. в соответствии со статьей 8 Федерального закона от (дата обезличена)N 416-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» стоимость одного пенсионного коэффициента составила 78,58 руб. В этой связи страховая пенсия составила 2806,80 руб., фиксированная выплата - 4805,11 руб., общая сумма - 7611,91 руб.

Кроме того, в соответствии с нормами Федерального закона от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в случае, если размер пенсии в совокупности с иными мерами социальной поддержки не достигает прожиточного минимума пенсионера в субъекте РФ, устанавливается федеральная социальная доплата.

Прожиточный минимум пенсионера в (адрес обезличен) на 2016 год составлял 7992 рубля, на 2017 год составляет 8082 рубля. Управлением социальной защиты населения (адрес обезличен) ежемесячно предоставляются меры социальной поддержки в сумме 200 рублей. На основании заявления ФИО2 от 17.02.2016г. ФИО2 с 01.03.2016г. установлена федеральная социальная доплата (далее - ФСД) в размере 580, 22 руб. (7992 руб. - 7211,78 руб. - 200 руб. = 580,22 руб.). Размер ФСД с 01.01.2017г. равен 670,22 руб., с 01.02.2017г. - 280,81 руб., с 01.04.2017г.-270,09 руб.

Страховая пенсия с 01.01.2018г. составила 4610,38 руб., фиксированная выплата - 4982,90 руб., общая сумма - 9593,28 руб. Страховая пенсия с 01.01.2019г. составила 4935,69 руб., фиксированная выплата - 5334,19 руб., общая сумма - 10269,88 руб.

Так же судом установлено, что в период с (дата обезличена) по (дата обезличена) истец проходил службу в рядах Советской армии в составе войсковой части 2255 пгт. Южно-Курильск, сахалинской области, что также подтверждается архивной справкой ФСБ России (л.д. 17).

(адрес обезличен)ов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденному постановлением ФИО1 от (дата обезличена)(номер обезличен), (адрес обезличен) отнесен к районам Крайнего Севера. Таким образом, истец проходил срочную службу по призыву в районе Крайнего Севера, (дата обезличена) он был исключен из списков личного состава войсковой части 2255, уволен в запас Советской Армии, на постановку на учет направлен в Кондинский РВК, (адрес обезличен), а (дата обезличена) истец был принят на работу в СУ-6 треста «Ленгазспецстрой», что также подтверждается записями его трудовой книжки (л.д. 16) справкой о начислениями заработной платы (л.д. 42 оборот). При этом работодатель истца Ленгазспецстрой предоставил правку о подтверждении стажа работы истца ( л.д. 64), согласно которой он действительно работал в СУ 6 треста Ленгазспецстрой по специальности стропальщик на линейном участке строительства НПС «Конда» (адрес обезличен) Ханты-Мансийской АО – в местности, приравненной к района Крайнего Севера. Указанный период работы истца принят ответчиком к зачету в МКС стаж истца, что подтверждается сведениями о зачете стажа ( л.д. 72-73). Таким образом, судом достоверно установлено, что истец служил по призыву в рядах Советский Армии в РКС и после службы в срок не позднее 3 месяцев был трудоустроен в МКС.

В соответствии с постановлением ФИО1 от (дата обезличена)(номер обезличен) «О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях» солдатам, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного ФИО1ФИО1 от (дата обезличена) и от (дата обезличена), если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах.

Таким образом, из буквального толкования указанных норм следует, что лицам, перечисленным в Постановлении ФИО1 от (дата обезличена)N 181, период их действительной срочной военной службы засчитывался в специальный стаж (а в данном случае «Северный стаж»), дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

Как следует из материалов дела, спорный период службы в Армии истца ( службы по призыву) включен комиссией ответчика в его общий страховой стаж в календарном исчислении ( л.д. 55), в то время как истец настаивает на его включении в его северный стаж.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от (дата обезличена)N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются: период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от (дата обезличена)N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей".

Исследовав указанный довод, суд приходит к выводу о его и обоснованности в силу вышеназванного, а также с учетом постановления ФИО1 от (дата обезличена)(номер обезличен) «О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера». Вместе с тем, истец просит включить в его Северный стаж спорный период в льготном исчислении.

Исследовав указанный довод суд приходит к выводу об отсутствии оснований для применения к спорному периоду льготного исчисления в силу следующего.

Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу осуществляется на основании Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

В соответствии со ст. 1 указанного Закона его действие распространяется на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, а не на военнослужащих, проходивших военную службу по призыву (действительную срочную военную службу).

Согласно ч. 2 ст. 18 данного Закона, время прохождения военной службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении лишь лицам, указанным в ст. 1 этого Закона.

Что же касается пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (действительную военную службу), то в соответствии с ч. 2 ст. 2 названного Закона оно осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях". Льготного порядка исчисления трудового стажа в данном случае указанный закон не предусматривает, как и не предусматривал ранее действующий 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Кроме того, исходя из разъяснения Конституционного Суда РФ, данные им в Определении от 17.07.2003 года N 268-О "По запросу гарнизонного военного суда о проверке конституционности части второй статьи 18 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", согласно которым пенсия за выслугу лет как мера государственной социальной защиты военнослужащих, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, обусловлена их особым правовым статусом, предопределяемым характером военной службы. В целях поддержки и поощрения лиц, избравших своей профессиональной деятельностью военную службу и осуществляющих специфические задачи обороны страны, сопряженные с опасностью для их жизни и здоровья, государство вправе, исходя из особенностей условий прохождения военной службы, предусматривать для них льготы по пенсионному обеспечению, касающиеся, в частности, и исчисления выслуги лет для назначения пенсии при прохождении ими службы в особых условиях, равно как и определять порядок реализации этих льгот во времени и по кругу лиц.

Установление такого рода льгот по исчислению выслуги лет для военнослужащих, проходивших военную службу в особых условиях в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, и, соответственно, дифференциация в пенсионном обеспечении, в том числе в правилах исчисления выслуги лет в зависимости от того, осуществлялась ли военная служба на профессиональной, контрактной основе либо она проходила по призыву, не может рассматриваться как не согласующаяся с требованиями конституционного принципа равенства всех перед законом и судом и равенства прав и свобод человека и гражданина (статья 19, части 1 и 2 Конституции Российской Федерации) и нарушающая право на пенсионное обеспечение (статья 39 Конституции Российской Федерации).

Поскольку непосредственно из Конституции Российской Федерации право лиц, проходивших военную службу, на такого рода льготу не вытекает, именно законодатель, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, в том числе связанные с необходимостью более широкого привлечения граждан Российской Федерации на военную службу на контрактной основе, вправе решать, целесообразно ли устанавливать правило о том, чтобы время их военной службы в особых условиях по призыву засчитывалось им в выслугу лет при назначении пенсии в соответствии со ст. 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" не в календарном, а в льготном исчислении. Таким образом, учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для льготного исчисления службы по призыву истца.

Также истец в своем иске просит произвести перерасчет размера его пенсии с учетом включения в его стаж периода службы по призыву в РКС.

Исследуя указанное требования суд приходит к следующему выводу.

Основания перерасчета размеров страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца при возникновении обстоятельств, влияющих на определение размеров указанной части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца предусмотрены в пункте 2 статьи 17 Федерального закона N 173-ФЗ (в ред. Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ). К числу которых относятся: достижение пенсионером возраста 80 лет, изменение группы инвалидности, количество нетрудоспособных членов семьи или категории получателей трудовой пенсии по случаю потери кормильца, а также случаи приобретения необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях и (или) страхового стажа, дающих право на установление повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости или фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности в связи с работой в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях, а также иные случаи, предусмотренные Федеральным законом N 173-ФЗ.

В соответствии с п. 1 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.

Согласно п. 2 ст. 30 Федеральный закон от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. N 30, исчисляя трудовую пенсию, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, в целях сохранения ранее приобретенных прав на пенсию производят оценку пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.

При рассмотрении требований, связанных с оценкой органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, пенсионных прав граждан по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, судам необходимо руководствоваться правилами, изложенными в статье 30 Федерального закона N 173-ФЗ, имея в виду следующее:

расчетный размер трудовой пенсии в силу пункта 2 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ определяется по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом третьим названной статьи, либо в порядке, установленном пунктом четвертым названной статьи, либо в порядке, установленном пунктом шестым названной статьи;

в случае выбора гражданином исчисления расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ необходимо иметь в виду, что под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются периоды, перечисленные в названном выше пункте.

Если гражданин выбрал вариант исчисления расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ, судам следует иметь в виду, что под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую засчитываются периоды, предусмотренные нормами пенсионного законодательства, действовавшего до 1 января 2002 года.

При этом территориальные органы ПФР обязаны осуществлять выбор наиболее выгодного для пенсионера порядка определения размера индивидуального пенсионного коэффициента.

Согласно пенсионному делу истца расчет его пенсии произведен по пункту 3 статьи 30 закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, как наиболее выгодный, с чем суд соглашается, исследовав представленные расчеты, поскольку расчетный размер рудовой пенсии по пункту 3 составляет 1102,86, в то время как по п. 4. предусмотрено ограничение, не достигающее указанной величины, а потому размер пенсии истца, рассчитанный по п. 4 для него не выгоден.

Однако истец в своем заявлении и в судебном заседании неоднократно настаивал на произведении ему перерасчета, с учетом включения в его Северный стаж периода срочной службы.

В судебном заседании истец также пояснил, что он неоднократно обращался к ответчику с заявлениями о перерасчете размера пенсии, однако в произведении перерасчета истцу было отказано, (дата обезличена) им было написано заявление о перерасчете размера его пенсии и запросе в архив, (дата обезличена) им было написано письменное обращение на имя начальника Кстовского Управления ГУ УПФ, где им было приложено основание для перерасчета – справка от (дата обезличена) ФСБ России о его службе в рядах Советской Армии и месте службы.

Также представитель ответчика в судебном заседании поясняла, что письменных заявлений установленного образца о перерасчете истцом не подавалось, а его заявления от (дата обезличена) и (дата обезличена) были рассмотрены как обращения, поскольку не соответствовало установленному образцу для заявлений о перерасчете.

Исследовав указанные доводы, суд приходит к следующему выводу.

Судом установлено, что впервые истец обратился с заявлением, в котором просит ответчика пересчитать его трудовой стаж в связи с не включением в него службы в армии - (дата обезличена), а потому данное заявление следует считать как заявление о перерасчете. К доводу представителя ответчика о том, что данное заявление было рассмотрено им как обращение, суд относится критически в силу следующего.

В соответствии с п. 3 Положения о Пенсионном фонде РФ, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 2122-1, Пенсионный фонд России обеспечивает разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда.

Согласно п. 25 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных Приказом Минтруда России от 17.11.2014 N 884н, днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о назначении пенсии со всеми необходимыми для ее назначения документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, за исключением случаев, указанных в пунктах 26 - 28 настоящих Правил.

Факт и дата приема заявления о назначении пенсии и необходимых для ее назначения документов от заявителя подтверждается уведомлением о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии и документов, необходимых для ее назначения, выдаваемым территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявителю (п. 30 Правил).

В том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для ее назначения, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя, заявитель вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда РФ, днем обращения за пенсией считается день, указанный в пунктах 25 - 28 Правил (п. 31).

Кроме того, как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, гражданин не может реализовать свое субъективное право на пенсионное обеспечение без принятия уполномоченным органом решения о предоставлении ему пенсии определенного вида и размера, и в силу такого решения у органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, непосредственно перед этим гражданином, как участником (субъектом) данного вида правоотношений, возникает обязанность по своевременной и в полном объеме выплате ему пенсии; получение пенсионером причитающихся ему сумм пенсии является результатом совершения ряда последовательных действий, в том числе связанных с установлением его права на получение пенсии конкретного вида и в определенном размере, что и определяет содержание обязанностей органа, осуществляющего пенсионное обеспечение; выплате денежных средств, предоставляемых гражданину в рамках правоотношений по пенсионному обеспечению, предшествует принятие органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующих решений (актов) о назначении и выплате ему пенсии конкретного вида, исчисленной в порядке и размерах, установленных законодательством (Определение от 19 мая 2009 года N 541-О-О и др.).

Обладая достаточно широкой свободой усмотрения при осуществлении полномочий по определению в законе видов и правовых оснований назначения пенсий, их размеров, порядка установления, исчисления и выплаты, федеральный законодатель вправе вводить как общие правила пенсионного обеспечения, так и его особенности применительно к отдельным категориям граждан, имея при этом в виду, что Конституция Российской Федерации обязывает государство гарантировать каждому право на социальное, в том числе пенсионное, обеспечение при наступлении не только случаев (социальных рисков), названных в ее статье 39, но и других социальных рисков, признанных самим законодателем в качестве основания для его предоставления (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года N 9-П).

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение, основное содержание которого заключается в предоставлении человеку средств к существованию, удовлетворении его основных жизненных потребностей. Соответственно, поскольку пенсия имеет особое значение для поддержания материальной обеспеченности пенсионеров, стабильность их правового положения, сохранение за ними признанных государством в установленной законом процедуре пенсионных прав должны гарантироваться на законодательном уровне в рамках реализации предписаний Конституции Российской Федерации о целях политики российского государства, направленной в том числе на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, заботу о социальной защищенности своих граждан (статья 7), охрану достоинства личности (статья 21, часть 1).

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, Конституция Российской Федерации обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения; ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности (постановления от 3 мая 1995 года N 4-П, от 15 января 1999 года N 1-П, от 25 апреля 2001 года N 6-П, от 20 апреля 2006 года N 4-П и от 23 сентября 2014 года N 24-П; определения от 15 февраля 2005 года N 17-О, от 1 марта 2010 года N 323-О-О и др.). Тем самым предполагается установление такого правового регулирования в сфере пенсионного обеспечения, которое в соответствии в том числе с вытекающими из взаимосвязанных положений статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации принципами правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства гарантировало бы гражданам, что решения о назначении пенсии принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на пенсию, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения пенсии и определения ее размера, с тем чтобы гражданин как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы.

Поскольку судом достоверно установлено, что (дата обезличена) истец за перерасчетом размера его пенсии не обращался, однако учитывая вышеизложенное, суд считает возможным удовлетворить требования истца об обязании включить в его стаж работы в РКС период срочной службы в армии и произвести перерасчет размера его пенсии с учетом включенного периода с 1 числа месяца, следующего за датой обращения за перерасчетом, и поскольку таковым обращением суд признает его заявление от (дата обезличена), перерасчет надлежит произвести с (дата обезличена).

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО2 к ГУ УПФ Р по (адрес обезличен) о признании незаконными действий и обязании включить период в специальный стаж удовлетворить частично.

Признать незаконными действия комиссии ГУ УПФ по (адрес обезличен) в части признания не подлежащим включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода прохождения срочной военной службы с (дата обезличена) по (дата обезличена).

Обязать ГУ УПФ по (адрес обезличен) включить с (дата обезличена) в стаж работы в соответствии с п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона «О страховых пенсиях» период срочной военной службы ФИО2 с (дата обезличена) по (дата обезличена) в календарном порядке и произвести перерасчет размера его пенсии с указанной даты с учетом включенного периода.

В удовлетворении остальных требований, а именно о включении с (дата обезличена) в стаж работы в соответствии с п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона «О страховых пенсиях» период срочной военной службы ФИО2 с (дата обезличена) по (дата обезличена) в льготном исчислении и произвести перерасчет размера его пенсии с указанной даты с учетом включенного периода, ФИО2 отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Кстовский городской суд.

Судья

Кстовского городского суда Кондратьев И.Ю.