Дело № 2-1012/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 июня 2013 года г. Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Ирхиной Е.Н.
при секретаре Масойть В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Б.С.Ф., П.Е.М. к администрации городского округа «Город Калининград», администрации Центрального района городского округа «Город Калининград», 3-и лица: ООО ЖЭУ «Вагоностроитель», П.В.Л., П.В.В., И.А.И., С.Д.А., С.А.В., С.Н.Н., А.Л.Б., З.А.В., о понуждении к производству капитального ремонта квартиры, общего имущества жилого многоквартирного дома, взыскании судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л:
Б.С.Ф., П.Е.М. обратились в суд с вышеуказанными исками, указывая, что они проживают в многоквартирном < адрес > в г. Калининграде, где истица П.Е.М. является собственником доли в праве собственности на < адрес > данном доме, а истица Б.С.Ф. нанимателем < адрес > мансардного типа. Данный дом до 1945 года постройки, представляет собой отдельно стоящее четырехквартирное двухподъездное одноэтажное строение с мансардой, подвалом, имеет номер 91-93. За все время их проживания по данному адресу, капитальный ремонт ни дома, ни квартиры, ни разу не проводился. По данным технического паспорта № от < Дата > физический износ основных конструкций дома составляет 65%. Несмотря на их обращения в различные организации: ЖЭУ, администрацию Центрального района г. Калининграда, никто до настоящего времени надлежащих работ по капитальному ремонту дома так и не произвел. На последнее обращение Б.С.Ф. от < Дата > специалистами администрации района < Дата > было произведено обследование квартиры и установлено, что в жилых комнатах на потолке имеются следы протечек кровли. Потолок покрыт плесенью. Требуется выполнить ремонт кровли. Котел отопления газовый, старого образца. По результатам обследования, она получила только обещание, что администрация Центрального района обратится с предложением в администрацию ГО «Город Калининград» о замене газового котла в ее квартире только в 2013 году, а в проведении капитального ремонта крыши было отказано со ссылкой на то, что капитальный ремонт является обязанностью собственников помещений этого дома, которыми, включая П.Е.М., после создания ТСЖ, также неоднократно подавались заявки на участие в долгосрочной программе «Капитальный ремонт многоквартирных жилых домов». Однако, несмотря на необходимость проведения капитального ремонта в доме, в том числе на момент приватизации квартиры П.Е.М., в удовлетворении заявок им было отказано. Согласно заключению специалиста № от < Дата > ФБУ КЛСЭ Министерства юстиции РФ наружные стены жилого дома не соответствуют нормативному сопротивлению по теплопередаче, предусмотренному СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий». Штукатурный слой фасада рассыпается, имеются следы залива (переувлажнения), трещины и многочисленные обрушения, в результате неисправной кровли. Также присутствует разрушение кирпичной кладки. Стропильная система поражена гнилью (жуком-короедом). В кровле имеются просветы, черепица расслаивается, местами сдвинута. Имеются многочисленные следы залива. Система водоотведения технически неисправна и т.п. На основании изложенного, Б.С.Ф. просит обязать администрацию ГО «Город Калининград» выполнить капитальный ремонт < адрес > в г. Калининграде: заменить газовый котелок, произвести ремонт потолка от плесени, П.Е.М. просит обязать ответчика выполнить внешние работы по капитальному ремонту дома в соответствии с техническим заключением: произвести ремонт фасада здания -100%, отбить штукатурку, заменить оконные блоки на лестничных клетках и в подвале, произвести наружное утепление стен, оштукатуривание и окраску стен, ремонт чердачного перекрытия с заменой утеплителя, ремонт стропильной системы с пропиткой деревянных элементов антисептиками и антиперенами, ремонт системы водоотведения, замену кровельного покрытия, ремонт кладки дымовентиляционных стояков выше чердачного пространства, ремонт балконов в совокупности с крышей, гидроизоляцию стен и пола подвала, ремонт крылец входов в здание, устройство бетонной отмостки по всему периметру здания; ремонт инженерных сетей: заменить трубопровод системы водоснабжения и запорной арматуры, стояков системы канализации, электропроводки и приборов учета. Взыскать с Администрации ГО «Город Калининград» понесенные судебные расходы в сумме 15450 на проведение строительно-технической экспертизы, расходы на оплату государственной пошлины в сумме 200 рублей.
Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены собственники < адрес > в г. Калининграде – П.В.Л. П.В.В., И.А.И., < адрес > в г. Калининграде – С.Д.А., С.А.В., С.Н.Н. и < адрес > названного дома – А.Л.Б., З.А.В., а также ТСЖ «Радищева 91-93», управляющее домом с < Дата > и до настоящего времени, Управление учета и найма жилья комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации ГО «Город Калининград», Служба государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области.
В ходе судебного разбирательства истицы неоднократно уточняли исковые требования, окончательно Б.С.Ф. просила обязать администрацию ГО «Город Калининград» выполнить капитальный ремонт < адрес >: заменить газовый котел, произвести ремонт потолка. П.Е.М. просила обязать администрацию ГО «Город Калининград» организовать проведение и финансирование следующих работ капитального характера: ремонт фасада здания 100% с отбивкой штукатурки, заменой оконного блока на лестничной клетке < адрес > (1шт), в подвале < адрес >, 93 (4шт), наружное утепление стен, оштукатуривание и окраску стен; ремонт чердачного перекрытия с заменой утепления 100%, а именно: снятие дощатого настила по всей поверхности перекрытия, замену утеплителя из шлака на более современный (из минеральной ваты), замену деревянных балок и устройство нового дощатого настила; ремонт крыши 100%: снятие желобов и водосточных труб, снятие кровли из керамической черепицы, разборку сплошной дощатой обрешетки, разборку деревянной стропильной системы и мауэрлата, устройство деревянной стропильной системы и мауэрлата, устройство сплошной дощатой обрешетки, антисептирование деревянных элементов антисептиками и антипиренами, устройство кровли из новых более современных материалов (металлочерепица), устройство элементов водоотведения атмосферных осадков (желобов и водосточных труб); ремонт кладки дымовентиляционных стояков выше чердачного пространства; ремонт балконов (2шт) - 100%, включая разборку конструкции козырька балкона из шифера по деревянным балкам, разборку деревянного ограждения из досок по деревянному каркасу из бруса, разборку деревянного дощатого пола и балок из бруса, возведение новой конструкции балконов (по проекту); замену крылец входов в здание из кирпича 100% подъезда № и № (2шт), включая разборку кирпичных крылец, устройство новых крылец бетонных с предварительным устройством опалубки; устройство бетонной отмостки по всему периметру здания путем разборки существующей отмостки, разработки траншеи на глубину до подошвы фундамента по периметру здания, выполнения вертикальной гидроизоляции, устройства по периметру здания новой бетонной отмостки по основанию; замену деревянной конструкции лестницы коридора с забежными ступеньками и ограждением в подъезде № (1 шт); ремонт путем штукатурки стен и потолков 100% в местах общего пользования (коридорах) подъездов № и № 93: отбивку штукатурки с потолка и стен, подготовку поверхности стен и потолка под окраску, окраску поверхности стен и потолка; ремонт инженерных сетей: замена 100% электропроводки в помещениях коридоров и подвале подъездов № 91, № и общего щитка (1шт), который находится в подвале № 91, замену трубопровода 100% системы водоснабжения и запорной арматуры (вентили, краны) в пределах подвала подъездов № и № 93, замену трубопровода 100% канализации в пределах подвала подъездов № и № и отвода канализации из здания до первого колодца придомовой территории подъезда № 91.
В письменном отзыве на исковое заявление представитель ответчика администрации ГО «Город Калининград» ФИО1, действующая на основании доверенности № 27/дв от < Дата > года, исковые требования не признала, ссылаясь на то, что истица Б.С.Ф. занимает < адрес > на основании договора социального найма, истица П.Е.М. стала собственницей жилого помещения в < адрес > в г. Калининграде в порядке приватизации в 2001 году. Полагала, что П.Е.М. не представила доказательств нуждаемости дома в капитальном ремонте согласно перечню заявленных работ на дату приватизации квартиры, поскольку выводы, содержащиеся в акте экспертного исследования состояния дома на 2012 год, представленного в качестве доказательства заявленных требований, сделаны по состоянию на 2012 год, при этом специалистом не определена давность образования дефектов конструкций и инженерных коммуникаций, подлежащих ремонту. Также не согласилась с требованием истцов и выводами эксперта о необходимости проведения работ по утеплению стен фасада за счет средств ГО «Город Калининград» в рамках исполнения обязательств бывшего наймодателя, так как эти работы являются модернизацией объекта, которая должна осуществляться за счет средств собственников помещений многоквартирного дома. Администрация ГО «Город Калининград» является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления ГО «Город Калининград» и наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения. В компетенцию администрации городского округа не входит производство каких-либо работ и оказание услуг. Постановлением администрации городского округа «Город Калининград» от < Дата > № утверждена долгосрочная целевая Программа «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов городского округа «Город Калининград» в 2012-2014 г.г.», в рамках которой реализуются мероприятия по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, в том числе и в порядке исполнения ранее возникших (до приватизации жилых помещений граждан) обязательств прежнего наймодателя. Выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов осуществляется в соответствии с адресным перечнем мероприятий согласно приложениям к вышеуказанной Программе. Мероприятия по капитальному ремонту многоквартирных домов осуществляются исходя из имеющихся лимитов финансирования. Финансирование из бюджета ГО «Город Калининград» в рамках Программы осуществляется в виде субсидий на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов. Постановлением администрации ГО «Город Калининград» от < Дата > № (в редакции Постановления администрации городского округа «Город Калининград» от < Дата > № 691) утвержден Порядок предоставления субсидий из бюджета ГО «Город Калининград» управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным и иным специализированным потребительским кооперативам на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов. В случае установления факта нуждаемости дома в капитальном ремонте на момент приватизации жилого помещения истицей П.Е.М. администрация городского округа реализует обязанность бывшего наймодателя по производству капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома путем включения данного дома в соответствующий адресный перечень домов, подлежащих капитальному ремонту, и обеспечит финансовыми средствами проведение данного капитального ремонта. Вместе с тем, полагает, что истицей П.Е.М. значительно пропущен трехлетний срок исковой давности, установленный статьей 196 ГК РФ для защиты нарушенного права, который по данной категории дел должен исчисляться с момента передачи жилого помещения в собственность гражданину в порядке приватизации. В данном случае он исчисляется с 2001 года и истек в 2004 году.
Представитель Службы государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Калининградской области Голубь Е.Ю., действующий на основании доверенности № от < Дата > года, представил суду ходатайство, в котором указал, что согласно приказу Службы государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области от < Дата > № «О выявленных объектах культурного наследия» жилой дом, расположенный по адресу: г. Калининград, < адрес >, 93 включен в перечень выявленных объектов культурного наследия, является памятником градостроительства и архитектуры начала XX века; представляет интерес, как сохранившаяся часть исторической застройки района Ратсхоф. Особенности объекта, подлежащие государственной охране – это основные габариты здания; особенности объемно-планировочного решения; конструктивные особенности; фасады и материал их отделки, исторические габариты и геометрия кровли, а также исторический материал ее покрытия, элементы внешнего декоративного убранства фасадов, включая конструкции заполнения оконных и дверных проемов (формы, габариты, конструктивные особенности, фактура, материала и количество) Объект культурного наследия «Дом жилой», подлежит государственной охране как выявленный объект культурного наследия, начиная с 2007 года на основании приказа Министерства культуры Калининградской области от 19.06.2007 года № 48 «О выявленных объектах культурного наследия». Однако, в силу п. 3 ст. 48 Федерального закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов России» собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия. На основании положения о Службе государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 29.01.2008 года № 19, Служба является исполнительным органом государственной власти Калининградской области, осуществляющим функции по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия. В соответствии с п. 1 ст. 9.3 Федерального закона № 73-ФЗ сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений или городских округов, относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. При таких обстоятельствах вопросы организации и осуществления работ по сохранению объекта культурного наследия, находящегося в муниципальной или частной собственности, находятся вне компетенции Службы. Вместе с тем, Служба как орган исполнительной власти, уполномоченный в области сохранения, использований, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, поддерживает любую инициативу, направленную на поддержание в эксплуатационном состоянии и обеспечение физической сохранности вышеуказанного объекта культурного наследия. С учетом изложенного, в случае удовлетворения требований истцов, просил предусмотреть в судебном решении обязанность ответчика при организации, подготовке и проведении работ по сохранению жилого < адрес > в городе Калининграде учесть вышеуказанные требования действующего законодательства об объектах культурного наследия.
В судебное заседание истица Б.С.Ф. не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежаще.
Истица П.Е.М., являющаяся также председателем ТСЖ «Радищева 91-93», представляющая интересы членов ТСЖ на основании протокола общего собрания собственников жилых помещений < адрес >, 93 от < Дата > года, 3-е лицо Б.Е.С., также представляющая интересы истицы Б.С.Ф. на основании доверенности серии < адрес >9 от < Дата > года, в судебном заседании уточненные исковые требования поддержали по вышеизложенным основаниям.
Представитель ответчиков администрации Центрального района ГО «Город Калининград», администрации городского округа «Город Калининград» - ФИО1, действующая на основании доверенностей № 39-2-13/и от < Дата > и № 27/дв от < Дата > соответственно, исковые требования не признала, по основаниям, изложенным в письменном отзыве, дополнительно пояснила, что работы по ремонту путем штукатурки стен и потолков 100% в местах общего пользования (коридорах) подъездов № и № с отбивкой штукатурки с потолка и стен, подготовкой поверхности стен и потолка под окраску, окраской поверхности стен и потолка, относятся к работам текущего характера, которые должны быть выполнены ООО «ЖЭУ «Вагоностроитель» за счет собственников помещений, работы же по замене отвода канализации из здания до первого колодца придомовой территории подъезда № не могут быть включены в работы по капитальному ремонту дома, поскольку данный отвод в состав общего имущества дома не входит. Кроме того, полагала, что собственники помещений дома, приобретшие их не в порядке приватизации, а по договорам купли-продажи, мены, дарения, обязаны участвовать в финансировании работ соразмерно своей доле в праве собственности на общее имущество, поскольку состояние помещений на момент их приобретения было для них очевидным. С учетом изложенного, просила в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель третьего лица ООО «ЖЭУ «Вагоностроитель» - ФИО2, действующая на основании доверенности б/н от < Дата > года, в судебном заседании оставила разрешение вопроса о проведении капитального ремонта < адрес >, 93 по < адрес > в г. Калининграде на усмотрение суда.
Представитель 3-го лица Управления учета и найма жилья комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации ГО «Город Калининград» по доверенности ФИО3, в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие и отзыв, в котором просил в удовлетворении требований Б.С.Ф. отказать, так как муниципальная < адрес > в г. Калининграде в части работ по замене газоиспользующего оборудования, перемонтажа внутреннего газопровода, работ по ремонту системы отопления, устройства ГВС включена в ведомственную целевую программу «Капитальный ремонт муниципального жилищного фонда ГО «Город Калининград» на 2013 год, а работы по ремонту потолка от плесени относятся к текущему ремонту, который наниматель обязан производить за свой счет.
Третьи лица П.В.Л., П.В.В., И.А.И., С.Д.А., С.А.В., С.Н.Н., А.Л.Б., З.А.В., Служба государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще.
Выслушав стороны и представителей, исследовав все доказательства по делу в их совокупности и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 16 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с указанным Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
Разъясняя ст. 16 названного Закона путем системного толкования правовой нормы совместно со ст. 158 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) и ст. 210 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), Верховный Суд РФ в Обзоре законодательства и судебной практики за второй квартал 2007 г. указал, что наймодатель несет обязательства по капитальному ремонту как жилых помещений, так и общего имущества в многоквартирном доме до момента исполнения, если на момент приватизации дом требовал капитального ремонта.
Таким образом, в случае, если при приватизации хотя бы одной жилой квартиры многоквартирный дом нуждался в капитальном ремонте, бывший наймодатель обязан произвести капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. При этом Закон определяет как само обязательство - проведение капитального ремонта дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, так и должника по нему - бывший наймодатель.
С < Дата > введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации, ст. 158 которого предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, содержится также в ст. 210 Гражданского кодекса РФ.
Исходя из системного толкования ст. 16 вышеназванного Закона, ст. 158 ЖК РФ и ст. 210 ГК РФ, после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе на гражданах, приватизировавших жилые помещения.
Гражданским законодательством установлено, что в случае, если обязательство не исполняется должником в добровольном порядке, кредитор вправе обратиться за понуждением к исполнению обязательства в суд.
Судом установлено, что жилое здание, расположенное по адресу г. Калининград, < адрес >, представляет собой одноэтажное с мансардой и подвалом кирпичное строение до 1945 года постройки.
По данным учетно-технической документации в названном доме расположено четыре квартиры, три из которых переданы в собственность жильцов, одна из квартир является муниципальной.
Как следует из материалов дела в < адрес >, расположены: < адрес > собственниками которой являются П.Е.М., П.В.Л., П.В.В., И.А.И. – начиная с < Дата > года; < адрес >, нанимателем которой является Б.С.Ф., в ней также зарегистрирована Б.Е.С.; в < адрес > расположены < адрес >, собственниками которой являются С.Н.Н. – с < Дата > года, С.Д.А.- с < Дата > года, С.А.В. – с < Дата > года; < адрес >, собственниками которой являются А.Л.Б., З.А.В. – с < Дата > года.
До 2010 года данный дом находился в управлении ЖКО «Вагоностроитель», МУП ЖЭУ «Вагоностроитель». Согласно выписке из ЕГРЮЛ, с < Дата > на основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного < адрес > в г. Калининграде было создано ТСЖ «Радищева 91-93». < Дата > между ООО «ЖЭУ Вагоностроитель» и ТСЖ «Радищева 91-93» был заключен договор об оказании услуг по обслуживанию общего имущества многоквартирного жилого дома.
В материалы дела представлена информация о техническом состоянии < адрес > в г. Калининграде, начиная с 2011 года. Так, из ответа администрации Центрального района ГО «Город Калининград» на обращение Б.С.Ф. о ремонте потолка и замене котла отопления в ее квартире, ремонте кровли < адрес >, следует, что в жилых комнатах < адрес > на потолке имеются следы от протечек кровли, потолок покрыт плесенью, требуется выполнить ремонт кровли, котел отопления в квартире газовый, старого образца, в рабочем состоянии. А данном ответе Администрация района выразила свое намерение внести предложение в администрацию ГО «Город Калининград» о включении ремонта < адрес > в части замены котла в план капитального ремонта объектов муниципальной собственности в жилых домах городского округа «Город Калининград» на 2013 год.
Из сообщения комитета муниципального имущества и земельных ресурсов от < Дата > следует, что муниципальная < адрес > в г. Калининграде включена в ведомственную целевую программу «Капитальный ремонт муниципального жилищного фонда городского округа «Город Калининград» на 2013 год в соответствии с приказом комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» от < Дата > № по разработке проектной документации на замену газоиспользующего оборудования с возможностью перемонтажа внутреннего газопровода, ремонта системы отопления, устройства ГВС. Непосредственно монтажные работы по газоиспользующему оборудованию будут запланированы на 2014 год.
Согласно пояснениям П.Е.М., капитальный ремонт всего дома, который не ремонтировался с 1945 года, требовался еще до приватизации жильцами дома принадлежащих им квартир, что подтверждается техническим паспортом дома. Собственники помещений дома неоднократно обращались в администрацию Центрального района ГО «Город Калининград», в ЖЭУ с вопросами о ремонте дома. Администрацией района неоднократно осуществлялось обследование их дома, производилась его фотосъемка, на этом все и заканчивалось, без предоставления каких-либо ответов или производства работ. Подтвердить данные факты она не может, поскольку заявлений, свидетельствующих о наличии их обращений в администрацию района по вопросам ремонта дома не сохранилось. Обращения жильцов дома в ЖЭУ также не фиксировались, управляющая компания на них не реагировала По отдельным заявкам работниками ЖЭУ осуществлялся выезд и производились работы, в частности по частичному ремонту кровли, канализационной системы.
Как следует из карточек персонифицированного учета по дому № 91, 03 по < адрес >, представленных ООО «ЖЭУ «Вагоностроитель», последним в период с 2004 года по 2008 года по заявкам жильцов < адрес >, 93 производилось техническое обслуживание дома, производство ремонтных работ по устранению протечек кровли, ремонту канализационной системы и иных работ, что свидетельствует о принятии мер собственниками помещений дома по обеспечению, по мере возможности, безопасности здания в процессе его эксплуатации, его сохранности, в соответствии с требованиями «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений» принятого Федеральным законом РФ № 384-ФЗ от 30. 12. 2009 года.
Вместе с тем, доказательств производства каких-либо работ капитального характера в < адрес >, 93 по < адрес > в г. Калининграде, как в период до приватизации жильцами дома принадлежащих им квартир, т.е. до 2001 года, так и в последующий период времени суду представлено не было.
После создания жильцами названного дома ТСЖ, его правлением дважды предпринимались попытки организации капитального ремонта дома путем подачи заявок на включение дома в адресный перечень программы «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов городского округа «Город Калининград», однако в 2011 и 2012 годах дом не был включен в перечень домов, подлежащих капитальному ремонту из-за недобора баллов. Данные обстоятельства подтверждаются письмами комитета городского хозяйства администрации ГО «Город Калининград» за исх. № от < Дата > года, за исх. № от < Дата > года.
Таким образом, в нарушение Положения «Об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», введенного в действие с < Дата > приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от < Дата > № 312, капитальный ремонт дома, подлежащий проведению через 15-20 лет, не осуществлялся более 60 лет. Согласно Приложению № ВСН 58-88 продолжительность эффективной эксплуатации элементов зданий и объектов до капитального ремонта составляет: Фундаменты - 50 лет, кирпичные стены - 40 лет, перекрытия армокирпичные - 80 лет, перекрытия деревянные чердачные — 30 лет, стропильная система деревянная - 50 лет, кровля из керамической черепицы - 60 лет, стропильная система деревянная - 50 лет, система водоотвода - 10 лет, окна деревянные - 40 лет, наружная штукатурка - 30 лет, трубопроводы холодного водоснабжения — 15 лет, крыльца - 20 лет. В техническом паспорте на дом отсутствуют какие-либо отметки о проведении когда-либо капитального ремонта рассматриваемого дома, общий износ основных конструкций и составляющих элементов которого в целом по состоянию на < Дата > составлял 60%, по состоянию на < Дата > - 65%. Техническое состояние дома по состоянию на < Дата > определено следующим образом: фундаменты – сырость стен подвала и 1 этажа – степень износа 55%, наружные и внутренние капитальные стены, кирпичные перегородки – сырость, трещины, выкрашивание кирпича – износ 55%, чердачные, междуэтажные, подвальное перекрытия – трещины на потолке, провисание, ржавые пятна – износ 60%, крыша черепичная по сплошной обрешетке, стропила деревянные – прогиб кровли, гниль деревянных конструкций, стертость – износ 70%, полы - прогиб досок, сколы, - износ 55%, проемы оконные и дверные – гниль рам и подоконных досок, полотна разбиты, перекос, трещины – износ 70%, наружные отделочные работы – трещины – износ 60%, внутренние отделочные работы – сырость, трещины, загрязнение окрашенного слоя – износ 60%, водопровод, канализация, электроосвещение – проржавление труб, повреждение электроприборов – износ 65%, отмостка разрушена, крыльца, лестницы деревянные, балконы – стертость, гниль балок. Следовательно, на момент 1999, 2001 годов настоящий дом уже нуждался в проведении капитального ремонта.
Из представленного суду акта экспертного исследования № от < Дата > года, составленного ФБУ Калининградская лаборатория судебной экспертизы следует, что обследованный многоквартирный жилой дом по < адрес >93 в г. Калининграде представляет собой одноэтажное здание с мансардой и подвалом кирпичное строение до 1945 года постройки, подключенное к городским сетям электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения, канализации, имеет котелковое отопление. На момент осмотра в обследуемом здании выявлены следующие признаки физического износа: кирпичные стены, наружная штукатурка - массовое обрушение штукатурки фасадов, карнизов, при простукивании легко отстает, выветривание швов, расслоение кирпича, ослабление кирпичной кладки стен, карниза, трещины в карнизах, высолы и следы, увлажнения, штукатурный слой рассыпается, плохое сцепление с поверхностью стен. На поверхности стен следы залива в виде пятен темно-коричневого цвета. Толщина стен не соответствует требованиям СНиП. Перекрытия армокирпичные и деревянные – в пределах подвала штукатурный слой отсутствует, следы залива в виде пятен темно- коричневого цвета, слежавшийся утеплитель в чердачном перекрытии, гниль рабочего настила по перекрытию, зыбкость чердачного перекрытия. Кровля, деревянная стропильная система: - вокруг дымохода и по коньку отделка выполнена с нарушениями, в кровле имеются просветы, черепица расслаивается, местами сдвинута, по периметру наружных стен и парапета следы залива в виде пятен коричневого цвета, что говорит о плохом состоянии крыши, наличие следов залива водами, жука-короеда, что подтверждает разрушение древесины элементов стропильной системы, конструкция слуховых окон деревянная, которая имеет повреждения в виде гнили, остекление отсутствует. Деревянная конструкция балконов имеет следы залива водами, разрушение древесины, разрушение кровельного покрытия. Внутренняя отделка помещений - на стенах и потолке лестничной клетки этажа отслоение окрасочного и штукатурного слоев. Косметический ремонт не выполнялся продолжительное время. Окна и двери деревянные - древесина оконных блоков на лестничной клетке расслаивается, переплеты расшатаны, стекла разбиты, в проемах подвала оконные блоки отсутствуют. Система холодного водоснабжения, система канализации и водоотведения - ремонту не подвергалась. Система электрооборудования - электропроводка замене не подвергалась, наличие скруток, проводка заменена открытым способом (свисает). Лестницы, отмостка имеют выбоины, сколы, разрушения, бетонная отмостка отсутствует. Срок эксплуатации до капитального ремонта (замены) всех вышеперечисленных конструкций и инженерных сетей давно истек.
В соответствии с экспертным исследованием ФБУ Калининградская лаборатория судебной экспертизы № от < Дата > года, дополнением к акту экспертного исследования (л.д. 156), для приведения многоквартирного дома по < адрес > – 93 в г. Калининграде в состояние, пригодное и безопасное для постоянного проживания людей, с целью улучшения состояний конструкций многоквартирного дома и предотвращения дальнейшего разрешения его основных конструкций необходимо выполнить следующие виды работ капитального характера:
1. ремонт фасада здания 100%: отбивка штукатурки, наружное утепление стен, оштукатуривание и окраска стен;
2. ремонт чердачного перекрытия 100%: снятие дощатого настила по всей поверхности перекрытия, замена утеплителя из шлака на более современный (из минераловатной плиты), замена деревянных балок и устройство нового дощатого настила;
3. ремонт крыши 100%: снятие желобов и водосточных труб, снятие кровли из керамической черепицы, разборка сплошной дощатой обрешетки, разборка деревянной стропильной системы и мауэрлата, устройство деревянной стропильной системы и мауэрлата, устройство сплошной дощатой обрешетки, антисептирование деревянных элементов антисептиками и антипиренами, устройство кровли из новых более современных материалов (металлочерепица) и устройство элементов водоотведения атмосферных осадков (желобов и водосточных труб);
4. ремонт балконов (2шт.) 100%: разборка конструкции козырька балкона из шифера по деревянным балкам, разборка деревянного ограждения из досок по деревянному каркасу из бруса, разборка деревянного дощатого пола и балок из бруса, возведение новой конструкции балконов (по проекту);
5. замена оконного блока на лестничной клетке < адрес > (1шт.) и в подвале < адрес >,93 (4шт.);
6. разборка существующей отмостки по периметру здания, траншеи на глубину до подошвы фундамента, выполнение вертикальной гидроизоляции, засыпка траншеи и устройство по периметру здания новой бетонной отмостки по основанию;
7. замена крылец входов в здание из кирпича 100%: разборка кирпичных крылец, устройство новых крылец бетонных с предварительным устройством опалубки;
8. замена деревянной конструкции лестницы коридора с забежными ступенями и ограждением в подъезде № (1шт);
9. ремонт штукатурки стен и потолков 100% в местах общего пользования (коридорах) подъездов № и № 93: отбивка штукатурки с поверхности потолка и стен, штукатурка стен и потолка, подготовка поверхности стен и потолка под окраску, окраска поверхности потолка и стен (с учетом необходимости замены электропроводки в коридорах дома, производимой в штробе, замены лестничного марша, влекущих дополнительное разрушение штукатурки) ;
10. замена электропроводки в помещениях коридоров и в подвале подъездов № 100% и общего щитка (1 шт.), который находится в подвале № 91;
11. замена трубопроводов 100% системы водоснабжения и запорной арматуры (вентили, краны) в пределах подвала подъездов № – 93 и отвода канализации из здания до первого колодца придомовой территории подъезда № 91.
Согласно методическим рекомендациям по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в редакции от < Дата > года, для каменных зданий, имеющих от 40% до 70% износа, требуется немедленный капитальный ремонт.
Как следует из ст. 2 и п. 3 ст. 15 ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", потребность в капитальном ремонте - это необходимость проведения работ (отнесенных указанным Федеральным законом к видам работ по капитальному ремонту) по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме для приведения многоквартирного жилого дома в технически исправное состояние.
К видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов относятся: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, в том числе с установкой приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа); 2) ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонта лифтовых шахт; 3) ремонт крыш; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах; 5) ремонт фасадов.
С учетом изложенного, суд считает заявленные П.Е.М. исковые требования обоснованными, однако подлежащими частичному удовлетворению, требования же Б.С.Ф. суд считает не подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Определяя перечень работ капитального характера, которые необходимо произвести в данном доме, суд соглашается с истицей П.Е.М. и считает, что подлежат выполнению работы, указанные в п.п. 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 дополнения к акту экспертного исследования № от < Дата > (л.д. 156) в полном объеме, в п.п. 1, 11 – выполнению в части ремонта фасада здания 100%: отбивки штукатурки, оштукатуривания и окраски стен, замены трубопроводов 100% системы водоснабжения и запорной арматуры (вентили, краны) в пределах подвала подъездов № – 93.
Обязанность по планированию, обеспечению финансирования и выполнения названных работ за счет полного финансирования из бюджета городского округа «Город Калининград», следует возложить на администрацию городского округа «Город Калининград», как на бывшего наймодателя. С учетом того, что < адрес > – 93 по < адрес > в г. Калининграде включен в перечень выявленных объектов культурного наследия, подлежит государственной охране, вышеуказанные работы подлежат выполнению с учетом требований Федерального закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов России» и при согласовании со Службой государственной охраны культурного наследия Калининградской области Правительства Калининградской области.
Оснований для возложения обязанности по софинансированию вышеуказанных работ капитального характера на физических лиц – собственников жилья в данном доме – не имеется, поскольку в данном случае имеет место неисполнение администрацией ГО «Город Калининград» в рамках Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» обязанности, возникшей задолго до приватизации и имевшей место на момент приватизации, в том числе квартир бывших нанимателей в 1999, 2001 годах.
Определение же срока и порядка проведения капитального ремонта при реализации ст. 16 названного выше Закона, а также выделения бюджетных средств на эти цели – являются вопросами местного значения, которые должны решаться на уровне местного правового регулирования.
На территории г. Калининграда действует долгосрочная целевая программа «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов городского округа «Город Калининград» на 2012-2014 года». Финансирование этой программы осуществляется за счет средств местного бюджета, поступлений из федерального и регионального бюджетов.
На момент рассмотрения настоящего дела, согласно пояснениям представителя ответчика, объем финансирования определен, равно как и перечень жилых домов, подлежащих капитальному ремонту. Таким образом возможность выделения в 2013 году бюджетных средств на капитальный ремонт жилого < адрес > – 93 по < адрес > в г. Калининграде в рамках названной выше программы затрагивает вопросы бюджетного регулирования.
Между тем, в судебном порядке не может устанавливаться круг вопросов и их значимость для решения в первоочередном порядке, а также определяться цели, на которые средства местного бюджета должны использоваться.
Что касается выполнения работ по замене отвода канализации из здания до первого колодца придомовой территории подъезда № названного дома, то они включению в перечень работ капитального характера в рамках обязанности бывшего наймодателя, сохранившейся за ним после приватизации жилищного фонда, не подлежат, поскольку в соответствии с п. 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 года, внешней границей сетей – электро, - тепло, - водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством РФ, является внешняя граница стены многоквартирного дома. Соответственно вышеуказанный отвод из здания не входит в состав общего имущества и не может быть заменен при проведении работ капитального ремонта в порядке ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Также, несмотря на выводы, содержащиеся в экспертном исследовании, суд считает не подлежащими удовлетворению требования истицы П.Е.М. о возложении на администрацию ГО «Город Калининград» обязанности по утеплению наружных стен здания, поскольку требования СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий», действующих с 2003 года, не применимы к зданиям довоенной постройки, где изначально не предусматривалось утепление стен. Кроме того, при проведении капитального ремонта в рамках неисполнения обязанности бывшего наймодателя на момент приватизации, а также с у четом того, что рассматриваемый дом, включен в перечень выявленных объектов культурного наследия, подлежит государственной охране, должно восстанавливаться надлежащее состояние существующего объекта, а не осуществляться создание объекта с новыми современными характеристиками.
Доводы представителя администрации ГО «Город Калининград» о недоказанности тех обстоятельств, что на дату приватизации квартиры истицы П.Е.М. в 2001 году, дом требовал капитального ремонта в объеме указанного перечня работ, суд находит несостоятельными.
Допрошенная в судебном заседании в качестве специалиста ФИО4, являющаяся экспертом ФБУ «Калининградская лаборатория судебных экспертиз», пояснила, что все работы, перечисленные в экспертном исследовании от < Дата > года, с учетом размера дефектных участков, давности их образования (визуально, дефекты старые), строительных норм и правил относятся к работам капитального характера, выполнение которых требовалось задолго до приватизации квартиры истицы П.Е.М.
Не могут быть приняты во внимание и ссылки представителя администрации ГО «Город Калининград» на то, что работы по ремонту штукатурки стен и потолков 100% в местах общего пользования (коридорах) подъездов № и № с отбивкой штукатурки с поверхности потолка и стен, штукатуркой стен и потолка, подготовкой поверхности стен и потолка под окраску, окраской поверхности потолка и стен относятся к работам текущего характера, которые должны быть выполнены ООО «ЖЭУ «Вагоностроитель» за счет средств собственников помещений.
Как пояснила в судебном заседании эксперт ФИО4, в рамках текущего ремонта эти работы выполнить нельзя, исходя из состояния стен и потолков, размера дефектных участков, необходимости замены электропроводки в коридорах дома, производимой в штробе, замены лестничного марша, влекущих дополнительное разрушение штукатурки, эти работы относятся к работам капитального характера.
Также суд не находит оснований для применения сроков исковой давности, поскольку до настоящего времени обязанность наймодателя по капитальному ремонту общего имущества дома, имевшая место на момент приватизации, не исполнена, поэтому сохраняется и будет прекращена при надлежащем ее исполнении.
Требования истицы Б.С.Ф. об обязании ответчика заменить газовый котелок, произвести ремонт потолка от плесени в < адрес > в г. Калининграде, суд считает не подлежащими удовлетворению, в связи с тем, что комитетом муниципального имущества и земельных ресурсов вышеуказанная квартира уже включена в ведомственную целевую программу «Капитальный ремонт муниципального жилищного фонда городского округа «Город Калининград» на 2013 год в соответствии с приказом комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» от < Дата > № по разработке проектной документации на замену газоиспользующего оборудования с возможностью перемонтажа внутреннего газопровода, ремонта системы отопления, устройства ГВС. Монтажные работы по газоиспользующему оборудованию будут запланированы на 2014 год. Работы же по ремонту потолка квартиры от плесени, согласно нормам ЖК РФ, относятся к работам текущего характера, которые наниматель жилого помещения обязан производить за свой счет.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ суд находит подлежащими удовлетворению требования П.Е.М. о взыскании с администрации ГО «Город Калининград» убытков, связанных с оплатой проведения экспертного исследования в досудебном порядке. Согласно квитанции от < Дата > года, истицей понесены расходы за проведение экспертного исследования в размере 15000 рублей, в связи с чем указанная сумма подлежит взысканию в ее пользу.
В силу ст. 98 ГПК РФ с ответчика администрации городского округа «Город Калининград» в пользу П.Е.М. также подлежат взысканию расходы по уплате госпошлины в размере 100 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление П.Е.М. к администрации городского округа «Город Калининград», администрации Центрального района городского округа «Город Калининград» о понуждении к производству капитального ремонта общего имущества жилого многоквартирного дома, взыскании судебных расходов – удовлетворить частично
Обязать Администрацию городского округа «Город Калининград» обеспечить финансирование и выполнение работ по капитальному ремонту < адрес > - 93 по < адрес > в г. Калининграде за счет полного финансирования из бюджета городского округа «Город Калининград» и при согласовании со Службой государственной охраны культурного наследия Калининградской области Правительства Калининградской области, а именно:
1. произвести ремонт фасада здания 100%: отбивку штукатурки, оштукатуривание и окраску стен;
2. произвести ремонт чердачного перекрытия 100%: снятие дощатого настила по всей поверхности перекрытия, замену утеплителя из шлака на более современный (из минераловатной плиты), замену деревянных балок и устройство нового дощатого настила;
3. произвести ремонт крыши 100%: снятие желобов и водосточных труб, снятие кровли из керамической черепицы, разборку сплошной дощатой обрешетки, разборка деревянной стропильной системы и мауэрлата, устройство деревянной стропильной системы и мауэрлата, устройство сплошной дощатой обрешетки, антисептирование деревянных элементов антисептиками и антипиренами, устройство кровли из новых более современных материалов (металлочерепица) и устройство элементов водоотведения атмосферных осадков (желобов и водосточных труб);
4. произвести ремонт балконов (2шт.) 100%: разборку конструкции козырька балкона из шифера по деревянным балкам, разборку деревянного ограждения из досок по деревянному каркасу из бруса, разборку деревянного дощатого пола и балок из бруса, возведение новой конструкции балконов (по проекту);
5. заменить оконный блок на лестничной клетке < адрес > (1шт.) и в подвале < адрес >,93 (4шт.);
6. для устранения проникновения влаги в подвал жилого жома № произвести разборку существующей отмостки по периметру здания, разборку траншеи на глубину до подошвы фундамента, выполнить вертикальную гидроизоляцию, осуществить засыпку траншеи и устройство по периметру здания новой бетонной отмостки по основанию;
7. заменить крыльца входов в здание из кирпича 100%: разобрать кирпичные крыльца, произвести устройство новых крылец бетонных с предварительным устройством опалубки;
8. заменить деревянную конструкцию лестницы коридора с забежными ступенями и ограждением в подъезде № (1шт);
9. произвести ремонт штукатурки стен и потолков 100% в местах общего пользования (коридорах) подъездов № и № 93: отбивку штукатурки с поверхности потолка и стен, штукатурку стен и потолка, подготовку поверхности стен и потолка под окраску, окраску поверхности потолка и стен (с учетом необходимости замены электропроводки в коридорах дома, производимой в штробе, замены лестничного марша, влекущих дополнительное разрушение штукатурки) ;
10. заменить электропроводку в помещениях коридоров и в подвале подъездов № 100% и общего щитка (1 шт.), который находится в подвале № 91;
11. заменить трубопроводы 100% системы водоснабжения и запорной арматуры (вентили, краны) в пределах подвала подъездов № – 93.
Взыскать с администрации городского округа «Город Калининград» в пользу П.Е.М. расходы по оплате за проведение экспертного исследования в размере 15000 рублей, по уплате государственной пошлины в размере 100 рублей, а всего 15100 (пятнадцать тысяч сто) рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований П.Е.М. отказать.
Б.С.Ф. в иске к администрации городского округа «Город Калининград», администрации Центрального района городского округа «Город Калининград» о понуждении к производству капитального ремонта квартиры, взыскании судебных расходов – отказать.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено в окончательной форме 10.06.2013 года.
Судья: подпись