ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1012/2023 от 12.07.2023 Армавирского городского суда (Краснодарский край)

Дело № 2-1012/2023

УИД 23RS0006-01-2023-000187-18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Армавир 12 июля 2023 года

Армавирский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Нечепуренко А.В.,

при секретаре Пташкиной Л.К.,

с участием:

представителя истца Государственной жилищной инспекции Краснодарского края, действующего на основании доверенности Языджана А.И.,

представителей ответчика Жилищно-строительного кооператива №31, действующей на основании Устава председателя правления Грининой Н.Н. и действующей на основании доверенности Голобородько О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Государственной жилищной инспекции Краснодарского края к Жилищно-строительному кооперативу №31 о понуждении исполнения предостережения,

установил:

Государственная жилищная инспекция Краснодарского края (далее по тексту – Госжилинспекция края ) обратилась в суд с иском к Жилищно-строительному кооперативу №31 (далее по тексту – ЖСК-31), в котором с учетом последующих уточненных исковых требований просит признать бездействие ЖСК-31 по устранению нарушений требований жилищного законодательства РФ незаконными; обязать ЖСК-31 выполнить перерасчет размера платы за дополнительную услугу в сторону уменьшения размера платы за коммунальный ресурс по электрической энергии, потребляемый при содержании общего имущества в МКД («э-э. нар.») потребителям многоквартирного <...> в г.Армавире за период с ноября 2021 года по июль 2022 года. Свои требования мотивирует тем, что по результатам обращения Смирновой Ю.А. от 05.08.2022 Госжилинспекцией края была проведена внеплановая документарная проверка в отношении ЖСК-31 по вопросам правомерности предъявления платы за дополнительные услуги «очистка», «э-э. нар.». «%», «зарплата» собственникам помещений в многоквартирном <...> в г.Армавире, неразмещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее – ГИС ЖКХ), непроведения мероприятий по ведению претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, предусмотренную жилищным законодательством РФ, несоответствия платежных документов, направляемых потребителям в МКД, требованиям жилищного законодательства. По результатам проверки Госжилинспекцией края ЖСК-31 было объявлено предостережение <...> от 20.09.2022 по устранению допущенных нарушений требований жилищного законодательства РФ, которое в настоящее время ответчиком частично исполнено. Однако, Госжилинспекцией края не представляется возможным сделать вывод об исполнении ответчиком предостережения от 20.09.2022 в части проведения перерасчета размера платы за дополнительную услугу «э-э. нар.» до момента направления платежных документов потребителям в МКД за расчетный период июль 2023 года в установленном порядке, поскольку данное предостережение можно считать исполненным тогда, когда конечные потребители получат платежные документы с указанием на выполненный перерасчет.

Представитель истца Госжилинспекции края, действующий на основании доверенности Языджан А.И., в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, и настаивал на их удовлетворении.

Представитель ответчика ЖСК-31, действующая на основании Устава председатель правления Гринина Н.Н., в судебном заседании уточненные исковые требования признала частично, пояснив, что предостережение в части произведения перерасчета размера платы за коммунальный ресурс по электроэнергии, потребляемый при содержании общего имущества в МКД («э-э. нар.») за период с ноября 2021 года по июль 2022 года ими исполнено, перерасчет произведен, однако будет выставлен в платежные документы потребителям МКД за расчетный период июль 2023 года в установленном порядке после 25 июля. В случае удовлетворения исковых требований просила снизить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по данному иску, ссылаясь на тяжелое финансовое положение ЖСК-31. Последствия признания иска в части ей разъяснены и понятны.

Представитель ответчика ЖСК-31, действующая на основании доверенности Голобородько О.А., в судебном заседании уточненные исковые требования также признала частично. Последствия признания иска в части ей разъяснены и понятны.

Третье лицо Смирнова Ю.А., надлежащим образом извещенная о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие в суд не представила.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица Смирновой Ю.А.

Выслушав мнение участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.4 ч.12 ст. 20 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.

Согласно п. 4.1.5 Положения о Государственной жилищной инспекции Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 05.10.2006 №861, в целях выполнения постановленных задач и возложенных функций Госжилинспекция края вправе обращаться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушений обязательных требований.

Как установлено в судебном заседании, 05.08.2022 в адрес Государственной жилищной инспекции Краснодарского края поступило обращение Смирновой Ю.А., проживающей по адресу: <...> на допущенные нарушения жилищного законодательства со стороны ЖСК-31. По результатам рассмотрения данного обращения Госжилинспекцией края была проведена внеплановая документарная проверка в отношении ЖСК-31 по вопросам правомерности предъявления платы за дополнительные услуги «очистка», «э-э. нар.». «%», «зарплата» собственникам помещений в многоквартирном <...> в г.Армавире, неразмещения информации в ГИС ЖКХ, непроведения мероприятий по ведению претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, предусмотренную жилищным законодательством РФ, несоответствия платежных документов, направляемых потребителям в МКД, требованиям жилищного законодательства.

По результатам проверки, Госжилинспекцией края ЖСК-31 было объявлено предостережение <...> от 20.09.2022 о недопустимости нарушения обязательных требования при оформлении платежных документов, размещении в ГИС ЖКХ информации о кадастровых номерах жилых помещений в МКД, информации об отчетности ЖСК-31 за период с 2017 года по 2021 год, предъявлении платы за дополнительные услуги в платежных документах без соответствующего решения членов ЖСК, проведении мероприятий по ведению претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению плат за жилое помещение и коммунальные услуги, при начислении платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в МКД со сроком исполнения до 20 ноября 2022 года.

19.11.2022 в адрес Госжилинспекции края от ЖСК-31 поступил ответ на указанное предостережение, из которого следует, что информация о кадастровых номерах жилых помещений в МКД согласно Росреестру, а также информация об отчетности ЖСК-31 за период с 2017 по 2021 год размещены на сайте ГИС ЖКХ. ЖСК-31 проводил и проводит претензионную работу в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, работа проводится в досудебном порядке. В платежном документе начисления платы за коммунальные услуги, в том числе содержание и текущий ремонт дома приведены с 18.11.2022 в соответствии с пунктом 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года №354.

Согласование размера платы за содержание жилого дома в многоквартирном доме общим собранием собственников помещений является обязательным требованием ст.156 ЖК РФ и пункта 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491.

В соответствии с пунктами 2,3 ч.1 ст.137 ЖК РФ товарищество собственников жилья вправе: определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели; устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

Согласно ч.8 ст. 156 ЖК РФ размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.

Включение размера платы за дополнительные услуги в платежные документы на оплату жилищно-коммунальных услуг является правомерным в случае, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято соответствующее решение.

В подтверждение исполнения предостережения от 20.09.2022, ЖСК-31 в адрес Госжилинспекции края представлен протокол общего собрания собственников в МКД №52 от 01.07.2023, из которого следует, что собственниками жилых помещений в МКД, расположенном по <...> принято решение о включении с ноября 2021 года в платежный документ отдельными строками дополнительной услуги «комиссия банка %», «зарплата».

Следовательно, суд приходит к выводу, что предостережение <...> от 20.09.2022 в части проведения мероприятий по приведению в соответствие требованиям ч.8 ст.156 ЖК РФ порядка предъявления платы за дополнительные услуги, указанные в платежных документах за период с ноября 2021 года по июль 2022 года ЖСК-31 исполнено.

Также, в Госжилинспекцию края ЖСК-31 предоставлена информация о том, что по лицевым счетам в МКД произведен перерасчет в сторону уменьшения размера платы за коммунальный ресурс по электрической энергии, потребляемый при содержании общего имущества в МКД («э-э. нар.») за период с ноября 2021 года по июль 2022 года, который будет отражен в расчетном периоде июль 2023 года.

Вместе с тем, не представляется возможным сделать вывод о том, что ЖСК-31 исполнено предостережение от 20.09.2022 в части проведения перерасчета размера платы за дополнительную услугу «э-э. нар.», поскольку до настоящего времени платежные документы потребителям в МКД за расчетный период июль 2023 года в установленном порядке не направлены, что не отрицалось представителем ответчика в судебном заседании, пояснившей, что платежные документы потребителям МКД за расчетный период июль 2023 года в установленном порядке будут направлены после 25 июля 2023 года.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что ответчиком ЖСК-31 предостережение <...> от 20.09.2022 исполнено не в полном объеме, в связи с чем, имеются правовые основания для признания незаконными бездействия ЖСК-31 по устранению требований жилищного законодательства Российской Федерации и обязании ЖСК-31 устранить допущенные нарушения.

В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Суд принимает признание иска представителями ответчика ЖСК-31 в части, поскольку оно не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы третьих лиц. Согласно ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.

Проанализировав представленные доказательства в их совокупности, а также нормы права в области регулирования спорных правоотношений, суд находит уточненные исковые требования Госжилинспекции края обоснованными и удовлетворяет их в полном объеме.

В соответствии с ч.1 ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

На основании п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Согласно ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

В соответствии с ч.2 ст. 333.20 НК РФ суд вправе исходя из имущественного положения плательщика уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате либо отсрочить (рассрочить) ее уплату.

Принимая во внимание ходатайство представителя ответчика о тяжелом финансовом положении ЖСК-31, а также учитывая, что хозяйственная деятельность ЖСК-31 осуществляется за счет поступления платы от собственников жилых помещений, суд полагает возможным снизить сумму государственной пошлины, подлежащей оплате до 500 рублей.

Таким образом, удовлетворяя исковые требования Госжилинспекции края, учитывая, что истец при подаче иска от уплаты государственной пошлины был освобожден, суд в силу требований ст.103 ГПК РФ, взыскивает с ответчика ЖСК-31 государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 500 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд -

решил:

Уточненные исковые требования Государственной жилищной инспекции Краснодарского края к Жилищно-строительному кооперативу №31 о понуждении исполнения предостережения – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Жилищно-строительного кооператива №31 по устранению требований жилищного законодательства Российской Федерации.

Обязать Жилищно-строительный кооператив № 31 (ИНН 2302024964, ОГРН 1032300668950) выполнить перерасчет размера платы за дополнительную услугу в сторону уменьшения размера платы за коммунальный ресурс по электрической энергии, потребляемый при содержании общего имущества в многоквартирном доме («э-э. нар.») потребителям многоквартирного дома по адресу: <...> за период с ноября 2021 года по июль 2022 года.

Взыскать с Жилищно-строительного кооператива №31 (ИНН 2302024964, ОГРН 1032300668950) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 500 (пятьсот) рублей.

Решение в окончательной форме составлено 18 июля 2023 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Армавирский городской суд.

Судья подпись Нечепуренко А.В. Решение вступило в законную силу