ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1013 от 02.03.2011 Рубцовского городского суда (Алтайский край)

                                                                                    Рубцовский городской суд Алтайского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Рубцовский городской суд Алтайского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

ДЕЛО № 2 -1013 / 11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 марта 2011 года Рубцовский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего Артюха О.М.

с участием прокурора Мурамцевой Н.Я.

при секретаре: Качаевой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к Алтайской таможне Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы

о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, возмещении морального вреда,

Установил:

Истец обратился в суд с иском к Алтайской таможне Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы о восстановлении на работе. В обоснование исковых требований указал, что состоял на государственной гражданской службе Рубцовского таможенного поста Алтайской таможни Сибирского таможенного управления с *** г. С *** г. истец исполнял обязанности по должности главного государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля   Рубцовского таможенного поста.

***. приказом Алтайской таможни от *** г.   он был уволен с государственной гражданской службы Рубцовского таможенного поста Алтайской таможни в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 Федерального закона №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в связи с непредоставлением иной должности гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы.)

Истец считает свое увольнение незаконным, поскольку имел преимущественное право на оставление на службе, так как у него были высокие результаты служебной деятельности, он постоянно повышал свою квалификацию и уровень профессионального образования, только за *** год он выявил *** административных нарушений, при проведении мероприятий по сокращению численности Алтайской таможни были нарушены процедуры сокращения численности, ему была предложена вакантная должность, на замещение которой он дал согласие, но несмотря на его согласие ему было отказано в замещении данной должности. На основании вышеизложенного истец просил отменить приказ о его увольнении, восстановить его в должности главного государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля   Рубцовского таможенного поста Алтайской таможни Сибирского таможенного управления.

Впоследствии истец исковые требования уточнил и просил суд отменить приказ о его увольнении за   Алтайской таможни Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы, который был издан на основании Приказа от ***   Алтайской таможни Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы «О сокращении штатной численности Алтайской таможни». Указанным приказом были утверждены изменения в штатном расписании Алтайской таможни. Приказ   явился следствием изданного *** года приказа   Алтайской таможни «Об утверждении плана мероприятий». В свою очередь Приказ   был издан во исполнение Приказа от *** года   Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы «О перераспределении штатной численности таможенных органов Сибирского таможенного управления». Пунктом *** Приказа   СТУ установлено «Считать приказ вступившим в силу с *** г.». Соответственно все приказы, изданные во исполнение приказа   Сибирского таможенного управления, должны быть изданы и как следствие исполнены после *** года. Истец просил признать приказ от *** г.   Алтайской таможни Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы «Об утверждении Плана мероприятий» незаконным, отменить приказ от *** г.   Алтайской таможни Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы «Об утверждении Плана мероприятий», признать приказ от *** г.   Алтайской таможни Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы «О сокращении штатной численности Алтайской таможни» незаконным, отменить приказ от *** г.   Алтайской таможни Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы «О сокращении штатной численности Алтайской таможни», признать все действия Алтайской таможни Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы, направленные на исполнение приказа   от *** г. СТУ осуществляемые до *** г. незаконными, восстановить его в должности главного государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля   Рубцовского таможенного поста Алтайской таможни Сибирского таможенного управления.

В ходе рассмотрения дела истец еще раз уточнил исковые требования в части и, дополнительно, просил взыскать с Алтайской таможни Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы в его пользу компенсацию за время вынужденного прогула в размере *** рублей, компенсацию морального вреда причиненного ему незаконным увольнением в размере *** рублей, понесенные им расходы на оплату услуг представителя в размере *** рублей.

В судебном заседании истец и его представитель исковые требования поддержали в полном объеме.

Представитель ответчика Алтайской таможни Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что истец был уволен со службы в Алтайской таможне по основанию, предусмотренному Федеральным законом от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ, порядок его увольнения Алтайской таможней не нарушен. Представитель ответчика пояснила, исходя из положений статьи 73 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон), Трудовой кодекс Российской Федерации, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом. В соответствии с пунктами 1-2 части 1 статьи 31 Федерального закона при сокращении должностей гражданской службы государственно-служебные отношения с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы, продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе; направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации. Следовательно, в случае непредоставления иной должности и не направления на переподготовку или повышение квалификации отношения с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы, прекращаются. В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона одним из оснований прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также непредоставление ему в этих случаях иной должности гражданской службы (часть, 4 статьи 31 Федерального закона). При сокращении должности гражданской службы представитель нанимателя может, но не обязан предоставить гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы по специальности возможность замещения иной должности. Обязанности представителя нанимателя предлагать государственному служащему для замещения вакантные должности, направлять гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации закон не предусматривает.

В качестве доказательства более высоких результатов профессиональной служебной деятельности, как правило, учитывают такие показатели, как выполнение гражданским служащим на должном уровне значительно большего объема работы или в более короткий срок, по сравнению с другими гражданскими занимающими аналогичную должность, отсутствие ошибок при обязанностей, получение гражданским служащие премий за высокие показатели профессиональной служебной деятельности и других поощрений. В соответствии со штатным расписанием таможни в ОТОиТК   по штату было *** должностей главного государственного таможенного инспектора. Согласно приказу таможни от *** г.   в ОТОиТК   Рубцовского таможенного поста подлежали сокращению *** должности главного государственного таможенного инспектора. В этой связи комиссией таможни по реализации плана мероприятий, утвержденного приказом таможни от *** г.  , на заседании *** г. рассмотрены критерии оценки преимущественного права на замещение должности главного государственного таможенного инспектора ОТОиТК   у должностных лиц отдела. Основанием для проведения сравнительного анализа личностных и деловых качеств должностных лиц, замещающих должности главных инспекторов ОТОиТК  , явилась таблица персональных данных должностных лиц данного отдела. Истец не обладал преимущественным по сравнению с остальными должностными лицами ОТОиТК  , замещающими аналогичную должность, правом на замещение должности гражданской службы в соответствии с частью 7 статьи 31 Федерального закона. Истец заранее, за *** месяца до сокращения должностей в государственном органе, в соответствии с частью 5 статьи 31 был предупрежден о предстоящем сокращении его должности в письменном виде,

В таможне были осуществлены мероприятия по сокращению должностей гражданской службы на основании приказа таможни от *** г.   «О сокращении штатной численности Алтайской таможни».

Приказом ФТС России от 18.10.2005 г. № 970 утверждено Положение об организационно-штатной работе в таможенных органах Российской Федерации и в учреждениях, находящихся в ведении ФТС России (далее - Положение). Согласно пункту 5 раздела 1 Положения руководство организационно-штатной работой в таможенном органе осуществляет его руководитель (начальник), а ее организацию и проведение - заместитель руководителя (начальника) таможенного органа по работе с кадрами (начальник отдела кадров) через организационно-штатное подразделение или должностных лиц (работников), у которых эта функция отражена в должностных инструкциях (должностных регламентах). В соответствии с п. 18 Положения начальник таможенного органа в пределах утвержденной штатной численности и фонда оплаты труда должностных лиц и работников вправе изменять штатную численность структурных подразделений путем перераспределения численности между ними, создавать или сокращать структурные подразделения или отдельные должности в соответствии с типовыми структурами таможенных органов, изменять должности сотрудников, государственных гражданских служащих и работников в соответствии с нормативными и иными правовыми актами Российской Федерации и нормативами, приведенными в Положении. Приказом ФТС России от 17.03.2008 г. № 271 «О полномочиях начальников региональных таможенных управлений при проведении организационно-штатных мероприятий в подчиненных таможенных органах» начальники региональных таможенных управлений (РТУ) наделены полномочиями изменять штатную численность подчиненных таможенных органов путем перераспределения численности между ними в пределах фонда оплаты труда должностных лиц и работников, а также лимитов бюджетных обязательств на соответствующий период при наличии возможности обеспечения выплат увольняемым и выводимым в распоряжение должностным лицам и работникам с внесением изменений в бюджетные росписи согласно установленному порядку. Приказом ФТС России от 12.01.2005 г. № 7 утверждено Общее положение о региональном таможенном управлении, в соответствии с пунктом 10 которого начальник РТУ издает на основании Общего положения о РТУ и правовых актов ФТС России документы распорядительного характера по вопросам, отнесенным к компетенции РТУ, и организовывает контроль за их исполнением. Во исполнение пункта 18 Положения, приказа ФТС России от 17.03.2008 г. № 271 и пункта 10 Общего положения о РТУ Сибирским таможенным управлением СТУ издан приказ от *** г.   «О перераспределении штатной численности таможенных органов Сибирского таможенного управления». Данный правовой документ в пункте *** предписывает таможенным органам региона провести организационно-штатные мероприятия и перераспределить штатную численность государственных гражданских служащих этих органов согласно приложению к приказу, в котором указано конкретное количество должностных лиц, подлежащих сокращению в одном таможенном органе, и число должностных лиц, на которое увеличивается численность другого таможенного органа. Руководитель СТУ приказал начальникам шести самых крупных таможен, входящих в состав таможенного управления, осуществить мероприятия по приведению штатной численности таможенных органов в соответствие с приложением к приказу от *** г.  . Данные мероприятия согласно пункту *** приказа должны быть завершены до *** г. Согласно пункту 19 Положения начальник таможенного органа при проведении мероприятий, указанных в пункте 18 Положения, обеспечивает вступление в силу приказа о внесении изменений в штатное расписание таможенного органа (периодичность издания приказов - не чаще одного раза в месяц) при перераспределении вакантных должностей - не ранее чем через месяц со дня подписания; при перераспределении невакантных должностей - в сроки, определяемые законодательством Российской Федерации. Руководствуясь изложенной правовой нормой, начальник СТУ обеспечил вступление в силу приказа от *** г.   (т.е. обеспечил завершение мероприятий по перераспределению невакантных должностей шести таможен СТУ) не ранее чем через *** месяца со дня его подписания, учитывая, что именно этот срок предусмотрен законодательством о государственной службе для предупреждения должностных лиц о предстоящих организационно-штатных мероприятиях. В соответствии с пунктом 6 Положения, начальник кадрового подразделения таможенного органа обеспечивает: контроль за своевременностью и правильностью внесения соответствующих, изменений в штатные расписания, утвержденные начальником таможенного органа (как данного таможенного органа, так и подчиненных таможенных органов), точное и своевременное выполнение указаний вышестоящего таможенного органа по вопросам организационно-штатной работы. Во исполнение пункта 6 Положения и приказа СТУ от *** г.   Алтайская таможня осуществила мероприятия по сокращению штатной численности таможни на *** единиц должностей государственной гражданской службы к указанной в пункте *** этого приказа дате. Так, согласно штатному расписанию таможни на *** г., утвержденному приказом таможни от *** г.  , штатная численность таможни составляла *** единиц, после проведения *** г. организационно-штатных мероприятий штатная численность таможни составила *** единиц (штатное расписание на *** г.). Основания и порядок увольнения должностных лиц приказом СТУ от *** г.   не установлены. Изданные во исполнение данного документа приказы таможни от *** г.   и от *** г.   соответствуют не только приказу СТУ (в части срока проведения организационно-штатных мероприятий и количества подлежащих сокращению должностей), но и Федеральному закону. Именно последний нормативный акт содержит перечень законных оснований для увольнения и порядок увольнения государственных служащих в связи с сокращением штатной численности таможенного органа. Признание правового акта незаконным возможно в случае его несоответствия или противоречия закону. В рассматриваемом случае истец уволен со службы в таможне по основанию, предусмотренному Федеральным законом, порядок его увольнения таможней не нарушен. Следовательно, требования истца, как считает представитель ответчика, о признании незаконными названных приказов таможни являются необоснованными. Алтайская таможня считает необоснованными требования заявителя о компенсации морального вреда, прежде всего ввиду правомерности действий должностных лиц таможни при увольнении истца из таможенных органов, а, следовательно, отсутствия оснований для возмещения вреда (статья 237 Трудового кодекса Российской Федерации). Характер и объем страданий истца, а также их степень истцом конкретно не определены и не подтверждены соответствующими доказательствами, поэтому заявленная истцом сумма компенсации морального вреда является необоснованной.

Выслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего иск в части восстановления истца на работе, компенсации морального вреда подлежащим удовлетворению, оценив представленные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, работодатель обязан доказать как наличие законного основания увольнения, так и соблюдение при этом установленного порядка увольнения.

В судебном заседании установлено, что на основании приказа Алтайской таможни от *** года   *** г. ФИО1 был назначен на должность государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля   Рубцовского таможенного поста Алтайской таможни.

Приказом Алтайской таможни от *** г.   ФИО1 назначен на должность главного государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля   Рубцовского таможенного поста Алтайской таможни. С истцом был заключен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации.

*** г. ФИО1 был предупрежден о возможном предстоящем увольнении в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями в Алтайской таможне.

*** г. кадровой службой таможни с истцом было проведено собеседование, он ознакомлен со списком вакансий в таможне и иных таможенных органах Сибирского таможенного управления. При собеседовании Мороз выразил свое согласие на замещение вакантной должности старшего специалиста группы кинологического отдела ( г.Рубцовска).

Приказом Алтайской таможни от *** г.   главный государственный таможенный инспектор отдела таможенного оформления и таможенного контроля   Рубцовского таможенного поста Алтайской таможни ФИО1 был уволен с *** г. с государственной гражданской службы в таможенных органах Российской Федерации на основании пункта 6 части 1 статьи 33 Федерального закона - в связи с непредоставлением иной должности гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы, с выплатой денежного содержания государственного служащего по день увольнения включительно, компенсацией в размере четырехмесячного денежного содержания, компенсацией за неиспользованный отпуск.

В соответствии со ст. 73 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п. 30 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 г. №2 «О применении судами РФ Трудового Кодекса РФ» (в редакции от 28.12.2006 г. и 28.09.2010 г.) при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы следует руководствоваться положениями ст.ст. 31, 33, 38 ФЗ от 27.07.2004 г. «О государственной гражданской службе РФ».

Приказом Сибирского таможенного управления ФТС   от *** г. «О перераспределении штатной численности таможенных органов Сибирского таможенного управления», в целях совершенствования организационно-штатной структуры таможенных органов Сибирского таможенного управления в соответствии с Положением об организационно-штатной работе в таможенных органах РФ и учреждениях, находящихся в ведении ФТС России, утвержденного приказом ФТС России от *** г.  , согласно приказу ФТС России от 17.03.2008 г. №271 «О полномочиях начальников региональных таможенных управлений при проведении организационно-штатных мероприятий в подчиненных таможенных органах, было принято решение о проведении организационно-штатных мероприятий и перераспределении штатной численности таможенных органов Сибирского таможенного управления, включающих и мероприятия по сокращению штата Алтайской таможни, в рамках которого Алтайской таможне приказано обеспечить внесение изменений в штатное расписание таможни, представить в установленном порядке в финансово-экономический отдел СТУ расчеты изменений фонда оплаты труда должностных лиц и работников на *** г.

Во исполнение приказа Сибирского таможенного управления от *** г.   «О перераспределении штатной численности таможенных органов Сибирского таможенного управления» издан приказ Алтайской таможни от *** г.   «Об утверждении Плана мероприятий».

*** г. комиссия по реализации Плана мероприятий по исполнению приказа Сибирского таможенного управления от *** г.   «О перераспределении штатной численности таможенных органов Сибирского таможенного управления» приняла решение о внесении начальнику Алтайской таможни предложения о сокращении штатных должностей на Рубцовском таможенном посту: *** единицы старшего государственного таможенного инспектора и *** единиц главных государственных таможенных инспекторов.

На основании решения комиссии издан приказ Алтайской таможни от *** г.   «О сокращении штатной численности Алтайской таможни», в рамках которого были проведены мероприятия по сокращению штата таможенного органа, а именно внесены изменения в штатное расписание, сокращены *** государственных гражданских служащих, в том числе на Рубцовском таможенном посту (РТП) сокращены *** единицы старшего государственного таможенного инспектора и *** единиц главных государственных таможенных инспекторов.

При этом судом учитывается, что принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, необходимого численного состава работников относится к исключительной компетенции работодателя, который осуществляет перегруппирование и переустановку работников с учетом интересов административно-управленческих процессов государственной службы.

После проведения организационно-штатных мероприятий согласно штатному расписанию после увольнения истца, количество должностей главных государственных таможенных инспекторов отдела таможенного оформления и таможенного контроля   (ОТО и ТК  ) РТП составило *** единиц (до сокращения было *** единиц). 

С учетом вышеуказанных обстоятельств суд прийти к выводу, что в Алтайской таможне, которая является самостоятельным юридическим лицом, имело место реальное сокращение численности должностных лиц, в части сокращения должности, которую истец занимал в РТП.

Основания и порядок увольнения государственного служащего установлены Федеральными законами о государственной службе РФ.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 33 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» ответчик вправе расторгнуть контракт с истцом в связи с сокращением должности гражданской службы, соблюдая при этом порядок увольнения, предусмотренный ст.ст. 31, 33, 38 вышеуказанного закона.

В силу п. 5 ст. 31 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» 30.09.2010 г. истец в письменной форме за два месяца до сокращения должности был предупрежден о возможности увольнения со службы в таможенных органах в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 33 ФЗ от 27.07.2004 г. №79-ФЗ, в связи с организационно-штатными мероприятиями в Алтайской таможне СТУ ФТС в соответствии с приказом Алтайской таможни от *** г.  , по результатам которых должность главного государственного таможенного инспектора ОТОиТК   РТП Алтайской таможни будет сокращена, что подтверждается соответствующим уведомлением.

Суд полагает, что процедура уведомления истца о предстоящем сокращении должности гражданской службы работодателем соблюдена, поскольку уведомление было вручено истцу *** г. при этом суд учитывает, что требования, предъявляемые к уведомлению, кроме письменной формы Федеральным Законом от *** г. №79-ФЗ не предусмотрены.

*** г. с истцом было проведено собеседование, в ходе которого были разъяснены порядок проведения организационно-штатных мероприятий, основания и критерии, в соответствии с которыми принимается решение о возможности продолжения службы в таможенных органах, порядок увольнения с государственной гражданской службы по п. 6 ч. 1 ст. 33 ФЗ от 27.07.2004 г. в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо отсутствия такой должности, которая может быть предложена гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы по специальности. Разъяснено, что истец не имеет преимущественного права на оставление на службе. Предложен список вакансий СТУ на *** г. В ходе собеседования, ознакомившись со списком вакантных должностей таможенных органов Сибирского таможенного управления для предложения должностным лицам Алтайской таможни по состоянию на *** г., истец был уведомлен, что в случае отказа от исполнения обязанностей по одной из предлагаемых ему должностей, служебный контракт с ним будет прекращен с освобождением от занимаемой должности и увольнением с государственной гражданской службы по истечении двух месяцев со дня предупреждения о сокращении его должности с выплатой причитающихся компенсаций

Однако, в ходе собеседования, истец выразил желание продолжить государственную гражданскую службу в должности старшего специалиста группы кинологического отдела г. Рубцовска. Данная вакантная должность истцу не была предоставлена. Эта должность была предоставлена другому сотруднику, который от ее замещения отказался ***, то есть за *** дней до увольнения ФИО1  Повторно эта должность истцу уже не предлагалась. Это обстоятельство подтвердил и представитель ответчика в судебном заседании. Следовательно, на день увольнения ФИО1, должность старшего специалиста группы кинологического отдела г. Рубцовска была вакантна.

В соответствии с п. 1, п.2 ч. 1 ст. 31 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» при сокращении должностей гражданской службы государственно-служебные отношения с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы, продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе; направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации.

При реорганизации государственного органа или изменения его структуры государственно-служебные отношения с гражданским служащим замещающими должности гражданской службы в этом государственном органе могут быть прекращены в случае сокращения должностей гражданской службы (ч. 2 ст. 31 вышеуказанного Закона).

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 33 вышеуказанного Закона общим основанием прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является, в том числе отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы (часть 4 статьи 31 настоящего Федерального закона).

Статья 31 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» предусматривает, что в случаях сокращения замещаемых должностей, при реорганизации государственного органа или его ликвидации гражданский служащий может либо сохранить служебные отношения (ч.1 и ч. 3), либо служебные отношения с государственным служащим прекращаются (ч.2 и ч. 4).

При системном подходе к оценке вышеуказанных норм закона, с учетом положений ст. 53, ст. 73 вышеуказанного Федерального закона, ст. 10, 12 ФЗ «О системе государственной службы РФ» суд приходит к выводу, что при сокращении должности гражданской службы представитель нанимателя может, но не обязан предоставить гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы по специальности возможность замещения иной должности. Обязанности представителя нанимателя предлагать государственному служащему для замещения вакантные должности, направлять гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации вышеуказанные законы не предусматривают.

В судебном заседании установлено, что в ОТО и ТК   Рубцовского таможенного поста сокращению подлежали 3 ставки главных государственных таможенных инспекторов, согласно штатному расписанию на момент проведения организационно-штатных мероприятий, в том числе по сокращению штата таможенного органа, в штатном расписании было *** должностей главных государственных таможенных инспекторов, которые занимали в частности И., Б., Л., М., Б., З., К., ФИО1 и С.

Согласно ч. 7 ст. 31 ФЗ от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа или работы (службы) по специальности и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.

В судебном заседании установлено, что ответчиком при увольнении истца исследовался вопрос о преимущественном праве на замещение должности главного государственного таможенного инспектора ОТОиТК   РТП между указанными должностными лицами. Комиссией таможни по реализации плана мероприятий, утвержденного приказом таможни от *** г.  , на заседании *** г. рассмотрены критерии оценки преимущественного права на замещение должности главного государственного таможенного инспектора ОТОиТК   у должностных лиц отдела.

Основанием для проведения сравнительного анализа личностных и деловых качеств должностных лиц, замещающих должности главных инспекторов ОТОиТК  , явилась таблица персональных данных должностных лиц данного отдела. В отношении С. и М. в *** года была проведена служебная проверка по факту ненадлежащего исполнения должностных обязанностей, в результате которой они были привлечены к материальной и дисциплинарной ответственности, соответственно. Из всех должностных обязанностей исходя из того, что они идентичны у всех ГГТИ ОТОиТК     ФИО1 выполняет все должностные обязанности, перечисленные в должностном регламенте ГГТИ. При сравнительно одинаковых результатах профессиональной служебной деятельности ГГТИ ОТОиТК   суд полагает, что ФИО1, как имеющий более высокие результаты профессиональной служебной деятельности, а он, как установлено в судебном заседании выявил лично *** административных правонарушений и это самый высокий показатель ( выше только у Б., - *** фактов), имел преимущественное право на замещение должности главного государственного таможенного инспектора ОТО и ТК   перед К., З., Л., Б., И., у которых эти показатели составляют, соответственно: ***, ***, ***, ***, *** выявленных административных правонарушений.

Эти сведения содержатся в служебной записке от *** года  .

В силу частей 1 и 4 статьи 15, статьи 120 Конституции РФ, статьи 5 ТК РФ, части 1 статьи 11 ГПК РФ суд обязан разрешать дела на основании Конституции РФ, Трудового кодекса РФ, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также на основании общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, являющихся составной частью ее правовой системы.

При принятии решения о сокращении численности или штата работников и возможном расторжении трудовых договоров работодатель в соответствии с требованиями п. 2 ст. 25 Закона РФ «О занятости населения в РФ» обязан в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий и указать должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника.

Увольнение работников с нарушением данного порядка является незаконным, несмотря на то, что нормами ФЗ от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» и Трудового кодекса РФ такая обязанность работодателя не предусмотрена.

Судом установлено, что при увольнении истца данный порядок был нарушен, поскольку сведения о высвобождаемых работниках (государственных гражданских служащих) Рубцовского таможенного поста Алтайской таможни в связи с проведением в таможне организационно-штатных мероприятий и сокращением должностей государственных гражданских служащих с *** г. в Государственное учреждение «Ц» Алтайская таможня СТУ ФТС согласно копии письма направила только *** г., то есть за один день до увольнения истца.

Согласно ч. 1, 2 ст. 394 ТК РФ в случае признания увольнения незаконным работник должен быть восстановлен на прежней работе, с выплатой работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула.

При вышеуказанных обстоятельствах, суд считает, что в ходе судебного заседания достоверно установлено, что увольнение истца на основании пункта 6 части 1 статьи 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ» является незаконным, поскольку при увольнении истца работодателем была нарушен порядок увольнения, не учтено преимущественное право истца на замещение должности главного государственного таможенного инспектора ОТОиТК  , не соблюден срок сообщения в органы службы занятости о сокращении численности или штата работников и возможном расторжении трудовых договоров не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.

Следовательно, является незаконным и подлежит отмене приказ о Алтайской таможни Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы об увольнении ФИО1 и истец подлежит восстановлению на государственную гражданскую службу в таможенных органах Российской Федерации советника государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса в должности главного государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля   Рубцовского таможенного поста Алтайской таможни, со следующего дня после дня увольнения, с *** г.

Истцом заявлены требования о взыскании компенсации за время вынужденного прогула в размере *** рубль.

В соответствии с п. 9 ст. 31 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» при увольнении с гражданской службы в связи с реорганизацией государственного органа или изменением его структуры, ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

По смыслу указанной нормы данная выплата компенсационного характера по существу представляет собой повышенный размер выходного пособия для случаев увольнения государственного гражданского служащего по не зависящим от него основаниям.

Согласно п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» при взыскании среднего заработка в пользу работника, восстановленного на прежней работе, или в случае признания его увольнения незаконным, выплаченное ему выходное пособие подлежит зачету.

Согласно справке  , выданной ОБУ и ФЭ Алтайской таможни ФИО1  при увольнении выплачена компенсация в размере *** *** руб. *** коп. Суд полагает, что данная компенсация подлежит зачету при взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула в том же порядке, что и сумма выходного пособия. В связи с чем, оснований для удовлетворения требований истца о взыскании компенсации за время вынужденного прогула в размере *** рублей не имеется.

Не подлежат удовлетворению требования истца о признании незаконными и отмене приказа от *** г.   Алтайской таможни Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы «Об утверждении Плана мероприятий» и приказа от *** г.   Алтайской таможни Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы «О сокращении штатной численности Алтайской таможни», и о признании незаконными всех действий Алтайской таможни Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы, направленных на исполнение приказа   от *** г. СТУ, осуществляемых до *** г. поскольку приказ СТУ от *** г.   «О перераспределении штатной численности таможенных органов Сибирского таможенного управления» вступает в силу *** г., т.е. с *** г. происходит перераспределение штатной численности между таможенными органами СТУ. В соответствии с приложением к настоящему приказу из штатного расписания Алтайской таможни исключается *** единиц государственных гражданских служащих. Указанный приказ СТУ и приказы Алтайской таможни от *** г.   «Об утверждении плана мероприятий», от *** г.   «О сокращении штатной численности Алтайской таможни» были изданы более чем за два месяца до дня вступления в силу, что обеспечивало достаточно времени для подготовки к проведению организационно-штатных мероприятий.

В соответствии со ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины ответчика, степень тяжести перенесенных истцом физических и нравственных страданий.

Согласно ч.7 ст.394 ТК РФ в случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка, суд может по требованию работника вынести решение о возмещении работнику денежной компенсации морального вреда, причиненного ему незаконным увольнением. Исходя из материалов дела, суд считает доказанным причинение истцу морального вреда. Суд, оценил фактические обстоятельства увольнения, учитывая степень нравственных страданий истца, степень вины работодателя, руководствуясь принципом разумности и справедливости, находит возможным удовлетворить требования истца о компенсации морального вреда в сумме *** рублей.

В соответствии со ст. 100 Гражданского процессуального кодекса РФ в пользу истца подлежат возмещению за счет ответчика расходы по оплате услуг представителя в сумме *** рублей. Указанный размер данных расходов суд считает разумным пределом возмещения.

Согласно ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ взысканию с ответчика в доход местного бюджета подлежит государственная пошлина.

В соответствии со ст. 211 ГПК РФ немедленному исполнению подлежит решение суда о восстановлении на работе.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального Кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Приказ Алтайской таможни Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы   от *** года « Об увольнении ФИО1» отменить.

Восстановить ФИО1 в должности главного государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля   Рубцовского таможенного поста Алтайской таможни Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы с *** года.

Взыскать с Алтайской таможни Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы в пользу ФИО1: *** -рублей в возмещение морального вреда, *** рублей в счет расходов по оплате помощи представителя, всего: *** рублей.

В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.

Взыскать с Алтайской таможни Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы государственную пошлину в сумме *** рублей в доход местного бюджета.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней с момента вынесения решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Рубцовский городской суд.

Судья

Артюх О.М.