РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 августа 2018 года г. Тула
Зареченский районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего судьи Алехиной И.Н.,
при секретаре Улитушкиной Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1013/2018 по иску министерства имущественных и земельных отношений Тульской области к ФИО1 о взыскании неосновательного обогащения.
у с т а н о в и л:
министерство имущественных и земельных отношений Тульской области в лице своего представителя по доверенности ФИО2 обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании неосновательного обогащения. В обоснование заявленных требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом имущественных и земельных отношений администрации города Тулы и ОАО «Территориальное строительное объединение «Тульский дом» был заключен договор № аренды земельного участка с №, площадью 7531 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, пересечение <адрес> и <адрес>, для строительства общественно - торгового центра.
ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный договор аренды зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области, о чем в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись регистрации №.
ДД.ММ.ГГГГ на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ о расторжении договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№, договор аренды расторгнут.
ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности ФИО1 на нежилое помещение, площадью 56 кв.м. с №, расположенное по адресу: <адрес>, о чем в ЕГРП внесена запись регистрации №, находящегося в здании общественно-торгового центра, возведенного на вышеуказанном земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, пересечение <адрес> и <адрес> общей площадью 7531 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ по итогам проведения землеустроительных работ, сформирован и поставлен на кадастровый учет земельный участок с №, площадью 3430 кв.м., необходимый для эксплуатации торгового центра, которому присвоен адрес: <адрес>, что подтверждается соответствующими выписками из Государственного кадастра недвижимости и единого государственного реестра недвижимости. Право собственности на данный земельный участок на момент подачи искового заявления не зарегистрировано, что подтверждается из уведомления об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений. Указанный выше земельный участок фактически используется ответчиком для эксплуатации принадлежащего ему нежилого помещения. Ответчик оплату за пользование земельным участком с № не вносил и не вносит по настоящее время. В связи с принятием Закона Тульской области от 10.12.2008 года № 1168-ЗТО «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле» распоряжение земельными участками с ДД.ММ.ГГГГ, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле осуществляется администрацией Тульской области.
В соответствии с Постановлением администрации Тульской области от 04.05.2009 года №293 «О внесении дополнении в Постановление администрации Тульской области от 21.01.2008 года №34 «Об утверждении Положения о департаменте имущественных и земельных отношений Тульской области» департамент имущественных и земельных отношений Тульской области выступает в качестве арендодателя при заключении договоров аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области-городе Туле, в том числе по действующим и вновь заключаемым договорам аренды, а также по прекращенным договорам аренды, обязательства по которым не исполнены.
Указом Губернатора Тульской области №1 от 15.09.2011 года «О правительстве Тульской области и органах исполнительной власти Тульской области» департамент имущественных и земельных отношений Тульской области переименован в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области.
Министерство экономического развития Тульской области являлось правопреемником министерства имущественных и земельных отношений Тульской области в связи с реорганизацией министерства и министерства имущественных и земельных отношений Тульской области путем присоединения министерства имущественных и земельных отношений к министерству экономического развития Тульской области на основании указа Губернатора Тульской области от 02.11.2015 года №317 «Вопросы совершенствования структуры органов исполнительной власти Тульской области. Указом губернатора Тульской области от 23.09.2016 года №120 постановлено реорганизовать министерство экономического развития Тульской области путем выделения из него министерства имущественных и земельных отношений Тульской области.
Как следует из п. 3 Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области, утвержденного Постановлением правительства Тульской области от 13.10.2016 года №452 Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области является правопреемником Министерства экономического развития Тульской области в части реализации полномочий по управлению и распоряжению в пределах своей компетенции имуществом области, (за исключением средств бюджета Тульской области, бюджетов территориальных внебюджетных фондов и жилищного фонда), принадлежащего на праве собственности области, предоставлению земельных участков, государственная собственность, на которые не разграничена, расположенных в границах муниципального образования город Тула, в пределах полномочий, установленных федеральными законами, законами Тульской области, постановлениями правительства Тульской области, а также координации в случаях, установленных федеральными законами, законами Тульской области, указами Губернатора Тульской области и постановлениями правительства Тульской области, деятельности в этой сфере иных органов исполнительной власти Тульской области, на основании указа Губернатора Тульской области от 23.09.2016 года №120 «Вопросы совершенствования структуры органов исполнительной власти тульской области».
За период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года (<данные изъяты> календарных дня) сумма неосновательного обогащения составляет 70 003 руб. 52 коп.
Также указали, что на сумму неосновательного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами в размере 16 643 руб. 87 коп. На основании вышеизложенного просил суд взыскать с ФИО1 в пользу комитета имущественных и земельных отношений Тульской области сумму неосновательного обогащения в размере 70 003 руб. 52 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 16 643 руб. 87 коп. за использование земельного участка с кадастровым номером №, площадью 3430 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год.
В судебное заседание представитель министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности ФИО2 не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании исковые требования поддержал и просил их удовлетворить. В случае принятия судом решения о пропуске истцом срока исковой давности на основании соответствующего заявления ответчика, не возражал против его применения, представив расчет суммы неосновательного обогащения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 28 877 руб. 79 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 2 980 руб. 43 коп.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, представил в суд возражения, в которых указал, что доказательств того, что собственники здания, расположенного по адресу <адрес> полностью используют земельный участок № площадью 3430 кв. м. истцом не представлено. Согласно заключению Тульского Городского Центра градостроительства и землеустройства от ДД.ММ.ГГГГ. №, земельный участок, занимаемый зданием по его контуру, имеет площадь 2299,39 кв.м., что составляет только часть земельного участка с №. Доказательств того, что ответчик, как и иные сособственники здания, использовал когда-либо земельный участок не расположенный под зданием (за пределами контура) в материалах дела не имеется. Истец не представил в суд каких-либо доказательств, подтверждающих размеры земельного участка, используемого сособственниками здания, расположенного по адресу <адрес> 3430 кв. м. является площадью земельного участка, в отношении которого сособственниками (в т.ч. и ответчиком по делу) подано заявление о предоставлении в собственность. Заявление подано истцу, срок рассмотрения заявления истек, истец не предоставил сособственникам данный земельный участок в собственность. Истец включил в площадь земельного участка, использованную для расчета размера неосновательного обогащения, земли общего пользования, в том числе тротуары. Ответчик и иные сособственники не использовали земельный участок за фасадом здания, не огораживали какую-либо территорию за границами фасада, не препятствовали его использованию со стороны иных лиц. При этом, площадь земельного участка, необходимая для эксплуатации и размещения здания, расположенного по адресу <адрес> составляет 2299,39 кв. м., что подтверждается Актом контрольного мероприятия от ДД.ММ.ГГГГ. При разрешения данного спора необходимо исходить не из площади сформированного земельного участка №, который собственникам здания не предоставлялся и возможно не будет предоставлен, а из фактической площади, занимаемой зданием. В соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года. Исковое заявление подано истцом ДД.ММ.ГГГГ, соответственно требования о взыскании неосновательного обогащения, за период до ДД.ММ.ГГГГ. (включительно), не зависимо от того, посчитает их суд обоснованными или нет - заявлены за сроком исковой давности. Просил суд применить срок исковой давности и в удовлетворении исковых требований отказать.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают и вследствие неосновательного обогащения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом имущественных и земельных отношений администрации города Тулы и ОАО «Территориальное строительное объединение «Тульский дом» заключен договор № аренды земельного участка с №, площадью 7531 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, пересечение <адрес> и <адрес>, для строительства общественно - торгового центра.
Участок предоставлен для строительства общественно-торгового центра. Договор заключен сроком на 5 лет. По условиям договора арендатор уплачивает арендную плату согласно расчёту.
ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный договор аренды зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области, о чем в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись регистрации №.
Из кадастрового плана земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок №, находящийся примерно <адрес>, площадью 7531+/-30кв.м., имеет разрешенное использование: для строительства общественно-торгового центра.
Пунктом 7.1.1 ст.7 вышеуказанного договора аренды установлено, что договор расторгается, в том числе на основании соглашения сторон.
В пункте 7.8 договора аренды указано, что по требованию одной из сторон при расторжении договора или отказе от договора стороны обязаны подписать акт приема-передачи участка. Если ни одна из сторон не потребовала подписать акт приёма-передачи участка, то участок считается возвращенным арендатору в день расторжения договора, либо в день истечения срока, указанного в п.7.5 договора и исчисленного со дня исполнения предупреждения.
Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ о расторжении договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ между департаментом имущественных и земельных отношений Тульской области (арендодатель) и ОАО «Территориальное строительное объединение «Тульский дом» (арендатор), вышеуказанный договор аренды земельного участка расторгнут. Данным соглашением установлено, что обязательства арендатора по уплате арендной платы и арендодателя по предоставлению земельного участка во владение и пользование арендатора по договору аренды прекращаются с ДД.ММ.ГГГГ. Настоящее соглашение вступает в силу со дня его государственной регистрации. Данное соглашение зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ
Согласно пунктам «г, к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации разграничение государственной собственности, в том числе на землю, и, соответственно, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов.
Указанное положение Конституции Российской Федерации предполагает, прежде всего, законодательное регулирование порядка отнесения объектов государственной собственности к тем или иным уровням (видам) этой собственности – федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, а также порядка передачи объектов из государственной собственности в муниципальную собственность. При этом федеральный законодатель вправе предусмотреть осуществление полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, органами самоуправления, что следует из правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2008 г. № 219-О-О.
В силу положений пункта 2 статьи 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Согласно пункту 2 статьи 10, пункту 2 статьи 11 ЗК РФ субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
Статьей 10.1 ЗК РФ предусмотрено, что полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Законом Тульской области от 10 декабря 2008 г. № 1168-ЗТО «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле» установлено, что распоряжение земельными участками с 01 января 2009 г., государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле осуществляется администрацией Тульской области.
В соответствии с Постановлением администрации Тульской области от 04 мая 2009 г. № 293 «О внесении дополнений в Постановление администрации Тульской области от 21 января 2008 г. № 34 «Об утверждении Положения о департаменте имущественных и земельных отношений Тульской области» департамент имущественных и земельных отношений Тульской области выступает в качестве арендодателя при заключении договоров аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле, в том числе по действующим и вновь заключаемым договорам аренды, а также по прекращенным договорам аренды, обязательства по которым не исполнены.
Указом Губернатора Тульской области № 1 от 15 сентября 2011 г. «О правительстве Тульской области и органах исполнительной власти Тульской области» департамент имущественных и земельных отношений Тульской области переименован в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области.
В соответствии с подп. 36 п. 4 Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области, утвержденного Постановлением правительства Тульской области от 28.09.2011 года №6, Министерство имущественных и земельных отношений выступает в качестве арендодателя при заключении договоров аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле, в том числе по действующим и вновь заключаемым договорам аренды, а также по прекращенным договорам аренды, обязательства по которым не исполнены.
Пунктом 1 ст.1, п.2 ст.5 Закона №2218-ЗТО от 20.11.2014 года «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципального образования город Тула и органами государственной власти Тульской области» установлено, что с 01.01.2015 года Правительство Тульской области осуществляет полномочия органов местного самоуправления муниципального образования город Тула по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Министерство экономического развития Тульской области являлось правопреемником министерства имущественных и земельных отношений Тульской области в связи с реорганизацией министерства и министерства имущественных и земельных отношений Тульской области путем присоединения министерства имущественных и земельных отношений к министерству экономического развития Тульской области на основании указа Губернатора Тульской области от 02 ноября 2015 г. № 317 «Вопросы совершенствования структуры органов исполнительной власти Тульской области.
В соответствии с пунктом 1 подпункта 93 пункта 3 Положения о министерстве экономического развития Тульской области, утвержденного постановлением правительства Тульской области от 11 ноября 2015 г. № 508 министерство являлось органом исполнительной власти Тульской области, осуществляющим управление и распоряжение в пределах своей компетенции имуществом, находящимся в собственности Тульской области, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в границах муниципального образования город Тула.
Указом Губернатора Тульской области от 23 сентября 2016 г. №120 министерство экономического развития реорганизовано в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области.
В соответствии с пунктом 3 Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области, утвержденного Постановлением правительства Тульской области от 13 октября 2016 г. № 452, министерство имущественных и земельных отношений является правопреемником министерства экономического развития Тульской области в части реализации полномочий по управлению и распоряжению в пределах своей компетенции имуществом области (за исключением средств бюджета Тульской области, бюджетов территориальных внебюджетных фондов и жилищного фонда), принадлежащего на праве собственности области, предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах муниципального образования город Тула, в пределах полномочий, установленных федеральными законами, законами Тульской области, постановления правительства Тульской области, а также координации в случаях, установленных федеральными законами, законами Тульской области, указами Губернатора Тульской области и постановлениями правительства Тульской области, деятельности в этой сфере иных органов исполнительной власти Тульской области, на основании указа Губернатора Тульской области от 23 сентября 2016 г. № 120 «Вопросы совершенствовании структуры органов исполнительной власти Тульской области».
В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ года, земельный участок №, площадью 3430+/-20 кв.м., адрес (описание местоположения): Тула, <адрес>, разрешенное использование: здание торгового центра. Дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ. Сведения о земельном участке имеют статус временные. Дата истечения временного характера сведений –ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ по итогам проведения землеустроительных работ сформирован и поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером №, площадью 3430 кв.м., необходимый для эксплуатации торгового центра, которому присвоен адрес: <адрес>.
Вместе с тем, в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ поступившим из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области, указано, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером №.
Таким образом, министерство имущественных и земельных отношений Тульской области имеет право требования взыскания неосновательного обогащения в виде арендной платы за спорный земельный участок.
Совокупность представленных в дело письменных документов и вышеназванных норм права свидетельствует о том, что земельный участок, расположенный под торговым центром, относится к земельным участкам, расположенным в границах муниципального образования город Тула, государственная собственность на которые не разграничена, поэтому правом управления и распоряжения этим земельным участком в пределах своей компетенции обладает министерство имущественных и земельных отношений Тульской области, к которому в силу закона перешли права на взыскание платы за пользование земельными участками государственная собственность, на которые не разграничена.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 является собственником нежилого помещения площадью 56 кв.м., номер на поэтажном плане 36, 3 этаж; расположенное по адресу: <адрес>.
Согласно расчету долей в праве собственности на здание и на неделимый земельный участок с кадастровым номером №, площадью 56 кв.м., между правообладателями, доля ФИО1 в праве на объект составляет 560/71099.
Разрешая заявленные министерством имущественных и земельных отношений Тульской области требования о взыскании с ФИО1 суммы неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами за использование земельного участка, расположенного под зданием торгового центра, суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 1 ЗК РФ земельное законодательство основывается на принципах платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 552 ГК РФ установлено, что по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования.
В силу пункта 1 статьи 35 ЗК РФ, при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
В случае перехода права собственности на здание, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком.
Статьей 42 ЗК РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны своевременно производить платежи за землю.
Из пункта 1 статьи 65 ЗК РФ следует, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (пункт 2 статьи 65 ЗК РФ).
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) предписано, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение требований статьи 65 ЗК РФ принят Закон Тульской области от 29 июня 2011 г. № 1586-ЗТО «О порядке определения размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в собственности Тульской области, а также за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена», установивший основные принципы определения арендной платы при аренде земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с положениями статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Согласно пункту 2 статьи 1105 ГК РФ лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
Таким образом, если лицо неосновательно сберегло денежные средства, подлежащие уплате за пользование земельным участком, оно обязано возвратить собственнику земли неосновательное обогащение в размере равном арендной плате, на основании норм главы 60 ГК РФ.
Судом установлено, что ФИО1 с 25.12.2009г. является собственником нежилого помещения, площадью 56 кв.м., находящегося в здании торгового центра общей площадью 7531 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> строительство данного торгового центра на праве аренды открытому акционерному обществу ТСО «Тульский дом» ДД.ММ.ГГГГ выделялся земельный участок площадью 7531 кв.м.
Указанный договор аренды, расторгнут соглашением от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированным в Управлении Росреестра по Тульской области ДД.ММ.ГГГГ После проведения землеустроительных работ был сформирован и поставлен ДД.ММ.ГГГГг. на кадастровый учёт земельный участок с кадастровым номером №, площадью 3430 кв.м., необходимый для эксплуатации торгового центра. Торговому центру присвоен адрес: <адрес> ФИО1 в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 3430 кв.м., составляет 560/71099. Указанный земельный участок относится к землям, государственная собственность на который не разграничена.
Таким образом, суд полагает установленным тот факт, что в фактическом пользовании ФИО1, как собственника нежилого помещения, находящегося в торговом центре, с ДД.ММ.ГГГГ и до настоящего времени находится часть (560/71099) занятого торговым центром участка земли площадью 3430 кв.м.
Договор аренды занятого торговым центром земельного участка ответчиком не заключался, каких-либо платежей пропорционально своей доле за пользование данным участком ФИО1 не вносит.
До приобретения ФИО1 в долевую собственность земельного участка, он, исходя из пункта 1 статьи 65 ЗК РФ, не может использовать участок на иных условиях, кроме как на условиях аренды, и в отсутствие заключенного договора аренды обязан уплатить неосновательное обогащение в размере арендной платы за фактическое пользование в спорный период земельным участком пропорционально своей доле.
Довод ответчика о том, что сумма неосновательного обогащения должна быть рассчитана из фактически занимаемого зданием торгового центра земельного участка, то есть из площади земельного участка равной 2299,39 кв.м., суд считает необоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ст. 35 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015 года), площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с п. 3 ст. 33 ЗК РФ. Пунктом 3 ст. 33 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015 года), для целей, не указанных в пункте 1 указанной статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Таким образом, при расчете стоимости пользования следует принимать во внимание площадь земельного участка с учетом площади, необходимой для эксплуатации объекта недвижимости. Доказательств того, что для эксплуатации здания торгового центра необходим участок площадью 2299,39 кв.м., в суд не представлено. Кроме того, как следует из искового заявления истца ДД.ММ.ГГГГ по итогам проведения землеустроительных работ, сформирован и поставлен на кадастровый учет земельный участок с № в площади 3430 кв.м., необходимый для эксплуатации торгового центра, которому присвоен адрес: <адрес>.
В связи с указанными обстоятельствами, суд находит обоснованными требования министерства имущественных и земельных отношений Тульской области о взыскании с ФИО1 суммы неосновательного обогащения за использование земельного участка площадью 3430 кв.м., под расположенным на нем торговым центром, пропорционально его доле в праве собственности на недвижимое имущество.
Расчет арендной платы произведен истцом исходя из кадастровой стоимости земельного участка площадью 3430 кв.м. в соответствии с Законом Тульской области от 29.07.2011 года № 1586-ЗТО «О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках ее внесения за использование земельных участков, находящихся в собственности Тульской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» пропорционально его доле в праве на неделимый земельный участок равной 560/71099 с использованием коэффициентов вида разрешенного использования земельных участков Ки, установленных постановлением правительства Тульской области от 20.12.2011 года № 259 «Об установлении значений коэффициентов видов разрешенного использования земельных участков, применяемых для определения размера арендной платы».
Ответчиком ФИО1 заявлено о применении к возникшим между сторонами спорным правоотношениям срока исковой давности.
Разрешая данное заявление, суд исходит из следующего.
На основании статьи 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске. Общий срок исковой давности составляет три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения (статьи 196, 200 ГК РФ).
Исковое заявление министерства имущественных и земельных отношений Тульской области поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ., требование о взыскании неосновательного обогащения заявлено за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, который выходит за пределы установленного законом трехлетнего срока исковой давности.
Представителем истца министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности ФИО2 представлен уточненный расчет суммы неосновательного обогащения, согласно которому за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сумма неосновательного обогащения составила 28 877 руб. 79 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами - 2 980 руб. 43 коп. Суд, проверив данный расчет, находит его обоснованным и соответствующим действующему законодательству.
Таким образом, сумма неосновательного обогащения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год составляет 28 877 руб. 79 коп., что подлежит взысканию с ответчика. Данный расчет ответчиком ФИО1 не оспаривался.
Статьей 1107 ГК РФ предусмотрено, что лицо, которое неосновательно получило или сберегло имущество, обязано возвратить или возместить потерпевшему все доходы, которые оно извлекло или должно было извлечь из этого имущества с того времени, когда узнало или должно было узнать о неосновательности обогащения. На сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
Согласно пункту 1 статьи 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Пунктом 1 статьи 395 ГК РФ в редакции №70 от 23 мая 2015 г. установлено, что за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующими в месте жительства кредитора или, если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения, опубликованными Банком России и имевшими место в соответствующие периоды средними ставками банковского процента по вкладам физических лиц. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Истец просит суд взыскать с ответчика проценты за пользование чужими денежными средствами за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере - 2 980 руб. 43 коп. Проверив расчет процентов, суд находит его арифметически верным, основанным на вышеуказанных нормах материального права, ответчиком данный расчет не оспаривался.
Таким образом, сумма процентов за пользование чужими денежными средствами составляет - 2 980 руб. 43 коп.
Довод ответчика о том, что при имеющемся у собственников намерении приобрести земельный участок в собственность, в связи с чем, неосновательное обогащение не подлежит взысканию, не свидетельствует об отсутствии у ФИО1 обязанности по оплате за пользование земельным участком, и не может являться поводом для изменения публично установленного порядка определения регулируемой арендной платы, применяемого в отсутствие заключенного договора аренды или зарегистрированного права собственности на земельный участок при взыскании неосновательного обогащения.
Приведенные стороной ответчика доводы не освобождают его от уплаты за пользование землей. До приобретения земельного участка в собственность в установленном порядке в силу положений земельного законодательства РФ ответчик не может использовать участок на иных условиях, кроме как на условиях аренды.
В силу части 1 статьи 103 ГК РФ, пункта 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации с ответчика в доход бюджета муниципального образования город Тула подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1066 руб. 33 коп., исчисленная по правилам пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 194-198 ГК РФ, суд
решил:
исковые требования министерства имущественных и земельных отношений Тульской области к ФИО1 о взыскании неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими денежными средствами удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1 в пользу министерства имущественных и земельных отношений Тульской области неосновательное обогащение за период с 13.07.2015 года по 31.07.2017 год в размере 28 877 руб. 79 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами - 2 980 руб. 43 коп.
В удовлетворении остальной части исковых требований министерства имущественных и земельных отношений Тульской области отказать.
Взыскать с ФИО1 в пользу муниципального образования г. Тулы государственную пошлину в размере 1066 руб. 33 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Зареченский районный суд г. Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 31.08.2018 года.
Председательствующий И.Н. Алехина