ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1013/19 от 04.02.2020 Салаватского районного суда (Республика Башкортостан)

№ 2-32/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 февраля 2020 года с.Месягутово

Салаватский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Привалова Е.Н., при секретаре Мигашкиной Н.С., с участием истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в <адрес> о признании решения незаконным, включении в пенсионный стаж периодов трудовой деятельности в сельской местности,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в <адрес> о признании незаконным решения ГУ-УПФР в <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ, включении в пенсионный стаж периодов трудовой деятельности главным специалистом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в муниципальном казенном учреждении Управление сельского хозяйства Администрации муниципального района <адрес> РБ, стаж 3 года 7 месяцев 1 день; директором в ГУП «Дуванская сельхозхимия РБ» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, стаж 2 года 8 мес. 24 дня; председателем <адрес> профсоюзной организации Башкортостана общероссийского объединения «Профессиональный союз работников агропромышленного комплекса Российской Федерации», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ стаж 5 лет 1 месяц 27 дней, являющийся основанием для исчисления доплаты к пенсии по старости за работу в сельской местности.

В обоснование заявленных требований истец указал, что он к настоящему времени достиг возраста 68 лет и является получателем пенсии по старости. Пенсия выплачивается через ГУ-УПФР в <адрес> РБ. Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с января 2019 г. предусмотрена поддержка к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы, установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии. На доплату в размере 25% имеют право лица, получающие страховую пенсию по старости или по инвалидности; имеющие 30-летний стаж работы в определенных должностях сельского хозяйства; проживающие в сельской местности; неработающие. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ) утвержден Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях».

ФИО1 проработал в сельскохозяйственном производстве на различных должностях более 46 лет. При обращении ДД.ММ.ГГГГ с заявлением вх. в ГУ-УПФР в <адрес> РБ о перерасчете страховой пенсии по старости решением ГУ-Управление ПФР в <адрес> РБ ему было отказано в перерасчете страховой пенсии по старости в соответствии с п. 14 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Истец считает отказ незаконным, так как в сельский трудовой стаж не включили период работы в ГУП «Дуванская сельхозхимия РБ», где он работал с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 года 8 мес. 24 дня) директором, хотя пунктом 1 Списка работ предусмотрена должность «директор (генеральный директор, председатель) (колхоза, совхоза, сельскохозяйственного кооператива, артели и других организаций, основным видом деятельности которых является сельское хозяйство. Также не были включены в стаж работы истца периоды его работы председателем с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>ной профсоюзной организации Башкортостана общероссийского объединения «Профессиональный союз работников агропромышленного комплекса Российской Федерации», стаж 5 лет 1 месяц 27 дней; главным специалистом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в муниципальном казенном учреждении Управление сельского хозяйства Администрации муниципального района <адрес> РБ, стаж 3 года 7 месяцев 1 день; председателем с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>ной профсоюзной организации, стаж 5 лет 6 месяцев 20 дней. Все время истец работал и проживал и в настоящее время проживает в сельской местности. Считает, что отказ ответчика о включении в стаж указанных периодов для назначения доплаты к пенсии является необоснованным.

В судебном заседании ФИО1 исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ГУ-Управление ПФР в <адрес> РБ ФИО3 с исковыми требованиями не согласилась, представила отзыв на исковое заявление, указав, что в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ ФЗ «Об обязательном пенсионом страховании в РФ», устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в размере 25% суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной ч.1 и 2 ст. 16 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ, на весь период их проживания в сельской местности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ) утвержден Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях».

В соответствии со Списком, право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии предоставляется в связи с работой в растениеводстве или животноводстве. При этом такая работа должна осуществляться в организациях, основным видом деятельности которых является сельское хозяйство, или структурных подразделениях растениеводческого или животноводческого направлений организаций, основным видом деятельности которых не является сельское хозяйство.

Поскольку основным видом деятельности Муниципального казенного учреждения управления сельского хозяйства Администрации муниципального района <адрес> РБ, Государственного унитарного предприятия «Дуванская Сельхозхимия» РБ, <адрес> профсоюзной организации Башкортостана общероссийского общественного объединения «Профессиональный союз работников агропромышленного комплекса Российской Федерации» не является сельское хозяйство, а также в данных организациях отсутствуют структурные подразделения растениеводческого или животноводческого направлений, периоды работы ответчика в указанных организациях не могут быть засчитаны в стаж работы в сельском хозяйстве, с учетом которого устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.

Таким образом, ответчик полагает, что действий, которые бы нарушили права заявителя на получение повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, со стороны ГУ – Управление ПФР в <адрес> не имелось, считает исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее также - Федеральный закон «О страховых пенсиях», Федеральный закон № 400-ФЗ).

В соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.

В силу положений пункта 5 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности (часть 14 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях») осуществляется с ДД.ММ.ГГГГ без подачи пенсионером заявления при наличии в выплатном деле необходимой информации. В этом случае Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет указанный перерасчет не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Пенсионер вправе в любое время представить дополнительные документы, необходимые для перерасчета. В случае, если пенсионер обратился за перерасчетом в период с 1 января по ДД.ММ.ГГГГ, указанный перерасчет осуществляется с ДД.ММ.ГГГГ. В случае, если пенсионер обратился за перерасчетом после ДД.ММ.ГГГГ, указанный перерасчет осуществляется с даты, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

ДД.ММ.ГГГГФИО1, зарегистрированный ДД.ММ.ГГГГ в системе обязательного пенсионного страхования в качестве застрахованного лица, обратился в ГУ – УПФ РФ в <адрес> РБ с заявлением об установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.

Решением ГУ – УПФ РФ в <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГФИО1 отказано в установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого стажа работы в сельском хозяйстве не менее 30 лет. В страховой стаж работы в сельском хозяйстве засчитаны периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ служба в армии по призыву (не является работой); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Дуванском райкоме КПСС (организация не относится к сельскохозяйственным); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Дуванской «Сельхозхимии» (организация не относится к сельскохозяйственным); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МУ «Дуванагроснаб» (организация не относится к сельскохозяйственным); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ период выплаты пособия по безработице (не является работой); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Дуванской профсоюзной организации «Профессиональный союз работников агропромышленного комплекса РФ» (организация не относится к сельскохозяйственным); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Управлении сельского хозяйства администрации <адрес> в должности главного специалиста по кадровому обеспечению (организация не относится к сельскохозяйственным).

Согласно части 16 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 настоящей статьи, правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Указанными Правилами установлен порядок исчисления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и пенсии по инвалидности лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу или иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», на весь период их проживания в сельской местности.

Исходя из системного толкования вышеприведенных нормативных актов, включению в стаж, дающий право на повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности, подлежат не все периоды работ в сельском хозяйстве, а только те, которые предусмотрены указанным Списком, с учетом соблюдения Правил исчисления такого стажа, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Устанавливая правовые основания для повышения размера фиксированной выплаты для отдельных категорий граждан, занятых на работах в сельском хозяйстве, законодатель изначально полагал, что не все работники сельского хозяйства за свой длительный стаж могут рассчитывать на повышение фиксированной выплаты к пенсии, а только те, чья работа в данной отрасли была сопряжена с неблагоприятными воздействиями различного рода факторов, обусловленными спецификой и характером труда в сельском хозяйстве.

Таким образом, для включения периодов работы в сельский стаж необходимо, чтобы выполняемая работа была связана с осуществлением деятельности в организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, и наименование такой профессии было включено в вышеназванный Список, а в случае, если из названия профессии не усматривается связь с сельским хозяйством, то необходимо иметь в виду, что профессия должна быть связана с работой или производством в сельском хозяйстве, указанным в соответствующих разделах Списка.

Список основывается на Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД 2), Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94), а также на предложениях Минсельхоза России.

Понятия основного вида деятельности «сельское хозяйство» законодателем не предусмотрено, в ОКВЭД указывается, чем конкретно занималось предприятие; выращиванием сельскохозяйственной продукции, научной работой, переработкой сельхозпродукции и т.д.

Список построен в виде таблицы, состоящих из двух граф. Первая графа состоит из раздела с указанием наименования работ и производств сельского хозяйства по трем основным направлениям, одно из направлений растениеводство подразумевает «производство сельскохозяйственных культур и послеуборочной обработки сельскохозяйственной продукции», неразрывный производственный процесс, начиная с выращивания.

Согласно Списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ работа (деятельность) в сельском хозяйстве до ДД.ММ.ГГГГ на территории Российской (бывшей РСФСР) засчитывается в шести типовых для советского периода сельскохозяйственных организациях (колхоз, совхоз, машинно-тракторная станция, крестьянское (фермерское) хозяйство, сельско-хозяйственная артель и межколхозное предприятие). Любая работа в указанных организациях до 1992 года засчитывается в сельский стаж независимо от ее наименования и производства, также независимо от наименования профессии, специальности и занимаемой должности.

Списком работ, производств, профессий, должностей, специальностей, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрены не все работы и производства, включаемые в понятие «сельское хозяйство», а только лишь три вида сельскохозяйственных работ: растениеводство, животноводство и рыбоводство.

В соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности растениеводство - это выращивание определенных культур код группировки от 01.1 до 01.4 до животноводства, животноводство - это разведение различных животных код группировки от 01.4 до 01.5, код 01.5- смешанное сельское хозяйство - это растениеводство и животноводство.

В связи с этим, первое, что подлежит уточнению при определении права на повышенную базовую часть пенсии это вид экономической деятельности хозяйства в целом, либо в его структурном подразделении.

Из трудовой книжки , дата заполнения ДД.ММ.ГГГГ, следует, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 принят на должность директора «Дуванской Райсельхозхимии», ДД.ММ.ГГГГ уволен в порядке перевода в колхоз «Сеятель» <адрес>. ДД.ММ.ГГГГФИО1 избран освобожденным председателем Дуванского райкома профсоюза работников агропромышленного комплекса; ДД.ММ.ГГГГ организация преобразована в <адрес>ную профсоюзную организацию Башкортостана общероссийского объединения «Профессиональный союз работников агропромышленного комплекса Российской Федерации»; ДД.ММ.ГГГГ уволен по соглашению сторон переводом в Управление сельского хозяйства администрации муниципального района Республики Башкортостан. ДД.ММ.ГГГГФИО1 принят на работу в Управление сельского хозяйства администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан на должность главного специалиста по кадровому обеспечению; ДД.ММ.ГГГГ уволен по сокращению численности работников организации.

Согласно выписки из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ, основным видом деятельности государственного унитарного предприятия «Дуванская сельхозхимия» РБ, ОГРН , прекратившего свою деятельность ДД.ММ.ГГГГ, являлся 01.41.1 - Предоставление услуг, связанных с производством сельскохозяйственных культур (ОКВЭД ОК 029-2001 КДЕС Ред. 1 (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно информационного письма <адрес> отдела государственной статистики «Об учете в ЕГРПО» от ДД.ММ.ГГГГ и приложения к нему, основным видом экономической деятельности (ОКВЭД) <адрес>ной профсоюзной организации Башкортостана общероссийского объединения «Профессиональный союз работников агропромышленного комплекса Российской Федерации» в период работы ФИО1 являлся 91.20 – Деятельность профессиональных союзов.

Согласно информационного письма Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по <адрес> «Об учете в Статрегистре Росстата» от ДД.ММ.ГГГГ и приложения к нему, основным видом экономической деятельности (ОКВЭД) Управления сельского хозяйства администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, в период работы ФИО1 являлся 7ДД.ММ.ГГГГ – Деятельность органов местного самоуправления районов, городов, внутригородских районов.

Таким образом, организации - государственное унитарное предприятие «Дуванская сельхозхимия» РБ, <адрес> профсоюзная организация Башкортостана общероссийского объединения «Профессиональный союз работников агропромышленного комплекса Российской Федерации», Управление сельского хозяйства администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан к категориям сельскохозяйственных организаций, указанным в Списке работ, производств, профессий, должностей, специальностей, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ не относятся, основным видом деятельности данных организаций сельское хозяйство не является.

Из архивных справок Архивного сектора Администрации муниципального района <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ следует, что предоставить устав Райкома профсоюзов работников агропромышленного комплекса <адрес> РБ за ДД.ММ.ГГГГ год нет возможности, так как указанный Устав в архив не сдан. Также, не могут быть представлены устав (положение) ГУП «Дуванская сельхозхимия» (ДД.ММ.ГГГГ г.г.), устав (положение) Управления сельского хозяйства администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан (ДД.ММ.ГГГГ г.г.), поскольку указанные документы в архив не сдавались.

Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В нарушение требований указанной статьи, истцом не представлено надлежащих доказательств того, что в спорные периоды он фактически осуществлял работу в организациях и по должностям, предусмотренным Списком работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях».

В связи с чем, периоды работы ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности главного специалиста Муниципального казенного учреждения управления сельского хозяйства Администрации муниципального района <адрес> РБ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности директора Государственного унитарного предприятия «Дуванская Сельхозхимия» РБ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности председателя <адрес> профсоюзной организации Башкортостана общероссийского общественного объединения «Профессиональный союз работников агропромышленного комплекса Российской Федерации» не могут быть засчитаны в стаж работы в сельском хозяйстве, с учетом которых устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.

При таких обстоятельствах, решение ГУ-УПФР в <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в перерасчете пенсии ФИО1 является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворения исковых требований ФИО1

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

решил:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в <адрес> о признании решения незаконным, включении в пенсионный стаж периодов трудовой деятельности в сельской местности отказать.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Салаватский межрайонный суд Республики Башкортостан.

Председательствующий

судья Е.Н.Привалов