№ 2-1013/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Дальнереченск 29 июля 2015 г.
Дальнереченский районный суд Приморского края РФ в составе председательствующего судьи Ксеник Т.П.,
при секретаре Ивиной Л.В.,
с участием представителя истца Прытковой М.В., представителя ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дальнереченского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов ФИО2 к КГУП «Примтеплоэнерго» в лице Дальнереченского теплового района филиала «Горноключевской» КГУП «Примтеплоэнерго» о признании действий незаконными и возложении обязанности произвести перерасчет размера платы за отопление,
У С Т А Н О В И Л :
Дальнереченский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов пенсионера ФИО2, проживающей в г. Дальнереченске, <адрес>, <адрес> просит признать незаконными действия Дальнереченского теплового района филиала «Горноключевской» КГУП «Примтеплоэнерго» по начислению платы за отопление за январь-март 2015 г. по нормативам потребления.
В обоснование иска прокурор указал, что прокуратурой проведена проверка по обращению ФИО2 по факту начисления жителям многоквартирного дома №№ г. Дальнереченск платы за отопление в 2015 г., в результате которой выявлены нарушения требований действующего жилищного законодательства Российской Федерации.
Проверкой установлено, что многоквартирный жилой дом № по <адрес> оборудован коллективным прибором учета тепловой энергии - ВКТ 7 №, который был допущен к эксплуатации в отопительном периоде 2014-2015 г.г.
В январе 2015 года выявлен факт работы прибора учета за пределами норм точности, в связи с этим решением Дальнереченского теплового района филиала «Горноключевской» КГУП «Примтеплоэнерго» узел учета выведен из эксплуатации с ДД.ММ.ГГГГ, и, в нарушение требований п/п. «а» п. 59 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 354 от 06.05.2011 г., жителям многоквартирного дома № по <адрес>, в том числе ФИО2, проживающей в квартире №, плата за теплоснабжение с января 2015 года начислялась по нормативу потребления, тогда как должна определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса. Тем самым были нарушены права и интересы пенсионера ФИО2, истец просит обязать ответчика произвести перерасчет платы за потребленную в указанный период тепловую энергию ФИО2.
В суде представитель истца помощник прокурора Прыткова М.В. на требованиях иска настаивает, дополнила, что правоотношения между потребителями коммунальных услуг - собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов и ресурсоснабжающими организациями регулируются принятым во исполнение положений ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правительством Российской Федерации постановлением от 06.05.2011 № 354 «О правилах предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Правила), которым предусмотрен порядок начисления платы за коммунальные услуги. Таким образом, ссылка представителя ответчик на необходимость применения положений постановления Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 «О коммерческим учете тепловой энергии, теплоносителя» (вместе с Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя - (далее -Правил № 1034) при начислении платы за предоставленную коммунальную услугу в период, когда общедомовой прибор учета тепловой энергии вышел из строя, является несостоятельной.
Согласно указанным Правилам № 1034 - расчетный метод - это совокупность организационных процедур и математических действий по определению количества тепловой энергии, теплоносителя при отсутствии приборов учета или их неработоспособности, применяемых в случаях, установленных настоящими Правилами.
В ответе, предоставленном в межрайонную прокуратуру и имеющемся в материалах гражданского дела, ответчик указывает, что в соответствии со ст. 157 ЖК РФ начисление оплаты с января по май 2015 года потребителям, проживающим в МКД № по <адрес> производились по нормативу потребления, который установлен решением Думы ДГО № от ДД.ММ.ГГГГ, а не расчетным методом в соответствии с пп. 86, 89, 90 Правил № 1034, как указывает в отзыве.
Также ответчик ссылается на п. 89 и 90 Правил № 1034, предусматривающие обязанность потребителя извещать теплоснабжающую организацию о каких-либо нарушениях в функционировании общедомового прибора учета и составлять соответствующий акт, а при несвоевременном сообщении потребителем указанной информации, расчет расхода тепловой энергии производится расчетным путем.
Однако обязанность по техническому обслуживанию указанного прибора учета ответчик взял на себя, заключался соответствующий договор, кроме того, за указанное обслуживание с жильцом МКД по <адрес> взималась плата, что подтверждается квитанциями об оплате услуг теплоснабжения.
Кром того, факт выхода из строя указанного прибора выявлен ответчиком, о чем им же составлен соответствующий акт.
В связи с изложенным, ссылки ответчика на указанные пункты Правил № 1034 несостоятельны.
В соответствии с п/п. «а» п. 59 Правил, в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию прибора учета, плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения.
Действительно, в квартирах МКД по <адрес> отсутствуют как индивидуальные приборы учета, так и общие (квартирные) приборы учета, однако в этом случае, в соответствии с п. 42 и 43 Правил применяется порядок начисления платы, предусмотренный п.59 Правил, а именно в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию прибора учета, плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения. Просит удовлетворить требования иска в полном объеме.
Истец ФИО2, уведомленная о дате и месте рассмотрения иска, в судебном заседании участие не принимает, предоставила письменное заявление о рассмотрении иска в её отсутствие.
Ответчик в лице своего представителя ФИО1 требования иска не признал. Представитель суду пояснил, что в соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объемов потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Постановлением от 06.05.2011 г. № 354 «О правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» регламентируется порядок оказания услуг абонентам и порядок расчета за оказанные услуги.
В многоквартирном доме № по адресу <адрес> оборудован коллективным общедомовым прибором учета тепловой энергии, который был допущен в эксплуатацию в начале отопительного периода.
В ходе проверки прибора учета в январе 2015 г. выявлен факт работы прибора учета за пределами норм точности, в связи с чем с ДД.ММ.ГГГГ общедомовой прибор учета был выведен из эксплуатации и плата за теплоснабжение с января 2015 г. начислялась по нормативу потребления.
Ссылку межрайонного прокурора о том, что плата за теплоснабжение должна определяться исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления согласно п. 59 Правил, представитель ответчика считает не обоснованной и противоречащей действующему законодательству и Правилам.
В соответствии с п. 59 Правил - плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода).
Выведенный общедомовой прибор учета под понятие индивидуального или общего (квартирного) прибора учета не подпадает.
Выведенный общедомовой прибор учета подпадает под понятие указанное в п. 2 Правил - коллективный (общедомовой) прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом - и эксплуатация данного прибора учета регламентируется другими нормативными актами, а именно Постановлением правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя».
В соответствии с пп. Б п. 31 данного постановления - коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается при неисправности прибора учета.
Согласно п. 86 Постановления - при выявлении нарушений в работе узла учета количество израсходованной тепловой энергии определяется расчетным методом с момента выхода из строя прибора учета, входящего в состав узла учета. Время выхода прибора учета из строя определяется по данным архива тепловычислителя, а при их отсутствии - с даты сдачи последнего отчета о теплопотреблении.
Согласно п. 89 Постановления - при выявлении каких-либо нарушений в функционировании узла учета потребитель обязан в течение суток известить об этом обслуживающую организацию и теплоснабжающую организацию и составить акт, подписанный представителями потребителя и обслуживающей организации. Потребитель передает этот акт в теплоснабжающую организацию вместе с отчетом о теплопотреблении за соответствующий период в сроки, определенные договором.
Согласно п. 90 Постановления - при несвоевременном сообщении потребителем о нарушениях функционирования узла учета расчет расхода тепловой энергии, теплоносителя за отчетный период производится расчетным путем.
На основании указанных положений Постановления было произведено начисление за услуги отопления потребителям Рябуха 16. Просит в удовлетворении иска отказать.
Выслушав участников судебного заседания, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Во исполнение положений ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правительством Российской Федерации принято постановление от 06.05.2011 № 354 «О правилах предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», которым также предусмотрен порядок начисления платы за коммунальные услуги.
В соответствии с п/п. «а» п. 59 Правил, в случае выхода из строя или утраты введенного в эксплуатацию прибора учета, плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения.
Не соглашаясь с иском, полагая неприменимыми в данном случае требования п/п. «а» п. 59 указанных Правил, представитель ответчика сослался на положения постановления Правительства РФ от 18.11.2013 г. № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя», поскольку считает пункт 59 Правил предусматривает расчет платы за коммунальную услугу только по индивидуальным или общим (квартирным) приборам учета. В рассматриваемом случае вышел из эксплуатации не индивидуальный или общеквартирный, а общедомовой прибор учета, в связи с чем расчет платы должен производиться в соответствии с постановлением № 1034.
Данные выводы ответчика суд находит не соответствующими требованиям законодательства, поскольку правоотношения между потребителями коммунальных услуг - собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов и ресурсоснабжающими организациями прямо регулируются принятым во исполнение положений ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правительством Российской Федерации постановлением от 06.05.2011 № 354 «О правилах предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
Производя начисления платы в спорный период истцу ФИО3 по нормативу потребления, ответчик ссылается на нарушения положений п. 89 и 90 постановления Правительства РФ № 1034, согласно которым при выявлении каких-либо нарушений в функционировании узла учета потребитель обязан в течение суток известить об этом обслуживающую организацию и теплоснабжающую организацию, несвоевременное сообщение влечет расчет расхода тепловой энергии расчетным путем.
Однако, в судебном заседании установлено, что обязанность по техническому обслуживанию общедомового прибора учета ответчик взял на себя, взимает за это плату с жильцов, что подтверждается соответствующей строкой в квитанции на оплату услуг теплоснабжения.
Кроме того, судом установлено, следует из письменного ответа начальника теплового района «Дальнереченский» Г.. прокурору, что в жилом доме по <адрес> был допущен в сезонную эксплуатацию узел учета тепловой энергии и теплоносителя, имеющий замечания, а именно, на обратном трубопроводе отсутствует запорное устройство (задвижка), регулирующая арматура в нерабочем состоянии, не запирает среду, из-за указанного нарушения невозможно произвести чистку проточной части расходомера, так как невозможно перекрыть трубопровод, остановить циркуляцию.
Анализируя данную информацию, суд приходит к выводу, что, допуская в эксплуатацию прибор учета с указанными нарушениями, ответчик согласился на обслуживание этого прибора с данными нарушениями.
Взимая плату за обслуживание теплового узла учета, ответчик не принял мер к устранению нарушений, препятствующих нормальной эксплуатации прибора учета, что привело к его выходу из рабочего состояния (согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ – вышел из строя расходомер –л.д. 12).
Таким образом, с учетом установленных в суде обстоятельств, суд находит, что оснований считать жителей дома № нарушающими положения ст. 89, 90 постановления № 1034 не имеется.
Кроме того, ссылаясь на нормы, предусматривающие начисление платы жильцам дома в спорный период времени согласно постановлению № 1034 расчетным методом, ответчик фактически произвел начисление платы по нормативу потребления, установленному решением Думы ДГО № от ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая совокупность исследованных обстоятельств, суд приходит к выводу об обоснованности иска Дальнереченского межрайонного прокурора, незаконности действий ответчика по начислению платы за отопление истцу ФИО2 в январе-марте 2015 г., удовлетворению иска в полном объеме.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Требования иска Дальнереченского межрайонного прокурора удовлетворить.
Признать незаконным начисление Дальнереченским тепловым районом филиала «Горноключевской» КГУП «Примтеплоэнерго» ФИО2, проживающей по адресу: г. Дальнереченск Приморского края, <адрес>, - платы за отопление за январь-март 2015 г. по нормативам потребления.
Обязать Дальнереченский тепловой район филиала «Горноключевской» КГУП «Примтеплоэнерго» произвести ФИО2, проживающей по адресу: г. Дальнереченск Приморского края, <адрес> - перерасчет размера платы за отопление за январь-март 2015 г. в соответствии с п.п. «а» п. 59 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354, - исходя из среднемесячного объема потребления.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Дальнереченский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме вынесено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Т.П. Ксеник