Дело №
УИД №RS0№-45
Решение в окончательной форме изготовлено и оглашено 16.05.2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 мая 2022 года
Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея в составе:
Председательствующего судьи Горюновой М.С.,
при секретаре ФИО2,
с участием представителя истца ФИО1 по доверенности ФИО3, представителя ответчика ГУ- Отделение Пенсионного фонда РФ по по доверенности ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Республики Адыгея о восстановлении права на дополнительные меры господдержки,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к ГУ Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Республики Адыгея о восстановлении права на дополнительные меры господдержки, в обоснование указав, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением пенсионного фонда в РФ в истцу был выдан государственный сертификат (материнский семейный капитал) серии МК-5 №. ДД.ММ.ГГГГ между ООО «СкороКвартира» и ФИО1 был заключен договор долевого участия в строительстве № Л1/укн8/2017 на приобретение квартиры, расположенной по адресу: , а. Новая Адыгея, . Согласно п.4 договора ФИО1 на счет ООО «СкороКвартира» была перечислена сумма в размере 453 026 рублей по государственному сертификату. Однако ДД.ММ.ГГГГ договор долевого участия между сторонами был расторгнут и денежные средства в размере 453 026 рублей были возвращены на счет Управления Пенсионного фонда РФ в Республики Адыгея. ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась к ответчику с заявлением о восстановлении права на распоряжение средствами по государственному сертификату. ДД.ММ.ГГГГ истцу был предоставлен ответ о том, что для восстановления права на дополнительные меры господдержки в размере 453 026 рублей, ей необходимо обратиться в суд. Просила восстановить ее право на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала в размере 453 026 рублей в рамках государственного сертификата серии МК-5 №.
Представитель истца ФИО1 по доверенности ФИО3 в судебном заседании требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ ненадлежащий ответчик Управление Пенсионного фонда РФ в Республики Адыгея был заменен на надлежащего ответчика- ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ в Республики Адыгея, представитель которого по доверенности ФИО4 в судебном заседании не возражала против удовлетворения иска, пояснив, что законодательством не урегулирован вопрос о возврате средств материнского капитала и в данной ситуации восстановление права на распоряжение средствами материнского капитала возможно только на основании решения суда. В свою очередь, при удовлетворении иска оно будет исполнено ответчиком.
Суд, выслушав представителей сторон, участвующих в судебном заседании, исследовав и оценив, собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании, имеющихся в деле доказательств, согласно ст.ст. 12, 55, 56, 59, 60, 67 ГПК РФ, установив юридически значимые обстоятельства по делу, приходит к следующим выводам.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (часть 1 статьи 39). Конкретные меры социальной поддержки семьи и детей, в соответствии с частью 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В целях создания условий, обеспечивающих семьям, имеющим детей, достойную жизнь, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» установлены дополнительные меры государственной поддержки этих семей, право на получение которых согласно пункту 1 части 1 статьи 3 указанного Закона возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, в том числе у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, независимо от места их жительства.
На основании части 7 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (в редакции, действующей на дату выдачи истцу сертификата на материнский (семейный) капитал) право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, за исключением случая, предусмотренного частью 6.1 статьи 7 настоящего Федерального закона.
В силу части 3 статьи 7 указанного Федерального закона лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям: улучшение жилищных условий; получение образования ребенком (детьми); формирование накопительной пенсии для женщин, перечисленных в пунктах 1, 2 и 4 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона; приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов; получение ежемесячной выплаты в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей».
В удовлетворении заявления о распоряжении может быть отказано в случае: прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным частями 3, 4 и 6 статьи 3 настоящего Федерального закона; нарушения установленного порядка подачи заявления о распоряжении; указания в заявлении о распоряжении направления использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала, не предусмотренного настоящим Федеральным законом; указания в заявлении о распоряжении суммы (ее частей в совокупности), превышающей полный объем средств материнского (семейного) капитала, распорядиться которым вправе лицо, подавшее заявление о распоряжении; ограничения лица, указанного в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, в родительских правах в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, на дату вынесения решения по заявлению о распоряжении, поданному указанным лицом (до момента отмены ограничения в родительских правах в установленном порядке); отобрания ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, у лица, указанного в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации (на период отобрания ребенка); несоответствия организации, с которой заключен договор займа на приобретение (строительство) жилого помещения, требованиям, установленным частью 7 статьи 10 настоящего Федерального закона, а также несоблюдения условия, установленного частью 8 статьи 10 настоящего Федерального закона; наличия информации о признании жилого помещения непригодным для проживания и (или) о признании многоквартирного дома, в котором находится жилое помещение, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (часть 2 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»).
Пунктом 51 Распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№р «Об утверждении регламента организации работы с делами лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки» предусмотрено, что ранее закрытое дело может быть восстановлено в случае возврата ранее направленных средств (части средств) материнского (семейного) капитала; получения (наличия) решения суда о восстановлении права на дополнительные меры государственной поддержки. В указанных случаях дело изымается из архива недействующих дел и в журнале регистрации дел лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, делается отметка о восстановлении дела и дате его восстановления (пункт 52 Распоряжения).
Из системного толкования приведенных выше нормативных положений следует, что предоставление средств материнского (семейного) капитала носит строго целевой характер и по своей правовой природе является мерой государственной поддержки семьей, имеющих детей, направленной, в том числе, и на создание условий для осуществления ими конституционного права на жилище путем распоряжения средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям в целях улучшения жилищных условий. Из этого следует, что с помощью данной меры государственной поддержки право на улучшение жилищных условий семьей, имеющих детей, действительно должно быть реализовано. Более того, право на получение указанной меры государственной поддержки лицам, ранее воспользовавшимся ею, может быть восстановлено на основании решения суда. Таким образом, юридически значимым обстоятельством для правильного разрешения споров о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала и о восстановлении права на данные дополнительные меры государственной поддержки является установление обстоятельств, свидетельствующих об улучшении жилищных условий, осуществляемом посредством приобретения жилого помещения или строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства.
Судом установлено, что решением ГУ УПФ РФ в городе Грозный и Чеченской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО1 был выдан государственный сертификат на материнский семейный капитал серии МК-5 № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «СкороКвартира» и ФИО1 был заключен договор долевого участия в строительстве № Л1/укн8/2017 на приобретение квартиры, расположенной по адресу: , а. Новая Адыгея, .
Согласно п.4.1 Договора цена договора, подлежащая уплате на момент подписания, составляла 565 110 рублей, из которых 453 026 рублей были уплачены из средств федерального бюджета в виде предоставленного государственного сертификата на материнский (семейный) капитал серии МК-5 № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ договор долевого участия между сторонами был расторгнут по соглашению сторон и денежные средства в размере 453 026 рублей были возвращены на счет Управления Пенсионного фонда РФ в Республики Адыгея.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась к ответчику с заявлением о восстановлении права на распоряжение средствами по государственному сертификату.
Однако ДД.ММ.ГГГГФИО1 был предоставлен ответ со ссылкой на то, что Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» не предусматривает распоряжение средствами материнского (семейного) капитала после их использования в полном объеме даже в случае последующего возврата этих средств.
Таким образом, фактически ФИО1 право на материнский (семейный) капитал, предусмотренный Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», не реализовала, жилое помещение на средства материнского (семейного) капитала не приобрела и жилищные условия своей семьи не улучшила, а ранее перечисленные ей денежные средства ответчиком в указанном размере она возвратила обратно.
Проанализировав все представленные доказательства, учитывая, что злоупотреблений правом со стороны истца не установлено, суд находит требования ФИО1 законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. По указанным основаниям суд полагает необходимым удовлетворить исковые требования и восстановить права ФИО1 на получение материнского (семейного) капитала в размере 453 026 рублей с последующей индексацией.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по о восстановлении права на дополнительные меры государственной поддержки удовлетворить полностью.
Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по восстановить ФИО1 право на распоряжение дополнительными мерами государственной поддержки на основании государственного сертификата на материнский (семейный) капитал серия МК-5 №, с последующей индексацией, в порядке установленном ч. 2 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», как лицо, не распорядившееся средствами материнского капитала, зачислить денежные средства материнского (семейного) капитала по государственному сертификату серия МК-5 № на финансовую часть лицевого счета, открытого на имя ФИО1, в сумме 453 026 (четыреста пятьдесят три тысячи двадцать шесть) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Адыгея через Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья М.С. Горюнова