ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1014/19 от 21.06.2019 Братского городского суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 июня 2019 года г. Братск

Братский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Орловой О.В.,

при секретаре Оняновой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1014/2019 по исковому заявлению ФИО3, ФИО4, ФИО5 к Межрайонному управлению Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 7 по г. Братску, действующему в интересах несовершеннолетних ФИО6, ФИО12, об отмене распоряжений о закреплении права пользования жилым помещением, прекращении права пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО3, ФИО4, ФИО5 обратились в суд с исковым заявлением к Межрайонному управлению Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 7 по г. Братску, действующему в интересах несовершеннолетних ФИО16, об отмене распоряжений о закреплении права пользования жилым помещением, прекращении права пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета.

В обоснование заявленных требований, истцы указали, что на основании договора на передачу квартиры в собственность граждан *** от ДД.ММ.ГГГГФИО3, ФИО4 и ФИО5 (ФИО7) являются сособственниками жилого помещения, квартиры, находящейся по адресу: РФ, <адрес>, ж.<адрес> по 1/3 доле в праве собственности у каждой. Право собственности зарегистрировано Управлением Федеральной регистрационной службы по Иркутской области (Братский филиал) ДД.ММ.ГГГГ, № № регистрационной записи: ***.

ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО3 родила дочь ФИО1. ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО3 родила дочь ФИО2.

ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетние ФИО1 и ФИО2 были поставлены на регистрационный учет по адресу: РФ, <адрес>, ж.<адрес>.

Решением Братского городского суда Иркутской области по гражданскому делу *** по иску Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Братску к ФИО3, ФИО8 о лишении родительских прав последние были лишены родительских прав в отношении несовершеннолетней ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р.

Решением Братского городского суда Иркутской области по гражданскому делу № 2-169/2011 от 13.01.2011 поиску Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Братску к ФИО15 ЕЛ., ФИО8 о лишении родительских прав последние были лишены родительских прав в отношении несовершеннолетней ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р.

После вступления вышеуказанных решений суда в законную силу несовершеннолетние ФИО1 и ФИО2 были изъяты из семьи, приняты под опеку органами опеки и попечительства и помещены в специализированные детские учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время их местонахождение неизвестно.

В ноябре 2018г. из поквартирной карточки истцам стало известно, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Братску было издано распоряжение ***ру-о «О закреплении права пользования жилым помещением за ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения" и распоряжение ***ру-о от ДД.ММ.ГГГГ. «О закреплении права пользования жилым помещением за ФИО2ДД.ММ.ГГГГ года рождения".

Данные распоряжения должны быть отменены, так как вынесены с нарушением законодательства и нарушают как права собственников квартиры, так и права самих несовершеннолетних.

В нарушение ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ч. 3 ст. 6 Закона Иркутской области от 28 декабря 2012 года № 16 "О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области", Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Братску, закрепив жилое помещение за ФИО1, ФИО2, лишила (создала реальные предпосылки) их гарантированного права на получение в будущем жилого помещения специализированного жилищного фонда, как детей, оставшихся без попечения родителей. Из содержания и смысла ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что право на внеочередное получение жилья имеют только дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилья Дети. оставшиеся без попечения родителей, не признаются нуждающимися в жилом помещении, только в том случае, если являются собственниками жилою помещения, или проживают в нем как наниматели (члены семьи нанимателя).

Таким образом, закрепление жилого помещения за детьми-сиротами возможно только при условии, предусмотренном ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Вынося оспариваемое распоряжения о закреплении жилого помещения за несовершеннолетними ФИО15, орган опеки создал предпосылки к тому, что несовершеннолетние ФИО15 после окончания специализированного детского учреждения, либо прекращения над ним опеки, либо окончания учебы и г.д. могут оказаться без жилого помещения, так как в соответствии с п. 2 ст. 292 ГК РФ переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу является основанием для прекращения права пользования жилым помещением пленами семьи прежнего собственника.

Также, вынесение указанного распоряжения направлено на закрепление права пользования жилым помещением за несовершеннолетними и целях их дальнейшего обеспечения этим же жилым помещением, то есть направлено на то, чтобы не включать несовершеннолетних по достижении восемнадцатилетнего в список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение жилым помещением, в соответствии с Законом Иркутской области от 28 декабря 2012 года № 164 "О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. жилыми помещениями в Иркутской области".

Регистрация несовершеннолетних ФИО15 в квартире несет для истцов дополнительные расходы по оплате коммунальных платежей. К тому же это причиняет истцам значительные неудобства, из-за того, что они не могут свободно распорядиться своей собственностью, поскольку потенциальные покупатели, узнав, что на регистрационном учете стоят несовершеннолетние, право которых закреплено распоряжением органов опеки отказываются от покупки квартиры.

Просят суд устранить ФИО3, ФИО4, ФИО5 препятствия в осуществлении права собственно и на квартиру, находящуюся по адресу: РФ, <адрес>, ж. <адрес>:

- отменить распоряжение Управления Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области по г. Братску ***ру-о от 08.09.2010г. «О закреплении права пользования жилым помещением за ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения"

- отменить распоряжение Управления Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области по г. Братску ***ру-о от 08.09.2010г. «О закреплении права пользования жилым помещением за ФИО2ДД.ММ.ГГГГ года рождения"

- прекратить ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2ДД.ММ.ГГГГ года рождения право пользования жилым помещением, квартирой, находящейся по адресу: РФ, <адрес>. ж.<адрес>.

- снять ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2ДД.ММ.ГГГГ года рождения с регистрационного учета по адресу: РФ, <адрес>, ж.<адрес> 65, <адрес>

Впоследствии истица ФИО5 в лице ее представителя по доверенности ФИО9 отказалась от исковых требований в части отмены распоряжения Управления Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области по г. Братску ***ру-о от 08.09.2010г. «О закреплении права пользования жилым помещением за ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения" и распоряжение Управления Министерства социального развития опеки и попечительства <адрес>***ру-о от 08.09.2010г. «О закреплении права пользования жилым помещением за ФИО2ДД.ММ.ГГГГ года рождения".

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ судом принят отказ истца ФИО5 от исковых требований в части отмены распоряжений о закреплении права пользования жилым помещением.

Истцы ФИО3, ФИО4, ФИО5 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, просят рассмотреть дело в их отсутствие.

В судебном заседании представитель истца ФИО5 по доверенности ФИО9 исковые требования поддержал, суду дал пояснения по доводам, изложенным в иске.

В судебном заседании представитель ответчика Межрайонного управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области ***ФИО10, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, суду пояснила, что за несовершеннолетними ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, было закреплено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, так как мать несовершеннолетних ФИО3 является собственником 1/3 доли вышеуказанного жилого помещения. ФИО3 лишена родительских прав решением Братского городского суда Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ в отношении несовершеннолетней ФИО1 и решением Братского городского суда Иркутской области от 13.01.2011 года в отношении несовершеннолетней ФИО2 В информационном ресурсе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Иркутской области по муниципальному образованию «город Братск» созданы электронные карточки несовершеннолетних

В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона Иркутской области от 28.12.2012 года № 164-03 «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области» в список включаются дети-сироты, нуждающиеся в жилых помещениях, достигшие возраста 14 лет. Таким образом, несовершеннолетние ФИО1 и ФИО2 будут включены в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Иркутской области, при достижении возраста 14 лет.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, как наиболее уязвимая социальная группа, нуждаются в особой заботе и защите. Согласно ст. 20 «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 года) ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. На основании вышеизложенного отдел опеки и попечительства граждан по г. Братску просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Законные представители несовершеннолетних ФИО14 и ФИО11 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В судебное заседание представитель третьего лица МУ МВД России «Братское» не явился, извещен надлежащим образом.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

Как указано в части 1, части 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства; забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище; никто не может быть произвольно лишен жилища.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В силу части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования.

Согласно статье 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно пункту 2 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Из материалов дела следует, что на основании договора на передачу квартиры в собственность граждан *** от ДД.ММ.ГГГГ истцы ФИО3, ФИО4, ФИО5 являются сособственниками жилого помещения, квартиры, находящейся по адресу: <адрес>, ж.<адрес> по 1/3 доле в праве собственности каждая. Право собственности зарегистрировано Управлением Федеральной регистрационной службы по Иркутской области (Братский филиал) ДД.ММ.ГГГГ, номера регистрационной записи: ***.

ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО3 родила дочь ФИО1. ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО3 родила дочь ФИО2.

ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетние ФИО1 и ФИО2 были поставлены на регистрационный учет по адресу: <адрес>, ж.<адрес>.

Решением Братского городского суда Иркутской области по гражданскому делу № 2-3272/2009 по иску Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Братску к ФИО3ФИО8 о лишении родительских прав последние были лишены родительских прав в отношении несовершеннолетней ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р.

Решением Братского городского суда Иркутской области по гражданскому делу № 2-169/2011 от 13.01.2011 поиску Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Братску к ФИО15 ЕЛ., ФИО8 о лишении родительских прав последние были лишены родительских прав в отношении несовершеннолетней ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р.

После вступления вышеуказанных решений суда в законную силу несовершеннолетние ФИО1 и ФИО2 были изъяты из семьи, приняты под опеку органами опеки и попечительства и помещены в специализированные детские учреждения для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Братску были изданы распоряжение ***ру-о «О закреплении права пользования жилым помещением за ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения" и распоряжение ***ру-о от 08.09.2010г. «О закреплении права пользования жилым помещением за ФИО2ДД.ММ.ГГГГ года рождения".

Однако, распоряжениями Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Братску от 28.11.2011 вышеуказанные распоряжения о закреплении права пользования жилыми помещениями были признаны утратившими силу, несовершеннолетние ФИО1 и ФИО2 были поставлены на учет в качестве детей-сирот, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Поскольку оспариваемые распоряжения ***ру-о «О закреплении права пользования жилым помещением за ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения" и ***ру-о от 08.09.2010г. «О закреплении права пользования жилым помещением за ФИО2ДД.ММ.ГГГГ года рождения" признаны утратившими силу, оснований для удовлетворения исковых требований ФИО3 и ФИО4 об их отмене не подлежат удовлетворению.

Кроме того, судом установлено, что на сегодняшний день несовершеннолетняя ФИО2 находится под опекой, опекуном назначена ФИО14, проживают по адресу: <адрес>. Опекуном несовершеннолетней ФИО1 является ФИО13, проживающая по адресу: <адрес>1.

Вместе с тем, согласно поквартирной карточке, несовершеннолетние ФИО1 и ФИО2 зарегистрированы по месту жительства в спорной квартире с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

Пунктом 1 статьи 20 ГК РФ установлено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

При этом положения данной нормы закона не содержат указания на то, что место жительства гражданина определяется по месту его регистрации.

Местом жительства малолетних детей (несовершеннолетних, не достигших 14-летнего возраста) признается место жительства их законных представителей: родителей, усыновителей, опекунов.

Согласно п. 2 ст. 36 ГК РФ опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными.

До внесения изменений в Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ место жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определялось иначе, чем предусмотрено статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно считалось, что местом жительства указанных граждан признавалось место закрепления за ними жилого помещения.

Семья опекуна (попечителя), приемная семья признавались для указанных граждан местом пребывания (ч. 2 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ в редакции до внесения изменения Федеральным законом N 15-ФЗ).

Таким образом, проживание ребенка у опекуна является временным - до достижения подопечным совершеннолетия, следовательно - может рассматриваться только как место пребывания.

Более того, с приобретением права постоянного пользования жилым помещением и регистрацией где-либо не по месту пребывания, а по месту жительства, дети могут утратить статус не имеющих закрепленного жилого помещения, а вместе с ним - и право на выделение социального жилья.

Сам по себе факт непроживания несовершеннолетних в настоящее время в спорном жилом помещении не может служить безусловным основанием для удовлетворения исковых требований о признании их утратившими право пользования жилым помещением для целей снятия с регистрационного учета. Значимым обстоятельством является не только факт непроживания в спорном жилье, но и причины, приведшие к этому.

Поскольку выезд несовершеннолетних ФИО2 и ФИО1 из квартиры связан с лишением их матери родительских прав, назначением опекуна, совместное проживание ребенка в настоящее время с опекуном обусловлено требованием ст. ст. 36, 148 Семейного кодекса Российской Федерации, а сами несовершеннолетние в силу возраста неспособны определять свое место жительства, их право пользование спорной квартирой сохраняется по правилам п. 1 ст. 148 Семейного кодекса Российской Федерации. В связи с чем, вопреки доводам искового заявления, отсутствуют правовые основания для удовлетворения иска.

Доводы истцов о том, что они не могут в полной мере распоряжаться своим имуществом, в том числе выполнить действия по его отчуждению, не являются основанием для удовлетворения иска. По смыслу вышеприведенных норм материального права, регистрация по месту жительства несовершеннолетнего в жилом помещении не является препятствием к совершению сделки, а лишь предполагает обременение в виде сохранение за таким несовершеннолетним ребенком жилищных прав на данное помещение.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что поскольку право на жилье несовершеннолетних ФИО1 и ФИО2 возникло на основании закона, они были вселены в спорное жилое помещение в качестве членов семьи собственника жилого помещения – их матери, у опекунов не зарегистрированы на постоянной основе по месту жительства, иного постоянного места жительства не приобрели, то оснований для признания их прекратившими право пользования квартирой по адресу: <адрес>, у суда не имеется.

То обстоятельство, что собственник 1/3 доли в квартире – мать несовершеннолетних, лишена родительских прав, при имеющихся по делу обстоятельствах, само по себе, не может служить основанием для удовлетворения исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО3, ФИО4 к Межрайонному управлению Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 7 по г. Братску, действующему в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2 об отмене распоряжения Управления Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области по г. Братску ***ру-о от 08.09.2010г. «О закреплении права пользования жилым помещением за ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения", отмене распоряжения Управления Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области по г. Братску ***ру-о от 08.09.2010г. «О закреплении права пользования жилым помещением за ФИО2ДД.ММ.ГГГГ года рождения"; исковые требования ФИО3, ФИО4, ФИО5 к Межрайонному управлению Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 7 по г. Братску, действующему в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, о прекращении права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, снятии с регистрационного учета по указанному адресу - оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд Иркутской области в течение месяца, со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья О.В. Орлова