№ 2-1014/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Дальнереченск 29 июля 2015 г.
Дальнереченский районный суд Приморского края РФ в составе председательствующего судьи Ксеник Т.П.,
при секретаре Ивиной Л.В.,
с участием представителя истца Прытковой М.В., представителя ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дальнереченского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов ФИО2 к КГУП «Примтеплоэнерго» в лице Дальнереченского теплового района филиала «Горноключевской» КГУП «Примтеплоэнерго» о признании действий незаконными и возложении обязанности произвести перерасчет размера платы за отопление,
У С Т А Н О В И Л :
Дальнереченский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов пенсионера ФИО2, проживающей в г. Дальнереченске, ул. <адрес>, просит признать незаконными действия Дальнереченского теплового района филиала «Горноключевской» КГУП «Примтеплоэнерго» по начислению платы за отопление за январь-март 2015 г..
В обоснование иска прокурор указал, что прокуратурой проведена проверка по обращению ФИО2 по факту начисления жителям многоквартирного дома №. №. Дальнереченск платы за отопление в 2015 г., в результате которой выявлены нарушения требований действующего жилищного законодательства Российской Федерации.
Проверкой установлено, что многоквартирный жилой дом № оборудован коллективным прибором учета тепловой энергии - ВКТ 7 № 130583, который был допущен к эксплуатации в отопительном периоде 2014-2015 г.г.
В январе 2015 года выявлен факт работы прибора учета за пределами норм точности, в связи с этим решением Дальнереченского теплового района филиала «Горноключевской» КГУП «Примтеплоэнерго» узел учета выведен из эксплуатации с ДД.ММ.ГГГГ и, в нарушение требований п/п. «а» п. 59 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 354 от 06.05.2011 г., жителям многоквартирного дома № в том числе ФИО2, проживающей в квартире № плата за теплоснабжение с января 2015 года начислялась по нормативу потребления, тогда как должна определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса. Тем самым были нарушены права и интересы пенсионера ФИО2, истец просит обязать ответчика произвести перерасчет платы за потребленную в указанный период тепловую энергию ФИО2.
В суде представитель истца помощник прокурора Прыткова М.В. на требованиях иска настаивает, дополнила, что правоотношения между потребителями коммунальных услуг - собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов и ресурсоснабжающими организациями регулируются принятым во исполнение положений ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правительством Российской Федерации постановлением от 06.05.2011 № 354 «О правилах предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Правила), которым предусмотрен порядок начисления платы за коммунальные услуги. Таким образом, ссылка представителя ответчик на необходимость применения положений постановления Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 «О коммерческим учете тепловой энергии, теплоносителя» (вместе с Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя - (далее -Правил № 1034) при начислении платы за предоставленную коммунальную услугу в период когда общедомовой прибор учета тепловой энергии вышел из строя, является несостоятельной.
Согласно указанным Правилам № 1034 - расчетный метод - это совокупность организационных процедур и математических действий по определению количества тепловой энергии, теплоносителя при отсутствии приборов учета или их неработоспособности, применяемых в случаях, установленных настоящими Правилами.
В ответе, предоставленном в межрайонную прокуратуру и имеющемся в материалах гражданского дела, ответчик указывает, что в соответствии со ст. 157 ЖК РФ начисление оплаты с января по май 2015 года потребителям, проживающим в МКД № по <адрес> производились по нормативу потребления, который установлен решением Думы ДГО № от ДД.ММ.ГГГГ, а не расчетным методом в соответствии с пп. 86, 89, 90 Правил № 1034, как указывает в отзыве.
Также ответчик ссылается на п. 89 и 90 Правил № 1034, предусматривающие обязанность потребителя извещать теплоснабжающую организацию о каких-либо нарушениях в функционировании общедомового прибора учета и составлять соответствующий акт, а при несвоевременном сообщении потребителем указанной информации, расчет расхода тепловой энергии производится расчетным путем.
Однако обязанность по техническому обслуживанию указанного прибора учета ответчик взял на себя, о заключался соответствующий договор, кроме того, за указанное обслуживание с жильцом МКД по <адрес> взималась плата, что подтверждается квитанциями об оплате услуг теплоснабжения.
Кром того, факт выхода из строя указанного прибора выявлен ответчиком, о чем им же составлен соответствующий акт.
В связи с изложенным, ссылки ответчика на указанные пункты Правил № 1034 несостоятельны.
В соответствии с п/п. «а» п. 59 Правил, в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию прибора учета, плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения.
Действительно, в квартирах МКД по <адрес> отсутствуют как индивидуальные приборы учета, так и общие (квартирные) приборы учета, однако в этом случае, в соответствии с п. 42 и 43 Правил применяется порядок начисления платы, предусмотренный п.59 Правил, а именно в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию прибора учета, плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения. Просит удовлетворить требования иска в полном объеме.
Истец ФИО2, уведомленная о дате и месте рассмотрения иска, в судебном заседании участие не принимает, предоставила письменное заявление о рассмотрении иска в её отсутствие.
Ответчик в лице своего представителя ФИО1 требования иска не признал. Представитель суду пояснил, что в соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объемов потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Постановлением от 06.05.2011 г. № 354 «О правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» регламентируется порядок оказания услуг абонентам и порядок расчета за оказанные услуги.
В многоквартирном доме № по адресу <адрес> оборудован коллективным общедомовым прибором учета тепловой энергии, который был допущен в эксплуатацию в начале отопительного периода.
В ходе проверки прибора учета в январе 2015 г. выявлен факт работы прибора учета за пределами норм точности, в связи с чем с ДД.ММ.ГГГГ общедомовой прибор учета был выведен из эксплуатации и плата за теплоснабжение с января 2015 г. начислялась по нормативу потребления.
Ссылку межрайонного прокурора о том, что плата за теплоснабжение должна определяться исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления согласно п. 59 Правил, представитель ответчика считает не обоснованной и противоречащей действующему законодательству и Правилам.
В соответствии с п. 59 Правил - плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода).
Выведенный общедомовой прибор учета под понятие индивидуального или общего (квартирного) прибора учета не подпадает.
Выведенный общедомовой прибор учета подпадает под понятие указанный в п. 2 Правил - коллективный (общедомовой) прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом - и эксплуатация данного прибора учета регламентируется другими нормативными актами, а именно Постановлением правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя».
В соответствии с пп. Б п. 31 данного постановления - коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается при неисправности прибора учета.
Согласно п. 86 Постановления - при выявлении нарушений в работе узла учета количество израсходованной тепловой энергии определяется расчетным методом с момента выхода из строя прибора учета, входящего в состав узла учета. Время выхода прибора учета из строя определяется по данным архива тепловычислителя, а при их отсутствии - с даты сдачи последнего отчета о теплопотреблении.
Согласно 89. Постановления - при выявлении каких-либо нарушений в функционировании узла учета потребитель обязан в течение суток известить об этом обслуживающую организацию и теплоснабжающую организацию и составить акт, подписанный представителями потребителя и обслуживающей организации. Потребитель передает этот акт в теплоснабжающую организацию вместе с отчетом о теплопотреблении за соответствующий период в сроки, определенные договором.
Согласно 90 Постановления - при несвоевременном сообщении потребителем о нарушениях функционирования узла учета расчет расхода тепловой энергии, теплоносителя за отчетный период производится расчетным путем.
На основании указанных положений Постановления было произведено начисление за услуги отопления потребителям Рябуха 16. Просит в удовлетворении иска отказать.
Выслушав участников судебного заседания, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Во исполнение положений ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правительством Российской Федерации принято постановление от 06.05.2011 № 354 «О правилах предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», которым также предусмотрен порядок начисления платы за коммунальные услуги.
В соответствии с п/п. «а» п. 59 Правил, в случае выхода из строя или утраты введенного в эксплуатацию прибора учета, плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения.
Не соглашаясь с иском, полагая неприменимыми в данном случае требования п/п. «а» п. 59 указанных Правил, представитель ответчика сослался на положения постановления Правительства РФ от 18.11.2013 г. № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя», поскольку считает пункт 59 Правил предусматривает расчет платы за коммунальную услугу только по индивидуальным или общим (квартирным) приборам учета. В рассматриваемом случае вышел из эксплуатации не индивидуальный или общеквартирный, а общедомовой прибор учета, в связи с чем расчет платы должен производиться в соответствии с постановлением № 1034.
Данные выводы ответчика суд находит не соответствующими требованиям законодательства, поскольку правоотношения между потребителями коммунальных услуг - собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов и ресурсоснабжающими организациями прямо регулируются принятым во исполнение положений ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правительством Российской Федерации постановлением от 06.05.2011 № 354 «О правилах предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
Производя начисления платы в спорный период истцу ФИО2 по нормативу потребления, ответчик ссылается на нарушения положений п. 89 и 90 постановления Правительства РФ № 1034, согласно которым при выявлении каких-либо нарушений в функционировании узла учета потребитель обязан в течение суток известить об этом обслуживающую организацию и теплоснабжающую организацию, несвоевременное сообщение влечет расчет расхода тепловой энергии расчетным путем.
Однако, в судебном заседании установлено, что обязанность по техническому обслуживанию общедомового прибора учета ответчик взял на себя, взимает за это плату с жильцов, что подтверждается соответствующей строкой в квитанции на оплату услуг теплоснабжения.
Кроме того, судом установлено, следует из письменного ответа начальника теплового района «Дальнереченский» Г. прокурору, что в жилом доме по <адрес> был допущен в сезонную эксплуатацию узел учета тепловой энергии и теплоносителя, имеющий замечания, а именно, на обратном трубопроводе отсутствует запорное устройство (задвижка), регулирующая арматура в нерабочем состоянии, не запирает среду, из-за указанного нарушения невозможно произвести чистку проточной части расходомера, так как невозможно перекрыть трубопровод, остановить циркуляцию.
Анализируя данную информацию, суд приходит к выводу, что, допуская в эксплуатацию прибор учета с указанными нарушениями, ответчик согласился на обслуживание этого прибора с данными нарушениями.
Взимая плату за обслуживание теплового узла учета, ответчик не принял мер к устранению нарушений, препятствующих нормальной эксплуатации прибора учета, что привело к его выходу из рабочего состояния (согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ – вышел из строя расходомер –л.д. 12).
Таким образом, с учетом установленных в суде обстоятельств, суд находит, что оснований считать жителей дома № нарушающими положения ст. 89, 90 постановления № 1034 не имеется.
Учитывая совокупность исследованных обстоятельств, суд приходит к выводу об обоснованности иска Дальнереченского межрайонного прокурора, что ответчиком не предоставлены суду доказательства, опровергающие доводы иска, суд считает, иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Требования иска Дальнереченского межрайонного прокурора удовлетворить.
Признать незаконным начисление Дальнереченским тепловым районом филиала «Горноключевской» КГУП «Примтеплоэнерго» ФИО2, проживающей по адресу: г. Дальнереченск Приморского края, <адрес>, - платы за отопление за январь-март 2015 г. по нормативам потребления.
Обязать Дальнереченский тепловой район филиала «Горноключевской» КГУП «Примтеплоэнерго» произвести ФИО2 проживающей по адресу: г. Дальнереченск Приморского края, <адрес>, - перерасчет размера платы за отопление за январь-март 2015 г. в соответствии с п.п. «а» п. 59 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354, - исходя из среднемесячного объема потребления.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Дальнереченский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме вынесено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Т.П. Ксеник