Дело 2-1014/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 ноября 2016 года г. Петровск- Забайкальский
Забайкальского края
Петровск-Забайкальский городской суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Герасимовой Н.А.,
при секретаре Юнжаковой И.А.,
с участием помощника Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора
Устьянцева А.Н.
представителя ответчика ЗМРО АО «Читаэнергосбыт»
ФИО1,
действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ЗМРО ПАО «Читаэнергосбыт», с участием третьих лиц ПАО «МРСК Сибири-Читаэнерго», ООО «Надежда» о признании действий незаконными,
У С Т А Н О В И Л:
Петровск-Забайкальский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, мотивируя тем, что Петровск-Забайкальской межрайпрокуратурой проведена проверка по обращению ФИО2 по вопросу неправомерности начисления платы за общедомовые нужды на. электроэнергию ЗМРО. ПАО «Читаэнергосбыт» потребителям по адресу: г. Петровск-Забайкальский, Микрорайон-1, д. 8. В соответствии со ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают защиту, прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда. Согласно ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета. Правила предоставления и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов устанавливаются Правительством Российской Федерации. Установлено, что ПАО «Читаэнергосбыт» производит расчет и выставляет гражданам на оплату квитанции за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды собственникам и нанимателям помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Петровск-Забайкальский, Микрораойн-1, д. 8. Действующее законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками (нанимателями) помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме (часть 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской "Федерации), за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (часть 8 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации). В силу ст.ст. 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации). При выборе управления домом товариществом собственников жилья, жилищным или иным специализированным кооперативом эти организации несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме, за предоставление коммунальных услуг, качество которых должно соответствовать установленным требованиям. При заключении договора управления с управляющей организацией товарищество или кооператив контролирует выполнение управляющей организацией обязательств по договору, в том числе по оказанию всех услуг, выполнению работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в доме, предоставлению коммунальных услуг. При управлений многоквартирным домом управляющей организацией, последняя несет ответственность перед собственниками за оказание услуг, выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержащие общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать установленным требованиями (части 2.2, 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации). Согласно ч. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. В соответствии с п. 17 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Постановление от 06.05.2011 № 354) предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях: при непосредственном управлении многоквартирным домом; в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления; в жилых домах (домовладениях). В остальных случаях, согласно п. п. 8, 9 Постановление от 06.05.2011 № 354, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом. Из изложенного следует, что порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги, принадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации. Кроме того, жилищное законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками, нанимателями помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в. многоквартирном доме (ч. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации), за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (ч. 8 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации). В силу п. 44 Постановления от 06.05.2011 № 354 распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, не может превышать объём, рассчитанный исходя из нормативов потребления услуги. Исключением является наличие соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о распределении "сверхнормативного" объема между всеми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого помещения в доме. Если указанное решение непринято, то "сверхнормативный" объем коммунальной услуги исполнитель (управляющая организация, ТСЖ, ЖСК) оплачивает за счет собственных средств. Из нормативного содержания взаимосвязанных положений ч. ч. 1, 2.1, 2.3 ст. 161 и ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, раскрывающих понятие договора управления многоквартирным домом, целей и способов управления многоквартирным домом следует, что законодатель разграничил функции управления многоквартирным домом и обслуживания общего имущества в таком доме. В связи с этим, отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышение объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг (ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации). Установлено, что случаев принятия на общем собрании собственников помещений многоквартирных домов решений о внесении платы за коммунальную услугу «электроснабжение» непосредственно ресурсоснабжающей организации - ПАО «Читаэнергосбыт» не выявлено, так же как и фактов принятия собственниками помещений многоквартирньгх домов нa общих собраниях решений о распределении «сверхнормативного» объема потребленной электроэнергии между всеми помещениями размеру общей площади каждого помещения в доме, что подтверждается актом проверки. Таким образом, ПАО «Читаэнергосбыт» в отсутствие правовых оснований производит расчет, требует от жильцов многоквартирных домов, способ управления которыми определен в соответствии с жилищным законодательством, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды. Действующим законодательством ресурсоснабжающим организациям не предоставлено право взыскивать с потребителей плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, следовательно, такие организации не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирных Домов, обслуживаемых управляющими компаниями, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды, а также компенсацию потерь, поскольку не являются исполнителями и не управляют многоквартирными; домами, в связи с чем не отвечают за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей. При изложенных обстоятельствах определение задолженности за ОДН со стороны ПАО «Читаэнергосбыт» является незаконным, что нарушает права жильцов многоквартирного дома, расположенного по адресу: Забайкальский край, г. Петровск-Забайкальский, Микрорайон-1, д. 8, в том числено начислению платы за общедомовые нужды на электроэнергию. Выявленные нарушения закона подтверждаются актом проверки, актом разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон, актом проверки работы приборов учета и состояния схемы измерений электрической энергии, актом замены приборов учета, актами технической проверки, ведомственными начислениями, информацией из ПАО «Читаэнергосбыт», протоколами общего собрания. Жильцов многоквартирного дома, расположенного по адресу: Забайкальский край, г. Петровск-Забайкальский, Микрорайон-1, д. 8, определить невозможно, так как собственники жилых помещений могут продать жилое помещение другим лицам, в связи с тем, что круг лиц установить нельзя, прокурор обращается в интересах неопределенного круга лиц. На основании вышеизложенного считаю, что в силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе жильцов многоквартирного жилого дома № 8, расположенного в Микрорайоне-1, г. Петровск-Забайкальский. Просит суд признать незаконными действия энергосбытовой компании ЗМРО АО «Читаэнергосбыт» по начислению и предъявлению платы за общедомовые нужды по электроэнергии жильцам многоквартирного дома, расположенного по адресу: Забайкальский Край, г. Петровск-Забайкальский, Микрорайон-1, д. 8, по общедомовому прибору учета - ЦЭ6803В заводской № 0708370400265565, в период с 10 ноября 2011 года.
Определением суда от 03 ноября 2016 года принято уточнение к исковому заявлению, в котором прокурор района, уточняя требования в части периода, просит признать незаконными действия энергосбытовой компании ЗМРО АО «Читаэнергосбыт» по начислению и предъявлению платы за общедомовые нужды по электроэнергии жильцам многоквартирного дома, расположенного по адресу: Забайкальский край, г. Петровск-Забайкальский, Микрорайон-1, д. 8, по общедомовому прибору учета - ЦЭ6803В заводской № 0708370400265565, в период с 01 мая 2015 года.
В судебном заседании помощник прокурора района Устьянцев А.Н. исковые требования с учетом уточнения поддержал, указав, что полностью поддерживает доводы, изложенные в исковом заявлении и уточнении к исковому заявлению, просит исковые требования с учетом уточнения удовлетворить.
Представитель ответчика ЗМРО АО «Читаэнергосбыт» ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что полностью поддерживает доводы, изложенные представителем ПАО МРСК Сибири в отзыве на исковое заявление. Просит в удовлетворении исковых требований отказать, дополнив, что согласия в данном случае собственников жилья на ввод прибора учета ОДН не требуется, подтвердив, что при вводе прибора учета в эксплуатацию представителя от собственников жилья не было, объяснить присутствие представителя ООО «Надежда» не смогла, дополнив, что доказательств, свидетельствующих о том, что ООО «Надежда» на дату ввода прибора учета в эксплуатацию была управляющей компанией данного дома не имеется, также как и не имеется доказательств, что собственники дома делегировали указанную компанию как их представителя.
Представитель третьего лица ПАО МРСК Сибири в судебное заседание не явился, представив отзыв на исковое заявление, из которого следует, что В силу положений ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета. В отношении многоквартирных домов, установка приборов учета регулируется нормами ГК РФ, Правилами по содержанию общего имущества в многоквартирном доме регулируются (утв. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491 (далее -Правила N 491)). Пунктом 44 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг установлен размер платы за коммунальную услуг, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета. Согласно данного пункта распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств. В данном случае, собственниками многоквартирного дома № 8 не решался вопрос об оплате электроэнергии, предоставляемой на общедомовые нужны свыше норматива, в ресурсоснабжающую компанию. Таким образом, начисление платы не должно превышать установленный законом норматив, оплата должна производится в управляющую компанию. Установленный абзацами вторым и третьим пункта 44 Постановления Правительства 354 порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с настоящими Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация. В указанных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к Правилам №с 354. В соответствии с пунктом 17 указанных выше Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях: - при непосредственном управлении многоквартирным домом; - в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления; - в жилых домах (домовладениях). В остальных случаях, согласно пунктам 8, 9 Правил, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме является управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом. Из изложенного следует, что порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги, принадлежит лицу, в том числе, ресурсоснабжающей организации на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации. Кроме того, жилищное законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками, нанимателями помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме (часть 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации), за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (часть 8 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации). Вне зависимости от наличия либо отсутствия общедомового прибора учета, собственники многоквартирного дома № 8 в мкр. 1 обязаны нести расходы на потребление электрической энергии по нормативу ввиду наличия управляющей компании, отсутствия непосредственного управления и решения общего собрания собственников об оплате ОДН свыше норматива. Требования ОАО «Читаэнергосбыт» о взыскании платы за ОДН с собственников и нанимателей МКЖД № 8 является незаконным. Судебная практика: - Определение Верховного суда РФ от 23.06.2015 по делу №8-КГПР 15-2. Согласно ст. 11 ФЗ от 03.04.1996 N 28-ФЗ «Об энергосбережении» (действовавшего до ноября 2009) весь объем добываемых, производимых, перерабатываемых, транспортируемых, хранимых и потребляемых энергетических ресурсов с 2000 года подлежит обязательному учету. Очередность и правила оснащения организаций приборами для учета расхода энергетических ресурсов, а также правила пользования электрической и тепловой энергией устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Учет потребляемых энергетических ресурсов осуществляется в соответствии с установленными государственными стандартами и нормами точности измерений. Согласно п. 159 Правил № 530, на сетевую организацию была возложена обязанность обеспечивать сбор данных коммерческого учета электрической энергии на границах балансовой принадлежности своих электрических сетей и энергопринимающих устройств потребителей, в рамках реализации требований п.п.88,89 Правил № 530. В отношении многоквартирных домов, установка приборов учета регулируется нормами ГК РФ, Правилами по содержанию общего имущества в многоквартирном доме регулируются (утв. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491 (далее -Правила N 491)). В соответствии ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. В силу положений ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме, а также за предоставление коммунальных услуг. В соответствии с п. 16 Правил надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией. Подпунктом "к" п. 11 Правил N 491 определено, что содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.). Указанные нормы права, действующие до ноября 2009, не предусматривали сроки и процедуру проведения ввода прибора учета в эксплуатацию, составление акта установки и допуска также не требовалось. Обязательность по составлению актов ввода прибора учета в эксплуатацию, законодателем установлена только «Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии» (утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. № 442 (далее - правила № 442)), которые вступили в действие в сентябре 2012. В свою очередь установка приборов учета электроэнергии носила обязательный характер. С ноября 2009 принят Федеральный закон № 261-Фз «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" от 23.11.2009 № 261-ФЗ, который определяет правовые, экономические и организационные основы стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Данным законом, в частности, установлено, что государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 7 ст. 9). Таким образом, предусмотренное законодательством обеспечение учета объема поставленных коммунальных услуг предполагает использование соответствующих приборов учета. При этом собственники помещений в многоквартирных домах обязаны были обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (ч. 5 ст. 13 Закона об энергосбережении). В силу п. 11 ст. 2 Закона N 261-ФЗ лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом. В силу ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее ФЗ «Об энергосбережении..») до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, веденных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии. В соответствии с пунктом 12 ст. 13 ФЗ «Об энергосбережении..» если в срок до 01.01.2012 собственниками жилых помещений в многоквартирном доме не обеспечено оснащение многоквартирных домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, то данные мероприятия выполняются сетевыми организациями, к сетям которой непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства многоквартирного жилого дома. Независимо от действий собственников многоквартирного дома, управляющая компания, как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении. Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в обязанности управляющей организации в силу положений части 2 статьи 162 ЖК РФ и подпункта "к" пункта 11 Правил 491. Собственники спорного дома не предпринимали, каких либо мер к тому, чтобы в установленный законом срок приборы учета установить. С целью исполнения действующих норм ст.11 ФЗ от 03.04.1996 N 28-ФЗ «Об энергосбережении» и с целью фиксирования объема электрической энергии на многоквартирный дом № 8, расположенный по адресу: г. Петровск-Забайкальский, мкр., 1, 18 декабря 2007 года силами ПАО «МРСК Сибири» установлен прибор учета № 0708370400265565. 10 ноября 2011 года проведена замена прибора учета № 0708370400265565 на прибор учета № 0685680600059360 и 16 ноября 2011 года допущен в эксплуатацию. В ходе проверок работы прибора учета и состояния схемы измерений электрической энергии нарушений в работе прибора учета не установлено, прибор учета принят в качестве коммерческого учета. Согласно п. 152 «Основных положений функционирования розничных рынков электроэнергии» (утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442) установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию. Кроме того, законодатель закрепил понятие установки прибора учета, под которой согласно п. 146 Основных положений понимается монтаж приборов учета впервые в отношении точки поставки. Под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе, входящего в состав измерительного комплекса или системы учета к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завешается документальным оформлением результатов допуска (п. 152 Основных положений). Допуск в эксплуатацию прибора учета, установленного в целях определения объемов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилом доме или в помещении. В соответствии с пунктом 81 Правил N 354, установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом, исполнитель обязан, начиная со дня, следующего за днем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета. Пунктом 81(4) Правил № 354 предусмотрено, что в ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат: а) соответствие заводского номера на приборе учета номеру, укачанному в его паспорте; б) соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета; в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета); г) работоспособность прибора учета. По результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию, в котором указываются: а) дата, время и адрес ввода прибора учета в эксплуатацию; б) фамилии, имена, отчества, должности и контактные данные лиц, принимавших участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию; в) тип и заводской номер установленного прибора учета, а также место его установки; г) решение о вводе или об отказе от ввода прибора учета в эксплуатацию с указанием оснований такого отказа; д) в случае ввода прибора учета в эксплуатацию показания прибора учета на момент завершения процедуры ввода прибора учета и эксплуатацию и указание мест па приборе учета, где установлены контрольные одноразовые номерные пломбы (контрольные пломбы), е) дата следующей поверки (п. 81(6) Правил № 354). Таким образом, акты содержат все необходимые реквизиты, в них в полной мере отражена требуемая законом информация об установленных и введенных в эксплуатацию приборах учета, подтверждающая возможность использования общедомового (коллективного) прибора учета в качестве расчетного. В действиях ответчика но установке и ввода в эксплуатацию прибора учета не усматривается признаков злоупотребления правом. Кроме того, пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861) определены понятия: акта разграничения балансовой принадлежности электросетей, под которым подразумевается документ, составленный в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) физических и юридических лиц к электрическим сетям (далее - энергопринимающие устройства), определяющий границы балансовой принадлежности; акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон - документ, составленный сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств, определяющий границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих энергопринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства. Согласно п. 144 Основных положений приборы учета подлежит установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики. Общедомовой прибор учета установлен в ВРУ -0,4 кВ многоквартирного дома № 8, расположенного в г. Петровск - Забайкальский, мкр.1. Согласно акту разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 14.01.2013 на балансе ООО «Надежда» находятся: вся распределительная сеть 0,4кВ (п. 2.2 акта от 14.01.2013). Акт разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 14.01.2013 подписан сторонами без замечаний, на сегодняшний день не оспорен. Просит в удовлетворении исковых требований Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора Забайкальского края отказать.
Представитель третьего лица ООО «Надежда» ФИО3 в судебное заседание не явилась, представив отзыв на исковое заявление, из которого следует, что управляющая компания ООО «Надежда» организована и работает с 01 июня 2006 года. Основной целью ООО «Надежда» является надлежащее содержание общего имущества собственников в многоквартирных домах, обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан. Дом № 8 Микрорайон 1 принят ООО «Надежда» на обслуживание с 01 июля 2006 года, с собственниками помещений был заключен договор управления, однако коммунальные услуги, в том числе, коммунальные услуги по электроэнергии, компания собственникам помещений не предоставляла, границы раздела балансовой и эксплуатационной ответственности сторон не подписывала. В связи с чем, в 2009 году ОАО «МРСК Сибири» обратилось в Арбитражный суд с исковым заявлением о понуждении ООО «Надежда» подписать акты балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон. Решением Арбитражного суда Забайкальского края требования ОАО «МРСК Сибири» были удовлетворены, данное решение было подтверждено постановлением четвертого арбитражного апелляционного суда, однако постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 03 марта 2010 года вышеуказанные решения судов отменены, принят новый судебный акт: в иске о понуждении подписать акты отказать. Таким образом, ООО «Надежда» никаких документов по границам раздела, по приему приборов учета в период с 2009 года по 10 января 2013 года включительно, не подписывала. 11 января 2013 года был подписан акт разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон, согласно которому на балансе ПАО «МРСК Сибири находится общедомовой прибор учета, граница ответственности ООО «Надежда» начинается за общедомовым прибором учета. ООО «Надежда» на баланс общедомовой прибор учета не принимала. При начислении оплаты за общедомовые нужды используются показания общедомового прибора учета, однако установка и ввод в эксплуатацию общедомового прибора учета должны быть осуществлены в соответствии с действующим законодательством. Таким образом, АО «Читаэнергосбыт» незаконно требует оплаты на общедомовые нужды по общедомовым приборам учета, которые не введены в эксплуатацию в соответствии с действующим законодательством, а не только потому, что домом управляет управляющая компания. Процедура допуска приборов учета в эксплуатацию установлена п.п. 152-154 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии и завершается документальным оформлением результатов допуска. Допуск приборов учета осуществляется с участием уполномоченных представителей сетевой организации, гарантирующего поставщика, уполномоченного представителя, привлекаемого собственниками помещений в многоквартирном доме по договору оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по дому. Процедура установки и допуска прибора учета в эксплуатацию являются самостоятельными, регламентируются отдельными пунктами Основных положений, требуют и в том и в другом случае уведомления, а также участия собственника энергопринимающих устройств и иных уполномоченных лиц. В декабре 2011 года собственники помещений дома № 8 Микрорайон 1 избрали непосредственный способ управления и с 01 марта 2012 года заключили с ООО «Надежда» договор оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества дома. ООО «Надежда» несла ответственность перед собственниками помещений дома № 8 Микрорайон 1 в рамках заключенного договора. При этом, в случае выбора непосредственного способа управления общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме продолжает осуществлять свои полномочия как орган управления в многоквартирном доме. Таким образом, собственники помещений дома № 8 Микрорайон 1 должны были выбрать своего представителя, либо поручить обслуживающей организации участвовать при установке и допуске коллективного прибора учета электроэнергии. Сетевая организация, в данном случае, ПАО «МРСК Сибири» при установке и допуске общедомового прибора учета игнорировала как обслуживающую дом организацию, так и представителей дома. И на сегодняшний день ввод общедомового прибора учета в эксплуатацию не проведен, т.к. должен быть составлен акт о вводе, а таковой акт отсутствует (акт замены прибора учета от 10 ноября 2011 года составлен одним лицом, представителем ОАО «Читаэнергосбыт», акт № 456 от 16.11.2011 о проверке прибора учета составлен одним лицом акт № 384 от 13.08.2014 составлен представителями «МРСК Сибири» и ОАО «Читаэнергосбыт» как и все остальные акты). Непосредственный способ управления на доме № 8 Микрорайон 1 действовал до 01 мая 2015 года, когда собственники помещений вышеуказанного дома избрали способ управления - управление управляющей компании и в качестве управляющей компании выбрали ООО «Надежда». И в данный период времени ПАО «МРСК Сибири» не приглашали собственников помещений при проведении проверок, снятии показаний и т.д. с приборов учета. На сегодняшний день общедомовой прибор учета, который находится на доме № 8 Микрорайон 1, не введен в эксплуатацию в соответствии с действующим законодательством, поэтому он не может быть принят для расчета. Согласно Определению Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2014 № 304-КГ14-1201 «... суд кассационной инстанции применил положения части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 пришел к выводу о том, что в отсутствие доказательств принятия общедомового прибора учета в качестве расчетного, оснований для выставления счетов на оплату общедомовых нужд не имелось». Согласно ст. 155 п. 7.1. собственники помещений на основании решения общего собрания собственников могут вносить оплату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающие организации, за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме. (Федеральным законом № 123-ФЗ от 04.06.2011 в редакции 21.07.2014). Однако Федеральным законом № 176-ФЗ от 29.06.2015 «О внесении изменений в Жилищный кодекс и отдельные законодательные акты Российской Федерации» из п. 7.1. ст. 155 Жилищного кодекса исключены слова « за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме». Таким образом, подтверждено право потребителей электроэнергии оплачивать коммунальные услуги, в том числе и коммунальную услугу на ОДН, непосредственно в ресурсоснабжающие организации. При проведении общего собрания собственников помещений дома № 8 Микрорайон 1 30 марта 2015 года в повестку дня были включены вопросы оплаты коммунальных услуг и вопрос распределения ОДН. Собственники проголосовали за оплату коммунальных услуг, а оплата ОДН также является коммунальной услугой, непосредственно в ресурсоснабжающие организации, при этом решение это было принято на будущее время, на время, когда на доме будет способ управления- управление управляющей компанией. В договоре управления, который заключается с каждым собственником помещения в доме № 8 Микрорайон 1 отражено, что собственники помещений получать и оплачивать коммунальные услуги будут самостоятельно. Договор энергоснабжения между ООО «Надежда» по дому № 8 Микрорайон 1 не заключен. Принимая во внимание изложенное, считает, что действия энергосбытовой компании ЗМРО ПАО «Читаэнергосбыт» по начислению и предъявлению платы за общедомовые нужды по электроэнергии жителям многоквартирного дома 8 Микрорайон 1 являются незаконными, не потому, что в настоящее время домом управляет управляющая компания, а потому, что общедомовой прибор учета не был принят и введен в эксплуатацию в соответствии с действующим законодательством, а при отсутствии прибора учета в соответствии с п. 48 Правил предоставления коммунальных услуг начисления на общедомовые нужды должны быть не больше нормативного потребления.
Выслушав стороны и исследовав письменные материалы дела и представленные доказательства, оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 5 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Согласно части 12 статьи 13 Федерального закона №261-ФЗ до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
В случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе собственниками многоквартирных домов, жилых домов и помещений в многоквартирных домах, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства обязанности по их оснащению приборами учета в сроки, установленные статьей 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам, объектам по производству электрической энергии (мощности), объектам электросетевого хозяйства.
При этом, такая сетевая организация осуществляет действия по оснащению приборами учета энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), опосредованно присоединенных к объектам электросетевого хозяйства такой сетевой организации по согласованию с лицом, которое владеет на праве собственности или ином законном основании объектами, к которым непосредственно присоединены такие энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства).
В этом случае собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнивший в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, обязан обеспечить допуск указанной сетевой организации к местам установки приборов учета и оплатить произведенные ею расходы на приобретение прибора учета и его установку, а при отказе оплатить такие расходы в добровольном порядке - также оплатить понесенные ею расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания расходов на установку приборов учета (пункт 150 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 года №442).
По смыслу приведенных норм, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны оснащать дома приборами учета используемых энергетических ресурсов до 1 июля 2012 года. В противном случае в период с 1 июля 2012 года до 1 июля 2013 года сетевая и (или) энергоснабжающая организации обязаны сами установить и ввести в эксплуатацию общедомовые приборы учета электроэнергии. При этом собственники должны обеспечить допуск указанных организации к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить их расходы на установку этих приборов учета.
В данном случае, при отсутствии сведений о том, что собственники жилого помещения самостоятельно обеспечили установку общедомового прибора учета, действия ресурсоснабжающей организации по установке данного прибора законны, в данной части действия ресурсоснабжающей организации прокурором района не оспариваются.
Суд полагает обоснованными доводы представителя третьего лица – ООО «Надежда» о нарушении ПАО «МРСК-Сибири» - «Читаэнерго» действующего законодательства по вводу в эксплуатацию общедомового прибора учета электроэнергии исходя из следующего.
Под установкой прибора учета для целей настоящего документа понимается монтаж прибора учета впервые в отношении точки поставки (пункт 146 Основных положений).
В силу пункта 152 Основных положений под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.
Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием уполномоченных представителей сетевой организации, гарантирующего поставщика, лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, объектами электроэнергетики, к которым непосредственно присоединены энергопринимающие устройства, собственника прибора учета, собственника энергопринимающих устройств.
При допуске в эксплуатацию общедомового (коллективного) прибора учета, установленного на границе раздела централизованных электрических сетей и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома в состав комиссии должен входить уполномоченный представитель исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме – уполномоченный представитель лица, привлекаемого собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых электрических систем.
Вместе с тем, из материалов дела усматривается и не отрицается представителем ответчика, что на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома решение о внесении платы за коммунальную услугу «электроснабжение» непосредственно ресурсоснабжающей организации – АО «Читаэнергосбыт» не было, также не было на общих собраниях решений о распределении «сверхнормативного» объема потребленной электроэнергии между всеми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого помещения в доме.
Так, 10 ноября 2011 года по адресу: г. Петровск-Забайкальский, Микрорайон-1, д.8 была проведена замена прибора учета представителем энергоснабжающей организации, при этом, представителя управляющей организации либо представителя собственников жилья многоквартирного дома не было (л.д.18).
Далее, 16 ноября 2011 года был составлен акт № 456 инспектором П, также в отсутствие представителя управляющей компании либо собственников жилья, о проверке работы прибора учета и состоянии схемы измерений электрической энергии (л.д.19-20).
На основании протокола внеочередного общего собрания жителей дома № 8 мкр. 1 в форме заочного голосования 11 января 2012 года был составлен протокол, согласно которого жильцы указанного дома перешли с 01 марта 2012 года на непосредственное управление собственниками помещений. С была избрана представителем жильцов указанного дома (л.д.30,31).
Не смотря на это, при проведении 15 ноября 2012 года по адресу: г. Петровск-Забайкальский, Микрорайон-1, д.8, проверки работы прибора учета и состояния схемы измерений электрической энергии при участии представителя ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго», представителя ОАО «Читаэнергосбыт» и представителя ООО «Надежда», о чем составлен акт № 466, представителя жильцов дома С не было (л.д.21).
При этом, представителем ответчика не представлено в суд доказательств, свидетельствующих о том, что представитель ООО «Надежда» была делегирована собственниками жилья, выбравшими непосредственный способ управления многоквартирным домом, для представления их интересов.
14 января 2013 года с участием представителя ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» и представителя ООО «Надежда» составлен акт разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон (л.д.16-17).
Вместе с тем, представителем ответчика также не представлено в суд доказательств, свидетельствующих о том, что представитель ООО «Надежда» была делегирована собственниками жилья, выбравшими непосредственный способ управления многоквартирным домом, для представления их интересов.
09 сентября 2013 года представителем ПАО МРСК Сибири ФИО4, представителем ОАО «Читаэнергосбыт» Ш составлен акт допуска прибора учета электрической энергии, установленного в доме № 8 в Микрорайоне-1 в г. Петровск-Забайкальский в эксплуатацию (д.д.22).
Представителя жильцов дома, избравших непосредственный способ управления, С не было.
13 августа 2014 года представителем ПАО МРСК Сибири ФИО4, представителем ОАО «Читаэнергосбыт» Т составлен акт допуска прибора учета электрической энергии, установленного в доме № 8 в Микрорайоне-1 в г. Петровск-Забайкальский в эксплуатацию. Данный акт получен представителем ООО «Надежда» ФИО5 19 августа 2014 года (д.д.23).
Вместе с тем, представителем ответчика не представлено в суд доказательств, свидетельствующих о том, что представитель ООО «Надежда» была делегирована собственниками жилья, выбравшими непосредственный способ управления многоквартирным домом, для представления их интересов, при этом, их непосредственного представителя С при составлении акта также не было.
Материалами дела подтверждено, что 08 декабря 2011 года решением общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома № 8 в мкр. 1 в г. Петровск-Забайкальский выбран способ управления многоквартирным домом – непосредственный способ управления и с 01 марта 2012 года заключен договор с УК ООО «Надежда» об оказании услуг, договор управления многоквартирным домом не заключался, и лишь 30 марта 2015 года выбран способ управления многоквартирным домом – управляющей компанией ООО «Надежда» с 01 мая 2015 года.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что фактически при проверке работы прибора учета, а также при разграничении балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон и при вводе прибора учета в эксплуатацию, представителя собственников жилья либо делегированного ими представителя не было.
То обстоятельство, что в актах содержатся сведения о присутствии ООО «Надежда», не подтверждает присутствие представителя потребителя, поскольку в судебное заседание не представлено доказательств, что лицо, от имени ООО «Надежда», расписавшееся в актах, имело правовые основания для представления интересов потребителей, фактически выбравших управление многоквартирным домом – непосредственное управление.
Поэтому прибор учета введен в эксплуатацию сетевой организацией самовольно, без уведомления потребителей.
Кроме того, исходя их смысла действующего законодательства, акты разграничения балансовой принадлежности электрических сетей (электроустановок) и эксплуатационной ответственности, акты проверки работы приборов учета, акты технической проверки, к тому же, не подписанные собственниками либо уполномоченными ими лицами (иное не доказано), не подтверждают соблюдение требований вышеприведенных норм.
При таком положении и установленных по делу обстоятельствах, следует признать, что легитимность используемых при расчете платы на ОДН показаний счетчиков не подтверждена, а поэтому при расчете платы за электроснабжение на общедомовые нужды потребителям, проживающих в указанном доме, не подлежат применению показания ОДРУ.
Начисление истцам платы за электроэнергию на основании ОДПУ не соответствует закону.
При этом, рассматривая дело в пределах исковых требований, суд соглашается с требованиями прокурора района о признании незаконными действий энергосбытовой компании ЗМРО ОАО «Читаэнергосбыт» по начислению и предъявлению платы за общедомовые нужды по электроэнергии жильцам многоквартирного дома, расположенного по адресу: Забайкальский край, г. Петровск-Забайкальский, Микрорайон-1, д.8, с даты избрания управляющей компании, а именно, с 01 мая 2015 года исходя из следующего.
Частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с частью 4 статьи 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи.
Согласно части 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
В силу части 7.1 статьи 155 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 30 июня 2015 года) на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества (часть 7.1 статьи 155 ЖК РФ в редакции, действовавшей с 1 июля 2015 года до 31 декабря 2015 года).
Исходя из пункта 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года №354, ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в случае непосредственного управления многоквартирным домом; в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления; в жилых домах (домовладениях).
Исходя из изложенного правового регулирования, управляющая организация, выбранная собственниками и нанимателями помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления, является непосредственным исполнителем коммунальных услуг для собственников и нанимателей помещений в таком доме. Несмотря на указанное обстоятельство, собственниками и наниматели помещений в многоквартирном доме также может быть принято решение о внесении платы за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям.
При этом в период до 30 июня 2015 года возможность оплаты коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, непосредственно ресурсоснабжающей организации являлось недопустимым, даже в случае принятия соответствующего решения собственниками и нанимателями многоквартирного дома.
Как следует из протокола собрания жильцов дома от 30 марта 2015 года (л.д. 33) и от 30 апреля 2015 года (л.д. 34), жильцы дома, выбрав способ управления – управляющей компанией, решили оплату за коммунальные услуги производить непосредственно ресурсоснабжающим организациям.
До этого дом находился на непосредственном управлении.
Таким образом, действия ресурсоснабжающией организации по предъявлению платы за ОДН до 30 апреля 2015 года непосредственно жильцам многоквартирного дома законны, однако, в связи с нарушением порядка ввода прибора учета в эксплуатацию, плату надлежало начислять по нормативу.
Указанное обстоятельство не препятствует жильцам дома, производившим оплату по показаниям прибора учета ОДН, обратиться в суд о перерасчете за указанный период по нормативу.
Исходя из вышеизложенного и вышеприведенных норм, действия энергосбытовой компании ЗМРО ОАО «Читаэнергосбыт» по начислению и предъявлении платы по ОДН по электроэнергии непосредственно потребителям – жильцам дома с 01 мая 2015 года, то есть с даты выбора способа управления многоквартирным домом – управляющей компанией, нельзя признать законными, поскольку после 30 июня 2015 года собственники помещений в данном доме не принимали решение о внесении платы за коммунальные услуги, использованные на общедомовые нужды, в ресурсоснабжающую организацию, а до 30 июня 2015 года такое решение не имело юридической силы.
Таким образом, исковые требования прокурора района с учетом уточнения обоснованны и подлежат удовлетворению.
Поскольку прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины, расходы по уплате госпошлины подлежат взысканию с ответчика АО « Читаэнергосбыт», которую на основании ст. 333.19 НК РФ, ст. 103 ГПК РФ суд считает возможным снизить до 300 руб.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ЗМРО АО «Читаэнергосбыт» о признании действий незаконными, удовлетворить.
Признать незаконными действия энергосбытовой компании ЗМРО АО «Читаэнергосбыт» по начислению и предъявлению платы за общедомовые нужды по электроэнергии с 01 мая 2015 года жильцам многоквартирного дома, расположенного по адресу: Забайкальский край, г. Петровск-Забайкальский, Микрорайон-1, д. 8, по общедомовому прибору учета - ЦЭ6803В.
Взыскать с ЗМРО АО «Читаэнергосбыт» в доход государства государственную пошлину в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Петровск-Забайкальский городской суд Забайкальского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья
Петровск-Забайкальского городского суда
Забайкальского края Н.А. Герасимова
КОПИЯ ВЕРНА
Резолютивная часть решения оглашена 25 ноября 2016 года.
Мотивированное решение составлено 02 декабря 2016 года.