УИД 23RS0040-01-2021-010837-87
К делу № 2-1014/22
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 января 2022г. Первомайский районный суд г.Краснодара в составе:
председательствующего Гареевой С.Ю.
при секретаре Овсянникове М.В.
с участием представителя истца ФИО4, действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Шанка В. И. к Отделению по Краснодарскому краю Пенсионного фонда Российской Федерации о признании решения неправомерным, включении периодов работы в трудовой стаж, перерасчете и выплате пенсии,
установил:
Шанк В.И. обратился в суд с иском к Отделению по Краснодарскому краю Пенсионного фонда Российской Федерации о признании незаконным отказа от 23.08.2021г. № Ш-6220-1401/9773-И неправомерным, включении периодов работы с января по май 1971г. на «Сырдарьяэлектросеть», с сентября 1977г. по май 1989г. на Автобазе №30, с января 1990г. по ноябрь 1990г. на Гулистанской грузовой автостанции в трудовой стаж Шанка В.И., перерасчете и выплате пенсии.
В обоснование иска сослался на то, что 04.06.2021г. обратился в УПФР в Тбилисском районе Краснодарского края с заявлением о перерасчете пенсии. 03.03.2021г. специалистом УПФР в Тбилиском районе было зарегистрировано и вынесено решение о приостановлении сроков рассмотрения заявления о перерасчете пенсии в связи с направлением запроса в государственный архив Сырдарьской области.
03.06.2021г. вынесено решение о восстановлении срока рассмотрения заявления о перерасчете пенсии, однако в связи с неполучением ответа на запрос УПФР в Тбилисском районе отказано в перерасчете пенсии.
Истцом на указанное решение подана жалоба в Отделение Пенсионного Фонда по Краснодарскому краю, 23.08.2021г. жалоба удовлетворена частично. Решением Отделения Пенсионного Фонда по Краснодарскому краю установлено, что в продолжительность трудового стажа ошибочно не учтен период прохождения военной службы по призыву с 20.05.1971г. по 19.06.1973г., отраженный в военном билете серии НТ №, в связи с чем было рекомендовано определить размер пенсии в соответствии с нормами действующего пенсионного законодательства.
Истом при обращении с заявлением о перерасчете пенсии и при обращении с жалобой в Отделение Пенсионного Фонда по Краснодарскому краю были предоставлены архивные справки № 01-17/793 от 27.10.2020г. и №03-01-2886 от 05.09.2013г., которые не учтены ответчиком.
По утверждению истца архивом установлено, что истец был трудоустроен с января по май 1971 года на «Сырдарьяэлектросети»; с сентября 1977 года по май 1989 года трудоустроен на Автобазе №30; с января 1990 года по ноябрь 1990 года на Гулистанской грузовой автостанции, трудовой стаж составил 133 месяца. Однако архивная справка не была учтена ответчиком и рекомендовано обратиться в архив с запросом через Министерство Юстиции. Шанк В.И. считает решение не законным и необоснованным.
Истец, представитель ответчика Отделения по Краснодарскому краю Пенсионного фонда Российской Федерации, представитель третьего лица Пенсионный Фонд по Тбилисскому району по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен судом надлежащим образом судебными повестками, что подтверждается отчетами об отслеживании отправлений с почтовыми идентификаторами. Доказательств уважительности причин неявки суду не представили, ходатайств об отложении слушания дела или о рассмотрении дела в их отсутствие не заявляли. Согласно возражениям на исковое заявление ответчика, возражает против удовлетворения заявленных требований, поскольку пенсия исчислена верно, в полном соответствии с пенсионным законодательством.
При таких обстоятельствах, неявка лиц участвующих в деле, в силу ч.3,4 ст.167 ГПК РФ не является препятствием к слушанию дела.
В судебном заседании представитель истца ФИО4, действующий на основании доверенности, просил исковые требования удовлетворить.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Право на пенсионное обеспечение гарантировано ст.39 Конституции Российской Федерации.
В силу п.3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии со ст. 8 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Как было установлено в судебном заседании, подтверждается материалами дела, 03.03.2021г. Шанк В.И. обратился в Управление ПФР в Тбилисском районе с заявлением о перерасчете пенсии по старости в соответствии с п.1 ст.23 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону уменьшения; с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Согласно письма Отделения по Краснодарскому краю Пенсионного фонда Российской Федерации от 23.08.2021г. истец с 04.02.2012г. является получателем пенсии по старости, назначенной на общих основаниях. (л.д.13-17).
С 01.01.2015г. установление и выплата страховых пенсий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Размер пенсии зависит от продолжительности общего стажа и величины среднемесячного заработка, приобретенных до 01.01.2002г. и суммы страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо, начиная с 01.01.2002г.
Продолжительность страхового стажа истца, учтенного в целях определения права на пенсию по состоянию на 26.08.2011г., составила 11 лет 11 месяцев 28 дней. Трудовой стаж истца учтенного в целях определения размера пенсии отдельными периодами с 1993г. по 31.12.2001г. составляет 6 лет 11 месяцев 28 дней.
В силу п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при определении расчетного размера трудовой пенсии в целях оценки пенсионных прав по состоянию на 01.01.2002г. учитывается заработок застрахованного лица за 2000-2001гг. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд до 01.01.2002г. на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Отделением Пенсионного Фонда по Краснодарскому краю разъяснено истцу о том, что среднемесячная заработная плата составляет 633,77 руб., принятого за период с 01.10.1993г. по 30.09.1998г. к среднемесячной заработной плате в стране за аналогичный период (598,39 руб.), составляет 1,059 руб. (при максимальной величине 1,2).
С 01.01.2021г. размер пенсии истца, исчисленный при наличии вышеуказанных показателей по стажу и заработку, страховых взносов, начисленных в бюджет ПФР за 2002г.-2012г. составляет 78825,14 руб., суммы пенсионных коэффициентов (0,999), определенных исходя из страховых взносов, начисленных в бюджет ПФР после 01.01.2015г., произведенных индексаций – 8250,64 руб. (в том числе фиксированная выплата – 6044,48 руб., страховая пенсия – 2206,16 руб.).
Управлением ПФР в Тбилисском районе 05.03.2021г. направлен запрос №08-277 в Государственный архив Сырдарьинской области республики Узбекистан, о подтверждении факта выдачи и достоверности архивных справок о заработной плате, выданы на имя Шанк В.И. В связи с проверкой документов, срок рассмотрения заявления истца был приостановлен.
31.03.2021г. истец обратился с административным иском в Тбилисский районный суд о признании решения о приостановлении срока рассмотрения заявления от 03.03.2021г. №238953/21 незаконным.
Решением Тбилисского районного суда от 27.04.2021г. в удовлетворении заявленных требований Шанк В.И. отказано.
По истечении трех месяцев ответ на запрос Управления ПФР в Тбилисском районе не поступил, срок рассмотрения заявления 03.06.2021г. был восстановлен. В связи с отсутствием подтверждающих документов было принято решение об отказе в перерасчете пенсии от 04.06.2021г. №210000010502/238953/21.
Истцу дано разъяснение о том, что при поступлении запрашиваемых сведений Управление ПФР в Тбилисском районе вернется к вопросу о перерасчете пенсии.
Кроме того, указано на то, что истребование личных документов, касающихся прав и интересов гражданина, в том числе документов о стаже и заработке, может производится в соответствии с административным регламентом МИД России и Минюста России от 29.06.2012г. №10489/124. В этом случае сведения, поступившие от архивной организации или работодателя, считаются надлежаще подтвержденными.
Ответ из архива Сырдарьянской области республики Узбекистан о подтверждении факта выдачи, достоверности архивных справок о заработной плате в отношении Шанк В.И. в адрес Управления ПФР в Тбилисском районе не поступил.
04.06.2021г. Управлением ПФР в Тбилисском районе было отказано истцу в перерасчете пенсии, в соответствии с п.7 ст. 23 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В силу п.7. ст.23 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в случае проведения проверки достоверности документов, необходимых для перерасчета размера страховой пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе приостановить срок рассмотрения заявления до завершения проверки, представления документов, запрошенных в указанных органах и организациях, но не более чем на три месяца.
Судом установлено, что оспариваемые периоды работы истца протекали на территории Республики Узбекистан.
В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Согласно части 3 статьи 2 ФЗ 400-ФЗ от 28.12.2013 в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Вопросы пенсионного обеспечения граждан государств - участников СНГ регулируются "Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения" от 13 марта 1992 г., подписанным, в том числе Российской Федерацией и Казахстаном.
Согласно статье 1 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Согласно статье 6 данного Соглашения назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.
Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
В соответствии с Соглашением "О создании Содружества Независимых Государств" от 08 декабря 1991 года, ратифицированным Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-1, Союз ССР прекратил свое существование 12 декабря 1991 года, поэтому из буквального толкования п. 2 ст. 6 Соглашения от 13 марта 1992 года следует, что для установления права на пенсию гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12.12.1991, а после распада этих государств - до 13.03.1992.
Никаких изменений либо дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств - участников названного Соглашения, за иной период, в Соглашение не вносилось.
Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31.01.1994 N 1-369-18 разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время не только до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения.
Распоряжением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 22.06.2004 N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", которым были утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсии лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения рекомендовано для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения, учитывать трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При этом периоды работы после 01.01.2002 (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Оценив в совокупности представленные по делу доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ позволяет прийти к выводу о том, что страховая пенсия истцу исчисляется и выплачивается в соответствии с действующим пенсионным законодательством.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме не имеется.
Принимая решение об отказе, суд также руководствуется положениями ст.ст.12,56 ГПК РФ, ст.123 Конституции РФ, разъяснениями, содержащимися в п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» от 31.10.95 г., в соответствии с которыми, обеспечивая равенство прав участников судебного разбирательства по представлению и исследованию доказательств и заявлению ходатайств, при рассмотрении дела, и исходит из представленных истцом и ответчиком доказательств.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска Шанка В. И. к Отделению по Краснодарскому краю Пенсионного фонда Российской Федерации о признании решения от 23.08.2021г. № Ш-6220-1401/9773-И неправомерным, включении периодов работы с января по май 1971г. на Сырдарьяэлектросеть», с сентября 1977г. по май 1989г. на Автобазе №30, с января 1990г. по ноябрь 1990г. на Гулистанской грузовой автостанции в трудовой стаж Шанка В. И., перерасчете и выплате пенсии отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Первомайский районный суд в течение месяца со дня составления его в окончательном мотивированном виде путем подачи апелляционной жалобы.
Федеральный судья
Составлено: 01.02.2022г.