Дело №2-1015/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Г.Ишим Тюменской области 17 октября 2013 года
Ишимский городской суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Кучерявенко О.И.,
при секретаре Храмовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО2 ФИО2 ФИО4, действующей за себя и в интересах своих несовершеннолетних детей ФИО3 и ФИО2 П., к Администрации <адрес> и Главному управлению строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> о признании бездействия незаконным, о возложении обязанности включить молодую семью в сводный список молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2011-2015 годы», о возложении обязанности включить семью в список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2012 году, о возложении обязанности на администрацию <адрес> выдать свидетельство о праве на получение социальных выплат на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома молодой семье,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО2 В.Н. и ФИО2 О.В., действующая за себя и в интересах своих детей ФИО3 и ФИО2 П., обратилась в суд с иском к администрации города Ишима Тюменской области и Главному управлению строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> о возложении на Главное управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> включить молодую семью ФИО2 В.Н. и ФИО2 О.В. с несовершеннолетними детьми: ФИО3 и ФИО2 Полиной в сводный список молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2011 - 2015 годы» на 2012 год, о возложении на Главное управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> обязанности включить молодую семью ФИО2 и ФИО4 с несовершеннолетними детьми: ФИО3 и ФИО2 А. в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2012 году в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2011 - 2015 годы» на 2012 год, о возложении на администрацию <адрес> обязанности выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома молодой семье ФИО2 В.Н. и ФИО2 О.В. с несовершеннолетними детьми: ФИО3 и ФИО2 П. в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2011 - 2015 годы» на 2012 год.
В последствии исковые требования истцов были увеличены. Они просили признать незаконным бездействие Главного управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> в устранении от предусмотренной Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 78-п «Об утверждении положения о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома», процедуры включения молодой семьи ФИО2 в сводный список и список претендентов – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой «Жилище» на 2011-2015 годы» на 2012 год.
Исковые требования истцов мотивированы следующим: решением Ишимского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены требования семьи ФИО2 и ФИО4 о признании незаконным исключение семьи ФИО2 и ФИО4 из подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2011-2015 годы» и возложена обязанность на Администрацию <адрес> восстановить ФИО2 и ФИО4 с несовершеннолетними детьми в списках участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2011 - 2015 годы» на 2012 год - далее программа 2012 года.
Исполнительный лист по данному решению был выдан ДД.ММ.ГГГГ. Ответчик по данному делу Администрация города Ишима Тюменской области - далее Администрация, а также уполномоченный Правительством Тюменской области орган (Постановление от 23.032011г. № « Об утверждении положения о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома» - далее Постановление) - Главное управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства - далее Уполномоченный орган, привлеченное в дело в качестве третьего лица данное решение Ишимского городского суда не обжаловали, а следовательно согласились с решением и обязаны его выполнять.
Администрация города Ишима выполнила решение Ишимского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ и восстановила их семью в списках молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2011-2015 года» на 2012 год по процедуре предусмотренной п 4.1 раздела 4 Постановления.
Однако, не смотря на это, их семья восстановлена в списках участников Программы 2012 года и после восстановления их в списке участников подпрограммы они должны были быть Уполномоченным органом включены в сводный список молодых семей - участников программы, изъявивших получить социальную выплату в 2012 году, а далее в список претендентов на получение социальной выплаты, что предусмотрено Постановлением, это до настоящего времени не сделано и их семья до сих пор не может получить сертификат на получение социальной выплаты по Программе.
Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, включающая в себя подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей". Приложением N 3 к подпрограмме являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования – далее Правила.
Как следует из подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, целью подпрограммы является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
На уровне субъекта Федерации действует Постановление Правительства Тюменской области от 23 марта 2011 года №78-п «Об утверждении положения о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома».
Названные выше Правила предусматривают, что порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей -участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 21 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050).
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что право молодой семьи -участницы подпрограммы на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома (далее - свидетельство), которое не является ценной бумагой.
Согласно п. 4 Правил выдача свидетельства, форма которого приведена в приложении N 1, на основании решения о включении молодой семьи в список участников подпрограммы осуществляется органом местного самоуправления в соответствии с выпиской из утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на
основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших
желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших
от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые
планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из
бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств формирует и утверждает сводный список молодых семей -участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (далее - сводный список), по форме, утверждаемой Министерством регионального развития Российской Федерации.
Сводный список представляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственному заказчику подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы (п.22 Правил).
После определения государственным заказчиком подпрограммы размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, а при наличии средств, предоставляем организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (п.23Правил).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 10 дней с даты утверждения списков молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году доводит до органов местного самоуправления лимиты бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетом, и выписки из утвержденного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Орган местного самоуправления доводит до сведения молодых семей -участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в соответствующем году, решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по вопросу включения их в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (п.24 Правил).
Орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней после получения уведомления о лимитах бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации, предназначенных для предоставления социальных выплат, способом, позволяющим подтвердить факт и дату оповещения, оповещает молодые семьи - претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году о необходимости представления документов для получения свидетельства, а также разъясняет порядок и условия получения и использования социальной выплаты, предоставляемой по этому свидетельству (п.25 Правил).
Из анализа вышеуказанных пунктов Правил следует, что список участников формирует орган местного самоуправления, а сводный список участников подпрограммы, и список претендентов на получение социальных выплат в текущем году - субъект Российской Федерации.
Согласно п. 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (в редакции Постановления Правительства РФ от 14 июля 2011 года № 575) основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются:
а) несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил;
б) непредставление или представление не всех документов, предусмотренных пунктом 15 либо 15 (1) настоящих Правил;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.07.2011 N 575)
в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;
г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета.
Из анализа указанного законодательства следует, что формирование сводных списков участников подпрограммы, списка претендентов -участников подпрограммы и резервного списка не предусматривается каких либо процедур исключения из сводного списка, из резервного списка, из списка претендентов, не предусмотрена процедура не включения в указанные списки.
Указанными правовыми актами предусмотрено только исключение молодых семей из числа участников подпрограммы на уровне муниципального органа - в данном случае администрации <адрес>. Однако решения об исключении семьи ФИО2 после вступления в законную силу решения Ишимского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией <адрес> не принималось.
В результате бездействия уполномоченного органа Главное управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> их семья до сих пор не может реализовать свое право на жилье, которое предусмотрено Конституцией и действующим законодательством РФ.
ФИО2 В.Н. и ФИО2 О.В. в судебное заседание не явились, их представитель ФИО5, действующая по доверенности <адрес>1 от ДД.ММ.ГГГГ года, на иске настаивала.
Представитель администрации <адрес> ФИО6, действующая по доверенности № от 03.2013 года, с иском не согласилась.
Главное управление строительства Тюменской области при надлежащем извещении, представителя в суд не направило, дело просили рассмотреть в их отсутствие.
Представитель Главного управления строительства <адрес> ФИО7, действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № 15/13, в отзыве на исковое заявление ФИО2 с иском не согласилась. Просила в удовлетворении требований ФИО2 отказать, дело рассмотреть в отсутствие представителя Главного управления строительства <адрес>. Отказ мотивирован следующим:
Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила) и Положением о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, утвержденное постановлением Правительства Тюменской области от 23.03.2011 № 78-п (далее - Положение) установлены основания для участия молодых семей в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы (далее - Подпрограмма).
Согласно пункту 6 Правил (в редакции на день подачи истцами заявления) было установлено, что участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет (подпункт «а»); семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 Правил (подпункт «б»); наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (подпункт «в»).
Пунктом 1.4 Положения также было установлено, что участником подпрограммы является молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям; возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день подачи заявления для участия в подпрограмме не превышает 35 лет (подпункт «а»).
Согласно материалам дела, семья ФИО2 была признана нуждающейся в жилых помещениях и включена в состав участников Подпрограммы, о чем уведомлена администрацией <адрес> письмом от ДД.ММ.ГГГГ №8620.
Приказом Главного управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 613-од утвержден сводный список молодых семей участников подпрограммы 2012 года, в который была включена семья ФИО2.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Жилище» на 2011 - 2015 годы» в Правила были внесены изменения.
Согласно пункту 6 Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет. Данной формулировкой нормы законодатель лишь уточнил предыдущую редакцию.
В пункт 1.4 Положения также внесены соответствующие изменения: участником подпрограммы является молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия уполномоченным органом исполнительной власти области решения о включении молодой семьи - участника подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (редакция от ДД.ММ.ГГГГ г.).
Пункт 6.4.1. Положения (в редакции, действовавшей на дату подачи заявления истцов) предусматривал отказ в перечислении социальной выплаты молодой семье, в случае если до дня предоставления социальной выплаты органом местного самоуправления будет установлено, что у молодой семьи отсутствуют основания для участия в подпрограмме, а также в случае несоответствия жилого помещения, приобретенного (построенного) с помощью заемных средств, требованиям пункта 1.6 Положения.
Действующей редакцией пункта 6.4.1 Положения также установлено, что в случае если до дня предоставления социальной выплаты органом местного самоуправления будет установлено, что у молодой семьи отсутствуют основания для участия в подпрограмме, а также в случае несоответствия жилого помещения, приобретенного (построенного) с помощью заемных средств, требованиям пункта 1.6 Положения, орган местного самоуправления принимает решение об исключении молодой семьи из списка участников подпрограммы и направляет указанное решение в течение 10 рабочих дней со дня принятия в уполномоченный орган исполнительной власти области для внесения изменений в сводный список и (или) список претендентов, резервный список (если свидетельство не выдано).
Таким образом, изменения лишь изменили характер отказа в предоставлении социальной выплаты с «отказа в перечислении» на «принятие решения об исключении из списка участников (если свидетельство не выдано)».
Законодатель определил, что возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи-участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году является одним из обязательных условий в участии подпрограммы, тем самым, согласно законодательству молодая семья должна соответствовать требованиям на всем протяжении своего участия в подпрограмме, а не только на день подачи заявления на участие в подпрограмме.
Целью Подпрограммы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
В соответствии с чем, были приняты Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденные постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и Положение о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, утвержденное постановлением <адрес> от 23.03.2011г. № 78-п.
Частью 3 статьи 6 Жилищного кодекса РФ установлено, что в жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Стоит отметить, что конечной целью правоотношений, возникающих при подаче молодыми семьями заявления об участии в подпрограмме, является включение в список участников подпрограммы на соответствующий год. При этом включение молодой семьи в указанный список не гарантирует получение ею социальной выплаты, поскольку для этого необходимо, чтобы молодая семья была включена в список претендентов на получение социальной выплаты, получила свидетельство. Только после этого молодая семья сможет улучшить жилищные условия. Указанные правоотношения являются продолжительными по времени их реализации.
В связи с чем, в возникших отношениях применима данная норма, то есть после введения в действие акта, регулирование длящихся отношений производится новыми нормами.
Таким образом, не включение истцов уполномоченным органом исполнительной власти по реализации Положения - главным управлением строительства Тюменской области (в соответствии с постановлением Правительства Тюменской области от 16.07.2012 г. № 268-п) в список претендентов на получение социальной выплаты законно и не противоречит действующему законодательству.
Заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования истцов удовлетворению не подлежат.
Согласно статье 5 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс РФ) жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Частью 3 статьи 6 Жилищного кодекса РФ установлено, что в жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, включающая в себя подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей". Приложением N 3 к подпрограмме являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Постановлением Правительства Тюменской области от 23.03.2011 года №78-п было утверждено Положение о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома.
Целью Подпрограммы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Решением Ишимского городского суда Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ года, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены требования семьи ФИО2 и ФИО4 о признании незаконным исключение семьи ФИО2 и ФИО4 из подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2011-2015 годы» и возложена обязанность на Администрацию <адрес> восстановить ФИО2 и ФИО4 с несовершеннолетними детьми в списках участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2011 - 2015 годы» на 2012 год.
В решении указано, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратились в администрацию <адрес> с заявлением о включении их семьи в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы». ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на момент подачи заявления было 35 лет.
На основании распоряжения заместителя Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ семья ФИО2 признана нуждающейся в жилых помещениях, участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «жилище» на 2011-2015 годы».
Постановлением Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № семья ФИО2 исключена из сводного списка молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы».
Данное решение было принято в соответствии с внесением изменений в постановление Правительства Тюменской области от 23.03.2011 года № 78-п «Об утверждении положения о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома» (ред.ДД.ММ.ГГГГ г.).
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения семьи ФИО2 с иском в суд о признании незаконным исключения их семьи из подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», по которому постановлено указанное решение суда (л.д.9-18).
Решение Ишимского городского суда Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ администрацией города Ишима исполнено, постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № семья ФИО2 восстановлена в списках молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 -2015 годы», изъявивших желание получить социальную выплату в 21012 году по городу Ишиму (л.д.39-41).
Измененный список молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010,. 2011-2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2012 году 11.12.2012 года Главой города Ишима был направлен начальнику Главного управления строительства Тюменской области (л.д.38).
Об исполнении решения суда администрация города Ишима сообщила старшему судебному приставу Ишимского межрайонного отдела судебных приставов (л.д.37).
Главное управление строительства Тюменской области принимало участие в указанном гражданском деле в качестве третьего лица. Решением суда на третье лицо никакие обязанности возложены не были, принудительного исполнения в отношении третьего лица не производилось.
В ответ на поступивший из администрации города Ишима измененный список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2012 году по г.Ишиму, утвержденный Постановлением администрации города Ишима от 02.07.2012 года № 1113, Главное управление строительства Тюменской области сообщило администрации города Ишима следующее: «Решением Ишимского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № на администрацию г.Ишима Тюменской области возложена обязанность восстановить ФИО2 В.Н. и ФИО2 О.В. с несовершеннолетними детьми в списках участников подпрограммы.
К участию в деле по рассмотрению искового заявления К-вых Главное управление строительства Тюменской области не привлекалось.
По представленной информации администрацией г.Ишима судебные решения исполнены, указанные выше семьи включены в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2012 году по г.Ишиму под №№ 65 и 77 соответственно.
Судебными решениями в отношении главного управления строительства Тюменской области обязанность по восстановлению в сводном списке - молодых семей участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2012 году по Тюменской области, семей ФИО2 и К-вых, не определена.
Возрастной критерий для отнесения молодых семей к участникам подпрограммы установлен Правительством Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила).
В соответствии с Правилами и Положением о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, утвержденным постановлением Правительства Тюменской области от 23.03.2011 N 78-п (далее - Положение) в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты не могут быть включены семьи, в которых супругам или одному из супругов исполнилось 36 лет.
Список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2012 году по Тюменской области утвержден приказом главного управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ №267-од.
По имеющейся информации возраст одного из супругов семей ФИО2 и К-вых на день утверждения списка претендентов на получение социальных выплат в 2012 году достиг предельного для участия в программных мероприятиях, в связи с чем, улучшение жилищных условий указанных семей в рамках подпрограммы не представляется возможным.
Правоотношения между заявителем и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, связанные с предоставлением социальной выплаты, носят длящийся характер и включают в себя несколько этапов, начиная с подачи заявления о включении молодой семьи в состав участников подпрограммы и заканчивая перечислением социальной выплаты, предоставленной на приобретение жилья. На каждом этапе реализации подпрограммы следует руководствоваться нормами законодательства в той редакции, которая действовала в период возникновения (существования) правоотношений на соответствующем этапе реализации подпрограммы.
Дополнительно сообщено, что определением Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2012 года нормы Положения, предусматривающие возможность исключения молодых семей из списка участников подпрограммы, в случае, если будет установлено отсутствие оснований для участия в подпрограмме, признаны действующими и не противоречащими федеральному законодательству» (л.д.62-63).
Такое сообщение Главного управления строительства <адрес> не противоречит действующему законодательству.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.10.2011 №825 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Жилище» на 2011 - 2015 годы» в Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющихся приложением к подпрограмме «обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, были внесены изменения, заключающиеся в следующем:
Согласно пункту 6 Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.
В связи с внесением изменения в указанные Правила, в постановление Правительства Тюменской области от 23.03.2011 года № 78-п «Об утверждении положения о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома» 13.02.2012 года Постановлением Правительства Тюменской области №39-п были внесены соответствующие изменения.
Так изменения были внесены :
В пункт 1.4. Положения: участником подпрограммы является молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия уполномоченным органом исполнительной власти области решения о включении молодой семьи - участника подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (редакция от 13.02.2012).
Пункт 6.4.1. Положения (в редакции, действовавшей на дату подачи заявления истцов) предусматривал отказ в перечислении социальной выплаты молодой семье, в случае если до дня предоставления социальной выплаты органом местного самоуправления будет установлено, что у молодой семьи отсутствуют основания для участия в подпрограмме, а также в случае несоответствия жилого помещения, приобретенного (построенного) с помощью заемных средств, требованиям пункта 1.6 Положения.
Действующей редакцией пункта 6.4.1. Положения установлено, что в случае если до дня предоставления социальной выплаты органом местного самоуправления будет установлено, что у молодой семьи отсутствуют основания для участия в подпрограмме, а также в случае несоответствия жилого помещения, приобретенного (построенного) с помощью заемных средств, требованиям пункта 1.6 Положения, орган местного самоуправления принимает решение об исключении молодой семьи из списка участников подпрограммы и направляет указанное решение в течение 10 рабочих дней со дня принятия в уполномоченный орган исполнительной власти области для внесения изменений в сводный список и (или) список претендентов, резервный список (если свидетельство не выдано).
Таким образом, законодатель определил, что возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году является одним из обязательных условий в участии подпрограммы, тем самым, согласно законодательству молодая семья должна соответствовать требованиям на всем протяжении своего участия в подпрограмме, а не только на день подачи заявления на участие в подпрограмме.
Пункт 6.4.1 Положения был предметом рассмотрения Тюменского областного суда и в апелляционном порядке рассматривался Верховным судом Российской Федерации.
По данной позиции Верховный суд Российской Федерации указал, что бюджетные средства имеют адресный и целевой характер, исключение молодой семьи из списка участников Подпрограммы в случае выявления отсутствия у нее оснований для участия в Подпрограмме, в том числе в связи с достижением одним из супругов или одним родителем в неполной семье возраста, превышающего 35 лет, принята в целях недопущения нецелевого использования бюджетных средств (Определение Верховного суда Российской Федерации от 26.12.2012 по делу №89-АПГ12-4).
На основании изложенного суд приходит к выводу, что действующим законодательством не предусмотрено право субъекта Российской Федерации исключить молодую семью из числа участников подпрограммы, такое право предоставлено только органам местного самоуправления.
В тоже время уполномоченный орган исполнительной власти области не вправе принять решение о включении семьи претендента в сводный список молодых семей, участников подпрограммы, если на момент принятия такого решения у молодой семьи отсутствуют основания для участия в подпрограмме.
В данном случае, на момент поступления в Главное управление строительства Тюменской области измененного списка молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2012 году, направленного Главой города Ишима ДД.ММ.ГГГГ года, ФИО2 В.Н. уже исполнилось 36 лет.
Первоначально список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2012 году по Тюменской области утвержден приказом главного управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ №267-од. ФИО2 В.Н. уже тогда достиг 36-летнего возраста, 36 лет ему исполнилось ДД.ММ.ГГГГ года.
При таких обстоятельствах право у семьи ФИО2 на получение социальной выплаты отсутствует, их требования заявлены в защиту несуществующего права. Основания для признания незаконным бездействия Главного управления строительства <адрес> по неисполнению процедуры включения молодой семьи ФИО2 в сводный список и список претендентов - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной программы «Жилище» на 2011-2015 годы» на 2012 год, отсутствуют, поэтому в иске истцам следует отказать. В связи с отказом в удовлетворении данного требования истцов, удовлетворению не подлежат и их остальные требования. В иске им следует отказать полностью.
Руководствуясь ст.ст. 191-199, ст.254-258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В иске ФИО2 и ФИО4, действующей за себя и своих несовершеннолетних детей: ФИО3 и ФИО2 П. к администрации <адрес> и Главному управлению строительства и жилищно- коммунального хозяйства <адрес> о признании незаконным бездействие Главного управления строительства и жилищно-бытового хозяйства <адрес>, выразившееся в устранении от предусмотренной в Постановлении <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №78-п «Об утверждении положения о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома» процедуры включения молодой семьи ФИО2 в сводный список и список претендентов участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» на 2012 год, о возложении обязанности на Главное управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> включить молодую семью ФИО2 и ФИО4 с несовершеннолетними детьми: ФИО3 и ФИО2 Полиной в сводный список молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2011 - 2015 годы» на 2012 год, о возложении обязанности на Главное управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> включить молодую семью ФИО2 и ФИО4 с несовершеннолетними детьми: ФИО3 и ФИО2 П. в список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2012 году в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2011 - 2015 годы» на 2012 год, о возложении обязанности на администрацию <адрес> выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома молодой семье ФИО2 и ФИО4 с несовершеннолетними детьми: ФИО3 <данные изъяты> и ФИО2 Полиной в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2011 - 2015 годы» на 2012 год, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд через Ишимский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 22 октября 2013 года.
Председательствующий: подпись О.И. Кучерявенко
Подлинное решение подшито в гражданское дело №2-1015/2013 и хранится в Ишимском городском суде Тюменской области.
Копия верна: судья О.И. Кучерявенко