ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1015/2016 от 08.02.2017 Пролетарского районного суда (Ростовская область)

Дело № 2 - 58 (17)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 февраля 2017 года г. Пролетарск

Пролетарский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Любимова А.В.,

с участием помощника прокурора Савичева А.В.,

при секретаре Петровой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пролетарского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Суховское сельское поселение» Пролетарского района Ростовской области, третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования, Общество с ограниченной ответственностью «Луч» об обязании устранить допущенные нарушения, признании права собственности на недвижимое имущество,

у с т а н о в и л:

Прокурор Пролетарского района Ростовской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Суховское сельское поселение» Пролетарского района Ростовской области об обязании устранить допущенные нарушения, признании права собственности на недвижимое имущество.

В ходе рассмотрения дела исковые требования истцом были.

В обоснование исковых требований, с учетом их изменения прокурор ссылается на то, что прокуратурой Пролетарского района проведена проверка исполнения законодательства о водоснабжении и водоотведении на территории Суховского сельского поселения Пролетарского района, в результате которой выявлены нарушения в сфере организации бесперебойного водоснабжения населения в деятельности Администрации Суховского сельского поселения Пролетарского района, выразившиеся в следующем.

С 2007 года на территории Суховского сельского поселения услуги холодного водоснабжения населению оказывались сельскохозяйственным поизводственным кооперативом «Луч», впоследствии преобразованным в общество с ограниченной ответственностью «Луч».

Согласно постановлению Региональной службы по тарифам Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения ООО «Луч», <адрес>, на 2015 год» ООО «Луч» признано водоснабжающей организацией, осуществляющей эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения и водоотведения населения. Данным постановлением утверждены тарифы в сфере холодного водоснабжения ООО «Луч» на оказание услуг по водоснабжению населенных пунктов Суховского сельского поселения (х.Сухой, х.Соленый, х.Валуйский) с 1 января 2015 по 31 декабря 2015.

В ноябре 2015 года было прекращено водоснабжение х. Сухой вследствие ремонтных работ водопроводной сети, связанных с большим количеством порывов водопроводных асбестоцементных труб на территории х. Сухой, в связи с чем, прокуратурой Пролетарского района на основании коллективного обращения жителей Суховского сельского поселения была проведена проверка.

По результатам проверки директору ООО «Луч» Кощееву В.Н. прокурором района объявлено предостережение о недопустимости нарушения закона при выводе объектов централизованного водоснабжения из эксплуатации (исх. от ДД.ММ.ГГГГ).

27.10.2015 года в адрес Главы Суховского сельского поселения поступило письмо директора ООО «Луч», в котором сообщалось о намерении списать с баланса водопроводную сеть, расположенную в х. Сухом Пролетарского района, с 01.01.2016 в связи с ее износом более чем на 100%. Данные действия ООО «Луч» были совершены в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», которая гласит:

«В целях недопущения ущемления прав и законных интересов абонентов организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны согласовывать с органами местного самоуправления вывод объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации, в том числе в связи с консервацией или сносом (демонтажом) таких объектов.

Собственники или иные законные владельцы объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, планирующие вывод их из эксплуатации, не менее чем за один год до планируемого вывода обязаны уведомить орган местного самоуправления о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации в случае, если такое решение не предусмотрено схемой водоснабжения и водоотведения.

Орган местного самоуправления в течение шести месяцев с момента получения уведомления о выводе объекта централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения из эксплуатации принимает решение о согласовании вывода указанного объекта из эксплуатации либо о выкупе или заключении договора аренды указанного объекта. Собственники и иные законные владельцы объекта централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, принявшие решение о выводе этого объекта из эксплуатации, не вправе отказать в выкупе или заключении договора аренды такого объекта органу местного самоуправления по цене или по размеру арендной платы, которые определяются независимым оценщиком, в случае, если такой объект используется для горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения населения.

Орган местного самоуправления вправе потребовать от собственников или иных законных владельцев объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения приостановить их вывод из эксплуатации (консервацию или ликвидацию) на срок не более трех лет (одного года в случае вывода из эксплуатации объектов централизованной системы горячего водоснабжения) при наличии угрозы возникновения дефицита воды или сверхнормативных сбросов сточных вод, а собственники или иные законные владельцы указанных систем (объектов) обязаны выполнить данное требование органа местного самоуправления.

В случае согласования вывода объекта централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт или из эксплуатации орган местного самоуправления обязан организовать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение иными способами».

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Согласно ч. 1, 1.1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся:

- организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частью 1.1 статьи 12 Областного закона Ростовской области от 28.12.2005 № 436-ЗС «О местном самоуправлении в <адрес>» помимо вопросов местного значения сельского поселения, определенных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения сельского поселения также относятся вопросы, предусмотренные пунктами 4-8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 19 (в части использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20, 22, 24, 26, 27, 31, 32, 33.1-34, 37-39 части 1 статьи 14 указанного Федерального закона.

Согласно статье 2 Устава муниципального образования «Суховское сельское поселение» к вопросам местного значения Суховского сельского поселения относится организация в границах Суховского сельского поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, в пределах полномочий установленных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, исходя из приведенных норм законодательства, к вопросам местного значения Суховского сельского поселения относится организация водоснабжения населения в границах сельского поселения.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных данным Федеральным законом вопросов местного значения.

Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 14, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 1.1 ст. 12 Областного закона Ростовской области от 28.12.2005 № 436-ЗС «О местном самоуправлении в Ростовской области», ст. 2 Устава муниципального образования «Суховское сельское поселение», а также ст. 22 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», с момента получения уведомления от ООО «Луч» о выводе объекта централизованной системы холодного водоснабжения из эксплуатации Администрация Суховского сельского поселения должна была принять решение о согласовании вывода указанного объекта из эксплуатации либо о выкупе или заключении договора аренды указанного объекта, а также организовать холодное водоснабжение населения в х. Сухом.

В связи с тем, что остаточная стоимость водопроводной сети, принадлежащей ООО «Луч», равна нулю вследствие ее износа более чем на 100 %, а ООО «Луч» решило безвозмездно передать водопроводную сеть, ее цена или размер арендной платы в соответствии с требованием ч. 4 ст. 22 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» независимым оценщиком не определялись, а муниципальное образование «Суховское сельское поселение» в лице Администрации Суховского сельского поселения, заключив договор дарения № 1 от 20 апреля 2016 года, безвозмездно приняло от ООО «Луч» водопровод, расположенный по адресу: Ростовская область, Пролетарский район, х. Сухой, общей протяженностью 27196 п.м, состоящий из:

- вододоводов протяженностью 8346,5 п.м;

- водосбросной сети протяженностью 935 п.м;

- распределительной сети протяженностью 17914,5 п.м;

- прочих устройств: прудов накопителей в количестве 3 штук, башен Рожновского (водонапорных башен) в количестве 2 штук, резервуаров в количестве 2 штук, насосной станции - хлораторной № 2, литер А, площадью 139,8 кв.м. (далее - имущество).

Согласно пункту 1.3 данного договора дарения передача имущества оформляется путем подписания акта приема-передачи. Имущество считается переданным с момента подписания указанного акта и фактической передачи имущества.

Передача имущества по данному договору дарения произведена ДД.ММ.ГГГГ, о чем подписан акт приема-передачи водопровода, расположенного по адресу: <адрес>, по договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ.

Указанное имущество принадлежит Дарителю на основании решения Арбитражного суда Ростовской области от 02.04.2007 по делу № А53-18386/2006-С4-50, согласно которому за сельскохозяйственным производственным кооперативом «Луч» признано право собственности на водопровод, смотровые колодцы в количестве 98 штук, задвижки в количестве 10 штук, водозаборный колодец, пруды-накопители в количестве 3 штук, водонапорные башни в количестве 2-х штук, резервуары в количестве 2 штук, насосную станцию № 2, площадью 139,8 кв.м.

Сельскохозяйственный производственный кооператив «Луч» был преобразован в общество с ограниченной ответственностью «Луч», в результате чего, ООО «Луч» является правопреемником СПК «Луч» (выписка из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Луч» от ДД.ММ.ГГГГ).

Девяти переданным в дар объектам недвижимости Администрацией Суховского сельского поселения были присвоены адреса и осуществлен технический учет. Пролетарским (с) филиалом ГУПТИ РО 1 августа 2016 года изготовлены технические паспорта на следующие объекты недвижимости:

- водопровод, расположенный по адресу: <адрес>, общей протяженностью 27196 п.м, состоящий из водоводов протяженностью 8346,5 п.м, водосбросной сети протяженностью 935 п.м, распределительной сети протяженностью 17914,5 п.м, инвентарный , действительной стоимостью 145583 рубля;

- пруд накопитель № 1, расположенный по адресу: <адрес>, объемом 140000 куб.м, инвентарный , действительной стоимостью 134232 рубля;

- пруд накопитель № 2, расположенный по адресу: <адрес>, объемом 70000 куб.м, инвентарный , действительной стоимостью 67116 рублей;

- пруд накопитель № 3, расположенный по адресу: <адрес>, объемом 70000 куб.м, инвентарный , действительной стоимостью 67116 рублей;

- башня «Рожновского» № 1, расположенная по адресу: <адрес>, объемом 17 куб.м, инвентарный , действительной стоимостью 2013,6 рублей;

- башня «Рожновского» № 2, расположенная по адресу: <адрес>, объемом 17 куб.м, инвентарный , действительной стоимостью 1845,8 рублей;

- резервуар № 1, расположенный по адресу: <адрес>, объемом 250 куб.м, инвентарный , действительной стоимостью 7182 рубля;

- резервуар № 2, расположенный по адресу: <адрес>, объемом 250 куб.м, инвентарный , действительной стоимостью 7182 рубля;

- насосная станция - хлораторная № 2, расположенная по адресу: <адрес>, общей площадью 139,8 кв.м, инвентарный , действительной стоимостью 13156,4 рубля.

Вышеуказанное свидетельствует о соответствии перечисленных объектов объектам недвижимости, которые являются сооружениями; им присвоен инвентарный .

По заявлению Администрации Суховского сельского поселения осуществлена постановка данных объектов недвижимости на государственный кадастровый учет, органом местного самоуправления получены кадастровые паспорта на указанные объекты инфраструктуры водоснабжения.

Таким образом, данное имущество, относящееся к инфраструктуре централизованного водоснабжения х. Сухой, необходимо для реализации Администрацией Суховского сельского поселения полномочий в сфере организации водоснабжения населения на территории поселения.

В договоре дарения от ДД.ММ.ГГГГ указано правовое основание владения ООО «Луч» указанными объектами недвижимости - решение Арбитражного суда Ростовской области от 02.04.2007 по делу № А53-18386/2006-С4-50. Право собственности, возникшее по данному решению суда, не было зарегистрировано ООО «Луч» в установленном порядке, в связи с чем, невозможно осуществить государственную регистрацию перехода права собственности на спорные объекты к муниципальному образованию «ФИО6 сельское поселение» иначе, как в судебном порядке.

В соответствии с частью 2 статьи 218, частью 1 статьи 432, частями 2, 3 статьи 433, частями 2,4 статьи 434, частью 3 статьи 574 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Договор дарения от ДД.ММ.ГГГГ содержит все необходимые существенные условия и соответствует требованиям ст.ст.218, 432, 433, 434, 551, 574 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При этом муниципальное образование «Суховское сельское поселение», выполнив указанные условия, ввиду объективных причин (отсутствие зарегистрированного в Росреестре права собственности на спорные объекты недвижимого имущества за ООО «Луч», отсутствие у администрации ООО «Луч» намерения и финансовой возможности к регистрации права собственности на указанные объекты до их передачи Администрации Суховского сельского поселения) в настоящее время не имеет возможности зарегистрировать за собой право собственности на переданные ей объекты инфраструктуры водоснабжения в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Согласно информации КУМИ Администрации Пролетарского района от ДД.ММ.ГГГГ исх. в реестре объектов муниципального имущества Пролетарского района данное имущество не числится.

Согласно справке Администрации Суховского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ исх. в реестре объектов муниципального имущества Суховского сельского поселения данное имущество также не значится.

В настоящее время Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним не содержит сведений о зарегистрированных правах ООО «Луч» либо муниципального образования «Суховское сельское поселение» на переданное в дар имущество, что подтверждается уведомлениями об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ №№ , , , , , , , , .

Данные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о ненадлежащем исполнении Администрацией Суховского сельского поселения своих полномочий, предусмотренных п. 4 ч. 1 ст. 14, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 6, 22 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ч. 1.1 ст. 12 Областного закона Ростовской области от 28.12.2005 № 436-ЗС «О местном самоуправлении в Ростовской области», а также ст. 2 Устава муниципального образования «Суховское сельское поселение», в части организации холодного водоснабжение населения в х. Сухом после отказа ООО «Луч» от исполнения своих обязательств по водоснабжению населения.

В настоящее время эксплуатация переданной Администрации Суховского сельского поселения водопроводной сети в целях обеспечения населения водой фактически осуществляется муниципальным унитарным предприятием «Чистый хутор» Суховского сельского поселения под контролем Администрации Суховского сельского поселения.

При этом ввиду отсутствия зарегистрированного права собственности на объекты водоснабжения соответствующие полномочия осуществляются Администрацией Суховского сельского поселения с нарушением требований действующего законодательства, в частности ст. 31 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», в отсутствие установленных РСТ РО тарифов на услуги холодного водоснабжения. То есть, поставка населению холодной воды осуществляется без взимания платы ввиду невозможности установления соответствующего тарифа.

Безопасность эксплуатации объектов централизованного водоснабжения на территории х. Сухой Пролетарского района на настоящий момент Администрацией Суховского сельского поселения также не обеспечена ввиду отсутствия надлежаще оформленных прав на объекты недвижимого имущества, составляющие инфраструктуру водоснабжения.

Бездействие Администрации Суховского сельского поселения по принятию мер к организации надлежащего холодного водоснабжения населения в х. Сухом Пролетарского района влечет нарушение прав и законных интересов значительного числа граждан: потребителей коммунальных услуг, жителей Суховского сельского поселения, круг которых непостоянен и персонально изменчив.

На момент подачи искового заявления, в соответствии с пунктом 1.1 Областного закона Ростовской области от 28.12.2005 № 436-ЗС «О местном самоуправлении в Ростовской области» помимо вопросов местного значения сельского поселения, определенных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения сельского поселения также относились вопросы, предусмотренные пунктами 4-8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 19 (в части использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20, 22, 24, 26, 27, 31, 32, 33.1-34, 37-39 части 1 статьи 14 указанного Федерального закона.

Пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрена организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Однако, Областным законом Ростовской области от 28.12.2015 № 486-ЗС «О внесении изменений в Областной закон Ростовской области от 28.12.2005 № 436-ЗС «О местном самоуправлении в Ростовской области» внесены изменения в Областной закон № 436-ЗС, в соответствии с которыми из числа вопросов местного значения сельских поселений исключен вопрос организации в границах сельского поселения водоснабжения населения и водоотведения.

Данные изменения вступили в силу с 01.01.2017.

В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Таким образом, с 01.01.2017 года вопросы организации водоснабжения населения и водоотведения в границах входящих в состав Пролетарского района сельских поселений являются вопросами местного значения Пролетарского района.

В соответствии с частью 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в целях обеспечения выполнения требований Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлен порядок безвозмездной передачи имущества в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями.

Разграничение имущества осуществляется между:

муниципальным районом и сельскими поселениями в его составе в случае изменения перечня вопросов местного значения сельского поселения.

Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами, городскими округами с внутригородским делением, внутригородскими районами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

Порядок согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядок направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований органам государственной власти субъектов Российской Федерации и перечень документов, необходимых для принятия правового акта субъекта Российской Федерации о разграничении имущества, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

Споры о праве собственности на имущество, в отношении которого в связи с разграничением полномочий ставится вопрос о передаче из собственности одного муниципального образования в собственность другого муниципального образования, разрешаются судом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Наличие судебного спора по отдельным объектам имущества не является основанием для приостановления передачи иных объектов имущества.

Орган местного самоуправления, владеющий имуществом, подлежащим передаче, обязан его передать, а орган местного самоуправления, в собственность которого указанное имущество передается, обязан его принять на основании правового акта субъекта Российской Федерации в трехмесячный срок после вступления данного правового акта в силу. В случае, если устав хотя бы одного из муниципальных образований, указанных в настоящей части, не утвержден в течение указанного срока, срок отсчитывается со дня утверждения соответствующего устава.

Органы местного самоуправления, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями по передаче или принятию имущества, в установленный срок после вступления в силу правового акта субъекта Российской Федерации передают или принимают имущество в муниципальную собственность, их уполномоченные лица подписывают передаточный акт о принятии имущества в муниципальную собственность.

Основанием возникновения права собственности муниципального образования, принявшего имущество, является правовой акт субъекта Российской Федерации, которым осуществляется разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями.

Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящей частью, возникает с момента, устанавливаемого законом субъекта Российской Федерации.

Областным законом Ростовской области от 28.12.2005 № 436-ЗС «О местном самоуправлении в Ростовской области», а именно главой 5.1 установлен порядок согласования органами местного самоуправления предложений о разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, предусмотрены документы и материалы, необходимые для принятия областного закона о разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, а также установлено, что право собственности муниципального образования на передаваемое имущество возникает с момента, устанавливаемого областным законом, которым произведено разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Таким образом, Администрация Суховского сельского поселения, фактически владеющая спорными объектами водоснабжения на территории Суховского сельского поселения с ДД.ММ.ГГГГ (согласно договору дарения и акту приема-передачи водопровода от ДД.ММ.ГГГГ), с 01.01.2017 была обязана безвозмездно передать спорные объекты инфраструктуры водоснабжения, полученные от ООО «Луч», муниципальному образованию «Пролетарский район».

В свою очередь Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Пролетарского района, являющийся специально уполномоченным органом по распоряжению муниципальным имуществом, обязан принять в собственность муниципального образования «Пролетарский район» спорные объекты инфраструктуры водоснабжения на основании Областного закона Ростовской области в порядке, установленном Областным законом Ростовской области от 28.12.2005 № 436-ЗС «О местном самоуправлении в Ростовской области».

Однако осуществить безвозмездную передачу данного имущества в установленном законом порядке в настоящее время не представляется возможным ввиду отсутствия зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права собственности на спорные объекты инфраструктуры водоснабжения как за ООО «Луч» (изначально), так и за Администрацией Суховского сельского поселения (после передачи спорных объектов на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ).

В соответствии с ч. 4. ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушаются права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор вправе предъявить и поддержать в суде иск в интересах граждан (неопределенного круга лиц).

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц.

Просит суд:

  1. ФИО2 сельского поселения Пролетарского района Ростовской области устранить допущенные нарушения законодательства о водоснабжении в полном объеме, обеспечив передачу объектов инфраструктуры централизованного водоснабжения х. Сухой муниципальному образованию «Пролетарский район» в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Пролетарского района в порядке, установленном Областным законом Ростовской области от 28.12.2005 № 436-ЗС «О местном самоуправлении в Ростовской области»;
  2. Признать за муниципальным образованием «Пролетарский район» Ростовской области право собственности на следующие объекты недвижимого имущества:

- водопровод, кадастровый номер , лит. В, В1, В2, расположенный по адресу: <адрес>, общей протяженностью 27196 п.м, состоящий из водоводов протяженностью 8346,5 п.м, водосбросной сети протяженностью 935 п.м, распределительной сети протяженностью 17914,5 п.м;

- пруд накопитель № 1, кадастровый номер , лит.№ 1, расположенный по адресу: <адрес>, объемом 140000 куб.м;

- пруд накопитель № 2, кадастровый , лит.№ 2, расположенный по адресу: <адрес>, объемом 70000 куб.м;

- пруд накопитель № 3, кадастровый , лит.№ 3, расположенный по адресу: <адрес>, объемом 70000 куб.м;

- башню «Рожновского» № 1, кадастровый , лит.№ III, расположенную по адресу: <адрес>, объемом 17 куб.м;

- башню «Рожновского» № 2, кадастровый , лит.№ IV, расположенную по адресу: <адрес>, объемом 17 куб.м;

- резервуар № 1, кадастровый , лит. № I, расположенный по адресу: <адрес>, объемом 250 куб.м;

- резервуар № 2, кадастровый , лит.№ II, расположенный по адресу: <адрес>, объемом 250 куб.м;

- насосную станцию - хлораторную № 2, кадастровый , лит.А, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 139,8 кв.м.

В судебном заседании помощник прокурора Пролетарского района Ростовской области Савичев А.В. поддержал заявленные исковые требования в полном объеме, настаивала на их удовлетворении, подробно изложив мотивы и доводы исковых требований, аналогично указанным в исковом заявлении.

Ответчик - Администрация муниципального образования «Суховское сельское поселение» Пролетарского района Ростовской области в судебное заседание своего представителя не направили, представили заявление с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие, исковые требования признали. Не возражают против их удовлетворения.

Представитель третьего лица КУМИ ФИО1 в судебное заседание явилась, не возражает против удовлетворения исковых требований по изложенным в нем мотивам.

Представитель третьего лица ООО «Луч» в судебное заседание не явился, представили письменный отзыв на заявленные исковые требования, согласно которым против удовлетворения иска, с учетом его изменения, не возражают. Просят рассмотреть дело в отсутствие их представителя.

Дело рассмотрено с учетом требований ст. 167 ГПК РФ.

Суд, выслушав помощника прокурора Савичева А.В., явившихся участников судебного заседания, исследовав материалы дела, приходит к следующему: в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», в целях недопущения ущемления прав и законных интересов абонентов организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны согласовывать с органами местного самоуправления вывод объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации, в том числе в связи с консервацией или сносом (демонтажом) таких объектов.

Собственники или иные законные владельцы объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, планирующие вывод их из эксплуатации, не менее чем за один год до планируемого вывода обязаны уведомить орган местного самоуправления о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации в случае, если такое решение не предусмотрено схемой водоснабжения и водоотведения.

Орган местного самоуправления в течение шести месяцев с момента получения уведомления о выводе объекта централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения из эксплуатации принимает решение о согласовании вывода указанного объекта из эксплуатации либо о выкупе или заключении договора аренды указанного объекта. Собственники и иные законные владельцы объекта централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, принявшие решение о выводе этого объекта из эксплуатации, не вправе отказать в выкупе или заключении договора аренды такого объекта органу местного самоуправления по цене или по размеру арендной платы, которые определяются независимым оценщиком, в случае, если такой объект используется для горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения населения.

Орган местного самоуправления вправе потребовать от собственников или иных законных владельцев объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения приостановить их вывод из эксплуатации (консервацию или ликвидацию) на срок не более трех лет (одного года в случае вывода из эксплуатации объектов централизованной системы горячего водоснабжения) при наличии угрозы возникновения дефицита воды или сверхнормативных сбросов сточных вод, а собственники или иные законные владельцы указанных систем (объектов) обязаны выполнить данное требование органа местного самоуправления.

В случае согласования вывода объекта централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт или из эксплуатации орган местного самоуправления обязан организовать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение иными способами».

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Согласно ч. 1, 1.1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся:

- организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частью 1.1 статьи 12 Областного закона Ростовской области от 28.12.2005 № 436-ЗС «О местном самоуправлении в Ростовской области» помимо вопросов местного значения сельского поселения, определенных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения сельского поселения также относятся вопросы, предусмотренные пунктами 4-8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 19 (в части использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20, 22, 24, 26, 27, 31, 32, 33.1-34, 37-39 части 1 статьи 14 указанного Федерального закона.

Статьей 2 Устава муниципального образования «Суховское сельское поселение» предусмотрено, что к вопросам местного значения Суховского сельского поселения относится организация в границах Суховского сельского поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, в пределах полномочий установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных данным Федеральным законом вопросов местного значения.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Пролетарского района проведена проверка исполнения законодательства о водоснабжении и водоотведении на территории Суховского сельского поселения Пролетарского района, в результате которой выявлены нарушения в сфере организации бесперебойного водоснабжения населения в деятельности Администрации Суховского сельского поселения Пролетарского района, выразившиеся в следующем.

Установлено, что с 2007 года на территории Суховского сельского поселения услуги холодного водоснабжения населению оказывались сельскохозяйственным производственным кооперативом «Луч», впоследствии преобразованным в общество с ограниченной ответственностью «Луч».

Согласно постановлению Региональной службы по тарифам Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения ООО «Луч», Пролетарский район, на 2015 год» ООО «Луч» признано водоснабжающей организацией, осуществляющей эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения и водоотведения населения. Данным постановлением утверждены тарифы в сфере холодного водоснабжения ООО «Луч» на оказание услуг по водоснабжению населенных пунктов Суховского сельского поселения (х.Сухой, х.Соленый, х.Валуйский) с 1 января 2015 по 31 декабря 2015.

В ноябре 2015 года было прекращено водоснабжение х. Сухой вследствие ремонтных работ водопроводной сети, связанных с большим количеством порывов водопроводных асбестоцементных труб на территории х. Сухой, в связи с чем прокуратурой Пролетарского района на основании коллективного обращения жителей Суховского сельского поселения была проведена проверка.

По результатам проверки директору ООО «Луч» Кощееву В.Н. прокурором района объявлено предостережение о недопустимости нарушения закона при выводе объектов централизованного водоснабжения из эксплуатации (исх. от ДД.ММ.ГГГГ).

27.10.2015 года в адрес Главы Суховского сельского поселения поступило письмо директора ООО «Луч», в котором сообщалось о намерении списать с баланса водопроводную сеть, расположенную в х. Сухом Пролетарского района, с 01.01.2016 в связи с ее износом более чем на 100%. Таким образом, исходя из приведенных норм законодательства, к вопросам местного значения Суховского сельского поселения относится организация водоснабжения населения в границах сельского поселения.

В связи с тем, что остаточная стоимость водопроводной сети, принадлежащей ООО «Луч», равна нулю вследствие ее износа более чем на 100 %, а ООО «Луч» решило безвозмездно передать водопроводную сеть, ее цена или размер арендной платы в соответствии с требованием ч. 4 ст. 22 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» независимым оценщиком не определялись, а муниципальное образование «Суховское сельское поселение» в лице Администрации Суховского сельского поселения, заключив договор дарения от ДД.ММ.ГГГГ, безвозмездно приняло от ООО «Луч» водопровод, расположенный по адресу: <адрес>, общей протяженностью 27196 п.м, состоящий из:

- вододоводов протяженностью 8346,5 п.м;

- водосбросной сети протяженностью 935 п.м;

- распределительной сети протяженностью 17914,5 п.м;

- прочих устройств: прудов накопителей в количестве 3 штук, башен Рожновского (водонапорных башен) в количестве 2 штук, резервуаров в количестве 2 штук, насосной станции - хлораторной № 2, литер А, площадью 139,8 кв.м. (далее - имущество).

Согласно пункту 1.3 данного договора дарения передача имущества оформляется путем подписания акта приема-передачи. Имущество считается переданным с момента подписания указанного акта и фактической передачи имущества.

Передача имущества по данному договору дарения произведена ДД.ММ.ГГГГ, о чем подписан акт приема-передачи водопровода, расположенного по адресу: <адрес>, по договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ.

Установлено, что спорное недвижимое имущество принадлежит ООО «Луч» на основании решения Арбитражного суда Ростовской области от 02.04.2007 по делу № А53-18386/2006-С4-50, согласно которому за сельскохозяйственным производственным кооперативом «Луч» признано право собственности на водопровод, смотровые колодцы в количестве 98 штук, задвижки в количестве 10 штук, водозаборный колодец, пруды-накопители в количестве 3 штук, водонапорные башни в количестве 2-х штук, резервуары в количестве 2 штук, насосную станцию , площадью 139,8 кв.м.

Также установлено, что сельскохозяйственный производственный кооператив «Луч» был преобразован в общество с ограниченной ответственностью «Луч», в результате чего, ООО «Луч» является правопреемником СПК «Луч» (выписка из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Луч» от ДД.ММ.ГГГГ).

Девяти переданным в дар объектам недвижимости Администрацией Суховского сельского поселения были присвоены адреса и осуществлен технический учет. Пролетарским (с) филиалом ГУПТИ РО 1 августа 2016 года изготовлены технические паспорта на следующие объекты недвижимости:

- водопровод, расположенный по адресу: <адрес>, общей протяженностью 27196 п.м, состоящий из водоводов протяженностью 8346,5 п.м, водосбросной сети протяженностью 935 п.м, распределительной сети протяженностью 17914,5 п.м, инвентарный , действительной стоимостью 145583 рубля;

- пруд накопитель № 1, расположенный по адресу: <адрес>, объемом 140000 куб.м, инвентарный , действительной стоимостью 134232 рубля;

- пруд накопитель № 2, расположенный по адресу: <адрес>, объемом 70000 куб.м, инвентарный , действительной стоимостью 67116 рублей;

- пруд накопитель № 3, расположенный по адресу: <адрес>, объемом 70000 куб.м, инвентарный , действительной стоимостью 67116 рублей;

- башня «Рожновского» № 1, расположенная по адресу: <адрес>, объемом 17 куб.м, инвентарный , действительной стоимостью 2013,6 рублей;

- башня «Рожновского» № 2, расположенная по адресу: <адрес>, объемом 17 куб.м, инвентарный , действительной стоимостью 1845,8 рублей;

- резервуар № 1, расположенный по адресу: <адрес>, объемом 250 куб.м, инвентарный , действительной стоимостью 7182 рубля;

- резервуар № 2, расположенный по адресу: <адрес>, объемом 250 куб.м, инвентарный , действительной стоимостью 7182 рубля;

- насосная станция - хлораторная № 2, расположенная по адресу: <адрес>, общей площадью 139,8 кв.м, инвентарный , действительной стоимостью 13156,4 рубля.

Вышеуказанное свидетельствует о соответствии перечисленных объектов объектам недвижимости, которые являются сооружениями; им присвоен инвентарный .

По заявлению Администрации Суховского сельского поселения осуществлена постановка данных объектов недвижимости на государственный кадастровый учет, органом местного самоуправления получены кадастровые паспорта на указанные объекты инфраструктуры водоснабжения.

При вышеуказанных обстоятельствах суд соглашается с доводами истца о том, что вышеуказанные имущество, относящееся к инфраструктуре централизованного водоснабжения х. Сухой, необходимо для реализации Администрацией Суховского сельского поселения полномочий в сфере организации водоснабжения населения на территории поселения.

Установлено и не оспорено, что с момента получения уведомления от ООО «Луч» о выводе объекта централизованной системы холодного водоснабжения из эксплуатации Администрация Суховского сельского поселения должна была принять решение о согласовании вывода указанного объекта из эксплуатации либо о выкупе или заключении договора аренды указанного объекта, организовать холодное водоснабжение населения в х. Сухом, что выполнено не было. Доказательств обратного суду не представлено.

Установленные обстоятельства подтверждают доводы прокурора о ненадлежащем исполнении Администрацией Суховского сельского поселения своих полномочий, предусмотренных п. 4 ч. 1 ст. 14, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 6, 22 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ч. 1.1 ст. 12 Областного закона Ростовской области от 28.12.2005 № 436-ЗС «О местном самоуправлении в Ростовской области», а также ст. 2 Устава муниципального образования «Суховское сельское поселение», в части организации холодного водоснабжение населения в х. Сухом после отказа ООО «Луч» от исполнения своих обязательств по водоснабжению населения.

В настоящее время эксплуатация переданной Администрации Суховского сельского поселения водопроводной сети в целях обеспечения населения водой фактически осуществляется муниципальным унитарным предприятием «Чистый хутор» Суховского сельского поселения под контролем Администрации Суховского сельского поселения.

В связи с отсутствием зарегистрированного права собственности на объекты водоснабжения соответствующие полномочия осуществляются Администрацией Суховского сельского поселения с нарушением требований действующего законодательства, в частности ст. 31 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», в отсутствие установленных РСТ РО тарифов на услуги холодного водоснабжения. Таким образом, поставка населению холодной воды осуществляется без взимания платы ввиду невозможности установления соответствующего тарифа.

По утверждению истца, не опровергнутого ответчиком, безопасность эксплуатации объектов централизованного водоснабжения на территории х. Сухой Пролетарского района в настоящее время Администрацией Суховского сельского поселения не обеспечена ввиду отсутствия надлежаще оформленных прав на объекты недвижимого имущества, составляющие инфраструктуру водоснабжения.

Таким образом, бездействие Администрации Суховского сельского поселения по принятию мер к организации надлежащего холодного водоснабжения населения в х. Сухом Пролетарского района влечет нарушение прав и законных интересов значительного числа граждан: потребителей коммунальных услуг, жителей Суховского сельского поселения, круг которых непостоянен и персонально изменчив.

В соответствии с ч. 4. ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушаются права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор вправе предъявить и поддержать в суде иск в интересах граждан (неопределенного круга лиц).

Кроме того, на момент подачи искового заявления, в соответствии с пунктом 1.1 Областного закона Ростовской области от 28.12.2005 № 436-ЗС «О местном самоуправлении в Ростовской области» помимо вопросов местного значения сельского поселения, определенных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения сельского поселения также относились вопросы, предусмотренные пунктами 4-8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 19 (в части использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20, 22, 24, 26, 27, 31, 32, 33.1-34, 37-39 части 1 статьи 14 указанного Федерального закона.

Пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрена организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем, Областным законом Ростовской области от 28.12.2015 № 486-ЗС «О внесении изменений в Областной закон Ростовской области от 28.12.2005 № 436-ЗС «О местном самоуправлении в Ростовской области» внесены изменения в Областной закон № 436-ЗС, в соответствии с которыми из числа вопросов местного значения сельских поселений исключен вопрос организации в границах сельского поселения водоснабжения населения и водоотведения.

Данные изменения вступили в силу с 01.01.2017.

В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

В силу этого, с 01.01.2017 года вопросы организации водоснабжения населения и водоотведения в границах входящих в состав Пролетарского района сельских поселений являются вопросами местного значения Пролетарского района.

В соответствии с частью 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в целях обеспечения выполнения требований Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлен порядок безвозмездной передачи имущества в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями.

Разграничение имущества осуществляется между:

муниципальным районом и сельскими поселениями в его составе в случае изменения перечня вопросов местного значения сельского поселения.

Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами, городскими округами с внутригородским делением, внутригородскими районами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

Порядок согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядок направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований органам государственной власти субъектов Российской Федерации и перечень документов, необходимых для принятия правового акта субъекта Российской Федерации о разграничении имущества, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

Споры о праве собственности на имущество, в отношении которого в связи с разграничением полномочий ставится вопрос о передаче из собственности одного муниципального образования в собственность другого муниципального образования, разрешаются судом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Наличие судебного спора по отдельным объектам имущества не является основанием для приостановления передачи иных объектов имущества.

Орган местного самоуправления, владеющий имуществом, подлежащим передаче, обязан его передать, а орган местного самоуправления, в собственность которого указанное имущество передается, обязан его принять на основании правового акта субъекта Российской Федерации в трехмесячный срок после вступления данного правового акта в силу. В случае, если устав хотя бы одного из муниципальных образований, указанных в настоящей части, не утвержден в течение указанного срока, срок отсчитывается со дня утверждения соответствующего устава.

Органы местного самоуправления, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями по передаче или принятию имущества, в установленный срок после вступления в силу правового акта субъекта Российской Федерации передают или принимают имущество в муниципальную собственность, их уполномоченные лица подписывают передаточный акт о принятии имущества в муниципальную собственность.

Основанием возникновения права собственности муниципального образования, принявшего имущество, является правовой акт субъекта Российской Федерации, которым осуществляется разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями.

Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящей частью, возникает с момента, устанавливаемого законом субъекта Российской Федерации.

Областным законом Ростовской области от 28.12.2005 № 436-ЗС «О местном самоуправлении в Ростовской области», а именно главой 5.1 установлен порядок согласования органами местного самоуправления предложений о разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, предусмотрены документы и материалы, необходимые для принятия областного закона о разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, а также установлено, что право собственности муниципального образования на передаваемое имущество возникает с момента, устанавливаемого областным законом, которым произведено разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности.

При вышеуказанных обстоятельствах суд соглашается с доводами истца о том, что Администрация Суховского сельского поселения, фактически владеющая спорными объектами водоснабжения на территории Суховского сельского поселения с ДД.ММ.ГГГГ (согласно договору дарения и акту приема-передачи водопровода от ДД.ММ.ГГГГ), с 01.01.2017 была обязана безвозмездно передать в собственность спорные объекты инфраструктуры водоснабжения, полученные от ООО «Луч», муниципальному образованию «Пролетарский район».

В свою очередь Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Пролетарского района, являющийся специально уполномоченным органом по распоряжению муниципальным имуществом, обязан принять в собственность муниципального образования «Пролетарский район» спорные объекты инфраструктуры водоснабжения на основании Областного закона Ростовской области в порядке, установленном Областным законом Ростовской области от 28.12.2005 № 436-ЗС «О местном самоуправлении в Ростовской области».

Установлено, что осуществить безвозмездную передачу данного имущества в установленном законом порядке в настоящее время не представляется возможным, ввиду отсутствия зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права собственности на спорные объекты инфраструктуры водоснабжения как за ООО «Луч» (изначально), так и за Администрацией Суховского сельского поселения (после передачи спорных объектов на основании договора дарения № 1 от 20.04.2016).

Суд учитывает, что, несмотря на то, что ООО «Луч» распорядилось спорным недвижимым имуществом, передав его по договору дарения и акту приема-передачи Администрации Суховского сельского поселения, в отсутствие факта регистрации права собственности в соответствии с положениями ч. 2 ст. 223 ГК РФ, установлено, что ООО «Луч» своего юридического интереса в сохранении спорного недвижимого имущества на праве собственности не имеет, бремя содержания спорной недвижимости в соответствии со ст. 210 ГК РФ длительное время не несет, каких-либо полномочий собственности в отношении данного имущества не осуществляет, услуги водоснабжения населению Суховского сельского поселения не оказывает. Совершенная сделка дарения и факт передачи спорного имущества ООО «Луч» Администрации Суховского поселения по делу не оспариваются. Доказательств обратного суду не представлено.

Кроме того, в судебном заседании установлено, что ранее вопрос о признании права собственности на спорный объект недвижимого имущество разрешался Пролетарским районным судом Ростовской области.

Так, Пролетарским районным судом рассмотрено гражданское дело по иску Администрации Суховского сельского поселения Пролетарского района Ростовской области к ООО "Луч", Кощееву Валерию Николаевичу, третьему лицу, не заявляющего самостоятельных требований Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области о признании права собственности не недвижимое имущество, являющееся предметом спора по настоящему делу.

Согласно определению Пролетарского районного суда Ростовской области от 23 ноября 2016 года производство по гражданскому делу прекращено, в связи с тем, что данный спор подведомствен Арбитражному суду.

Из вышеуказанного определения суду следует: «ООО "Луч" является юридическим лицом. Администрация Суховского сельского поселения Пролетарского района Ростовской области является муниципальным образованием.

Обстоятельства, установленные вышеназванным судебным постановлением, в части подведомственности спора арбитражному суду, не имеют для настоящего спора преюдициальное значение, по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Полномочия по обращения прокурора в суд в порядке, установленном арбитражным процессуальным законодательством, предусмотрены ст. 52 АПК РФ.

В силу ч. 1 ст. 52 АПК РФ, прокурор вправе обратиться в арбитражный суд:

с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований;

с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований;

с иском об истребовании государственного и муниципального имущества из чужого незаконного владения.

Таким образом, в силу ст. 45 ГПК РФ и ст. 52 АПК принимая во внимание, что в рассматриваемом случае, прокурор выступает как в интересах неопределенного круга лиц - населения муниципального образования «Суховское сельское поселение» Пролетарского района Ростовской области РФ, так и в интересах муниципальных образований - Пролетарского района и Суховского сельского поселения, связанных с необходимостью обеспечения населения питьевой водой, иск прокурора о признании права муниципальной собственности на недвижимое имущество подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции.

Согласно ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав, в том числе права собственности, может осуществляться путем признания права.

Представленные сторонами доказательства оценены судом в соответствии с принципами относимости, допустимости доказательств, на основе состязательности и равноправия сторон (ст.ст. 12, 59, 60 ГПК РФ), учитывая правовые положения ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора Пролетарского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Суховское сельское поселение» Пролетарского района Ростовской области, третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования, Общество с ограниченной ответственностью «Луч» об обязании устранить допущенные нарушения, признании права собственности на недвижимое имущество, - удовлетворить;

  1. Обязать Администрацию Суховского сельского поселения Пролетарского района Ростовской области устранить допущенные нарушения законодательства о водоснабжении в полном объеме, обеспечив передачу объектов инфраструктуры централизованного водоснабжения х. Сухой муниципальному образованию «Пролетарский район» в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Пролетарского района в порядке, установленном Областным законом Ростовской области от 28.12.2005 № 436-ЗС «О местном самоуправлении в Ростовской области»;
  2. Признать за муниципальным образованием «Пролетарский район» Ростовской области право собственности на следующие объекты недвижимого имущества:

- водопровод, кадастровый , лит. В, В1, В2, расположенный по адресу: <адрес>, общей протяженностью 27196 п.м, состоящий из водоводов протяженностью 8346,5 п.м, водосбросной сети протяженностью 935 п.м, распределительной сети протяженностью 17914,5 п.м;

- пруд накопитель № 1, кадастровый , лит.№ 1, расположенный по адресу: <адрес>, объемом 140000 куб.м;

- пруд накопитель № 2, кадастровый , лит.№ 2, расположенный по адресу: <адрес>, объемом 70000 куб.м;

- пруд накопитель № 3, кадастровый , лит.№ 3, расположенный по адресу: <адрес>, объемом 70000 куб.м;

- башню «Рожновского» № 1, кадастровый , лит.№ III, расположенную по адресу: <адрес>, объемом 17 куб.м;

- башню «Рожновского» № 2, кадастровый , лит.№ IV, расположенную по адресу: <адрес>, объемом 17 куб.м;

- резервуар № 1, кадастровый , лит. № I, расположенный по адресу: <адрес>, объемом 250 куб.м;

- резервуар № 2, кадастровый , лит.№ II, расположенный по адресу: <адрес>, объемом 250 куб.м;

- насосную станцию - хлораторную № 2, кадастровый , лит.А, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 139,8 кв.м.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Пролетарский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 08 февраля 2017 года.

Судья подпись Любимов А.В.

Копия верна

Судья Любимов А.В.