Дело № 2-1015/2021 09 марта 2021 года
УИД 78RS0020-01-2020-004813-77 г.Санкт-Петербург
РЕШЕНИЕ
Именем российской федерации
Пушкинский районный суд СанктПетербурга в составе:
председательствующего судьи Петровой Е.С.
при секретаре Манцаевой З.Э.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга о признании незаконным бездействия, обязании устранить нарушения,
с участием истца ФИО1, представителя истца ФИО2 (по доверенности от 27.11.2020), представителя ответчика ФИО3 (по доверенности от 11.01.2021 № 3-юр),
Установил:
ФИО1. обратилась в суд с иском к Администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга, просит признать незаконным и нарушающим право ФИО400.00.0000 года рождения на получение доступного дошкольного образования бездействие Администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга, выразившееся в не предоставлении результата государственной услуги в форме выдачи предусмотренного уведомлением № № 0 от 09.09.2018 направления в образовательное учреждение, обеспечить реализацию прав ФИО400.00.0000 года рождения на получение доступного дошкольного образования детей путем обязания Администрацию Пушкинского района Санкт-Петербурга предоставить место и зачислить ФИО4 в ГБДОУ детский сад № 39 Пушкинского района Санкт-Петербурга либо в ГБДОУ детский сад № 37 Пушкинского района Санкт-Петербурга в группу полного дня (12-часовое пребывание), в течение одного месяца со дня вступления в силу решения суда.
Истец и ее представитель иск поддержали.
Представитель ответчика просила в иске отказать.
Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, считает, что иск не подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 4 статьи 67 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
В соответствии с положениями статьи 67 Закона об образовании в случае отсутствия места в дошкольном учреждении, выбранном родителями в качестве приоритетного, на основании заявления родителей уполномоченным органом может быть предложено вакантное место в другом дошкольном учреждении, расположенном на подведомственной уполномоченному органу территории.
Заявление-анкета о предоставлении места в дошкольном учреждении ФИО400.00.0000 года рождения была поданы истцом 07.09.2018. В качестве приоритетного образовательного учреждения указано ГБДОУ № 39, в качестве дополнительных - ГБДОУ № 39 (второе здание), ГБДОУ № 37 (регистрационный номер в книге учета будущих воспитанников - № 0 желаемая дата зачисления - 01.09.2020.
Направления в указанные образовательные учреждения выданы не были по причине отсутствия свободных мест, что подтверждается документами о зачислении в ясельные группы ГБДОУ № 39, ГБДОУ № 37, представленными в материалы дела ответчиком.
ФИО5 заявляла о зачислении ФИО6 в группу полного дня (12-часовое пребывание).
Согласно сведениям, представленным из ГБДОУ детский сад № 37 Пушкинского района Санкт-Петербурга в группу полного дня (12-часовое пребывание) зачислены 26 детей, из них заявления с большими, чем у ФИО4, регистрационными номерами: № 0 ФИО7 (льгота - ребенок, родитель которого (законный представитель) занимает должность в предпочитаемой образовательной организации), № 0 ФИО8 (льгота - ребенок, родитель которого (законный представитель) занимает должность в предпочитаемой образовательной организации), № 0 ФИО9 (льгота - дети из многодетных семей).
В ГБДОУ детский сад № 37 Пушкинского района Санкт-Петербурга комплектование групп 12-часового пребывания (полного дня) для детей раннего возраста на 2020-2021 учебный год не производилось.
Согласно сведениям, представленным из ГБДОУ детский сад № 39 Пушкинского района Санкт-Петербурга в группу полного дня (12-часовое пребывание) зачислены 47 детей, из них заявления с большими, чем у ФИО4, регистрационными номерами: № 0 ФИО10 (льгота - дети из многодетных семей), № 0 ФИО11 (льгота - дети из многодетных семей), № 0 ФИО12 (детский сад посещает брат 00.00.0000 года рождения), № 0 ФИО13 (детский сад посещает брат 00.00.0000 года рождения), № 0 ФИО14 (льгота - ребенок, родитель которого (законный представитель) занимает должность в предпочитаемой образовательной организации), № 0 ФИО15 (льгота - дети-инвалиды и дети, один из родителей которых является инвалидом), № 0 ФИО16 (льгота - дети из многодетных семей), № 0 ФИО17 (льгота - дети из многодетных семей) (л.д.55-93, 128-139).
Заявление ФИО1 об устройстве в другие дошкольные учреждения в администрацию не поступали.
Истцом в администрацию неоднократно направлялись обращения, содержащие требование ФИО1 обеспечить ее ребенка местом исключительно в ГБДОУ детский сад № 37, либо № 39 с 01.09.2020, в данных обращениях указывалось на недопустимость предоставления ФИО5 направления в иные дошкольные образовательные учреждения.
Письмом администрации от 01.09.2020 истцу было сообщено, что на момент рассмотрения регистрационного номера № 0 места для детей ДД.ММ.ГГГГ года рождения в детских садах Пушкинского района Санкт-Петербурга отсутствовали. Группы укомплектованы детьми, имеющими льготу и меньшие регистрационные номера (л.д.15-16).
Также указанным письмом доведено до сведения ФИО1, что в период с 01.09.2020 по 31.01.2021 производится доукомплектование дошкольных учреждений. В случае появления вакантных мест, в соответствии с регистрационным номером будет рассмотрен вопрос о возможности предоставления места в одном из детских садов Пушкинского района, о чем поступит уведомление через «Личный кабинет» портала государственных услуг.
Согласно сведениям, представленным Администрацией Пушкинского района Санкт-Петербурга, на 20.09.2020 единственным недоукомплектованным детским садом, в котором есть ясельные группы, являлось ГБДОУ № 40. Направления в ясельные группы и в этом учреждении были выданы детям, выбравшим данный детский сад в качестве желаемого, а также имеющим льготы и меньшие регистрационные номера, чем номер, присвоенный заявлению истца.
После того как часть выданных направлений в ГБДОУ № 40 не была реализована, а также в связи с переводом зачисленных детей по достижении возраста трех лет в младшую группу, ФИО1 через «Личный кабинет» портала государственных услуг 26.11.2020 было направлено уведомление о предоставлении ФИО4 места в группе полного дня в указанном дошкольном учреждении.
Прием детей в государственные дошкольные образовательные учреждения Пушкинского района (далее - ДОУ) осуществляется на основании распоряжения Комитета по образованию от 31.01.2019 № 301-р «Об утверждении Порядка комплектования воспитанниками государственных образовательных учреждений, реализующих образовательную программу дошкольного образования, находящихся в ведении администраций районов Санкт-Петербурга» (далее - Распоряжение). В соответствии с Распоряжением учет очередников и предоставление вакантных мест в детских садах осуществляется районной Комиссией по комплектованию (далее - Комиссия).
В силу п. 1.4. Распоряжения оформление направлений производится в соответствии с регистрационными номерами, наличием права внеочередного или первоочередного зачисления. После окончания периода комплектования проводится доукомлектование образовательного учреждения при наличии свободных мест (освободившихся, вновь созданных).
Исходя из содержания п.1.4, п. 1.5. Распоряжения доукомплектование образовательного учреждения осуществляется после окончания периода комплектования по 1 февраля следующего года.
В соответствии с п.3.1.6.1 Административного регламента администрации района Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по комплектованию государственных образовательных учреждений, реализующих образовательную программу дошкольного образования, находящихся в ведении администраций районов Санкт-Петербурга, утвержденного Распоряжением Комитета по образованию от 09.04.2018 № 1009-р (далее - Регламент), комплектование образовательных организаций на текущий год производится в период с 1 февраля по 30 июня.
Пунктом 2 Распоряжения Комитета по образованию от 15.05.2020 № 1098-р «О продлении срока действия направлений и периода комплектования при предоставлении государственной услуги по комплектованию государственных образовательных учреждений, реализующих образовательную программу дошкольного образования, находящихся в ведении Комитета по образованию и администрации района Санкт-Петербурга, в 2020 году» период комплектования продлен по 01.08.2020.
Пунктом 1 Распоряжения Комитета по образованию от 16.07.2020 № 1386-р «О продлении срока действия направлений и периода комплектования при предоставлении государственной услуги по комплектованию государственных образовательных учреждений, реализующих образовательную программу дошкольного образования, находящихся в ведении Комитета по образованию и администрации района Санкт-Петербурга, в 2020 году» период комплектования продлен по 20.08.2020.
В соответствии с п. 3.2.2. Регламента, если в процессе комплектования образовательных учреждений в текущем году места предоставляются не всем детям в соответствии со списком будущих воспитанников образовательных учреждений текущего года, то дети включаются в список «очередников».
Согласно п.3.2.1. Регламента список «очередников», составляется с 1 июля до 1 сентября текущего календарного года после завершения комплектования образовательных учреждений.
Учитывая, что период комплектования в 2020 году был продлен, составление списка «очередников» началось только после 20.08.2020.
В силу п.3.3.1. Регламента наличие списка «очередников» является юридическим фактом начала административной процедуры по доукомплектованию образовательных учреждений. Доукомплектование образовательных учреждений производится на свободные места.
В связи с отсутствием мест в ГБДОУ № 37, 39 Пушкинского района, указанных истцом в заявлении, ребенку ФИО1 - ФИО4 было предложено место в группе раннего возраста ГБДОУ № 40 Пушкинского района Санкт-Петербурга.
В соответствии с ч.3, ч.4 ст. 67 Закона об образовании орган, уполномоченный принимать решения по обеспечению дошкольного образования несовершеннолетних, в случае отсутствия мест в заявленном образовательном учреждении может предложить альтернативные варианты, исходя из подведомственной ему территории.
В рассматриваемом случае такая территория определяется границами административного района Санкт-Петербурга – Пушкинского района.
В соответствии со статьей 9 Закона об образовании в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в сфере образования, в том числе по закреплению образовательных организаций субъектов Российской Федерации за конкретными территориями, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
Согласно п.4 ст. 12 Закона Санкт-Петербурга от 26.06.2013 № 461-83 «Об образовании в Санкт-Петербурге» государственные образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, для приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования закрепляются за территорией, границы которой определяются Правительством Санкт-Петербурга.
Постановление Правительства Санкт-Петербурга № 286 от 20.04.2016 «Об определении границ территории для закрепления государственных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга» определяет границы для закрепления дошкольных учреждений равными границам территории Санкт-Петербурга.
В соответствии с п.4 статьи 1 и п.1 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга от 25.07.2005 № 411-68 «О территориальном устройстве Санкт-Петербурга» административно-территориальными единицами Санкт-Петербурга являются районы Санкт-Петербурга.
В силу п. 1.1, п. 3.18.3 Положения об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 № 1098 «Об администрациях районов Санкт-Петербурга» администрация Пушкинского района Санкт-Петербурга осуществляет полномочия по комплектованию государственных образовательных учреждений на территории района.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.1 Постановления от 15 мая 2006 года № 5-П, под физической доступностью образования понимается безопасная физическая досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям.
Термин «пешеходная доступность» использовался СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», которые устанавливали требования к строящимся дошкольным организациям и утратили силу 29 июля 2013 года.
Из совокупности вышеуказанных норм следует, что обеспечение доступной близости дошкольного учреждения в Санкт-Петербурге предполагает предоставление мест в таких учреждениях на территории административного района Санкт-Петербурга, в котором проживают будущие воспитанники.
Учитывая изложенное в совокупности, суд приходит к выводу, что в связи с отсутствием мест в предпочитаемых детских садах, а также исполнением ответчиком в течение нормативно установленного периода доукомплектования дошкольных учреждений обязанности по предоставлению ФИО4 места в детском образовательном учреждении, расположенном в Пушкинском районе, бездействие со стороны ответчика отсутствует.
Поскольку ФИО1 был предложен альтернативный вариант устройства ее ребенка в дошкольное учреждение, расположенное на территории Пушкинского района, суд отказывает в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
С учетом отказа в иске, судебные расходы истца возмещению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: