РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Борисоглебск 08 декабря 2020 года
Борисоглебский городской суд Воронежской области в составе:
председательствующего-судьи Ишковой А.Ю.,
при секретаре Панариной Ю.С. и Киреевой В.О.,
с участием:
истца - ФИО1,
представителя ответчика - ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному казенному учреждению Воронежской области Центр занятости населения города Борисоглебска о признании незаконным решения о снятии с учета в качестве безработного и признании права на выплату пособия по безработице,
установил:
ФИО1 обратилсяв суд с иском, впоследствии уточнив его (л.д.3-4 и 82-83), указывая, что приказом ответчика №5447 от 11.10.2019 он был признан безработным. С 01.10.2019 по 31.04.2020 ему было назначено пособие по безработице на срок 6 месяцев. Весь период нахождения на учете как безработный он выполнял все рекомендации специалистов Центра занятости населения, что подтверждается записью в карточке безработного. 01.04.2020 сделана последняя запись. ФИО1 указывает, что ему было выплачено последнее пособие по безработице. Дальнейшие действия по пребыванию на учете как безработного ему не были озвучены.
После выхода Постановления Правительства РФ от 10.06.2020 №844 ФИО1 обратился к ответчику с вопросом, имеет ли он право на предусмотренные постановлением выплаты. Согласно полученному ответу, выплаты ему не положены, так как он снят с учета как безработный приказом №2408 от 18.05.2020, в связи с тем, что длительное время не являлся для перерегистрации без уважительных причин.
Истец считает, что с положением Временных правил, утвержденных постановлением Правительства РФ, Центры занятости населения могут самостоятельно запрашивать из пенсионного фонда РФ данные, необходимые для перерегистрации граждан, в связи с чем, явка заявителей не требовалась. Кроме того, он ссылается на то, что на территории Воронежской области с 04.04.2020 для граждан действовал режим самоизоляции, в связи с чем он не мог явиться для перерегистрации.
На основании изложенного истец просит:
- признать незаконным решение ГКУ ВО«Центр занятости населения города Борисоглебска» о снятии его с учета как безработного,
- признать за ним право на получение пособия по безработице на основании Постановления Правительства РФ № 844 от 10.06.2020.
В судебном заседании ФИО1 заявленные им требования поддержал.
ФИО2, действующая в качестве представителя ответчика на основании доверенности от 01.10.2020 (л.д.15), против удовлетворения иска возражает. Представила письменные возражения (л.д.62-64), в которых указала, что Постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 № 460 «Об утверждении Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными» органам государственной власти субъектов РФ рекомендовано организовать дистанционный режим работы государственных учреждений службы занятости населения в период действия режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.
В связи с этим, личная явка в Центр для перерегистрации и подтверждения статуса безработного была заменена на подтверждение статуса безработного по телефону. При этом, указанным Постановлением Правительства не было отменено действие «Правил регистрации безработных граждан», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 N 891 и не урегулирован новый порядок перерегистрации граждан.
По утверждению представителя ответчика, ФИО1 длительное время не были приняты меры по подтверждению своего статуса безработного путем телефонных звонков. В связи с указанным, приказом № 2408 от 18.05.2020 он снят с учета в качестве безработного в связи с длительной (более месяца) неявкой в Центр без уважительных причин.
Представитель ответчика также полагает, что к ФИО1 не может быть применено положение п. 1 Постановления Правительства РФ от 10.06.2020 № 844 в связи с тем, что приказом от 18.05.2020 № 2408 он снят с учета. А указанный пункт применим лишь к гражданам, состоящим, а не состоявшим, на учете в Центре занятости.
Представители привлеченных судом к участию в деле в качестве третьих лиц Департамента труда и занятости населения Воронежской области, осуществляющего полномочия учредителя КУЗ ВО Центр занятости населения города Борисоглебска от имени Воронежской области, а также Департамента имущественных и земельных отношений, осуществляющего полномочия собственника имущества (п. 1.4 Устава учреждения – л.д.50), в судебном заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
Представитель Департамента труда и занятости населения Воронежской области представил письменные возражения против удовлетворения иска (л.д.75-79), в которых указал, что ФИО1 длительное время не были приняты меры по подтверждению своего статуса безработного, в том числе с использованием электронной почты и (или) телефонной (мобильной) связи. В целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации возможность ознакомиться с информацией о порядке работы центров занятости населения, контактных данных, в том числе телефонах «горячей линии», реализована на странице департамента труда и занятости населения Воронежской области в информационной системе «Портал Воронежской области в сети Интернет» (https://slzan.gowrn.ru). Поскольку ФИО1 был снят с учета в качестве безработного в связи с длительной (более месяца) неявкой без уважительных причин, он не имеет права на продление периода выплаты пособия по безработице.
Выслушав объяснения истца и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из преамбулы Закона О занятости населения в Российской Федерации, он определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
В силу ст. 3 указанного Закона, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина.
Правила регистрации безработных граждан утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. N 891.
В судебном заседании установлено, что Приказом ГКУ ВО Центр занятости населения города Борисоглебска № 5447 от 11.10.2019 ФИО1 признан безработным и ему назначено пособие по безработице на срок 6 месяцев на период с 01.10.2019 по 31.03.2020 в размере 8 000 рублей - максимальном, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 07.11.2019 № 1426 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 год», исходя из его средней заработной платы до постановки на учет – 13 669,32 руб. (л.д.62).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2020 N 346 максимальная величина пособия по безработице установлена в размере 12 130 руб. На основании указанного, приказом от 13.04.2020 № 1575 ФИО1 изменен ранее назначенный размер пособия с 30.03.2020 по 31.03.2020 (л.д.36).
При постановке на учет ФИО1 была выдана карточка безработного, (л.д.87), в которой закреплены права и обязанности безработного, а также фиксируются дата и время посещений для перерегистрации.
Время посещения им Центра занятости, дата и время следующего посещения также отражались в листах посещений гражданина для подбора подходящей работы, копии которых приобщены к материалам дела (л.д.31-35).
31.03.2020 ФИО1 была прекращена выплата пособия по безработице в связи с истечением шестимесячного срока, вместе с тем он не был снят с учета в качестве безработного. В судебном заседании установлено, что последняя его явка для перерегистрации была 01.04.2020.
Согласно материалам дела, приказом КУ ВО Центр занятости населения города Борисоглебска № 2408 от 18.05.2020 ФИО1 снят с регистрационного учета в качестве безработного в связи с длительной (более месяца) неявкой в Центр без уважительных причин (л.д.37). Представителем ответчика представлено уведомление об извещении ФИО1 о принятом решении (л.д.108). Данных о том, что указанное уведомление направлялось истцу или вручено ему иным способом, не имеется.
Согласно ст. 11 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" граждане вправе обжаловать решения, действия или бездействие органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Как следует из объяснений представителя ответчика, снятие ФИО1 с учета осуществлено на основании п.п. «в» п. 20 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 N 891, согласно которому, основанием для снятия с регистрационного учета безработных является длительная (более 1 месяца со дня последнего посещения государственного учреждения службы занятости населения для регистрационного учета и подбора подходящей работы) неявка в государственное учреждение службы занятости населения без уважительных причин.
Вместе с тем, согласно п.п. 13, 14, 17 Правил регистрации безработных граждан государственные учреждения службы занятости населения устанавливают безработным гражданам сроки посещения (не более 2 раз в месяц) для подбора им подходящей работы. Безработные граждане, не явившиеся в установленные государственными учреждениями службы занятости населения сроки посещения для подбора подходящей работы, могут предъявить документы, подтверждающие наличие уважительных причин неявки. Ведение регистрационного учета безработных граждан осуществляется в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц путем внесения даты посещения гражданами государственных учреждений службы занятости населения и сведений о предложениях подходящей работы.
А в соответствии с п. 18 названных Правил безработные граждане письменно (под роспись) уведомляются о дате следующего посещения государственного учреждения службы занятости населения для подбора подходящей работы.
Как установлено в судебном заседании, последнее посещение истцом Центра занятости населения было 01.04.2020. Об этой явке он был письменно уведомлен при посещении Центра 25.03.2020. Указанный факт подтверждается карточкой безработного, листом учета посещений гражданина для подбора подходящей работы (л.д.87 и 35) и признается ответчиком.
Следующая дата посещения Центра ФИО1 письменно, под роспись, не назначалась. А, следовательно, снятие его с регистрационного учета противоречит перечисленным пунктам Правил регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 N 891.
В судебном заседании также установлено, что Постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 № 460 утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Указанными Правилами органам государственной власти субъектов РФ рекомендовано организовать дистанционный режим работы государственных учреждений службы занятости населения в период действия режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.
При этом, Постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 № 460 не отменено действие Правил регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 N 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы" и не урегулирован новый порядок перерегистрации граждан, которые состояли на учете в качестве безработных к моменту издания постановления.
Приказом Департамента труда и занятости населения Воронежской области № 108 от 01.04.2020 утвержден Рекомендуемый временный Порядок осуществления дистанционного режима работы государственных казенных учреждений Воронежской области центров занятости населения, согласно п. 5.1 которого, Центры занятости населения принимают меры по перерегистрации граждан в качестве безработного в дистанционном режиме путем проведения перерегистрации граждан в качестве безработного посредством телефонной (мобильной) связи и фиксируют результат проведения перерегистрации граждан в качестве безработного посредством телефонной (мобильной) связи в журнале (л.д.97).
Представителем ответчика в подтверждение назначения ФИО1 в соответствии с Рекомендуемым временным порядком новой явки для перерегистрации был предоставлен Журнал, согласно записи в котором, 17.04.2020 в 8.40 между инспектором Центра и ФИО1 по звонку с телефона ФИО1 – №, состоялся телефонный разговор по поводу перерегистрации и назначена дата следующей перерегистрации – 22.04.2020 (копия – л.д.102).
Однако, согласно объяснениям ФИО1 и представленной им распечатке оказанных услуг связи по сетевому ресурсу № (л.д.105), такого разговора в указанное время не было, новая дата перерегистрации ему не назначалась.
Представитель ответчика в судебном заседании признал, что фактически телефонного разговора, запись о котором внесена в Журнал, не было, а, следовательно, и следующая дата перерегистрации ФИО1 не назначалась.
Также в судебном заседании установлен факт внесения инспектором неоговоренного исправления в лист учета посещений гражданина для подбора подходящей работы: установленная 25.03.2020 ФИО1 дата следующего посещения – 01.04.2020, доведенная до него под роспись, исправлена на – 06.04.2020 (л.д.35).
Таким образом, ответчиком нарушены положения, как "Правил регистрации безработных граждан", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 N 891 (п. 18), так и Рекомендуемого временного Порядка осуществления дистанционного режима работы государственных казенных учреждений Воронежской области центров занятости населения, утвержденных приказом Департамента труда и занятости населения Воронежской области № 108 от 01.04.2020.
На основании изложенного подлежит удовлетворению заявленное ФИО1 требование о признании приказа № 2408 от 18.05.2020 незаконным.
Снятие ФИО1 с регистрационного учета в качестве безработного нарушает его права на получение в соответствии с законодательством о занятости населения государственных услуг по оказанию содействия в поиске подходящей работы; организации профессиональной ориентации; психологическую поддержку; профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование; социальную адаптацию на рынке труда; организацию сопровождения при содействии занятости ему, как инвалиду, предусмотренные ст.ст. 7.1-1, 9 Закона РФ О занятости населения в Российской Федерации.
Довод представителя Департамента труда и занятости населения Воронежской области в письменных возражениях о том, что ФИО1 длительное время не были приняты меры по подтверждению своего статуса безработного, в том числе с использованием электронной почты и (или) телефонной (мобильной) связи, является несостоятельным. Обязанность по установлению времени перерегистрации гражданина в качестве безработного, как Постановлением Правительства № 891, так и Рекомендуемым временным порядком, возложена на работников центров занятости.
В отношении заявленного требования о признании за истцом права на получение пособия по безработице на основании Постановления Правительства РФ № 844 от 10.06.2020 суд приходит к следующему.
Постановлением Правительства РФ от 10.06.2020 № 844 пункт 1.1 постановления Правительства РФ от 27.03.2020 № 346 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 год» дополнен абзацем следующего содержания: гражданам, признанным в установленном порядке безработными и утратившим после 1 марта 2020 г. право на получение пособия по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, выплата пособия по безработице продлевается на срок, не превышающий 3 месяцев, но не позднее 1 октября 2020г., в размере пособия по безработице, причитающегося гражданину на день окончания установленного периода его выплаты, но не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, действующих на день принятия решения о продлении периода выплаты.
Согласно буквальному тексту указанной нормы она распространяется на граждан, признанных в установленном порядке безработными после 1 марта 2020 г., и утративших после этой даты право на получение пособия по безработице.
А, следовательно, она не подлежит применению к ФИО1, признанному безработным приказом от 11.10.2019.
На основании изложенного требование о признании за истцом права на получение пособия удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд
решил:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Признать незаконным приказ Государственного казенного учреждения Воронежской области Центр занятости населения города Борисоглебска № 2408 от 18.05.2020 о снятии ФИО1 с регистрационного учета в качестве безработного.
В удовлетворении остальных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский облсуд в апелляционном порядке в течение месяца со времени изготовления мотивированного решения.
Председательствующий
.
1версия для печатиДело № 2-1016/2020 ~ М-1007/2020 (Решение)