К делу № 2 - 1016/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Мостовской 17 декабря 2013 года
Мостовской районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Сыроватской М.А.
при секретаре Черной Л.В.,
с участием помощника прокурора Кижаткина С.Г.,
представителя ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Мостовского района в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Унароковское» Унароковского сельского поселения Мостовского района Краснодарского края о признании незаконным бездействия по соблюдению требований законодательства о недрах, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о противодействии терроризму при организации деятельности по водоснабжению населения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Мостовского района Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МУП «Унароковское» о признании незаконным бездействия по соблюдению требований законодательства о недрах, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о противодействии терроризму при организации деятельности поводоснабжению населения, и обязать ответчика в шестимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу устранить указанные нарушения путем: оформления специального государственного разрешения - лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами; утверждения проекта зон санитарной охраны на водозаборные сооружения в установленном порядке; установления границ первого пояса зоны санитарной охраны на расстоянии не менее 30 м от водозаборов; планирования территорий первых поясов зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, для отвода поверхностного стока за их пределы; строительства дорожек с твердым покрытием к сооружениям и установления ограждения у двух водозаборных скважин, расположенных в с. Унароково и х. Славянском.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Мостовского района совместно со специалистом УФС Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, специалистом Лабинского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае» проведена проверка соблюдения муниципальными унитарными предприятиями требований водоохранного законодательства и законодательства о недрах при организации деятельности по водоснабжению населения, в ходе которой установлено, что МУП «Унароковское» Унароковского сельского поселения эксплуатирует три артезианские скважины №№ <...>, две из которых в с. Унароково, и одна в х. Славянский, с целью добычи пресных подземных вод для хозяйственно - питьевого и технологического водоснабжения населения и предприятий Унароковского сельского поселения Мостовского района.
В соответствии со ст. 10.1 Закона РФ от 21.02.1992 г. «О недрах» № 2395-1 (Далее - Закон РФ) основанием возникновения права пользования участками недр для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности является решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр.
Согласно ст. 11 Закона РФ предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.
В нарушение требований действующего законодательства у МУП «Унароковское» отсутствует лицензия на предоставление недр в пользование, а также не утвержден проект зон санитарной охраны на водозаборные сооружения имеется, что является нарушением требований санитарного законодательства п.п. 1.13, 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»; границы первого пояса зоны санитарной охраны не установлены на расстоянии не менее 30 м от водозаборов, что является нарушением требований санитарного законодательства п. 2.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»; территории первых поясов зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, не спланированы для отвода поверхностного стока за их пределы, отсутствуют дорожки с твердым покрытием к сооружениям, отсутствуют ограждения у двух водозаборных скважин, расположенных в с. Унароково и х. Славянском, что является нарушением требований санитарного законодательства п. 3.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно. Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.
Статьей 14 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ предусмотрены обязанности организаций независимо от форм собственности по осуществлению необходимых мер в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций, проведению мероприятий по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» основными принципами противодействия терроризму являются: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; приоритет мер предупреждения терроризма; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.
Однако, проверкой установлено, что у двух водозаборных скважин, расположенных в с. Унароково и X. Славянском отсутствуют ограждения.
При таких обстоятельствах действия ответчика по несоблюдению требований законодательства о недрах, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а также законодательства о противодействии терроризму при организации деятельности по водоснабжению населения нарушают права неопределенного круга лиц.
В судебном заседании участвующий в процессе прокурор Кижаткин С.Г. уточнил заявленный иск, исключив требование об обязании строительства дорожек с твердым покрытием к сооружениям и установления ограждения у двух водозаборных скважин, расположенных в с. Унароково и х. Славянском, так как указанное нарушение ответчиком уже устранено, в остальной части иска, уточнил сроки и просил обязать ответчика оформить специальное государственное разрешение – лицензию, утвердить проект зон санитарной охраны на водозаборные сооружения, установить границы первого пояса зоны санитарной охраны на расстоянии не менее 30 м от водозаборов; планирования территорий первых поясов зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, для отвода поверхностного стока за их пределы – в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика МУП «Унароковское» ФИО1 исковые требования прокурора в части бездействия не признал, представив отзыв из которого следует, что в части оформления лицензии, 31.01.2011 заключен договор с ООО «<...>» о подготовке пакета документов для получения лицензии на недропользование на территории с. Унароково и х.Славянского, произведена предварительная оплата и подготовлен пакет документов, который проходит согласования в органах Роспотребнадзора для получения лицензии.
В части утверждения проекта зон санитарной охраны на водозаборные сооружения, 31.01.2011 заключен договор с ООО «<...>» о подготовке пакета документов для разработки проекта организации зон санитарной охраны двух водозаборных скважин, расположенных на территории с. Унароково и х. Славянского, произведена предоплата.
В части установления границы первого пояса ЗСО на расстоянии не менее 30 метров от водозаборов - в настоящее время проект находится на доработке.
В части планирования территорий первых поясов ЗСО источников питьевого водоснабжения для отвода поверхностного стока за их пределы, территории скважин распланированы, очищены от порослей и неровностей.
Представитель третьего лица на стороне ответчика глава администрации Унароковского сельского поселения Г.<...>. не возражала против удовлетворения исковых требований прокурора, согласившись с уточненными сроками устранения допущенных нарушений.
Представители УФС по надзору в сфере природопользования (Роспотребнадзор) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея и Лабинского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае» по доверенностям соответственно Б.<...>. и П.<...>, просили рассмотреть дело без их участия, требования прокурора считали подлежащими удовлетворению.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, которые полностью подтверждают обоснованность исковых требований прокурора Мостовского района в части наличия указанных нарушений, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению, поскольку проводимая ответчиком работа, не повлекла полного устранения допущенных нарушений требований законодательства о недрах, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о противодействии терроризму при организации деятельности поводоснабжению населения, что свидетельствует о нарушении права граждан, а потому суд удовлетворяет исковые требования прокурора Мостовского района.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить исковое заявление прокурора Мостовского района Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц.
Обязать МУП «Унароковское» Унароковского сельскогопоселения в течение 1 года с момента вступления решения суда взаконную силу устранить указанные нарушения путем:
-оформления специального государственного разрешения - лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами;
-утверждения проекта зон санитарной охраны на водозаборные сооружения в установленном порядке;
-установления границ первого пояса зоны санитарной охраны на расстоянии не менее 30 м от водозаборов;
-планирования территорий первых поясов зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, для отвода поверхностного стока за их пределы.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня вынесения.
Председательствующий: