ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1016/2015 от 29.12.2015 Лежневского районного суда (Ивановская область)

Дело № 2-1016/2015 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 декабря 2015 года пос. Лежнево

Лежневский районный суд Ивановской области в составе судьи Кузнецова А.Н.,

при секретаре Портновой Е.А.,

с участием представителя заявителя - старшего помощника прокурора Лежневского района Ивановской области Калининой А.В., представителя ответчиков - администрации Лежневского муниципального района Ивановской области и Комитета по управлению муниципальным имуществом, земельными ресурсами и архитектуре администрации Лежневского муниципального района Ивановской области ФИО1, действующей на основании доверенности, представителя ответчика ФИО2 - ФИО3, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ивановской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования к администрации Лежневского муниципального района Ивановской области, Комитету по управлению муниципальным имуществом, земельными ресурсами и архитектуре администрации Лежневского муниципального района Ивановской области, ФИО2 о признании незаконным постановления главы администрации Лежневского муниципального района Ивановской области от 14.06.2012 г. « О предоставлении в аренду ФИО2 находящегося в государственной собственности свободного земельного участка»; о признании незаконным постановления главы администрации Лежневского муниципального района Ивановской области от 30.04.2014 г. « О передаче земельного участка в собственность (за плату) ФИО2»; о признании недействительными договора аренды от 14.06.2012 г. и договора купли-продажи земельного участка от 30.04.2014 г.; применении последствий недействительности ничтожных сделок путем отмены их регистрации в УФРС по Ивановской области и возвращении сторон в первоначальное положение,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Ивановской области обратился в суд с заявлением к администрации Лежневского муниципального района Ивановской области, Комитету по управлению муниципальным имуществом, земельными ресурсами и архитектуре администрации Лежневского муниципального района Ивановской области, ФИО2 о признании незаконным постановления главы администрации Лежневского муниципального района Ивановской области от 14.06.2012 г. « О предоставлении в аренду ФИО2 находящегося в государственной собственности свободного земельного участка»; о признании незаконным постановления главы администрации Лежневского муниципального района Ивановской области от 30.04.2014 г. « О передаче земельного участка в собственность (за плату) ФИО2»; о признании недействительными договора аренды от 14.06.2012 г. и договора купли-продажи земельного участка от 30.04.2014 г.; применении последствий недействительности ничтожных сделок путем отмены их регистрации в УФРС по Ивановской области и возвращении сторон в первоначальное положение.

В заявлении указано, что прокуратурой проведена проверка законности выделения земельного участка в <адрес>. Установлено, что постановлением главы администрации Лежневского муниципального района от 14.06.2012 года ФИО2 предоставлен в аренду сроком на 49 лет земельный участок из земель категории «Земли населенных пунктов» с кадастровым , площадью 2788 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> с разрешенным использованием «для личного подсобного хозяйства» (далее - земельный участок).

На основании названного постановления администрацией Лежневского муниципального района в лице главы администрации Лежневского муниципального района К. с ФИО2 14.06.2012 года заключен договор аренды земельного участка . Земельный участок передан ФИО2 как инвалиду в соответствии со ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Вместе с тем, ст.17 данного Федерального закона регламентирует порядок обеспечения инвалидов жилой площадью, инвалидам предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, что является одним из способов улучшения жилищных условий инвалидов.

Обеспечение жилыми помещениями инвалидов на основании положений Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Постановления Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 года осуществляется в том случае, если они в установленном законом порядке признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.

ФИО2 в администрации Лежневского муниципального района на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении не состояла и не состоит. Кроме того, оснований для постановки ее на указанный вид учета в администрации Лежневского муниципального района не имелось, так как она зарегистрирована и проживает в городском округе Иваново. Поскольку ФИО2 нуждающейся в жилом помещении не являлась, оснований для предоставления ей земельного участка по упрощенной процедуре не имелось.

Кроме того, 30.04.2014 года ФИО2 с администрацией Лежневского муниципального района в лице главы администрации Лежневского муниципального района К. заключен договор купли - продажи названного земельного участка, цена участка - <данные изъяты>. Указанный договор заключен в упрощенном порядке без проведения торгов. Также установлено, что ФИО2 является матерью главы администрации Лежневского муниципального района К. Учитывая данный факт, К. из личной заинтересованности допустила нарушение процедуры предоставления земельного участка своей матери, что привело к конфликту интересов на муниципальной службе, мер по предотвращению которого К. не принимала, чем нарушила ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции". Кроме того, К., предоставив своей матери земельный участок в аренду, создала условия для приобретения указанного участка в собственность без проведения торгов.

Таким образом, ненормативные акты - постановление администрации Лежневского муниципального района от 14.06.2012 года о передаче земельного участка ФИО2 в аренду и постановление администрации Лежневского муниципального района от 30.04.2014 года о передаче земельного участка ФИО2 в собственность вынесены с нарушением норм земельного законодательства и законодательства о противодействии коррупции. Совершенные сделки противоречат требованиям закона и являются ничтожными.

Неправомерные действия сотрудников администрации, вопреки законным интересам муниципального образования, характеризуются как проявление коррупции, поскольку позволили получить материальную выгоду (в виде земельного участка, находившегося в государственной собственности) ФИО2 в нарушение требований законодательства.

Передача земельного участка первоначально в аренду, а позднее ­в собственность ФИО2 нарушает права неопределенного круга лиц, которым вследствие неправомерных действий ответчиков не была предоставлена возможность приобрести данный участок с соблюдением установленного законом порядка, а также права муниципального образования «Лежневский муниципальный район».

Прокурор просит признать незаконным постановление главы администрации Лежневского муниципального района от 14.06.2012 года «О предоставлении аренду ФИО2 находящегося в государственной собственности свободного земельного участка»; признать незаконным постановление главы администрации Лежневского муниципального района от 30.04.2014 года «О передаче земельного участка в собственность (за плату) ФИО2»; признать недействительным договор аренды от 14.06.2012 г., находящегося в государственной собственности земельного участка с кадастровым , площадью <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>; признать недействительным договор купли-продажи земельного участка от 30.04.2014 г. с кадастровым площадью <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>; применить последствия недействительности ничтожных сделок путем отмены их регистрации в УФРС по Ивановской области и возвращения сторон в первоначальное положение.

В судебном заседании представитель заявителя - старший помощник прокурора Лежневского района Калинина А.В. исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

В судебном заседании представитель администрации Лежневского муниципального района, Комитета по управлению муниципальным имуществом, земельным ресурсам и архитектуре администрации Лежневского муниципального района ФИО1, действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласна.

В возражениях на заявление ответчиками указано, что данное дело подлежит прекращению, поскольку требования прокуратуры необходимо рассматривать в порядке административного судопроизводства в соответствии с Кодексом административного судопроизводства РФ. Кроме того, в представленном заявлении о пропуске срока исковой давности ответчики указывают на пропуск истцом установленного законом срока на обращение в суд. К обязательствам, возникшим вследствие передачи спорного земельного участка в аренду ФИО2, должны применяться нормы Гражданского кодекса, действовавшие на период возникновения обязательства.

В судебном заседании ФИО1 пояснила, что Администрация района и Комитет не оспаривают факт родственных отношений между К. и ФИО2, а так же то обстоятельство, что ФИО2 не нуждается в улучшении жилищных условий.

В судебное заседание ответчик ФИО2 не явилась, о времени заседания извещена надлежащим образом. В материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие. В судебном заседании интересы ФИО2 представляет ФИО3, действующая на основании доверенности.

Представитель ответчика ФИО2 - ФИО3 в судебном заседании пояснила, что с исковыми требованиями не согласна. Мотивы и основания несогласия с заявлением полностью совпадают с позицией представителя ответчиков ФИО1 Так же ФИО3 указала, что требование прокурора о признании договора купли-продажи недействительным основано исключительно на обстоятельствах ничтожности первоначальной сделки - договора аренды и в связи с пропуском прокурором срока исковой давности по ее оспариванию и применению последствий недействительности сделки, ФИО2 считает, что у прокурора отсутствуют правовые основания оспаривания договора купли-продажи, который был заключен ФИО2 как арендатором земельного участка в порядке, установленном п.8 статьи 28 Земельного кодекса РФ. Ответчица не оспаривает факт родственных отношений между К. и ФИО2, а так же то обстоятельство, что ФИО2 не нуждается в улучшении жилищных условий.

Представитель третьего лица - Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области в судебное заседание не явился, о времени заседания извещен надлежащим образом. В материалах дела имеется отзыв, в котором заместитель руководителя Управления В. просит рассмотреть дело без участия представителя Управления и принять решение на усмотрение суда. Так же в отзыве указано, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним содержатся сведения о государственной регистрации права собственности ФИО2 на земельный участок с кадастровым площадью <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, на основании Постановления Администрации Лежневского муниципального района Ивановской области от 30.04.2014 г. «О передаче земельного участка в собственность (за плату) ФИО2»; договора купли-продажи земельного участка от 30.04.2014 г. , заключенного между Администрацией Лежневского муниципального района Ивановской области («Продавец») и ФИО2 («Покупатель»), запись о регистрации внесена в ЕГРП 29.09.2014 г. Первоначально ФИО2 являлась арендатором земельного участка на основании постановления администрации Лежневского муниципального района Ивановской области от 14.06.2012 г. N 33O и договора аренды земельного участка от 14.06.2012 г. Запись о государственной регистрации договора аренды была внесена в ЕГРП 24.08.2012 г. 23.09.2014 г. аренда прекращена на основании соглашения от 30.04.2014 о расторжении договора аренды земельного участка от 14.06.2012 года.

При таких обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело без участия ответчика ФИО2 и представителя Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области.

Выслушав стороны,исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В сообщении Управления Федеральной службы безопасности по Ивановской области от 27.08.2015 г., направленного прокурору Ивановской области, указано, что К. без проведения конкурсных процедур реализовала по минимальной стоимости земельный участок, расположенный вблизи <адрес>, площадь 2788 кв.м своей близкой родственнице (матери) - ФИО2 В сообщении так же указывается на факты передачи близким родственникам главы администрации К. еще 5-ти земельных участков в собственность на территории Лежневского муниципального района. Таким образом, в соответствии со статьей 10 ФЗ «О противодействии коррупции», у К. возник конфликт интересов на государственной и муниципальной службе.(л.д. 10-14)

ФИО2 25.05.2012 года обратилась в Администрацию Лежневского муниципального района с заявлением о предоставлении ей, как инвалиду 2 группы, земельного участка, расположенного вблизи <адрес>, площадью 2788 кв.м для ведения личного подсобного хозяйства. На заявлении имеется резолюция К. «ФИО1 для рассмотрения на комиссии» (л.д.42).

Справкой подтверждается, что ФИО2 является <данные изъяты>. (л.д.43)

Комиссией по рассмотрению земельных вопросов в Лежневском муниципальном районе 08 июня 2012 года принято решение о предоставлении ФИО2 земельного участка, расположенного вблизи <адрес>, площадью 2788 кв.м в аренду сроком на 49 лет (л.д. 44).

На основании Постановления администрации Лежневского муниципального района от 14.06.2012 года «О предоставлении в аренду ФИО2 находящегося в государственной собственности земельного участка» и договора аренды земельного участка от 14.06.2012 года земельный участок, расположенный вблизи <адрес>, площадью <данные изъяты> для ведения личного подсобного хозяйства предоставлен ФИО2 в аренду сроком на 49 лет (л.д. 52-55).

19 декабря 2013 года ФИО2 в администрацию Лежневского муниципального района подано заявление о предоставлении в собственность арендуемого земельного участка. На заявлении имеется резолюция К. «ФИО1 для рассмотрения на комиссии» (л.д. 56).

Комиссией по рассмотрению земельных вопросов в Лежневском муниципальном районе 15.01.2014 года принято решение о предоставлении ФИО2 в собственность земельного участка, расположенного вблизи <адрес>, площадью <данные изъяты> (л.д. 58).

30 апреля 2014 года на основании соглашения расторгнут договор аренды земельного от 14.06.2012 года, заключенный между ФИО2 и Администрацией Лежневского муниципального района.

На основании Постановления администрации Лежневского муниципального района от 30.04.2014 года «О передаче земельного участка в собственность (за плату) ФИО2» и договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, расположенный вблизи <адрес>, площадью <данные изъяты> для ведения личного подсобного хозяйства передан ФИО2 в собственность. Цена участка составляет <данные изъяты>. Пунктом 1 постановления от 30.04.2014 г. « О передаче земельного участка в собственность (за плату) ФИО2» расторгается договор аренды земельного участка (л.д. 63,66-67).

Согласно выписке из ЕГРП от 04.06.2015 г. в собственности ФИО2 находится в том числе и земельный участок, расположенный вблизи <адрес>, площадью <данные изъяты> Участок принадлежит ФИО2 на основании Постановления Администрации Лежневского муниципального района <адрес> от 30.04.2014 г. «О передаче земельного участка в собственность (за плату) ФИО2»; договора купли-продажи земельного участка от 30.04.2014 г. (л.д. 34-41)

Согласно объяснению начальника комитета по управлению муниципальным имуществом, земельным ресурсам и архитектуре администрации Лежневского муниципального района ФИО1 вопрос о том, состоит ли ФИО2 на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении не был установлен. Практика отказа в предоставлении земельного участка инвалиду без установления его нуждаемости в жилом помещении начала применяться только с 2013 года. (л.д. 15-17)

К. в объяснении поясняла, что на момент подписания документов о предоставлении ФИО2 вышеуказанного земельного участка, она понимала, что лицо, которому предоставляется участок, является ее близким родственником. Каких-либо уведомлений о возникшем или возможном возникновении конфликта интересов К. не направляла. (л.д. 18-20)

Письмом руководителя аппарата администрации Лежневского муниципального района Б. от 22.09.2015 года подтверждается, что письменные уведомления о возникновении конфликта интересов на муниципальной службе в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов за 2012-2015 года не поступали. (л.д.21)

Из письма И.о. главы Лежневского муниципального района Ш. от 05.10.2015 года следует, что Администрация не обладает информацией о том, была ли ФИО2 когда-либо признана нуждающейся в жилом помещении (л.д. 22).

По информации вр. и.о. главы г. Иваново Х. от 08.10.2015 г. ФИО2 на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях не состоит (л.д.23).

Из копии паспорта ФИО2 видно, что ее местом жительства является <адрес>. сведения о регистрации по месту жительства в Лежневском районе отсутствуют. (л.д.57)

Из формы видно, что ФИО2 является матерью К., что ответчиками не оспаривается.

В соответствии со ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг. Согласно данному Постановлению инвалиды обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.

Обеспечение жилыми помещениями инвалидов на основании положений Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Постановления Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 г. осуществляется в том случае, если они в установленном законом порядке признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Судом установлено, что ФИО2 администрацией Лежневского муниципального района предоставлен в аренду, а потом в собственность земельный участок, расположенный вблизи <адрес>, площадью <данные изъяты> для ведения личного подсобного хозяйства как инвалиду второй группы. Однако, как следует из материалов дела, ФИО2 на территории Лежневского района не проживала, на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении не состоит, и не состояла на момент предоставления ей в аренду земельного участка. Постановления о передаче земельного участка в аренду и собственность, а так же договоры аренды и купли продажи подписывались от имени Администрации дочерью ФИО2 Таким образом, предоставление администрацией Лежневского муниципального района данного участка в аренду не являлось способом улучшения жилищных условий ФИО2 и противоречило положениям Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Суд усматривает в действиях главы администрации Лежневского района К. нарушение положений Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Согласно ч. 1 ст. 10 данного Федерального закона под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

В силу ст. 11 Федерального закона № 273-ФЗ лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. Данное лицо, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

В соответствии с п.2 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ (в редакции ФЗ от 18.12.2006 г. № 232-ФЗ) продажа земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах.

Судом установлено, что К., осознавая, что осуществляет предоставление земельного участка своей матери ФИО2, каких-либо уведомлений о возникшем или возможном возникновении конфликта интересов представителю нанимателя не направляла.

Согласно ч. 2 ст. 15 Земельного Кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.

Предоставление земельного участка первоначально в аренду, а позднее ­в собственность ФИО2 с нарушениями законодательства о социальной защите инвалидов, а так же земельного и антикоррупционного законодательства нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, которым вследствие неправомерных действий ответчиков не была предоставлена возможность приобрести данный участок с соблюдением установленного законом порядка, а также права муниципального образования «Лежневский муниципальный район».

Следовательно, передача в собственность ФИО2 земельного участка в упрощенном порядке без проведения аукциона является незаконной.

В соответствии со ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Статьей 167 ГК РФ установлено, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Таким образом, постановление администрации Лежневского муниципального района от 14.06.2012 г. о передаче земельного участка ФИО2 в аренду и пункты 2-5 постановления администрации Лежневского муниципального района от 30.04.2014 г. о передаче земельного участка ФИО2 в собственность вынесены с нарушением норм действующего законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, земельного и антикоррупционного законодательства. Совершенная сделка купли-продажи (договор от 30.04.2014 г.) земельного участка противоречит требованиям закона, а именно законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, земельного и антикоррупционного законодательства и является ничтожной.

Согласно ч.2 ст. 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Так же судом установлено, что договор аренды между Администрацией и ФИО2 расторгнут письменным соглашением сторон от 30 апреля 2014 года.

На основании изложенного, суд считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению частично.

Требования прокурора о признании постановление главы администрации Лежневского муниципального района Ивановской области от 30.04.2014 г. « О передаче земельного участка в собственность (за плату) ФИО2» в части пунктов 2,3,4,5 постановления о передаче ФИО2 в собственность (за плату) земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым , местоположение <адрес>, площадью <данные изъяты>;

признании недействительным договор купли-продажи земельного участка от 30.04.2014 г. о продаже администрацией Лежневского муниципального района Ивановской области ФИО2 земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым , местоположение <адрес>, площадью <данные изъяты> подлежат удовлетворению.

В связи с чем суд считает необходимым применить последствия недействительности сделки по договору купли- продажи земельного участка от 30.04.2014 г. в виде возврата сторон договора в первоначальное состояние, а именно: обязать ФИО2 передать администрации Лежневского муниципального района Ивановской области в государственную собственность земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым , местоположение <адрес>, площадью <данные изъяты>, а администрации Лежневского муниципального района Ивановской области принять этот земельный участок и возвратить ФИО2 денежные средства, полученные по договору, в размере <данные изъяты>; исключить из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о регистрации перехода права собственности на земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым , местоположение <адрес>, площадью <данные изъяты> по договору купли-продажи земельного участка от 30.04.2014 г., заключенного между Администрацией Лежневского муниципального района Ивановской области и ФИО2.

В удовлетворении остальной части заявленных требований, а именно о признании незаконным постановления главы администрации Лежневского муниципального района Ивановской области от 14.06.2012 г. « О предоставлении в аренду ФИО2 находящегося в государственной собственности свободного земельного участка»; о признании незаконным пункта 1 постановления главы администрации Лежневского муниципального района Ивановской области от 30.04.2014 г. « О передаче земельного участка в собственность (за плату) ФИО2»; о признании недействительным договора аренды от 14.06.2012 г.; о применении последствий недействительности ничтожной сделки договора аренды от 14.06.2012 г. путем отмены ее регистрации в УФРС по Ивановской области и возвращении сторон в первоначальное положение надлежит отказать, поскольку на момент подачи прокурором заявления, договор аренды от 14.06.2012 г., находящегося в государственной собственности земельного участка с кадастровым , площадью <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес> расторгнут, запись о регистрации договора аренды исключена из ЕГРП 23 сентября 2014 года.

Пунктом 1 постановления администрации от 30.04.2014 г. « О передаче земельного участка в собственность (за плату) ФИО2» расторгается договор аренды земельного участка. Данное обстоятельство прокурором не оспаривается, какие-либо основания для признания данного пункта постановления незаконным в заявлении прокурора не содержатся, в связи с чем в удовлетворении требования прокурора о признании незаконным п. 1 постановления надлежит отказать.

Довод ответчика ФИО2 о том, что требование прокурора о признании договора купли-продажи недействительным основано исключительно на обстоятельствах ничтожности первоначальной сделки - договора аренды и в связи с пропуском прокурором срока исковой давности по ее оспариванию и применению последствий недействительности сделки, у прокурора отсутствуют правовые основания оспаривания договора купли-продажи, который был заключен ФИО2 как арендатором земельного участка, суд находит не состоятельным. Судом установлено, что земельный участок был передан ответчице ФИО2 сначала в аренду, а потом в собственность с нарушением действующего законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, земельного и антикоррупционного законодательства. Срок исковой давности по признанию недействительной сделки купли-продажи не истек. В удовлетворении требований прокурора о признании недействительным договора аренды земельного участка судом отказано. Представленная суду копия листа со сведениями о ФИО2 с указанием адресной части в <адрес> и <адрес> не может являться доказательством регистрации по месту жительства ответчицы ФИО2 на территории Лежневского района. Даты на данной копии листа плохо читаемы, из какого документа сделана копия не указано, так же отсутствуют сведения о том, какая именно информация содержится на данном листе. Указание, что это сведения именно о регистрации по месту жительства в представленной копии отсутствуют, подлинник документа суду не предоставлялся, так же не представлены иные доказательства о регистрации по месту жительства на территории Лежневского района.

Довод ответчиков о необходимости рассмотрения данного заявления в порядке административного судопроизводства и прекращении производства по делу суд так же считает несостоятельным и основанном на неверном толковании норм закона.

Статьей 1 Кодекса административного судопроизводства РФ определены категории дел, которые рассматриваются в административном судопроизводстве, при этом оспаривание ненормативных актов в данную категорию дел не входит, прокурор просит признать недействительными сделки по передаче земельного участка в аренду и собственность, то есть заявляет о наличии спора о праве на земельный участок, в связи с чем рассмотрение заявления должно осуществляться в порядке ГПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора Ивановской области удовлетворить частично.

Признать незаконным постановление главы администрации Лежневского муниципального района Ивановской области от 30.04.2014 г. « О передаче земельного участка в собственность (за плату) ФИО2» в части пунктов 2,3,4,5 постановления о передаче ФИО2 в собственность (за плату) земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым , местоположение <адрес>, площадью <данные изъяты>.

Признать недействительным договор купли-продажи земельного участка от 30.04.2014 г. о продаже администрацией Лежневского муниципального района Ивановской области ФИО2 земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым , местоположение <адрес>, площадью <данные изъяты>.

Применить последствия недействительности сделки по договору купли- продажи земельного участка от 30.04.2014 г. в виде возврата сторон договора в первоначальное состояние, а именно: обязать ФИО2 передать администрации Лежневского муниципального района Ивановской области в государственную собственность земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым , местоположение <адрес>, площадью <данные изъяты>, а администрации Лежневского муниципального района Ивановской области принять этот земельный участок и возвратить ФИО2 денежные средства, полученные по договору, в размере <данные изъяты>.

Исключить из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о регистрации перехода права собственности на земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым , местоположение <адрес>, площадью <данные изъяты> по договору купли-продажи земельного участка от 30.04.2014 г., заключенного между Администрацией Лежневского муниципального района Ивановской области и ФИО2.

В удовлетворении остальной части заявленных требований, а именно о признании незаконным постановления главы администрации Лежневского муниципального района Ивановской области от 14.06.2012 г. « О предоставлении в аренду ФИО2 находящегося в государственной собственности свободного земельного участка»; о признании незаконным пункта 1 постановления главы администрации Лежневского муниципального района Ивановской области от 30.04.2014 г. « О передаче земельного участка в собственность (за плату) ФИО2»; о признании недействительным договора аренды от 14.06.2012 г.; о применении последствий недействительности ничтожной сделки договора аренды от 14.06.2012 г. путем отмены ее регистрации в УФРС по Ивановской области и возвращение сторон в первоначальное положение - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Лежневский районный суд Ивановской области в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Судья А.Н. Кузнецов

Решение в окончательной форме изготовлено 11 января 2016 года