ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-10170/2021 от 17.06.2022 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

УИД 11RS0001-01-2021-017825-17 Дело № 2-1392/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Машкалевой О.А.

при секретаре Ухановой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре

17 июня 2022 г. гражданское дело по исковому заявлению Белых Ивана Валерьяновича к ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» Минтруда России, Минтруда России об установлении группы инвалидности, взыскании компенсации морального вред,

УСТАНОВИЛ:

Белых И.В. обратился суд с иском к ФКУ «Главное Бюро МСЭ по Республике Коми» Минтруда России об установлении группы инвалидности, компенсации морального вреда в размере 400000 рублей. В обоснование требований указал, что имеет ряд заболеваний, в связи с чем обращался к ответчику за установлением инвалидности, но ему необоснованно отказали в установлении инвалидности. Своими действиями ответчик нарушил его право на социальную защиту по инвалидности и причинил ему моральный вред.

Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - ФГБУ «Федеральное бюро МСЭ» Минтруда России.

В судебном заседании лица, участвующие в деле, отсутствуют, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судом назначалось судебное заседание с использованием систем видеоконференц-связи. По сообщению ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми по техническим причинам ВКС не работает, дата возобновления работы не известна.

Учитывая положения ч. 1 ст. 155.1 ГПК РФ, из которых следует, что организация судебного процесса с использованием систем видеоконференц-связи является правом, а не обязанностью суда, а также отсутствие технической возможности для проведения судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи, суд считает возможным рассмотреть дело без участия истца.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Установлено, что Белых И.В. 05.06.2020 впервые заочно проведена медико-социальная экспертиза в Бюро МСЭ № 5 ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми», была разработана программа дополнительного обследования.

После выполнения программы дополнительного обследования, 29.12.2020 Бюро ... ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» в отношении Белых И.В. была проведена медико-социальная экспертиза, инвалидность не установлена.

Решением ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» от 14.04.2021 решение ... в отношении Белых И.В. оставлено без изменения.

Согласно ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статьей 7 Федерального закона № 181-ФЗ предусмотрено, что медико-социальная экспертиза представляет собой признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 8 Федерального закона № 181-ФЗ).

В соответствии с п. 3 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 95, Медико-социальная экспертиза проводится исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Согласно п. 5 и 6 указанных Правил условиями признания гражданина инвалидом являются:

а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.

При этом наличие одного из указанных в п. 5 Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.

На основании п. 7 Правил в зависимости от степени выраженности стойких расстройств функций организма, возникших в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности.

Приказом Минтруда России от 27.08.2019 № 585н утверждены Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.

Определением суда по делу назначалась судебная медико–социальная экспертиза.

...

...

...

...

На момент освидетельствования 05.06.2020, 29.12.2020, 14.04.2021 Белых И.В. оснований для установления инвалидности не имелось.

Выводы экспертизы не вызывают сомнения у суда, поскольку данная экспертиза проведена лицами, обладающими специальными познаниями для разрешения поставленных перед ними вопросов, исследованию подвергнуты медицинские документы истца. Заключение полно, объективно, не содержит каких-либо неясностей и противоречий, согласуется с другими доказательствами по делу. В распоряжение экспертов были представлены материалы данного гражданского дела, медицинское дело освидетельствования и копии медицинских карт истца.

С учетом приведенных положений материального права и установленных по делу обстоятельств у суда не имеется оснований для признания результатов медико-социальной экспертизы от 05.06.2020, 29.12.2020, 14.04.2021 незаконными.

На основании изложенного, требование истца об установлении группы инвалидности не подлежит удовлетворению.

Так как нарушений прав истца в ходе рассмотрения дела не установлено, то требование истца о взыскании компенсации морального вреда также не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования Белых Ивана Валерьяновича к ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» Минтруда России, Минтруда России об установлении группы инвалидности, взыскании компенсации морального вред в размере 400000 рублей оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.

Судья О.А. Машкалева

Мотивированное решение изготовлено 17.06.2022