ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1017/17 от 16.03.2017 Смольнинского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2-1017\17 16 марта 2017г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Смольнинский районный суд г. Санкт-Петербурга в составе:

Председательствующего судьи Голиковой К.А.

При секретаре Бриали К.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Комиссии по установлению стажа государственной службы и доплаты к пенсиям при губернаторе Ленинградской области, Комитету по социальной защите населения Ленинградской области, губернатору Ленинградской области о признании незаконным решения комиссии об отказе в установлении ежемесячной доплаты к пенсии, признании права на получение ежемесячной доплаты к пенсии, обязании выплатить надбавку, обязании выплачивать ежемесячную доплату к пенсии,

У с т а н о в и л :

Истец указывает, что в период с 11 марта 2007 года по 28 сентября 2016 года ФИО1 являлся депутатом Законодательного собрания Ленинградской области, в том числе с 11 марта 2007 года по 01 мая 2007 года – депутатом Законодательного собрания Ленинградской области четвертого созыва на непостоянной основе; со 02 мая 2007 года по 20 апреля 2010 года – депутатом Законодательного собрания Ленинградкой области четвертого созыва на постоянной основе; с 21 апреля 2010 года по 15 декабря 2011 года – председатель постоянной комиссии; с 16 декабря 2011 года по 20 декабря 2011 года – депутат Законодательного собрания Ленинградской области пятого созыва на постоянной основе; с 21 декабря 2011 года по 22 апреля 2015 года – председатель постоянной комиссии; с 23 апреля 2015 года по 28 сентября 2016 года – председатель постоянной комиссии на непостоянной основе. Всего стаж замещения должности депутата, как указывает истец, составляет 09 лет 06 месяцев 18 дней., в том числе 7 лет 11 месяцев 21 день – стаж замещения должности депутата Законодательного собрания Ленинградской области на постоянной основе. Истец также указывает, что с 13 октября 2016 года ФИО1 установлена страховая пенсия по старости бессрочно, а 16 декабря 2016 года ФИО1 обратился с заявлением об установлении ежемесячной доплаты к пенсии в Комиссию по установлению стажа государственной службы и доплате к пенсиям при губернаторе Ленинградской области. Истец также указывает, что ФИО1 отказано в установлении ежемесячной доплаты к пенсии со ссылкой на то обстоятельство, что ФИО1 достиг пенсионного возраста до начала исполнения полномочий по замещаемой государственной должности ленинградской области. Истец не согласен с решением комиссии, полагает, что выводы комиссии ошибочны. Истец просит признать незаконным решение Комиссии по установлению стажа государственной службы и доплаты к пенсиям при губернаторе Ленинградской области № 7\2016 от 20.12.2016г. в части отказа в установлении ежемесячной доплаты к пенсии ФИО1; признать за ФИО1 право на получение ежемесячной доплаты к пенсии на основании абз. 1 п. 1 и п. 1-2 ст. 4 Закона Ленинградской области от 25.11.2002г. № 52-оз; обязать Комитет по социальной защите населения Ленинградской области выплатить ФИО1 надбавку к пенсии за период с 13 октября 2016 года по 18 января 2017 года в сумме 162017 рублей 10 копеек, обязать Комитет по социальной защите населения Ленинградской области производить выплату ежемесячной надбавки к пенсии в размере 75% от среднемесячного денежного содержания с учетом индексации. Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен через своего представителя. Представитель истца – ФИО2 (по доверенности от 21.11.2014г.) – в судебное заседание явился, просит удовлетворить исковые требования.

Ответчики – губернатор Ленинградской области (представитель ФИО3, действующая по доверенности от 26.12.2016г.), представитель Комиссии по установлению стажа государственной службы и доплаты к пенсиям при губернаторе Ленинградской области ФИО4 (копия доверенности в деле), а также Комитет по социальной защите населения Ленинградской области (представитель ФИО5, действующая по доверенности от 10.01.2017г.) - в судебное заседание явились, возражают против удовлетворения исковых требований (возражения в деле).

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает следующее:

Согласно материалам дела решением Комиссии по установлению стажа государственной службы и доплате к пенсиям при Губернаторе Ленинградской области от 20.12.2016г. № 7/2016 ФИО1 отказано в установлении ежемесячной доплаты к пенсии, так как ФИО1 достиг пенсионного возраста после прекращения исполнения полномочий по замещаемой государственной должности Ленинградской области, что, по мнению комиссии, не соответствует требованиям ч. 4 ст. 2.1 Федерального закона от 06.10.1999г. № 184-ФЗ.

В соответствии с ч. 4 ст. 2.1 Федерального закона от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в случае принятия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего предоставление лицам, замещающим государственные должности субъекта Российской Федерации, дополнительных социальных и иных гарантий в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), такой нормативный правовой акт распространяется только на лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации на профессиональной постоянной основе и достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность в период осуществления ими полномочий по государственной должности субъекта Российской Федерации, и не может предусматривать предоставление указанных гарантий лицам, полномочия которых были прекращены в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", либо по основаниям, предусмотренным подпунктами "б", "г" пункта 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, либо в связи с несоблюдением ограничений, установленных пунктом 1 статьи 12 настоящего Федерального закона.

Согласно материалам дела в период с 11 марта 2007 года по 28 сентября 2016 года ФИО1 являлся депутатом Законодательного собрания Ленинградской области, в том числе с 11 марта 2007 года по 01 мая 2007 года – депутатом Законодательного собрания Ленинградской области четвертого созыва на непостоянной основе; со 02 мая 2007 года по 20 апреля 2010 года – депутатом Законодательного собрания Ленинградкой области четвертого созыва на постоянной основе; с 21 апреля 2010 года по 15 декабря 2011 года – председатель постоянной комиссии; с 16 декабря 2011 года по 20 декабря 2011 года – депутат Законодательного собрания Ленинградской области пятого созыва на постоянной основе; с 21 декабря 2011 года по 22 апреля 2015 года – председатель постоянной комиссии; с 23 апреля 2015 года по 28 сентября 2016 года – председатель постоянной комиссии на непостоянной основе. Общий стаж замещения должности депутата составляет 09 лет 06 месяцев 18 дней., в том числе 7 лет 11 месяцев 21 день – стаж замещения должности депутата Законодательного собрания Ленинградской области на постоянной основе. Таким образом, в указанный период истец замещал государственные должности Ленинградской области (ч. 4 ст. 1 Областного закона Ленинградской области от 16.12.2005г. № 117-оз «О государственных должностях Ленинградской области» (далее – Областной закон от 15.12.2005г. № 117-оз).

В соответствии со ст. 12 Областной закон от 15.12.2005г. № 117-оз пенсионное обеспечение лиц, замещавших государственные должности Ленинградской области, осуществляется в соответствии с федеральным законодательством о пенсионном обеспечении и областным законом, регулирующим порядок и условия установления и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Ленинградской области.

Согласно п. 1 Указа Президента РФ от 16.08.1995г. № 854 «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы» установить, что лица, замещавшие государственные должности Российской Федерации на постоянной основе и получавшие денежное вознаграждение за счет ассигнований федерального бюджета, освобожденные от указанных должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, имеют право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - ежемесячная доплата к пенсии).

В пункте 10 Указа Президента РФ от 16.08.1995г. № 854 рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления установить соответствующие социальные гарантии с учетом положений настоящего Указа за счет собственных средств.

Согласно п. 1 ст. 1 Областного закона Ленинградской области от 25.11.2002г. № 52-оз «О доплате к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Ленинградской области категории «А», государственные должности Ленинградской области и высшие должности в органах государственной власти и управления Союза ССР и РСФСР на территории Ленинградской области (далее – Областной закон Ленинградской области от 25.11.2002г. № 52-оз) ежемесячная доплата к пенсии устанавливается лицам, замещавшим государственные должности Ленинградской области и государственные должности Ленинградской области категории "А" (далее - государственные должности Ленинградской области) не менее одного года и освобожденным от должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с отрешением от должности или вступившим в законную силу обвинительным приговором суда.

Согласно п. 4 ст. 1 Областного закона Ленинградской области от 25.11.2002г. № 52-оз ежемесячная доплата устанавливается к пенсии, указанной в статье 2 настоящего областного закона, при отсутствии обстоятельств, предусмотренных статьей 3 настоящего областного закона.

Исходя из содержания п. 4 ст. 2.1 Федерального закона от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и ст. 1 Областного закона Ленинградской области от 25.11.2002г. № 52-оз, ежемесячная доплата к пенсии в соответствии с настоящим Областным законом Ленинградской области не может быть назначена только лицам, полномочия которых были прекращены в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", либо по основаниям, предусмотренным подпунктами "б", "г" пункта 1 статьи 9 указанного Федерального закона, либо в связи с несоблюдением ограничений, установленных пунктом 1 статьи 12 указанного Федерального закона, а также лицам, полномочия которых были прекращены в связи с отрешением от должности или вступившим в законную силу обвинительным приговором суда, и лицам, которым назначена пенсия за выслугу лет или доплата к пенсии, либо назначено ежемесячное пожизненное содержание или дополнительное пожизненное ежемесячное материальное обеспечение.

Следовательно, лицо, замещавшее государственные должности Ленинградской области, достигшее пенсионного возврата или потерявшее трудоспособность в период осуществления полномочий по государственной должности Ленинградской области, при отсутствии вышеуказанных обстоятельств, перечисленных в п. 4 ст. 2.1 Федерального закона от 06.10.1999г. № 184-ФЗ, ст. 1 и ст. 3 Областного закона Ленинградской области Ленинградской области от 25.11.2002г. № 52-оз, имеет право на установление ежемесячной надбавки к пенсии в соответствии с Областным законом Ленинградской области от 25.11.2002г. № 52-оз.

Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 20.12.2016г. № 2722-О, пенсии за выслугу лет (ежемесячные доплаты к пенсиям) для лиц, замещавших государственные должности в субъекте Российской Федерации, по своей правовой природе являются дополнительным помимо назначаемой на общих основаниях пенсии обеспечением данной категории граждан, устанавливаются субъектами Российской Федерации самостоятельно с финансированием за счет средств их бюджетов (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2007 года N 12-П; определения Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2007 года N 332-О-П, от 2 апреля 2009 года N 473-О-О и от 1 октября 2009 года N 1060-О-О). Установление данных выплат относится к дискреционным полномочиям законодателя субъекта Российской Федерации, который, принимая такое решение в соответствии с рекомендацией, закрепленной в пункте 10 Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года N 854 "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы", должен руководствоваться принципом социальной справедливости, стремиться к соблюдению баланса частных интересов граждан и публичных интересов субъекта Российской Федерации.

Материалами дела подтверждается, что в период с 11.03.2007г. по 28 сентября 2016 года ФИО1 замещал государственные должности Ленинградской области, в период осуществления указанных полномочий ФИО1 достиг пенсионного возраста, и в этот же период у него возникло право на получение пенсии по старости, о чем свидетельствует ответ из отделения Пенсионного фонда РФ. При этом, отсутствуют обстоятельства, препятствующие установлению ежемесячной надбавки к пенсии в соответствии с Областным законом Ленинградской области от 25.11.2002г. № 52-оз ФИО1.

Доводы ответчиков о том, что страховая пенсия по старости назначена ФИО1 после прекращения им полномочий по замещаемой государственной должности Ленинградской области и ФИО1 обратился с заявлением об установлении надбавки после прекращения полномочий, не имеют значения для разрешения дела, поскольку возникновение права на доплату к пенсии не зависит от времени подачи заявления об установлении надбавки. В противном случае истец, являющийся получателем страховой пенсии по старости и имеющий по существу право на получение вышеуказанной надбавки, будет поставлен в неравное положение по сравнению с лицами, имеющими аналогичные условия для установления надбавки, но обратившимися с заявлением об установлении надбавки до прекращения полномочий.

Учитывая изложенное суд считает необходимым удовлетворить исковые требования ФИО1 в части признания незаконным решения Комиссии по установлению стажа государственной службы и доплаты к пенсиям при Губернаторе Ленинградской области № 7\2016 от 20.12.2016г. об отказе в установлении ежемесячной доплаты к пенсии ФИО1, признания за ФИО1 права на получение ежемесячной доплаты к пенсии на основании абз. 1 п. 1 и п. 1-2 ст. 4 Закона Ленинградской области от 25.11.2002г. № 52-оз, обязания Комитета по социальной защите населения Ленинградской области выплатить ФИО1 надбавку к пенсии за период с 16 декабря 2016 года (с момента подачи заявления в Комиссию) по 18 января 2017 года в сумме 80190 рублей 28 копеек (50732,63:31*16+50732,63:31*19=80190,28), и в части обязания Комитета по социальной защите населения Ленинградской области производить выплату ежемесячной надбавки к пенсии в размере 75% от среднемесячного денежного содержания с учетом индексации ФИО1 с 19 января 2017 года.

Поскольку истец обратился с заявлением об установлении надбавки к пенсии к ответчику 16 декабря 2016 года, то основания для обязания ответчика установить надбавку ранее указанной даты отсутствуют. Учитывая изложенное суд считает необходимым в удовлетворении требований истца о взыскании надбавки за период с 13 октября 2016 года по 15 декабря 2016 года отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

Признать незаконным решение Комиссии по установлению стажа государственной службы и доплаты к пенсиям при губернаторе Ленинградской области № 7\2016 от 20.12.2016г. в части отказа в установлении ежемесячной доплаты к пенсии ФИО1.

Признать за ФИО1 право на получение ежемесячной доплаты к пенсии на основании абз. 1 п. 1 и п. 1-2 ст. 4 Закона Ленинградской области от 25.11.2002г. № 52-оз.

Обязать Комитет по социальной защите населения Ленинградской области выплатить ФИО1 надбавку к пенсии за период с 16 декабря 2016 года по 18 января 2017 года в сумме 80190 рублей 28 копеек.

Обязать Комитет по социальной защите населения Ленинградской области производить выплату ежемесячной надбавки к пенсии в размере 75% от среднемесячного денежного содержания с учетом индексации ФИО1 с 19 января 2017 года.

В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в Смольнинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья