ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1017/20 от 30.06.2020 Хостинского районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

Дело № 2-1017/2020

УИД 23RS0058-01-2020-001279-49

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Сочи 30 июня 2020 г.

Хостинский районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Н.А. Волковой

при секретаре М.С. Колосовой

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ООО «Кавказский аул» о возложении обязанности

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском, в котором просит обязать ООО «Кавказский аул» демонтировать своими силами и за свой счет шлагбаум на автодороге Курортный проспект – Агурский водопад, установленный в непосредственной близости от юго-западной границы земельного участка с кадастровым номером в десятидневный срок со дня вступления решения суда в силу.

В судебном заседании ФИО1 заявлено об обращении решения суда к немедленному исполнению

Исковые требования мотивированы тем, что ФИО1 является наёмным работником, рабочее место которого расположено в зданиях ресторана «Кавказский аул». Доступ к ресторану осуществляется по автомобильной дороге, пролегающей от Курортного проспекта до Агурского водопада, расположенной в основном в границах Сочинского Национального парка (Мацестинское лесничество). На указанной дороге, не доезжая до земельного участка, на котором расположены здания ресторана «Кавказский аул», расположен автоматический шлагбаум, функция которого ограничение проезда автотранспортных средств по дороге к Агурскому водопаду с целью взимания платы. Помимо шлагбаума на дороге стоит информационный указатель, который гласит, что въезд и нахождение на арендованной территории осуществляется за плату в размере 100 (сто) рублей за один легковой автомобиль, 300 (триста) рублей за минивэн, 500 (пятьсот) рублей за автобус. Установка шлагбаума произведена силами ООО «Кавказский аул», взимание платы осуществляется в интересах ООО «Кавказский аул». Иного пути, чтобы попасть на работу, кроме как по этой дороге нет. Время работы ресторана «Кавказский аул» для посетителей с 11:00 ч. до 00:00 ч., ФИО1 находится на работе практически все рабочее время. В темное время суток истец вынуждена идти до автомобиля по дороге без тротуара и искусственного освещения, подвергая риску свое здоровье, вынуждена оставлять свой автомобиль перед шлагбаумом, на не оборудованном парковкой месте, без возможности присмотра, на значительном удалении от рабочего места, рискуя понести имущественный вред, в случае противоправных действий третьих лиц в отношении её имущества (автомобиля).

Так же ФИО1 указала, что данный шлагбаум нарушает её права как туриста, посетителя рекреационного объекта «Агурские водопады» на беспрепятственный и бесплатный проезд к «Агурским водопадам».

Представитель ответчика ООО «Кавказский аул» просит в удовлетворении исковых требований отказать по тем основаниям, что ООО «Кавказский аул» арендует земельные участки, в том числе земельный участок с кадастровым номером дорога, на которой установлен шлагбаум, не является автодорогой общего пользования, въезд по ней осуществляется на особо охраняемые территории, в договоре аренды, заключенном между ООО «Кавказский аул» (арендодатель) и ООО «Наутилус» (арендатор) отсутствуют положения, предоставляющие работникам ООО «Наутилус» право проезда на своем личном транспорте к зданию ресторана, также, ООО «Наутилус» не соблюдены требования антитеррористической безопасности и имеются законодательные ограничения, не позволяющие истцу проезжать на автотранспорте к зданиям ресторана «Кавказский аул».

Представитель ФГБУ «Сочинский национальный парк» исковые требования поддерживает и просит их удовлетворить.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, иск признает законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Судом установлено, что 15.06.2001 между ФГБУ «Сочинский национальный парк» и ООО «Кавказский аул» были заключены договоры аренды земельных участков площадью: 43 345 кв.м., расположенного в Мацестинском лесничестве, в квартале 81, выдел 1,2,3,5-10,17,18; 6 005 кв.м., расположенного в Мацестинском лесничестве, в квартале 79, выдел 16,17,19; 6 871 кв.м. расположенного в Мацестинском лесничестве, в квартале 119, выдел 13,14; 2 774 кв.м. расположенного в Мацестинском лесничестве, в квартале 120, выдел 9,11.

15.11.2001 между ФГБУ «Сочинский национальный парк» и ООО «Кавказский аул» был заключен договор аренды земельного участка площадью 3 829 кв.м. расположенного в Мацестинском лесничестве, в квартале 126, выдел 24.

Договорами аренды земельных участков разрешены только два вида деятельности: организация места отдыха граждан и размещение пункта питания (п. 2.3. договоров аренды). Воспрепятствование проезду отдыхающих, туристов, установка пропускного режима, осуществление охранной деятельности, понуждение отдыхающих, туристов к внесению дополнительной платы, договорами аренды не установлены.

При этом, в согласно договору аренды «Кавказский аул» в аренду был предоставлен земельный участок с кадастровым номером размером 43 345 кв.м., расположенный в Мацестинском лесничестве, в квартале 81, выдел 1,2,3,5-10,17,18, а не дорога общего пользования, проходящая через этот и другие земельные участки.

В нарушение вышеуказанных положений закона и условий договора, ООО «Кавказский аул» с целью извлечения прибыли (осуществления коммерческой деятельности) установило шлагбаум на дороге от Курортного проспекта до туристического объекта «Агурские водопады», организации общественного питания ресторан «Кавказский аул».

Факт установки шлагбаума и взимания платы за проезд представителем ответчика признается, что является основанием в силу ч.2 ст.68 ГПК Российской Федерации освобождения истца от дальнейшего доказывания данного факта.

Согласно информационному стенду, размещенному около шлагбаума, ООО «Кавказский аул» взимает плату за въезд транспортных средств и нахождение на арендованной территории (легковой автомобиль – 100 руб., минивэен – 300 руб., автобус – 500 руб.).

Данные обстоятельства подтверждаются также кассовыми чеками, представленными истцом, согласно которым ООО «Кавказский аул» получило плату за въезд на территорию.

Как установлено судом и следует из материалов дела спорный шлагбаум имеет координаты X = 313173.12, Y = 2205272.73, X = 313169.75, Y =2205276.63 и расположен в квартале 73 Мацестинского участкового лесничества ФГБУ «Сочинский национальный парк», что подтверждено план-схемой расположения шлагбаума на территории Мацестинского участкового лесничества ФГБУ «Сочинский национальный парк».

В квартале 73 шлагбаум перекрывает проезжую дорогу, имеющую назначение: общего пользования, то есть дорога для неограниченного круга лиц.

В силу ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования - территории, которыми пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

При этом в силу ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации пользование указанными территориями осуществляется беспрепятственно.

Согласно п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, являются земельными участками общего пользования.

Заключением специалиста от 29.06.2020 установлено, что шлагбаум, перекрывающий дорогу, расположен в границах земельного участка с кадастровым номером

Расположение шлагбаума на земельном участке с кадастровым номером подтверждается также данными публичной кадастровой карты, поскольку от Курортного проспекта до земельного участка, на котором расположены здания ресторана «Кавказский аул» (кадастровый номер ), другого земельного участка не имеется.

Доказательства нахождения шлагбаума на другом земельном участке, в том числе на земельном участке с кадастровым номером ответчиком не представлены, равно как и доказательства прав на земельный участок с кадастровым номером .

В материалы дела представлен ответ администрации Хостинского района г. Сочи , согласно которому ООО «Кавказский аул» с заявлением по вопросу размещения шлагбаума в границах территории с кадастровым номером в администрацию Хостинского района г. Сочи не обращалось.

Кроме того, указанная дорога является автомобильной (в дело представлен паспорт лесохозяйственной и противопожарной автомобильной дороги «В квартал 81, выдел 2» Мацестинского лесничества Сочинского национального парка).

Согласно преамбуле Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

Национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения (ст. 12 закона).

Основными задачами национальных парков установлены, в частности, экологическое просвещение населения, а также создание условий для регулируемого туризма и отдыха (ст. 13 закона).

Экологическое просвещение населения и создание условий для регулируемого туризма и отдыха, предоставление возможности каждому, в том числе лицам с ограниченными возможностями (инвалидам и т.д.) посетить объект общенационального достояния – Агурские водопады, возможно исключительно при наличии беспрепятственного доступа в виде проезда и прохода к указанным объектам неограниченному кругу лиц, что обеспечивается наличием дороги общего пользования.

Согласно положению о Сочинском национальном парке на территории национального парка запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка (в частности, экологическое просвещение населения; создание условий для регулируемого туризма и отдыха) (п. 8, 9 Приказа Минприроды России от 27.09.2013 N 411 «Об утверждении Положения о Сочинском национальном парке» (Зарегистрировано в Минюсте России 08.10.2013 N 30124)).

Деятельность, связанная с установкой шлагбаума, пропускного режима и получением платы за проезд, охраной и работой систем безопасности и т.д., как вид экономической деятельности, предусмотрена п. 80.10 «деятельность частных охранных служб», п. 80.20 «деятельность систем обеспечения безопасности» ОКВЭД «ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст), является самостоятельным видом деятельности, не относящимся ни к организация места отдыха граждан, ни к размещению пункта питания.

Согласно п. 3 ст. 10 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», п. 13 Устава ФГБУ «Сочинский национальный парк», запрещается изменение целевого назначения земельных участков, находящихся в границах национальных парков, за исключением случаев предусмотренных федеральными законами.

Таким образом, установка шлагбаума на дороге общего пользования Сочинского национального парка и взимание платы за проезд по ней (въезд на территорию), как деятельность, препятствующая доступу посетителей к рекреационным объектам национального парка, противоречащая виду разрешенного пользования (деятельности), целевому назначению земельных участков, договорам аренды, Федеральному закону от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», положению о Сочинском национальном парке, его Уставу, запрещены.

Согласно п. 6 ст. 15 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», за посещение физическими лицами территорий национальных парков (за исключением участков, расположенных в границах населенных пунктов) в целях туризма и отдыха федеральными государственными бюджетными учреждениями, осуществляющими управление национальными парками, взимается плата.

Порядок определения такой платы установлен Приказом Минприроды России от 08.04.2015 г. № 174 «Об утверждении Порядка определения платы, взимаемой за посещение лицами территорий национальных парков в целях туризма и отдыха», в соответствии с которым каждое Федеральное государственное бюджетное учреждение, осуществляющее управление соответствующим национальным парком, самостоятельно определяет размер платы.

На основании системного толкования Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», норм приказа Минприроды России от 08.04.2015 г. № 174 следует, что правом устанавливать и взимать плату за посещение территории национальных парков обладает исключительно Федеральное государственное бюджетное учреждение, осуществляющее управление соответствующими национальными парками, а применительно к настоящему делу – ФГБУ «Сочинский национальный парк» и возможности делегирования такого права третьим лицам законодательством не предусмотрено.

Несмотря на то, что земельные участки, в том числе земельный участок с кадастровым номером , переданы ООО «Кавказский аул» в аренду, это не означает выбытие участков из состава особо охраняемых земель и изменение правового регулирования в части права на взимание платы за посещение территорий национального парка.

Таким образом, действия ООО «Кавказский аул» по взиманию платы за въезд на земельные участки Национального парка и воспрепятствование проезду в случае его неоплаты являются незаконными.

Доводы ответчика о том, что истец ФИО1, проезжая на территорию ресторана «Кавказский аул», нарушает требования Федерального закона «Об особо охраняемых территориях», в случае неуплаты платежа за проезд ООО «Кавказский аул», противоречат доводам ответчика о законности такого проезда в случае уплаты взимаемого ответчиком платежа, и основаны на неверном толковании норм материального права.

Согласно части 1 статьи 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

Суд считает, что решение подлежит обращению к немедленному исполнению, поскольку замедление его исполнения приведет к недопущению проезда истца к месту работы, нарушению конституционных прав истца на распоряжение своими способностями к труду, нарушение которых происходит в течение длительного времени, необоснованным и незаконным финансовым расходам и т.д., содействию ответчику в нарушении прав истца и неограниченного круга лиц (отдыхающих, туристов) в ограничении проезда к рекреационному объекту «Агурским водопадам», являющимся общенациональным достоянием.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать ООО «Кавказский аул» демонтировать своими силами и за свой счет шлагбаум на автодороге Курортный проспект – Агурский водопад, установленный в непосредственной близости от юго-западной границы земельного участка с кадастровым номером

Решение подлежит немедленному исполнению, но может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня изготовления 06.07.2020 мотивированного решения суда путем подачи апелляционной жалобы через Хостинский районный суд г.Сочи.

Председательствующий: Н.А. Волкова

На момент публикации решение суда не вступило в законную силу.

СОГЛАСОВАНО: СУДЬЯ Н.А. ВОЛКОВА