ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1017/2016 от 30.06.2016 Конаковского городского суда (Тверская область)

Гражданское дело № 2-1017/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 июня 2016 года г. Конаково

Конаковский городской суд Тверской области в составе

председательствующего судьи Чувашовой И.А.,

при секретаре Лисиной Ю.В.,

с участием представителя истцов по ордеру адвоката Юровой О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, действующего за себя и за своего малолетнего сына ФИО4 к МУ «Администрация городского поселения <адрес>» <адрес>, третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, Территориальный отдел социальной защиты населения <адрес>, об обязывании предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма,

у с т а н о в и л:

В суд обратились ФИО1, ФИО2, ФИО3, действующий за себя и за своего малолетнего сына ФИО4, с иском к МУ «Администрация городского поселения <адрес>» <адрес>, третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, Территориальный отдел социальной защиты населения <адрес>, об обязывании предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма.

Свои требования истцы обосновали тем, что имеют право на получение вне очереди жилого помещения на условиях договора социального найма, поскольку ранее занимаемое истцами по договору социального найма жилое помещение стало непригодным для проживания в результате произошедшего пожара. Однако жилое помещение по договору социального найма вне очереди истцам МУ «Администрация городского поселения- <адрес>» до настоящего времени не предоставило, в связи с чем, истцы обращаются в суд с настоящим иском. Ранее истцы проживали на условиях договора социального найма в трехкомнатной отдельной квартире, общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной по адресу: <адрес> Квартира находилась в муниципальной собственности МУ «Администрации городского поселения- <адрес>». Истцы в указанной квартире проживали с ДД.ММ.ГГГГ года, сначала на условиях найма, затем на условиях социального найма (в соответствии с ЖК РФ). Малолетний ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ, (сын ФИО3) проживал в квартире с момента рождения. Нанимателем указанной квартиры являлась ФИО1, что подтверждается письменным договором социального найма от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ в доме <адрес> произошел пожар, в результате которого дом, в том числе, и занимаемая истцами <адрес>, были уничтожены огнем полностью. Огнем было уничтожено и имущество истцов, находившееся в квартире. После пожара истцы вынуждены временно проживать по адресу: <адрес> на условиях коммерческого найма (снимают квартиру). Постановлением МУ «Администрация городского поселения- <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом <адрес> был признан аварийным и подлежащим сносу, в связи со значительными разрушениями несущих и ограждающих конструкций многоквартирного дома. В постановление указано, что оно принято, в том числе, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания в многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», а также на основании Заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. Однако жилое помещение по договору социального найма до настоящего времени истцам не предоставлено. ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратилась в МУ «Администрация городского поселения <адрес>» с заявлением о предоставлении ей и членам ее семьи жилого помещения на условиях договора социального найма, вне очереди. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ МУ «Администрация городского поселения <адрес>» сообщило, что МУ «Администрация городского поселения <адрес>» не располагает достаточным свободным муниципальным жилищным фондом, и что бюджет на ДД.ММ.ГГГГ не располагает возможностью выделения средств на приобретение жилых помещений. Постановлением МУ «Администрация городского поселения <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о предоставлении нанимателям жилых помещений в доме <адрес> признанного аварийным и подлежащим сносу, иных жилых помещений муниципального жилищного фонда на праве социального найма до ДД.ММ.ГГГГ года, был утвержден Список очередности. В указанном списке ФИО1 с составом семьи 4 человека, состоит под номером 3. Таким образом, МУ «Администрация городского поселения-<адрес>» признает обязанность по представлению истцам (на семью из 4 человек) жилого помещения на условиях договора социального найма вне очереди, но при этом ссылается на невозможность выполнения такой обязанности. Пункт 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ предусматривает, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Указание в названной норме на внеочередное предоставление жилого помещения свидетельствует о том, что оно должно быть предоставлено незамедлительно, независимо от наличия или отсутствия лиц, нуждающихся в жилых помещениях. Не является основанием для непредставления вне очереди жилого помещения, то есть незамедлительно, и указание МУ «Администрация городского поселения <адрес>» на, якобы отсутствие свободных жилых помещений, и на то, что бюджет ДД.ММ.ГГГГ не располагает возможностью выделение денежных средств на приобретение жилых помещений. МУ «Администрация городского поселения <адрес>» не учтено, что вопросы наличия или отсутствия средств на исполнение муниципальных полномочий относятся к сфере бюджетных отношений, участниками которых, истцы не являются. Пожар имел место ДД.ММ.ГГГГ, и у МУ «Администрация городского поселения-<адрес>» было достаточно времени для выполнения требований федерального закона. В соответствии со статьей 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства. Статья 40 Конституции РФ гарантирует каждому право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Статьей 14 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что к компетенции органов местного самоуправления относится предоставление в установленном порядке гражданам по договорам социального найма жилых помещение муниципального жилищного фонда. В Определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ указано, что Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе, международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; статья 2; статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар. Согласно пункту 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Статья 85 ЖК РФ предусматривает, что граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если: дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение признано непригодным для проживания. Статьей 86 ЖК РФ предусмотрено, что если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма. Статья 87 ЖК РФ предусматривает, что если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. В силу ч.1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст.ст.86-88 ЖК РФ, другое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Часть 2 статьи 15 ЖК РФ предусматривает, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). В силу действующего законодательства нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания, не является обязательным условием внеочередного предоставления жилья. В Определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ-О-П указано, что ни из статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ни из каких-либо других его положений не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания. Закрепление такого условия применительно к ситуациям непредвиденной утраты пригодного для проживания жилого помещения противоречило бы принципам равенства и справедливости как конституционным критериям правомерного регулирования прав и свобод человека и гражданина, поскольку означало бы предъявление гражданам, относящимся к данной категории нуждающихся в жилье, объективно невыполнимых требований для целей реализации их права на жилище и тем самым ставило бы их в положение объекта государственно-властной деятельности. Пункт 37 Постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ", предусматривает, что судам необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. Поскольку занимаемое истцами с малолетним ребенком жилое помещение (квартира) по договору социального найма в результате пожара стало непригодно для проживания, то у МУ «Администрация городского поселения <адрес>» возникла обязанность предоставить истцам жилое помещение в соответствии со статьей 57 ЖК РФ по договору социального найма вне очереди, что означает незамедлительно. Однако такая обязанность МУ «Администрация городского поселения - <адрес>» до настоящего времени не исполнена, что свидетельствует о нарушении жилищных прав истцов. Поскольку обязанность по предоставлению жилого помещения в силу закона возложена на орган местного самоуправления, которым является МУ «Администрация городского поселения- <адрес>», то местная администрация и обязана предоставить истцам другое жилое помещение в виде отдельной благоустроенной, применительно условиям <адрес>, трехкомнатной квартиры, равнозначной общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, то есть не менее <данные изъяты> кв. общей площади, отвечающей установленным требованиям и находящееся в границах населенного пункта поселка <адрес>. На основании изложенного и в соответствии со ст.2, 14,57, 85,86,87,88 ЖК РФ, ст. ст.2, 40 Конституции РФ, истцы просят суд обязать МУ «Администрация городского поселения - <адрес>» предоставить вне очереди по договору социального найма им, истцам, на семью, состоящую из четырех человек, другое жилое помещение в виде отдельной благоустроенной, применительно к условиям пгт. <адрес>, трехкомнатной квартиры, равнозначной общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, то есть, общей площадью, не менее <данные изъяты> кв.м., отвечающей установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, и находящийся в границах населенного пункта поселка <адрес>.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено <адрес>.

Истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, действующий в своих интересах и за своего малолетнего сына ФИО4, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В деле имеются расписки о получении истцами судебных повесток и заявление истцов о рассмотрении дела в их отсутствие, с участием их представителя адвоката Юровой О.И., исковые требования поддерживают в полном объеме.

Представитель истцов по ордеру адвокат Юрова О.И. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала и пояснила, что ранее истцы проживали на условиях договора социального найма в трехкомнатной отдельной квартире, общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной по адресу: <адрес> Квартира находилась в муниципальной собственности МУ «Администрации городского поселения- <адрес>». Истцы в указанной квартире проживали с ДД.ММ.ГГГГ года, сначала на условиях найма, затем на условиях социального найма. Малолетний ФИО4ДД.ММ.ГГГГ, проживал в квартире с момента рождения. Нанимателем указанной квартиры являлась ФИО1. ДД.ММ.ГГГГ в доме <адрес> произошел пожар, в результате которого дом, в том числе, и занимаемая истцами квартира были уничтожены огнем полностью. Огнем было уничтожено и имущество И-ных, находившееся в квартире. Постановлением МУ «Администрация городского поселения- <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом <адрес> был признан аварийным и подлежащим сносу, в связи со значительными разрушениями несущих и ограждающих конструкций многоквартирного дома. Поскольку занимаемое истцами с малолетним ребенком жилое помещение - квартира по договору социального найма в результате пожара стало непригодно для проживания, то у МУ «Администрация городского поселения <адрес>» возникла обязанность предоставить истцам жилое помещение в соответствии со статьей 57 ЖК РФ, статьями 2,40 Конституции РФ, статьями 14, 85, 86, 87, 89 ЖК РФ по договору социального найма вне очереди, что означает незамедлительно. Однако такая обязанность МУ «Администрация городского поселения - <адрес>» до настоящего времени не исполнена, что свидетельствует о нарушении жилищных прав истцов. Статьей 14 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что к компетенции органов местного самоуправления относится предоставление в установленном порядке гражданам по договорам социального найма жилых помещение муниципального жилищного фонда. Поскольку обязанность по предоставлению жилого помещения в силу закона возложена на орган местного самоуправления, которым является МУ «Администрация городского поселения- <адрес>», то местная администрация и обязана предоставить истцам другое жилое помещение. ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратилась в МУ «Администрация городского поселения <адрес>» с заявлением о предоставлении ей и членам ее семьи жилого помещения на условиях договора социального найма, вне очереди. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ МУ «Администрация городского поселения <адрес>» сообщило, что МУ «Администрация городского поселения <адрес>» не располагает достаточным свободным муниципальным жилищным фондом, и что бюджет на ДД.ММ.ГГГГ не располагает возможностью выделения средств на приобретение жилых помещений. Постановлением МУ «Администрация городского поселения <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о предоставлении нанимателям жилых помещений в доме <адрес>, признанного аварийным и подлежащим сносу, иных жилых помещений муниципального жилищного фонда на праве социального найма до ДД.ММ.ГГГГ года, был утвержден Список очередности. В указанном списке ФИО1 с составом семьи 4 человека, состоит под номером 3. Таким образом, МУ «Администрация городского поселения- <адрес>» признает обязанность по представлению семьи И-ных жилого помещения на условиях договора социального найма вне очереди, но при этом ссылается на невозможность выполнения такой обязанности. С момента пожара в <адрес> прошло на настоящий момент 1 год 8 месяцев. С момента признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу прошло 1 год и 5 месяцев. Указанные сроки являются более чем достаточными для выполнения обязанности по предоставлению истцам жилого помещения вне очереди взамен утраченного, однако жилое помещение истцам не предоставлено. Необходимо иметь в виду, что предоставление жилого помещения взамен ранее занимаемого жилого помещения, пришедшего в негодность и подлежащего сносу, носит в данном случае компенсационный характер. Просит исковые требования удовлетворить и обязать МУ «Администрация городского поселения - <адрес>» предоставить вне очереди по договору социального найма истцам на семью, состоящую из четырех человек, другое жилое помещение в виде отдельной благоустроенной, применительно к условиям <адрес>, трехкомнатной квартиры, равнозначной общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, то есть, общей площадью, не менее <данные изъяты> кв.м., отвечающей установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, и находящийся в границах населенного пункта поселка <адрес>.

Ответчик МУ «Администрация городского поселения <адрес>» <адрес> своего представителя в судебное заседание не направила, о времени и месте судебного заседания администрация извещена надлежащим образом, в деле имеется расписка о получении судебной повестки. В суд поступило заявление главы администрации городского поселения – <адрес> ФИО5 о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации.

3-е лицо <адрес> своего представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, в деле имеется расписка о получении судебной повестки. В суд поступил письменный отзыв на исковое заявление, подписанный представителем <адрес> по доверенности ФИО6, из которого следует, что истцы были включены в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, на получение государственных жилищных сертификатов в соответствии с Порядком выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, письмом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ список граждан был оставлен без рассмотрения, поскольку чрезвычайная ситуация, произошедшая в результате пожара, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ., является муниципальной. Согласно доводам Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в соответствии с пунктом 1 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, бюджетные ассигнования из резервного фонда Российской Федерации могут выделяться на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера. Таким образом, <адрес> было лишено возможности выдать истцам государственный жилищный сертификат, так как решение о выпуске и предоставлении государственных жилищных сертификатов принимается Правительством Российской Федерации, в частности МЧС России и Министерством финансов Российской Федерации после получения всех необходимых документов из субъекта Российской Федерации. С учетом указанного, обязанность по предоставлению истцам другого благоустроенного жилого помещения вне очереди виде непригодности для проживания лежит на МУ «Администрация городского поселения–<адрес>». Просит рассмотреть дело в отсутствие представителя <адрес>.

3-е лицо ТОСЗН <адрес> своего представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, в деле имеется расписка о получении судебной повестки. В суд поступило заявление от врио начальника ТОСЗН <адрес> ФИО7 о рассмотрении дела в его отсутствие.

На основании положений статьи 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Выслушав пояснения представителя истцов, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено и подтверждается выпиской из домовой книги <адрес> в <адрес> и справкой о составе семьи, что в квартире указанного дома зарегистрированы:

- ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., с ДД.ММ.ГГГГ;

- ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., с ДД.ММ.ГГГГ;

- ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., с ДД.ММ.ГГГГ;

- ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., с ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1 был заключен договор найма жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, в соответствии с которым ОАО «ЖКХ Редкино» (Наймодатель) предоставило ФИО1 (Нанимателю) и членам его семьи во владение и пользование для проживания в нем изолированное жилое помещение, состоящее из трехкомнатной отдельной квартиры, общей площадью <данные изъяты> кв.метров, в том числе жилой <данные изъяты> кв.метра, расположенной по адресу: <адрес>

Согласно паспорту жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> (Приложение к Договору найма жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ), указанная квартира состоит из трех жилых комнат, общей площадью <данные изъяты> кв.метров, в том числе жилой площадью <данные изъяты> кв.метра, кухни площадью <данные изъяты> кв.метров, ванной комнаты площадью <данные изъяты> кв.метра, санитарного узла, площадью <данные изъяты> кв.метра, коридора площадью <данные изъяты> кв.метра. Жилое помещение оборудовано водопроводом горячим водоснабжением, канализацией, центральным отоплением, освещением.

Из справки о пожаре от ДД.ММ.ГГГГ следует, что орган дознания отдела НД по <адрес> и <адрес> УНД ГУ МЧС России по <адрес> подтверждает факт пожара, происшедшего ДД.ММ.ГГГГ в квартире в жилом доме по адресу: <адрес>. В результате пожара квартира и все имущество, находящееся в ней, уничтожены огнем полностью.

В Заключении о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ, принятым межведомственной комиссией, назначенной Главой МУ Администрация городского поселения поселка Редкино, Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ, указано, что многоквартирный дом <адрес> является аварийным и подлежащим сносу в связи со значительными разрушениями несущих и ограждающих конструкций многоквартирного дома.

Постановлением МУ «Администрация городского поселения – <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу в связи со значительными разрушениями несущих и ограждающих конструкций многоквартирного дома.

Постановлением МУ «Администрация городского поселения – <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, внесены изменения в Постановление МУ «Администрация городского поселения – <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, а именно установлен срок отселения граждан до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно списку очередности предоставления жилого помещения по договору социального найма граждан, лишившихся жилого помещения в результате пожара ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ, под в указанном списке значится семья ФИО1 (4 зарегистрированных лица), общая площадь квартиры <данные изъяты> кв.метров. В указанном списке, в графе «Примечания» отражено наличие у ФИО3 в собственности <данные изъяты> доли жилого дома с пристройкой и <данные изъяты> земельного участка площадью <данные изъяты> кв.метров, расположенных по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в МУ «Администрация городского поселения <адрес>» с заявлением о предоставлении ей и членам ее семьи жилого помещения на условиях договора социального найма, вне очереди.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ МУ «Администрация городского поселения <адрес>» сообщило ФИО1, что МУ «Администрация городского поселения <адрес>» не располагает достаточным свободным муниципальным жилищным фондом, и что бюджет на ДД.ММ.ГГГГ год не располагает возможностью выделения средств на приобретение жилых помещений.

В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Статья 40 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно статье 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение вопросов местного значения, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами через выборные и другие органы местного самоуправления.

Статья 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает, что к вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.

Копией свидетельства о государственной регистрации юридического лица серии 69 подтверждается, что Муниципальное учреждение «Администрация городского поселения – <адрес>» зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, ОГРН

В соответствии с Уставом Муниципального образования <адрес>, к вопросам местного значения поселка Редкино относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселке Редкино и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.

Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен Постановлением Правительства РФ N 47 от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В соответствии с пунктами 48,49 Положения, на основании заключения комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 20-П, Определение от ДД.ММ.ГГГГ N 17-О). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

При этом ни из статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ни из каких-либо других его положений не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания.

Таким образом, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не исключает возможность предоставления жилых помещений гражданам, лишившимся жилища в результате пожара, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 85 Жилищного кодекса РФ, граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.

В соответствии со статьей 86 Жилищного кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления (статья 89 Жилищного кодекса РФ).

Обязанность органа местного самоуправления, в данном случае Администрации городского поселения <адрес>, по предоставлению благоустроенного жилого помещения, равнозначного по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающего установленным требованиям, находящегося в границах данного населенного пункта, на условиях договора социального найма взамен аварийного и подлежащего сносу, предусмотрена статьями 57, 85, 86, 88 и 89 Жилищного кодекса РФ.

Факт наличия в собственности истца ФИО3 <данные изъяты> доли жилого дома с пристройкой и <данные изъяты> земельного участка площадью <данные изъяты> кв.метров, расположенных по адресу: <адрес>, не являются основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, заявленных данным истцом, поскольку в отличие от случаев предоставления жилого помещения по договору социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (часть 1 статьи 57 ЖК РФ), наличие в собственности нанимателя по договору социального найма или члена его семьи другого жилого помещения не может служить основанием для отказа в предоставлении взамен жилого помещения, пришедшего в непригодное для проживания состояние, равнозначного благоустроенного жилого помещения по договору социального найма на основании статьи 89 Жилищного кодекса РФ. Указанная позиция отражена в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ).

Принимая во внимание, что занимаемое истцами жилое помещение (квартира) по договору социального найма в результате пожара стало непригодно для проживания, у Администрации городского поселения <адрес> возникла обязанность предоставить истцам жилое помещение в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма вне очереди.

Поскольку обязанность по предоставлению жилого помещения в силу закона возложена на орган местного самоуправления, в данном случае Администрацию городского поселения <адрес>, то исковые требования истцов об обязывании МУ «Администрация городского поселения - <адрес>» предоставить вне очереди по договору социального найма истцам, на семью, состоящую из четырех человек, другое жилое помещение в виде отдельной благоустроенной, применительно к условиям пгт. <адрес>, трехкомнатной квартиры, равнозначной общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, то есть, общей площадью, не менее <данные изъяты> кв.м., отвечающей установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, и находящийся в границах населенного пункта поселка <адрес>, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО3, действующего за себя и за своего малолетнего сына ФИО4, удовлетворить.

Обязать Муниципальное учреждение «Администрация городского поселения - <адрес>» предоставить вне очереди по договору социального найма ФИО1, ФИО2, ФИО3, действующему за себя и за своего малолетнего сына ФИО4, на семью, состоящую из четырех человек, другое жилое помещение в виде отдельной благоустроенной, применительно к условиям пгт. <адрес>, трехкомнатной квартиры, равнозначной общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, то есть, общей площадью, не менее <данные изъяты> кв.м., отвечающей установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, и находящийся в границах населенного пункта поселка <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Конаковский городской суд <адрес> в течение одного месяца со дня изготовления судом решения в окончательной форме, которое изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий Чувашова И.А.