Заочное решение
Именем Российской Федерации
27 мая 2021 года г. Тула
Пролетарский районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Слукиной У.В.,
при секретаре судебного заседания Подымовой А.А.,
рассмотрев в помещении Пролетарского районного суда г. Тулы в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1017/2021 по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области к индивидуальному предпринимателю Ягьяевой Т.Н. о признании деятельности по реализации товаров с нарушением технического регламента незаконной, о запрете осуществления деятельности по реализации изделий с нарушением технического регламента,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области обратилась в суд с исковым заявлением к Ягьяевой Т.Н. о признании деятельности по реализации товаров с нарушением технического регламента незаконной, о запрете осуществления деятельности по реализации изделий с нарушением технического регламента, ссылаясь на то, что в ходе проведения проверки ДД.ММ.ГГГГ выявлено, что ИП Ягьяева Т.Н. допустила реализацию обувной продукции в магазине, расположенном по адресу: <адрес>, с нарушением требований технического регламента, а именно: осуществляла продажу обувных товаров без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством РФ, что выразилось в непередаче в информационную систему маркировки достоверных сведений об идентификационном номере заявителя (собственнике товара) на ряд реализуемых обувных товаров. Согласно данным государственной информационной системы «Честный знак» в продаже находилась обувь, замаркированная, как остатки:
- детские панталеты (шлепанцы) в количестве 3-х пар по цене 299 рублей, производства ООО «Эмальто», Россия, г. Краснодар – внесены сведения о собственнике товара – ООО «Эмальто»;
- балетки женские AOLETKEG603-1 в количестве 3-х пар по цене 749 рублей производства Китай, - внесены сведения о собственнике товара ООО «Альтэк»;
- балетки женские AOLETKEG603-1 в количестве 3-х пар по цене 699 рублей производства Китай, - внесены сведения о собственнике товара ООО «Альтэк»;
- мужские ботинки НД1978-1-39 в количестве 8-ми ед. по цене 1599 рублей производства Китай, - внесены сведения о собственнике товара ООО «СКИФ»,
- ботинки для девочек «Чиполлино» 2913-08 в количестве 3-х ед. производства Китай по цене 949 рублей – внесены сведения о собственнике товара ООО «Новый век»;
- ботинки «Чиполлино» 2907-3 в количестве 4-х ед. по цене 999 рублей производства Китай– внесены сведения о собственнике товара ООО «Новый век»;
- ботинки для девочек 2358-6 в количестве 3-х единиц по цене 1249 рублей производства Китай – внесены сведения о собственнике товара ООО «Эконом»;
- ботинки для девочек «Тотошка» F-6040-1 в количестве 1ед по цене 1449 рублей – внесены сведения о собственнике товара ООО «Новый век»;
- ботинки для девочек «Сказка» в количестве 2-х ед. по цене 1349 рублей производства Китай, производитель товара ООО «Волна», - внесены сведения о собственнике товара ООО «Альба».
В соответствии с действующим законодательством РФ маркированными обувные товары признаются те, на которые нанесены средства идентификации, с соблюдением требований Правил и достоверные сведения о которых (В том числе сведение о нанесенных на них средствах идентификации и (или) материальных носителях, содержащих средства идентификации обувных товаров) содержаться в информационной системе мониторинга. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 4, 10, 11 Закона РФ «О защите прав потребителей», ст.ст. 1,3, 9, 11 «Технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности» 017/2011, ст.1065 ГК РФ, постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, истец, действуя в интересах неопределенного круга лиц на основании п.8.40 Положения «Об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты право потребителей», просит суд: признать деятельность индивидуального предпринимателя Ягьяевой Т.Н. по реализации обувных изделий без маркировки товаров и нанесении информации, предусмотренной законодательством РФ, а именно: с отсутствие информации о наименовании и месте нахождения изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), дате изготовления (месяц, год), единого знака обращения на рынке государств – членов Таможенного союза, о составе сырья, из которого изготовлено изделие, незаконной и в связи с опасностью причинения имущественного вреда гражданам в будущей, запретить индивидуальному предпринимателю Ягьяевой Т.Н. осуществлять деятельность по реализации обувных изделий без маркировки товаров и нанесении информации, предусмотренной законодательством РФ по адресу: <адрес>.
Впоследствии истцом исковые требования были уточнены и окончательно Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области просило суд: признать деятельность индивидуального предпринимателя Ягьяевой Т.Н. по реализации обувных изделий без маркировки товаров и нанесении информации, предусмотренной законодательством РФ, а именно: с отсутствие информации о наименовании и месте нахождения изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), дате изготовления (месяц, год), единого знака обращения на рынке государств – членов Таможенного союза, о составе сырья, из которого изготовлено изделие, незаконной и прекратить их реализацию в будущем.
В судебное заседание представитель истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области не явился. О времени и месте рассмотрения дела уведомлен в установленном законом порядке.
Ответчик ИП Ягьяева Т.Н. в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени рассмотрения дела уведомлена в установленном законом порядке. Сведений об уважительности причин своей неявки суду не представила, не просила об отложении дела.
На основании положений ст. ст. 167, 233 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке заочного судопроизводства.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. 8. 40 Положение об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области, утвержденного приказом Роспотребнадзора от 09 июля 2012 № 722, Управление осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: осуществляет федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе праве предъявлять иски и обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей.
В силу абз. 3 ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ч.ч. 1,2 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Частью 5 ст. 4 ФЗ «О защите прав потребителей предусмотрено, что если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
В соответствии с ч.1,2,3 ст. 10 указанного закона изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать: наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение; ведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг). Информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).
В соответствии с ч.3 ст.3, ст. 9, п.3.2.1 ст.11 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности» утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 года № 876 при размещении и обращении продукции на рынке должна предоставляться полная и достоверная информация о ней путем маркировки в целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение пользователей (потребителей) относительно безопасности продукции.
При размещении и обращении продукции на рынке должна предоставляться полная и достоверная информация о ней путем маркировки в целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение пользователей (потребителей) относительно безопасности продукции.
Маркировка продукции должна быть достоверной, читаемой и доступной для осмотра и идентификации. Маркировку наносят на изделие, этикетку, прикрепляемую к изделию, или товарный ярлык, упаковку изделия, упаковку группы изделий или листок-вкладыш к продукции.
Маркировка должна содержать следующую обязательную информацию: наименование продукции; наименование страны-изготовителя; наименование изготовителя, или продавца или уполномоченного изготовителем лица; юридический адрес изготовителя, или продавца или уполномоченного изготовителем лица; размер изделия; состав сырья; товарный знак (при наличии); единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза; гарантийные обязательства изготовителя (при необходимости); дату изготовления; номер партии продукции (при необходимости).
Маркировка и информация должна быть представлена на русском языке или государственном языке государства - члена Таможенного союза, на территории которого данное изделие производится и реализуется потребителю.
Для импортной продукции допускается наименование страны, где изготовлена продукция, наименование изготовителя и его юридический адрес указывать с использованием букв латинского алфавита.
Изготовитель (уполномоченное изготовителем лицо), продавец (поставщик): формирует комплект документов, подтверждающих соответствие продукции легкой промышленности требованиям настоящего Технического регламента, который, в том числе включает копии документов, подтверждающих происхождение продукции легкой промышленности; контракт (договор на поставку) и товаросопроводительную документацию (для партии продукции) (схемы 2д, 4д).
Согласно п.п.б ст. 34 Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05 июля 2019 года 860, для регистрации обувных товаров в информационной системе мониторинга заявитель представляет следующие сведения о регистрируемых обувных товарах: для обувных товаров, находящихся в обороте до даты начала обязательного нанесения средств идентификации на потребительскую упаковку, или на товары, или на товарный ярлык обувных товаров, по которым у заявителя нет возможности указать сведения, предусмотренные подпунктом «а» настоящего пункта: идентификационный номер налогоплательщика заявителя; вид обуви (мужская, женская, детская); первые 2 знака кода товарной номенклатуры; способ ввода обувных товаров в оборот (ввезены в Российскую Федерацию, произведены в Российской Федерации).
Как видно из материалов дела, Ягьяева Т.Н. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно служебной записке ведущего специалиста – эксперта отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Тульской области, при посещении магазина ИП Ягьяевой Т.Н. было выявлено, что в продаже находится обувь без маркировки средствами идентификации, а также при считывании через «Честный знак» маркированной обуви - нарушение Правил маркировки в части указания недостоверных данных.
Из протокола осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, составленного зам.начальника отдела и специалистом-экспертом отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Тульской области, следует, что при осмотре обувного отдела магазина «Капитошка» ИП Ягьяевой Т.Н. было установлено, что в магазине, расположенном по адресу: <адрес>, в продаже находятся маркированные обувные товары, достоверные сведения о которых не содержатся в информационной системе мониторинга:
- детские панталеты (шлепанцы) в количестве 3-х пар по цене 299 рублей, производства ООО «Эмальто», Россия, г. Краснодар – внесены сведения о собственнике товара – ООО «Эмальто»;
- балетки женские AOLETKEG603-1 в количестве 3-х пар по цене 749 рублей производства Китай, - внесены сведения о собственнике товара ООО «Альтэк»;
- балетки женские AOLETKEG603-1 в количестве 3-х пар по цене 699 рублей производства Китай, - внесены сведения о собственнике товара ООО «Альтэк»;
- мужские ботинки НД1978-1-39 в количестве 8-ми ед. по цене 1599 рублей производства Китай, - внесены сведения о собственнике товара ООО «СКИФ»,
- ботинки для девочек «Чиполлино» 2913-08 в количестве 3-х ед. производства Китай по цене 949 рублей – внесены сведения о собственнике товара ООО «Новый век»;
- ботинки «Чиполлино» 2907-3 в количестве 4-х ед. по цене 999 рублей производства Китай– внесены сведения о собственнике товара ООО «Новый век»;
- ботинки для девочек 2358-6 в количестве 3-х единиц по цене 1249 рублей производства Китай – внесены сведения о собственнике товара ООО «Эконом»;
- ботинки для девочек «Тотошка» F-6040-1 в количестве 1ед по цене 1449 рублей – внесены сведения о собственнике товара ООО «Новый век»;
- ботинки для девочек «Сказка» в количестве 2-х ед. по цене 1349 рублей производства Китай, производитель товара ООО «Волна», - внесены сведения о собственнике товара ООО «Альба».
Таким образом, при обороте обувных товаров нарушены п.п.2, 34б, 58а, 64 Правил идентификации и особенностей внедрения государственной информационной системы мониторинга в части отсутствия идентификаторов обувных товаров.
Акт составлен уполномоченным лицом в присутствии понятных и представителя ИП Ягьяевой Т.Н. по доверенности Осиповой Ю.А.
ДД.ММ.ГГГГ зам.начальника отдела и специалистом-экспертом отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Тульской области составлен протокол ареста товаров, транспортных средств и иных вещей, согласно которому при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ИП Ягьяевой Т.Н. в присутствии представителя владельца арестовано следующее имущество:
- детские панталеты (шлепанцы) в количестве 3-х пар по цене 299 рублей, производства ООО «Эмальто», Россия, г. Краснодар;
- балетки женские AOLETKEG603-1 в количестве 3-х пар по цене 749 рублей производства Китай;
- мужские ботинки НД1978-1-39 в количестве 8-ми ед. по цене 1599 рублей производства Китай;
- ботинки для девочек «Чиполлино» 2913-08 в количестве 3-х ед. производства Китай по цене 949 рублей;
- ботинки «Чиполлино» 2907-3 в количестве 4-х ед. по цене 999 рублей производства Китай;
- ботинки для девочек 2358-6 в количестве 3-х единиц по цене 1249 рублей производства Китай;
- ботинки для девочек «Тотошка» F-6040-1 в количестве 1ед по цене 1449 рублей
- ботинки для девочек «Сказка» в количестве 2-х ед. по цене 1349 рублей производства Китай;
- балетки женские AOLETKEG603-1 в количестве 3-х пар по цене 699 рублей производства Китай.
ДД.ММ.ГГГГ зам.начальника отдела и специалистом-экспертом отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Тульской области в адрес ИП Ягьяевой Т.Н. вынесено определение об истребовании сведений: договора аренды помещения, товарно-транспортных накладных;
ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом-экспертом отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Тульской области в отношении ИП Ягьяевой Т.Н составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ в 12 часов 00 минут в магазине ИП «Ягьяевой Т.Н. (<адрес>), установлено, что ИП Ягьяевой Т.Н. осуществляется продажа обувной продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством РФ, ч в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, а именно: ИП Ягьяева Т.Н. в информационную систему маркировки не передала достоверные сведения об идентификационном номере заявителя (собственнике товара) на ряд реализуемых обувных товаров. Согласно данным государственной информационной системы «Честный знак» в продаже находилась обувь, замаркированная, как остатки:
- детские панталеты (шлепанцы) в количестве 3-х пар по цене 299 рублей, производства ООО «Эмальто», Россия, г. Краснодар – внесены сведения о собственнике товара – ООО «Эмальто»;
- балетки женские AOLETKEG603-1 в количестве 3-х пар по цене 749 рублей производства Китай, - внесены сведения о собственнике товара ООО «Альтэк»;
- балетки женские AOLETKEG603-1 в количестве 3-х пар по цене 699 рублей производства Китай, - внесены сведения о собственнике товара ООО «Альтэк»;
- мужские ботинки НД1978-1-39 в количестве 8-ми ед. по цене 1599 рублей производства Китай, - внесены сведения о собственнике товара ООО «СКИФ»,
- ботинки для девочек «Чиполлино» 2913-08 в количестве 3-х ед. производства Китай по цене 949 рублей – внесены сведения о собственнике товара ООО «Новый век»;
- ботинки «Чиполлино» 2907-3 в количестве 4-х ед. по цене 999 рублей производства Китай– внесены сведения о собственнике товара ООО «Новый век»;
- ботинки для девочек 2358-6 в количестве 3-х единиц по цене 1249 рублей производства Китай – внесены сведения о собственнике товара ООО «Эконом»;
- ботинки для девочек «Тотошка» F-6040-1 в количестве 1ед по цене 1449 рублей – внесены сведения о собственнике товара ООО «Новый век»;
- ботинки для девочек «Сказка» в количестве 2-х ед. по цене 1349 рублей производства Китай, производитель товара ООО «Волна», - внесены сведения о собственнике товара ООО «Альба», что является нарушением п.6 Постанволения Правительства РФ от 05 июля 2019 года № 860 «Об утверждении правил маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотов товаров, подлежащих обязательной маркировка средствами идентификации в отношении обувных товаров», то есть совершено правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 15.12 КоАП РФ.
Протокол содержит подпись представителя ИП Ягьяевой Т.Н. по доверенности Осиповой Ю.А. и запись о том, что с нарушениями согласно. Будут приняты меры для исправления недочетов и недопущения в дальнейшем подобной ситуации.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 71 Советского судебного района г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ ИП Ягьяева Т.Н. по данному выявленному факту нарушений привлечена к административной ответственности по ч.2 ст. 15.12 КоАП РФ.
Как следует из искового заявления, нарушения ответчиком не устранены.
Таким образом, судом установлено, что ИП Ягьяевой Т.Н. осуществляется деятельность по реализации обувных изделий с отсутствием маркировки и нанесения информации, предусмотренной действующим законодательством РФ, то есть с нарушением норм действующего законодательства, а именно ст.ст. 7.41 Конституции РФ, ст. 3,9 ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности».
Суд считает, что продолжение подобных действий может повлечь причинение или возникновение причинения материального ущерба гражданам.
В силу ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, вооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Проанализировав вышеприведенные доказательства и установленные судом обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, рассмотрев дело в пределах заявленных и поддержанных в судебном заседании исковых требований, руководствуясь статьями 194-199, 233 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области удовлетворить.
Признать деятельность индивидуального предпринимателя Ягьяевой Т.Н. по реализации обувных изделий без маркировки товаров и нанесении информации, предусмотренной законодательством РФ, а именно: с отсутствие информации о наименовании и месте нахождения изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), дате изготовления (месяц, год), единого знака обращения на рынке государств – членов Таможенного союза, о составе сырья, из которого изготовлено изделие, незаконной.
Обязать ИП Ягьяеву Т.Н. прекратить реализацию в будущем обувных изделий без маркировки товаров и нанесении информации, предусмотренной законодательством РФ, а именно: с отсутствие информации о наименовании и месте нахождения изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), дате изготовления (месяц, год), единого знака обращения на рынке государств – членов Таможенного союза, о составе сырья, из которого изготовлено изделие.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий У.В. Слукина