ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-10186/19 от 03.02.2020 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

УИД 11RS0001-01-2019-015109-82

Дело № 2-596/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 февраля 2020 года г. Сыктывкар

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе судьи Паншина Д.А.,

при секретаре Семенчиной Е.Е.,

с участием истицы Виташкевич О.О.,

представителя истца Манаенковой Е.Н.,

представителя ответчика Жолудя С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Виташкевич О.О. к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» о признании решения неправомерным, признании права на получение регионального семейного капитала, обязании выдать сертификат,

у с т а н о в и л :

Виташкевич О.О. обратилась в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» (далее – ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара») о признании неправомерным признании решения от 26.09.2019 №235 об отказе в выдаче сертификата на региональный семейный капитал, признании права на получение регионального семейного капитала в рамках Закона Республики Коми от 29.04.2011 № 45-РЗ «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей, на территории Республики Коми», обязании выдать сертификат на региональный семейный капитал в рамках Закона Республики Коми от 29.04.2011 № 45-РЗ «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей, на территории Республики Коми».

В судебном заседании Виташкевич О.О., её представитель на иске настаивали.

Представитель ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара» иск не признал.

Заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

Установлено, что ** ** ** между Виташкевичем А.С. и Лойко (ныне – Виташкевич) О.О. был заключен брак.

Виташкевич О.О. является матерью ... А.А., ** ** ** и ... Вал.А., ** ** **

30.05.2019 Виташкевичем А.С. и Виташкевич О.О. была удочерена ... П.А. (ныне – ... Вл.А.), ** ** **

10.09.2019 Виташкевич О.О. обратилась в ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара» с заявлением о выдаче сертификата на региональный семейный капитал, в чём ей решением ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара» от 26.09.2019 был отказано в связи с отсутствием права на дополнительные меры социальной поддержки в соответствии с Законом Республики Коми от 29.04.2011 № 45-РЗ «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей, на территории Республики Коми».

В обоснование принятого решения ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара» указано, что Законом Республики Коми от 29.04.2011 № 45-РЗ предусмотрено, в том числе, предоставление дополнительных мер социальной поддержки матерям, родившим, начиная с 01.01.2011 ребёнка, который является третьим ребёнком по счёту, в то время, как ... Вл.А., ** ** ** не была рождена Виташкевич О.О., а была ею удочерена.

Не согласившись с решением ответчика, истица обратилась в суд.

Закон Республики Коми от 29.04.2011 № 45-РЗ устанавливает на территории Республики Коми дополнительные меры социальной поддержки семей, имеющих детей, в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

В силу положений ч. 1 ст. 2 указанного Закона право на дополнительные меры социальной поддержки возникает при рождении ребенка (детей), имеющего (имеющих) гражданство Российской Федерации, в том числе, у матерей – граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Коми, родивших начиная с 01.01.2011 ребенка, который является третьим ребенком по счету с учетом положений п. 1 ч. 2 указанной статьи.

Согласно ч. 2 ст. 2 Закона Республики Коми от 29.04.2011 № 45-РЗ при возникновении права на дополнительные меры социальной поддержки лиц, указанных в пунктах 1 и 2 ч. 1 настоящей статьи учитываются: предыдущие дети, рожденные данными лицами; предыдущие дети, усыновленные по 31.12.2010 данными лицами; дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав и впоследствии восстановлены в родительских правах. При этом не учитываются дети, в отношении которых данные лица лишены родительских прав или в отношении которых отменено усыновление, а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц.

В соответствии с ч. 7 ст. 2 Закона Республики Коми от 29.04.2011 № 45-РЗ право на дополнительные меры социальной поддержки возникает со дня рождения соответственно первого, третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано не ранее чем по истечении шести месяцев со дня рождения соответственно первого, третьего ребенка или последующих детей.

Частью 1 ст. 3 Закона Республики Коми от 29.04.2011 № 45-РЗ лица, указанные, в том числе в ч. 1 данного Закона, вправе обратиться в государственное учреждение Республики Коми, определенное Правительством Республики Коми, по месту жительства или по месту пребывания за получением сертификата на региональный семейный капитал (далее – сертификат) в любое время после возникновения права на дополнительные меры социальной поддержки путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, перечень которых устанавливается Правительством Республики Коми (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке).

В силу постановления Правительства РК от 04.07.2011 № 296 такими государственными учреждениями Республики Коми являются центры по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения. Таким центром, осуществляющим деятельность на территории г. Сыктывкара, является ответчик.

Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 12.12.2019 по жалобе Виташкевич О.О. п. 1 ч. 1 ст. 2 Закона Республики Коми от 29.04.2011 №45-РЗ (в редакции Закона Республики Коми от 27.11.2018 № 100-РЗ) признан не соответствующим Конституции Республики Коми, её статьям 11, 17, 39 и 40, в той мере, в какой данная норма не предусматривает право матерей, имеющих гражданство Российской Федерации, проживающих на территории Республики Коми и родивших начиная с 01.01.2011 двоих детей, а затем усыновивших (удочеривших) после 31.12.2010 третьего ребёнка, на дополнительные меры социальной поддержки в виде предоставления сертификата на региональный семейный капитал.

Согласно ст. 73 Закона Республики Коми от 31.10.1994 № 7-РЗ «О Конституционном Суде Республики Коми» решения Конституционного Суда Республики Коми окончательны, не подлежат обжалованию и вступают в силу немедленно после их провозглашения. Решения Конституционного Суда Республики Коми действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

Частью 4 указанной статьи предусмотрено, что юридическая сила постановления Конституционного Суда Республики Коми о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта. Если признание нормативного правового акта неконституционным создало пробел в правовом регулировании, непосредственно применяются нормы Конституции Республики Коми.

Представителем ответчика указано, что, не смотря на принятое Конституционным Судом Республики Коми постановление от 12.12.2019, ими оспаривается право истицы на получение сертификата на региональный семейный капитал в рамках Закона Республики Коми от 29.04.2011 № 45-РЗ, поскольку закон, предусматривающий право на предоставление такой меры социальной поддержки матерям, усыновившим (удочерившим) третьего ребёнка, к настоящему времени не принял, идёт разработка законопроекта.

Согласно ст. 11 Гражданского процессуального кодекса РФ суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд разрешает гражданские дела, исходя из обычаев делового оборота в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами. При этом суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.

После принятия Конституционным Судом Республики Коми постановление от 12.12.2019 до настоящего дела изменений в Закон Республики Коми от 29.04.2011 № 45-РЗ.

При таких обстоятельствах, судом при разрешения спора применяются нормы актов, имеющих наибольшую юридическую силу по отношению к Закону Республики Коми от 29.04.2011 № 45-РЗ.

Существовавшей до принятия указанного постановления правовое регулирование противоречило как нормам международного права и конституционным принципам государственной защиты семьи, материнства и детства, так и имеющему большую юридическую силу федеральному законодательству о социальном обеспечении и социальной защите граждан.

В частности, согласно Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, статьям 124 и 137 Семейного кодекса РФ усыновление является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, имеет целью обеспечение надлежащего воспитания таких детей, создание условий для их физического, психического, духовного и нравственного развития и служит гарантией для реализации права усыновленных детей на достойную жизнь и свободное развитие. При этом усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновленным детям и их потомству приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению.

Таким образом, дети по происхождению и усыновленные дети находятся в положении абсолютного равенства, и поэтому какое-либо исключение усыновленных детей из системы социальной защиты материнства, отцовства и детства противоречит закрепленным в Конституции РФ и Конституции Республики Коми и конкретизированным в федеральных законах основам государственной социальной политики и является недопустимым.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания за Виташкевич О.О. права на получение регионального семейного капитала в рамках Закона Республики Коми от 29.04.2011 № 45-РЗ. Иное противоречило бы положениям Конвенции о правах ребенка, статьям 124 и 137 Семейного кодекса РФ.

В целях восстановления нарушенного права истицы на ответчика подлежит обязанность в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу выдать Виташкевич О.О. сертификат на региональный семейный капитал в рамках Закона Республики Коми от 29.04.2011 № 45-РЗ.

При этом судом не усматривается оснований для удовлетворения исковых требований Виташкевич О.О. к о признании неправомерным решения ответчика от 26.09.2019 № 235 об отказе в выдаче сертификата на региональный семейный капитал, поскольку на момент принятия указанного решения п. 1 ч. 1 ст. 2 Закона Республики Коми от 29.04.2011 № 45-РЗ (в редакции Закона Республики Коми от 27.11.2018 № 100-РЗ) не был признан не соответствующим Конституции Республики Коми, её статьям 11, 17, 39 и 40, в той мере, в какой данная норма не предусматривала право матерей, имеющих гражданство Российской Федерации, проживающих на территории Республики Коми и родивших начиная с 01.01.2011 двоих детей, а затем усыновивших (удочеривших) после 31.12.2010 третьего ребёнка, на дополнительные меры социальной поддержки в виде предоставления сертификата на региональный семейный капитал. Оснований для принятия иного решения у ответчика по состоянию на 26.09.2019 не имелось.

Руководствуясь ст.194 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Виташкевич О.О. к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» удовлетворить частично.

Признать за Виташкевич О.О. право на получение регионального семейного капитала в рамках Закона Республики Коми от 29.04.2011 № 45-РЗ «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей, на территории Республики Коми».

Обязать Государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу выдать Виташкевич О.О. сертификат на региональный семейный капитал в рамках Закона Республики Коми от 29.04.2011 № 45-РЗ «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей, на территории Республики Коми».

В удовлетворении исковых требований Виташкевич О.О. к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» о признании неправомерным решения от 26.09.2019 № 235 об отказе в выдаче сертификата на региональный семейный капитал отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарской городской суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья - Д.А. Паншин

Мотивированное решение составлено – 07.02.2020.