2-858/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Саенко О.Л.,
при секретаре Антощук Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 21 января 2019 года гражданское дело по иску прокурора города Сыктывкара в интересах неопределенного круга лиц к ФИО1 и Обществу с ограниченной ответственностью «Два капитана» о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ маломобильных групп населения в нежилое помещение,
установил:
Прокурор города Сыктывкара обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском о возложении на ФИО1 и ООО «Два капитана» обязанности обеспечить беспрепятственный доступ маломобильных групп населения в помещение аптеки расположенное по адресу: ... путем установки ограждения и покрытия ступеней лестницы крыльца аптеки, приведения уклона наружного пандуса, площадки верхнего и нижнего окончания пандуса, дверного проема, порога в соответствие с требованиями СНиП 35-01-2001, указав в обоснование требований на бездействие ответчиков в решении вопроса по созданию условий для обеспечения доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры.
Помощник прокурора в судебном заседании требования поддержала.
Представитель ООО «Два капитана» с иском согласился.
ФИО1 в суд не явился, извещен надлежаще.
Заслушав объяснения прокурора и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» закрепил право инвалидов на социальную защиту – систему «гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности…» (ст.2). Основной целью этих мер является создание инвалидам «равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества».
В соответствии со ст.15 указанного Федерального закона Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Согласно требованиям ст.2 Градостроительного кодекса РФ обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения является одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности.
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в СП 59.13330.2012 (Свод правил) «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»), утвержденном приказом Министерства регионального развития РФ от 27.12.2011 №605.
В указанном Своде Правил в части общих требований к помещениям и их элементам предусмотрено, что в зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для маломобильных групп населения (далее – МГН) условия использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо при помощи сопровождающего, а также эвакуации в случае экстренной ситуации.
Так, в здании должен быть как минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием (п. 5.1.1); При перепаде высот входные площадки кроме лестницы, должны иметь пандус. Наружный пандус должен иметь уклон не круче 1:20 (5%). При ограниченном участке застройки или наличии подземных коммуникаций перед входом допускается проектировать пандус с уклоном не круче 1:12 (8%) при длине марша не более 6м (п.6.1.2). В верхнем и нижнем окончании пандуса следует предусматривать свободные зоны размерами не менее 1,5*1,5м. Пандус должен иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9м и 0,7м с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам. Расстояние между поручнями пандуса одностороннего движения должно быть в пределах 0,9-1 м. По продольным краям марша пандуса следует устанавливать бортики высотой не менее 0,05 м. Верхний и нижний поручни пандуса должны находиться в одной вертикальной плоскости. Поверхность пандуса должна быть нескользкой, выделенной цветом или текстурой, контрастной относительно прилегающей территории. В качестве поверхности пандуса допускается использовать рифленую поверхность или металлические решетки (п.5.1.15). Покрытие лестниц, пандусов должно быть твердым, ровным, не создающим вибрацию при движении по нему (п.5.1.11). Вдоль обеих сторон всех пандусов и открытых лестниц, а также у всех перепадов высот горизонтальных поверхностей более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни следует располагать на высоте 0,9 м (п.6.2.11). Ширина входных дверных проемов принимается по месту от 0,9 до 1,2 м., при этом, применение дверей на качающихся петлях и вращающихся дверей на путях движения маломобильных групп населения не допускается (п.6.1.5). Дверные проемы не должны иметь порогов. При необходимости устройств порогов их высота или перепад высот не должны превышать 0,014м.
В силу п. 1.5 СП 59.13330.2012 проектные решения, предназначенные для маломобильных групп населения, должны обеспечивать повышенное качество среды обитания при соблюдении, в частности, досягаемости ими кратчайшим путем мест целевого посещения и беспрепятственности перемещения внутри зданий и сооружений и на их территории; безопасности путей движения, удобства и комфорта среды жизнедеятельности для всех групп населения.
Из материалов дела следует, что ФИО1 с ** ** ** является собственником нежилого помещения (торгового магазина) площадью .... по адресу: ...
Это помещение передано собственником в аренду.
По договору аренды от ** ** ** помещение используются ООО «Два капитана» для размещения аптеки.
В ходе проверки, проведенной прокуратурой г.Сыктывкара по обращению ... А.А., установлено, что в нарушение пунктов 6.1.2, 5.1.15, 5.1.11, 6.2.1, 6.1.5 уклон наружного пандуса, установленного при входе в аптеку, составляет 13%, в верхнем окончании пандуса площадки имеет размеры 0,62*1,8 м, покрытие ступеней лестницы при входе в помещение имеет неровности (бетонное покрытие разбито), отсутствует ограждение лестницы, ширина дверного проема в торговый зал составляет 0,85 м., высота порога 0,10 м.
Данные обстоятельства представителем ООО «Два капитана» не оспаривались.
Выявленные нарушения затрудняют свободный доступ маломобильным группам населения в помещение социальной инфраструктуры (аптеки).
При таких обстоятельствах, требования прокурора являются обоснованными.
Согласно ст.210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п.... договора аренды от ** ** ** арендатор (ООО «Два капитана») вправе производить любые отделимые и неотделимые улучшения, перепланировки и переоборудование арендуемого имущества только с письменного согласия арендодателя (ФИО1), и при условии соблюдения правил противопожарной и иной безопасности. Необходимые для этого согласования и получение разрешений осуществляет арендатор.
С учетом изложенного, обязанность по устранению выявленных нарушений требований Свода Правил 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 следует возложить на ФИО1 и ООО «Два капитана».
Принимая во внимание сезонность выполнения этих видов работ, суд считает необходимым установить ответчикам срок для исполнения решения - до ** ** **
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Требования прокурора города Сыктывкара удовлетворить.
Обязать ФИО1 и Общество с ограниченной ответственностью «Два капитана» в срок до ** ** ** обеспечить беспрепятственный доступ маломобильных групп населения в помещение аптеки расположенное по адресу: ... путем установки ограждения и покрытия ступеней лестницы крыльца аптеки, приведения уклона наружного пандуса, площадки верхнего и нижнего окончания пандуса, дверного проема, порога в соответствие с требованиями Свода Правил 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение одного месяца со дня составления в окончательной форме.
...
Председательствующий О.Л. Саенко