ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1018/17 от 16.06.2017 Советского районного суда г.Тулы (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 июня 2017 года г.Тула

Советский районный суд г.Тулы в составе:

председательствующего Борисовой Д.А.,

при секретаре Лучинкиной Ю.А.,

с участием представителя истца - помощника прокурора Советского района г. Тулы Мешенчук М.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 1018/17 по иску Киреевского межрайонного прокурора Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области об обязании включить защитное сооружение гражданской обороны в реестр федерального имущества,

установил:

Киреевский межрайонный прокурор Тульской области в обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области (далее Росимущество Тульской области) об обязании включить защитное сооружение гражданской обороны в реестр федерального имущества.

В обоснование исковых требований истец указал, что в результате проверки, проведенной Киреевской межрайонной прокуратурой на территории <адрес> было установлено, что в районе <адрес> расположено защитное сооружение гражданской обороны – убежище, площадью <данные изъяты> кв.м., которое в силу своего назначения является защитным сооружением гражданской обороны и является федеральной собственностью. Данное защитное сооружение представляет собой расположенные под землей помещения. Вход в защитное сооружение захламлен бытовым и строительным мусором, строительные конструкции подвергаются разрушению, что препятствует проведению внутреннего обследования убежища.

По сведениям Росимущества Тульской области в реестре федерального имущества Тульской области сведения о данном объекте отсутствуют.

Согласно информации администраций муниципальных образований <адрес> вышеуказанное сооружение в реестре муниципальной собственности отсутствует.

В соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 защитные сооружения гражданской обороны продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта РФ в установленном порядке. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 года № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» Росимущество осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением об учете федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 года № 477, осуществляет учет федерального имущества и ведение реестра федерального имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации.

Ссылаясь на ст. 8 ГК РФ, ст. 6 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», п. 3.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 года № 585, ст. 7 ФЗ «О гражданской обороне» Киреевский межрайонный прокурор просил обязать территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области обеспечить учет защитного сооружения гражданской обороны – убежища, расположенного на <адрес>, в районе <адрес>.

В процессе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования, указав, что из паспорта убежища следует, что убежище принято в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году, время приведения убежища в готовность – <данные изъяты> часа, вместимость <данные изъяты> человек, площадь <данные изъяты> кв.м., адрес – <адрес>.

Согласно инвентаризационной карточке защитного сооружения гражданской обороны , балансодержатель убежища не определен, право собственности на убежище не зарегистрировано, к приему укрываемых убежище не готово, т.к. требуется проведение капитального ремонта. Просил суд обязать территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях включить защитное сооружение гражданской обороны – убежище , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес> реестр федерального имущества.

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора <адрес> г. Тулы Мешенчук М.Е. поддержала доводы, изложенные в уточненном исковом заявлении. Указала, что в исковом заявлении допущена описка в указании адреса объекта гражданской обороны, расположенного по адресу: <адрес>. Верный адрес вышеуказанного объекта гражданской обороны – <адрес>. В ходе проверки соблюдения законодательства о собственности и гражданской обороне было обнаружено защитное сооружение площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, которое представляет собой расположенные под землей помещения, вместимость которых <данные изъяты> человек. Вход в защитное сооружение захламлен бытовым и строительным мусором, строительные конструкции подвергаются разрушению, поскольку убежище принято в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году, что препятствует проведению внутреннего обследования убежища, а также убежище не готово к приему укрываемых.

Согласно ответам из Росимущества Тульской области, администраций муниципальных образований Киреевский район, г. Липки Киреевского района Тульской области в реестрах федерального имущества и муниципальной собственности Тульской области сведения о данном объекте отсутствуют.

Указала, что в результате отсутствия правоустанавливающих документов на указанное убежище, оно находится в неудовлетворительном состоянии, требует ремонта, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, вследствие чего прокурор обратился с соответствующим иском в суд, избрав законный способ для защиты нарушенного права.

Просила суд обязать территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях включить защитное сооружение гражданской обороны – убежище , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес> реестр федерального имущества.

Представитель ответчика - территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. Указал, что по данному делу территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях не нарушает и не оспаривает права и законные интересы истца.

Представитель третьего лица – администрации муниципального образования г. Липки Киреевского района по доверенности – Синих М.Ю. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в его отсутствие. Просил исключить администрацию муниципального образования г. Липки Киреевского района из числа третьих лиц, поскольку защитное сооружение, расположенное по адресу: <адрес> не входит в состав муниципального образования г. Липки, так как находится за его пределами.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно п. п. 1, 5 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» предусмотрена обязанность федеральных органов исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществлять меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.

Согласно п. п. 2, 8 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 г. № 1309, к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно - обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

Федеральные органы исполнительной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют общую потребность в объектах гражданской обороны для организаций, находящихся в сфере их ведения; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

Из положений пункта 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 г. № 583, следует, что статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища (противорадиационного укрытия), заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений защитных сооружения гражданской обороны, заверенных органами технической инвентаризации.

Согласно п. 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом президента Российской Федерации от 24.12.1993 г. № 2284, защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена.

На основании п. 2 Положения «О совершенствовании учета федерального имущества», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 г. № 447, учет федерального имущества - это получение, экспертиза и хранение документов, содержащих сведения о федеральном имуществе, и внесение указанных сведений в реестр федерального имущества в объеме, необходимом для осуществления полномочий по управлению и распоряжению федеральным имуществом.

Из справки о результатах проверки старшего помощника межрайонного прокурора Щербаковой С.А. усматривается, что в ходе проверки защитных сооружений, расположенных на территории Киреевского района установлено, что на территории <адрес>, в районе <адрес> находится защитное сооружение гражданской обороны – убежище, площадью <данные изъяты> кв.м. Вход в защитное сооружение зарос деревьями, металлические двери в убежище подвергнуты коррозии, инженерно-техническое оборудование защитного сооружения находится в неисправном состоянии (л.д. ).

Согласно ответу ТУ Росимущества в Тульской области № от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный объект гражданской обороны по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в реестре федерального имущества Тульской области не числится (л.д. ).

Данное защитное сооружение не числится в реестре муниципальной собственности муниципального образования Киреевский район и признано бесхозяйным в результате ликвидации предприятия (<данные изъяты> что подтверждается ответом заместителя главы муниципального образования Киреевский район от ДД.ММ.ГГГГ, а также объяснительной начальника отдела имущественных и земельных отношений управления экономического развития администрации м.о. Киреевский район ФИО 1 (л.д. ).

Из паспорта убежища (противорадиационного укрытия) следует, что убежище было введено в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ г., балансодержатель не определен, ведомственная принадлежность организации отсутствует, время приведения убежища в готовность <данные изъяты> часа, вместимость <данные изъяты> человек (л.д. ).

Согласно инвентаризационной карточке защитного сооружения гражданской обороны , убежище, расположенное по адресу: <адрес> находится в федеральной собственности, балансодержатель не определен, право собственности на убежище не зарегистрировано, не готово к приему укрываемых и требует капительного ремонта, сроительные конструкции разрушены, убежище затоплено грунтовыми водами, нарушена целостность стен и перекрытия, двери, ставни, механизм запирания отсутствует (л.д. ).

Из уведомления Управления Росреестра по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сведения о регистрации прав на сооружение, расположенное по адресу: <адрес> Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.

Таким образом, судом установлено, что данное защитное сооружение в реестр федерального имущества не включено.

Согласно пп. «б» п. 6 указанного Положения учет федерального имущества и ведение реестра федерального имущества осуществляют территориальные органы Федерального агентства по управлению государственным имуществом, если иное не установлено Указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, в отношении имущества (включая земельные участки, в том числе предоставленные в пользование юридическим и физическим лицам на основании соответствующих договоров), составляющего государственную казну Российской Федерации, расположенного на территории Российской Федерации, по месту его нахождения в соответствии с компетенцией, определяемой положениями об указанных органах.

С учетом приведенных норм действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области обязано обеспечить учет убежища, расположенного по адресу: <адрес>, как объекта федеральной собственности и включить его в реестр федеральной собственности, поскольку данный объект относится к защитному сооружению гражданской обороны и в силу закона являются федеральной собственностью.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О гражданской обороне» гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства (пункт 1 статьи 4 названного Закона).

Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309 (ред. от 18.07.2015) «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» убежище - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах.

Исковые требования заявлены прокурором на основании результатов проверки, в ходе которой было установлено, что убежище, расположенное по адресу: <адрес> находится в ненадлежащем состоянии, что обусловлено, в том числе и тем, что указанное сооружение не состоит в реестре федеральной собственности, в отношении него не осуществляются уполномоченными органами мероприятия, направленные на содержание его в состоянии, обеспечивающем готовность защитного сооружения к приему укрываемых, использованию в соответствии с задачами, для которых осуществлялось создание данного объекта гражданской обороны.

Успешная реализация задач в области гражданской обороны возможна при условии надлежащего ведения учета объектов гражданской обороны как государственного имущества.

Оценив вышеперечисленные доказательства в их совокупности, суд признает их относимыми, допустимыми, достоверными и достаточными, подтверждающими обоснованность заявленных исковых требований.

При таких обстоятельствах, исковые требования Киреевского городского прокурора Тульской области подлежат удовлетворению.

Доводы представителя третьего лица – администрации муниципального образования г. Липки Киреевского района по доверенности – Синих М.Ю. об исключении администрации муниципального образования г. Липки Киреевского района из числа третьих лиц не подлежат удовлетворению, поскольку решением по делу права администрации муниципального образования г. Липки Киреевского района не нарушаются и оснований для исключения из числа третьих лиц суд не усматривает. Кроме того, Гражданским процессуальным кодексом РФ исключение из числа третьих лиц не предусмотрено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Киреевского межрайонного прокурора Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области об обязании включить защитное сооружение гражданской обороны в реестр федерального имущества удовлетворить.

Обязать территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях включить защитное сооружение гражданской обороны – убежище , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес> в реестр федерального имущества.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Советский районный суд г. Тулы в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 20.06.2017 года.

Судья Борисова Д.А.