ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1018/18 от 18.10.2018 Березовского районного суда (Красноярский край)

№ 2-1018/2018

24RS0004-01-2018-000673-16

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 октября 2018 года Березовский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Лапуновой Е.С.,

при секретаре Медюк Р.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красноярского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Красноярской региональной общественной организации «Авиационный Альянс» о признании действий незаконными, запрете осуществления деятельности,

У С Т А Н О В И Л:

Красноярский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Красноярской Региональной Общественной организации «Авиационный Альянс» о признании действий незаконными, запрете осуществления деятельности, ссылаясь на то, что Красноярской транспортной прокуратурой проверено исполнение КРОО «Авиационный Альянс» требований законодательства о лицензировании деятельности по перевозкам воздушным транспортном пассажиров, а также грузов. В ходе проверки установлено, что в нарушение требований закона, при отсутствии лицензии на осуществление деятельности по перевозке пассажиров воздушным транспортном, КРОО «Авиационный Альянс» осуществляется деятельность по прогулочным перевозкам пассажиров воздушным транспортом (демонстрационные полеты). В этих целях в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» был создан сайт (voznesenka24.ru), посредством которого любой гражданин может заказать экскурсионный полет на воздушном судне. <дата> за плату в размере 1500 рублей (за 5 минут полета) с использованием воздушного судна Аэропорт-22L2 (RA-0323А) осуществлены экскурсионные перевозки ФИО4 (5 минут полета), ФИО10 (5 минут полета) и ФИО5 (15 минут полета) в районе посадочной площадки «Вознесенка», расположенной в 3 км на север от поселка <адрес> Красноярского края. Данные прогулочные перевозки пассажиров осуществлялись КРОО «Авиационный Альянс» на системной основе в 2015-2017 годах. В ходе проведения прокурорской проверки были опрошены ФИО4 и ФИО5, которые пояснили, что обратились в КРОО «Авиационный Альянс» для осуществления экскурсионной перевозки на воздушном судне за плату, после чего представитель КРОО «Авиационный Альянс» объяснил им, что для выполнения полетов необходимо заполнить заявление о вступлении в состав членов КРОО «Авиационный Альянс», а также заявление об исключении из состава членов данной организации по истечении суток после вступления. Вступление в члены данной организации не явилось их целью. Данные заявления указанные граждане заполнили только с целью совершения полетов, как обязательное условие. С положением организации и иными документами КРОО «Авиационный Альянс» их не знакомили. О проведении экскурсий на воздушных судах ФИО4 узнала из информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». <дата> в связи с перевозкой КРОО «Авиационный Альянс» пассажиров воздушным транспортом при отсутствии соответствующей лицензии Красноярский транспортным прокурором председателю правления указанной организации внесено представление об устранении нарушений закона, а также принимались иные меры прокурорского реагирования. Вместе с тем, согласно информации от <дата> о результатах рассмотрения указанного представления, КРОО «Авиационный Альянс» нарушение закона не признано и планирует в дальнейшем осуществлять безлицензионную деятельность. Невыполнение КРОО «Авиационный Альянс» воздушного законодательства и законодательства о лицензировании создает угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц – граждан, пользующихся услугами по перевозке пассажиров воздушным транспортом. Просит признать незаконными действия КРОО «Авиационный Альянс», заключающиеся в перевозке лиц, не имеющих отношения к деятельности данного юридического лица, с использованием воздушного судна при отсутствии лицензии на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и грузов воздушным транспортом, также в осуществлении демонстрационных полетов с нахождением на борту воздушного судна лиц, не входящих в состав экипажа; запретить КРОО «Авиационный Альянс» деятельность по осуществлению демонстрационных полетов с нахождением на борту воздушного судна лиц, не входящих в состав экипажа, а также перевозку пассажиров судна лиц, не входящих в состав экипажа, а также перевозку пассажиров и грузов воздушным транспортом до получения в установленном законом порядке лицензии на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и грузов воздушным транспортом.

В судебном заседании представитель истца – помощник Красноярского транспортного прокурора ФИО6 исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика ФИО7, действующий на основании доверенности от <дата>, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, ранее представил отзыв на исковое заявление, в котором просил в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на то, что КРОО «Авиационный альянс» не оказывает услуги по перевозке пассажиров и грузов, а проводит экскурсии и ознакомительные полеты для членов организации, то есть для собственных нужд. Данная деятельность не является перевозкой, поскольку пункт назначения и доставки совпадает. Оплата за полеты не производилась, лица, участвующие в полетах, вносили только членские взносы. КРОО «Авиационный альянс» является некоммерческой организацией, не преследует цели извлечения прибыли, не осуществляет деятельность по перевозке третьих лиц, осуществляет полеты членов организации (для собственных нужд), а соответственно, его деятельность не подлежит лицензированию.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 20 Воздушного кодекса РФ авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную авиацию.

Авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, относится к гражданской авиации (ч. 1 ст. 21 ВК РФ). Гражданская авиация, не используемая для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ, относится к авиации общего назначения.

В силу ст. 62 Воздушного кодекса РФ ФИО2 авиационные предприятия и ФИО2 индивидуальные предприниматели вправе осуществлять коммерческую деятельность в области гражданской авиации при наличии лицензий, полученных в соответствии со ст. 9 Воздушного кодекса РФ.

Согласно ч. 1 ст. 100 Воздушного кодекса РФ перевозчиком является эксплуатант, осуществляющий воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты и имеющий лицензию на осуществление подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации вида деятельности в области авиации.

В соответствии с п. 22 ст. 12 Федерального закона от <дата> N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по перевозкам воздушным транспортом пассажиров (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию.

Порядок осуществления такой деятельности урегулирован Положением о лицензировании деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденным Постановлением Правительства РФ от <дата> N 457.

В силу п. 3 данного Положения деятельность по перевозкам воздушным транспортом пассажиров включает работы и услуги по выполнению регулярных и (или) нерегулярных (чартерных) перевозок воздушным транспортом пассажиров.

Согласно п.п. «а,б,в» п. 4 Положения, лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату) для осуществления деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров, являются: наличие у соискателя лицензии (лицензиата) сертификата эксплуатанта, полученного в порядке, установленном федеральными авиационными правилами в соответствии со ст. 8 Воздушного кодекса РФ; наличие у лицензиата на праве собственности или ином законном основании воздушных судов с действующим сертификатом летной годности в количестве, достаточном (с учетом резервирования) для выполнения перевозок воздушным транспортом пассажиров в соответствии с формируемыми лицензиатом расписанием регулярных перевозок воздушным транспортом пассажиров и (или) программой выполнения нерегулярных (чартерных) перевозок воздушным транспортом пассажиров; соблюдение лицензиатом общих правил перевозок воздушным транспортом пассажиров и требований к обслуживанию пассажиров, устанавливаемых федеральными авиационными правилами в соответствии со ст. 102 Воздушного кодекса РФ.

Согласно ч. 1 ст. 103 ВК РФ по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае сдачи пассажиром воздушного судна багажа обязуется доставить багаж в пункт назначения и выдать пассажиру воздушного судна или управомоченному им на получение багажа лицу.

Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от <дата> N 29-П указал, что согласно пункту 2 статьи 21 ВК РФ гражданская авиация, используемая для предоставления услуг (по осуществлению воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты) и (или) выполнения авиационных работ, относится к коммерческой гражданской авиации.

Судом установлено, что Красноярская региональная общественная организация «Авиационный Альянс» зарегистрирована <дата> и в соответствии с Уставом, является основанным на членстве общественным объединением. Основными видами деятельности являются: развитие авиационно-технических видов спорта, вовлечение в авиационный спорт населения, организация обучения членов Организации полетам на СЛА, планерах, самолетах.

<дата> между ООО «Авиационные технологии» и КРОО «Авиационный Альянс» заключен договор -АБЭ/17 аренды воздушного судна без экипажа.

В информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» имеется сайт voznesenka24.ru, предлагающий полеты на самолете в Красноярске, в том числе, полеты экскурсионные/тренировочные.

Красноярской транспортной прокуратурой проверено исполнение КРОО «Авиационный Альянс» требований законодательства о лицензировании деятельности по перевозкам воздушным транспортном пассажиров, а также грузов, в ходе которой установлено, что при отсутствии лицензии на осуществление деятельности по перевозке пассажиров воздушным транспортном, КРОО «Авиационный Альянс» <дата> за плату в размере 1500 рублей (за 5 минут полета) с использованием воздушного судна Аэропорт-22L2 (RA-0323А) осуществлены экскурсионные перевозки ФИО4 (5 минут полета), ФИО10 (5 минут полета) и ФИО5 (15 минут полета) в районе посадочной площадки «Вознесенка», расположенной в 3 км на север от поселка <адрес> Красноярского края.

В связи с этим, в адрес КРОО «Авиационный Альянс» направлено представление об устранении нарушений закона, с которым ответчик не согласился.

В обоснование заявленных требований, суду представлены объяснения ФИО8, ФИО5, согласно которым, <дата> они катались на самолетах на посадочной площадке «Вознесенка». Для выполнения полетов ими были написаны заявления о вступлении в состав членов КРОО «Авиационный Альянс» и заявления о выходе из состава членов указанного общества. После этого были осуществлены полеты. Заявления о вступлении в члены КРОО «Авиационный Альянс» являлось обязательным условием для осуществления прогулочных полетов, но вступление в члены общества не являлось их целью, с уставными и учредительными документами общества их не знакомили.

В судебном заседании свидетель ФИО5 пояснил, что ему на день рождения подарили сертификат на полет на самолете. Они прибыли на площадку «Вознесенка», где его ознакомили с техникой безопасности во время полета. Кроме того, необходимо было расписаться в бумагах, что он вступает в члены общества. Он не собирался вступать в члены КРОО, но ему пояснили, что без этого полет не будет осуществлен. Членские взносы он не оплачивал, ему подарили сертификат на полет.

Представителем ответчика представлены суду заявления ФИО8 и ФИО5 от <дата> о вступлении в КРОО «Авиационный Альянс» и заявления от <дата> об исключении из КРОО «Авиационный Альянс».

Вместе с тем, в соответствии с п.3.2 Устава КРОО «Авиационный Альянс» прием граждан в числе членом Организации проводится по решению Правления организации, если за него проголосовало большинство членов Правления.

Однако, несмотря на неоднократные предложения представить суду решения Правления организации о приеме в члены общества ФИО5 и ФИО8, с приложением протокола заседания Правления и списка членом Правления на дату написания заявлений указанными лицами, ответчик данные документы не представил.

При этом, в силу ч.1 ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Между тем, из объяснений ФИО8 и показаний свидетеля ФИО5, следует, что они не желали вступать в члены общества, заявления о включении в состав членом общества написали только в связи с тем, что это являлось обязательным условием для осуществления полетов, членские взносы не вносили, с уставными документами общества не знакомились. ФИО8 узнала о возможности выполнения полетов в сети Интернет, за приобретение сертификата на полет оплатила 4500 рублей, а также сама оплатила за полет 2000 рублей.

Таким образом, судом установлено, что КРОО «Авиационный Альянс» фактически осуществляет коммерческую перевозку пассажиров, оформляя оказание данной услуги гражданам приемом их в члены организации, без наличия у данных граждан намерений вступить в члены организации, размещая рекламу о предоставлении коммерческих услуг в сети Интернет и принимая денежные средства за оказанные услуги, при отсутствии лицензии на осуществление указанной деятельности. При этом, доказательств обратного ответчиком суду не представлено.

Осуществление деятельности по воздушной перевозке и демонстрационным полетам лиц, не являющихся членами экипажа и организации, без получения лицензии создает угрозу жизни и здоровью указанных лиц.

В связи с этим, суд приходит к выводу, что исковые требования Красноярского транспортного прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Красноярского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать незаконными действия КРОО «Авиационный Альянс», заключающиеся в перевозке лиц, не имеющих отношения к деятельности данного юридического лица, с использованием воздушного судна при отсутствии лицензии на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и грузов воздушным транспортом, а также в осуществлении демонстрационных полетов с нахождением на борту воздушного судна лиц, не входящих в состав экипажа.

Запретить КРОО «Авиационный Альянс» деятельность по осуществлению демонстрационных полетов с нахождением на борту воздушного судна лиц, не входящих в состав экипажа, а также перевозку пассажиров судна лиц, не входящих в состав экипажа, а также перевозку пассажиров и грузов воздушным транспортом до получения в установленном законом порядке лицензии на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и грузов воздушным транспортом.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме с подачей жалобы через Березовский районный суд.

Председательствующий:

Судья: Е.С.Лапунова