ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1018/2013 от 11.12.2013 Троицкого городского суда (Челябинская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 декабря 2013г. Троицкий городской суд Челябинской области в составе: председательствующего Мирзоян Н.Е.

при секретаре Кадомцевой Т.Г.,

с участием прокурора Пруцаковой О.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Троицка в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации г. Троицка, Амерхановой Д.Р., Филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области о признании ненормативных правовых актов недействительными, по заявлению Амерхановой Д.Р. о признании недействующим нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления

Установил:

Прокурор г. Троицка в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации г. Троицка, Амерхановой Д.Р.с учетом уточнения требований) о признании ненормативных правовых актов недействительными, в котором просит признать недействительными:

акт выбора площадки для проектирования досугового комплекса многопрофильного назначения на территории парка *** от 17.05.2007 года;

постановление администрации г. Троицка от 13.06. 2007г. № «О проектировании досугового комплекса многопрофильного назначения на территории парка ***»;

постановление администрации г. Троицка от 09.02.2010 года № «О внесении изменений в постановление главы администрации города Троицка от 13.06.2007 года №»;

постановление администрации г. Троицка от 12.03.2010 года № «О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования на часть земельного участка у муниципального учреждения «Комитет по культуре и делам молодежи администрации города Троицка»;

постановление администрации г. Троицка от 12.03.2010 года № «О предоставлении земельного участка из земель населенных пунктов в аренду Амерхановой Д.Р. на период проектирования досугового комплекса многопрофильного назначения по адресу: <адрес> территория парка ***»;

постановление администрации г. Троицка от 14.10.2010 года № «Об утверждении основной части проекта планировки территории парка ***»;

постановление администрации г. Троицка от 20.10.2011 года № «Об утверждении градостроительного плана земельного участка для проектирования досугового комплекса многопрофильного назначения на территории парка ***»;

признать недействительным договор аренды № от 12.03.2010г., заключенный между Управлением муниципальной собственности администрации г. Троицка и Амерхановой Д.Р.;

и обязать:

Амерханову Д.Р. вернуть Управлению муниципальной собственности администрации города Троицка земельный участок с кадастровым номером №, площадью 5214 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, территория парка ***;

филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером №

В обоснование иска прокурор ссылается на то, что оспариваемые им ненормативные правовые акты администрации г. Троицка не соответствуют требованиям земельного законодательства. В результате изданных незаконных правовых актов Амерхановой Д.Р. был предоставлен по договору аренды земельный участок для проектирования досугового комплекса многопрофильного назначения на территории парка ***, земли которого относятся к землям рекреационного назначения, ограниченными в обороте. Строительство и размещение здания досугового комплекса многопрофильного назначения на территории парка приведет к уменьшению территории парка и нарушит права жителей и гостей города Троицка на благоприятную окружающую среду и на отдых, так как на территории г. Троицка с населением 78 тысяч человек находится только один парк с зелеными насаждениями, предназначенный для отдыха.

В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования, ссылаясь на доводы, изложенные в иске.

Представитель администрации г. Троицка Садриева Г.Н. иск признала частично, ссылаясь на то, что с момента заключения с Амерхановой Д.Р. договора аренды спорного земельного участка публичные отношения прекратились и возникли гражданско-правовые отношения. Договор аренды земли, заключенный до 12.03.2013г., прекратил свое действие окончанием срока, в продлении договора администрация г. Троицка Амерхановой Д.Р. отказала, ввиду чего договор аренды не может быть признан недействительным. Признала, что является недействительным постановление от 14 октября 2010 г. № «Об утверждении основной части проекта планировки территории парка ***», так как процедура была нарушена. Считает, что нет необходимости обязать филиал росреестра снять с кадастрового учета этот земельный участок, поскольку сейчас администрация проводит процедуру по объединению этих земельных участков. Считает обоснованным требование - обязать Амерханову вернуть земельный участок, поскольку земельный участок был передан по акту приема - передачи, поэтому подлежит возврату.

Амерханова Д.Р. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие с участием представителя Литуновской Т.В., которая иск прокурора не признала. В обоснование возражений ссылается на то, что акт выбора площадки для проектирования досугового комплекса не является ненормативным правовым актом и не подлежит самостоятельному обжалованию в порядке главы 25 ГПК РФ. Постановления от 13.06. 2007г. № «О проектировании досугового комплекса многопрофильного назначения на территории парка *** от 09.02.2010 года № «О внесении изменений в постановление главы администрации города Троицка от 13.06.2007 года №» не могут быть обжалованы в порядке главы 25 ГПК РФ, так как подлежит оспариванию само зарегистрированное право.

Требование прокурора о признании недействительным договор аренды и обязании вернуть земельный участок, представитель Амерхановой Д.Р. считала необходимым выделить в отдельное производство и приостановить до вступления в силу решения Арбитражного суда по заявлению Амерхановой Д.Р. о признании незаконным погашение регистрационной записи об обременении спорного земельного участка арендой.

Просила применить срок исковой давности к требованию о возврате земельного участка, так как срок исковой давности о применении последствий недействительности ничтожной сделки, составляющий три года с момента исполнения сделки, истек и срок предъявления требований об оспаривании ненормативных правовых актов.

Постановление администрации г. Троицка от 20.10.2011 года № «Об утверждении градостроительного плана земельного участка для проектирования досугового комплекса многопрофильного назначения на территории парка *** по мнению представителя Амерхановой Д.Р. соответствует ст. 44 Гр.К РФ и не нарушает права и интересы граждан. Снятие земельного участка с кадастрового учета возможно, если он является преобразуемым объектом недвижимости, поэтому оснований для удовлетворения данного требования прокурора не находит. Не согласился представитель Амерхановой Д.Р. и с доводами прокурора о том, что спорный земельный участок относится к землям особо охраняемых территорий, так как его категория - земли населенных пунктов, что указано в кадастровой выписке, просила в удовлетворении иска прокурору отказать.

Амерханова Д.Р. подала заявление о признании недействующим решения Собрания депутатов города Троицка Челябинской области от 24.06.2009г. № «Об утверждении Правил землепользования и застройки территории Троицкого городского округа» в части, касающейся территориальной зоны А4 «Парки, скверы, бульвары, набережные, пляжи» и А6 «Объекты физкультуры и спорта» территории земельного участка с кадастровым номером №, ссылаясь на то, что данный нормативный правовой акт противоречит ст. 15 Конституции и ст. ст. 30, 31,32 Градостроительного кодекса РФ и создает препятствия заявителю в пользовании земельным участком в соответствии с его разрешенным использованием, нарушает права и законные интересы заявителя в области предпринимательской деятельности.

Судом объединены в одно производство два дела: по иску прокурора и по заявлению Амерхановой Д.Р.

Представитель заинтересованного лица - Собрания депутатов города Троицка Челябинской области Садриева Г.Н. заявление Амерхановой Д.Р. считала не подлежащим удовлетворению, так как оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит закону и не нарушает права и свободы Амерхановой Д.Р.

Представитель ответчика - Управления муниципальной собственности администрации города Троицка Челябинской области, в судебное заседание не явился, Управление просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

ФГБУ «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Челябинской области» своего представителя в судебное заседание не направило, надлежаще извещалось о дате и месте слушания дела.

Представители 3 лиц: МБУ «Центр досуга г. Троицка», Управления по культуре, спорту и делам молодежи администрации города Троицка, МУ «Комитет по культуре и делам молодежи администрации города Троицка» в судебное заседание не явились, надлежаще извещались о дате и месте слушания дела.

В соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу части 3 статьи 246 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

Основанием для принятия решения суда о признании незаконным решения, действия (бездействия) является одновременное несоответствие этого решения, действия (бездействия) закону, а также нарушение прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно статье 98 Земельного кодекса Российской Федерации к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты. На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.

Законом Челябинской области "Об особо охраняемых природных территориях Челябинской области" от 14.05.2002 N 81-ЗО ( статья 27) предусмотрено, что городские парки - особо охраняемые природные территории, расположенные в границах городских населенных пунктов, покрытые лесными насаждениями естественного либо культурного происхождения и созданные для рекреационных нужд населения.(в ред. Законов Челябинской области от 30.11.2004 N 335-ЗО, от 30.05.2007 N 151-ЗО)

На территории парков запрещается любая деятельность, причиняющая вред парку или ухудшающая его состояние, затрудняющая его охрану, в том числе:

все виды застройки, не связанные с организацией деятельности парков;

рубки лесных насаждений, за исключением вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений; (в ред. Закона Челябинской области от 30.05.2007 N 151-ЗО)

проезд и стоянка автотранспорта в не отведенных для этих целей местах.

В соответствии со ст. 85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Согласно пункту 3 названной статьи градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки территории Троицкого городского округа, утвержденными решением Собрания депутатов города Троицка от 24 июня 2009 г. № установлены территориальные зоны, для каждой из которых предусмотрен набор конкретных регламентов, который распространяется на любые виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в пределах одной территориальной зоны.

Согласно части 3 «Градостроительные регламенты» указанных Правил в состав зон природно-рекреационного назначения включены зоны в границах территорий, занятых парками, скверами, бульварами - зона А4, объектами физкультуры и спорта - зона А6, предназначенных для организации мест массового отдыха населения, для осуществления культурно-досуговой, оздоровительной деятельности (л.д.8об. т.3).

Согласно п. 5 ст. 98 ЗК РФ на землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.

Действующим законодательством, а именно положениями п. 8 ст. 27 ЗК РФ установлен запрет на приватизацию земельных участков, в том числе, в границах территорий общего пользования.

Согласно градостроительному регламенту основные виды разрешенного использования в данной зоне: озелененные территории, дорожно-тропиночная сеть, площадки отдыха и игр, павильоны, зрелищные сооружения, крупные спортивные сооружения и объекты рекреации, аттракционы, малые архитектурные формы; условно разрешенные виды использования: административно-хозяйственные здания и сооружения в соответствии со своей специализацией, места парковки легковых автомобилей (из расчета 10 машино/мест на 100 единовременных посетителей), предприятия общественного питания, инженерно-технические объекты; вспомогательные виды разрешенного использования: пункты первой медицинской помощи, опорные пункты милиции, киоски, лоточная торговля, временные павильоны розничной торговли и обслуживания, объекты культа.

В городе Троицке с населением 78000 человек имеется всего один парк с зелеными насаждениями, предназначенный для отдыха - ***

В соответствии с постановлением администрации г. Троицка от 10.02.1992г. № 233 «Об отводе земельного участка ***» был отведен в бессрочное пользование земельный участок площадью 6,5 га, фактически занимаемый парком (л.д.19 т.1). 12.05.1993г. земельный участок, занятый парком площадью 72733 кв.м был поставлен на кадастровый учет ему присвоен кадастровый №, вид разрешенного использования - для размещения объектов культурно-бытового назначения (л.д.62, 72 т.1).

Таким образом, земельный участок, занятый парком площадью 72733 кв.м находился в территориальной зоне рекреационного назначения (лесопарки). Правилами землепользования и застройки Троицкого городского округа в данной зоне в качестве разрешенного и условно разрешенного вида использования предусмотрены только объекты общественного питания, малые архитектурные формы, административно-хозяйственные здания и сооружения в соответствии со своей специализацией, инженерно-технические объекты; временные павильоны розничной торговли и обслуживания, объекты культа, строительство иных сооружений не предусмотрено.

В нарушение вышеуказанных норм закона и Правил землепользования и застройки территории Троицкого городского округа 27 мая 2005 года на заседании Градостроительного Совета администрации города Троицка было решено рекомендовать для проектирования представленный эскизный проект о строительстве на территории парка *** капитальных сооружений - досугового комплекса.

Для осуществления концепции реконструкции городского парка администрация г. Троицка осуществляет следующие действия и принимает по ним соответствующие постановления.

Так, 11.04.2007 года администрацией г. Троицка принято постановление № «О предоставлении земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование муниципальному учреждению «Комитет по культуре и делам молодежи администрации г. Троицка», в соответствии с которым данному учреждению предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок с кадастровым номером №, площадью 72733 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, под объекты культурно-бытового назначения. Таким образом, земельный участок, на котором расположен парк *** и который был предоставлен *** парку постановлением администрации г. Троицка от 10.02.1992 года № перешел в постоянное (бессрочное) пользование муниципальному учреждению «Комитет по культуре и делам молодежи администрации г. Троицка», при этом, целевое назначение земельного участка стало противоречить целевому назначению данного участка, указанному в постановлении администрации г. Троицка 10.02.1992 года №, так как изначально данный участок выделялся для размещения парка (л.д. 38 т.1).

20.04.2007 года администрацией г. Троицка постановлением № признано утратившим силу постановление главы администрации города Троицка от 10.02.1992 г. № «Об отводе земельного участка ***» (л.д.39 т.1).

17.05.2007 года был подписан всеми заинтересованными службами г. Троицка комиссионный акт выбора площадки для проектирования досугового комплекса многофункционального назначения на территории парка *** из которого следует, что заказчиком строительства выступает Амерханова Д.Р., представившая на рассмотрение комиссии эскизный проект досугового комплекса многопрофильного назначения (л.д.22).

Площадь застройки комплекса составляет 2230 кв.м., этажность - 2-3 этажа (переменная этажность).

Из исходных данных на проектирование досугового комплекса, составленных МУ «Архитектура и градостроительство» в мае 2007 года и являющихся приложением к акту выбора площадки, следует, что досуговый комплекс будет состоять из двух зданий, соединенных между собой аркой. При этом, одно из зданий будет размещаться около входа в парк *** со стороны <адрес>, а второе здание - со стороны <адрес>

Из п.6 решения комиссии следует, что при решении вопросов по организации и благоустройству территории следует руководствоваться согласованным эскизным проектом «Концепция реконструкции ***» и заданием на проектирование главного специалиста по охране, использованию реставрации памятников истории и культуры.

В силу п.3 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления городских или сельских поселений обязаны информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны (п. 5 ст. 31 названного Кодекса).

Однако в нарушение данных требований закона публичное информирование населения о предстоящем предоставлении земельного участка на территории парка *** для строительства досугового комплекса многопрофильного назначения не осуществлялось. Таким образом, акт выбора площадки является незаконным, так как подписан в нарушение ст. 31 ЗК РФ.

Суд не соглашается с мнением ответчиков о том, что акт выбора площадки не может оспариваться, так как отдельно не является ненормативным правовым актом, а становится им после того, как орган местного самоуправления принимает решение о его утверждении.

В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация вправе оспорить в суде не только решение, но и действие (бездействие) органа местного самоуправления, должностного лица. Оформление акта выбора площадки - третий этап процедуры выбора земельного участка для строительства. Поскольку прокурором заявлено требование о признании недействительным акта выбора площадки для проектирования досугового комплекса многопрофильного назначения на территории парка *** от 17.05.2007 года, а суд приходит к выводу о том, что этот этап процедуры выбора земельного участка действительно не соответствует закону, то данное требование следует удовлетворить.

Рассмотрев акт выбора площадки для проектирования досугового комплекса, начальник Департамента муниципальной собственности администрации г.Троицка *** письмом от 06.06.2007 года № информирует Амерханову Д.Р. о том, что, парк *** в соответствии со ст.98 Земельного кодекса Российской Федерации, относится к землям рекреационного назначения, которые, в соответствии со ст.27 Земельного кодекса Российской Федерации, являются землями, ограниченными в обороте, в связи с чем изъятие данного земельного участка и предоставление в собственность не возможно. Земельный участок, занятый парком, полностью закреплен на праве постоянного (бессрочного) пользования за Комитетом по культуре и делам молодежи администрации г.Троицка и его предоставление возможно только по договору аренды между Комитетом по культуре и застройщиком. Вопрос разрешения строительства на землях данного назначения является неоднозначным, в связи с чем Департамент против принятия подобного решения без дополнительной проработки данного вопроса (л.д.26 т.1).

Однако 13.06.2007 года администрация г.Троицка приняла постановление № «О проектировании досугового комплекса многопрофильного назначения на территории ***», которым Амерхановой Д.Р. разрешено проектирование досугового комплекса многопрофильного назначения на территории парка ***, утверждается акт выбора площадки от 17.05.2007 года, Амерхановой Д.Р. предписывалось разработать проектно-сметную документацию и оформить разрешение на строительство в течение 2 лет со дня подписания настоящего постановления, в случае невыполнения данного условия постановление считать утратившим силу (л.д.25 т.1).

Поскольку данное постановление принято в нарушение ст. ст. 31, 85, 98 ЗК РФ и Правил землепользования и застройки Троицкого городского округа, а также им утвержден недействительный акт выбора площадки для проектирования, что послужило основанием для разрешения проектирования досугового комплекса, следовательно, указанное постановление также является недействительным как противоречащее земельному законодательству.

Поскольку Амерхановой Д.Р. разрешение на строительство указанного досугового комплекса в течение 2 лет со дня подписания данного постановления не было получено, то постановление администрации г. Троицка от 13.06.2007 года № утратило силу 13.06.2009 года. Несмотря на это, 09.02.2010 года администрацией г. Троицка принято постановление № «О внесении изменений в постановление главы администраций города Троицка от 13.06.2007 года №», пунктом 1 которого в подпункт 2 пункта 3 постановления от 13.06.2007 года № внесены изменения в части срока получения разрешения, данный срок продлен до 31.12.2011 года. Таким образом, данным постановлением вносятся изменения в уже утратившее силу постановление от 13.06.2007 года №.

06.07.2007 года главным архитектором г. Троицка Сорокиным В.В. было утверждено архитектурно-планировочное задание № (АПЗ №) на разработку рабочего проекта на строительство досугового комплекса многопрофильного назначения, расположенного по адресу: г.Троицк, территория парка *** (л.д.33-37). Из АПЗ № следует, что площадь застройки досугового комплекса составляет 2230 кв.м., что земельный участок под строительство досугового комплекса располагается на территории парка ***. который, в соответствии со ст.98 Земельного кодекса Российской Федерации, является землями, ограниченными в обороте (п.1.9 АПЗ).

Из п. 1.10 задания следует, что парк является памятником природы (более 100 лет) (л.д.34 т.1).

Пункт п.2.9 АПЗ предусматривал, что в границы благоустройства проектируемого объекта необходимо включить территорию, прилегающую к досуговому комплексу, часть центральной аллеи, включая танцевальную площадку. Рекомендовано в рабочем проекте раздела «Генплан» предусмотреть разделение транспортного движения служебного транспорта к досуговому комплексу от пешеходного движения посетителей парка. При этом раздел 2.15 «Охрана окружающей среды (мероприятия по исключению вредных воздействий на окружающую среду)» не заполнен, таким образом, требования по охране окружающей среды администрацией г.Троицка заказчику не выставлены.

Из пункта 4.1 задания следует, что срок его действия составляет 2 года со дня регистрации. То есть, срок действия задания на проектирование истек 06.07.2009 года.

Из п.4.1 также следует, что при непредставлении проекта на получение разрешения на строительство в течение указанного срока «действие задания прекращается без уведомления заказчика, вплоть до аннулирования». В случае возникновения обстоятельств, требующих пересмотра условий задания, изменения в него могут быть внесены только по согласованию с заказчиком.

До 06.07.2009 года Амерханова Д.Р. не представила в администрацию г.Троицка проект для получения разрешения на строительство, срок действия задания на проектирование не продлялся, в связи с чем срок действия задании на проектирование истек 06.07.2009 года.

14 апреля 2009 года осуществлена государственная регистрация права собственности муниципального образования «город Троицк» на земельный участок площадью 72733 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> (л.д.71 т.1).

14 апреля 2009 года поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером <адрес>, площадью 0,52 га, расположенный по адресу: <адрес>.

В соответствие с п. 1 ст.45 Земельного кодекса Российской Федерации, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса. Согласно п. 3 ст.53 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 13.05.2008 года № 66-ФЗ, следует, что при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. К заявлению об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прилагаются кадастровый паспорт земельного участка (при наличии в государственном кадастре недвижимости сведений о таком земельном участке, необходимых для выдачи кадастрового паспорта земельного участка), подлинники документов, удостоверяющих права на землю, в случае их отсутствия - копия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка, а также копия документа, удостоверяющего личность (для гражданина), или копия документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица. К заявлениям юридических лиц, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и государственных и муниципальных предприятий должен быть приложен документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

11.03.2010 годаначальником МУ «Комитет по культуре и делам молодежи администрации г. Троицка» Хмелевой Л.Д. в адрес главы г. Троицка было направлено письменное обращение об изъятии части земельного участка, занятого парком *** (л.д.40 т.1), при этом не были указаны характеристики части участка, от которой отказывалось МУ «Комитет по культуре и делам молодежи администрации г. Троицка», площадь этой части земельного участка, месторасположение части участка, кадастровый номер. К заявлению Хмелевой Л.Д. от 11.03.2010 года ни один из документов, предусмотренных п. 3 ст.53 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 13.05.2008 года № 66-ФЗ, приложен не был.

Как предусмотрено п. 4 ст.53 Земельного кодекса Российской Федерации при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком орган местного самоуправления на основании заявления об отказе от права на земельный участок в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. По состоянию на 11.03.2010 года учредителем МУ «Комитет по культуре и делам молодежи администрации города Троицка» являлась администрация г. Троицка.

11.03.2010 года в государственный кадастр недвижимости внесены сведения об образовании из земельного участка с кадастровым номером №, занятого парком ***, двух земельных участков: земельный участок с кадастровым номером №, площадью 5214 кв.м. и земельный участок с кадастровым номером №, площадью 67518 кв.м.. Таким образом, раздел земельного участка кадастровым № был произведен в день обращения Хмелевой Л.Д. в адрес главы г. Троицка с указанным заявлением, что свидетельствует о том, что работа по разделу земельного участка и фактическому изъятию земельного участка проводилась администрацией г. Троицка раньше того, как учреждение отказалось от части земельного участка, что противоречит п. 4 ст. 53 Земельного кодекса Российской Федерации ( л.д.44, 129).

12.03.2010 года администрацией г. Троицка принято постановление № «О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования на часть земельного участка у муниципального учреждения «Комитет по культуре и делам молодежи администрации города Троицка» (л.д.41), пунктом 1 которого прекращено право муниципального учреждения «Комитет по культуре и делам молодежи администрации г. Троицка» постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 5214 кв.м., под объекты культурно- бытового назначения. Пунктом 2 указанного постановления предусмотрено, что подпункт 1.5 постановления администрации г. Троицка от 11.04.2007 года №, которым муниципальному учреждению «Комитет по культуре и делам молодежи администрации города Троицка» предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый номер № площадью 72733 кв.м., под объекты культурно-бытового назначения, необходимо читать в следующей редакции: «<адрес>, кадастровый № (***) общей площадью 67 518 кв.м. под объекты культурно-бытового назначения».

Таким образом, площадь земельного участка, предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование МУ «Комитет по культуре и делам молодежи администрации города Троицка», уменьшилась на 5215 кв.м. (72733 кв.м.-67518 кв.м.), тогда как на основании постановления администрации г.Троицка от 12.03.2010 года № право постоянного (бессрочного) пользования учреждения прекращено на земельный участок площадью 5214 кв.м..

В силу ст.29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Администрацией г. Троицка решение о предоставлении муниципальному учреждению «Комитет по культуре и делам молодежи администрации г.Троицка» земельного участка с кадастровым № не принималось.

Таким образом, постановление администрации г.Троицка от 12.03.2010 года администрацией г.Троицка № принято незаконно.

12.03.2010 года администрацией г. Троицка принято постановление №, в соответствии с котороым Амерхановой Л.Р. предоставлен в аренду сроком на 3 года земельный участок с кадастровым номером № площадью 5214 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, на период проектирования досугового комплекса многопрофильного назначения. В преамбуле указанного постановления содержится ссылка на недействующее постановление администрации г. Троицка от 13.06.2007 года № «О проектировании досугового комплекса многопрофильного назначения на территории парка ***» (л.д.48 т.1). Данное Постановление противоречит нормам земельного законодательства Российской Федерации по следующим основаниям.

Согласно п.8 ст.31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

Так как акт выбора площадки для проектирования досугового комплекса от 17 мая 2007 года принят в нарушение пункта 3 ст.31 Земельного кодекса Российской Федерации, и, следовательно, является незаконным, а также является незаконным постановление администрации г. Троицка от 13.06.2007 года №, которым утвержден акт выбора площадки, то и постановление администрации г. Троицка, принятое на основании указанных документов, также является незаконным.

12.03.2010 года между Управлением муниципальной собственности администрации г. Троицка и Амерхановой Д.Р. заключен договор аренды указанного земельного участка. Земельный участок передан Амерхановой Д.Р. по акту приема-передачи. Согласно п.7.1 данного договора, срок его действия составляет 3 года. В апреле 2010 года договор прошел государственную регистрацию. Срок действия данного договора истек. Согласно п.2 ст.621 Гражданского кодекса Российской Федерации, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610 ГК РФ).

Согласно ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Договор аренды является ничтожной сделкой, так как не соответствует требованиям земельного законодательства, приведенным выше, заключен на основании противоречащего закону и подлежащему отмене постановления администрации г. Троицка №. По данной сделке Амерхановой Д.Р. предоставлен в аренду земельный участок на период проектирования досугового комплекса многопрофильного назначения из земель рекреационного назначения, где запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.

08.05.2013 года запись о государственной регистрации указанного договора аренды погашена в ЕГРП. Поскольку Амерханова Д.Р. оспаривает в Арбитражном суде действие Росреестра о погашении записи о государственной регистрации договора аренды, а прокурор от данного требования не отказался, то суд считает, что требование о признании недействительным договора аренды подлежит рассмотрению.

Из содержания ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

По сути, требование прокурора о признании недействительным договора аренды является требованием о применении последствий недействительности ничтожной сделки.

В силу статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации, требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено лицами, указанными в настоящем Кодексе.

Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе.

Стороной ответчика Амерхановой Д.Р. было заявлено о применении срока исковой давности к требованию прокурора о применении последствий недействительности ничтожной сделки -

В соответствии с пунктом 1 статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 109-ФЗ)Срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.

Исполнение договора аренды земельного участка началось 12.03.2010г. с момента передачи земельного участка (л.д.51 т.1), т.е. срок исковой давности истек 12.03.2013г.

Однако суд по своей инициативе применяет последствия недействительности ничтожной сделки.

Кроме того, суд считает возможным удовлетворить заявление прокурора о восстановлении срока исковой давности к требованию прокурора о применении последствий недействительности ничтожной сделки, так как это требование заявлено в интересах неопределенного круга лиц, которые не являлись стороной сделки и не знали о начале её исполнения.

Таким образом, земельный участок с кадастровым номером № должен быть Амерхановой Д.Р. возвращен арендодателю - Управлению муниципальной собственности администрации г. Троицка.

19.03.2012 года снят с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером №

Земельный участок с кадастровым номером № подлежит снятию с кадастрового учета, так как данный земельный участок был образован в нарушение норм действующего земельного законодательства и в результате незаконного отказа начальника МУ «Комитет по культуре и делам молодежи администрации г. Троицка» от части земельного участка с кадастровым номером №

01.02.2012 года администрацией г. Троицка принято постановление № «О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки у муниципального учреждения «Комитет по культуре и делам молодежи администрации города Троицка» и предоставлении земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования муниципальному бюджетному учреждению «Центр досуга города Троицка», в соответствии с которым прекращено право Комитета по культуре постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, расположенный по адресу<адрес>, кадастровый номер №, площадью 72733 кв.м., под объекты культурно-бытового назначения. На основании пункта 2.3 указанного постановления данный земельный участок передан в постоянное (бессрочное) пользование МБУ «Центр досуга города Троицка» (л.д.61 т.1). 23.05.2012 года осуществлена государственная регистрация данного права на указанный земельный участок за МБУ «Центр досуга города Троицка» (л.д.62). Однако, указанный земельный участок с кадастровым номером №, площадью 72733 кв.м. прекратил свое существование 11.03.2010 года в связи с разделом на 2 участка с кадастровыми номерами № и №.

17.07.2009 года главным архитектором г. Троицка Сорокиным В.В. был согласован градостроительный план земельного участка с кадастровым номером №, площадью 0,52 га. (л.д.64 т.1). Как следует из его содержания, данный план подготовлен ООО *** 22.06.2009 года на основании заявления Амерхановой Д.Р. и утратившего силу постановления администрации г. Троицка от 13.06.2007 года № «О проектировании досугового комплекса многопрофильного назначения на территории парка ***». Если верить данному документу, то градостроительный план разработан и утвержден в 2009 году, однако в нем содержится ссылка на решение Троицкого городского Совета депутатов от 24.06.2010 года № «Об утверждении Правил землепользования и застройки территории Троицкого городского округа».

Из данного градостроительного плана следует, что он разработан на земельный участок, на котором предполагается строительство досугового комплекса Амерхановой Д.Р.

В силу ст.44 Градостроительного кодекса Российской Федерации в составе градостроительного плана земельного участка указываются, в том числе, границы земельного участка; границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.

Однако границы земельного участка, на котором предполагалось строительство Амерхановой Д.Р. досугового комплекса, на момент согласования данного градостроительного плана 17.07.2009 года не были сформированы, так как межевой план на данный участок был разработан только в марте 2010 года.

20.10.2011 года администрацией г. Троицка принято постановление № «Об утверждении градостроительного плана земельного участка для проектирования досугового комплекса многопрофильного назначения на территории парка ***», которым утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером №, площадью 0,52 га. (л.д.63 т.1). Однако, на момент принятия данного постановления границы земельного участка, на котором предполагалось строительство комплекса, были сформированы, ему был присвоен кадастровый номер №, определена площадь данного земельного участка 5214 кв.м. (л.д.137 т.1).

Таким образом, указанный градостроительный план, а также постановление администрации г. Троицка от 20.10.2011 года № являются недействительными.

В соответствии с п.1. ст.42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Согласно п.2 указанной статьи проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.

Согласно п. 5 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного п. 6 ст. 18 Кодекса), генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.

Согласно требованиям п. 10 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.

В соответствии с п.2 ст.46 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке документации по планировке территории подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение трех дней со дня принятия такого решения и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет".

В соответствии со статьей 46 (пункты 5, 6) Градостроительного кодекса Российской Федерации проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.

Заключение о результатах публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет" (п. 10 ст. 46 ГрК РФ).

В силу п. 13 ст. 46 ГрК РФ глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.

Правилами землепользования и застройки территории Троицкого городского округа, утвержденными решением Собрания депутатов г. Троицка от 24 июня 2009 года № предусмотрено ознакомление жителей города с проектом планировки территории до проведения публичных слушаний.

Как установлено судом, подготовка проекта планировки территории парка *** проводилась с нарушением вышеуказанных норм закона. Решение администрации г.Троицка о подготовке документации по планировке территории в нарушение п.2 ст.46 Градостроительного кодекса Российской Федерации не опубликовывалось, на официальном сайте не размещалось.

13.01.2010 года администрацией г. Троицка принято постановление № «О разработке проекта планировки и проекта межевания территории парка ***, ограниченной <адрес>», в соответствии с которым Амерханова Д.Р. определена заказчиком на разработку проекта планировки и проекта межевания указанной территории; ей поручено в соответствии с утвержденной решением Градостроительного Совета города Троицка от 27.05.2005 года концепцией по развитию территории парка *** обеспечить разработку основной (утверждаемой) части проекта планировки с последующим проведением процедуры публичных слушаний (л.д.54 т.1).Амерханова Д.Р. разработала проект планировки указанной территории, который предусматривает размещение на территории парка *** на земельном участке, расположенном на <адрес> здания досугового комплекса многопрофильного назначения.

Постановлением администрации г. Троицка № «О проведении публичных слушаний по проекту планировки (утверждаемая часть) территории парка ***» от 10.08.2010 года отдел по архитектуре и градостроительству управления по капитальному строительству и архитектуре администрации г. Троицка определен органом, уполномоченным на проведение публичных слушаний по основной (утверждаемой) части проекта планировки парка ***. Отделу поручено обеспечить с 12.08.2010 года возможность беспрепятственного ознакомления жителей города с экспозиционными материалами основной (утверждаемой) части проекта планировки парка ***, а также организовать проведение публичных слушаний с подготовкой заключения о результатах публичных слушаний и последующей его публикации в средствах массовой информации в срок до 15.09.2010 года. Пунктом 3 указанного постановления определен день проведения первого заседания публичных слушаний на 13.09.2010 года.

Однако, первое заседание публичных слушаний по проекту планировки (утверждаемая часть) территории парка имени *** проведено 13.08.2010 года, что подтверждается протоколом, то есть через 3 дня после принятия постановления администрации г. Троицка от 10.08.2010 года №, а не 13.09.2010 года, как определено в данном постановлении (л.д.55-57).

Указанное обстоятельство не позволило жителям города в столь короткий срок ознакомиться с экспозиционными материалами основной (утверждаемой) части проекта планировки. Этим объясняется то, что на первом заседании публичных слушаний 13.08.2012 года не присутствовал ни один житель г. Троицка, что подтверждается протоколом их проведения от 13.08.2010 года. Таким образом, публичный характер слушания не имели. На это обращено внимание заместителя главы г. Троицка по капитальному строительству и архитектуре ***, который при подведении итогов совещания (страница 4 протокола публичных слушаний от 13.08.2012 года) сказал, что на следующем совещании должны присутствовать все категории людей, а не только специалисты, и объявление в газете должно пройти в установленном порядке.

Суд соглашается с доводами прокурора о том, что фактически заседание публичных слушаний явилось совещанием специалистов структурных подразделений администрации г. Троицка. Больше публичные слушания по данному вопросу не проводились. Протокол проведения заседания от 13.08.2010 года утвержден главой г. Троицка 30.08.2010 года (л.д.55). 13.09.2010 года начальником отдела по архитектуре и градостроительству администрации г. Троицка *** подписано заключение о результатах проведения публичных слушаний по рассмотрению проекта планировки (утверждаемая часть) территории парка ***, в котором содержится ссылка на протокол проведения публичных слушаний от 13.08.2010 года. Из заключения также следует, что в целях рационального использования территории парка предлагается утвердить проект планировки (утверждаемая часть) территории парка *** с учетом результатов публичных слушаний (л.д.58).

14.10.2010 года администрацией г. Троицка принято постановление № «Об утверждении основной части проекта планировки территории парка *** (л.д.59).

Суд соглашается с доводами прокурора о том, что в нарушение вышеуказанных норм закона, публичные слушания по проекту планировки указанной территории проведены в нарушение сроков их проведения и установленной законом процедуры. Следовательно, заключение о результатах проведения публичных слушаний начальника отдела по архитектуре и градостроительству администрации г. Троицка *** от 13.09.2010 года, не опубликованное в СМИ, не размещенное на официальном сайте, а также постановление администрации г. Троицка от 14.10.2010 года № «Об утверждении основной части проекта планировки территории парка ***» являются недействительными.

Из пункта 3 части 3 «Градостроительные регламенты» Правил землепользования и застройки территории Троицкого городского округа, утвержденных решением Собрания депутатов города Троицка от 24 июня 2009 года №, следует, что парки, скверы, бульвары предназначены для организации мест массового, разностороннего отдыха населения, для осуществления культурно-досуговой, оздоровительной деятельности.

Определенный постановлением администрации г. Троицка от 12 марта 2010 года № вид разрешенного использования земельного участка «проектирование досугового комплекса многопрофильного назначения» не предусмотрен основными, условно-разрешенными и вспомогательными видами разрешенного использования, установленными для парков, скверов, бульваров пунктом 3 части 3 Правил землепользования и застройки территории Троицкого городского округа.

Кроме того, предполагаемая площадь застройки и этажность не соответствуют характеристикам объектов, размещение которых допускается в зоне указанного парка Правилами землепользования и застройки, ст.27 Закона Челябинской области от 14.05.2002 года № 81-ЗО «Об особо охраняемых природных территориях Челябинской области», в соответствии с которой на территории парков запрещается любая деятельность, причиняющая вред парку или ухудшающая его состояние, затрудняющая его охрану, в том числе: все виды застройки, не связанные с организацией деятельности парков; рубки лесных насаждений, за исключением вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений; проезд и стоянка автотранспорта в не отведенных для этих целей местах; выпас сельскохозяйственных животных.

В ст. 58 Конституции РФ предусматривается обязанность каждого сохранять природу, бережно относиться к ее богатствам. Этой статье Конституции РФ корреспондируют ст. 42 - об экологических правах граждан - и ст. 36, где говорится о свободном владении, пользовании и распоряжении природными ресурсами, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

В соответствии с пунктом 1 ст. 61 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в редакции Федерального закона от 14.03.2009 г. N 32-ФЗ) зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений.

В соответствии с ч.2 ст.61 Федерального закона «Об охране окружающей среды» охрана зеленого фонда городских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды. На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что размещение запроектированного здания досугового комплекса многопрофильного назначения на территории парка *** противоречит п. 5 ст. 98ст. 85 ЗК РФ ст. 27 Закона Челябинской области "Об особо охраняемых природных территориях Челябинской области" от 14.05.2002 N 81-ЗО, поэтому является не допустимым.

Строительство здания досугового комплекса многопрофильного назначения на территории парка *** нарушит права жителей г. Троицка на благоприятную окружающую среду и на отдых, так как на территории г. Троицка с населением 78 000 человек находится только 1 парк с зелеными насаждениями, предназначенный для отдыха, что явно недостаточно. В случае предоставления Амерхановой Д.Р. земельного участка площадью 5214 кв.м и строительства на нем указанного здания территория парка уменьшится на 5214 кв.м.. что приведет к нарушению прав и интересов неопределенного круга лиц.

В силу ч.1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания недействительным акта признания органа местного самоуправления; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки.

Суд находит несостоятельными доводы стороны ответчика Амерхановой Д.Р. о том, что прокурор не вправе оспаривать постановления администрации, так как зарегистрированное право не подлежит оспариванию путем заявления требований в порядке главы 25 ГПК РФ и о том, что пропущен срок для заявления этих требований.

Согласно ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Общий срок исковой давности устанавливается в три года (ст. 196 ГК РФ).

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 197 ГК РФ для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.

Согласно ч. 1 ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (ст. 200 ГК РФ).

В силу положений ч. 2 ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Согласно п. 56 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.

Прокурор заявил требования искового характера о признании недействительным договора аренды земельного участка, о применении последствий недействительности ничтожной сделки: о возврате земельного участка.

Проверка законности оспариваемого прокурором договора аренды земельного участка включает в себя и проверку законности постановлений, в связи с изданием которых данный договор был заключен, а спорный участок предоставлен под строительство здания досугового комплекса.

Требования об оспаривании постановлений администрации г. Троицка не являются самостоятельными требованиями, заявленным в порядке главы 25 ГПК РФ. Данные постановления сами по себе не нарушают права и свободы лиц, в интересах которых прокурор обратился с иском. Их права нарушены заключением договора аренды земельного участка и переходом спорного земельного участка в аренду Амерхановой Д.Р. под строительство здания досугового комплекса. Установление обстоятельств соответствия закону оспариваемых постановлений входит в предмет доказывания по требованию о признании недействительным договора аренды и на все предъявленные прокурором требования распространяется общий срок исковой давности, составляющий три года. Об оспариваемых постановлениях администрации г. Троицка прокурор узнал в ходе проверки соблюдения законодательства при предоставлении земельных участков под строительство, которая была проведена по заданию прокуратуры Челябинской области в 1 квартале 2013 года.

Таким образом, требования прокурора в соответствии со ст. 12 ГК РФ направлены на пресечение действий, нарушающих права неопределенного круга лиц и заявлены в пределах срока исковой давности.

При этом неукоснительное соблюдение земельного законодательства в деятельности органа местного самоуправления затрагивает интересы всех жителей городского округа. Основания для того, чтобы считать, что действия администрации города Троицка, повлекшие незаконную передачу в аренду земельного участка под строительство на территории городского парка здания досугового комплекса многопрофильного назначения, не нарушают права неопределенного круга лиц (жителей данного района), отсутствуют.

Рассмотрев заявление Индивидуального предпринимателя Амерхановой Д.Р. о признании недействующим Решения Собрания депутатов города Троицка Челябинской области от 24 июня 2009 года № «Об утверждении Правил землепользования и застройки территории Троицкого городского округа» в части, в части, касающейся территориальной зоны А4 «Парки, скверы, бульвары, набережные, пляжи» и зоны А6 «Объекты физкультуры и спорта» территории земельного участка с кадастровым номером №, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении данного заявления по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Амерханова Д.Р. ссылается на то, что данный нормативный правовой акт противоречит ст. 15 Конституции и ст. ст. 30, 31,32 Градостроительного кодекса РФ и создает препятствия заявителю в пользовании земельным участком в соответствии с его разрешенным использованием, нарушает права и законные интересы заявителя в области предпринимательской деятельности.

Согласно ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Согласно ст. 61 Земельного кодекса РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина и юридического лица в области использования и охраны земель, могут быть признаны судом недействительными.

Исходя из разъяснений пункта 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" следует, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. При рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.

Как установлено судом, Собранием депутатов города Троицка Челябинской области 24 июня 2009 года было принято решение № «Об утверждении Правил землепользования и застройки территории Троицкого городского округа» (л.д.198 т.1).

Согласно пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся: утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.

На основании п. 12 части 2 статьи 13 Устава города Троицка утверждение Правил землепользования и застройки территории городского округа относится к полномочиям Собрания депутатов города (л.д.47 т.2).

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт - Правила землепользования и застройки Троицкого городского округа, утвержденные решением Собранием депутатов города Троицка Челябинской области 24 июня 2009 года № приняты в рамках полномочий Собрания депутатов города Троицка.

Решение Собрания депутатов города Троицка Челябинской области 24 июня 2009 года № было официально опубликовано в газете " Вперед" № от 22 июля 2009 года (л.д.14 т.2). Опубликованы были также и сами Правила землепользования и застройки Троицкого городского округа.

Проведение публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки регламентировано следующими законоположениями.

Согласно статье 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться применительно ко всем территориям поселений, городских округов, а также к частям территорий поселений, городских округов с последующим внесением в правила землепользования и застройки изменений, относящихся к другим частям территорий поселений, городских округов.

Подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.

Решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ.

Одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (далее - комиссия).

Глава местной администрации не позднее чем по истечении десяти дней с даты принятия решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещение указанного сообщения на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет". Сообщение о принятии такого решения также может быть распространено по радио и телевидению.

В указанном в части 7 настоящей статьи сообщении о принятии решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки указываются:

1) состав и порядок деятельности комиссии;

2) последовательность градостроительного зонирования применительно к территориям поселения, городского округа или межселенным территориям либо применительно к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа);

3) порядок и сроки проведения работ по подготовке проекта правил землепользования и застройки;

4) порядок направления в комиссию предложений заинтересованных лиц по подготовке проекта правил землепользования и застройки;

5) иные вопросы организации работ.

Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации.

По результатам указанной в части 9 настоящей статьи проверки орган местного самоуправления направляет проект правил землепользования и застройки главе муниципального образования или в случае обнаружения его несоответствия требованиям и документам, указанным в части 9 настоящей статьи, в комиссию на доработку.

Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта.

Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса и с частями 13 и 14 настоящей статьи.

Распоряжением главы администрации города Троицка № 08.102007 г. был утвержден состав комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки и определен порядок деятельности этой комиссии (л.д.38 т.2), данное распоряжение было опубликовано в газете «Вперед» 28.11.2007г. (л.д.75 об. т.2). При таких обстоятельствах, суд считает несостоятельными доводы Амерхановой Д.Р. о том, что сообщение о принятии решения о подготовке проекта Правил землепользования и застройки не было опубликовано.

22.12.2008 года главой администрации города Троицка было принято постановление № «О проведении публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки территории Троицкого городского округа», которое было опубликовано в газете «Вперед» 20.01.2009 года (л.д. 36 т.2, л.д.76 т.2). Этим постановлением отделу по архитектуре и градостроительству было поручено обеспечить с 26.12.2008г. возможность беспрепятственного ознакомления жителей города с экспозиционными материалами.

Публичные слушания по рассмотрению проекта Правил землепользования и застройки территории Троицкого городского округа были проведены, что подтверждается протоколом (л.д.32 т.2), заключением о результатах проведения публичных слушаний (л.д.30 т.2).

Неопубликование самого проекта Правил землепользования и застройки территории Троицкого городского округа, а также опубликование утвержденных Правил не в цвете, а в черно-белом варианте не может являться основанием для признания недействующим Решения Собрания депутатов города Троицка Челябинской области от 24 июня 2009 года № «Об утверждении Правил землепользования и застройки территории Троицкого городского округа» в части, в части, касающейся территориальной зоны А4 «Парки, скверы, бульвары, набережные, пляжи» и зоны А6 «Объекты физкультуры и спорта» территории земельного участка с кадастровым номером №

В газете «Вперед» 20.01.2009 года, где было опубликовано постановление № «О проведении публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки территории Троицкого городского округа» содержалась информация о том, что с материалами Правил можно ознакомиться в администрации города Троицка и указан был адрес.

Кроме того, как следует из содержания ч. 2 ст. 253 ГПК РФ суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени только в том случае, если установит, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.

Заявляя данное требование Амерханова Д.Р. не указала и судом также не установлено, в чем именно оспариваемое решение противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.

Тот факт, что, по мнению Амерхановой Д.Р., оспариваемое решение принято с нарушением установленного законом порядка, исходя из смысла ч. 2 ст. 253 ГПК РФ не влечет таких последствий, как признание решения недействующим.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 195-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Признать недействительными:

акт выбора площадки для проектирования досугового комплекса многопрофильного назначения на территории парка *** от 17.05.2007 года;

постановления администрации г. Троицка -

от 13.06. 2007г. № «О проектировании досугового комплекса многопрофильного назначения на территории парка ***»;

от 09.02.2010 года № «О внесении изменений в постановление главы администрации города Троицка от 13.06.2007 года №»;

от 12.03.2010 года № «О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования на часть земельного участка у муниципального учреждения «Комитет по культуре и делам молодежи администрации города Троицка»;

от 12.03.2010 года № « О предоставлении земельного участка из земель населенных пунктов в аренду Амерхановой Д.Р. на период проектирования досугового комплекса многопрофильного назначения по адресу: <адрес>


         от 20.10.2011 года № «Об утверждении градостроительного плана
земельного участка для проектирования досугового комплекса многопрофильного назначения на территории парка ***»;

от 14.10.2010 года № «Об утверждении основной части проекта планировки территории парка ***».

Признать недействительным договор аренды №. от 12.03.2010 года, заключенный между Управлением муниципальной собственности администрации г. Троицка и Амерхановой Д.Р..

Применить последствия недействительности ничтожной сделки : обязать Амерханову Д.Р. вернуть Управлению муниципальной собственности администрации города Троицка земельный участок с кадастровым номером № площадью 5214 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>

Обязать филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером № площадью 5214 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

В удовлетворении заявления Амерхановой Д.Р. о признании недействующим в части решения Собрания депутатов города Троицка Челябинской области от 24.06.2009г. № «Об утверждении Правил землепользования и застройки территории Троицкого городского округа» отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Троицкий городской суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий: