Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации
« 13 » мая 2014 года г.Тамбов
Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:
Председательствующего судьи Сорокиной С.Л.,
при секретаре Жилиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 - 1019/14 по иску Татарского транспортного прокурора к Дмитренко В.Н. о прекращении права допуска к полетам и сдаче свидетельства пилота,
У С Т А Н О В И Л:
Решением территориальной квалификационной комиссии Татарского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта (далее - ТКК Татарского МТУ ВТ Росавиации) от ***. Дмитренко В.Н. присвоена квалификация пилота-любителя ГА с выдачей свидетельства и он допущен к полетам в качестве командира ВС самолета сухопутного однодвигательного по ПВН; ***. Дмитренко В.Н. выдано свидетельство пилота-любителя ***.
06.02.2014г. Татарский транспортный прокурор обратился в суд с иском к Дмитренко В.Н. о прекращении права допуска к полетам в качестве командира ВС самолета сухопутного однодвигательного, сдаче свидетельства пилота сверхлегкого воздушного судна от ***. № ***, выданного Татарским МТУ ВТ Росавиации, указав в обоснование иска, что Татарской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности полетов в Частном образовательном учреждении «Авиационный учебный центр «Авиатор». В силу ст.2 Воздушного Кодекса Российской Федерации воздушное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Приказом Минтранса России от 12.09.2008г. № 147 утверждены Федеральные авиационные правила "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов гражданской авиации", которые определяют требования к лицам авиационного персонала, осуществляющим функции, установленные для обладателей, в том числе, свидетельства пилота сверхлегкого воздушного судна.
В соответствии с п.2.1. указанных Правил (ФАП № 147) для выполнения функций командира воздушного судна или второго пилота сверхлегкого воздушного судна с массой конструкции более 115кг необходимо получить свидетельство, предусмотренное настоящими Правилами. В силу п.11.1 ФАП № 147 обладатель свидетельства пилота сверхлегкого воздушного судна должен продемонстрировать знания, в том числе, в областях использования и практического применения параметров взлетных (стартовых), посадочных и других летно-технических характеристик, выполнения полетов районах с интенсивным движением, а также основ полета применительно к пилоту сверхлегкого воздушного судна.
Согласно п.5.3. Федеральных авиационных правил «Сертификация авиационных учебных центров», утвержденных приказом Федеральной авиационной службы РФ от 23 января 1999г. N 23, передача сертификата АУЦ другим образовательным учреждениям запрещается.
В силу п.3.2.3. ФАП № 23 после успешного окончания полного цикла обучения (в соответствии с утвержденной программой) в АУЦ, обучающимся выдается документ в соответствии с ведомственными нормативными требованиями. Документ подписывается руководителем АУЦ и фиксируется в специальном журнале, хранящемся в АУЦ.
Частное образовательное учреждение дополнительного образования взрослых «Авиационный учебный центр «Авиатор» зарегистрировано ***. в ЕГРЮЛ за основным регистрационным номером ***. Деятельность ЧОУ ДОВ «АУЦ «Авиатор» осуществлялась на основании лицензии на право ведения образовательной деятельности, выданной Министерством образования и науки Республики Татарстан *** серия ***, а также свидетельства (сертификата) № ***, выданного ***. Федеральным агентством воздушного транспорта, согласно которому ЧОУ ДОВ «АУЦ «Авиатор» соответствует требованиям Воздушного законодательства Российской Федерации и способен осуществлять ведение образовательной деятельности по направлениям (специальностям), приведенным в приложении к свидетельству.
Согласно свидетельству № *** выданному ректором (директором) ЧОУ ДОВ «АУЦ «Авиатор» ФИО3, в период с 01.11.2011г. по 05.12.2011г. Дмитренко В.Н. прошел обучение по программе «Переподготовка летного состава на легкие воздушные суда», в том числе прошел наземную подготовку, тренажерную подготовку, технику пилотирования и самолетовождение.
Представленная Дмитренко В.Н. справка о налете по типам самолетов от 01.12.2011г., выданная НП АОН «ЧЕЛАВИЯ-Тамбов», содержит печать авиакомпании «ЧелАвиа» и не является выпиской из летной книжки, которая является единственным документом, подтверждающим факт налета часов. К материалам дела по обучению Дмитренко В.Н. копия летной книжки не приобщена.
Приказом начальника Татарского МТУ ВТ Росавиации ФИО4 от ***. *** утверждено Положение «О Территориальной квалификационной комиссии и назначении территориальной квалификационной комиссии Татарского МТУ ВТ Росавиации», а также утвержден состав ТКК, председателем которой является ФИО5
Пунктом 4.4 указанного Положения установлено, что территориальная квалификационная комиссия организовывает проверку представленных на рассмотрение документов и указанных в них сведений.
Пунктом 5.1 данного Положения предусмотрено, что председатель территориальной квалификационной комиссии запрашивает необходимые сведения у юридических и физических лиц для проверки подлинности представленных на рассмотрение документов и указанных в них данных.
Однако в нарушение вышеперечисленных пунктов Положения «О Территориальной квалификационной комиссии и назначении территориальной квалификационной комиссии Татарского МТУ ВТ Росавиации», председателем ТКК Татарского МТУ ВТ Росавиации ФИО5 сведения, необходимые для проверки достоверности представленных на рассмотрение комиссии документов и указанных в них сведений, не истребованы, фактическая проверка документов и указанных в них сведений не проведена.
Несмотря на отсутствие проверки представленных Дмитренко В.Н. документов и содержащихся в них сведений, ***. принято решение по присвоению Дмитренко В.Н. квалификации пилота-любителя ГА с выдачей свидетельства № *** на допуск к полетам в качестве командира ВС самолета сухопутного однодвигательного.
В судебное заседание Татарский транспортный прокурор не явился, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна.
Ответчик Дмитренко В.Н. в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна.
Представитель ответчика, по доверенности Дерябин С.В., исковые требования не признал по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление, дополнив, что истцом не представлено доказательств обоснования возможности причинения вреда неопределённому кругу лиц в случае осуществления ответчиком своей деятельности. Истцом фактически оспаривается решение территориальной квалификационной комиссии Татарского МТУ ВТ Росавиации от ***. по присвоению квалификации пилота-любителя ГА с выдачей свидетельства Дмитриенко В.Н. *** на допуск к полётам в качестве командира ВС самолёта сухопутного однодвигательного. Свои требования истец основывает на нормах Федеральных авиационных правил «Требования к членам экипажей воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полётов гражданской авиации», утверждённых приказом Минтранса РФ от 12.09.2008г №147, а также на нормах Федеральных авиационных правил «Сертификация авиационных учебных центров», утвержденных Приказом Федеральной авиационной службы РФ от 29.01.1999г. № 23, но какие именно нормы указанных правил нарушены, истец не указывает. Исходя из доводов истца, нарушение вышеуказанных правил ответчиком Дмитренко В.Н. заключается в том, что председатель территориальной квалификационной комиссии Татарского МТУ ВТ Росавиации ФИО5 якобы не истребовал необходимые сведения для проверки достоверности представленных на рассмотрение комиссии документов и указанные в них сведения, а именно справка о налёте по типам самолётов от 01.12.2011г., выданная НП АОН «Челавиа-Тамбов». Таким образом, по мнению истца, можно прекратить право допуска Дмитренко В.Н. к полётам без признания незаконным решения председателя территориальной квалификационной комиссии Татарского МТУ ВТ Росавиации, послужившего основанием для выдачи свидетельства. Причем доказательств незаконности действий (бездействия) ФИО5 истец не представил. Иных же доводов и доказательств, правомерно обосновывающих исковые требования по отношению к Дмитренко В.Н., как нарушителю законодательства РФ, истцом не представлено и не заявлено. Согласно свидетельству № ***, выданному ректором (директором) ЧОУ «АУЦ «Авиатор» ФИО3, в период с 01.11.2011г. по 05.12.2011г. Дмитренко В.Н. прошел обучение по программе «Переподготовка лётного состава на легкие воздушные суда», в том числе прошёл наземную подготовку, тренажёрную подготовку, проверку техники пилотирования и самолётовождения в полном объёме. Это подтверждается зачётно - экзаменационным листом, с указанием дисциплин и результатов сдачи зачётов и экзаменов. В соответствии с существующей практикой, кандидат на обучение в ЧОУ «АУЦ «Авиатор» для обучения по программе переподготовки лётного состава на лёгкие ВС предоставляет следующие документы: лётную книжку, справку ВЛЭК, паспорт гражданина РФ, выписку о налёте или справку о налёте. Приёмная комиссия изучает все эти документы и их копии вкладываются в личное дело учащегося, а лётная книжка возвращается её владельцу. По программе обучения проводится комплексная проверка техники пилотирования и самолётовождения на присвоение соответствующей квалификации, о чём делается запись в лётной книжке. В данном случае, в лётной книжке Дмитренко В.Н. на страницах 113-114 имеется соответствующая запись от 05.12.2011г., заверенная печатью ЧОУ «АУЛ «Авиатор». После завершения обучения готовится представление в ТКК Татарского МТУ, достоверность данных, в том числе налёт, заверена лично директором ЧОУ «АУЦ Авиатор» ФИО3 и печатью учебного центра. До проведения заседания территориальной квалификационной комиссии все документы, в том числе и лётная книжка, представляются секретарю ТКК, который проверяет полноту и достоверность документов путем сличения копий с подлинниками, в том числе и проверка соответствия справки о налёте или выписки о налёте с лётной книжкой. В данном случае справка о налёте по типам самолётов от 01.12.2011г., выданная НП АОН «Челавиа» соответствовала сведениям, содержащимся в лётной книжке Дмитренко В.Н. При соответствии оригиналов копиям кандидат на получение свидетельства пилота-любителя допускается к прохождению территориальной квалификационной комиссии. Делать копии лётных книжек никогда не практиковалось и не требовалось, так как она имеет большой объём, и поэтому в дело прикрепляется справка о налёте или выписка о налёте, что фактически является одним и тем же. После проведения собеседования и при наличии положительных результатов кандидату присваивается квалификация пилота-любителя с выдачей свидетельства пилота. В данном случае решением ТКК МТУ ВТ Росавиации Дмитренко В.Н. присвоена квалификация пилота-любителя ГА с выдачей свидетельства. Личные данные пилота-любителя вносятся в общероссийскую базу данных авиационного персонала. Истцом не представлено доказательств того, что председатель ТКК не истребовал у Дмитренко В.Н. необходимые сведения для проверки достоверности представленных на рассмотрение комиссии документов и указанных в них сведений. Приказом начальника Татарского МТУ ВТ Росавиации ФИО4 от ***. *** утверждено Положение «О территориальной квалификационной комиссии и назначении территориальной квалификационной комиссии Татарского МТУ ВТ Росавиации». Истец бездоказательно обосновывает свой иск к Дмитренко В.Н. тем, что председатель ТКК якобы нарушил пункты 4.4 и 5.1 вышеуказанного положения, не проведя проверку. Необходимо отметить, что вышеуказанное Положение не относится к воздушному законодательству РФ. При этом следует отметить, что нормы ФАП-147 и ФАП-23 не нарушены ни ответчиком, ни третьим лицом, указанные нормы не запрещают прохождение Дмитренко В.Н. обучения и прохождения проверки знаний и навыков пилота в том порядке, в котором они были проведены. Главой 3 ФАП-147 требования к частным пилотам, определены общие требования к кандидатам в пилоты-любители (частные пилоты), в том числе и требования по налёту, для присвоения квалификации пилота-любителя кандидат должен иметь общий налёт не менее 40 часов и 10 часов из них самостоятельно под руководством инструктора. В данном случае все требования соблюдены. Таким образом, свидетельство пилота-любителя (частного пилота) Дмитренко В.Н. выдано законно, процедуры выдачи свидетельства соблюдены в полном объёме. Основания для его изъятия отсутствуют.
Представитель ответчика, по доверенности Немцов С.Э., исковые требования не признал по тем же основаниям.
Представитель третьего лица Татарского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта (далее - Татарское МТУ ВТ Росавиации) в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна.
В возражениях на исковое заявление указали, что Дмитренко В.Н. в ходе обучения прошел наземную подготовку, тренажерную подготовку, технику пилотирования и самолетовождение, что подтверждается зачетно-экзаменационным листом с указанием дисциплин и результатов сдачи зачетов и экзаменов. По программе обучения проводится комплексная проверка техники пилотирования и самолетовождения на присвоение соответствующей квалификации, о чем делается запись в летной книжке, в частности в летной книжке Дмитренко В.Н. на странице 114 имеется соответствующая запись, сделанная 05.12.2011г., заверенная печатью ЧОУ ДОВ «АУЦ «Авиатор». После завершения обучения АУЦ готовится представление в ТКК Татарского МТУ ВТ Росавиации, при этом достоверность данных, в том числе налёт, заверена лично директором ЧОУ «АУЦ «Авиатор» и печатью учебного центра. До проведения заседания территориальной комиссии все документы, в том числе и лётная книжка, представляются секретарю и председателю ТКК, которые проверяют полноту и достоверность документов путем сличения копий с подлинниками, в том числе и проверка соответствия справки о налёте или выписки о налёте с лётной книжкой. В данном случае справка о налёте по типам самолетов от 01.12.2011г., выданная НП АОН «Челавиа», соответствовала сведениям, содержащимся в лётной книжке Дмитренко В.Н. При соответствии оригиналов копиям кандидат на получение свидетельства пилота-любителя допускается к прохождению территориальной квалификационной комиссии. При этом не требуется делать копии лётных книжек, в дело прикрепляется справка о налёте или выписка о налёте. После проведения собеседования при наличии положительных результатов кандидату присваивается квалификация пилота-любителя с выдачей свидетельства пилота. Решением ТКК Татарского МТУ ВТ Росавиации от ***. Дмитренко В.Н. присвоена квалификация пилота-любителя с выдачей свидетельства (протокол *** от ***.) Личные данные пилота-любителя вносятся в общероссийскую базу данных авиационного персонала. Истцом не представлены доказательства того, что ТКК Татарского МТУ ВТ Росавиации не истребовал у Дмитренко В.Н. необходимые сведения для проверки достоверности представленных на рассмотрение комиссии документов и указанных в них сведений. Свидетельство пилота-любителя выдано Дмитренко В.Н. законно, основания для его изъятия отсутствуют, а исковые требования следует оставить без удовлетворения.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля ФИО9, исследовав материалы дела, лётную книжку Дмитренко В.Н., считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению.
Согласно ст.1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В соответствии со ст.1079 ГК РФ под деятельностью, связанной с повышенной опасностью для окружающих, понимается, в том числе использование транспортных средств.
В соответствии с п.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Иск Татарского транспортного прокурора о прекращении права допуска к полетам и сдаче свидетельства пилота в целом может быть направлен в защиту интересов неопределенного круга лиц и интересов РФ. В связи с чем, доводы ответчика о том, что прокурор не вправе обращаться в суд с вышеуказанными требованиями, несостоятельны.
Статьей 2 Воздушного кодекса РФ предусмотрено, что воздушное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила - нормативные акты, регулирующие отношения в области использования воздушного пространства и в области авиации и принимаемые в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Воздушным кодексом РФ авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную авиацию.
В силу ст.53 Воздушного кодекса РФ к выполнению функций членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, а также функций по техническому обслуживанию воздушных судов, по диспетчерскому обслуживанию воздушного движения допускаются лица из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, имеющие выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации соответствующие свидетельства (п.1).
Правила проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение указанных в пункте 1 настоящей статьи свидетельств, требованиям федеральных авиационных правил, а также правила выдачи указанных свидетельств устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Требования, предъявляемые к оформлению и форме указанных свидетельств, устанавливаются федеральными авиационными правилами (п.1.1).
Согласно п.3 ст.54 Воздушного кодекса РФ подготовка пилотов легких гражданских воздушных судов и пилотов сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения может осуществляться в порядке индивидуальной подготовки у лица, имеющего указанное в пункте 1 статьи 53 настоящего Кодекса свидетельство с внесенной в него записью о праве проведения такой подготовки.
В соответствии со статьей 53 Воздушного кодекса РФ и в целях реализации стандартов Конвенции о международной гражданской авиации (Чикаго, 1944год) приказом Минтранса РФ от 12 сентября 2008г. N147 утверждены Федеральные авиационные правила "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации" (далее - ФАП № 147), пункт 1.2 которых определяет требования к лицам авиационного персонала, осуществляющим функции, установленные для обладателей следующих свидетельств: частного пилота (самолет, дирижабль, вертолет), пилота сверхлегкого воздушного судна.
Пунктами 2.1, 2.3 ФАП № 147 предусмотрено, что для выполнения функций командира воздушного судна или второго пилота сверхлегкого воздушного судна с массой конструкции более 115кг необходимо получить свидетельство, предусмотренное настоящими Правилами (п.2.1).
Обладатель свидетельства частного пилота должен получить соответствующую квалификационную отметку о виде воздушного судна, выдаваемую при условии выполнения требований настоящих Правил, установленных для соответствующего вида воздушного судна.
В соответствии с п.3.3, п.11.1 ФАП № 147, кроме требований, установленных в пунктах 3.1 и 3.2 настоящих Правил, обладатель свидетельства частного пилота с квалификационной отметкой о виде воздушного судна "самолет" должен иметь налет на самолете не менее 40ч или 35ч в ходе прохождения курса подготовки по утвержденной программе в качестве пилота самолета, в который засчитывается не более 5ч налета на тренажере (п.3.3).
Обладатель свидетельства пилота сверхлегкого воздушного судна должен иметь налет на сверхлегких воздушных судах, оборудованных силовой установкой, - не менее 25 ч в качестве пилота сверхлегкого воздушного судна, включая 12 ч самостоятельного налета.
Согласно п.8.2 ФАП № 147 обладатель квалификационной отметки "пилот-инструктор" при условии соблюдения требований, указанных в пунктах 1.6-1.11 и 2.5-2.22 настоящих Правил, при наличии соответствующих квалификационных отметок в свидетельстве может, в том числе проводить летную подготовку, необходимую для выдачи свидетельства частного пилота, свидетельства коммерческого пилота, свидетельства пилота многочленного экипажа, внесения квалификационной отметки о праве на полеты по приборам и квалификационной отметки пилота-инструктора.
Приказом Федеральной авиационной службы РФ от 23 января 1999 г. N 23 утверждены Федеральные авиационные правила «Сертификация авиационных учебных центров» (далее - ФАП № 23), которые устанавливают порядок взаимоотношений специально уполномоченных органов в области гражданской авиации с авиационными учебными центрами при проведении работ по сертификации авиационных учебных центров и распространяются на образовательные учреждения всех организационно-правовых форм собственности (государственные учреждения, предприятия, курсы, структурные подразделения и т.д.), осуществляющие образовательный процесс в системе дополнительного профессионального образования, а также определяют порядок проведения сертификации авиационных учебных центров.
Федеральные авиационные правила "Сертификация авиационных учебных центров" обязательны для соблюдения всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также юридическими лицами и гражданами.
В соответствии с п.3.1.2, п. 3.1.3, п.3.2.3 ФАП № 23 задачами АУЦ (авиационных учебных центров) в соответствии с заявленными видами подготовки являются, в том числе подготовка, переподготовка и повышение квалификации летного, диспетчерского, инженерно-технического персонала, бортпроводников, сотрудников авиационной безопасности, работников служб перевозок, агентств воздушных сообщений и другого персонала эксплуатантов воздушного транспорта, аэропортов и другого авиационного персонала (п.3.1.2).
В соответствии с основными задачами АУЦ организует подготовку, переподготовку и повышение квалификации летного, диспетчерского и инженерно-технического персонала, бортпроводников, сотрудников авиационной безопасности, работников служб перевозок, агентств воздушных сообщений и другого персонала авиапредприятий гражданской авиации в соответствии с настоящими Федеральными авиационными правилами (п.3.1.3).
После успешного окончания полного цикла обучения (в соответствии с утвержденной программой) в АУЦ обучающимся выдается документ в соответствии с ведомственными нормативными требованиями. Документ подписывается руководителем АУЦ и фиксируется в специальном журнале, хранящемся в АУЦ (п.3.2.3).
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, ***. в ЕГРЮЛ за основным государственным регистрационным номером *** внесена запись о государственной регистрации юридического лица - Частное образовательное учреждение дополнительного образования взрослых Авиационный учебный центр «Авиатор».
Деятельность ЧОУ ДОВ АУЦ «Авиатор» осуществляется на основании лицензии на право ведения образовательной деятельности, выданной Министерством образования и науки Республики Татарстан ***., серия ***, а также свидетельства (сертификата) № *** выданного ***. Федеральным агентством воздушного транспорта, согласно которому ЧОУ ДОВ АУЦ «Авиатор» соответствует требованиям Воздушного законодательства Российской Федерации и способен осуществлять ведение образовательной деятельности по направлениям (специальностям), приведенным в приложении к свидетельству.
В соответствии с п.2.1 Приложения *** к Сертификату *** от ***. Номенклатура направлений (специальностей), уровней подготовки, переподготовки, программ дополнительного образования и контрольные нормативы условий осуществления образовательного процесса, ЧОУ ДОВ АУЦ «Авиатор» имеет курсы переподготовки лётного состава на легкие воздушные суда.
Согласно Перечню документов, необходимых для зачисления в ЧОУ ДОВ АУЦ «Авиатор», утвержденному приказом директора *** А от ***., по виду подготовки - «переподготовка пилотов легких воздушных судов (присвоение квалификационной отметки «самолет сухопутный однодвигательный»), при приеме необходимо представить, в том числе выписку из летной книжки (или справку) о налёте по годам и типам с общим итогом, лётную книжку.
***. между ЧОУ ДОВ АУЦ «Авиатор» (Исполнитель) и Дмитренко В.Н. (Заказчик) был заключен договор № ***, согласно п.1.2 которого Исполнитель обязан провести обучение Заказчика по утвержденной программе курсов переподготовки пилотов, по программе подготовки пилотов к уведомительному порядку использования воздушного пространства РФ; при успешном освоении теоретической и летной подготовки выдать свидетельства (сертификаты) о прохождении обучения в АУЦ; организовать и выполнить лётную подготовку по программе курсов переподготовки пилотов легких воздушных судов.
При этом в судебном заседании бесспорно установлено и подтверждается, помимо пояснений представителей ответчика, исковым заявлением Татарского транспортного прокурора, возражениями Татарского МТУ ВТ Росавиации, материалами дела, что при приеме в ЧОУ ДОВ АУЦ «Авиатор» для обучения по программе «Переподготовка летного состава на легкие воздушные суда» Дмитренко В.Н. представил справку о налете по типам самолетов от 01.12.2011г., выданную НП АОН «ЧЕЛАВИЯ-Тамбов», и лётную книжку.
Кроме того, свидетель ФИО9 в судебном заседании показал, что Дмитренко В.Н., будучи принят в члены некоммерческого партнерства авиации общего назначения «Авиакомпания «ЧЕЛАВИА» (НП АОН «ЧЕЛАВИЯ-Тамбов»), директором которого назначен он (ФИО9), обратился с заявлением о допуске к выполнению ознакомительных полетов на базе НП АОН «ЧЕЛАВИЯ-Тамбов». Он (ФИО9), будучи допущен Высшей квалификационной комиссией ГА к полетам в качестве пилота-инструктора с правом первоначального обучения на *** и имея в своем свидетельстве коммерческого пилота квалификационную отметку «пилот-инструктор *** с правом первоначального обучения», проводил лётную подготовку Дмитренко В.Н., необходимую для выдачи свидетельства частного пилота, вносил записи в лётную книжку Дмитренко В.Н. о налёте по годам и типам воздушных судов, на основании которой 01.12.2011г. выдал ответчику справку о налёте по типам самолетов.
Сведения о налёте Дмитренко В.Н. по типам самолетов, содержащиеся в справке от 01.12.2011г., полностью соответствуют информации о налёте по годам и типам воздушных судов, содержащейся в лётной книжке пилота-любителя командира воздушного судна Дмитренко В.Н., которая обозревалась в судебном заседании, и вместе со справкой от 01.12.2011г. была представлена в ЧОУ ДОВ АУЦ «Авиатор» для обучения по программе «Переподготовка летного состава на легкие воздушные суда» согласно вышеуказанному Перечню документов.
Согласно свидетельству № ***, выданному ректором (директором) ЧОУ ДОВ АУЦ «Авиатор» ФИО3, с приложенными к нему документами, как то задание на тренировку, лётная проверка, проверка самолетовождения, выписка из лётной книжки КВС, в период с 01.11.2011г. по 05.12.2011г. Дмитренко В.Н. прошел обучение по программе «Переподготовка летного состава на легкие воздушные суда», в том числе прошел лётную подготовку, включающую наземную подготовку, тренажерную подготовку, технику пилотирования и самолетовождение.
Судом также установлено, что ЧОУ ДОВ АУЦ «Авиатор» обратилось в территориальную квалификационную комиссию Татарского МТУ ВТ Росавиации, состав которой назначен приказом Татарского МТУ ВТ Росавиации от ***. *** и которая в своей работе руководствуется «Положением о квалификации специалистов гражданской авиации», «Положением о ТКК Татарского межрегионального территориального управления ВТ ФАВТ», и «Положением о территориальной квалификационной комиссии», с представлением на присвоение квалификации пилота-любителя ГА с выдачей свидетельства и на допуск к полетам в качестве командира ВС самолета сухопутного однодвигательного Дмитренко В.Н., *** года рождения.
При этом из указанного представления следует, что достоверность содержащихся в нем данных в отношение Дмитренко В.Н. (общее и специальное образование, переподготовка, заключение ВЛЭК, общий и самостоятельный налёт, самостоятельный налёт по типам ВС, присвоенный минимум погоды, наличие авиационных происшествий) заверена директором ЧОУ ДОВ АУЦ «Авиатор».
Результат прохождения Дмитренко В.Н. территориальной квалификационной комиссии отражен в листе оценок проверки знаний по специальным дисциплинам на допуск к самостоятельной работе в качестве командира воздушного судна Дмитренко В.Н. ТКК Татарского МТУ ВТ Росавиации.
Решением ТКК Татарского МТУ ВТ Росавиации от 08.12.2011г. (протокол *** от ***.) Дмитренко В.Н. присвоена квалификация пилота-любителя ГА с выдачей свидетельства и он допущен к полетам в качестве командира ВС самолета сухопутного однодвигательного по ПВН; *** Дмитренко В.Н. выдано свидетельство пилота-любителя № *** (пункт II свидетельства), в пункте XII которого «Квалификационные отметки» указано на вид, тип воздушного судна, обязанности - самолет сухопутный однодвигательный, командир ВС, и в пункте IX которого указано, что владельцу настоящего свидетельства предоставлено право выполнять обязанности, указанные в п. II и XII.
При этом указание в представлении, листе оценок фамилии «Дмитриенко», по мнению суда, является опиской, поскольку в судебном заседании бесспорно установлено и подтверждается материалами дела, как то договором № *** от ***., свидетельством № ***, лётной книжкой, свидетельством пилота-любителя № *** от ***., справкой Татарского МТУ ВТ Росавиации от ***., что ***. Татарским МТУ ВТ Росавиации именно Дмитренко В.Н. выдано свидетельство пилота-любителя № ***
Анализируя изложенное, суд приходит к выводу о том, что представление Дмитренко В.Н. при приеме в ЧОУ ДОВ АУЦ «Авиатор» для обучения по программе «Переподготовка летного состава на легкие воздушные суда» справки о налете по типам самолетов от 01.12.2011г., выданной НП АОН «ЧЕЛАВИЯ-Тамбов», и лётной книжки соответствует требованиям приказа директора ЧОУ ДОВ АУЦ «Авиатор» *** А от ***.
При этом Татарский транспортный прокурор, ссылаясь на то, что к материалам дела по обучению Дмитренко В.Н. не приобщена копия лётной книжки, не указывает, чем именно предусмотрено приобщение к материалам дела по обучению копии лётной книжки.
По изложенным выше основаниям суд не может согласиться с содержащимся в исковом заявлении Татарского транспортного прокурора утверждением о том, что справка о налёте по типам самолетов от 01.12.2011г., выданная НП АОН «ЧЕЛАВИЯ-Тамбов» Дмитренко В.Н., не является документом, подтверждающим факт налёта часов.
По смыслу ст.9 ГК РФ, ст.ст.3, 4, 39, 196 ГПК РФ только истцу принадлежит право определять предмет и основание иска.
В соответствии с ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным требованиям.
Обращаясь в суд с вышеуказанным иском, Татарский транспортный прокурор ссылается на вышеуказанные положения ФАП № 147 и ФАП № 23, а также на то, что представленная Дмитренко В.Н. справка о налете по типам самолетов от 01.12.2011г., выданная НП АОН «ЧЕЛАВИЯ-Тамбов», содержит печать авиакомпании «ЧелАвиа» и не является выпиской из летной книжки, которая является единственным документом, подтверждающим факт налета часов, к материалам дела по обучению Дмитренко В.Н. копия летной книжки не приобщена.
Приказом начальника Татарского МТУ ВТ Росавиации ФИО4 от ***. № *** утверждено Положение «О Территориальной квалификационной комиссии и назначении территориальной квалификационной комиссии Татарского МТУ ВТ Росавиации», а также утвержден состав ТКК, председателем которой является ФИО5
Пунктом 4.4 указанного Положения установлено, что территориальная квалификационная комиссия организовывает проверку представленных на рассмотрение документов и указанных в них сведений.
Пунктом 5.1 данного Положения предусмотрено, что председатель территориальной квалификационной комиссии запрашивает необходимые сведения у юридических и физических лиц для проверки подлинности представленных на рассмотрение документов и указанных в них данных.
Однако в нарушение вышеперечисленных пунктов Положения «О Территориальной квалификационной комиссии и назначении территориальной квалификационной комиссии Татарского МТУ ВТ Росавиации», председателем ТКК Татарского МТУ ВТ Росавиации ФИО5 сведения, необходимые для проверки достоверности представленных на рассмотрение комиссии документов и указанных в них сведений, не истребованы, фактическая проверка документов и указанных в них сведений не проведена.
Несмотря на отсутствие проверки представленных Дмитренко В.Н. документов и содержащихся в них сведений, ***. принято решение по присвоению Дмитренко В.Н. квалификации пилота-любителя ГА с выдачей свидетельства № *** и на допуск к полетам в качестве командира ВС самолета сухопутного однодвигательного.
В связи с тем, что свидетельство о допуске к полетам выдано Дмитренко В.Н. без проведения необходимых проверок, следовательно, его деятельность, связанная с повышенной опасностью для окружающих (ст.1079 ГК РФ), может повлечь за собой опасность причинения вреда в будущем, что, в свою очередь, в силу ст.1065 ГК РФ является основанием для запрещения такой деятельности.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходит из следующего.
Как указано выше, доводы Татарского транспортного прокурора о том, что справка о налёте по типам самолетов от 01.12.2011г., выданная НП АОН «ЧЕЛАВИЯ-Тамбов» Дмитренко В.Н., не является документом, подтверждающим факт налёта часов, безосновательны.
Кроме того, в судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что ТКК Татарского МТУ ВТ Росавиации, рассмотрев представление ЧОУ ДОВ АУЦ «Авиатор» в отношение Дмитренко В.Н., проведя проверку знаний ответчика и отразив результат прохождения Дмитренко В.Н. территориальной квалификационной комиссии в листе оценок проверки знаний по специальным дисциплинам на допуск к самостоятельной работе в качестве командира воздушного судна Дмитренко В.Н., 08.12.2011г. приняла решение о присвоении Дмитренко В.Н. квалификации пилота-любителя ГА с выдачей свидетельства и о допуске к полетам в качестве командира ВС самолета сухопутного однодвигательного по ПВН (правила визуальных полетов).
***. Дмитренко В.Н. выдано свидетельство пилота-любителя № *** (пункт II свидетельства), в пункте XII которого «Квалификационные отметки» указано на вид, тип воздушного судна, обязанности - самолет сухопутный однодвигательный, командир ВС, и в пункте IX которого указано, что владельцу настоящего свидетельства предоставлено право выполнять обязанности, указанные в п. II и XII.
Таким образом, право допуска к полетам в качестве командира ВС самолета сухопутного однодвигательного Дмитренко В.Н., прекратить которое просит истец, возникло на основании свидетельства пилота-любителя № ***, выданного Татарским МТУ ВТ Росавиации ***. согласно решению ТКК Татарского МТУ ВТ Росавиации, протокол *** от ***
Между тем, ссылаясь на то, что ТКК Татарского МТУ ВТ Росавиации и ее председателем в нарушение пунктов 4.4, 5.1 Положения о ТКК Татарского МТУ ВТ Росавиации» не истребованы сведения, необходимые для проверки достоверности представленных на рассмотрение комиссии документов и указанных в них сведений, и не проведена фактическая проверка документов и указанных в них сведений, однако 08.12.2011г. было принято решение по присвоению Дмитренко В.Н. квалификации пилота-любителя ГА с выдачей свидетельства № *** и на допуск к полетам в качестве командира ВС самолета сухопутного однодвигательного, Татарский транспортный прокурор фактически оспаривает решение ТКК Татарского МТУ ВТ Росавиации от ***., при этом никаких требований к Татарскому МТУ ВТ Росавиации не предъявлено, то есть истец просит прекратить право допуска Дмитренко В.Н. к полетам без признания незаконным решения ТКК Татарского МТУ ВТ Росавиации от ***., более того, без предоставления доказательств незаконности действий (бездействия) ТКК Татарского МТУ ВТ Росавиации и ее председателя, тогда как в соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Содержащиеся в исковом заявлении Татарского транспортного прокурора утверждения о том, ТКК Татарского МТУ ВТ Росавиации и ее председателем не истребованы сведения, необходимые для проверки достоверности представленных на рассмотрение комиссии документов и указанных в них сведений, и не проведена фактическая проверка документов и указанных в них сведений, ничем объективно по делу не подтверждены; более того, истцом не обоснована необходимость истребования необходимых сведений, как указано в иске, для проверки достоверности представленных на рассмотрение комиссии документов и указанных в них сведений, при наличии в ТКК Татарского МТУ ВТ Росавиации документов, представленных ЧОУ ДОВ АУЦ «Авиатор», и при наличии положительных результатов прохождения Дмитренко В.Н. территориальной квалификационной комиссии.
Поскольку суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Татарского транспортного прокурора о прекращении права допуска к полетам в качестве командира ВС самолета сухопутного однодвигательного Дмитренко В.Н., возникшего на основании свидетельства от ***. № ***, а требования об обязании Дмитренко В.Н. незамедлительно после вступления решения суда в законную силу сдать свидетельство пилота сверхлегкого воздушного судна от ***. № *** в Татарское МТУ ВТ Росавиации производно от требований о прекращении права допуска к полетам, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований и в части обязания Дмитренко В.Н. сдать свидетельство.
На основании изложенного, в удовлетворении исковых требований Татарского транспортного прокурора к Дмитренко В.Н. о прекращении права допуска к полетам в качестве командира ВС самолета сухопутного однодвигательного, возникшего на основании свидетельства от ***. № ***, сдаче свидетельства пилота сверхлегкого воздушного судна от ***. № ***, выданного Татарским МТУ ВТ Росавиации, следует отказать.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Татарского транспортного прокурора к Дмитренко В.Н. о прекращении права допуска к полетам в качестве командира ВС самолета сухопутного однодвигательного, возникшего на основании свидетельства от ***. № ***, сдаче свидетельства пилота сверхлегкого воздушного судна от ***. № ***, выданного Татарским МТУ ВТ Росавиации, отказать.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: С.Л.Сорокина
Верно: судья
Мотивированное решение составлено 21.05.2014 года.
Судья: С.Л.Сорокина
Верно: судья