ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1019/16 от 07.04.2016 Авиастроительного районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

Дело №2-1019/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 апреля 2016 года город Казань

Авиастроительный районный суд города Казани Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Г.В.Куханёвой,

при секретаре судебного заседания Е.В.Барышевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Азимова Ш.Ж. к Индивидуальному предпринимателю Пасечнику С.Э. о защите прав потребителей,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к ответчику в вышеприведенной формулировке.

8 обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ истец приобрел у ответчика авиабилеты АК «Аэрофлот», маршрут Казань-Нью-Йорк-Казань на двоих взрослых и ребенка в бизнес-классе на сумму 1 066 303 руб., но в связи с тем, что истец решил оплачивать банковскими картами, ему сказали, что он должен уплатить комиссию, который банк взимает с ответчика. Общая сумма оплаты за авиабилеты с учетом комиссии составила 1087630 руб. Оплату истец производил банковским подарочными не персонифицированными картами, каждая номиналом 15000 руб. Всего для оплаты авиабилетов использовалось 73 карты. После оплаты, истец данные карты выкинул, так как они являлись одноразовыми, и не пополняемые, а на сайте эмитента данных пластиковых карт было указано, что истец должен сохранять после покупки только чеки от POS терминала в течение 30 дней, что истец сделал.

ДД.ММ.ГГГГ, истец подал заявление на возврат авиабилетов и возврат денежных средств путем перечисления истцу на расчетный счет в банке, в связи с утерей карт, по которым производилась оплата. Реквизиты для возврата денежных средств были указаны в заявление на возврат авиабилетов, а также было указано, что согласно п.7.2.9 договора подарочных карт ООО РНКО «Платежный центр», подарочные карты при утрате не восстанавливаются.

ДД.ММ.ГГГГ ответчиком дан ответ, что денежные средства будут зозвращены только на те карты, которыми произведена оплата.

На основании вышеизложенного, истец просит обязать ответчика вернуть денежные средства на указанные реквизиты в заявления на возврат авиабилетов, взыскать уплаченную сумму в размере 1 087 630 руб. за авиабилеты, государственную пошлину в размере 2829 руб., неустойку, согласно Закону о ЗПП в размере 3% за каждый день неисполнения требований о возврате с ДД.ММ.ГГГГ, штраф, привлечь ответчика к ответственности за нарушения ч.4 ст. 16.1 за указание отличной цены за одни и те же авиабилеты в зависимости от способа их оплаты (при оплате банковской картой цена дороже на 2% в отличие от наличной формы оплаты).

Истец в судебное заседание не явился, извещен, в материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, а также представил уточнение исковых требований, просил суд взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 50000 руб. по ЗПП, а также компенсацию морального вреда, согласно п.2 ст.24 Закона РФ «О персональных данных» по 50000 руб. за каждого человека, указанного в ходатайстве от 28.03.2016г. в сумме 150000 руб.

Ответчик и его представитель в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований, указав что ИП Пасечник не является надлежащим ответчиком, надлежащим ответчиком является перевозчик, а также указав, что денежные средства были возвращены истцу 11.02.2016г.

Выслушав пояснения ответчика и его представителя, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования следует отклонить.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Согласно статье 108 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее ВК РФ) в редакции, действовавшей на дату заключения договора воздушной перевозки, пассажир воздушного судна имеет право отказаться от полета уведомлением об этом перевозчика не позднее чем за двадцать четыре часа до отправки воздушного судна, если установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок не определен льготный срок, и получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму.

В соответствии с п. 13 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утв. Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ N 82 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) (далее ФАП N 82) пассажир для осуществления бронирования может обратиться перевозчику или уполномоченному агенту непосредственно в пункты продажи перевозок либо по телефону, электронной почте и т.п., либо забронировать пассажирское место и провозную емкость самостоятельно через информационные системы.

В соответствии с п. 15 ФАП N 82, при бронировании пассажирского места и провозной емкости для пассажира перевозчик или уполномоченный агент предоставляет пассажиру достоверную и полную информацию расписании движения воздушных судов, наличии свободных пассажирских мест и провозных емкостей, тарифах и условиях применения тарифов включая информацию об условиях возврата (невозврата) уплаченной за перевозку провозной платы, правилах перевозчика, об условиях договора воздушной перевозки пассажира, условиях обслуживания на борту воздушного судна, типе воздушного судна, перевозчике, который будет фактически осуществлять перевозку, другую сопутствующую информацию.

В соответствии с ч. 2 ст. 790 ГК РФ плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

Согласно ч. 2 ст. 64 Воздушного кодекса РФ перечень тарифов на услуги в области гражданской авиации и сборов за данные услуги, правила формирования указанных тарифов и сборов, правила взимания рассчитанной на основе указанных тарифов и сборов платы за услуги в области гражданской авиации, а также правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Пункт 5 Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденных Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ N 155 предусматривает, что денежная сумма за перевозку пассажира и/или багажа между двумя пунктами и условия применения тарифов устанавливаются перевозчиком.

Пункт 1 ст. 64 Воздушного кодекса РФ гласит, что оказание услуги в области гражданской авиации осуществляется на платной основе (тарифы, сборы), если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 "О защите прав потребителей", а именно статья 32 предусматривает право потребителя отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.

Оплата фактически понесенных расходов осуществляется пассажиром, отказавшимся от перевозки, независимо от срока такого отказа.

Согласно пункта 7 Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, в пассажирский тариф включаются расходы, связанные с обеспечением и выполнением перевозки пассажира и его багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа, в том числе расходы на бронирование, оформление расчетов и перевозочных документов. Расходы на операции по аннулированию бронирования, осуществлению расчетов сумм, причитающихся для возврата, оформлению возврата сумм и расходы на операции по изменению условий договора воздушной перевозки пассажира не включены в пассажирский тариф и являются платой за дополнительные услуги, связанные с изменением договора воздушной перевозки по инициативе пассажира.

Сбор за бланк билета, сбор за бланк ордера разных сборов, сбор за бланк квитанции оплаты сверхнормативного багажа являются фактически понесенными расходами перевозчика и при добровольном отказе пассажира от воздушной перевозки не подлежат возврату. Данный сбор устанавливается перевозчиком в размере стоимости бланка билета, ордера разных сборов на бумажном носителе (пункт 9 Правил).

В соответствии с п. 1 ст.220 ГПК РФ, суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 настоящего Кодекса

Установлено, что ответчик осуществляет предпринимательскую деятельность в области туризма, обладает правом действовать в качестве агента IATA с 23.01.2008г. Данное право ответчику предоставлено на основании договора пассажирского торгового агентства от 23.01.2008г.

Согласно п.3.1 указанного договора: «Агент имеет право продавать пассажирские авиаперевозки, обслуживаемые перевозчиком и иными перевозчиками, уполномоченными перевозчиком. Продажа авиапассажирских перевозок подразумевает все действия, необходимые для обеспечения пассажира действительным контрактом на перевозку, включая выдачу действительного перевозочного документа сбор денег за это» (л.д.81)

ДД.ММ.ГГГГ истец приобрел у ответчика авиабилеты АК «Аэрофлот», маршрут Казань-Нью-Йорк-Казань на двоих взрослых и ребенка в бизнес-классе на сумму 1 066 303 руб.

Оплату истец производил банковским подарочными не персонифицированными картами, каждая номиналом 15000 руб. Всего для оплаты авиабилетов использовалось 73 карты. В связи с тем, что истец оплачивал банковскими картами, общая сумма оплаты за авиабилет с учетом комиссии составила 1087630 руб.

ДД.ММ.ГГГГ, истец подал заявление на возврат авиабилетов и возврат денежных средств путем перечисления истцу на расчетный счет в банке, в связи с утерей карт, по которым производилась оплата. Реквизиты для возврата денежных средств были указаны в заявление на возврат авиабилетов, а также было указано, что согласно п.7.2.9 договора подарочных карт ООО РНКО «Платежный центр», подарочные карты при утрате не восстанавливаются (л.д.11). Однако, согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ, данным ответчиком, указано, что возврат денежных средств будет осуществлен на карты.

В судебном заседании было установлено, что истец производил оплату не наличными, а с использованием подарочных неперсонифицированных карт VISA от ООО РНКО «Платежный центр». Момент произведения оплаты истцом авиабилетов наступил в момент зачисления банком денежных средств на расчетный счет ответчика. Получив карты от истца, ответчик провел их через терминал Сбербанка. Согласно платежному поручению от 18.01.2016г. отделение «Банк Татарстан» ПАО «Сбербанк России» перечислил на расчетный счет ответчика сумму 1075290 руб., где наименование платежа - договор эквайринга от 15.01.2016г., количество операций 73, комиссия 19170 руб. 73 операции – 73 карты, которые представил истец. Оплату за авиабилеты ответчик перечислил перевозчику.

Согласно пояснениям представителя ответчика, после того как истец отказался об билетов, деньги возможно было вернуть на те же подарочные карты. Но ввиду сообщения истцом об их утрате, ответчик пытался любым правомерным способом урегулировать конфликт. Ответчик обратился к перевозчику - ИATA, перевозчик принял решение в соответствии с его правилами и процедурами, утвержденными им в установленном порядке. Так в соответствии с руководством по системе BSP для агентов, в разделе 14.10. «возвраты», п.14.10.4 предусмотрено «возврат полностью неиспользованного билета должен быть осуществлен или авторизован авиакомпанией не позднее, чем в отчетном периоде, следующем за периодом получения авиаперевозчиком оформленного агентом заявления на возврат». Акт об аннулировании билетов был составлен в день обращения истца с отказом 25.01.2016г. П.14.11 устанавливает отчетный период: «в системе BSP в России установлена отчетность 4 раза в течении календарного месяца. Согласно приложения 1 указаны отчетные периоды по датам. Поскольку заявление о возврате от истца поступило 25.01.2016г., дата возврата платежа - 08.02.2016г. Согласно переписке ИATA с ответчиком, перевод денежных средств будет осуществлен 09.02.2016г. Денежные средства на счет ответчика поступили 10.02.2016г., а 11.02.2016г. они были зачислены на счет истца. 08.02.2016г. ответчик известил истца по электронной почте, о том, что авиакомпания Аэрофлот подтвердила возврат по аннулированным билетам, возврат будет осуществлен 09.02.2016г.

Суд находит, что со стороны ответчика никаких нарушений законных прав и интересов истца не было, возврат денежных средств был произведен. В связи с тем, что остальные требования производны от основного, суд отказывает в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Виновных действий со стороны ответчика суд не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований Азимова Ш.Ж. к Индивидуальному предпринимателю Пасечнику С.Э. о защите прав потребителей отказать.

Производство по делу в части привлечения к административной ответственности прекратить по п.1 ст.220 ГПК РФ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан Авиастроительный районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья: Г.В.Куханёва